| III Актуализация знаний, определение темы и цели урока | -Сегодня нам предстоит многое узнать, раскрыть некоторые секреты. Для этого нам нужны хорошие знания, смекалка, умение наблюдать и анализировать. - Что вы можете пожелать своим одноклассникам?
- А чтобы узнать, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке, предлагаю посмотреть на ИАД и прочитать запись: ПЛАНЕТА, СИСТЕМЫ, СОЛНЕЧНОЙ , ЗЕМЛЯ- -Вам все понятно? А что нужно сделать? -Какую цель поставим перед собой? |
Удачи, успеха, плодотворной работы, хороших отметок.
-Дети читают запись и формулируют тему урока: Земля – планета Солнечной системы.
-Изучить нашу планету, раскрыть ее тайны и загадки. | -Коммуникативные: способность к речевому общению и умение слушать. Регулятивные: умение определять и формулировать учебную задачу на уроке
|
Практический этап
| IV Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации Проблемный вопрос
Работа с иллюстрацией учебника
Работа с текстом учебника
Работа в группе
Проверка работы
| Какие тела входят в Солнечную систему? СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА Планеты спутники солнце звезды Метеоры болиды
-Поработайте в парах, рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 67 и дополните предыдущие ответы, не читая текста. (Слайд на ИАД, стр. 67 учебника) -Прочитайте I абзац в учебнике на стр. 66, отметьте новые сведения.
-Какие тела составляют Солнечную систему? -Какие еще открытия сделали для себя?
-Что еще включает Солнечная система?
-Ребята, вы готовы к открытию новых тайн , которые хранит Солнечная система? -Предлагаю поработать в группах -Давайте вспомним правила работы в группах.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППАХ: - Умей выслушать товарища
- Своё мнение должен высказать каждый
- Закончив дело, помоги другу
- Работать тихо, чтобы не мешать другим
- Рабочее место содержи в порядке
- Договоритесь, кто будет выступать
- Работаем с учебником стр. 67. Прочитайте текст, заполните схему на карточке.
-Одна группа начинает отвечать, другая – продолжает, а третья – заканчивает.
-Распределите планеты (карточки) на две группы: -планеты-гиганты; -планеты земной группы. -Продолжаем нашу работу с учебником на стр. 68. -Прочитайте текст самостоятельно и ответьте на следующие вопросы: -Какие планеты являются ближайшими соседями Земли? - Какие космические явления могут наблюдать земляне? Почему они происходят? | /По ответам учащихся составляем из табличек на доске схему, которая в течение урока будет пополняться./ -Планеты, спутники, Солнце, звезды, метеоры, болиды.
-На иллюстрации изображены малые планеты Солнечной системы: Земля, Венера, Марс, Меркурий, Плутон
-Сегодня известно 8 больших планет, которые движутся вокруг Солнца /на доске в схеме , в графе ПЛАНЕТЫ добавляем цифру 8/ -Это Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. - Есть еще одна карликовая планета Плутон. /на доске в схеме, в графе ПЛАНЕТЫ добавляю надпись карликовая планета/ -Пути движения планет вокруг Солнца называют орбитами. -Кроме больших планет есть и малые планеты – астероиды. /на доске в схеме, в графе ПЛАНЕТЫ добавляю надпись малые планеты – астероиды/ -Вокруг большинства планет движутся спутники. /на доске в схеме добавить графу СПУТНИКИ/ -Солнце, планеты и их спутники составляют Солнечную систему. -Солнце по массе превосходит все планеты, и оно в 333 тысячи раз больше массы Земли. /на доске в схеме в графе СОЛНЦЕ добавить надпись в 333 тысячи раз больше массы Земли/ - Кометы, метеорные тела, космическую пыль, разрежённый газ. /на доске в схеме в графе ПЛАНЕТЫ добавить надпись кометы, метеорные тела/
Проговаривают правила работы в группах.
Работают в группе Сравнивают планеты, заполняют схему, называют планеты типа Земля и планеты-гиганты. В Солнечной системе восемь планет. Планеты, которые по размерам не больше Земли, называются планетами земной группы, все они имеют твердую поверхность Это Меркурий, Венера, Марс и Земля. Совсем другие планеты-гиганты – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Это настоящие великаны по сравнению с Землей, далекие холодные газовые шары. /ответ учащихся сопровождается слайдом на ИАД/ Учащиеся у доски в схеме, в графе ПЛАНЕТЫ добавляют две группы планет с помощью карточек.
-Ближайшими соседями земли являются Венера и Марс. -Земляне могут наблюдать явления солнечного и лунного затмений. - Диск Луны может закрывать Солнце, и тогда мы наблюдаем солнечное затмение. Когда Земля отбрасывает тень на Луну, то наблюдается лунное затмение. | - Личностные:
- - формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении Солнечной системы;
- Познавательные:
- Умение воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций
- Коммуникативные:
- - Слушать и понимать речь других.
- - Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
- Личностные:
- - формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении Солнечной системы;
- Познавательные:
- Умение воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций
- Коммуникативные:
- - Слушать и понимать речь других.
- - Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
|
Рефлексивно-оценочный этап | VI Первичное закрепление | - У вас на столах маленькие листочки с номерами. Я буду читать утверждения. Если они верные, ставите «+», если нет – «-». 1. Солнце – одна из планет Солнечной системы. (-) 2. Вокруг Солнца обращается 9 планет. (+) 3. У всех планет есть естественные спутники. (-) 4. Самая большая планета Солнечной системы – Юпитер, а самая маленькая – Плутон. (+) 5. Самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. (+) 6. Разница температуры на планетах Солнечной системы не зависит от их удалённости от Солнца, а зависит от оси наклона планет. (-) 7.Земля кажется неподвижной, но смена времён года зависит от вращения Солнца вокруг Земли. (-)
| Выполняют задание на индивидуальных листах. Проверка по эталону, самооценка | - Познавательные:
- Умение воспринимать и анализировать сообщения, использовать знаково-символические средства.
- - принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- · действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике;
- · оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
- Коммуникативные:
- - Слушать и понимать речь других.
- - Вступать в беседу на уроке и в жизни.
|
| VIII Итог урока. Рефлексия | -Посмотрите видеоролик Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо… Береги свою планету — Ведь другой, похожей, нету!
- Какие чувства у вас возникли во время просмотра видеоролика и стихотворения? -Какой вывод сделаем? - Вы знаете, что 2017 год объявлен годом экологии, и я предлагаю вам нарисовать рисунки на тему «Береги планету эту – ведь другой, похожей, нету!» и организовать конкурс рисунков в нашей школе. Победителей ждет награда. -Вот и закончилось наше путешествие по Солнечной системе. Вы сегодня показали очень хорошие знания о планетах, узнали много нового, интересного. - Какую цель ставили? Достигли цели? (Сегодня нам предстоит изучить нашу планету, узнать, каковы её форма, раскрыть её тайны и загадки.)
- Пришло время оценить свою работу. Предлагаю вам подумать и поработать творчески, все вместе составим картину звёздного неба, но звёздочки у нас будут особенные. - Если вам на уроке было всё понятно, интересно, то поднимите зелёную . А если вам было интересно, но у вас остались ещё вопросы, то – синюю. А если совсем ничего не понятно и трудно было на уроке, то- красную. - Обоснуйте свой выбор, почему вы сделали именно так. -Молодцы! Посмотрите, какое красивое у нас получилось звёздное небо!
| - Просмотр видеоролика сопровождается чтением наизусть стихотворения заранее подготовленным учеником. | - Личностные:
- - формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении Солнечной системы;
- - формировать позитивное эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.
- Познавательные:
- · оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
|