ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Предназначена для совместного использования с рабочим листом) - Окружающий мир 4 класс ТЕМА ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА «ЛЕНТА ВРЕМЕНИ» И ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТА (II.1. Узнаём о летоисчислении)
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс)

Петров Павел Петрович

Окружающий Мир - 4 класс (II.1)

§ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА. «ЛЕНТА ВРЕМЕНИ» И §

§ ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТА §

Узнаём о летоисчислении

ЧАСТЬ 1: Что такое время

ЧАСТЬ 2Карта

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Что такое время Большое значение для исторической науки имеет понятие «время». Именно на этом понятии строится вся историческая наука. Историкам невозможно собирать любые старые вещи и не сортировать их по уровню древности, по времени. Для историка время — один из главных объектов изучения. Время, бесконечная связь между прошлым и настоящим — это условное обозначение длительности различных процессов. Однако в реке времени есть остановки, которые нас интересуют - события. Они могут быть глобальными, как начало Второй мировой войны, могут быть более локальными, как рождение того или иного исторического лица. Каждому событию соответствует дата, порядковый номер в календаре. Например, манифест об отмене крепостного права в России был провозглашён 19 февраля 1861 года. Однако историку часто приходится сталкиваться со значительными временными промежутками. Для этого вводятся большие временные отрезки — десятилетия, столетия (века), тысячелетия (миллениумы). Чтобы отличать годы от веков, первые записываются арабскими цифрам, а вторые - римскими. Рис. 1. Песочные часы

Слайд 3

Что такое время ПРИМЕР: «События 1861 года произошли в XIX веке». Однако даже этого разделения недостаточно, а без структуры, без чёткой классификации на отдельные временные промежутки время и события смешаются. Для создание структуры было изобретено «летоисчисление» — система, которая описывает последовательность лет и их взаимосвязь. Подобные системы рождались в разных цивилизациях и отличались друг от друга. Стержнем данной системы был астрономический цикл. Ориентируясь на Луну, Солнце, звёзды, народы выстраивали отсчёт лет. Вместе с летоисчислениями появлялись и календари — специальные таблицы или книги, в которые записывались последовательности дней, разделённые на недели, месяцы, годы. В нашей стране до реформы Петра I в 1699 главенствовал Византийский календарь, летоисчисление в котором велось «от сотворения мира». Однако после 1699 г. в Российской Империи утвердился юлианский календарь, а гораздо позже, в 1918 году — григорианский. Разница между двумя последними календарями состоит в подсчёте високосных лет. Однако и этого было недостаточно для науки. Была необходимость в создании глобальной системы летоисчисления. Для этого и были придуманы «Эпохи» (от греческого «остановка»), большие временные промежутки, разительно отличающиеся друг от друга, универсальные для любой страны.

Слайд 4

Что такое время Всю историю разделяет одно большое событие — рождение Иисуса Христа. Оно делит историю на эры — моменты, от которых ведётся летоисчисление, «до нашей эры» (до Рождества Христова) и «нашу эру» (после Рождества Христова). Само Рождество является своеобразным « нулевым годом ». Рис. 2. Века Таким образом, века записываются так: « II век до нашей эры» или « II век до н. э.» — возможны оба варианта написания. В современной науке принято выделять шесть больших эпох, шесть больших блоков: сначала выделяют большой Доисторический период (2 млн лет назад — 4 тыс. лет до н. э.), затем Древний мир (4 тыс. лет до н. э. — 476 год н. э.), Средние века (476 год н. э. — конец XV века), Раннее Новое (конец XV — 1789 год), Новое (1789 год — 1918 год) и Новейшее (1918 год — наши дни) время.

Слайд 5

Что такое время Каждая Эпоха отличается от другой характерными особенностями — культурой, видами получения прибыли и т. д. Именно благодаря подобным различиям историки и начали отделять Древний мир от Средних веков, а Средние века от Доисторического периода. Запомним понятия «время», «эпоха», «эра». Без ясного представления о них разобраться в истории нет возможности.

Слайд 6

Карта Историк — учёный, изучающий прошлое. Однако когда он погружается в прошлое, он сталкивается с реальностью — раньше всё было совсем не так, как сейчас. Археология, с которой мы познакомились в прошлой теории, обнаруживает развалины бывших городов — а они могут находиться на глубине многих метров под землёй. Меняют своё местоположение поселения, двигаются реки, смещаются литосферные плиты. Все эти процессы влияют на археологию и составление карт исторических поселений. Работой по составлению карт занимается отдельная дисциплина — картография. Кроме того, раскапывая древние места, необходимо составить план — своеобразную схему расположения домов, старых храмов, построек. Также составляется план расположения всех находок. Записывается и зарисовывается каждый камень, что позволяет на бумаге сохранить первоначальную картину того, что видит археолог. План отличается от карты тем, что он рассматривает объекты, меньшие по размеру. Карта, в свою очередь, является своеобразным чертежом больших пространств земной поверхности. Как правило, к карте прилагается «легенда» — набор расшифровки символов. Например, может быть план города, план храма, план сражения, но при этом будет карта Восточно-Европейской равнины, карта древнерусских городищ, карта расселения славянских племён и т. д.

Слайд 7

Карта Рис. 1. Карта Московской губернии

Слайд 8

Карта Рис. 2. План расположения войск при Бородино

Слайд 9

Карта Хотя существует множество различных способов составлять карты, планы и их легенды, есть некоторые универсальные знаки. К примеру, скрещенные мечи означают сражение, территории разных стран окрашиваются разным цветом, стрелки — это движение войск и народных масс. Названия городов обозначаются точками. Названия рек пишутся синим цветом, по течению. Территории восстаний, как правило, обозначаются большим количеством красных точек. Границы стран — жирными линиями. На планах сражений разноцветными прямоугольниками отмечаются войска. Одноцветный прямоугольник — пехота, перечёркнутый — кавалерия. Итак, запомним, что на картах изображены большие объекты и процессы, а на планах — те, что поменьше.

Слайд 10

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 1. Соотношение эпох 2. Соответствия 3. Временные промежутки 4. Эпохи 5. Что изображено на картинке 6. Термины времени 7. Обозначения 8. Определение эры 9. О Рождестве Христовом 10. Последовательность

Слайд 11

1. Соотношение эпох Выбери, какой эпохе соответствует временной промежуток или дата: 1806–1812 гг. н э. А) Доисторический период Б) Новейшее время В) Новое время Г) Раннее Новое время Д) Средние века Е) Древний мир В) Новое время

Слайд 12

2. Соответствия Отметь, верно или неверно соотносятся эпохи и временные промежутки между собой. 5 млн лет назад — 3 тыс. лет до н. э. УТ: Нет такой исторической эпохи А) Верно Б) Неверно А) Верно

Слайд 13

3. Временные промежутки Дай правильный ответ: какой временной промежуток указан. 20 лет — А) век Б) годы В) десятилетия Г) эпоха Д) миллениум В) десятилетия

Слайд 14

4. Эпохи Для лучшей ориентации на временной шкале учёные-историки разделили время на несколько эпох. Напиши без точки название эпохи, временной промежуток которой: III век до н. э. — VII век н. э. (Если такой эпохи нет, напиши — «Нет».) ______________________ Нет

Слайд 15

5. Что изображено на картинке Как правило, когда историк начинает исследовать тот или иной временной промежуток, ему необходимы разные карты. Они бывают миграционные, физические и многие другие. В том числе историку необходимы планы. Например, планы областей. Давай попробуем определить, что изображено на картинке. А) План города Б) План битвы В) Карта города А) План города

Слайд 16

6. Термины времени Запиши термин в определение с большой буквы и без точки на конце. (Запиши одно слово.) _____________________________ — это специальная таблица или книга, в которую записывались последовательности дней, разделённые на недели, месяцы, годы. Календарь

Слайд 17

7. Обозначения Выбери, чем по смыслу можно дополнить предложение. На исторической карте или плане сражения прямоугольники — это... А) войска Б) места торговли В) границы пеших формирований Г) город А) войска

Слайд 18

8. Определение эры Отметь, до нашей эры или в нашей эре расположены разноцветные звёзды. Красной точкой обозначено Рождество Христово. Оранжевая звезда. А) До нашей эры Б) Наша эра Б) Наша эра

Слайд 19

9. О Рождестве Христовом Впиши века римскими цифрами без точек. Вспомни, какой век обозначает каждый кружок. Века пишутся латинскими буквами. После каждого века целиком напиши или «век до нашей эры», или «век нашей эры». Жёлтый кружо к – ___________________ ______________ V - век до нашей эры

Слайд 20

10. Последовательность Расположи в правильной последовательности даты. Сначала расположи более ранние, затем более поздние. Будь внимателен! 1) _____________________________ 2) _____________________________ 3) _____________________________ 4) _____________________________ 5) _____________________________ 6) _____________________________ Варианты ответов: А) 1300 год н. э. Б) 1689 год н. э. В) 10 тыс. лет до н. э. Г) 5 год н. э. Д) 1905 год н. э. Е) 1970 год н. э. 1) В 2) Г 3) А 4) Б 5) Д 6) Е

Слайд 21

ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ УЗНАЁМ О ЛЕТОИСЧИСЛЕНИИ

Слайд 22

1. Соотношение эпох Выбери правильную эпоху, соответствующую представленному временному промежутку или дате: 1941-1945 гг. н. э. А) Доисторический период Б) Новейшее время В) Новое время Г) Раннее Новое время Д) Средние века Е) Древний мир Б) Новейшее время

Слайд 23

2. Эпохи Для удобства историки разделили время на несколько эпох. Напиши название эпохи, временной промежуток которой: 1918 год — наши дни. (Если такой эпохи нет, напиши — «Нет».) _____________________________ Новейшее Время

Слайд 24

3. Что изображено на картинке Занимаясь наукой, историк не может обойтись без карты. Они бывают миграционные, физические и многие другие. В том числе историку необходимы планы. Например, планы сражений. Давай попробуем определить, что изображено на картинке. А) План города А) Карта Восточноевропейской равнины В) План сражения А) План города

Слайд 25

4. Обозначения Дополни предложение. На исторической карте или плане сражения прямоугольники — это... А) город Б) войска В) границы пеших формирований Г) места торговли Б) войска

Слайд 26

5. Последовательность Расположи в правильной последовательности даты. Сначала расположи более ранние, в конце — более поздние. Будь внимателен! 1) ______________________________ 2) ______________________________ 3) ______________________________ 4) ______________________________ 5) ______________________________ 6) ______________________________ Варианты ответов: А) 2 млн лет назад Б) 1692 год н. э. В) 1925 год н. э. Г) 1883 год н. э. Д) 750 год до н. э. Е) 530 год н. э. 1) А 2) Д 3) Е 4) Б 5) Г 6) В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "История вокруг нас" (4 класс, УМК "Школа России")

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся по  истории нашей Родины в форме игры....

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация+учебный материал) для 3 класса. Тема: "Изменение глаголов по временам".

Предмет: Русский язык.Класс: 3Тема урока: Изменение глаголов по временам.Цели урока: познакомить учащихся с изменением глаголов по временам, закрепить знания глагола.Планируемые результаты:·...

Технологическая карта урока Окружающий мир 3 класс Тема: «Путешествие по ленте времени»

Педагогические задачи: создать условия для формирования представления о ленте времени, сформировать представление о науке истории, которая изу­чает прошлое человеческого общества. Познакомить с поняти...

конспект урока - викторина по окружающему миру на тему "История. Исторические карты".

Класс: 4Предмет: окружающий мирТип урока: закреплениеОборудование: учебники, карточки, проектор, монеты, образцы писем и грамот, образцы гербов и флагов, образцы домашней утвари. Ход урока.1....

Технологическая карта урока по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс Тема "Изменение глаголов по временам"

Цель урока: формирование умения изменять глаголы по временамЗадачи урока:Дидактические:1. Уметь различать времена глаголов2. Уметь различать изменять глаголы по временам3. Уметь распознавать глаголы в...

РАБОЧИЙ ЛИСТ - Окружающий мир 4 класс ТЕМА ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА «ЛЕНТА ВРЕМЕНИ» И ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТА (II.1. Узнаём о летоисчислении)

Окружающий Мир - 4 класс (II.1)§ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА. «ЛЕНТА ВРЕМЕНИ» И §§ ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТА §Узнаём о летоисчисленииЧАСТЬ 1: Что такое времяЧАСТЬ 2: Карта...