"Знакомство с дорожными знаками"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Новикова Жанна Николаевна

Конспект урока по окружающему миру "Знакомство с дородными знаками"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Мы знакомимся с дорожными знаками. Светофор. Берегись автомобиля!»

Класс: 2

Предмет: окружающий мир

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока:

 - создать условия для формирования навыка правильного восприятия дорожной обстановки;

 - создать условия для систематизации ранее полученных знаний, умений и навыков;

 - воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах

Задачи урока:

  1. Обобщить знания учащихся о дорожных знаках и сигналах светофора.
  2. Развивать речь, мышление, уважение к участникам дорожного движения.
  3. Воспитывать самостоятельность,  умение слушать товарища.

Предметные результаты:

- знать основные правила перехода улицы, которые должен соблюдать пешеход;

- знать сигналы обычного и пешеходного светофоров;

- знать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Дети».

Метапредметные результаты:

Регулятивные действия:

- ставить учебную задачу на основе соотнесения известного  и усвоенного материала;

- корректировать план и способ действия в случае расхождения гипотезы и реального результата;

Познавательные УД:

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ставить проблему поискового характера;

- применять методы информационного поиска (с помощью компьютерных средств);

- проводить рефлексию результатов деятельности;

- проводить анализ и синтез;

Коммуникативные действия:

- слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем.

- управлять поведением членов группы, корректировать и оценивать их действия.

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

 Личностные результаты:

- осмысление правил дорожного движения, понимание их значимости и необходимости соблюдения, как обязательного условия безопасности на дороге.

Образовательные технологии, используемые на уроке:

- игровые

- информационно-коммуникационные – презентация учителя

Формы работы:

индивидуальная

фронтальная

работа в парах

Оборудование: знаки дорожного движения, сигналы светофора, карточки для физкультминутки, карточки для самооценки, светофоры для самооценки,  тексты с инструкцией, компьютер, мультимедийный проектор, текст  «Посмотри налево, посмотри направо» на листках, презентация.

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые

результаты

(УУД)

1.Орг.

момент

- Здравствуйте, ребята, члены жюри. Меня зовут Елена Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Ребята, вы, наверное, знаете, что приятно общаться с человеком весёлым, доброжелательным. И поэтому мне хочется начать урок с игры «Привет, сосед». (Слайд 2)

- Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь.

- Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

- Ребята, присаживайтесь.

Дети держат друг друга за руки и улыбаются.

2.Мотивационный этап

- Ребята, сегодня я шла в школу и увидела следующую картину. Ученик перебежал дорогу перед идущим автомобилем. Да ещё дорога скользкая. Хорошо, что водитель успел затормозить и машина резко остановилась.

-Какую ошибку совершил ученик?

- Что необходимо было сделать ученику, чтобы перейти дорогу?

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Давайте мы с вами попробуем сформулировать тему урока.

(Слайд 3. Тема урока)

- Ребята, тема сегодняшнего урока «Мы знакомимся с дорожными знаками. Светофор. Берегись автомобиля!»

- Ребята, в  результате неправильного перехода дороги,  что происходит?

_ А что происходит с людьми во время дорожно-транспортного происшествия?

- Правильно, люди получают различные травмы, иногда тяжёлые, а иногда человек даже погибает.

- Значит, какая же цель нашего урока?

(Слайд 4.  Прочитать цель на слайде)

- Ребята, как же нам достигнуть поставленной цели?

Какие учебные задачи поставим перед собой?

- Прочтём их на слайде. (Слайд 5. Прочитать задачи на слайде)

- А также мы сегодня составим инструкцию с правилами, как правильно переходить улицу.

- Неправильно переходил дорогу. Ученик не соблюдал правила дорожного движения.

(Переходить улицу по пешеходному переходу.  Переходить улицу на зелёный свет светофора.)

- О правилах дорожного движения.

Ответы детей

 Аварии.

-Они получают травмы.

-Познакомиться с правилами дорожного движения,  научиться безопасно переходить улицу.

- Правильно переходить дорогу.

- Выучить правила и применять их.

Л: воспитывают положительное отношение к урокам  окружающего мира, формирование ценностных ориентаций.

3. Проблемное изуче

ние но

вого материала

- Итак, ребята, какая же проблема стоит сегодня перед нами?

- Если мы сегодня изучим сигналы светофора, дорожные знаки, научимся правильно переходить улицу, то, что тогда будет?

- Правильно, на улице с нами не случиться никакой беды. Прочитать проблему на доске. (Проблему написать на доске)

Начинаем разговор

Про трёхглазый …(светофор)

(Слайд 6. Светофор)

-Что такое светофор?

- Ребята, светофор – это устройство, которое своими световыми сигналами  разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов.

- Скажите, почему светофор так называется?

- Слово это составлено из двух частей: свет и фор.

- Что значит «свет»?

- А вот что такое «фор»? Как вы думаете?

- Слово  «фор»  призошло от греческого «форос», что означает «несущий» или «носитель».  

А все вместе — светофор - значит «носитель света»,  «несущий свет ».

- Светофор и правда несет свет, причем трех разных цветов. Вспомните каких?

- Почему для светофора были выбраны три цвета: красный,   желтый и зеленый?

- Сигналы светофора выбрали не случайно.

(Слайд 7.  Светофор с красным светом)

 Красный свет нам говорит:

 Стой! Опасно! Путь закрыт!

- Ребята, а как вы думаете, почему опасно, почему путь закрыт?

Красный цвет хорошо виден и днем, и ночью. Это тревожный цвет, он напоминает нам  об опасности. Увидел красный сигнал — остановись, не переходи дорогу.

 (Слайд 8. Светофор с жёлтым светом)

    Желтый свет — предупрежденье:

     Жди сигнала для движенья!

- Как вы понимаете эти слова?

Желтый — это цвет предупреждения. Машины, которые работают прямо на дорогах, - бульдозеры, краны, асфальтовые катки— обычно выкрашены в желтый цвет. Дорожные рабочие надевают  яркие желтые куртки. Водители издалека видят желтое, сбавляют скорость, осторожно ведут машины.

 (Слайд 9. Светофор с зелёным светом)

   Зеленый свет открыл дорогу:

   Переходить ребята могут.

- Как вы понимаете эти слова?

Наконец, зеленый. Теперь можно спокойно переходить дорогу.  Зеленый цвет спокойный, приятный. Это цвет травы и листьев.  На заводах и фабриках стены и станки красят зеленой краской: так лучше работается.

   - Ребята, мы с вами сейчас говорили про транспортный светофор. Кто подчиняется его сигналам?

 Правильно, его сигналам подчиняются водители.

(Слайд 10. Светофор пешеходный)

Дорогу, перекрёсток на пути
Светофор поможет перейти.
С человечком красным – "Стой!".
Двигайся с зелёным по прямой.

-  Ребята, что это за светофор?

- Как вы думаете, почему здесь два света? Для кого они предназначены?

-Ребята, как поступят пешеходы, если загорится красный сигнал?

- А если загорится зелёный сигнал?

- Молодцы, вы хорошо работали вместе, а сейчас я предлагаю поработать в парах.

Моделирование

 - Ребята, сейчас мы поработаем в парах. У вас на столах лежат карточки. На трёх изображён транспортный светофор, а на двух – пешеходный светофор. Положите перед собой  транспортные светофоры. С помощью карандашей:  

- На 1 светофоре зажгите сигнал «Идите».

- На 2 светофоре «Внимание».

- На 3 светофоре  «Стойте».

- Ребята, сверьте с образцом, на доске,  правильно ли  вы выполнили задание.

- Ребята, проверьте, правильно вы выполнили это задание. (Проверка с образцом.)

- Положите перед собой пешеходные светофоры.

- На первом светофоре закрасьте человечка, который указывает вам «Идите», а

на втором светофоре закрасьте человечка, который указывает вам «Стойте».

- Ребята, сверьте с образцом, на доске,  правильно ли  вы выполнили задание.

(Проверка с образцом.)

- Ребята, поднимите руку те, кто правильно выполнил задание?

-Кто ошибся?

- Научиться правильно переходить улицу.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Красного, жёлтого, зелёного.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

- Водители.

-Это пешеходный светофор.

- Они предназначены для пешеходов.

-Дорогу переходить нельзя, нужно остановиться.

- Можно переходить дорогу.

Дети работают в парах  по карточкам.

Ребята выполняют.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

владение монологической и диалогической формами речи

Р: Коррекция – внесение корректив в случае отклонения от эталона

П: выполняют задание

Физкультминутка

- Ребята, а теперь мы немного отдохнём. Встаньте, пожалуйста.

Раз, два, три, четыре, пять!
Ох, устали мы опять.
В «Светофор» мы поиграем,
Руки, ноги разминаем.

Правила простые:

  • если я покажу красный сигнал, вы делаете шаг назад,
  • если жёлтый – приседаете,

 если зелёный – шаг вперёд и шагаете на месте. (ЖКЖЗ, КЖЗ, ЖЗ)

- Молодцы, присаживайтесь.

Л: ориентир на здоровый образ жизни

Изуче

ние но

вого материала

Работа с

текстом

Знаем ли мы дорожные знаки?

- Ребята, мы познакомились с сигналами светофора, а  какие ещё предупреждения можно встретить на дороге?

- Знаете ли вы, что такое дорожный знак?

- Зачем нужны дорожные знаки?

-Какие дорожные знаки вы знаете?

-На какие группы можно разделить дорожные знаки?

-Молодцы.

- Дорожных знаков много. Одни запрещают движение, другие разрешают, третьи – предупреждают об опасных участках дороги. Вы,  ребята, должны знать дорожные знаки для пешеходов и некоторые для водителей машин. Водители должны знать все дорожные знаки.

- Ребята, если бы не было дорожных знаков, что бы было?

- Ребята, обратите внимание на доску. Здесь размещены некоторые дорожные знаки.  Сейчас мы с ними познакомимся. Я читаю четверостишье, а вы должны отгадать, что это за знак,  показать его на доске  и перевесить на новое место.

Здесь наземный переход,

Ходит целый день народ.

Ты, водитель, не грусти,

Пешехода пропусти.

Посреди дороги дети,

Мы всегда за них в ответе.

Чтоб не плакал их родитель

Будь внимательней водитель!

В дождь и в ясную погоду

Здесь не ходят пешеходы.

Говорит им знак одно:

«Вам ходить запрещено».

На широкой улице
Глаза от красок жмурятся.
Разноцветные машины:
Волги, лады, лимузины.
Где дорогу перейти,
На ту сторону пройти?
Всем поможет переход,
Под землею, что идет.

В день рожденья подарили
Скоростной велосипед.
Научили, объяснили
Ездить там, где знака нет. 

В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.

Правила перехода через дорогу.

- Ребята, мы вспомнили сигналы светофора, дорожные знаки. А что ещё надо знать, переходя улицу?

– Как правильно переходить дорогу?

 - А что делать, если нет поблизости пешеходного перехода, а надо перейти на другую сторону улицы?

- Прочитаем об этом на листках, которые лежат у вас на партах.

- Начнёт читать …,  внимательно следите, а затем мы с вами ответим на вопросы.

(Чтение текста на листочках)

– Что делать, если ты дошёл до середины, а машины поехали?

– Что такое островок безопасности?

- Совершенно верно. На середине дороги краской отмечено место, где можно подождать пока проедут машины.

Практическая работа: «Составление инструкции пешехода»

- Мы прочитали, как правильно переходить улицу, а теперь нам необходимо составить инструкцию для пешеходов как правильно переходить улицу.

- Возьмите  листочек с инструкцией. Под цифрой 1. Читает …

1. Посмотрите _______(налево).

(Слайд 11) Открыть на презентации после ответа ученика.

2. Если транспорта нет, то дойди ______(до середины) дороги. Открыть на презентации после ответа ученика.

3. Если транспорт есть, то _______(подожди). Открыть на презентации после ответа ученика.

4. Дойди до середины дороги.

5. Посмотрите ______(направо). Открыть на презентации после ответа ученика.

6. Если транспорта нет, то переходи улицу.

7. Если транспорт есть, то _____(жди). Открыть на презентации после ответа ученика.

- Инструкция готова. Вы дома её ещё раз хорошо изучите, сохраните и выполняйте.

-Дорожные знаки.

- Это табличка, на которой есть рисунок.

- Если бы не было знаков, часто случались бы аварии.

- Ответы детей.

Ответы детей.

Часто бы случались аварии.

- Знак «Пешеходный переход».

- Знак «Дети».

- Знак «Движение пешеходов запрещено».

- Знак  «Подземный пешеходный переход».

- Знак «Движение на велосипедах запрещено».

- Знак «Место остановки автобуса».

- Правила перехода через дорогу.

- По пешеходному переходу.

- Переходи на зелёный свет светофора.

Ответы детей.

- Нужно остановиться.

- Если я начал переходить дорогу, дошёл до середины и вдруг увидел приближающуюся машину, то можно переждать на островке безопасности (середина дороги) и далее продолжить переходить улицу.

Дети вместе с учителем и презентацией  заполняют пропуски в инструкции.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

владение монологической и диалогической формами речи

П: высказывать предположения и обсуждать проблемные вопросы.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

владение монологической и диалогической формами речи

П: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Р:

Контроль – сравнение результата с эталоном

Подведение итогов.

Оценки.

Д/з.

Рефлексия.

- Ребята, давайте мы вспомним, о чём мы говорили с вами на уроке?

- Ребята, как вы думаете, решили мы ту проблему, которая записана на доске? (Прочитать проблему)

- Как нужно переходить дорогу?

- Какими дорожными знаками обозначают пешеходные переходы?

– Как нужно переходить улицу?

– Какими дорожными знаками обозначают пешеходные переходы?

– Что такое островок безопасности?

-Молодцы. Что бы вы поставили себе за урок?

Домашнее задание.  (Слайд 13)

- Ребята, на память о нашем уроке я подарю вам вот такие светофоры, где на цветах светофора записано домашнее задание:

 красный цвет – выучить памятку,  

жёлтый цвет – нарисовать известные вам дорожные знаки,

 зелёный цвет – нарисовать  рисунок на тему «Берегись автомобиля».

(Слайд 14. Рефлексия.)

- Ребята, вы сегодня хорошо поработали.  А теперь выразите своё отношение к уроку  с помощью светофора.  

Поднимите зелёный  кружок  те, кто считает, что  на уроке у меня не было затруднений при изучении новой темы, все понятно. Жёлтый  кружок поднимите те, кто считает,  что были затруднения при изучении новой темы, кое-что так и осталось мне неизвестным. Красный  кружок поднимите те, кто считает, что  ничего не понял при изучении новой темы.

- Наш урок закончен. Я желаю вам, чтобы вы всегда соблюдали правила дорожного движения. Мне приятно было с вами общаться.

- Мы повторили  цвета светофора, дорожные знаки,  изучили, составили инструкцию для пешехода

Да.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети оценивают себя.

Дети берут кружки и поднимают.

Р: осуществляют итоговый контроль

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Игра в мяч «Правила ДД»

Педагог с мячом встаёт в центр круга и бросает ребёнку мяч, одновременно задавая вопрос, тот отвечает и бросает мяч педагогу. Игра проводиться со всеми детьми по очереди.

Педагог. По дороге кто идёт?

Ребёнок. Пешеход.

Педагог. Кто машину ведёт?

2-й ребёнок. Водитель.

Педагог. Сколько глаз у светофора?

3-й ребёнок. Три глаза.

Педагог. Если красный « глаз» горит, то о чём он говорит?

4-й ребёнок. Стой и жди.

Педагог. Если жёлтый « глаз» горит, то о чём он говорит?

5-й ребёнок. Подожди.

Педагог. Если зелёный  « глаз» горит, то о чём он говорит?

6-й ребёнок. Можете идти.

Педагог. Идут наши ножки по пешеходной…

7-й ребёнок. Дорожке.

Педагог. Где мы автобус ждём?

8-й ребёнок. На остановке.

Педагог. Где играем в прятки?

9-й ребёнок. На детской площадке.

Педагог. Молодцы!

 

Творческое задание

- Послушайте сказку.

В  некотором  городе, на некотором  перекрестке жил-был  трехглазый Светофор. Он был строгий, как все светофоры на свете.  Непрерывно и четко Светофор подмигивал людям и автомобилям тремя глазами:     красным, желтым, зеленым: «Стоп!» «Внимание!», «Иди!».    И все люди. И все автомобили терпеливо стояли и ждали, что им скажет Светофор.  Они уважали его, потому что он заботился о них.

Правда, случалось, какой-нибудь человек срывался с места (ему, наверное, казалось, что он очень смелый) и бежал через улицу на красный  свет.  О, как тогда сердился Светофор! Он готов был схватить за шиворот нарушителя и рассказать ему об ужасных происшествиях, свидетелем  которых он был. Но... Светофор не делал этого потому, что у него была очень ответственная работа. Уйди он хоть на секунду с поста, могла произойти катастрофа, а Светофор этого очень боялся.

И он гордо стоял, четко нес свою службу на перекрестке. Днем стоял. И ночью не дремал.

Но вот однажды...

- А вот что случилось дальше, придумайте дома сами…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с дорожными знаками

Воспитание бережного отношения к своему зоровью...

ЗНАКОМСТВО С ДОРОЖНЫМИ ЗНАКАМИ

Цель классного часа: учить учащихся быть внимательными на дороге, обращать внимание на дорожные знаки; закрепить знания учащихся о правилах дорожного движения на улицах и дорогах; воспитывать дисципли...

Классный час "Знакомство с дорожными знаками"

Классный час "Знакомство с дорожными знаками" итересный материал для учащихся 2-го класса...

Конспект внеурочного занятия "Знакомство с дорожными знаками"

Цель: формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения; познакомиться с дорожными знаками....

Внеклассное мероприятие «Знакомство с дорожными знаками»

учить учащихся быть внимательными на дороге, обращать внимание на дорожные знаки; закрепить знания учащихся о правилах дорожного движения на улицах и дорогах; воспитывать дисциплинированность учащихся...