Конспект урока "Мир глазами историка"
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Мир глазами историка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_mir_glazami_istorika.docx | 28.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Мир глазами историка
Цель урока:
сформировать у учащихся представление об истории, как науке изучающей длинный путь развития человечества;
способствовать формированию знаний об исторических источниках, их видах;
воспитывать уважительное отношение к прошлому человечества, к памятникам истории и культуры;
Научить учащихся работать с источниками информации
Формирование УУД:
познавательные-
Развиваем умения
-извлекать информацию из иллюстраций, текстов
-выявлять сущность, особенности объектов
-на основе анализа объектов делать выводы
-ориентироваться в тексте и находить главную мысль
- находить ответы на вопросы
-использовать предметные знания и умения, полученные на разных уроках, для формирования целостной картины мира
Коммуникативные:
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные:
ставить учебные задачи с учётом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;
личностные:
устанавливать связи между учебной деятельностью и её мотивом.
Оборудование:карточки ,книга,.компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, монеты 4х цветов, рабочие листы
- Орг.момент
Познание – великая страна,
Как бесконечность, глубока она.
В страну ведут великие пути,
Не всякому легко по ним идти.
Тому в страну познанья путь открыт,
В ком жажда знаний тайная горит.
(Б.Искаков)
- Как вы думаете, почему познание называют великой страной?
- А вы, ребята, готовы узнавать что-то новое и интересное? Разгадывать то, что нам неведомо?
- - Тогда в путь! Сегодня на уроке мы с вами будем путешественниками-исследователями.
- Для того, чтобы разгадать секреты, которые готовит нам новая тема, нам на помощь пришли 3 предмета: ключ, часы, портрет. Как они связаны между собой нам предстоит узнать.
2. Актуализация знаний
- Итак, пытливые умы, для того, чтобы узнать, о чем пойдет речь сегодня на уроке, вам надо выполнить одно задание.
- Перед вами зашифрованное слово. Переставьте буквы так, чтобы получилось слово.(На доске СОРИТИЯ)
- (Получается слово история)
- Как вы понимаете значение слова история?
- Какие события остаются в памяти людей? (Значимые, весомые, судьбоносные)
- Но ведь события совершаются не сами по себе. Кто их совершает? (Люди)
- 2 слайд- История – очень древнее слово. В переводе с греческого означает «исследование, рассказ о событиях прошлого».
- История – это наука, которая изучает прошлое людей.
- Кого называют историками?
- Историк – это учёный. Историки изучают прошлое человечества.
Тема нашего урока будет «Мир глазами историка».
#1062;елеполагание и мотивация познавательной деятельности
Я помню, что было вчера, неделю назад, с трудом могу воспроизвести события, произошедшие год назад. Как сохранить события в памяти? Что помогает нам узнавать о событиях прошлого?
-Есть фотографии, рисунки, книги… - Это называют историческими источниками.
Итак, наши задачи на сегодняшний урок
- Узнаем что… Что изучает наука история
- Выясним … Какие бывают исторические источники
- Научимся Работать с источниками информации
4. Изучение нового. Первичное усвоение материала
Много тайн хранит прошлое. Как открыть дверь в этот загадочный мир под названием история? Сделать это непросто. Охраняет вход – грозный стражник время. А ключи от него в руках ученых-историков.
Ученые знают, что прошлое не ушло бесследно.
Основной работой историков является сбор и исследование исторической информации, работа с архивными материалами и документами.
3 слайд Древнегреческая муза Клио – покровительница истории.
4 слайдУзнавая истории строки
Погружаемся вместе во время,
Хоть герои давно уже смолкли,
Но узнать их судьбу – наше бремя!
О минувших временах нам поведают старинные предметы, большинство из которых найдены археологами.
5 слайд
Задание. Посмотрите на слайд. Найдите определение, что такое археология
Вывод:
Археология − это наука, которая узнает о прошлом, изучая древние предметы, сооружения.
Археология − это история, вооруженная лопатой.
Благодаря археологии ученые находят различные предметы, которые могут рассказать нам многое о прошлом людей. Эти предметы называют историческими источниками. Ученые делят их на группы: вещественные, устные, письменные.
Задание. Попробуйте самостоятельно распределить исторические источники из конверта по этим трем группам.
При проверке задается вопрос:
А почему вы определили данные источники в группу вещественные? Ответ: Потому что это вещи, их можно потрогать. Так же и др.группы.
Исторические источники
Вещественные устные письменные
6 слайд
Из всех письменных источников для историков наиболее важными являются летописи, которые на Руси появились около 1000 лет назад.
Кто помнит, почему летописи получили такое название?
В летописях велись записи основных событий год за годом. В крупных городах Древней Руси было почетным стать летописцем.
Слайд 7
Самым известным летописцем был монах Нестор в Киеве. (По сути, летописец Нестор является первым историком, попытавшимся поведать современникам и потомкам об истории земли русской).
Как вы думаете, а где могут храниться исторические источники?
Ответ: музеи, библиотеки, архивы, …
Слайд 8
Первым российским музеем была Кунсткамера, открытая в городе Санкт-Петербурге.
Многие предметы старины бережно хранятся в музеях. Первым российским музеем была Кунсткамера
(в переводе – «кабинет редкостей»), открытая по приказу Петра I в Петербурге в 1710 году.
5. Физкультминутка Древнегреческая муза Клио – покровительница истории, передала вам монету - талант. Возьмите любую монету.( Монеты 4х цветов)
А теперь объединитесь в команды по цвету монет и займите рабочие места
Рассадить детей по цветам монет монетам.
#1058;ворческое задание.
А сейчас мы станем с вами настоящими исследователями. Следующее задание нашего урока называется «Юный историк». Вам необходимо внимательно изучить отрывки из летописей и ответить на вопросы.
Перед началом работы, команды выберите своего капитана
Дорогие ребята! Вы работаете все дружно и вместе, потому что Вы команда
На выполнение этого задания командам отводится 7 минут.
- Время пошло.
Ответы команд.
Дети читают стихи
Ксюша
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Саша Г
Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов – изгоев,
Обрёл свободу на века!
Соня Т
И поднималась Русь с колен,
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой,
Под звон грядущих перемен.
Лука
Деревни, сёла, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!
#1048;тог урока.
Подведём итог нашего урока.
Давайте вспомним, какие предметы мы рассматривали в начале урока?
Что вы можете теперь сказать, как они связаны между собой?
Время, ключи, историки
-Вернёмся к задачам урока.
Мы узнали что такое история.
Что она изучает
Какие бывают исторические источники
Научились работать с историческими источниками
9. Рефлексия
Нарисуйте на своей монете+ если все удалось на уроке и вопрос, если испытывал трудности.
- Справился со своей работой на уроке
или
- Были отдельные моменты, когда я испытывал трудности
Ребята, я рада, что нам сегодня все удалось на уроке. А значит цель нашего урока достигнута. И вы по праву можете считать юными историками
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Мир глазами историка"
Материал для проведения урока окружающего мира в 4 классе...
Мир глазами историка. - окружающий мир 4 класс
Тема: Мир глазами историка.Цели: - Сформировать представление об окружающем нас мире с точки зрения историков;- Ознакомить с наукой историей;- Развивать любознательность, умение наблюдать, рассу...
Тест по окружающему миру по теме"Мир глазами историка"
Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Мир глазами историка". Программа "Школа России" 4 класс....
Мир глазами историка
Тема "Мир глазами историка" . Учебная программа"Школа России" , 4 класс....
Конспект урока по окружающему миру по теме «Мир глазами историка».
Цель урока: сформировать у учащихся представление об истории, как науке изучающей длинный путь развития человечества;Задачи: 1) Образовательные: раскрыть понятие "история", как науки, показа...
Конспект урока по окружающему миру "Мир глазами историка" 4 класс.
Это конспект урока по УМК "Школа России". А. Плешаков, 4 класс....
Анализ и конспект Мир глазами историка
Цели деятельности учителяСоздать условия для ознакомления учащихся с наукой историей, определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления об окружа...