"ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Путешествие по Золотому кольцу России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
"Золотое кольцо России"
Цель:
познакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми их достопримечательностями, дать представление о понятии «Золотое кольцо России»
Задачи:
- Развивающая: развивать познавательный интерес к истории российских городов через чтение дополнительной литературы.
- Воспитывающая: воспитывать любовь к своей Родине, её богатству, её прошлой и настоящей славе.
- расширить кругозор;
- обогащать словарный запас;
- развивать умение правильно, чётко и логично отвечать на вопросы;
- развивать мышление, память и фантазию;
- учиться обобщать и выделять главное;
- развивать диалогическую и монологическую речь;
Тип урока: введение нового знания.
Прогнозируемые результаты:
Предметные:
В конце урока ученики
• знают города, которые входят в «Золотое кольцо России», имеют представление о понятиях «золотое» и «кольцо» ;
• умеют различать достопримечательности городов;
• умеют осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков,
• проводить сравнение, группировку, обобщение.
Метапредметные:
• умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы.
• умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
• умеют сотрудничать с учителем и сверстниками
Ход урока
- Организационный момент
- Сегодня я шла в школу в отличном настроении.
- Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
- Да, всё, что вы сказали, верно. А ещё я рада нашей с вами встречи и от ожиданий интересных открытий на нашем уроке.
2. Постановка цели урока
– Ребята, вы любите путешествовать? Почему? (Ответы детей.)
-Послушайте стих-е, будьте внимательны и постарайтесь определить тему нашего урока.
Катись, катись, колечко,
По краешку Земли,
От Северного моря
И голубой тайги,
По рощам и долинам
До волжских берегов,
Где древняя Россия
В названьях городов.
Владимир, тихий Углич,
Залесский Переславль,
Жемчужина России –
Нарядный Ярославль.
Ростов Великий, Суздаль
И Сергиев Посад…
Их имена как песня
Народная звучат.
Колечко золотое
Скрепило города.
Здесь матушка Россия,
Здесь русский дух всегда!
– Итак, тема нашего сегодняшнего урока? (Ответы детей.)
- Проверьте свои предположения по учебнику с. 86. СЛАЙД
-Как вы понимаете «Золотое кольцо России»? (Ответы детей.)
- Сегодня на уроке нам предстоит на это ответить и узнать о городах, которые входят в «Золотое кольцо России»
- Но. чтобы нам справиться с этой задачей, мы на уроке должны быть какими? (Ответы детей.)
– Готовы? Тогда в путь!
3. Организация восприятия и осмысления новой информации
– Рассмотрите карту в учебнике на стр. 86. Какие города мы с вами сегодня посетим?
Ответы детей.
– Мы отправляемся из главного города нашего государства. Как он называется? Ответы детей.
После каждой экскурсии на доске вывешиваем название того города, который мы посетили и отмечать в рабочей тетради основные его памятники.
Учитель
Микроитог В этом городе Сергий Радонежский – монах возвёл Троице-Сергиеву Лавру. Существуют сведения, что именно в этой лавре был благословлен известный вам князь Дмитрий Донской на битву с врагом.
-Как выдумаете, о каком городе идёт речь? Ответы детей.
- Это ваши предположения
- Это город Сергиев- Посад. СЛАЙД
- Прочитайте, что об этом городе говорится в учебнике на с. 87
- о какой достопримечательности вы узнали? (Троице-Сергиева Лавра)
. Запишите в рабочей тетради на с. 54
2) Далее мы оказываемся в картинной галереи
-Внимание на экран СЛАЙД
-Перед вами картины художников
-Что объединяет эти картины? Ответы детей.
- В названиях этих картин присутствует название этого города
- город Переславлеь– Залесский. Слайд
Прочитает нам, что об этом городе говорится в учебнике на с 88. Ученик
Учитель
Микроитог: Так же как и Москва был основан князем Юрием Долгоруким, Этот город считается местом рождения князя Александра Невского. Достопримечательностью города считается Горицкий монастырь, построенный в 12 веке.…На Плещеевом озере проходили военные учения под руководством самого молодого Петра I.
3) -Внимание на экран СЛАЙД
- Что изображено на слайде? Ответы детей.
-Достопримечательность какого города он является
- И следующая наша остановка город Ростов СЛАЙД
– Прочитайте, что об этом говорится в учебнике. Стр. 88
- О каких достопримечательностях вы узнали? Ответы детей СЛАЙД
Микроитог: Этот город один из самых древних в Золотом кольце. Ещё в давние времена его называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский кремль. Над озером Неро плывёт колокольный перезвон. Это не просто звон, а настоящая музыка. И, чтобы услышать её, приезжают люди со всех сторон, из дальних мест. А еще знаменит этот город ростовской финифтью.
Запишите в раб. тетради, с. 54
- Молодцы, мы очень хорошо поработали, но, чтоб за дело браться, надо сил набраться.
ФИЗМИНУТКА
- А сейчас посмотрите фрагмент ВИДЕО , постарайтесь запомнить почему так назвали этот город?
-Внимание на экран.
- Кто готов ответить?
Ответы детей.
4) Следующая остановка – город Углич. СЛАЙД
- А, что об этом говорится в учебнике на с. 89 нам прочитает………Ученик
Микроитог: Название горда произошло, возможно, от слова угол, так как река Волга, в этом месте изгибается, течёт под углом, В Угличе находится одна из первых построенных на Волге гидроэлектростанций, работает большой часовой завод «Чайка».
- Какие достопримечательности в этом городе?
- Запишите в раб. тетради, с. 54
Следующая наша остановка в городе, который получил своё название в честь великого князя Ярослава Мудрого. СЛАЙД
- Предположите, что это за город? Ответы детей.
-Верно- это город Ярославль СЛАЙД
- А подробнее об этом городе прочитает на с. 90 ……………..Ученик
Микроитог: Самый крупный город Золотого кольца. Он был основан князем Ярославом Мудрым, имя которого и носит. В центре города стоит памятник Фёдору Григорьевичу Волкову – основателю первого в России общедоступного театра. Ярославль – родина русского театра.
Достопримечательностью города является церковь Ильи Пророка
- О каких достопримечательностях вы узнали? Ответы детей. СЛАЙД
- Запишите в раб. тетради, с. 54
-А сейчас послушайте отрывок текста и постарайтесь узнать о каком городе идёт речь?
Учитель читает отрывок
- О каком городе здесь шла речь? Ответы детей
-Верно, наша следующая остановка город-Кострома СЛАЙД
Прочитайте, что об этом говорится в учебнике.стр.91
Микроитог: На плане можно заметить, что улицы в нем расположены в виде веера. В той части города, где они сходятся находятся старинные Торговые ряды. На берегу Волги находится Ипатьевский монастырь.
- Какие достопримечательности вы выделили? Ответы детей. СЛАЙД
- Запишите в раб. тетради, с. 54
7) Посетим ещё один прекрасный город на Волге, но какой вы узнаете из картинной галереи.
-Перед вами картины художников…СЛАЙД
Что объединяет эти картины?
- Верно, и следующая остановка -город Плёс
Прочитайте, что об этом говорится в учебнике. Стр.92
- О каком достопримечательности вы узнали? Ответы детей. СЛАЙД
Микроитог: Плёс – город художников. Здесь находится музей Исаака Ильича Левитана, стоит ему памятник.
- Запишите в раб. тетради, с. 54
- Внимание на экран. СЛАЙД
-Этот город называют «Текстильной столицей России», « ситцевым краем»
- Как вы думаете, о каком городе идёт речь? Ответы детей
- Это город ИВАНОВО СЛАЙД
- Прочитайте, что об этом городе говорится в учебнике с. 93.
- О какой достопримечательности вы узнали? Ответы детей
-Площадь А. С. Пушкина СЛАЙД
- Следующий город, который мы посетим, вы узнаете , прослушав отрывок песни. СЛАЙД
- Название , какого города вы услышали?
- Верно, город Суздаль. СЛАЙД
Прочитайте, что об этом говорится в учебнике стр.93
- Какие достопримечательности есть в этом городе? Ответы детей. СЛАЙД
Микроитог: Суздаль – всемирно известный город – музей. Здесь находится музей деревянного зодчества.
- Запишите в раб. тетради, с. 54
9) Наше путешествие по Золотому кольцу заканчивается в городе, который вы назовёте, прослушав отрывок стих-ия.
Учитель читает стих-е
Во Владимире над Клязьмой
Владимир Коваленко
Во Владимире над Клязьмой
Золотые купола...
И совсем уже не
Князю
Это слава и хвала.
- В каком городе мы заканчиваем наше путешествие? Ответы детей
- Во Владимире. СЛАЙД
- Прочитайте, что об этом говорится в учебнике стр.94-95
- Какие достопримечательности имеются в этом городе? Ответы детей. СЛАЙД
Микроитог: Стоит на берегу реки Клязьмы (приток Оки) В нём находится замечательный памятник старины – Золотые Ворота. По образцу Успенского собора во Владимире построен Успенский собор Московского Кремля.. На стенах Дмитриевского собора несколько сотен резных изображений.
- Запишите в раб. тетради, с. 54
- Путешествие наше закончилось и мы опять с вами вернулись в наш родной город. Столицу нашей Родины – Москву. А сейчас давайте посмотрим, кто из вас был самым внимательным во время путешествия и запомнил больше всего информации о городах Золотого кольца.
-Готовы себя проверить?
5. Закрепление
А сейчас поработаем в группе. Займите свои места в группе.
- У вас на карточках даны достопримечательности городов. Ваша задача выбрать только правильные достопримечательности города, который у вас указан. На эту работу я даю вам 2 минуты.
- Прошу представителей от групп выйти к доске , прочитать достопримечательности городов и показать букву выбранного ответа.
( Выходят представители от групп)
- Ребята, а помогите нам составить слово.
- Какое слово получилось. СПАСИБО
- Кому мы можем сказать спасибо?..Ответы детей..
Я хочу поблагодарить вас и ……
Займите свои места.
6. Итог урока
- Ребята, внимание на доску.
-Подтвердилась ли наша предположения, что маршрут нашего путешествия похож на кольцо? Ответы детей
- Почему это кольцо Золотое? Ответы детей
- Золотое, так эти города являются достоянием нашего государства, в них много памятников истории, архитектуры, искусства.
7. Домашнее задание
С помощью дополнительной литературы найди материал о достопримечательности любого города Золотого кольца, о которой сегодня не упоминалось.
Рефлексия
- Вот и закончилось наше путешествие. Скажите, что обычно люди привозят из путешествия на память? Ответы детей
-Магниты дарят друг другу. Вот и мы с вами прикрепим магниты надоску.
- У вас на партах лежат магниты 2-х цветов
- Если - урок прошел удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой!- возьмите магнит в зелёной рамочке.
Если - сегодня на уроке не все задания оказались такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой! – возьмите магнит в красной рамочке ,прикрепите их на доску.
Микроитог: Так же как и Москва был основан князем Юрием Долгоруким, Этот город считается местом рождения князя Александра Невского. Достопримечательностью города считается Горицкий монастырь, построенный в 12 веке.…На Плещеевом озере проходили военные учения под руководством самого молодого Петра I.
Микроитог: Этот город один из самых древних в Золотом кольце. Ещё в давние времена его называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский кремль. Над озером Неро плывёт колокольный перезвон. Это не просто звон, а настоящая музыка. И, чтобы услышать её, приезжают люди со всех сторон, из дальних мест. А еще знаменит этот город ростовской финифтью.
Микроитог: Название горда произошло, возможно, от слова угол, так как река Волга, в этом месте изгибается, течёт под углом, В Угличе находится одна из первых построенных на Волге гидроэлектростанций, работает большой часовой завод «Чайка».
Микроитог: Самый крупный город Золотого кольца. Он был основан князем Ярославом Мудрым, имя которого и носит. В центре города стоит памятник Фёдору Григорьевичу Волкову – основателю первого в России общедоступного театра. Ярославль – родина русского театра.
Достопримечательностью города является церковь Ильи Пророка
Микроитог: На плане можно заметить, что улицы в нем расположены в виде веера. В той части города, где они сходятся находятся старинные Торговые ряды. На берегу Волги находится Ипатьевский монастырь
Плёс – город художников. Здесь находится музей Исаака Ильича Левитана, стоит ему памятник.
Микроитог: Суздаль – всемирно известный город – музей. Здесь находится музей деревянного зодчества.
Микроитог: Стоит на берегу реки Клязьмы (приток Оки) В нём находится замечательный памятник старины – Золотые Ворота. По образцу Успенского собора во Владимире построен Успенский собор Московского Кремля.. На стенах Дмитриевского собора несколько сотен резных изображений.
Во Владимире над Клязьмой
Владимир Коваленко
Во Владимире над Клязьмой
Золотые купола...
И совсем уже не
Князю
Это слава и хвала.
По истершимся ступеням
Столько их с далёких пор
Поднялось в собор Успенья
Или в Дмитровский собор,
Столько их переменилось,
Что уже потерян счёт,
Как меняли гнев на милость
Все они
Наоборот.
Но такая, видно малость -
Звон владетельных имён...
Что-то высшее
Осталось
Нам в подарок от времён.
Заглушают пересуды
Правда, времени и честь –
Белокаменное чудо,
Бело-памятная весть.
И совсем с другого бока
Подступая к высоте,
Отрекаемся от бога,
А приходим
К красоте.
Не разгаданы узоры
Этой каменной резьбы...
И смолкают наговоры
Переменчивой судьбы.
И опять снимают накипь
С наших душ или умов
Очистительные знаки
Стародавних мастеров.
И летит
От сына к сыну,
Через сполохи зарниц,
В синем воздухе России
Стая белых голубиц.
И привязан я,
Привязан
Без единого узла...
Во Владимире над Клязьмой -
Золотые купола!
Катись, катись, колечко,
По краешку Земли,
От Северного моря
И голубой тайги,
По рощам и долинам
До волжских берегов,
Где древняя Россия
В названьях городов.
Владимир, тихий Углич,
Залесский Переславль,
Жемчужина России –
Нарядный Ярославль.
Ростов Великий, Суздаль
И Сергиев Посад…
Их имена как песня
Народная звучат.
Колечко золотое
Скрепило города.
Здесь матушка Россия,
Здесь русский дух всегда!
Автор: | |
Жанр: |
О, Плёс! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/17/picture-25022.jpg)
Окружающий мир 3 класс (1-4) по программе «Школа России» "Золотое кольцо России"
Тема урока: «Золотое кольцо России»Тип урока: Урок путешествиеЦели урока:Познакомить детей с древними городами России, показать красоту и изысканность русских городов.Прививать любовь к родному краю...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/15/picture-145109-1352996624.jpg)
Урок окружающего мира 3 класс "Золотое кольцо России" презентация Школа России Плешаков А.А.
Презентация составлена на основе конспекта урока из методички Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова "Поурочные разработки по курсу окружающий мир". Урок проводится в 4 четверти по теме "Путешествие по города...
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/25/picture-249494-1719347729.jpg)
Проект по теме "Путешествие по Золотому кольцу России" 3 класс Школа России
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕПО ТЕМЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ РОСИИ". КПК: "ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/01/picture-355157-1385892936.jpg)
Презентация к уроку окружающий мир в 3 классе по теме "Золотое кольцо России" УМК "Школа России"
Данная презентация знакомит детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/12/picture-495798-1413126423.jpg)
Методическая разработка урока по предмету "Мир вокруг нас" по теме "Золотое кольцо России". УМК "Школа России", 3 класс.
Урок построен в форме путешествия по " Золотому кольцу России". Учащиеся имеют возможность познакомиться с историей и достопримечательностями городов "Золотого кольца", оценить их значимос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/04/picture-647674-1449239786.jpg)
Конспект урока «Золотое кольцо России» по предмету Окружающий мир в 3 классе. Программа "Школа России"
Цели урока: развивать познавательный интерес, творческую активность;познакомить детей с городами Золотого Кольца России, в частности, Ростовом Великим и Ярославлем с их достопримечательностями;У...
Конспект по окружающему миру "Золотое кольцо России", 3 класс, УМК "Школа России"
Конспект по окружающему миру "Золотое кольцо России", 3 класс, УМК "Школа России"...