Урок окружающего мира в 3 классе «Изменение условий жизни на Земле: хватит ли нам воздуха?».
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс)
Посредством частично-поисковой деятельности обучающиеся изучат взаимодействия объектов природы с воздухом, найдут пути решения проблемы как сохранить воздух чистым. К концу урока создатут коллективные проекты (в работе в группах), где отражены проблемы загрязнения воздуха и пути их решения с использованием "зелёных аксиом".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira.docx | 35.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Окружающий мир
Тема. «Изменение условий жизни на Земле: хватит ли нам воздуха?».
Цели.
- Изучить механизмы взаимодействия объектов природы с воздухом.
- Найти пути решения проблемы (как сохранить воздух).
- Создать проект (стенгазета), где отражены проблемы загрязнения воздуха и пути их решения с использованием «Зелёных аксиом»
Задачи: дать представление о том, почему воздух необходим для жизни на земле, о его значении для жизни; развивать исследовательские навыки, умение наблюдать, сопоставлять, делать выводы, развивать мышление, познавательный интерес к окружающему миру; воспитывать коммуникативные умения, сотрудничать в малой группе, слушать товарищей, воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные: расширить представления детей о правилах охраны природы посредством частично- поисковой деятельности.
Метапредметные:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.
Регулятивные: высказывать свое предположение; умение определять тему урока с помощью учителя.
Коммуникативные: умение работать в группе, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; слушать и понимать речь других, уметь формулировать свои мысли в устной форме,
Познавательные: находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт и полученную на уроке информацию, уметь включать действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирование; моделирование изучаемого материала, логические действия и операции, способствующие решению задач.
- Предварительный этап урока
Проблемная задача – «Загрязнение воздуха»:
- Расширить представление о воздухе;
- Через практическую работу («Окружающий мир» 3 класс, Рабочая тетрадь, стр. 42 – 43) исследовать состав и свойства воздуха;
- На основе наблюдений установить причинно-следственные связи источников загрязнения воздуха и здоровьем человека.
2 этап . Разработка проекта.
- Подготовка материалов учителем и учащимися (подбор литературы, картинок, создание своих иллюстраций по теме, пословиц, загадок и другой материал)
- Наблюдения за городским транспортом ( выхлопные газы)
- Наблюдения за дымящимся трубами котельной, отапливающей дома города.
- Экскурсия на пришкольный участок.
- Дыхательная гимнастика.
3. Этап продуктивной деятельности.
Создание проекта в малых группах.
4 этап. Заключительный.
Защита проекта.
Основные понятия и определения на уроке:
Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха
Проблема – загрязнение воздуха
Гипотеза – воздух загрязняет человек.
Цель. Найти пути решения проблемы (как сохранить воздух), создать проект используя «Зелёные аксиомы».
Ход урока:
- Организация класса.
- Эмоциональный настрой.
- Закройте на минутку глаза и представьте себя в сосновом бору. Вы идете по нежной и чуть влажной траве. Вам легко и свободно дышится. Хочется вдыхать и вдыхать этот свежий и чистый воздух. Посидим в лесу в тишине минутку, подышим свежим и чистым воздухом.
- Откроем глаза.
- Понравилось ли вам в лесу? Почему?
- Почему в лесу так легко и свободно дышится?
- Пожелаем друг другу хорошего настроения и плодотворной работы на уроке.
3. Актуализация знаний.
- Мы с вами в процессе изучения большой и очень познавательной темы, которая называется «Земля наш общий дом».
- Что такое ДОМ? (место, где приятно, безопасно, уютно)
- Имеют ли дом другие обитатели Земли?
- Где их дом? (в небе, в воде, на земле, в воздухе)
- Значит, дом их можно назвать одним словом – ПРИРОДА. Так?
- Является ли ПРИРОДА и нашим домом? (Конечно, мы – часть природы)
- В этом доме, под названием ПРИРОДА, уютно? Приятно? Безопасно? (не всегда)
- Давайте вспомним наши исследования:
- При каких условиях в нашем общем доме будет тепло, уютно, приятно не только жить, но и трудиться, отдыхать. (когда на Земле будет достаточно солнечного света и тепла, чистой воды, плодородной почвы и чистого воздуха)
СЛАЙД 2
Солнечное тепло
- Чем же для нас так важно Солнце?
Ответы детей:
1) От Солнца зависит мена дня и ночи.
2) Смена времён года.
3) От Солнца зависит выпадение осадков.
4) Рост и развитие растений.
5) Урожай и плодородие, значит питание всего живого.
6) Круговорот воды в природе.
7) Настроение и работоспособность.
8) Борьба с бактериями и вирусами – значит наше здоровье.
9) Насыщение воздуха кислородом (процесс фотосинтеза).
10) Отдых (купаемся, загораем).
- Какой мы сделали вывод о Солнце? (Солнцу нужно радоваться, но оно может быть опасным для здоровья, если им злоупотреблять)
СЛАЙД 3
Пресная вода
- А почему же вода является одним из главных условий жизни на Земле? Чем же она для нас так важна?
Ответы детей:
1) Растения получают растворённые в воде питательные вещества.
2) В воде обитает множество животных – это их дом.
3) Вода не только поит, но и кормит. (рыболовный промысел.)
4) Благодаря воде люди получают электрический ток.
5) Вода моет: людей, машины, города, фабрики……
6) Вода – это дорога (корабли, баржи.)
7) Вода нам нужна дома.
8) Вода – врач (очищает кровь и выводит вредные вещества).
9) Вода – отдых (снимает стресс, усталость, напряжение
10) Вода – это спорт: плавание, водное поло, прыжки в воду, синхронное плавание и другие виды)
- Какой вывод можно сделать? (Пресной воды на Земле мало, её нужно беречь)
СЛАЙД 4
Плодородная почва
- Про почву говорят, что это богатство нашей планеты. Почему же почва - это богатство?
Ответы детей:
1) От неё зависит урожай, а значит питание не только людей, но и животных, насекомых.
2) Плодородие земель позволяет из одного зёрнышка получить 20.
3) Почва – среда обитания (это дом).
4) Благодаря почве наш глаз радует зелёная растительность, которая успокаивает и расслабляет.
- Какой сделаем вывод? (почву тоже нужно оберегать).
4. Самоопределение к деятельности
СЛАЙД 5
- Ребята, а меня заинтересовала статья в газете «Чунский край». Рабочие одного крупного предприятия пишут: «Наше предприятие выбрасывает в атмосферу 250 тонн сажи в год. Нас, как жителей самого красивого посёлка в районе очень беспокоит данная ситуация потому что…..»
- Какая проблема беспокоит взрослых?
- О чём заставила эта проблема задуматься вас?
- Люди создали то, что засоряет атмосферу. Скоро чистого воздуха может не остаться совсем. Всё живое может погибнуть.
- Догадались, какая тема урока?
СЛАЙД 6
Тема: Изменение условий жизни на Земле: хватит ли нам чистого воздуха?
СЛАЙД 7 Мыслеобраз.
- Посмотрите, как взрослые выразили свою озабоченность в связи с этим.
МЫСЛЕОБРАЗ (на слайде и на листах)
- Внимательно рассмотрите рисунок, постарайтесь понять его содержание.
- У вас на столах лежат информационные листы № 1 с аксиомами.
СЛАЙД 8
Информационный лист №1 Аксиомы
|
- Что такое «Зелёные аксиомы»? (Аксиомы - высказывания, которые мы принимаем без доказательства)
- Почему «зелёные»? (высказывания о природе)
1) Выберите аксиому и подпишите картинку. (3 минуты)
- Для представления результатов работы групп нам поможет правило: внимательно слушаем выступающего, вопросы задаём в конце выступления.
2) Представьте результаты вашей работы. Дать пояснения.
3) Обобщение.
СЛАЙД 9
- В Природе существует граница дозволенной природой хозяйственной деятельности человека. Человек, безусловно, имеет право пользоваться природными богатствами Земли, в том числе и воздухом, и воздушным пространством, но он должен во всём знать меру. У Природы нужно брать столько её богатств, сколько тебе необходимо. Тогда всем всего хватит. Природа всегда делится с нами своими богатствами. А если мы не можем заставить себя соблюдать правила природы, то мы сами у себя крадём счастливое будущее.
- Вернёмся к вопросу, который подняли взрослые. (письмо рабочих завода) Что их беспокоит?
- Какие источники загрязнений воздуха вам известны?
Ответы детей:
1) Фабрики и заводы выбрасывают в атмосферу из труб ядовитые газы, сажу, пыль.
2) Автомобили выделяют выхлопные газы.
3) Мусор выделяет вредные вещества.
4) Уничтожаются леса, цветы, травы.
- На какой вопрос мы с вами вышли? (Хватит ли нам чистого воздуха?)
- Какие задачи будем решать на уроке? (ответы)
СЛАЙД 10
Задачи урока:
1) Найти пути решения проблемы: как сохранить воздух для будущего поколения;
2) отразить результаты поиска в проектной работе;
3) донести информацию до подрастающего поколения. (поместить проекты в доступном для чтения месте – стенде)
- Как называют людей, которые решают такие проблемы? (экологи)
- А как называется наука ЭКОЛОГИЯ? (наука о доме)
- А о каком доме сегодня говорим? (о планете Земля – это наш общий дом)
- Будем сегодня экологами. Чтобы реализовать наши цели урока, давайте утвердим план наших действий:
СЛАЙД 11
План работы над проектом.
- Прочесть информацию на «Информационных листах» №№ 1 – 4.
- Выполнить предложенные задания.
- Оформить ответы на вопросы и задания по своему усмотрению.
- Создать проект в виде стенгазеты, с использованием «Зелёныой аксиомы», который призывает к охране воздуха.
- Оценить работу.
- Провести презентацию проекта.
- Этого будет достаточно?
- Нет. Мы должны будем распространить информацию. Кому? (взрослым и детям)
- Как? Разместим наши газеты в доступном месте для чтения.
- Мы заранее определились, что работать будем в группах. Почему в группах? (дружнее, можно советоваться, можно помогать друг другу, одна голова хорошо, а две лучше и т.д.)
- Какие главные правила работы в группе нужно соблюдать?
- Распределение обязанностей.
5 Работа в группах
- Ваша задача – проанализировать в группах проблему, обозначенную в заданиях на карточках, соотнести её с аксиомой, которую вы выбрали и подумать, что можно сделать, чтобы воздух стал более чистым. Зафиксируйте это на плакате и сделайте сообщения классу по итогам работы.
Приложение.
1 задание. Допиши пропущенные слова, чтобы получился текст о значении воздуха для всего живого. Поместите информацию в проект.
Всё живое давно бы задохнулось, если бы не ______________. И дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно поглощают ______________________. Он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух _______________, так важный для дыхания людям, животным. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный ________________. Соответственно: чем больше вокруг зелени, тем _______________________________. |
2 задание.
Прочитайте текст, какие способы очистки воздуха предложены в тексте? Запишите их на «ОБЛАКАХ»
Борьба за чистый, здоровый воздух, за здоровье человека состоит, прежде всего в том, чтобы на всех заводских трубах были дымоулавливатели, которые очищали бы воздух от вредных организму веществ. Кроме того, во всех промышленных городах и вокруг них необходимо иметь как можно больше лесов, ведь лесонасаждения – это самые мощные производители чистого воздуха. Воздух в лесах насыщен кислородом, предельно очищен от вредных примесей. |
3 задание. Посоветуйте, что можно сделать, решив задачу:
Клён выделяет в год 2кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? Решение:_________________________________________ Ответ: ___________________________________________ Вывод: ________________________________________________ |
- Какой способ охраны воздуха указан в задаче? Допиши его на облачко.
4 Задание. Выпишите ещё один способ спасения воздуха.
Какой красивый цветник украшает территорию нашей школы летом и осенью, но кроме красоты цветы нам дарят еще и _____________________________. Только растения выделяют кислород, необходимый для жизни человека и животных. Давайте вырастим рассаду цветов, чтобы наши знания остались не только на словах, но и принесли пользу окружающим. |
Использовать домашние заготовки (рисунки, фотографии, высказывания и т.д.
6. Защита проекта.
- Для представления результатов работы групп нам поможет правило:
- Внимательно слушаем выступающего,
- Вопросы задаём в конце выступления.
- Представьте результаты вашей работы.
- Решив задачу, мы предлагаем:…
- Выполнив другие задания, мы советуем:
- Только растения способны выделять так необходимый для всего живого кислород. Поэтому мы думаем, что каждому из нас нужно побольше садить растений, цветов и деревьев у дома, у школы.
- Рабочим крупного предприятия мы бы посоветовали….
- А ещё мы предлагаем……
- Можно поместить на доску свой проект.
7. Рефлексивно-оценочный этап
- Как бы вы оценили сегодня работу групп?
- Что вы отметили в каждом выступлении?
- Можно ли утверждать, что вы сегодня по-новому взглянули на проблему загрязнения воздуха? Поделитесь.
- На какие вопросы вам не удалось сегодня получить ответ?
8. Итог урока
- Проблемы, которые вы сегодня рассматривали Вам были известны давно, просто вы сами до этого занятия их не формулировали. Вы слышали о них в новостях, на уроках, от родителей. Вы принимали их на слух и не задумывались над тем, что и вы можете сделать очень полезное, значимое дело для спасения нашего общего дома – планеты Земля.
- Вам понравился урок?
- А закончим мы его стихотворением
Он прозрачный невидимка,
Лѐгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тѐплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стѐкла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нѐм не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Он нам так необходим!
-Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле? (Жизнь!)
9. Домашнее задание: обсудить со взрослыми проблему загрязнения воздуха и решение этой проблемы глазами взрослых.
Дополнительные сведения
СЛАЙД 11.
5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды
День охраны окружающей среды - это повод задуматься о проблемах окружающей среды, обратить внимание на состояние окружающей среды. Ни для кого не секрет, что с развитием промышленной индустрии, большинства других процессов жизнедеятельности человека экологическая обстановка ухудшается с каждый днем. В каждой стране существуют организации, главной задачей которых, стоит охрана окружающей среды. Эти подразделения следят за состоянием окружающей среды, проводят различные мероприятия и акции по ее защите. Кроме этого, в рамках ООН несколько раз в год принято отмечать дни защиты воды, воздуха, и так далее. Подобные дни защиты различных экологических сред направлены улучшения природоохранной обстановки, они служат поводом для проведения природоохранных мероприятий.
Природа – это наше богатство и красота. Мы живем в прекрасной стране. Природу надо беречь, охранять и приумножать ее богатства. И если каждый, живущий на планете Земля, будет соблюдать закон об охране природы, то природа украсит нашу жизнь, она доставит нам много радости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока окружающего мира, 3 класс "Здоровый образ жизни"
Данный урок разработан для 3 класса по программе "Школа России" (А.Плешаков)...
презентация к уроку окружающего мира 1 класс "Весенние изменения в жизни природы"
презентация к уроку окружающего мира 1 класс "Весенние изменения в жизни природы"...
Презентация к уроку окружающего мира 2 класс "Весна в жизни птиц и зверей"
Презентация к уроку "Весна в жизни птиц и зверей"...
Урок окружающего мира 2 класс Тема "Условия проращивания семян"
Урок окружающего мира во 2 классе Тема "Условия проращивания семян"...
Урок Окружающего мира по ТРИЗ. Тема: Условия жизни, роста и развития животных
Окружающий мир Тема: Условия жизни, роста и развития животных Цель: Исследование копилки с целью выявления закономерностей.Задачи:-Знакомство с видами медведей, особенностями их строения, приспос...
Презентация к уроку окружающего мира по ТРИЗ Тема Условия жизни, роста и развития животных
Презентация к уроку окружающего мира по ТРИЗ Тема Условия жизни, роста и развития животных...
Урок окружающего мира 4 класс "Трудные времена на русской земле"
Урок окружающего мира "Трудные времена на русской земле"...