Урок по окружающему миру "Заповедники:значение для охраны природы"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: Создание условий для усвоения знаний о «Заповедниках» , о том какие есть заповедники в России, формированию экологического сознания.

Задачи:

1)Формировать представление о заповедниках, обобщение и пополнение знаний о состоянии окружающей среды.

2) Развивать навыки умственного труда, умение анализировать, обобщать и делать выводы.

3) Воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты

Предметные:

Сформировать у детей представление о заповедниках.

Формулировать правила поведения в заповедниках.

Метапредметные:

Регулятивные

Выработать учебную мотивацию.

Формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Планировать учебную деятельность на уроке.

Познавательные

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные

Формировать умение слушать и вступать в диалог.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Сотрудничество с одноклассниками, распределение работы в группе

Личностные

 Формирование уважительного отношения к чужому мнению.
Сформированность уважительного отношения к России, природе нашей страны.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: презентация, дидактический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okr_mir.docx32.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Заповедники: значение для охраны природы.

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: Создание условий для усвоения знаний о «Заповедниках» , о том какие есть заповедники в России, формированию экологического сознания.

Задачи:

1)Формировать представление о заповедниках, обобщение и пополнение знаний о состоянии окружающей среды.

2) Развивать навыки умственного труда, умение анализировать, обобщать и делать выводы.

3) Воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты

Предметные:

Сформировать у детей представление о заповедниках.

Формулировать правила поведения в заповедниках.

Метапредметные:

Регулятивные

Выработать учебную мотивацию.

Формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Планировать учебную деятельность на уроке.

Познавательные

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные

Формировать умение слушать и вступать в диалог.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Сотрудничество с одноклассниками, распределение работы в группе.

Личностные

Формирование уважительного отношения к чужому мнению.
Сформированность уважительного отношения к России, природе нашей страны.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: презентация, дидактический материал.

Этапы

Содержание урока

Планируемые результаты

  1. Орг. Момент

-Здравствуйте, меня зовут……….. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

- Сядут те, кто готов работать на уроке и узнавать много нового.

-Сядут все остальные.

Регулятивные

Выработать учебную мотивацию

#1040;ктуализация знаний

–Послушайте стихотворение Евгения Евтушенко и обозначьте проблему нашего урока:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

- О чём говорится в этом стихотворении? (беречь природу)

- Что значит беречь природу? (-Не губить деревья, не разорять гнезда птиц, не убивать животных, не загрязнять окруж.среду и т.д.)

- Кто догадался, над какой проблемой сегодня на уроке будем работать? (охрана природы)

- Эта проблема не только нашего урока, она остро стоит на всей нашей планете.

- Как вы думаете, каковы причины данной проблемы? (- Вырубка лесов, загрязнение окруж.среды, распашка земель, осушение болот и т.д)

Действительно, это основные причины, которые представляют реальную опасность для жизни других живых существ.

-Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока , необходимо разгадать анаграмму. Вам необходимо из букв составить слово (слайд)

ПОВЕДЗАНИК

-Тема нашего сегодняшнего урока «Заповедники: значение для охраны природы»

-Что мы должны узнать сегодня на уроке:

#1063;то такое заповедник?

#1050;акие есть заповедники в России?

#1056;астения и животные заповедника.

#1055;равила поведения в заповедных местах.

Познавательные

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Постановка и формулирование проблемы

Регулятивные

Формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Планировать учебную деятельность на уроке.

Коммуникативные

Формировать умение слушать и вступать в диалог.

Личностные

Формирование уважительного отношения к чужому мнению

#1054;ткрытие новых знаний

-Скажите, а может кто-то может сказать, что такое заповедник? (ответы)

-Да это все правильно, но давайте с вами обратимся к точному определению слова «Заповедник» в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова.

На столах у вас лежит листочек с толкованием этого слова. Кто прочитает? (1 ученик)

Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.

Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице - воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»

-11 января- День заповедников и национальных парков. Отмечается в России с 1997г. В этот день в 1916г. В России был образован первый государственный заповедник- Баргузинский.

-На данный момент в России насчитывают более 100 заповедников. Но более подробно мы сегодня с вами познакомимся с Астраханским, Баргузинским,

Кандалакшским, Лосиным островом.

Сейчас я каждой группе раздам информацию по одному из заповедников, и вы нам прочтете о нем, а потом представите свои заповедники и мы рассмотрим их расположение, где они находятся на карте.

#1040;страханский заповедник

В 1919 году в нижнем течении Волги в зоне полупустыни был образован Астраханский заповедник. Здесь настоящее царство птиц. По берегам живут кабаны, выдры, ондатры, енотовидные собаки, норки, камышовые коты. Учёные насчитывают 60 видов рыб. Астраханский заповедник - это целая научная лаборатория. Там изучают проблемы разведения ценных осетровых рыб: осетра, белуги, севрюги. Сказочное чудо заповедника – лотос.

#1041;аргузинский заповедник

Расположен на северо – восточном побережье Байкала и западных склонах Баргузинского хребта. Основан в 1916 году. Лиственные и тёмнохвойные леса (ель, пихта, сосна сибирская кедровая. Баргузинский соболь, марал, бурый медведь, глухарь, в прибрежных водах - байкальская нерпа.

#1050;андалакшский заповедник

Основан в 1939 году

За Полярным кругом, на островах у берегов Кольского полуострова находится Кандалакшский заповедник. Одни острова поросли лесом, где водятся лось, бурый медведь, куница, другие – тундровой растительностью, а третьи представляют собой неприступные каменные утёсы, на которых гнездятся птицы (птичьи базары) более 43 видов, гнездовья гаги.

4. Алтайский заповедник

Основан в 1932 году

Расположен в северо-восточной части Республики Алтай. Здесь произрастает огромное разнообразие деревьев, растений, мхов, лишайников. Леса преимущественно хвойные, встречаются лиственница, кедр, пихта и другие. Снежные барсы, горные бараны, сибирские косули, соболи, кабаны, барсуки, медведи, рыси, выдры

-Я вам сейчас буду загадывать загадки о животных и растениях, взятых под охрану.

1.Её в лесу всегда найдёшь-

Пойдёшь гулять и встретишь:

Стоит колючая, как ёж

Зимою в платье летнем. (Ель)

Ель обычно растёт во влажных местах. Ель называют музыкальным деревом, её древесина используется для изготовления скрипок, гитар, пианино.

2.У меня длинней иголки,

Чем у ёлки

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (Сосна)

В отличие от ели у сосны хвоинки длинные, сидят парами. Сосна самое древнее дерево – 4700 лет.

3.Горбоносый, длинноногий, великан ветвисторогий,

Ест траву, кустов побеги, с ним тягаться трудно в беге,

Коль такого довелось встретить, знайте – это лось

4.Возле дуба острым рылом

Деловито землю рыл он.

(Кабан)

5.Водяные мастера строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины, и плотину.

(Бобры)

6.Кто на своей голове носит лес.

(Олень)

Физминутка

-В заповеднике гуляли (шагаем на месте)

Не шумели-наблюдали (указательный палец прикладываем к носу, и делаем «козырёк» из ладони на лбу)

Мимо зайчик проскакал, (прыгаем на месте)

Рядом филин пролетал. (машем руками, как крыльями)

Рыба плещется в воде, (ладони складываем вместе, и имитируем движение рыбы)

Олень бродит вдалеке. (руки над головой, шагаем, высоко поднимая колени)

Не шуми, не пугай, (указательный палец прикладываем к носу)

А люби и наблюдай. (ладони прижимаем к груди, ближе к сердцу, и руки опускаем вниз)

-А сейчас мы выясним, кто же из вас самый внимательный, я предлагаю вам определить заповедники по следующим признакам, если узнаете заповедник, о котором рассказывали в группе, то поднимайте руку:

#1042;доль берегов Кольского полуострова расположена тундра и северная тайга. Водятся лоси, бурые медведи, куницы, есть птичьи базары.(Кандалакшский)

#1053;а побережье Байкала расположены лиственные и темнохвойные леса, где растёт ель, пихта, сибирская сосна кедровая; водятся соболь, марал, бурый медведь. (Баргузинский заповедник)

3.Это место у нижнего течения Волги называют сказочным. Его берега заросли тростником, ивой, тополями, ежевикой. По берега живут енотовидные собаки, норки, кабаны, выдры, ондатры. (Астраханский заповедник)

4.Расположен в северо-восточной части Республики Алтай. Водятся снежные барсы, горные бараны, сибирские косули, соболи, кабаны, барсуки, медведи, рыси, выдры (Алтайский Заповедник)

-Вы большие Молодцы, отлично с заданием справились.

- Как вы думаете, какие правила поведения необходимо соблюдать в заповеднике? (ответы)

#1042; заповедниках можно подкармливать зверей и птиц, в суровых зимних условиях, помогая им выжить.

#1052;ожно фотографировать животных, не пугая их.

#1054;хота в заповедниках, запрещена строго-настрого.

#1052;ожно вести наблюдение за жизнью животных не тревожа их.

#1053;ельзя рвать в заповеднике цветы.

#1053;ельзя рубить деревья и кустарники.

#1053;ельзя ловить рыбу в заповедных водоемах.

Познавательные

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Регулятивные

Формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Планировать учебную деятельность на уроке.

Коммуникативные

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Сотрудничество с одноклассниками, распределение работы в группе.

Формировать умение слушать и вступать в диалог.

Личностные

Сформированность уважительного отношения к России, природе нашей страны.

Предметные:

Сформировать у детей представление о заповедниках.

Формулировать правила поведения в заповедниках.

#1047;акрепление изученного.

- А сейчас мы с вами проведем творческую работу.

Вы придумаете и нарисуете запрещающие знаки.

1 группа - «Не рвать цветы»

2 группа – «Не разорять птичьи гнёзда»

3 группа – «Не брать из леса животных и их детенышей»

4 группа – «Не вытаптывать траву»

Да, наша планета Земля очень добра к нам и поэтому отвечать ей надо добром на добро

Познавательные

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Коммуникативные

Формировать умение слушать и вступать в диалог.

Личностные

Формирование уважительного отношения к чужому мнению

#1055;одведение итогов

Ну а теперь ребята, скажите мне пожалуйста:

-Что такое заповедник? (Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности).


Константин Паустовский сказал: «Уничтожая леса, люди подрезают основу своего существования»

Как вы понимаете это высказывание?

- У вас на столах лежат яблочки красного и желтого, зелёного цвета. Оцените свою деятельность на уроке в целом, выбрав нужный цвет.

Красный: урок очень интересный мне все понравилось.

Желтый: мне понравился урок, но я не со всем справился.

Зеленый: было скучно, я ничего не выполнил.


Наш с вами урок я закончу стихотворением:

…Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи её полей!

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую:

Не жги её напропалую

Нас мало, а она – одна!

Ребята, спасибо вам за урок!!!

Коммуникативные

Формировать умение слушать и вступать в диалог.

Личностные

Формирование уважительного отношения к чужому мнению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру 1 класс "Охрана природы" по требованиям ФГОС

УМК  "Перспектива" 1 класс. Представлены УУД на каждрм этапе урока. Цель деятельности учителя и учащихся ....

План-конспект урока по окружающему миру на тему : "Охрана природы. Экологическая безопасность"

ЧТО ТАКОЕ экология?Это защита окружающей среды от вредного воздействия.Люди, к сожалению, загрязняют окружающую среду: воду, воздух, почву.Сегодня мы и поговорим об охране окружающей среды , об эколог...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Охрана природы зимой"

Цели урока: создание условий для овладения учащимися правил охраны природы зимой и способами их применения.Программа "Перспектива"...