Урок окружающего мира в 3 классе «Изменение условий жизни на Земле: хватит ли нам воздуха?».
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс)

Людмила Михайловна Харламова

Посредством частично-поисковой деятельности обучающиеся изучат взаимодействия объектов природы с воздухом, найдут пути решения проблемы как сохранить воздух чистым. К концу урока создатут коллективные проекты (в работе в группах), где отражены проблемы загрязнения воздуха и пути их решения с использованием "зелёных аксиом".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx35.13 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Тема. «Изменение условий жизни на Земле: хватит ли нам воздуха?».

Цели.

- Изучить механизмы взаимодействия объектов природы с воздухом.

- Найти пути решения проблемы (как сохранить воздух).

- Создать проект (стенгазета), где отражены проблемы загрязнения воздуха и пути их решения с использованием «Зелёных аксиом»

Задачи: дать представление о том, почему воздух необходим для жизни на земле, о его значении для жизни; развивать исследовательские навыки, умение наблюдать, сопоставлять, делать выводы, развивать мышление, познавательный интерес к окружающему миру; воспитывать коммуникативные умения, сотрудничать в малой группе, слушать товарищей, воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: расширить представления детей о правилах охраны природы посредством частично- поисковой деятельности.

Метапредметные:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.

Регулятивные: высказывать свое предположение; умение определять тему урока с помощью учителя.

Коммуникативные: умение работать в группе, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; слушать и понимать речь других, уметь формулировать свои мысли в устной форме,

Познавательные: находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт и полученную на уроке информацию, уметь включать действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирование; моделирование изучаемого материала, логические действия и операции, способствующие решению задач.

  1. Предварительный этап урока

Проблемная задача – «Загрязнение воздуха»: 

 - Расширить представление о воздухе;

- Через практическую работу («Окружающий мир» 3 класс, Рабочая тетрадь, стр. 42 – 43) исследовать состав и свойства воздуха;
- На основе наблюдений установить причинно-следственные связи источников загрязнения воздуха и здоровьем человека.

2 этап .  Разработка проекта.
- Подготовка материалов учителем и учащимися (подбор литературы, картинок, создание своих иллюстраций по теме, пословиц, загадок и другой материал)

- Наблюдения за городским транспортом ( выхлопные  газы)
- Наблюдения за дымящимся трубами котельной, отапливающей дома города.
- Экскурсия на пришкольный участок.

- Дыхательная гимнастика.
3.  Этап продуктивной деятельности.

Создание проекта в малых группах.
4 этап. Заключительный.
Защита проекта.

Основные понятия и определения на уроке:

Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха

Проблема – загрязнение воздуха

Гипотеза – воздух загрязняет человек.

Цель. Найти пути решения проблемы (как сохранить воздух), создать проект используя «Зелёные аксиомы».

Ход урока:

  1. Организация класса.
  2. Эмоциональный настрой.

- Закройте на минутку глаза и представьте себя в сосновом бору. Вы идете по нежной и чуть влажной траве. Вам легко и свободно дышится. Хочется вдыхать и вдыхать этот свежий и чистый воздух. Посидим в лесу в тишине минутку, подышим свежим и чистым воздухом.

 - Откроем глаза.

- Понравилось ли вам в лесу? Почему?

- Почему в лесу так легко и свободно дышится?

- Пожелаем друг другу хорошего настроения и плодотворной работы на уроке.

3. Актуализация знаний.

-  Мы с вами в процессе изучения большой и очень познавательной темы, которая называется «Земля наш общий дом».

- Что такое ДОМ? (место, где приятно, безопасно, уютно)

- Имеют ли дом другие обитатели Земли?

- Где их дом? (в небе, в воде, на земле, в воздухе)

- Значит, дом их можно назвать одним словом – ПРИРОДА. Так?

- Является ли ПРИРОДА и нашим домом? (Конечно, мы – часть природы)

- В этом доме, под названием ПРИРОДА,  уютно? Приятно? Безопасно?  (не всегда)

- Давайте вспомним наши исследования:

- При каких условиях в нашем общем доме будет тепло, уютно, приятно не только жить, но и трудиться, отдыхать. (когда на Земле будет достаточно солнечного света и тепла, чистой воды, плодородной почвы и чистого воздуха)

СЛАЙД 2  

 Солнечное тепло

- Чем же для нас так важно Солнце?

Ответы детей:

1) От Солнца зависит мена дня и ночи.

2) Смена времён года.

3) От Солнца зависит выпадение осадков.

4) Рост и развитие растений.

5) Урожай и плодородие, значит питание всего живого.

6) Круговорот воды в природе.

7) Настроение и работоспособность.

8) Борьба с бактериями и вирусами – значит наше здоровье.

9) Насыщение воздуха кислородом (процесс фотосинтеза).

10) Отдых (купаемся, загораем).

- Какой мы сделали вывод о Солнце? (Солнцу нужно радоваться, но оно может быть опасным для здоровья, если им злоупотреблять)

СЛАЙД  3

Пресная вода

- А почему же вода является одним из главных условий жизни на Земле? Чем же она для нас так важна?

Ответы детей:

1) Растения получают растворённые в воде питательные вещества.

2) В воде обитает множество животных – это их дом.

3) Вода не только поит, но и кормит. (рыболовный промысел.)

4) Благодаря воде люди получают электрический ток.

5) Вода моет: людей, машины, города, фабрики……

6) Вода – это дорога (корабли, баржи.)

7) Вода нам нужна дома.

8) Вода – врач (очищает кровь и выводит вредные вещества).

9) Вода – отдых (снимает стресс, усталость, напряжение

   10) Вода – это спорт: плавание, водное поло, прыжки в воду, синхронное плавание и другие виды)

- Какой вывод можно сделать? (Пресной воды на Земле мало, её нужно беречь)

СЛАЙД  4

Плодородная почва

- Про почву говорят, что это богатство нашей планеты. Почему же почва - это богатство?

Ответы детей:

1) От неё зависит урожай, а значит питание не только людей, но и животных, насекомых.

2) Плодородие земель позволяет из одного зёрнышка получить 20.

3) Почва – среда обитания (это дом).

4) Благодаря почве наш глаз радует зелёная растительность, которая успокаивает и расслабляет.

- Какой сделаем вывод? (почву тоже нужно оберегать).

4. Самоопределение к деятельности

СЛАЙД  5

- Ребята, а меня заинтересовала статья в газете «Чунский край». Рабочие одного крупного предприятия пишут: «Наше предприятие выбрасывает в атмосферу 250 тонн сажи в год. Нас, как жителей самого красивого посёлка в районе очень беспокоит данная ситуация потому что…..»

- Какая проблема беспокоит взрослых?

- О чём заставила эта проблема задуматься вас?

- Люди создали то, что засоряет атмосферу. Скоро чистого воздуха может не остаться совсем. Всё живое может погибнуть.

- Догадались, какая тема урока?

СЛАЙД  6

Тема: Изменение условий жизни на Земле: хватит ли нам чистого  воздуха?

СЛАЙД  7            Мыслеобраз.

- Посмотрите, как взрослые выразили свою озабоченность в связи с этим.

МЫСЛЕОБРАЗ  (на слайде и на листах)

- Внимательно рассмотрите рисунок, постарайтесь понять его содержание.

- У вас на столах лежат информационные листы № 1 с аксиомами.

СЛАЙД  8

Информационный лист №1

Аксиомы

  1. Человек переходит границу природы и этим вредит себе.
  2. Человек создаёт то, что вредит природе и ему самому.
  3. Если человек погубит всю природу, то он погибнет сам и всё живое вокруг.
  4. Человек нарушает правила общения с природой тем самым он её истощает и планета скоро будет пуста.
  5. Сохраняя воздух чистым – помогаем себе.

- Что такое «Зелёные аксиомы»? (Аксиомы -  высказывания, которые мы принимаем без доказательства)

- Почему «зелёные»? (высказывания о природе)

 1) Выберите аксиому и подпишите картинку. (3 минуты)

- Для представления результатов работы групп нам поможет правило: внимательно слушаем выступающего, вопросы задаём в конце выступления.

2) Представьте результаты вашей работы. Дать пояснения.

3) Обобщение.

СЛАЙД  9

- В Природе существует граница дозволенной природой хозяйственной деятельности человека. Человек, безусловно, имеет право пользоваться природными богатствами Земли, в том числе и воздухом, и воздушным пространством, но он должен во всём знать меру. У Природы нужно брать столько её богатств, сколько тебе необходимо. Тогда всем всего хватит. Природа всегда делится с нами своими богатствами. А если мы не можем заставить себя соблюдать правила природы, то мы сами у себя крадём счастливое будущее.

- Вернёмся к вопросу, который подняли взрослые. (письмо рабочих завода) Что их беспокоит?

- Какие источники загрязнений воздуха вам известны?

Ответы детей:  

1) Фабрики и заводы выбрасывают в атмосферу из труб ядовитые газы, сажу, пыль.

2) Автомобили выделяют выхлопные газы.

3) Мусор выделяет вредные вещества.

4) Уничтожаются леса, цветы, травы.

- На какой вопрос мы с вами вышли? (Хватит ли нам чистого воздуха?)

- Какие задачи будем решать на уроке? (ответы)

СЛАЙД 10

Задачи урока:

1) Найти пути решения проблемы: как сохранить воздух для будущего поколения;

 2) отразить результаты поиска в проектной работе;

3) донести информацию до подрастающего поколения. (поместить проекты в доступном для чтения месте – стенде)

- Как называют людей, которые решают такие проблемы? (экологи)

- А как называется наука ЭКОЛОГИЯ? (наука о доме)

- А о каком доме сегодня говорим? (о планете Земля – это наш общий дом)

- Будем сегодня экологами. Чтобы реализовать наши цели урока, давайте утвердим план наших действий:

СЛАЙД  11

План работы над проектом.

  1. Прочесть информацию на «Информационных листах» №№ 1 – 4.
  2. Выполнить предложенные задания.
  3.  Оформить ответы на вопросы и задания по своему усмотрению.
  4. Создать  проект в виде стенгазеты, с использованием «Зелёныой аксиомы», который призывает к охране воздуха.
  5. Оценить работу.
  6. Провести презентацию проекта.

- Этого будет достаточно?

- Нет. Мы должны будем распространить информацию. Кому? (взрослым и детям)

- Как? Разместим наши газеты в доступном месте для чтения.

- Мы заранее определились, что работать будем в группах. Почему в группах? (дружнее, можно советоваться, можно помогать друг другу, одна голова хорошо, а две лучше и т.д.)

- Какие главные правила работы в группе нужно соблюдать?

- Распределение обязанностей.

5  Работа в группах

- Ваша задача – проанализировать в группах проблему, обозначенную в заданиях на карточках, соотнести её с аксиомой, которую вы выбрали и подумать, что можно сделать, чтобы воздух стал более чистым. Зафиксируйте это на плакате и сделайте сообщения классу по итогам работы.

Приложение.

1 задание. Допиши пропущенные слова, чтобы получился текст о значении воздуха для всего живого. Поместите информацию в проект.

Всё живое давно бы задохнулось, если бы не ______________. И дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно поглощают ______________________. Он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух _______________, так важный для дыхания людям, животным. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный  ________________. Соответственно: чем больше вокруг зелени, тем _______________________________.

2 задание.

Прочитайте текст, какие способы очистки воздуха предложены в тексте?  Запишите их на «ОБЛАКАХ»

      Борьба за чистый, здоровый воздух, за здоровье человека состоит, прежде всего в том, чтобы на всех заводских трубах были дымоулавливатели, которые очищали бы воздух от вредных организму веществ. Кроме того, во всех промышленных городах и вокруг них необходимо иметь как можно больше лесов, ведь лесонасаждения – это самые мощные производители чистого воздуха.    Воздух в лесах насыщен кислородом, предельно очищен от вредных примесей.

3 задание. Посоветуйте, что можно сделать, решив задачу:

Клён выделяет в год 2кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз?

Решение:_________________________________________

Ответ: ___________________________________________

Вывод: ________________________________________________

- Какой способ охраны воздуха указан в задаче? Допиши его на облачко.

4 Задание. Выпишите ещё один способ спасения воздуха.

Какой красивый цветник украшает территорию нашей школы летом и осенью, но кроме красоты цветы нам дарят еще и _____________________________. Только растения выделяют кислород, необходимый для жизни человека и животных. Давайте вырастим рассаду цветов, чтобы наши знания остались не только на словах, но и принесли пользу окружающим.

Использовать домашние заготовки (рисунки, фотографии, высказывания и т.д.

6. Защита проекта.

- Для представления результатов работы групп нам поможет правило:

- Внимательно слушаем выступающего,

-  Вопросы задаём в конце выступления.

- Представьте результаты вашей работы.

  1. Решив задачу, мы предлагаем:…
  2. Выполнив другие задания, мы советуем:
  3. Только растения способны выделять так необходимый для всего живого кислород. Поэтому мы думаем, что каждому из нас нужно побольше садить растений, цветов и деревьев у дома, у школы.
  4. Рабочим крупного предприятия мы бы посоветовали….
  5. А ещё мы предлагаем……

- Можно поместить на доску свой проект.

7. Рефлексивно-оценочный этап

- Как бы вы оценили сегодня работу групп?

 - Что вы отметили в каждом выступлении?

- Можно ли утверждать, что вы сегодня по-новому взглянули на проблему загрязнения воздуха? Поделитесь.

- На какие вопросы вам не удалось сегодня получить ответ?

8. Итог урока

- Проблемы, которые вы сегодня рассматривали Вам были известны давно, просто вы сами до этого занятия их не формулировали. Вы слышали о них в новостях, на уроках, от родителей. Вы принимали их на слух и не задумывались над тем, что и вы можете сделать очень полезное, значимое дело для спасения нашего общего дома – планеты Земля.

- Вам понравился урок?

- А закончим мы его стихотворением

Он прозрачный невидимка,

Лѐгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тѐплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стѐкла

И лежит на них каймой.

Мы его не замечаем,

Мы о нѐм не говорим,

Просто мы его вдыхаем –

Он нам так необходим!

-Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле? (Жизнь!)

9. Домашнее задание: обсудить со взрослыми проблему загрязнения воздуха и решение этой проблемы глазами взрослых.

Дополнительные сведения

СЛАЙД 11.

5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды

День охраны окружающей среды - это повод задуматься о проблемах окружающей среды, обратить внимание на состояние окружающей среды. Ни для кого не секрет, что с развитием промышленной индустрии, большинства других процессов жизнедеятельности человека экологическая обстановка ухудшается с каждый днем. В каждой стране существуют организации, главной задачей которых, стоит охрана окружающей среды. Эти подразделения следят за состоянием окружающей среды, проводят различные мероприятия и акции по ее защите. Кроме этого, в рамках ООН несколько раз в год принято отмечать дни защиты воды, воздуха, и так далее. Подобные дни защиты различных экологических сред направлены улучшения природоохранной обстановки, они служат поводом для проведения природоохранных мероприятий.

Природа – это наше богатство и красота. Мы живем в прекрасной стране. Природу надо беречь, охранять и приумножать ее богатства. И если каждый, живущий на планете Земля, будет соблюдать закон об охране природы, то природа украсит нашу жизнь, она доставит нам много радости.








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока окружающего мира, 3 класс "Здоровый образ жизни"

Данный урок разработан для 3 класса по программе "Школа России" (А.Плешаков)...

презентация к уроку окружающего мира 1 класс "Весенние изменения в жизни природы"

презентация к уроку окружающего мира 1 класс "Весенние изменения в жизни природы"...

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс "Весна в жизни птиц и зверей"

Презентация к уроку "Весна в жизни птиц и зверей"...

Урок окружающего мира 2 класс Тема "Условия проращивания семян"

Урок окружающего мира во 2 классе Тема "Условия проращивания семян"...

Урок Окружающего мира по ТРИЗ. Тема: Условия жизни, роста и развития животных

Окружающий мир Тема: Условия жизни, роста и развития животных Цель: Исследование копилки с целью выявления закономерностей.Задачи:-Знакомство с видами медведей, особенностями их строения, приспос...

Презентация к уроку окружающего мира по ТРИЗ Тема Условия жизни, роста и развития животных

Презентация к уроку окружающего мира по ТРИЗ Тема Условия жизни, роста и развития животных...

Урок окружающего мира 4 класс "Трудные времена на русской земле"

Урок окружающего мира "Трудные времена на русской земле"...