Конспект урока "Мир глазами историка"
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)

Манацкова Марина Ивановна

Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Мир глазами историка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_mir_glazami_istorika.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

Мир глазами историка

Цель урока:

сформировать у учащихся представление об истории, как науке изучающей длинный путь развития человечества;

способствовать формированию знаний об исторических источниках, их видах;

воспитывать уважительное отношение к прошлому человечества, к памятникам истории и культуры;

Научить учащихся работать с источниками информации

Формирование УУД:

познавательные-

Развиваем умения

-извлекать информацию из иллюстраций, текстов

-выявлять сущность, особенности объектов

-на основе анализа объектов делать выводы

-ориентироваться в тексте и находить главную мысль

- находить ответы на вопросы

-использовать предметные знания и умения, полученные на разных уроках, для формирования целостной картины мира

Коммуникативные:

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные:

ставить учебные задачи с учётом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;

личностные:

устанавливать связи между учебной деятельностью и её мотивом.

Оборудование:карточки ,книга,.компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, монеты 4х цветов, рабочие листы

  1. Орг.момент

Познание – великая страна,

Как бесконечность, глубока она.

В страну ведут великие пути,

Не всякому легко по ним идти.

Тому в страну познанья путь открыт,

В ком жажда знаний тайная горит.

(Б.Искаков)

  • Как вы думаете, почему познание называют великой страной?
  • А вы, ребята, готовы узнавать что-то новое и интересное? Разгадывать то, что нам неведомо?
  • - Тогда в путь! Сегодня на уроке мы с вами будем путешественниками-исследователями.
  • Для того, чтобы разгадать секреты, которые готовит нам новая тема, нам на помощь пришли 3 предмета: ключ, часы, портрет. Как они связаны между собой нам предстоит узнать.

2. Актуализация знаний

  • Итак, пытливые умы, для того, чтобы узнать, о чем пойдет речь сегодня на уроке, вам надо выполнить одно задание.
  • Перед вами зашифрованное слово. Переставьте буквы так, чтобы получилось слово.(На доске СОРИТИЯ)
  • (Получается слово история)
  • Как вы понимаете значение слова история?
  • Какие события остаются в памяти людей? (Значимые, весомые, судьбоносные)
  • Но ведь события совершаются не сами по себе. Кто их совершает? (Люди)
  • 2 слайд- История – очень древнее слово. В переводе с греческого означает «исследование, рассказ о событиях прошлого».
  • История – это наука, которая изучает прошлое людей.
  • Кого называют историками?
  • Историк – это учёный. Историки изучают прошлое человечества.

Тема нашего урока будет «Мир глазами историка».

#1062;елеполагание и мотивация познавательной деятельности

Я помню, что было вчера, неделю назад, с трудом могу воспроизвести события, произошедшие год назад. Как сохранить события в памяти? Что помогает нам узнавать о событиях прошлого?

-Есть фотографии, рисунки, книги… - Это называют историческими источниками.

Итак, наши задачи на сегодняшний урок

  1. Узнаем что… Что изучает наука история
  2. Выясним … Какие бывают исторические источники
  3. Научимся Работать с источниками информации

4. Изучение нового. Первичное усвоение материала

Много тайн хранит прошлое. Как открыть дверь в этот загадочный мир под названием история? Сделать это непросто. Охраняет вход – грозный стражник время. А ключи от него в руках ученых-историков.

Ученые знают, что прошлое не ушло бесследно.

Основной работой историков является сбор и исследование исторической информации, работа с архивными материалами и документами.

3 слайд Древнегреческая муза Клио – покровительница истории.

4 слайдУзнавая истории строки
Погружаемся вместе во время,
Хоть герои давно уже смолкли,
Но узнать их судьбу – наше бремя!

О минувших временах нам поведают старинные предметы, большинство из которых найдены археологами.

5 слайд

Задание. Посмотрите на слайд. Найдите определение, что такое археология

Вывод:

Археология это наука, которая узнает о прошлом, изучая древние предметы, сооружения.

Археология это история, вооруженная лопатой.

Благодаря археологии ученые находят различные предметы, которые могут рассказать нам многое о прошлом людей. Эти предметы называют историческими источниками. Ученые делят их на группы: вещественные, устные, письменные.

Задание. Попробуйте самостоятельно распределить исторические источники из конверта по этим трем группам.

При проверке задается вопрос:

А почему вы определили данные источники в группу вещественные? Ответ: Потому что это вещи, их можно потрогать. Так же и др.группы.

Исторические источники

Вещественные устные письменные

6 слайд

Из всех письменных источников для историков наиболее важными являются летописи, которые на Руси появились около 1000 лет назад.

Кто помнит, почему летописи получили такое название?

В летописях велись записи основных событий год за годом. В крупных городах Древней Руси было почетным стать летописцем.

Слайд 7

Самым известным летописцем был монах Нестор в Киеве. (По сути, летописец Нестор является первым историком, попытавшимся поведать современникам и потомкам об истории земли русской).

Как вы думаете, а где могут храниться исторические источники?

Ответ: музеи, библиотеки, архивы, …

Слайд 8

Первым российским музеем была Кунсткамера, открытая в городе Санкт-Петербурге.

Многие предметы старины бережно хранятся в музеях. Первым российским музеем была Кунсткамера

(в переводе – «кабинет редкостей»), открытая по приказу Петра I в Петербурге в 1710 году.

5. Физкультминутка Древнегреческая муза Клио – покровительница истории, передала вам монету - талант. Возьмите любую монету.( Монеты 4х цветов)

А теперь объединитесь в команды по цвету монет и займите рабочие места

Рассадить детей по цветам монет монетам.

#1058;ворческое задание.

А сейчас мы станем с вами настоящими исследователями. Следующее задание нашего урока называется «Юный историк». Вам необходимо внимательно изучить отрывки из летописей и ответить на вопросы.

Перед началом работы, команды выберите своего капитана

Дорогие ребята! Вы работаете все дружно и вместе, потому что Вы команда

На выполнение этого задания командам отводится 7 минут.

- Время пошло.

Ответы команд.

Дети читают стихи

Ксюша

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

Саша Г

Победой вписана строка,

И славит стих былых героев,

Поверг народ врагов – изгоев,

Обрёл свободу на века!

Соня Т

И поднималась Русь с колен,

В руках с иконой перед битвой,

Благословленная молитвой,

Под звон грядущих перемен.

Лука

Деревни, сёла, города

С поклоном русскому народу

Сегодня празднуют свободу

И День единства навсегда!

#1048;тог урока.

Подведём итог нашего урока.

Давайте вспомним, какие предметы мы рассматривали в начале урока?

Что вы можете теперь сказать, как они связаны между собой?

Время, ключи, историки

-Вернёмся к задачам урока.

Мы узнали что такое история.

Что она изучает

Какие бывают исторические источники

Научились работать с историческими источниками

9. Рефлексия

Нарисуйте на своей монете+ если все удалось на уроке и вопрос, если испытывал трудности.

  • Справился со своей работой на уроке

или

  • Были отдельные моменты, когда я испытывал трудности

Ребята, я рада, что нам сегодня все удалось на уроке. А значит цель нашего урока достигнута. И вы по праву можете считать юными историками




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Мир глазами историка"

Материал для проведения урока окружающего мира в 4 классе...

Мир глазами историка. - окружающий мир 4 класс

Тема: Мир глазами историка.Цели: - Сформировать представление об окружающем нас мире с точки зрения историков;- Ознакомить с наукой историей;- Развивать любознательность, умение наблюдать, рассу...

Тест по окружающему миру по теме"Мир глазами историка"

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Мир глазами историка". Программа "Школа России" 4 класс....

Мир глазами историка

Тема "Мир глазами историка" . Учебная программа"Школа России" , 4 класс....

Конспект урока по окружающему миру по теме «Мир глазами историка».

Цель урока: сформировать у учащихся представление об истории, как науке изучающей длинный путь развития человечества;Задачи: 1) Образовательные: раскрыть понятие "история", как науки, показа...

Конспект урока по окружающему миру "Мир глазами историка" 4 класс.

Это конспект урока по УМК "Школа России". А. Плешаков, 4 класс....

Анализ и конспект Мир глазами историка

Цели деятельности учителяСоздать условия для ознакомления учащихся с наукой историей, определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления об окружа...