Конспект урока по окружающему миру «Правила закаливания», «Можно ли снять усталость?»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Фадеева Дарья Александровна

«Правила закаливания», «Можно ли снять усталость?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разрешаю_________

Допускаю_________

Оценка за урок: _________

План-конспект

урока окружающего мира

в 4«А» классе

24 ноября 2023 года

обучающейся 23-шк группы

Фадеевой Дарьи Александровны

Консультация методиста__________

Консультация учителя___________


План-конспект урока окружающего мира

УМК: «Начальная школа XXI века»

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 24.11.2023г.

Класс: 4 «А»

Место: МАОУ СОШ № 5 г. Черняховск им. И.Д. Черняховского.

Тема урока: «Правила закаливания», «Можно ли снять усталость?»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: создание благоприятных условий для знакомства обучающихся с правилами закаливания и как снять усталость.

     Задачи урока:

Образовательные: формирование представления о здоровье как главной ценности человеческой жизни; выделить компоненты здорового состояния человека; познакомить детей с правилами, помогающими сохранить здоровье на долгие годы;

Развивающие: формирование развития речи (оформлять свои мысли в устной форме), мышления (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам); развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Воспитательные: формирование воспитания бережного отношения людей к собственному здоровью; формировать умение работать в парах, группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения; воспитывать самоуважение, стремление к самопознанию и саморазвитию.

Здоровьесберегеющие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата).

Планируемые результаты: 

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, способности к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности, устойчивой мотивации к самостоятельной и парной аналитической деятельности, формирование положительного отношения к процессу познания, умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение осознавать познавательную задачу и стремиться её решить, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, извлекать нужную информацию.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию.  

Предметные: формирование представления о закаливании, о видах закаливания, о природных факторах закаливания и влияние закаливания на организм человека; формирование представления о правилах снятия усталости; формирование умения работать с различными источниками информации: учебником, дополнительной литературой;

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Основные образовательные ресурсы урока: учебник «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой - 4 класс, карточки –задания, карточки – тест, презентация, ИКТ

Ход урока.

  1. Организация начала урока

1) Приветствие

У: Здравствуйте! Меня зовут Дарья Александровна, сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

2) Проверка готовности к уроку

У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, пенал.

О: проверяют рабочее место

У: Молодцы, вижу, что всё готов. Присаживайтесь и начнём наш урок.

3) Мотивация к учебной деятельности

У: Начать наш урок я хотела бы словами: «Если человек не получил за день ни каких знаний, то его день прошел зря.»

У: Для чего нужно изучать окружающий мир?

О: отвечают

II. Актуализация умений и знаний.

У: Говорят, что люди дорожат тремя вещами: богатством, славой, властью.

      Вы согласны с этим?

О: Да.

У: Но заимев все это, как ни странно, не становятся счастливыми!

    - А что не купишь ни за какие деньги?

О: Здоровья 

У: Что такое «здоровье?»

О: дети дают свои ответы.

У: В «Толковом словаре» Ожегова так дается определение здоровья:

       «Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, его полное

       физическое и психическое благополучие».

У: А что такое физическое благополучие? А психическое благополучие? Как связаны физическое и психическое благополучие?

О: Физическое благополучие - это когда ты тренируешься/спортом занимаешься. Психическое благополучие - это когда человек может справляться со стрессовыми ситуациями в жизни

У: Все ли мы знаем о здоровье, а хотите узнать больше? Так, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?

О: о здоровье.

У: на прошлом уроке вы проходили тему «Правильное питание», и мне бы хотелось узнать, как вы эту тему запомнили.  Для этого я каждому для вас подготовила проверочную работу, на которую вам дано 5 минут.

О: выполняют работу.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Сегодня мы с вами пройдем очень интересные темы, а для того чтобы их узнать вы должны разгадать ребусы.

СЛАЙД (Ребусы)

У: Сегодня темами нашего урока будут «Правила закаливания» и «как снять усталость»

У: Почему так говорят: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»?

О: потом что солнце нас греет, воду мы пьем и из нее кушать готовим, а воздухом мы дышим.

У: Это хорошие ответы, но не только поэту они наши друзья. Наш организм постоянно чувствует изменения температуры, которые происходят в окружающей среде. Летом нам жарко, зимой – холодно. Внутри нас как бы действует автоматическая «песка». Когда мы чувствуем, что становиться холодно организм вырабатывает больше тепла, поэтому мы не мерзнем. А когда нам жарко?

О: Организм вырабатывает меньше тепла, чтобы тело не перегрелось.

У: а что нужно делать, чтобы наш организм выполнял это все быстро и безошибочно?

О: надо закаливаться.

У: это делается для того, чтобы приучить организм к колебаниям температуры.

У: а есть ли какие-то правила закаливания?

О: дают свои ответы.

У: Сегодня мы с вами познакомимся с видами закаливания и правилами закаливания.

 IV. Открытие новых умений, знаний.

1. Открытие первой темы.

У: Я у вас спрашивала, почему солнце, воздух и воды являются нашими лучшими друзьями. Они являются нашими лучшими друзьями, потому что они помогают нам закаляться. Поэтому какие виды закаливания бывают?

О: Солнечные, воздушные и водные закаливания.

У: Хорошо. Как вы понимаете закаливание солнце? В чем заключается смысл этого значения? Что мы делаем во время закаливания солнцем?

О: дают свой ответ

У: Хорошо, а закаливание воздухом и водой?

О: дают свой ответ.

У: Молодцы. Теперь откройте свои учебники на странице 67 и прочтите первое правило и кратко расскажите его. Как надо правильно закаляться водой.

У: Теперь простите втрое правило и также кратко его расскажите.

У: Я сейчас раздам вам правила закаливания, а вы подумаете, что такое усталость и от чего она может появиться.

 Физминутка

Дети выполняют движения по тексту.

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Хорошо мы погуляли

И немножко все устали!

2. Открытие второй темы.

У: Что такое усталость и от чего она может появиться?

О: дают свои ответы

У: Усталость или утомление - состояние, при котором наблюдается уменьшение работоспособности, ухудшение самочувствия, вызванное трудовой деятельностью человека, часто имеет временный характер.

У: Как думаете почему важно снимать усталость? Мы же можем работать и без отдыха, так мы же выполним больше работы.

О: надо снимать усталость для того чтобы наш организм отдыхал, потому что без отдыха мы можем перегрузить тело, и мы можем заболеть.

У: Хорошо. Теперь откройте свои учебники на странице 70 и прочите по цепочке советы как можно снять усталость. (раздаю распечатки советов как снять усталость)

V. Первичное закрепление новой темы

 У: Я предлагаю вам посмотреть видео ролик, где ребята закаляются. А после просмотра вы ответите на пару вопросов.

У: Какие ошибки закаливания совершили ребята?

О: они неправильно закаливались.

У: Кто главные герои этого ролика?

О: Мальчики

У: Как надо правильно закалятся водой? Можете пользоваться учебником. 

О: дают свои ответы

У: Молодцы ребята.

У: Ребята какими методами можно снять усталость?

О: дают свои ответы

У: От чего появляется усталость?

О: дают свои ответы

У: А если долго не обращать на усталость, что может произойди?

О: может начать болеть голова.

У: хорошо.

VI. Вторичное закрепление новой темы.

У: Сейчас для закрепления полученных знаний вы сделаете в парах тест. Я раздам вам конверты, в одном конверте вопросы, в другом – ответы.  На работу вам дано 5 минут.  Потом каждый ряд соберет листы, и передаст на первый стол своего ряда, и я их соберу.

1.Зачем человеку сон?

  • чтобы посмотреть сны
  • чтобы восполнить израсходованную энергию
  • чтобы никого не видеть

2.Что такое закаливание?

  • Обливание водой
  • Комплекс разнообразных процедур
  • Утренняя зарядка
  • Купание в проруби

3.Как часто следует проводить процедуры закаливания?

  • Ежедневно
  • Раз в неделю
  • По желанию
  • Через день

4.Дополни предложение

Человек быстро устает, если он

  • Часто гуляет на свежем воздухе
  • Мало лежит
  • Занимается домашними делами
  • Мало двигается

5.Отметь признаки усталости (несколько вариантов)

  • Хочется отдохнуть днем
  • Начинает болеть голова
  • тяжело сосредоточиться
  • Хочется поиграть

6.С какой температурой воздуха можно загорать?

  • 10 оC
  • 15 оC
  • 18 оС
  • 22 оС

7.Учительница спросила у четвероклассников, как можно снять усталость от учебы.

Олег сказал: «Чтобы отдохнуть после занятий в школе, нужно погулять на улице не меньше часа»

Наташа сказала: «Чтобы снять усталость после уроков, надо посмотреть телевизор»

Ваня сказал: «лучшим способом расслабиться после выполнения домашних заданий – полежать на диване и ничего не делать».

Кто из ребят ответил верно?

  • Ваня
  • Олег
  • Все ответы верны
  • Наташа.

VII. Рефлексия

У: Наш урок подходит к концу. Давайте ответим на вопросы.

  • Сегодня темами нашего урока были?
  • Какие виды закаливания мы узнали?
  • Почему надо снимать усталость?
  • Закаливание и снятие усталости важны для организма человека?

У: хорошо, молодцы

У: Ребята, на доске вы видите солнышко, но оно не может светить нам ярко, потому что разбросало свои лучики на ваши парты.

Давайте, вернем солнышку лучики, чтобы оно стало светить ярче и нам стало теплее, если вы работали с удовольствием, вам было интересно и всё понятно, то возвращаем лучик. Если вам не было интересно, и вы работали не активно, то повесьте на доску тучку.

Молодцы, мы вернули лучики нашему солнышку.

VIII. Итог урока

-Выставление оценок

-домашнее задание: прочитать стр. 67-71 и нарисовать рисунок на тему закаливания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса по теме: "Права ребёнка"

В материале представлены подробные рекомендации по проведеню урока по данной теме. Предлагается работа с интерактивноуй доской.Используются элементы технологии критического мышления....

Конспект урока по окружающему миру:" Права человека в обществе". по УМК Школа2100 4 кл

Конспект урока по окружающему миру:" Права человека в обществе". по УМК Школа2100...

Конспект урока по окружающему миру "Правила вежливости"

Конспект урока "Правила вежливости" 2 класс (Школа России)...

Конспект урока по окружающему миру "Правила вежливости".

Конспект урока по окружающему миру "Правила вежливости"....

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Профилактика заболеваний. Роль закаливания для здоровья растущего организма. Правила здоровой жизни"

Данная тема урока изучается в 3 классе во 2 полугодии. Формы и методы работы на уроке разнообразны и интересны. Они позволяют формировать не только предметные знания, но и создают условия для освоения...