Курсовая работа Проект" Деревья на пришкольном участке"
проект по окружающему миру (3 класс)

Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Деревья прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального педагогического образования

центр повышения квалификации специалистов

«Информационно-методический центр»

Колпинского района Санкт-Петербурга

Итоговый проект по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации

«Формирование метапредметных навыков и научного мировоззрения через изучение родной природы»

по теме: Проект «Деревья на пришкольном участке»

выполнил:

Мудрецова Ирина Анатольевна

Учитель начальных классов,

ГБОУ СОШ № 456

руководитель:

Данилова Юлия Альбертовна

Санкт-Петербург

2024


2. АННОТАЦИЯ

Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Деревья прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Проект на тему «Деревья на пришкольном участке»

Краткое описание проекта: Данный проект способствует развитию положительной учебной мотивации, мышления, творческого потенциала, экологической грамотности.

Цель проекта: Изучение деревьев, растущих на пришкольном участке. Определить роль деревьев в природе и жизни человека.

Задачи проекта: Определить, какие деревья произрастают на пришкольном участке.

Проблемный вопрос:

«Можем ли мы с помощью выступления и презентации привлечь внимание школьников и педагогов школы к необходимости сохранения деревьев на пришкольном участке».

Сроки реализации: краткосрочный

Ожидаемые результаты обучения: находить, анализировать, синтезировать и обобщать необходимый материал о деревьях, самостоятельно читать рассказы писателей-натуралистов о деревьях, кратко излагать свои мысли, рисовать деревья, составлять рассказы о деревьях.

Конечный результат проекта(продукт): составить список деревьев, растущих на пришкольном участке, презентация о деревьях, выступление с рефератами. Книжка «Деревья – наши друзья»

Методы: беседа, наблюдение, исследование

Ключевые слова: проект, деревья, экология

3. ВВЕДЕНИЕ

Методическая разработка направлена на то, чтобы научить детей распознавать объекты местного биологического разнообразия, в частности деревья на пришкольном участке. Для решения этой проблемы мною выбран метод обучения – проект.

Проектная деятельность в начальной школе – это метод обучения, основанный на организации и проведении учебных проектов. Ученики активно участвуют в планировании, исследовании, создании и представлении проектов, что позволяет им развивать различные навыки и компетенции.

Информационные источники для получения необходимой информации по теме:

Методическая разработка «Проектная деятельность как эффективное средство формирования и развития познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира»

Исследовательские проекты в начальной школе

Электронные образовательные ресурсы для уроков и внеклассных занятий по окружающему миру

РЭШ

Атлас определитель деревьев и кустарников "От земли до неба"

Конспекты уроков и внеклассных занятий

Какие деревья растут в Ленинградской области?

А.А. Плешакова «Окружающий мир» 1-4 кл., ч.1,2 – М.: «Экзамен» - Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»1- 4 классы, - М.: «Экзамен»

4. ОБЗОР ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Решением этой проблемы занимаются многие педагоги в разных возрастных группах. Уделяют огромное внимание изучению живой природы и местного биологического разнообразия природных объектов на уроках, во внеурочной деятельности и на экскурсиях. Применяют методы обучения: наблюдение ,эксперимент, игры для усвоения знаний о деревьях и кустарниках и для мотивации детей , начиная с дошкольного возраста.

Наблюдение за природой учит детей делать выводы, воспитывает мыслительную логику, четкую и красивую речь.

Познание природы помогает развить творчество, самостоятельность, учит более «вдумчиво» относится к природе, побуждает детей мыслить, развивает детский ум, творчество.

Проект «Деревья нашей школы»

Презентация, доклад Деревья и кустарники Ленинградской области

Виды декоративных деревьев и кустарников пришкольного учебно-опытного участка презентация

Проект «Деревья на нашем участке»

КИМ для проверки знаний (тесты)


5. АВТОРСКАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Методическая разработка предназначена для 3 класса при изучении тем «Разнообразие растений нашего края»

Проект на тему «Деревья и кустарники на пришкольном участке»

Поэтапный план реализации проекта

Этапы проекта

Осуществляемые действия

I этап -организационный

Актуализация темы, распределение обязанностей между участниками, постановка задач проекта.

II этап - поисковый

С помощью интернета и дополнительной литературы найти информацию по заданной теме.

III этап – обсуждение и оформление результатов

Обсуждение участниками проекта найденной информации и подготовка к выступлению.

IV этап – поисковый. Экскурсия (практическое занятие)

Исследование объектов на пришкольном участке

V этап – практическое занятие

Презентация каждым участником проекта своей работы.

VI этап – подведение итогов

Систематизация и обобщение знаний по данной теме, и первоначальный контроль знаний.

Планируемые результаты :

- школьник будет знать деревья, растущие на пришкольном участке

- школьник будет иметь успешный опыт наблюдения

- школьник расширит свои представления о разнообразии деревьев пришкольного участка

- школьник научится определять деревья по внешним признакам, называть их, искать информацию, анализировать

Этап

Продолжительность

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Взаимодействие

Результат

этапа

Ресурсы

I этап -организационный

1 занятие

Создает эмоциональный настрой

Учитель знакомит с темой, формулирует

задачи

Слушают

учителя

Обсуждение и распределение

обязанностей

Фронтальное

групповое

Понимание задачи

Объединение детей в рабочие группы

Конспект беседы

2 этап –

поисковый

2 недели

Подбор

Учебных

материалов для детей:

презентации, художественную литературу, игры

Сбор материала о деревьях и кустарниках нашего региона

из разных источников

Индивидуальное

Практическая помощь при необходимости

Материал

собран

Интернет ресурсы

Энциклопедии

Обсуждение и оформление результатов

2-3 занятия

Показ презентации «Деревья»

Игра «Лото»

Отгадывают загадки

Отвечают на вопросы учителя

запоминают

названия деревьев

представляют свой подготовленный материал по теме

играют в лото

Фронтальное

Групповое

В паре

Индивидуальное

Знают деревья

Презентация

Игра лото

IV этап – поисковый. Экскурсия (практическое занятие)

1-2 занятия

Организации деятельности детей

Знакомит с деревьями

Задает вопросы по теме

Исследование объектов на пришкольном участке

Наблюдают, узнают и называют деревья и кустарники

Индивидуальное

В паре

Групповое

Узнают и называют деревья

Пришкольный участок

V этап – практическое занятие

1-2 занятия

Направляет и контролирует осуществление проекта

Выступление каждого участника

Сообщение о деревьях и кустарниках пришкольного участка

Индивидуально
В паре

Закрепляют знания о деревьях и кустарниках пришкольного участка

Продукт проекта каждого участника

VI этап – подведение итогов

1 занятие

Осуществляет контроль

Проводит викторину

Отвечают на вопросы теста

и викторины

Индивидуально

Групповое

Знают и узнают по внешним признакам деревья и кустарники

Презентация

Тест

Викторина

Мультимедиа

6. SWOT-анализ предлагаемого методического решения

Сильные стороны моей разработки в том, что при составлении проекта я опиралась на возраст и интересы моих детей. Поисковая работа помогла детям узнать о пришкольном участке много новой информации.

У детей сформируются умения самообразования и самоконтроля.

Слабые стороны проектной деятельности это затрата времени на поиск нужной информации.

Преимущества моей разработки в том, что я на уроках могу использовать материал по теме

В учебный процесс сложно включить проект. Проект требует времени для выполнения. Проектная деятельность в начальной школе проводится на внеурочных занятиях.

Оценка стоимости разработки и затрат на проведение занятия в денежном эквиваленте в пределах 1000 рублей

Карточки. Бумага для принтера,канцелярия.

Лото игра

Для разработки необходимо достаточно много времени.

7. Заключение

Проектная деятельность в начальной школе – это метод обучения, основанный на организации и проведении учебных проектов. Ученики активно участвуют в планировании, исследовании, создании и представлении проектов, что позволяет им развивать различные навыки и компетенции.

8. Список информационных источников

Электронные источники:

Методическая разработка «Проектная деятельность как эффективное средство формирования и развития познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира»

Исследовательские проекты в начальной школе

Электронные образовательные ресурсы для уроков и внеклассных занятий по окружающему миру

РЭШ

Атлас определитель деревьев и кустарников "От земли до неба"

Конспекты уроков и внеклассных занятий

Презентация, доклад Деревья и кустарники Ленинградской области

КИМ для проверки знаний (тесты)

Источники на бумажном носителе:

Плешаков А.А. От земли до неба: атлас определитель для начальной школы.-М:Просвещение 2012

Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. - М.:.Просвещение

А.А. Плешакова «Окружающий мир» 1-4 кл., ч.1,2 – М.: «Экзамен» - Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»1- 4 классы, - М.: «Экзамен»

Окружающий мир: Демонстрационные таблицы с методическими рекомендациями (авт. А.А. Плешаков) для начальной школы класса – М.: Просвещение

ПРИЛОЖЕНИЕ

Презентация «Деревья и кустарники Ленинградской области»

  • Данный образовательный ресурс предназначен для детей младшего школьного в возраста.
  • Цель: - формирование представлений о деревьях, растущих в Ленинградской области;

- расширение представлений детей о растениях родного края;

- развитие и поддержание интереса детей к окружающему миру.

  • Презентация «Деревья Ленинградской области» может быть использована в образовательной деятельности с детьми младшего школьного возраста, состоит из 18 слайдов.
  • Содержание:
  1. Титульный слайд.
  2. Картинка «Ель»
  3. Картинка «Сосна»
  4. Картинка «Можжевельник»
  5. Картинка «Береза»
  6. Картинка «Дуб»
  7. Картинка «Клен»
  8. Картинка «Липа»
  9. Картинка «Ольха»
  10. Картинка «Осина»
  11. Картинка «Ива»
  12. Картинка «Крушина»
  13. Картинка «Лещина»
  14. Картинка «Черемуха»
  15. Картинка «Ясень»
  16. Картинка «Вяз»
  17. Картинка «Яблоня»
  18. Картинка «Рябина»

Работа с презентацией. Комментарии педагога.

Слайд 1. В Ленинградской области растет множество деревьев и кустарников. Издавна приносили они пользу людям. Какие они, как они называются, что интересного о них можно узнать? В одном они все удивительно похожи: каждое дерево и каждый кустарник нуждается в защите человека.

Слайд 2. Ель - дерево высотой до 30 м, живёт 250–300 лет. Теневыносливо. Ежегодно нарастает одна мутовка веточек, по числу которых легко определить возраст, прибавив 3–4 года. Хвоя живёт 5–7 лет и сменяется равномерно в течение сезона. К октябрю шишки созревают, а в январе–марте из них высыпаются семена. В это время клёст-еловик выкармливает ими птенцов. Древесина ели используется для производства бумаги, как строительный материал и для изготовления музыкальных инструментов.

Слайд 3. Сосна - дерево высотой до 40 м, живёт 300–500 лет (самая старая сосна этого вида найдена в Лапландии (с помощью специального бура у неё обнаружено годовое кольцо 1244 года). В верхней части ствола кора тонкая, оранжево-красная, из-за чего чистые сосняки в старину называли краснолесьем. Очень светолюбива (поэтому нижние ветки отмирают, формируя ровный ствол). Хвоя обновляется раз в 2–3 года. Шишки созревают в ноябре–декабре. Часто поселяется на непригодных для других пород участках: на песках и болотах. Из смолы получают скипидар, терпентинное масло и канифоль, из которых производят, например, лаки и мази. Летучие вещества, выделяемые сосной, делают воздух в сосняках целебным.

Слайд 4. Вечнозелёный кустарник высотой 1–3 м, реже дерево высотой 8–12 м. Живёт до 600 лет. Зрелые шишкоягоды – чёрно-синие с голубым восковым налётом, созревающие на 2–3-й год, используются как пряность и в медицине. Однако их не употребляют в пищу, так как в больших дозах растение токсично. Из незрелых шишкоягод делают иммерсионное масло для микроскопических исследований. Ароматная древесина идёт на поделки. Заросли можжевельника часто встречаются по берегам Финского залива. Возобновляется в природе плохо, старайтесь его не повреждать.

Слайд 5. Светолюбивое дерево высотой до 25–30 м, живёт до 120 лет. Семена созревают к концу лета, рассеиваются постепенно в течение всей осени и зимы. Из бересты издавна плетут туески, короба, украшают их резьбой, выжиганием, раскрашивают и т. д. Из берёзового лыка, также, как и из липового, можно плести лапти, корзины и другие предметы быта. Берестяные грамоты (письма на бересте, датируемые XI–XV веками) – удивительные свидетельства повседневной жизни наших предков.

Слайд 6. Дуб - светолюбивое дерево высотой до 30–40 м, живёт до 300–400 лет. Твёрдую, с красивой текстурой древесину используют в кораблестроении, мебельном, столярном производстве, а кору – в промышленности. Плоды дуба – желуди, полакомиться ими любят многие лесные жители: кабаны, олени, полевые мыши, сойки. В северной части Ленинградской области дуб встречается реже, чем в южной.

Слайд 7. Клен - теневыносливое дерево высотой 12–28 м, живёт до 150 лет. Пчелы собирают нектар с цветов клена. Древесина клёна обладает многими ценными свойствами: красивый розоватый оттенок, гибкость, высокая стойкость к истиранию. Поэтому с давних времён её использовали для изготовления мебели, паркета, лестниц, столешниц, лыж и самых разных музыкальных инструментов. Ещё в IX веке славяне делали из клёна гусли. Клён – одна из главных декоративных пород в парках.

Слайд 8. Дерево 20–25 м высотой, живёт до 300–400 лет. Растёт в смешанных и лиственных лесах на склонах холмов, по речным долинам и оврагам. Цветёт поздно: с начала июля в течение 10–15 дней. Древесина очень лёгкая, хорошо поддаётся обработке. Из неё делают кадки, корыта, ульи, мебель, посуду (в том числе, хохломскую), игрушки (в том числе, богородскую), музыкальные инструменты, наличники. Раньше, чтобы подделать печать, вырезали её копию из древесины липы (отсюда и выражение «липа» – подделка). Из коры драли лыко, из которого плели лапти, рогожки, мочалки. Липовый цвет применяют при простуде.

Слайд 9. Дерево высотой до 35 м, часто многоствольное, нередко живёт до 80–100 лет. Цветёт ранней весной. Светолюбиво, растёт около проточных вод, образуя ольховые топи.. У только что срубленной ольхи древесина белая, а на воздухе быстро становится светло-красной. Издавна на Руси из древесины ольхи, не поддающейся гниению, делали нижние венцы колодезных срубов. В клубеньках на корнях поселяются микроорганизмы, которые накапливают азот, делая почву более плодородной. Ольха растёт быстро, первой заселяя вырубки и заброшенные поля.

Слайд 10. Осина достигает 35 м высоты и живёт до 90 лет. Длинные и гибкие черешки листьев сплюснуты с боков, поэтому листья легко колеблются от слабого ветра. Про испуганного человека говорят, что он «дрожит как осиновый лист». Молодая поросль является зимним кормом для лосей, оленей, зайцев и других животных. Идёт на постройку домов, производство фанеры, целлюлозы, спичек и тары. Купола старинных деревянных церквей севера России (например, в Кижах) внахлёст покрывали вырезанными из осины дощечками, приобретающими со временем серебристый оттенок. Осине также приписывается свойство отгонять нечистую силу.

Слайд 11. Быстрорастущее дерево высотой 6–10 (до 15) м, реже кустарник. Зацветает одной из первых ив. Растение хорошо едят козы и овцы, отсюда берёт начало название В Ленинградской области растет 17 видов ив. Прочная красноватая древесина идёт на мелкие поделки и неотапливаемые постройки.

Слайд 12. Кустарник высотой до 3–4 м с гладкой тёмной корой. Живёт до 60 лет. Растёт по опушкам и в подлеске пойменных лесов, окраинам болот, среди лугов, на вырубках, по оврагам. Блестящие чёрные и красные (незрелые) плоды в народе называют «волчьи ягоды». Они ядовиты, однако птицы охотно их поедают. Плоды и кора крушины используются в медицине. До революции лёгкая древесина крушины шла на изготовление почти беззольного угля, из которого производились лучшие сорта дымного пороха.

Слайд 13. Раскидистый кустарник высотой 2–7 м, на одном месте живёт 80–200 лет. Лещина теневынослива, в тени быстро разрастается. Листья крупные, широкие, с зубцами по краям, похожие на туловище леща (откуда и название). В сентябре созревают орехи. В них много полезных питательных веществ и витаминов. Древесина употребляется для изготовления мебели, гнутых изделий (например, обручей для бочек), угольных карандашей.

Слайд 14. Крупный кустарник или деревце высотой до 10 м со светло-бурой, чешуйчатой корой. Растёт по берегам рек, во влажных лесах и зарослях кустарников, по лесным опушкам. Благодаря ароматным белым соцветиям (вспомните «черёмуховые» холода в мае) черёмуху разводят как декоративное растение. Плоды съедобные, сладкие, на вкус вяжущие. Их (а также кору и листья) заготавливают для лечебных целей и используют в кулинарии. Топлёное с черёмухой молоко – одно из традиционных блюд вепсов. Мука из сухих плодов иногда используется для выпечки. У черёмухи тяжёлая, крепкая и плотная древесина, которая не боится влаги. В прошлом из неё изготавливали вальки для стирки белья.

Слайд 15. Дерево высотой 20–30 м с раскидистой кроной, живёт до 300 лет. Растёт в лесах юга и юго-запада Ленинградской области. Листья похожи на листья рябины, но больше по размеру. Интересно, что листочки опадают отдельно, оставляя голую ось, которая тоже вскоре опадает. Цветёт в мае до появления листьев. Изделия из ясеня (паркет, спортивный инвентарь, сувениры, посуда, перила, мебель) из-за особой текстуры древесины не требуют покрытия лаком.

Слайд 16. Дерево высотой до 30 м, живёт до 400 лет. Растёт в смешанных и лиственных лесах по склонам речных долин и оврагов. Из-за способности задерживать пыль вяз сажают в городе. Древесина дерева прочная, упругая и долговечная. Из-за устойчивости к влаге древесину используют для нижних венцов колодезных срубов и при строительстве мостов. Некоторые постройки Венеции стоят на сваях, сделанных из вяза.

Слайд 17. Кустарник высотой 3–5 м или дерево до 10 м. Живёт 30–50 лет. Растёт на заливных лугах, в лесах, на опушках. В апреле–мае на ветках распускаются красивые розовато-белые цветки, привлекающие пчёл. В июле–сентябре созревают маленькие, горько-кислые деревянистые яблочки. Их добавляют в разные блюда (например, в варенье), чтобы придать пикантный аромат. Древесина красновато-бурая, тяжёлая и твёрдая, используется в столярном и токарном деле. В городах часто высаживают яблони для красоты.

Слайд 18. Деревце высотой 5–12 м с серо-коричневой корой. Живёт 50–150 лет. У рябины характерные непарноперистые листья. Ярко-оранжевые плоды долго висят на дереве даже зимой. Они горькие (после первых морозов горечь исчезает), содержат витамины. Применяются в кулинарии и народной медицине. Её прочная упругая древесина используется для изготовления различных предметов.

Пример слайда

Дидактический материал

ДЕРЕВЬЯ

БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы.

СОСНА — ствол толстый, стройный, коричневый, вместо веток иголки.

РЯБИНА — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.

ТОПОЛЬ — ствол высокий, серого цвета, лист овальной формы, почки липкие.

ДУБ — могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.

ИВА — ствол темно-зеленого цвета, листья зеленые, осенью желтеют, по форме листья ивы продолговатые.

КЛЕН — ствол у клена темно-серый, диет имеет форму звездочки.

ОСИНА — ствол у осины серый, листья по форме круглые.

Ствол у ели, сосны, лиственницы — коричневого цвета. У елки ствол зеленого цвета. Все хвойные деревья имеют маленькие овальные шишечки. У ели и сосны шишки крупные, а у лиственницы — маленькие.

Все растения можно разделить на три группы: деревья, кустарники и травы. Деревья - это самые крупные и самые долгоживущие представители живой природы.Они бывают высотой с десятиэтажный дом.

Дерево состоит из трёх основных частей.

Корни удерживают его в земле и всасывают воду и минеральные соли из почвы.

Ствол и ветки разносят сок и поднимают листья к солнцу. Дерево становится выше и шире за счёт роста побегов и веток на верхушке.

Стволы всех деревьев покрыты корой, которая защищает нежную внутреннюю часть дерева от высыхания и различных повреждений.

Подбор слов-действий

Деревья — качаются, стоят, шумят, растут.

Листья — осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят.

Подбор слов-признаков

Показать картинки с изображением листьев разных деревьев и предлагает детям найти такой же.

— Лист клена. Лист какой? — Кленовый.

— Лист березы …

— Лист липы …

— Лист тополя …

Дидактическая игра «Скажи ласково»

Дождь, туча, дерево, ствол, лист, почка, ветка, листопад

Игра «Какая? Какой?»

Береза – березовый.

Ель – еловый.

Рябина – рябиновый.

Сосна – сосновая.

Осина – осиновый.

Смородина – смородиновый.

Липа – липовый.

Яблоня – яблоневый.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕРЕВЬЯ, ПОЛЬЗА ОТ ДЕРЕВЬЕВ:

Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

ИГРА "ЧЬИ ПЛОДЫ?"

Жёлуди растут на … дубе;

Грозди рябины растут на – рябине;

Яблоки растут на – яблоне;

Серёжки растут на – березе, ольхе;

Круглая шишка на – сосне;

Длинная шишка на – ели.

ИГРА "НАЗОВИ ЛАСКОВО".

Ель – ёлочка.

Сосна – сосенка.

Береза – березка.

Иголка – иголочка.

Ветка – веточка.

Шишка – шишечка.

ИГРА «УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?"

Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)

Грустная, печальная, плакучая…(ива)

Стройная, зеленая, колючая…(ель)

Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).

Игра «Посчитай»

одна береза, две…, три…, четыре…, пять …

один пень, два…, три…, четыре…, пять…

одно дерево, два…, три…, четыре…, пять…

Игра «Один-много» и «Есть-нет»

Клен — клены — кленов;

тополь — тополя — тополей;

осина — осины — осин;

дуб — дубы — дубов;

липа — липы — лип;

береза — березы — берез;

ива — ивы — ив;

рябина — рябины — рябин;

ель — ели — елей;

елка — елки — елок;

сосна — сосны — сосен;

яблоня — яблони — яблонь;

плод — плоды — плодов;

шишка — шишки — шишек;

желудь — желуди — желудей;

сережка — сережки — сережек;

крона — кроны — крон;

макушка — макушки — макушек;

корень — корни — корней;

ствол — стволы — стволов;

ветка — ветки — веток;

сук — сучья — сучьев;

иголка — иголки — иголок;

лепесток — лепестки — лепестков;

лес — леей — лесов;

чаща — чащи — чащ.

Игра «Четвертый лишний»

Клен, рябина, ель, осина (ель);

Липа, тополь, ива, яблоня (ива);

Береза, дуб, клен, смородина (смородина);

Яблоня, груша, слива, рябина (рябина).

ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево)

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (Сосна)

Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок. (Лиственница)

Весной зеленела, летом загорела,

Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит. (Ива)

Ее в лесу найдешь,

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.(Ель)

Летом - снег! Просто смех!

Снег по городу летает,

Почему же он не тает? (Пух с тополя)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

«Сказка о двух березках»

В одной красивой и зеленой роще росли по соседству две березки подружки. С утра до вечера они веселились, наслаждаясь веселым пением птиц. Каждый день любовались окружающей красотой, и слушали журчание бежавшего рядом ручейка. Очень любили березки танцевать под музыку ветра. Ах. Как красиво шелестят их листики. Как плавно двигаются их веточки. Как приятно греет солнышко. Как хороши собой березки подружки.

Однажды пришел в их рощу охотник. Всех птиц распугал, всех зверушек разогнал. Палил со своего ружья во все стороны. Много живого тогда пострадало. Вот и одной из березок досталось. Повредил охотник её еще очень молодой и нежный ствол. Покосилась наша березка.

Время шло, березки подросли. Одна из березок превратилась в самую высокую лесную красавицу, да такую, что не было ей равных во всей роще. А вторая так и осталась с изогнутым стволом. Возгордилась красавица, стала потешаться над своей подругой, и над её горем. Загрустила наша березка. Обидно ей стало, что забыла подруга о дружбе детской. Смеется теперь с другими березами над её несчастьем. Но сколько слезы не лей, красоты не добавится.

Так и жили они, пока на рощу не налетел сильный ураган. Стал он крушить все вокруг, ветки ломать, листву обдирать. Больше всех досталось красавице. Из-за её высоты оказалась березка беззащитна перед сильным ветром, обломил он макушку красавицы. Заплакала березка над горем своим, а её подруги, которые еще недавно считали её самой красивой, стали смеяться над ней. Пожалела вторая березка свою подругу детства, заступилась за нее перед другими березами. Уж она-то знает, как бывает тяжело в такие минуты. И стали березки подружки дружить, как и прежде.

«Сказка про дуб»

Однажды мне пришлось ехать по делам в старую, удалённую от всех дорог деревню. От станции, на которой я вышел, я свернул на тропинку, проходившую через красивую берёзовую рощу. Минут через пятнадцать я вышел на небольшую опушку, где увидел стоящий отдельно от всех деревьев дуб.

Но это был не просто дуб, а дуб-гигант. Крона его возвышалась над землёй метров на сорок. Кряжистый ствол дуба, покрытый грубой серо-коричневой корой с большими трещинами, толщиной был в несколько человеческих обхватов.

Насладившись красотой и могуществом лесного великана, я решил немного отдохнуть под его кроной. Я прилег и не заметил, как уснул. Во сне мне приснилось, что прилетела к этому дубу длиннохвостая сорока. Она села на нижнюю ветку и стала мне рассказывать «Сказку про дуб».

– Много веков тому назад на эту опушку упало несколько желудей. Один схватила сойка и унесла в своё гнездо. Один нашла белка и спрятала его в лесной подстилке. Один унёс бурундук в свою нору. И никто из них не увидел маленький коричневый комочек, который спрятался под опавшим берёзовым листком.

Это был жёлудь, который и дал жизнь могучему дубу. Но, прежде чем он стал таким, в первую весну из жёлудя появился маленький корешок, который стал пить воду и минеральные вещества из земли. Затем появился на свет небольшой, совсем не похожий на могучий дуб, стебелёк. Он радовался каждому восходу и заходу солнца, каждому дождику, который поливал его. Он радовался, что пробегавшие мимо дикие кабаны и олени не затоптали его тонкое тельце.

Проходили годы. Стебелёк вытянулся, и уже можно было видеть по его листьям и ветвям, что это растёт величественный и могучий дуб. Каждый год, когда наступал месяц май, дуб расцветал и становился всё краше и сильнее.

Он стал уже таким высоким, что ветер застревал в его кроне, а сквозь его густую листву едва-едва проглядывало жаркое летнее солнце. И хотя дуб рос совершенно один, ему никогда не было скучно. Ведь его окружали те лесные жители, для которых он стал и домом и столовой.

Дрозды и иволги, горлицы и грачи, сойки и зяблики защищали дуб от различных жучков и гусениц, а он давал им пристанище на всё лето. Дятел-красноголовик стучал, не умолкая весь день, разыскивая в коре дуба жуков-короедов.

Трудолюбивая белка собирала в дупло на зиму лесные орехи, жёлуди, грибы. Хорёк облюбовал нору в корнях дуба-великана, выходя каждую ночь на охоту. Иногда к дубу подбегала дикая кошка – рысь и пряталась от преследующих её волков на его нижних ветвях. А сколько вокруг дуба кружилось летом бабочек, мотыльков и разных мошек – и не сосчитать! Всех приютит старый дуб, всем даст еду и жильё. Так и жили они вместе. И это в природе называется симбиозом. После этих слов сорока встрепенулась и улетела, а я проснулся.

Посмотрел на могучий дуб, поблагодарил его за приют, за уведенную во сне сказку и пошёл своей дорогой. Шёл я и думал:

– Как хорошо, что в природе есть такие места, где можно отдохнуть, набраться сил, услышать интересную историю и увидеть мир другими глазами. И пусть таких мест на земле становится больше. Ведь это так нужно нам, людям!

«Сказка старого дуба» Дмитрий Чехов

В одном дремучем лесу жил мудрый и старый дуб. Его все уважали и называли царём леса.

Молодые ивы, берёзы и другие деревья любили послушать сказки старого дерева.

Вот раз дуб спросил деревьев:

— Дорогие деревья — липы, клёны, ивы и остальные! — Не хотите ли послушать сказку

про наш лес?

— Хотим, хотим! — радостно закричали все молоденькие деревья.

— Ну, слушайте... — сказал дуб.

Мудрый дуб начал рассказывать:

— В нашем лесу, когда-то давно жил старый и гордый пень. Это дело было под осень. Раз пришла к нему бабушка с корзинкой, поклонилась ему и ушла. Через какое-то время приходит в лес дедушка с мешочком, тоже поклонился пню и ушёл оттуда. И так приходили люди с ведёрками и кланялись пню.

Возгордился пень тогда и говорит деревьям, стоявшим вокруг него:

— Кланяйтесь мне я ваш царь!

Но деревья не кланялись ему.

— У тебя прекрасное воображение! — сказала высокая Сосна.

— И дар играть в театре! — заявила дикая черешня.

— Я не шучу! — Сегодня приходили ко мне люди и кланялись мне — вы делайте тоже самое!

Но деревья стали уже возмущаться:

— Это как же так? — сказала дикая яблоня.

И тут поднялся страшный переполох. Деревья возмущались, а старый пень всё ещё доказывал, что он царь.

Но тут среди этого переполоха прилетела быстрая синичка и села на пень. Она попросила рассказать, что случилось дикой черешне. Когда птичка всё узнала, она сказала:

— Старый пень! Тебе известно, что на дворе осень и что в лесу много грибов. Погляди вокруг себя.

И действительно, вокруг пня виднелись грибы: белые, маслята, лисички и другие.

— Я теперь понял, почему люди передо мной наклонялись! — сказал пень. — Они грибы

осенние собирали!

И старый пень больше не стал хвастаться, он начал уважать всех деревьев и лес.

Закончил рассказывать сказку мудрый дуб.

— Какая умная сказка! — сказала сова, которая тоже прилетела слушать историю.

— Действительно, и с нами также случается! — восхитилась молодая берёза.

Всем понравилась сказка мудрого дуба и так как дело было под вечер, все сладко заснули.

«Почему сосна и ель вечно зелёные?»

Это было давным-давно, в незапамятные времена. Как-то в один из годов очень рано наступила осень. Ещё и листья с деревьев не опали, а уже завернули сильные холода. Птицы начали сбиваться в стаи и заторопились в тёплые страны. Змеи, ящерицы, всякие лесные зверушки, спасаясь от холода, залезли в свои норы и дупла. Всё живое или улетело, или попряталось. Лишь маленькая птичка с пораненным крылом не смогла улететь со стаей и осталась одна в чистом поле на пронизывающем ветру.

Сидит птичка под кустиком полыни, горюет, что делать – не знает. Неужто так и придётся погибать? А на краю поля начинался большой дремучий лес. «Поскачу-ка я в этот лес, может, деревья сжалятся надо мной и пустят на свои ветки перезимовать», – подумала птичка и, оберегая своё раненое крылышко, поскакала к лесу.

На опушке леса стояла кудрявая красавица-берёза. Птичка к ней с просьбой:

- Берёза-берёзонька, густая и кудрявая, пусти к себе перезимовать.

- Веток у меня много, листьев ещё больше, мне за ними надо смотреть, до тебя ли тут, – ответила берёза.

Поскакала птичка со своим перебитым крылышком дальше. Глядит – стоит развесистый дуб-великан. Стала она его упрашивать:

- Дуб-богатырь, смилуйся, пусти меня на свои густые тёплые ветки до весны прожить.

- Вот ещё придумала, – ответил дуб. – Если всех пускать на зиму, вы у меня ни одного жёлудя не оставите. Нет, нет, не пущу, иди своей дорогой.

Птичка-невеличка поскакала дальше по лесу, оберегая своё раненое крыло. Приблизилась к речке, видит – на берегу, спиной к ней, лицом к речке, стоит, до самой воды уронив свои ветви, могучая ветла.

- Добрая ветла, твои ветки густые, уютные, пусти меня прожить на них до весенних тёплых дней, – просит и ветлу бедная птаха.

- Проваливай, я с рекой разговариваю, а со всякими встречными мне и разговаривать-то не к лицу,- гордо ответила ветла.

Бедная пташка впала в отчаянье. Да и было от чего: никто её, горемыку, не пускает на зиму, все-то разговаривают свысока.

Усталая и голодная, побрела она дальше, в глубину леса, осторожно ступая, чтобы не сделать больно раненому крылышку. Несчастную птицу заметила зелёная ель.

- Ай-яй, бедняга, куда же ты идёшь? – спросила она птаху.

- Куда иду, и сама не знаю, – ответила та.

- Как же не знаешь? – удивилась ель.

- Да ведь не от хорошей жизни одна по лесу хожу, – печально сказала птичка. – Иду, куда глаза глядят.

- А что же ты со своими подругами не улетела?

- Крылышко у меня больное, не могу летать. А пришла в лес, попросилась у деревьев пустить меня перезимовать – никто не пустил, никто не пожалел.

- Ах, бедняжка! – жалостливо воскликнула сердобольная ель.- Тогда поживи у меня. Вот садись на эту мохнатую веточку – она самая тёплая.

Рядом с елью стояла старая сосна. Она тоже пожалела пташку.

- У меня ветки не такие густые, не такие тёплые, но я буду загораживать тебя от холодных северных ветров,- сказала она.

Птичка забралась в самую гущину еловых ветвей, а сосна прикрыла её от холодного ветра.

Принял участие в судьбе маленькой птички и росший между елью и сосной можжевельник.

- Не унывай, птичка-невеличка, я тебя всю зиму буду кормить своими ягодами.

Так раненая птичка зажила хорошей жизнью.

Как-то ночью разыгрался, разбушевался ветер. Он так трепал ветви деревьев, что с них дождём сыпались листья. Понравилось это ветру, захотелось ему все деревья раздеть донага, но прежде, чем сделать это, решил он всё же спросить у Мороза:

- Батюшка-Мороз, со всех деревьев листья сорвать или на каких-то оставить?

Царь холода, Моров, сказал:

- С берёз, с вётел – со всех, что в листья одеты, срывай. А те деревья, что взяли под защиту маленькую пташку, не трогай, пусть они и зиму стоят зелёными.

Ветер не осмелился ослушаться батюшки-Мороза и не тронул ель, сосну и можжевельник. Так они и по сию пору остались вечно зелёными.

«Спор деревьев» К.Д.Ушинский

Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит:

— Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушёл, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.

Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:

— Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни жёлуди, свиньям на потеху; а моё-то румяное яблочко и на царском столе бывает.

Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает:

— Погодите, — говорит, — похваляться; вот придёт зима, и будете вы оба стоять голёшеньки, а на мне всё же останутся мои зелёные колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.

«Старик и яблони» Л. Толстой.

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони?

Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка».

Старик сказал! «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

«Сказка про яблоню» Юрий Левитанский

Жила в лесу дикая яблоня... И любила яблоня маленького мальчика. И мальчик каждый день прибегал к яблоне, собирал падавшие с нее листья, плел из них венок, надевал его, как корону и играл в лесного царя. Он взбирался по стволу яблони и качался на ее ветках, и грыз ее яблоки. А потом они играли в прятки, и когда мальчик уставал, он засыпал в тени яблони. Мальчик очень любил свою яблоню, Очень любил! И яблоня была счастлива... Но шло время и мальчик подрастал, и все чаще яблоня коротала дни в одиночестве. Но вот как-то раз пришел мальчик к яблоне. И яблоня сказала:

- Иди сюда, малыш, иди скорей, покачайся на моих ветках, поешь моих яблок, поиграй со мной, и нам будет хорошо!

- Я слишком взрослый, чтобы лазить по деревьями - ответил мальчик. - Мне хотелось бы других развлечений. Но на это нужны деньги, а разве ты можешь мне дать их?

-Я бы рада, - вздохнула яблоня, - да нет у меня денег, одни только листья и яблоки. Возьми мои яблоки, малыш, продай их в городе, тогда у тебя будут деньги. И все будет хорошо!..

И мальчик залез на яблоню и сорвал все яблоки, и унес их с собой. И яблоня была счастлива. После этого мальчик долго не приходил. И яблоня опять загрустила. И когда однажды мальчик пришел, яблоня так и задрожала от радости:

- Иди сюда, малыш! - воскликнула она. - Иди скорей! Покачайся на моих ветках, и нам будет хорошо!

-У меня слишком много забот, чтобы лазить по деревьям, - ответил мальчик, - мне хотелось бы жениться, завести детей. Но для этого нужен дом, а у меня нет дома. Разве ты можешь дать мне его?

- Я бы рада, - вздохнула яблоня, - да нет у меня дома. Мой лес - вот мой дом. Но зато у меня есть ветки, ты можешь срубить их и построить себе дом. И все будет хорошо!

И мальчик, срубил ее ветки и унес их с собой, и построил себе дом. И яблоня была счастлива. После этого мальчик долго-долго не приходил. А когда явился, яблоня чуть не онемела от радости.

- Иди сюда, малыш, - прошептала она, - поиграй со мной!

- Я слишком стар, - ответил мальчик, - и слишком грустно мне, не до игр. Я хотел бы построить лодку и уплыть на ней далеко-далеко. Но разве ты можешь дать мне лодку?

-Спили мой ствол и сделай себе лодку, - сказала яблоня, - и ты сможешь уплыть на ней далеко-далеко. И все будет хорошо!

И тогда мальчик спилил ствол, и сделал из него лодку, и уплыл далеко-далеко. И яблоня была счастлива. ...Хоть в это и нелегко поверить. Прошло много времени. И мальчик снова пришел к яблоне.

- Прости, малыш, - вздохнула яблоня, - но я больше ничего не могу тебе дать. Нет у меня яблок...

- На что яблоки? - ответил мальчик. - У меня почти не осталось зубов.

- Веток у меня нет, не на чем покачаться...

- Я слишком стар, чтобы качаться на ветках.

- И ствол мой уплыл, не на что взобраться...

- Я слишком слаб, чтобы взбираться на стволы.

- Очень жаль, что я ничего не могу для тебя сделать, - вздохнула яблоня. - Я ведь просто корявый пень. Ты уж прости, малыш!..

- Много ли мне теперь нужно? - сказал мальчик. - Я так устал! Найти бы укромный уголок, отдохнуть ...

- Вот и хорошо, - сказала яблоня, - для этого старый пень как раз годится. Садись на меня, малыш, садись и отдыхай. Мальчик так и сделал. И яблоня была счастлива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проекта Экологическая тропа «Реликтовые растения пришкольного участка»

        В условиях глубокого экологического кризиса усиливается значение экологического образования и экологической культуры в начальной школе как ответствен...

Проект по благоустройству пришкольного участка

Учебный проект по благоустройству пришкольного участка, расчитанный на год. Работа групп. Планирование, этапы, выводы....

Проектная работа Легкие нашего пришкольного участка.

Проектная работа нацелена на то, чтобы изучить количество зеленых насаждений возле школы и установить насколько они могут защитить воздух от городской грязи и пыли....

Обобщение педагогического опыта урок-проект "Дизайн пришкольного участка" в разновозрастных группах

Целью указанного проекта является привлечение внимания учащихся к вопросам экологического развития, сохранения  биологического разнообразия. Ведь в настоящее время люди стали больше уделять внима...

«Экологическая среда школьного помещения и защитной полосы пришкольного участка».

проект «Экологическая  среда школьного помещения и защитной полосы пришкольного участка»...

«Озеленение класса и пришкольного участка»

Актуальность озеленения класса и пришкольного участка: у детей с ограниченными возможностями здоровья формируется  положительное отношение к природе. В статье перечисляются этапы свместной работы...

проект «Экологическая среда школьного помещения и защитной полосы пришкольного участка»

Цель исследования – определение степени загрязненности атмосферного воздуха школьной территории и пришкольного участка...