Окружающий мир. 3 класс . Охрана животных
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Окружающий мир. 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ohrana_zhivotnyh_3_klass_okr.mir_.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3-м классе. Охрана животных.

Самойлова А.П.

На уроке используются технологии: проектная, информационно-коммуникативная, игровая, технология «Развития критического мышления через чтение и письмо" (составление синквейна). Минутка календаря проводится нетрадиционно: дежурный синоптик (ученик) рассказывает о погоде, знакомит с пословицами, поговорками и приметами месяца. Группы учеников представляют свои презентации по теме «Охрана животных» и готовят тематическую выставку о природе. Жюри оценивает работу групп в конце урока. Закрепление проводится в игровой форме

Цель урока: формирование знаний по теме «Охрана животных».

Задачи:

Образовательные:

Формировать экологическую компетентность.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес учащихся;

Обогащать словарный запас учащихся предметной терминологией.

Развивать творческую активность детей.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе;

Воспитывать любовь к  Родине.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Минутка календаря   (Презентация. Слайд 2)

Звучит заставка к прогнозу погоды, дежурный синоптик рассказывает о погоде, используя магнитный календарь погоды на доске, знакомит учащихся с пословицами и поговорками о зиме,  с приметами декабря.

Сегодня….(число, месяц,  день недели)
Облачность…
Температура воздуха…
Ветер….
Осадки…

Декабрь год кончает, зиму начинает. Так говорят о декабре, последнем месяце года и первом месяце зимы. Всё ниже ходит солнце, всё короче и темнее дни. Древнерусское название месяца – «лютень», за лютую морозную пору, за длительную стужу.
Декабрь – ночь года. Декабрь – месяц самого бледного и низкого солнца.
Декабрь снежный да холодный обещает обильную жатву.
Белее зима – зеленее лето.
Хороший снежок посадки сбережёт.
Дым из трубы коромыслом – к теплу, столбом – к холоду.
Мороз злее, а налим живее.

III. Проверка домашнего задания

Учитель: На прошлом уроке мы говорили о том, как размножаются животные. Вспомните, пожалуйста:
1. Как размножаются животные? (Рождают детёнышей, откладывают икру, откладывают яйца)
(Презентация. Слайд 3)  Как размножаются представленные группы животных.
2. Заполните пропуски в схеме  размножения птицы
(Презентация. Слайд 4), лягушки (Презентация. Слайд 5), бабочки (Презентация. Слайд 6), рыбы (Презентация. Слайд 7)
3. Кто лишний по способу размножения?
(Презентация. Слайды 8, 9)

4.Работа в КИМах   Тест №22. (Индивидуальная работа)

 IV. Сообщение темы урока(Презентация.  Слайд 10)

Учитель: Сегодня мы будем говорить о животных, которые нуждаются в охране. Тема урока: Охрана животных. Свои презентации по данной теме представят три группы: «Юные биологи», «Друзья природы», Творческая группа.

Презентация группы «Юные биологи».

Ученик:  Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет.  Все эти животные, за малым исключением, вымерли по вине человека. Из-за хозяйственной деятельности людей, неумеренной охоты, неправильного поведения человека в природе многие дикие животные встречаются всё реже, некоторые из них внесены в Красную книгу.  Охота на редких животных запрещена, а на некоторые виды ограничена. Группа «Юные натуралисты»   познакомит вас с некоторыми видами животных, занесёнными в Красную книгу России. (Презентация.Слайд 11)
Во втором классе мы узнали, что Красная книга – это книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Она предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять. Красная книга – документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и всё новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. Вместе с тем, меры, которые предпринимает человек, дают хорошие результаты, о чём свидетельствуют зелёные страницы листы Красной книги, где представлены уже спасённые  животные и растения.

Ученик:  Послушайте загадку о животном, которое удалось спасти. (Презентация.Слайд 12)

Есть на речках лесорубы
В серебристо-белых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобр.)

В начале XX века бобров  (Презентация.Слайд 13)оставалось около 900 особей,  а в Европе они были почти полностью истреблены. Охота на них была запрещена. Сейчас их численность превышает 100 000 в России. 
Была спасена куница
(Презентация. Слайд 14 ), соболь (Презентация. Слайд  15 ). В тайге почти не оставалось соболей из-за неумеренной, жестокой охоты, соболь был на грани исчезновения, но предпринятые людьми меры по охране спасли этот вид животных.  В Московском зоопарке удалось получить приплод от них.. Когда в зоопарке или в заповеднике  животных какого-нибудь вида становится много, их переселяют в другие места. Сейчас общая численность их 700 тысяч голов.
Давайте послушаем сообщения о животных, которые нуждаютсяв охране.

Ученик:  Белый медведь. (Презентация.Слайд 16)
Белые ледяные просторы, ни травинки, ни былинки круглый год. В таких условиях живёт владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный хищный зверь. Живёт он почти 40 лет. Питается белый медведь рыбой, тюленями.  В берлоге медведица проводит 6 месяцев. У медведицы бывает 2-3 малыша. Издавна люди охотятся на белых медведей.  Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру для одежды и предметов обихода. В результате началось сокращение численности белых медведей. Это послужило сигналом тревоги. Сейчас численность белых медведей хотя и медленно, но растёт.

Ученик:  Фламинго.  (Презентация.Слайд 17)
Живут фламинго 25-30 лет. Тело птицы высотой 1,5 метра, вес до 4 кг.  Самка откладывает2 яйца белого цвета с зеленоватым оттенком в гнёзда в виде башенки высотой полметра. Птица эта стала редкой, потому что многие десятилетия подвергалась преследованию ради вкусного мяса, ради пера и пуха.  Гнездится розовый фламинго в Казахстане, во Франции, Испании, в Африке.
В России фламинго не гнездится, однако регулярно отмечается на миграциях - в устье реки Волга, в Дагестане, Калмыкии, Краснодарском и Ставропольском краях. Также залетает на юг Сибири в Алтайский край, Тюменскую, Томскую, Новосибирскую области, Бурятию, Иркутскую область, Якутию.

Ученик:  Тигр. (Презентация.Слайд 18)
В семействе диких кошек тигр – самый крупный зверь. Тело его длиной до 4 метров. Весит тигр около 390 кг. Питается тигр в основном крупно-копытными животными. Живут тигры 25-30 лет. Постоянных убежищ тигры не имеют. Только для выхаживания молодняка тигрица задерживается на одном месте. Она выбирает для гнезда пещеру. В конце 19 века тигров было около 100 000 особей. Затем количество тигров резко сократилось. Тигров убивали из-за суеверий. Китайские и корейские знахари дорого платили за тушу тигра, говорили, что они готовят из разных частей тела тигра лекарства от слабости, трусости, когти тигра служили талисманами.

Ученик:  Журавль. (Презентация.Слайд 19)
Всего в мире 14 видов журавлей. В нашей стране обитает 7 видов журавлей. Белый журавль (стерх), чёрный, японский, даурский, внесены в Красную книгу. Эти птицы находятся под охраной. Журавли разных видов имеют много общего. Они стройны, у них длинные ноги, длинная шея, большой клюв. Им они добывают насекомых, семена, зёрна, моллюсков, мелких грызунов, корни растений, ягоды, молодые побеги.  В 2-3 года журавли образуют пары и никогда уже не расстаются. Гнёзда они строят на земле. Журавлиха откладывает 2 яйца, которые насиживает в течение месяца. Журавль в это время несёт службу зоркого часового. Первые полтора месяца журавлята щеголяют в оранжевых и жёлтых «кафтанчиках», а к осени они оперяются, начинают летать и готовиться к первому путешествию.

Ученик:  Морж (Презентация. Слайд 20 )могучий морской зверь. Его длина более 3 метров, а масса примерно полторы тонны(1500 кг)  Клыки моржей до 80 см в длину. Они помогают им добывать со дна пищу – морских моллюсков, защищаться от белых медведей, а также вылезать из воды. Морж обитает в морях Северного Ледовитого океана. Живут моржи  стадом, во главе стада – опытный вожак. Этих животных сохранилось немного. Они занесены в Красную книгу, подлежат охране.

Ученик:  Лебедь. (Презентация. Слайд 21 )
Со времён глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях. Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поёт перед своей гибелью. Вообще-то лебедь не относится к певчим птицам. Лебедь-шипун может лишь неторопливо гоготать. Лебедь-кликун издаёт гулкие и торжественные трубные звуки. Их можно услышать весной, когда лебеди, возвратившись с южной зимовки, парами величаво пролетают в поднебесье.  Гнездятся лебеди по глухим, малодоступным озёрам, в густых камышах – это чуткие и осторожные птицы. Лебедь – прекрасное изящное и теперь редкое животное, охота на него запрещена.

Дети читают стихотворение «Береги природу!» 

Ученица:

Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полёт прощальным будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи,  они бы не летали?


Ученик: 
Наверно, даже если б знали
И даже если б понимали, 
То всё равно б взмывали ввысь.
Ведь небо – это их стихия!
Ведь небо – это их свобода!
Ведь небо – это вся их жизнь!

Ученица: 
А в небе стая журавлей
Так грустно над землёй кружится.
Земля… скажи, что стало б с ней,
Когда б на ней умолкли птицы?

Ученик: 
Тогда бы мёртвым стало небо.
И – тишина в пустых лугах,
И, может быть, колосья хлеба
Не колосились бы в полях,
И на полях уж не грачи,
А стаи чёрной саранчи.

Ученица: 
Я не хочу такого мира,
Где всё так серо, так уныло…
Остановись, опомнись, человек,
Не долог на земле твой век.
Но что после себя оставим?
И чем себя мы здесь прославим? 

Ученик: 
Остановись, опомнись, человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу,
И трелью птиц весёлой, звонкой,

И шумным плеском родника,
И гроздями рябины тонкой,
И синим глазом василька,
И свежим ароматом трав,
И рощи шумом, и  дубрав!    

Ученик:  Орёл-беркут (Презентация. Слайд 22 )  – большая величественная птица. Размах её крыльев до 2 м. масса теле до 4 кг. Питается грызунами. Беркут может подолгу красиво парить  высоко в небе, высматривая добычу.

Ученик:  Жук-красотел  (Презентация. Слайд 23 ) (красотел пахучий) живёт в лесах. Длина его тела около 3 см. Он поедает  опасных для леса гусениц. За летний период жук съедает в среднем 180 гусениц, за всю жизнь – до 900.  Продолжительность жизни жука-красотела - 2 - 4 года. В середине 20 века численность резко сократилась из-за применения ядохимикатов для борьбы с вредителями леса. Занесён в Красную книгу, нуждается в охране. 

V. Музыкальная физкультминутка (Презентация. Слайд 24 )Дети исполняют песню защитников природы и выполняют движения под музыку.

Песенка защитников природы.
Если б только-только-только,
Если б только на планете,
Если б только все земляне
Всё живое берегли,
То возможно - можно- можно,
То наверно - верно- верно,
Книги Красной точно-точно
Никогда б не завели!
Припев:
А-а, здравствуйте, горы вот такой вышины!
А-а, здравствуйте, реки вот такой ширины! 
А-а, крокодилы-бегемоты,
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а,  и зелёный попугай!

И пускай у этой речки,
И пускай в зелёной роще,
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичьих стай,
И запомни-помни - помни,
Что беречь природу надо,
Всем на этом белом свете
Ты, как можешь, помогай!
Припев.

VI. Презентация группы «Друзья природы»

Ученик:  Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых ещё много. Их жизнь часто зависит от нас, от нашего поведения в природе. Конечно, разорять птичьи гнёзда, ловить шмелей, бабочек, стрекоз, разрушать муравейники недопустимо! Но можно ничего этого не делать и всё-таки причинять  животным большой вред. Если  бегать по лесу, шуметь, лазать по деревьям, то можно побеспокоить животных. Это особенно опасно для них в период размножения – весной и в начале лета. Многие птицы, например, не могут из-за этого построить гнёзда или же покидают гнездо, в которое уже отложили яйца. Нужно беречь не только самих животных, но и места, в которых они живут, - окружающую их среду. Мы составили правила друзей природы (Слайд 25 ), проиллюстрировали их.

VII. Закрепление

Учитель: Ребята, прочитайте статью в учебнике «Охрана животных» на стр. 112-115 , подготовьтесь ответить на вопросы к статье.
Устный опрос:
1. Какие животные занесены в Красную книгу? 
(Презентация. Слайд 26 )
2. Какие животные спасены? 
(Презентация. Слайд 27 )
3. Разгадывание кроссворда.
(Презентация. Слайд 28 )
1) ценный пушной зверёк, был на грани исчезновения, но предпринятые людьми меры по охране спасли этот вид животных, сейчас их численность 700 тысяч голов;
2) владыка Арктики;
3) в 2-3 летнем возрасте эти пары создают пары и никогда больше не расстаются;
4) эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности;
5) самый крупный зверь в семействе диких кошек;
6) эта птица не гнездится в нашей стране, но отмечается на миграциях на реке Волге.
Ключевое слово «береги!»

Ученик читает стихотворение «Про всех на свете» Б. Заходера
Все-все, все на свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны,
Чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, -
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд!
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!
И, если мы с кем-то
Не очень дружны –
Мы всё-таки очень
Друг другу нужны! 
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То, это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-все, все на свете
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить  должны!  

VIII. Самостоятельная работа в тетрадях «Проверим себя» стр.30  задания  № 1, 2.
Проверка по слайдам  
(Презентация. Слайды  29, 30 )   

IX.Составление синквейна словаприрода  (Презентация. Слайд 31)

X. Выставка книг о животных, находящихся под охраной

Ученик: Писатель М. М. Пришвин, которого называют певцом земли русской, говорил:
«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.  Рыбе  -  вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина.
 Охранять природу - значит охранять Родину!»  (Презентация.Слайд 32)

XI. Слушание песни
Учитель: Послушайте песню А. Пахмутовой и Р. Рождественского «Просьба» в исполнении Сергея Парамонова. Скажите,  с какой просьбой обращаются авторы песни к людям.

Заповедники России

На территории России находится 103 заповедника. В соответствии с планом мероприятий по реализации «концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года» в 2012—2020 годах планируется создать 11 новых заповедников. Согласно законам РФ заповедники являются одним из типов особо охраняемых природных территорий (ООПТ

XII. Оценивание.  Домашнее задание

Учитель:  Предоставляю слово жюри, которое оценивало  работу групп на уроке.
Домашнее задание - прочитать статью в учебнике «Охрана животных» на стр. 112-115, ответить на вопросы к статье. По желанию - подготовить сообщение о  заповедниках Самарской области.  

XIII. Рефлексия (Презентация. Слайд 33 )
Учитель: Ребята, проанализируйте свою работу на уроке. Выберите начало предложения и закончите его.
Я узнал(а)…
Было интересно…
Я испытал(а) чувство…
Я  хочу, чтобы…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира в 3 классе "охрана животных"

На уроке расскрывается тема охраны природы, животных. Ознакомление учащихся с "Красной книгой". Воспитание бережного отношения к животным и окружающему миру....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Охрана животных"

Задачи:дать информацию о редких и исчезнувших животных на планете;подчеркнуть необходимость охраны всей природы,как единственное и важное условие для сохранности всего живого на Земле;подвести у...

Презентация к интегрированному уроку окружающего мира и математики в 3 классе "Охрана животных".

Презентация предназначена для интегрированного урока по окружающему миру и мтематике в 3 классе."Охрана животных"....

Интегрированный урок окружающего мира и математики в 3 классе "Охрана животных".

Интегрированный урок окружающего мира и математики по теме "Охрана животных" проведен в 3 классепо УМК "Школа России"....

Урок окружающего мира. 3 класс. Охрана животных.

Конспект урока с презентацией окружающего мира в 3 классе УМК "Школа России", учебник А. А. Плешакова. Тема урока "Охрана животных". Цель урока: познакомить детей с Красной книгой и животными, которые...

А ,А.Плешаков Окружающий мир 3 класс "Охрана животных"

Охрана редких видов животных .Красная книга ....

Презентация к уроку по окружающему миру. Тема: "Охрана животных". 3 класс.

Презентация к уроку по окружающему миру. УМК "Школа России". 3 класс. Тема: "Охрана животных" (по учебнику А. А. Плешакова)....