Интегрированный урок окружающего мира и математики в 3 классе "Охрана животных".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Интегрированный урок окружающего мира и математики по теме "Охрана животных" проведен в 3 классе
по УМК "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ohrana_zhivotnyh.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №68 г. Тула Красова Ольга Викторовна
Дидактическая цель:
Воспитывать в детях бережное отношение к животному миру.
Расширять представления детей о мерах по защите и охране фауны.
Формировать целостное восприятие окружающего мира.
Тип урока: урок-усвоение новых знаний
Задачи:
1. Обучающие:
Познакомить детей с мерами по защите и охране животного мира.
Помочь учащимся понять первичные потребности и проблемы людей и животных, нуждающихся в помощи, а также осознать, что существуют различные точки зрения на проблемы, которые требуют анализа и обсуждения.
Выявить значение животных в жизни человека.
2. Воспитательные:
Воспитывать способность воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в природе и окружающей жизни.
Воспитывать в детях бережное отношение к природе, животному миру.
Формировать понятия о доброте, отзывчивости.
3. Развивающие:
Развивать навыки грамотной устной и письменной речи.
Развивать творческий потенциал учащихся.
Развивать умение высказывать собственную точку зрения.
Методы:
Словесный
Зрительно-слуховой
Проблемно-поисковый
Самостоятельная работа
Формы организации:
фронтальная
групповая
индивидуальная
Средства обучения:
компьютерная техника (презентация)
доклады учащихся
сюжетные картинки
дидактический материал
Учащиеся класса разделены на 3 группы. Каждая группа занимает свое место за столом.
Ход урока
1. Организационный момент
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки.
И не досуг дуть на корабль бумажный.
Ведь в классе у ребят –
Урок уж больно важный.
2. Актуализация знаний
1. Мотивация учебной деятельности учащихся
- Наш урок мы начнем с разгадывания кроссвордов. Каждая группа решит свой кроссворд. В выделенных клеточках прочитаете словосочетания, которые помогут вам назвать тему нашего урока.
(Каждой группе раздаются заготовки кроссвордов. В клеточки кроссвордов дети вписывают названия животных. В выделенных клеточках можно прочитать подзаголовки темы урока - «Природа в беде», «Помоги животным», «Красная книга»)
2. Постановка цели и задач урока
-Итак, о чем пойдет речь у нас сегодня на уроке?
(Ответы детей)
Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам Красной книги.
Тема нашего урока «Охрана животных».
На уроке нам потребуются знания по математике, мы будем закреплять табличные случаи умножения и деления.
3. Проверка домашнего задания.
Тест «Разнообразие животных».
Взаимопроверка.
4. Изучение нового материала.
Ребята посмотрите на слайд: «Как прекрасен этот мир» . Не правда ли, прекрасны творения природы, представленные на этих рисунках и фотографиях. Ими только б восхищаться, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли..
Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой. Это значит , что их мало, они тоже могут погибнуть, если их не охранять, не помогать им.
( Например: красивого амурского тигра, который живет на Дальнем востоке , осталось примерно 200 животных. Почти полностью были истреблены такие животные, как зубры.
В 1948 году был основан Международный союз охраны природы МСОП. Тогда же была создана специальная служба спасения , которая составила мировой список с пояснениями , в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.
Для чего нужна Красная книга?(слайд 9)
(Она нас информирует какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу.)
А как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой, синей?
( Красный цвет- это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения)
Красная книга- это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.
Составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет. Позднее она еще раз переиздавалась.
А как вы думаете почему?
(Появились новые виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения.)
Вместе с тем, меры, которые предпринимает человек, дает хорошие результаты, о чем свидетельствуют зеленые листы Красной книги, где представлены уже спасенные животные и растения. Например: соболь, бобр.
4. Устный счет.
Выполним устно математические цепочки и ответим на вопросы.
Появление бобров в реках и особенно постройка ими запруд оказывает благоприятное воздействие на экологию. В образовавшемся разливе поселяется многочисленные моллюски и водные насекомые, которые в свою очередь привлекают выхухолей и водоплавающих птиц. Птицы на лапках приносят рыбью икру. Рыба, оказавшись в благоприятных условиях, начинает размножаться. Поваленные бобрами деревья служат кормом для зайцев и многих копытных. Сок, вытекающий весной из подточенных деревьев, любят бабочки и муравьи, вслед за которыми появляются птицы. Защитой бобров пользуются выхухоли, в их хатках вместе с хозяевами часто поселяются ондатры. Запруды способствуют очистке воды, уменьшая её мутность; в них задерживается ил.
Ученик делает доклад о бобре.
Бобры — чистые вегетарианцы. Летом питаются водными и прибрежными травами, а ближе к осени начинают переходить на ветви и кору деревьев, так как в спячку не впадают. Осенью они заготавливают запасы на зиму. В природе бобры живут 20-23 года.
Бобр — ценный пушной зверь, всегда служил объектом охоты. Из бобрового пуха изготавливали особо ценный фетр для шляп В результате хищнического промысла к 20 в. в России бобр был почти истреблен, осталось 800-900 особей. С 1922 охота на бобров была повсеместно запрещена. Для сохранения бобров созданы Воронежский, Березинский заповедники.
У моржей и самцы, и самки вооружены длинными клыками. С их помощью они забираются на льдины и выкапывают на прибрежных отмелях моллюсков – свое излюбленное лакомство. Из-за этого моржей прозвали «морскими землепашцами».
Доклад ученика.
Моржи – крупнейшие из обитающих ластоногих животных. Весит морж до 2-х тонн, а длина его тела достигает 4 метров. У этих животных есть бивни. Каждый клык моржа весит около 2-х кг.
Трудно приходится моржу, когда море почти сплошь покрыто ледяными полями, под водой этот зверь может быть не более 20 минут.
Но и в такое время его выручают клыки, он пробивает ими отверстие во льду, выставляет ноздри и дышит. Под водой взрослые моржи издают звуки, похожие на удары колокола, или отрывистое хрюканье.
Передвигается морж при помощи ласт. Питается рыбой, моллюсками, иногда тюленями. С 30-х годов введены ограничения на добычу зверя. Морж занесен в Красную книгу и находится под охраной.
В семействе кошачьих тигр – самая крупная кошка. Тело его – 4 м длиной, вес – около 390 кг . Тигр очень чистоплотное животное. За день тигр, в поисках добычи может пройти от 20 до 30 км . Китайские и корейские знахари убивали тигров из-за суеверий. Они из разных частей тела тигра делали лекарства от трусости, слабости, когти служили талисманом.
Постоянных пар тигры не образуют, и тигрица выращивает детенышей одна. У неё рождается два – четыре тигренка. Малыши рождаются слепыми, они покрыты тонкой шерсткой с заметными полосками. На седьмые сутки открываются глаза. Тигрята растут быстро.
Живут тигры 25 – 30 лет.
Белые ледяные просторы, ни травинки, ни былинки круглый год. В таких условиях живёт владыка Арктики- белый медведь. Это самый крупный хищный зверь. Живёт он почти 40 лет. Белый медведь питается рыбой, тюленями, моржами, растительной пищей.
Доклад ученика
У медведя нет постоянного дома. Когда медведице приходит пора стать матерью, она вырывает в сугробе берлогу, свернувшись « калачиком», и ждет появления медвежат. А пока этот день настанет, метели, бури покрывают берлогу снежной крышей, толщина которой больше 1 м.
У медведицы бывает 2-3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. В течение первых месяцев они находятся с мамой.
Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды и предметов обихода. В результате началось сокращение численности белых медведей. Это послужило сигналом тревоги. Сейчас численность белых медведей медленно, но растёт.
Какая краткая запись лишняя? Докажите.
Измените вопрос задачи так, чтобы второе действие было сложение.
Птицы видят не только дальше, но и замечают больше мелких деталей. У них самые тренированные глаза из всех животных. Ведь птицам важно не только внимательно наблюдать за окружающей летной обстановкой, но и мгновенно настраивать глаз с дальних предметов на ближние.
Со времён глубокой древности лебедь, одна из самых сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Существует легенда о лебединой песне, которую эта птица поёт перед своей гибелью. Но на самом деле лебедя не относят к певчим птицам. Гнездятся лебеди по глухим, малодоступным озёрам, в густейших камышах- это очень чуткие и осторожные птицы.
- Птица стала редкой, поскольку многие десятилетия подвергалась преследованию ради вкусного мяса, красивого пера и пуха. Розовый фламинго занесён на страницы Красной книги. Охота на него запрещена.
- Живут фламинго 25 – 30 лет. Это очень интересная птица. Тело её высотой до 1 м 50 см, вес 4 кг . Фламинго высиживают 1-2 птенца. Птенцы появляются на свет очень смешные: ноги толстые, красные, клюв прямой – тоже красный. Одеты они в серый пух. Только через 3-4 месяца они надевают такой наряд как у родителей.
- В мире 14 видов журавлей. В России обитает 7 видов. Японский, даурский, черный и белый журавли внесены в Красную книгу. Эти птицы находятся под угрозой исчезновения.
- Журавли разных видов имеют общие сходства: у них длинные ноги, шея, большой клюв, они стройны. Большим клювом они добывают насекомых, семена, зёрна, мелких грызунов, корни растений, ягоды, молодые побеги.
- В 2-3 года журавли образуют пары и никогда уже не расстаются.
-А сейчас, решив математический диктант мы узнаем название очень редкого зверька.
- 9 увеличьте в 6 раз.
- Первый множитель 8, второй множитель 4. Чему равно произведение?
- Чему равно частное чисел 72 и 9?
- 36 уменьшите в 4 раза.
- На сколько 24 больше, чем 16?
- Делимое 20, делитель 5, чему равно частное?
- Запишите сумму чисел 40 и 16.
- Чему равно произведение чисел 7 и 6?
Подпишите над каждым числом соответствующую букву и прочитайте слово.
Когда – то давно, почти 30 млн. лет назад, почти по всей Европе был распространен это зверек.
Но поскольку мех этого зверька очень высоко ценился, то был он почти полностью истреблен.
И, может быть, исчез бы совсем, если бы не взяли его под охрану.
Выхухоль – зверек небольшой, длина его в среднем 20см, а вес примерно 5оог.Мех мягкий, шелковистый, очень прочный, почти не намокает, т.к. смазан жиром. А это очень важно для зверька, ведь он плавает зимой. На суше выхухоль беспомощен. Зато в воде чувствует себя прекрасно – быстро плавает, хорошо ныряет.
Норы выхухоль делает на берегу, но вход в них всегда расположен под водой. Питается выхухоль животной и растительной пищей. Уткнув свой длинный хоботок в ил, на дне он подбирает насекомых и личинок.
Случается, гибнут выхухоли и в норах во время половодья. Поэтому этого редкого и до сих пор малоизученного, но очень ценного зверька строго охраняют.
5. Закрепление изученного.
- Прочитаем правила друзей природы по учебнику.
- В заключении решим кроссворд и вспомним о каких животных мы говорили.
- Самые крупные грызуны, которые являются чистыми вегетарианцами.
- Владыка Арктики, самый крупный хищный зверь.
- Морские землепашцы, имеющие бивни.
- Какая птица, согласно легенде, поет перед своей гибелью?
- Самый крупный зверь из семейства диких кошек.
- Птица, которая имеет в своем названии и в своей окраске розовый цвет.
6. Итог урока.
Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбце. (Береги)
Берегите и охраняйте природу. Как можно и как нельзя относиться к ней, ты уже много знаешь и умеешь. Но еще больше предстоит узнать и научиться. По тому, как ты будешь относиться к природе, люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")
Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...
Конспект интегрированного урока окружающего мира и математики
Вашему вниманию предлагается разработка интегрированного урока окружающего мира и математики во втором классе на тему: «Научно-практическая конференция «День Земли». При подготовке к конферен...
интегрированный урок окружающего мира и математики 2 кл Московский Кремль
Тип урока: виртуальная экскурсияЦель урока: знакомство с достопримечательностями Московского Кремля, формирование умения работать с планом местности. Закрепить знания случаев...
Презентация к интегрированному уроку окружающего мира и математики в 3 классе "Охрана животных".
Презентация предназначена для интегрированного урока по окружающему миру и мтематике в 3 классе."Охрана животных"....
Интегрированный урок окружающего мира и математики. Путешествие по поясам освещённости героев м/ф "Маша и Медведь"
Урок проведён в форме путешествия героев м/ф "Маша и Медведь" по поясам освещённости. Параллельно учащиеся осваивали нумерацию чисел в пределах 100. Презентация выполнена на mimiostudio, которую можно...
Интегрированный урок окружающего мира и математики "Планета заболела"
На уроке формируются представления о Земле как общечеловеческом доме; показывается важность и направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды; закрепляется табличное умноже...
Интегрированный урок окружающего мира и английского языка "Многообразие животных"
Интегрированный урок окружающего мира и английского языка...