Как измерить массу воздуха? Окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Окружающий мир

3 класс

Перспективная начальная школа

Как измерить массу воздуха?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Как измерить массу воздуха?46.22 КБ

Предварительный просмотр:

                            

Технологическая карта урока

Учитель: Чижова Н.В.

Предмет: окружающий мир        
Класс: 3 класс

Наименование учебно-методического комплекта (УМК): «Перспективная начальная школа»

Тема урока: «Свойства воздуха»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Место урока в системе уроков: 3 урок в теме «Воздух и его свойства».

Форма проведения: заседание клуба.        

Цель заседания: исследовать свойства воздуха, показать применение знаний о свойствах воздуха в жизни.

Задачи:

   - с помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, обладает упругостью, что его можно сжать, взвесить, дать знания о практическом применении воздуха;

   - формировать общеучебные умения, основанные на способности ребёнка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их  основе проводить обобщение;

   - формировать умение работать с научно – популярной литературой;

   - развивать речь учащихся;

   - формировать элементарную экологическую  культуру;

   - охранять и укреплять психическое и физическое здоровье учащихся.

Оборудование: мел, доска, учебник  (УМК «ПНШ», Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А., Царёва Л. А. Окружающий  мир 3 класс, 1 часть), тетрадь для самостоятельной работы (УМК «ПНШ», Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А., Царёва Л. А.), печатный материал (карточки «Свойства воздуха»-наглядный материал, карточки «Свойства воздуха»- раздаточный материал, фотографии «Как человек использует свойства воздуха» ), проектор, видео «Как узнать массу воздуха?», «Что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении». Для проведения опытов: миска с водой, стакан, велосипедный насос.

        

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности обучающегося

1

2

3

4

I.Организационный момент.

Формальная готовность к уроку.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку по следующим критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки.

(учебник, тетрадь для самостоятельной работы, ручка, цветные карандаши).

Проверяют готовность рабочего места к уроку.

Воспитывают аккуратность, умение настраиваться на учебный процесс.

II.Актуализация опорных знаний.

- Ребята, сегодня на уроке окружающего мира у нас будет проходить четвертое заседание клуба по теме «Свойства воздуха».

Проводит опрос с целью актуализации опорных знаний по теме.

- Предлагаю  вспомнить те свойства воздуха, о которых вы уже знаете.

- Достаньте из конверта карточку «Свойства воздуха».

Работать будете в парах.

+ отмечайте те свойства, которыми обладает воздух.

Проводит фронтальный опрос. Выясняет, какие свойства воздуха помнят учащиеся.

- Миша тоже рассказал членам клуба о своих наблюдениях по этому вопросу.

Организует чтение материала учебника  на стр.103 (1,2 абзац).

Достают из конвертов карточки для работы.

Самостоятельно (работая в парах) отмечают правильные ответы.

Работают с материалом учебника.

Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь.

Выделяют существенную информацию из текста.

III.Сообщение темы урока. Открытие нового знания, способа действия.

Организует работу над формулировкой темы урока обучающимися, постановкой учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

- Обладает ли воздух еще какими-либо свойствами, о которых мы пока не знаем?

- Продолжаем работать с учебником. Выясним, что об этом думает Миша.

(Учебник стр.103 (последний абзац).

- Я предлагаю помочь Мише найти ответы на его вопросы и провести заседание клуба по следующему плану:

1. Исследование свойств воздуха опытным путем.

2. Применение знаний о свойствах воздуха в жизни человека.

Работают с материалом учебника.

Высказывают предположения о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

(Узнаем о неизвестных нам свойствах воздуха опытным путем, т.е. с помощью опытов, о том, как человек использует эти свойства).

Принимают и сохраняют учебную задачу.

IV.Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Изучение нового материала.

- Тетради для самостоятельной работы открыты на стр.39.

В них мы будем записывать свои наблюдения.

        

(на доске карточки «Свойства воздуха»)

Переворачивает карточку №1 «Воздух занимает пространство»

        

Опыт 1.        

Воздух занимает пространство.

Цель опыта: выяснить, занимает ли воздух место в окружающей среде.

- Как вы думаете, ребята, этот стакан пуст или в нем что-то есть?

- Я предлагаю проверить, кто из вас прав.

(учитель приглашает ученика для помощи в опыте)

- В посуду с водой погружаем прозрачный стакан. Мы видим, что вода его не заполняет. Ощущаем небольшое сопротивление, будто бы внутри стакана что-то есть. Что же это?

-Не вынимая стакана из воды, наклони его. Что заметили? (выходят пузырьки воздуха)

Воздух в стакане не уступил своего места воде.

        

Вывод.

Помогает учащимся сформулировать вывод.

- Какой вывод мы можем сделать?

        

-Запишем в тетрадь свои наблюдения.

Помогает  учащимся применить знания о свойствах воздуха и предположить, как человек может их использовать в своей жизни.

- Ребята, как вы думаете, использует ли человек  данное свойство воздуха в своей жизни?

№4. Колокол, который никогда не звонил (фото 1).

Знаете ли вы, что это за приспособление? Водолазный колокол люди придумали очень давно. Он представлял собой деревянную бочку без дна с тяжелым грузом. Его опускали на дно водоема для выполнения необходимых работ под водой. Человек мог находиться внутри около 45 минут.

Отлично!

Открывает карточку №2 «Воздух обладает упругостью»        

Опыт 2.

Воздух обладает упругостью.

Цель опыта: проверить, обладает ли воздух упругостью?

- Вы знаете, что это?

(приглашает ученика для помощи в опыте)

        

- Плотно прикрой пальцем левой руки отверстие велосипедного насоса, а правой рукой нажми на поршень. Потом, не убирая пальца от отверстия, отпускай поршень. Что почувствовал?

Что это значит?

- Конечно. Воздух хочет вырваться наружу. Но ты закрыл отверстие и мешаешь ему это сделать.

Поршень немного, но продвигается. И если мы отпустим поршень, то увидим, что он возвращается на свое место.

Почему?

Вывод.

- Какое свойство воздуха показывает нам этот опыт?

- Воздух можно сжать и он способен вернуться в прежнее положение. Это значит, что воздух обладает упругостью (как пружина), т.е. способностью возвращаться в прежнее положение.

        

- Запишем в тетрадь для самостоятельной работы свои наблюдения.

Помогает  учащимся применить знания о свойствах воздуха и предположить, как человек может их использовать в своей жизни.

- Как же человек использует это свойство?

(Фото 2)

 Многие из вас закачивали в шину сжатый воздух. И воздух там – могучий работник! Благодаря способности воздуха сжиматься и принимать прежнюю форму, мы комфортно передвигаемся на велосипеде, да и на автомобиле.

  А более ста лет назад велосипеды называли «костоломами». Колёса тогдашних велосипедов просто подбивали толстой резиной. Велосипед и машина тряслись и подскакивали даже на ровном шоссе.

  Хорошо, что шотландский ветеринар Данлоп догадался о том, что с этой проблемой можно справиться, если применить знания о свойствах воздуха.

 Теперь железные ободья колёс опираются не на камни мостовой, а на воздух, наполнивший шины, которые защищены покрышками из толстой прочной резины.

Высказывают свои предположения.

                

Наблюдают за проведением опыта, анализируют.

Учащиеся пытаются сформулировать вывод по результатам опыта.

(Воздух, как и любое другое тело, занимает пространство (место) в окружающем мире).

1 ученик перемещает  карточку под тему урока.

Учащиеся записывают первое свойство воздуха в тетради для самостоятельной работы (опыт 1).

        

Предположения учащихся.

(Велосипедный насос).

1 учащийся помогает проводить опыт.

Рассказывает о своих наблюдениях.

Все учащиеся наблюдают за проведением опыта, высказывают свои предположения.

Высказывают свои предположения.

Пытаются сформулировать вывод.

(Воздух обладает упругостью).

Ученик перемещает  карточку под тему урока.

Учащиеся записывают второе свойство воздуха в тетради для самостоятельной работы (опыт 2).

        

Применяют правила делового сотрудничества.

Приводят убедительные доказательства в диалоге, проявляют активность во взаимодействии.

Анализируют полученный результат.

V.Физкультминутка

- А теперь немного отдохнем!

Учитель проводит физминутку.

Давайте закроем глаза и пофантазируем.

Представим себе тихо падающий снег, он плавно кружится, переливаясь и сверкая своими кристальными лучиками.

- Откройте глаза. Встаньте. Подставьте ладошки долгожданным снежинкам.

- Наберите воздуха, нежно сдуйте снежинки с ладоней.

- Они всё падают и падают…

- Снова подуйте на них. И ещё раз…

- А теперь повернитесь к своему другу и отправьте эти чудесные снежинки ему. Молодцы!

        

Учащиеся выполняют упражнения.

Формируют умение снимать накопившееся напряжение и усталость, настраиваться на дальнейшую работу.

VI.Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Изучение нового материала. Часть 2.

Открывает карточку №3 «При охлаждении воздух сжимается, а при нагревании расширяется»

Опыт 3.

При охлаждении воздух сжимается, а при нагревании расширяется.

Цель опыта: выяснить, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении.

- Для того, чтобы узнать, как реагирует воздух на изменение температуры, посмотрим видео.

Видео 1.        

 - Что же происходит с воздухом при изменении температуры?

При нагревании воздух расширяется, ему не хватает места в колбе, и он выходит из неё.

- Запишем в тетрадь для самостоятельной работы свои наблюдения.

Помогает  учащимся применить знания о свойствах воздуха и предположить, как человек может их использовать в своей жизни.

(Фото 3, 4, 5, 6)

1. И это свойство воздуха человек  научился использовать. Например, в типографии сжатый воздух помогает печатать книги.

2. Если прислушаться, как тормозит грузовик, можно услышать пыхтение. Это тяжело вздыхает тот же сжатый воздух. Именно он остановил тяжелую машину и вырвался наружу. Самому водителю остановить такой большой грузовик было бы не под силу!

3. А если вы ездили в метро, то наверняка задумывались, как устроены двери вагонов. Кто же их открывает? И это делает сжатый воздух!

4. И при строительстве многоэтажного дома воздух помогает. Он вбивает в землю сваи для фундамента.

5. Сжатый воздух даже помогает спасать человеческие жизни. В больницах есть отделения, которые называются реанимацией, т.е. отделение «оживления». В палате стоит аппарат искусственного дыхания - в нем сжатый воздух, обогащенный кислородом. Когда больной не может дышать самостоятельно, аппарат «дышит» за него и вентилирует легкие.

Смотрят видео.

Пытаются сформулировать вывод.

(При охлаждении воздух сжимается, а при нагревании расширяется)

Обучающиеся наблюдают за опытом, после просмотра комментируют происходящее на экране.

(Колбу нагревают спиртовкой. Из трубки выходят пузырьки воздуха. При прекращении нагрева пузырьки пропадают, небольшое количество воды втягивается в трубку).

Учащиеся пытаются сформулировать вывод.

Ученик перемещает  карточку 3 под тему урока.

Учащиеся записывают третье свойство воздуха в тетради для самостоятельной работы (опыт 3).

        

Применяют правила делового сотрудничества.

Приводят убедительные доказательства в диалоге, проявляют активность во взаимодействии.

Анализируют полученный результат.

Открывает карточку №4 «Воздух можно взвесить»

Опыт 4.

Воздух можно взвесить.

Цель опыта: узнать, имеет ли воздух вес?

- Как вы думаете, ребята, весит ли что-то воздух? Можно ли  измерить его вес?

- Для того, чтобы узнать, кто из вас прав, посмотрим еще один опыт.

Видео2

- Имеет ли воздух вес? Можно ли его узнать? Какие приспособления использовались для этого?

 Вывод.

- Запишем в тетрадь для самостоятельной работы свои наблюдения.

Помогает  учащимся применить знания о свойствах воздуха и предположить, как человек может их использовать в своей жизни.

- Если воздух имеет вес, значит, он должен давить на Землю? Как вы считаете?

- Ученые выяснили, что на человека воздух давит с силой более 15 т. Это вес трех грузовиков! Но почему мы не ощущаем этого давления?

Потому, что внутри человека тоже находится воздух, который давит точно с такой же силой изнутри. Давление воздуха снаружи и изнутри одинаково. Вот поэтому мы ничего и не чувствуем!

Высказывают свои предположения.

Смотрят видео.

Комментируют и анализируют видео.

(Воздух имеет вес. Воздух можно взвесить)

Учащиеся пытаются сформулировать вывод.

Ученик перемещает  карточку 4 под тему урока.

Учащиеся записывают четвертое свойство воздуха в тетради для самостоятельной работы (опыт 3).

Высказывают свои предположения.

Применяют правила делового сотрудничества.

Приводят убедительные доказательства в диалоге, проявляют  активность во взаимодействии.

Анализируют полученный результат.

VII.Обобщение и систематизация.

Уточняет и помогает систематизировать знания учащихся, полученные на уроке.

- Итак, что мы с вами на уроке смогли доказать? Что узнали?

- А теперь проверим, как вы запомнили новый материал.

- Приготовьте ладоши!

Если вы согласны с моим утверждением, то хлопаете 1 раз. Если нет – сидите тихо.

1.Воздух обладает упругостью.+

2.Воздух занимает пространство в окружающем мире.+

3. Воздух нельзя взвесить.-

4.Человек использует свойства воздуха в своей жизни.+

5.Воздух не способен расширяться или сжиматься.-

        

- Отлично! Молодцы! Сегодня вы все хорошо поработали!

Обобщают и уточняют знания, полученные на уроке,  посредством обратной связи с учителем.

(Воздух занимает пространство в окружающей среде, обладает упругостью, расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении, его можно взвесить. Узнали, как эти свойства воздуха человек использует в своей жизни).

Выбирают  действия в соответствии с поставленной задачей, оценивают уровень владения тем или иным учебным действием, учатся вносить необходимые корректировки в действие на основе оценки и учета допущенных ошибок.

VIII.Домашнее задание.

Знакомит учащихся с заданием, которое нужно будет выполнить самостоятельно.

Дома я попрошу вас повторить материал учебника по теме «Свойства воздуха. Четвертое заседание клуба» и

подготовить короткое сообщение о том, как человек использует свойства воздуха в своей жизни.

Слушают домашнее задание.

Задают уточняющие вопросы.

Учатся осознавать, принимать, сохранять учебные задачи.

IX.Итог урока.

Рефлексия.

Организация самостоятельной оценки обучающихся результатов работы на уроке.

- Каждый возьмите из конверта смайл и 2 цветных карандаша (красный и желтый).

Подпишите свое имя.

Используйте  желтый цвет, если вам было все понятно на уроке.

Красный – если ничего не понятно. Если было понятно не все, можно закрасить смайл двумя цветами.

- Тетради для самостоятельной работы сдайте на проверку, а смайлы и карточки вложите в конверт.

Спасибо за работу! Молодцы!

Проводят самооценку результатов своей деятельности, рефлексию.

Осуществляют самоконтроль, оценивают результаты деятельности, формируют адекватную самооценку.

Используемая литература.

   1.Дорохов А. А. Лёгкий… тяжёлый…жидкий. – М.: Детская литература,    1981.

   2.Владимиров А. Рассказы об атмосфере. – М.: Просвещение, 1981.

   3.ДитрихА., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка.- М.: Педагогика, 1987.

   4.Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А., Царёва Л. А.Наш мир 3   класс: Учебник 1 часть.- М.: Академкнига/ Учебник, 2012.

   5.Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А., Царёва Л. А.Наш мир в   вопросах и заданиях. 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №1. -  М.: Академкнига/ Учебник, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Математика. Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов. (Стр.21)

3 класс. Математика. Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов.  (Стр.21) Урок проходит в игровой форме . УМК «Школа России»....

Решение задач, масса одного предмета, количество, масса всех предметов

решаем на время, минутка чистописания, устный счёт, работа по учебнику повторение, работа по теме, решение задач,самостоятельная работа....

Конспект урока математики "Как люди измеряли и измеряют длину. Сантиметр"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКи НА ТЕМУ «Как люди измеряли и измеряют длину». Сантиметр. Класс: 1 система Л.В. ЗанковаУчебник: Математика (И.И.Аргинская, Е.И.Ивановская, С.Н.Кормишина) часть...

Урок математики в 4 классе Тема: Масса. Единицы массы. Тонна. Центнер.

Тема урока: «Масса. Единицы массы. Тонна. Центнер» УМК « Школа России»Данный урок рассматривается в разделе уроков по теме «Величины». Урок тесно связан с предыдущими и является продолжением в изучени...

УРОК Измерение массы. Знакомство со стандартными мерами массы.

Измерение массы. Знакомство со стандартными мерами массы. Словесное описание отношений равенства и неравенства....

Презентация по окружающему миру "Как измеряют температуру" 2 класс

Презентация по окружающему миру "Как измеряют температуру" 2 класс К УМК Школа России...

Технологическая карта урока окружающий мир по теме «Как измерить температуру?» (2 класс, УМК «Перспектива»)

Цель урока: формирование у обучающихся представление о том,  что такое температура и как ее определять.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать, понятия «температура», «термом...