Научно-исследовательская работа на тему: «Огород на подоконнике. Лук и чесночок - витаминов сундучок»
проект по окружающему миру (2 класс)
Это научно- исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности; осознание детьми своих интересов; формирование умений их реализовывать; приобретение и применение детьми новых знаний.
http://cloud.mail.ru/public/G4YD/KqitqfCAn
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ogorod_na_podokonnike._nominatsiya_yunye_naturalisty.docx | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16 аул Малый Барханчак
Ипатовского района Ставропольского края
Научно-исследовательская работа
на тему: «Огород на подоконнике.
Лук и чесночок - витаминов сундучок»
Выполнили:
ученики 2 Б класса
Джумамухаметов Айхан,
Джумамухаметова Райнат
МКОУ СОШ № 16 аул Малый Барханчак
Руководитель: учитель начальных классов
Исхакова Змря Камильевна
аул Малый Барханчак,
2023-2024 учебный год.
Оглавление
Введение……………………………………………………….3
Цели и задачи………………………………………………….
Актуальность…………………………………………………..
Методика исследования……………………………………….4
Результаты исследований……………………………………..5
Заключение ……………………………………………………10
Список использованной работы………………………… ……
Приложение ……………………………………………………11
Приложение …………………………………………………
Введение
Данный взросло-детский проект разработан преподавателем дополнительного образования центра образования естественно-научной и технологической направленности « Точка роста», функционирующего на базе МКОУ СОШ № 16 аул Малый Барханчак для обучающихся кружка «Мир увлекательных открытий». Кружковую деятельность «Мир увлекательных открытий» посещают обучающиеся второго класса. Чем глубже второклассники начали познавать таинства окружающего мира, тем больше у него стали возникать вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, были созданы условия для научно- исследовательской деятельности детей.
Вид проекта: научно- исследовательский.
Проектная идея.
Создать в классном помещении «огород на подоконнике».
Участники проекта.
Воспитанники кружка, обучающиеся второго класса: Джумамухаметов Айхан и Джумамухаметова Райнат.
Длительность: декабрь 2023 г.- апрель 2024 г.
Актуальность проекта:
Это научно- исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности; осознание детьми своих интересов; формирование умений их реализовывать; приобретение и применение детьми новых знаний.
Цель: развитие интереса к научно- исследовательской деятельности у детей в процессе выращивания растений (лука и чеснока) в «огороде на подоконнике».
Задачи
Обучающие:
- Дать первоначальные знания о том, как выращиваются огородные растения.
- Познакомить детей со строением луковицы, об условиях, необходимых для роста растений.
- Систематизировать знания детей о значении воды растений.
- Формировать интерес к научно -исследовательской деятельности.
Развивающие:
- Развивать интерес к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений.
- Развивать речь детей, активизировать словарь (луковица, донце, зубчик, корешок, углубление, стрелка, условия роста).
- Развивать трудовые навыки.
Воспитывающие:
- Воспитывать бережное и доброе отношение к природе.
- Воспитывать чувство самосохранения, умение заботиться о своём здоровье.
- Воспитывать желание производить трудовые действия, помогать взрослым.
- Формировать чувство ответственности при уходе за огородными растениями: вовремя полить, рыхлить почву, предохранять от прямых солнечных лучей.
Методика исследования.
В ходе работы дети использовали такие методы, как исследование, наблюдение, опыты, измерение.
Опытным путем они исследовали условия необходимые для роста лука и чеснока. Обучались вести наблюдения.
План реализации проекта:
I. Подготовительный этап. ( декабрь 2023 г.)
1.Создание условий для организации работы в «огороде на подоконнике»
II. Основной этап.(январь –март)
1. Теоретические занятия:
1) Рассматривание луковиц и головки чеснока. Выявление сходства и различия растений.
2) Изучение условий, необходимых для роста лука - познакомить детей с необходимостью света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
3) Беседа «Как нам овощи помогают укрепить здоровье»- «Лук и чеснок от семи недуг».
2.Практическая деятельность: создание «огорода на подоконнике».
1) Подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление.
2) Наблюдение за посадкой, первыми всходами.
3) Заполнение дневника наблюдений.
4) Трудовые поручения: полив и уход за луком на «огороде».
2. Работа с родителями.
- Листовка для родителей «Участвуем в проекте «Лук и чесночок - витаминов сундучок».
- Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, луковицы для посадки.
- Домашнее задание: с детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, расширить представление детей о применении зеленого лука и чеснока в пищу.
III. Заключительный этап (апрель 2024г)
1)Подведение итогов реализации проекта:
2)Создание книги «Зелёный лучок»
- история лука и чеснока,
- загадки, стихи о луке и чесноке,
- чем полезен лук и чеснок,
- хозяйке на заметку.
3) Просмотр презентации « Огород на подоконнике. Лук и чесночок - витаминов сундучок»
Результаты исследования.
Исследовательский этап:
1.Опытно-экспериментальная деятельность:
Опыт № 1. Чем отличается лук от чеснока?
- Определяем отличительные признаки по цвету, запаху и вкусу.
У лука менее острый вкус, не столь резкий запах
- Определяем отличительные признаки по внешнему виду.
У лука луковица представляет собой сильно утолщенное образование, по форме напоминающее репу, а у чеснока – головку, распадающуюся обычно на отдельные луковки, или зубки. Прорастающая луковица имеет: сухие чешуи рубашки, овальное отверстие, через которое прорастает более молодой лист. Листья у лука трубчатые, внутри полые. Их называют обычно пером. А у чеснока листья продолговатые, плоские.
Опыт № 2 Посадка лука, чеснока в землю, в стаканчик с водой.
Можно высаживать растения, создавая для них разные условия: для одних - тепло, воду, свет; для других - тепло, воду, темноту; для третьих - холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука и чеснока с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, мы на конкретных примерах убеждаем детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.
Вырастить чеснок на подоконнике можно двумя способами – семенами или зубчиками. Если важен быстрый результат, выбирают посадку зубчиками. Если высадить бульбочки, то полученная зелень будет свободна от заболеваний, характерных для овоща, но вырастет очень тоненькой.
Для посадки понадобится приготовить:
• Чеснок, лук ( луковицы, зубчики или семя);
• Тару;
• Землю.
Технология посадки одинакова для обоих способов. Поэтапное описание будет выглядеть так:
• Отбор качественного посадочного материала;
• Приготовление грунта;
• Выбор и подготовка посадочных емкостей;
• Посадка чеснока.
Чтобы отобрать качественный посадочный материал, нужно обратить внимание на некоторые аспекты. Для семян – выбрать самые крупные и без повреждений. Для зубчиков – выбрать плотные, крупные, без следов увядания, пожелтения или гниения.
Выбор ёмкостей для выращивания
Наилучшим вариантом считается горшок, глубиной не меньше 20 см. Он займет немного места на окне, и в нем сразу поместится несколько зубчиков. Таким образом, вырастет достаточно зелени с экономным использованием пространства.
Удобно проращивать чеснок в пластиковом контейнере.
Любая тара должна иметь дренажные отверстия для стока жидкости. Чеснок и лук не любит переувлажнения. Это грозит загниванием корней, появлением заболеваний и вредителей. Поэтому, кроме отверстий, на дно горшка нужно уложить дренажный слой. Подойдет галька, битая керамика, керамзит, камушки с песком. Дополнительно сосуд ставится на поддон или подставку для сбора поливной воды.
Грунт был подготовлен руководителем проекта, дети использовали готовый грунт.
Подготовка грунта:
Грунт для посадки чеснока необходимо брать плодородный, водо- и воздухопроницаемый с добавлением минеральных удобрений. Хорошо смешать покупной грунт для рассады со специальным комплексом удобрений для лука и чеснока. Если посадка чеснока в домашних условиях запланирована была заранее и грунт подготовлен с осени, то приготовить почвосмесь можно самостоятельно. Для этого смешивают равные части:
- Дерновой земли;
- Перегноя;
- Торфа;
- Песка.
Чеснок очень требователен к плодородию почвы, поэтому в эту смесь обязательно добавляют золу древесную. До начала посадки землю обеззараживают раствором марганцовокислого калия и прокаливают в духовке не менее 30 минут. Это необходимо, чтобы предотвратить распространение заболеваний чеснока и уничтожить зимующие личинки вредителей. Если пропустить этот этап подготовки, то можно не получить ожидаемого урожая. Растения не смогут противостоять распространению болезней или нашествиям паразитов.
Посев в грунте
А теперь подробно рассмотрим, как посадить чеснок и лук дома в горшке. Действия не сложные, но важные.
- Наполнить тару почвосмесью, немного уплотнить и увлажнить. Не насыпайте землю до краев горшка, нужно оставить место для комфортного полива и ухода за растениями.
- Разделить головку чеснока на отдельные зубчики.
- Заглубить их в землю. Каждую дольку или луковицу поместить острым концом вверх. Если заглубить луковички, ростки появятся на 2 недели позже.
- Затем дольки присыпают почвой и поливают.
- Поставить тару на солнечное место.
Выращивание в воде
Выгонку зелени чеснока и лука можно проводить в воде. Дольки чеснока очищают от покровной кожицы (луковицу не очищают), плотно устанавливают в неглубокую посуду и заливают до половины водой. Этот уровень поддерживают постоянно.
Ростки при обычной посадке в землю появляются через 1-3 недели. Срок, когда чеснок и лук начнет прорастать, зависит от глубины посадки луковиц и зубков и условий выращивания.
Особенности ухода
Внимание заключается в поливе, обеспечении температурного режима, качественном освещении, подкормках и регулярной обрезке.
Дата | Ёмкость с водой | Ёмкость с почвой |
10 января | Подбор посадочного материала. Замачивание лука в воде. | Подбор посадочного материала. Замачивание лука в воде. |
11января | Помещение нижней части лука в стакан с водой. | Высадка лука в грунт |
15января | - | Дал росток 4 см 3мм |
26января | - | От 7 до 11см |
Освещение
Особое внимание уделяют освещению. Без хорошего освещения зелень будет бледной, со слабым ароматом. Оптимально поставить емкости на южное окно, там света достаточно. Если света не хватает, то придется подсвечивать растения. Для этого используют люминесцентные лампы.
Лук – светолюбивое и влаголюбивое растение.
Полив
Также важно поддерживать грунт в умеренно влажном состоянии и правильно его поливать. Лучше всего использовать лейку для комнатных растений и направлять струю воды рядом с луковицей. Перелив приводит к загниванию корней, а если почву пересушить, то зелень будет сухой или совсем погибнет.
Регулярность полива зависит от условий в комнате. Если влажность и температура воздуха в нормальных пределах, то достаточно полить чеснок один раз в 2-3 дня. Если по наблюдениям почва пересыхает, то нужно поливать чаще. Поддержать влажность в помещении помогут опрыскивания.
Подкормка
Для чеснока питание очень важно. Культура отзывчива на органику. На подоконнике растению особенно необходим азот. Ведь этот элемент нужен для роста зеленой массы. Используют готовые удобрения для питания чеснока или лука. Подкормки производят не чаще 1 раза в 2 недели.
Если есть возможность добавить в почву при посадке перегной или компост, то это снизит потребность чеснока в дополнительном питании.
Температурный режим
Чтобы ростки развивались хорошо, нужно в помещении поддерживать температуру +20°C –+22°C.
Если возле окна расположены обогревательные приборы, то необходимо защитить растения от перегрева. Повышенная температура приведет к усыханию стрелок и снижению качества пера.
- Цикл наблюдений за посадками (сравнение, анализ).
- Ведение журнала наблюдений за ростом посадок.
Измерять длину зелёных луковых перьев по мере их роста и записывать результаты. У луковицы, посаженной в почву, перья гуще и длиннее, чем у луковицы, растущей в воде.
- Регулярный уход за посадками (обеспечение светового и теплового режима, полив, рыхление почвы).
По окончании работ получились следующие результаты:
1. Лук, выращенный в грунте выше (23 см), листья широкие и сочные, цвет зелени более темный и насыщенный, чем у выращенного в опилках. (8см5мм)
2. Лук, помещённый в воду, не дал вообще ростков, потому что в процессе наблюдений лук оказался испорченным и для эксперимента непригодным.
3. Из этих способов выращивания лука наиболее эффективным является выгонка зелени в грунте, так как таким образом, увеличивается урожай зелени.
Заключение.
Выращивание лука и чеснока в домашних условиях не требует особых знаний и больших затрат, но имеет выгодные преимущества:
• Получение экологически чистой продукции;
• Возможность иметь свежую зелень и постоянный источник витаминов в любое время.
Так как этот проект находится на начальной стадии работы, еще есть время для его завершения, и мы можем только отметить предполагаемые результаты:
- При реализации данного проекта дети научатся сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Приобретут новый опыт поисковой, научно- исследовательской деятельности.
- Научатся сажать и ухаживать за луком и чесноком.
- У детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука и чеснока в комнатных условиях, как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой.
- У детей сформируются знания и представления о строении растений.
- Дети узнают о роли, как лекарственного сырья, чудодейственном влиянии на здоровье человека.
При составлении проекта использованы материалы из сети Интернет.
Список литературы (электронные книги):
- Огород на подоконнике. Сост. А.А.Бондаренко. Новосибирск, 1995.
- Смирнов А.С. Вершки и корешки. М.: Детская литература, 1980.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия растения: «Издательство АСТ» Л.А. Багрова. 2000 г.
- Небесный Сергей «Юным овощеводам» Москва « Детская Литература» 1987
Приложение.
Лук (Allium L.) – травянистое пряно-ароматическое растение, объединяющее целый род. Ботаники отличают около 400 видов луковичных растений, среди которых 228 видов являются овощными культурами, среди них есть как дикие, так и культурные.
Лук имеет листья, чешуйки, донце, мочковатую корневую систему, относится к семейству злаковых.
История лука
Лук пожаловал в наши края из Средней Азии. Применяют его не только в качестве обычного овоща, добавляя в супы и салаты, но также и как лекарственное средство вот уже более 4000 лет.
Еще в Древнем Египте лук является священным растением. Форма луковицы напоминала древним людям Луну, в начале его не применяли в пищу «земное подобие луны». Затем люди раскрывали лечебные свойства лука. Рабы и крестьяне при постройке пирамиды Хеопса стали есть лук в огромном количестве, так как он придавал им силы, здоровье. Лук поистине стал божественной пищей.
Полезные свойства лука подмечены человеком давно. Луковые культуры приносят пользу всем, особенно их зелёные листья, которые содержат витамин С и каротин. Свежая зелень луковых – хорошее противоцинготное средство, она возбуждает аппетит, улучшает пищеварение. Зелёный лук всех видов полезен больным острым респираторным заболеванием или гриппом, так как в его состав входят фитонциды, губительно действующие на болезнетворные микроорганизмы. Лук-порей рекомендуется при нарушениях обмена веществ.
Полезные свойства чеснока. В пищу чеснок стараются употреблять в свежем виде. Тепловая обработка снижает полезные свойства овоща.
Польза чеснока: противогрибковое, антибактериальное, противовоспалительное, дезинфицирующее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарная работа. Тема "Огород"
Непроверяемые безударные гласные. Презентация для запоминания и отработки навыка правописания слов из словаря младшего школьника, объединенных тематически....
Научно-исследовательская статья на тему:"Школьный праздник как средство развития творческих способностей у младших школьников"
Научно-исследовательская статья на тему:"Школьный праздник как средство развития творческих способностей у младших школьников"...
Организация научно – исследовательской, проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения.
Информационное общество предъявляет новые требования к системе образования. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем ...
Научно-исследовательская проектная работа «Мой домашний питомец»
Издавна кошки являются любимыми домашними питомцами.Их независимость и красота всегда привлекали людей.Каждая кошка имеет свой характер и натуру.Как пра...
Мастер-класс на тему: «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»
Мастер-класс на тему «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»...
Научно-исследовательская (проектная) работа "Фетровая книжка для развития детей"
Как только появилось человечество, назрела необходимость увлечь мамам своих детей, чтобы заняться своими делами. Иногда у мам это действительно получалось, но некоторые из приёмов потерпели неуд...
Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» "Влияние малоподвижного образа жизни на здоровье подростков" (на примере исследования семиклассников МБОУ СОШ №8)
Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» ВЛИЯНИЕ МАЛОПОДВИЖНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ (на ...