Урок окружающего мира 1 класс "Школа России" по теме "Где зимуют птицы?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Конспект урока разработан к муниципальному конкурсу видеоуроков "Мой лучший урок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
videourok_ugarova.docx | 40.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ГДЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ?
Цель урока: познакомить с перелетными птицами; расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях;
Задачи:
Образовательная: формировать представления учащихся о птицах, расширять знания детей о жизни птиц; сформировать представления о методах работы орнитологов;
Развивающая: развитие познавательных способностей учащихся ,развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать, выделять главное и делать выводы;
Воспитательная: пробуждать любознательность ,воспитывать заботливое отношение к птицам;
Планируемые результаты:
Предметные:
Расширить знания о птицах, знать условия, необходимые для жизни зимующих и перелётных птиц.
Метапредметные:
Познавательные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
Регулятивные: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Коммуникативные: работать в группе ,готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Тип урока. Изучение нового материала .
Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация «Где зимуют птицы?», физическая карта мира, фотографии птиц, карточки с наборами букв , картинки с изображением Муравьишки и Мудрой Черепахи, учебник Плешаков А.А. Окружающий мир.1 класс. Часть 2 / М.: Просвещение,2019.
Особенности 1 класса МАОУ ОШ д.Лаптево:
В классе 20 учеников:14 мальчиков и 6 девочек. Из них один ученик с ЗПР, трое посещают занятия со школьным психологом, двое наблюдаются у невропатолога. Пятеро детей из многодетных семей, у одного мальчика папа мобилизован в зону СВО.
1.Организационный момент
Прозвенел звонок –
Начинается урок.
Слушаем, рассуждаем,
Выводы делаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2. Актуализация знаний.
Учитель: -Наш друг Муравьишка Вопросик пришел к нам с загадкой:
Кто осенью улетает, а весной возвращается? (Правильно.Птицы)
- А помните ли вы, чем отличаются птицы от других групп животных? Мудрая Черепаха предлагает нам поиграть.
Игра: «да-нет»:
Цель игры: обобщить признаки по которым из всех животных выделяется особая группа – группа птиц
Методика проведения: учитель перечисляет признаки животных и если признак характеризует птицу, которую они знают, то хлопайте в ладоши, если нет, то качайте головой.
Я буду называть признаки, если они относятся к птицам, то хлопайте в ладоши, если нет, то качайте головой.
- Тело покрыто шерстью(-)
- Тело покрыто перьями(+)
- Есть зубы(-)
- Есть клюв(+)
- Крылья заменяют передние конечности(+)
- Отыскивает пищу с помощью клюва и лап(+)
- Две пары ног. Есть клыки. Длинный пушистый хвост(-)
- Перья на хвосте отличаются разной длиной(+)
- Эти животные летают(+), плавают(+), издают звуки(+), бегают(+), зимуют с нами(+), улетают в теплые края(+).
— Почему вы хлопали, когда говорилось, что эти животные улетают от нас в теплые края и тогда, когда говорилось, что зимуют с нами?
Делается вывод: есть птицы, которые зимуют с нами и птицы, которые улетают на зиму в теплые края. Интересно узнать куда улетают зимовать некоторые птицы?(Да).
3.Определение темы
- О ком мы будем сегодня говорить на уроке? (О птицах). Тема нашего урока «Где зимуют птицы?»(на слайде)
Муравьишка приготовил нам вопросы (слайд3):
Какие птицы остались зимовать в нашей местности?
- Как помочь птицам пережить холода?
- Какие птицы улетают на зиму в теплые края?
- Почему некоторые птицы улетают в теплые края?
- Куда улетают зимовать птицы?
4.Изучение новой темы
Как называют птиц, оставшихся зимовать? Зимующие. Есть еще одно название. Оседлые. (Что означает слово Оседлые прошу найти определение из словаря Ожегова сильного ученика)( слайд 4)
-Для ответа на первый вопрос будем работать в группах по 4 человека.
Каждая группа получает картинку с изображением птицы и определяет :кто это? Как выглядит (особенности)? Где ее можно встретить (на улице, в парке, в лесу и чем она питается (плодами растений, семенами, шишками, насекомыми. гусеницами)
Дети называют, учитель по ходу ответов задает вопросы:
1.Почему воробья назвали воробьем? (существует легенда …)
2.Поползень. Почему так назвали? (Короткие лапки, передвигается по стволу дерева как будто ползет).
Дополнительная информация для учителя: не только быстро передвигается по гладкому стволу в разных направлениях, но и умеет висеть вниз головой на ветках. С осени до декабря хозяйственные поползушки создают кормовые закладки, размещая орешки и семена по трещинам коры или дупла в разных местах, чтобы запасы не пропали все сразу. Весной и летом питается насекомыми (личинками, клопами, мушками, мухами, гусеницами).
3.Синица. Откуда такое название?
Доп.информация: Весной и летом синица живет, питаясь личинками, жуками, гусеницами, пауками, кузнечиками, кровососущими (комарами и мошкой), муравьями, тлей. Осенью и зимой синица ест: зерна с полей (пшеницу, кукурузу, подсолнечник, рожь, овес), корм домашнего скота, хлеб (в подкормках), сухие ягоды, почки.
4.Сорока.
Доп.информация. Они неразборчивы в еде и в корм идет вся мелкая живность, которая попадается на пути. Весной сороки кормятся гусеницами, червями, личинками жуков; летом – всевозможными насекомыми; зимой сороки питаются пищевыми отходами. При нехватке корма птицы едят семена злаковых культур, хлебные мякиши, семечки, плоды различных деревьев. Взрослые сороки иногда ведут охоту на мелких грызунов, ящериц. Своих жертв они убивают с помощью удара мощного клюва.
5.Дятел.
Доп.информация: Дятлы едят семена дуба, бука, граба, употребляют орехи, желуди, миндаль. В холодное время года не брезгует падалью, часто нападают на гнезда маленьких певчих птичек, съедают их яйца или недавно вылупившихся птенцов.
Что значит оседлые?
Оседлый – живущий постоянно на одном месте.(слайд5)
Что общего у всех названных птиц? (Учитель помогает сформулировать детям вывод.) Они небольшого размера, а значит пищи им надо меньше, чем крупным птицам)
Все эти птицы в теплое время года питаются в основном насекомыми, а зимой плодами и семенами растений или пищевыми отходами . Они всеядны.(слайд 6)
Физминутка.
Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В сторону руки – плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
-Учитель: Ученых, которые изучают жизнь птиц, называют орнитологами. Орнитологи установили, что организм голодной птицы без пищи, не вырабатывает достаточно тепла для поддержания жизнедеятельности. И птица гибнет от холода. В экстремальных условиях существования (Крайний Север, Заполярье), это особенно видно. Голодная, мало поевшая днём, птица до утра не доживает, даже если зароется в снег, для сохранения тепла.Из 10 зимующих птиц до весны доживает 6-7.
А теперь ответим на второй вопрос Муравьишки. На дворе уже весна. Но зима не сдает свои права. Нужна ли птицам наша помощь сейчас? (Да, еще возвращаются морозы, часто бывают снегопады и дует холодный ветер.)
В зимние каникулы многие из вас делали кормушки. Давайте вспомним ,чем можно подкормить птиц.( Семечки подсолнечника, сухие хлебные крошки, зерна, веники из лебеды, крапивы, ягоды рябины, калины, черемухи, несоленое сало, белый хлеб.) Слайд7.
Отвечаем на третий и четвертый вопрос.А какие птицы прилетают к нам весной из дальних странствий? (Мы их называем перелетными). Мудрая Черепаха подготовила нам задание. (работа в группах: по одному набору букв получает каждая группа). Будет здорово, если вы не только отгадаете птицу, но и сможете о ней рассказать, а Мудрая Черепаха нам поможет (слайды в презентации с краткой информацией о каждой птице).
Игра «Найди птицу»(слайд 8,появляется после работы в группах)
Цель игры: найти названия зимующих птиц
Узнаем, если уберем из ряда букв повторяющиеся буквы.
1.окмнлгеролакмчне
2.сзапряомтбромлатиск
3. жцумербамбтвелтць
4.суткавмзопзрмкетацп
5.содтдгамргопипужаму
(слайды 9-14)
Каких еще перелетных птиц вы знаете? (использование презентации и загадок) Комментируем ,чем питаются птицы.
Угадайте, что за птичка:
Беленькая с живота.
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели.
Кто же это? (Соловей.)
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Ну,конечно же (Скворец)
Еще в низинах снег и лед,
Но небеса весенние,
И он летает и поет,
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения,
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения. (Жаворонок.)
В голубенькой шапочке, бурой сорочке
В саду, где набухли на яблоне почки,
Он ежится, зябнет на ветке росистой.
Но песни не бросит певец голосистый:
На яблоньке звонко поет, не смолкая,
Встречая зарю долгожданную мая. (Зяблик.)
У речки слышен звук высокий.
И наклоняет иву ветер,
И прячется в густой осоке.
Чуть свет блеснет, она задорно
Уже поет на ветке тонкой (Иволга)
Все названные птицы питаются в основном чем? ….насекомыми, некоторых можно назвать прожорами, так кукушка съедает до 100 гусениц за 1 час. Зимой в наших краях птицы погибли бы от холода.(слайд15)
Куда же улетают перелетные птицы (где они зимуют?)Слайд 16 о местах зимовки птиц.(+ работа с физической картой мира на доске)
Ученые выяснили, что маленькие наши — ласточки, стрижи, обыкновенная горихвостка, мухоловка-пеструшка и другие улетают не куда-нибудь, а в тропическую Африку.
Посмотрим на карте куда улетают ласточки ?(в Африку, Индию, Таиланд)
Куда улетают журавли?
Посмотрим на карте куда улетают журавли? Африку, Испанию, Индию, Китай и другие теплые страны..
Слайд 17 -18.-А откуда ученые узнали,где проводят зиму эти птицы мы узнаем, если откроем учебник на с.14-15. Рисунок и фото подскажут, как орнитологи узнали, где зимуют птицы.(Ответы детей) Объяснение найдем на с.85. (Читает учитель ).
(Если позволяет время можно выполнить задание с картой в Рабочей тетради с.12-13)
5.Закрепление изученного
Определите синими или красными фишками отмечены перелетные птицы? Назовем их.
6.Рефлексия:
Пришло время подводить итоги. Ответили ли мы на вопросы Муравьишки проверит Мудрая Черепаха:
1.Как называются птицы, которые остаются зимовать вместе с нами. (Зимующие. Оседлые)
2.Почему некоторые птицы улетают в теплые края? (Не хватает корма)
3. Игра «Третий лишний»(слайд19)
Цель игры: проверить (закрепить )знания детей о перелетных и зимующих птицах.
(Учитель говорит названия трех птиц, учащиеся должны назвать лишнюю птицу и объяснить свой выбор.)
• Галка, грач, воробей.
• Ласточка, зяблик, дятел.
• Ворона, сорока, кукушка.
• Сова, голубь, соловей.
• Скворец, поползень, журавль.
• Стриж, воробей, галка.
Те, ребята, кому было интересно на уроке покажут птиц, летящих вверх (пальцы рук изображают птиц). Кому было трудно или неинтересно, изобразят уставших птиц.СПАСИБО!слайд20
Видеозапись урока:
https://drive.google.com/file/d/1pm-4D5mRXOizzzFUS6ggwJ0mZuueAwfj/view?usp=share_link
Презентация:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира "Жизнь лесных зверей зимой" 1 класс
Цель урока: познакомить учащихся с изменениями, которые произошли в жизни лесных зверей с приходом зимы.Задачи урока: уточнить и дополнить знания учащихся о зимовке животных;познакомить с зимним...
Фрагмент работы урока окружающего мира по теме "Как зимовали наши предки"
Ознакомление с данной статьей в учебнике рекомендую после вступительной беседы в начале урока. Данная работа предполагает получение нового материала самостоятельно в группах, используя зна...
Урок окружающего мира "Как помочь птицам зимой" 1 класс ПНШ
На этом уроке реализованы следующие задачи:-формировать умение самостоятельно добывать знания;-обобщить жизненные наблюдения детей о зимующих птицах;-рассмотреть виды корма для зимующих птиц...
Презентация к уроку окружающего мира на тему "Где зимуют птицы"
Данная презентация составлена по теме "Где зимуют птицы",которая изучается в 1 классе.Здесь дается пояснения к терминам "перелетные" и "зимующие" птицы ,краткое описание некоторых их видов.Так же дети...
Урок окружающего мира "В гости к зиме"
План - конспект урока с презентацией...
урок окружающий мир 1 класс "Поможем зимующим птицам"
Конспект урока по программе "Перспективная начальная школа" составлен в соответствии ФГОС....
Конспект урока окружающего мира на тему "Где зимуют птицы"
Конспект урока окружающего мира...