Конспект урока по окружающему миру на тему "Полезные ископаемые"
план-конспект по окружающему миру

Конспект урока по окружающему миру на тему "Полезные ископаемые"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poleznye_iskopaemye.docx202.84 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

урока по окружающего миру

ТЕМА

«Полезные ископаемые»

Составила студентка 531 группы

Королева Камилла

Дата проведения занятия:13. 03. 2024

ФИО учителя школы:

Исакова Елена Сергеевна

ФИО преподавателя-консультанта:

Фотиева Светлана Владимировна

Допущена к проведению урока:

____________________, дата: 13.03.24

                                                                                                              (Подпись преподавателя)

                                                                                                                                                         

Содержательная цель: сформировать знания о свойствах полезных ископаемых.

Деятельностная цель: создать условия для развития УУД.      

Задачи:

Личностные:

  • формирование условий для саморазвития личности.
  • развивать навыки сотрудничества;
  • развивать самостоятельность;
  • воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Предметные: знать для чего и как добывают полезные ископаемые;

уметь определять свойства полезных ископаемых;

Метапредметные:

Регулятивные: развивать навыки самооценивания;

применять эффективные способы решения познавательных задач.

Познавательные: осуществлять поиск информации и ее анализ.

Коммуникативные: создать диалог между учителем и детьми.

Формирующиеся ценности: полезные ископаемые, бережное отношение к полезным ископаемым.

Планируемые результаты:

Личностные:

− проявлять интерес к последующему изучению природы и её компонентов;

− осознавать ценностный смысл бережного отношения к полезным ископаемым;

Метапредметные:

− анализировать содержание произведений и определять их главную мысль;

− участвовать в коллективной формулировке вывода по результатам обсуждения;

− проявлять умения работать с разными видами информации: текст, иллюстрации, устная информация;

 − принимать участие в коллективной деятельности, высказывать своё отношение к обсуждаемым вопросам.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Прием

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Камилла Дмитриевна.

-Проверьте, чтобы ваше рабочее место было прибрано, уберите все лишнее. У вас должно лежать учебник, тетрадь и дневник с пеналом.

-Давайте друг другу улыбнемся и пожелаем всем всем хорошей работы.

-Присаживайтесь

-Здравствуйте!

-Проверяют

-Всем всем хорошей работы!

-Садятся

Эмоциональное вхождение в урок.

Форма: фронтальная

Актуализация знаний

- Ребята, полезные ископаемые относятся к природным богатствам?

- А что еще может относится к природным богатствам мы сейчас вспомним, на экране есть определение, их нужно соединить со словом.

Без нее остановятся заводы, фабрики, закроются столовые, прачечные и парикмахерские, станет ненужным весь водный транспорт.

Без нее не было бы возможно сельское хозяйство и производство продуктов питания.

Без него не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиле.

Это идет на изготовление мебели, строительных материалов, бумаги.

Служит одним из важнейших продуктов питания для людей во всем мире.

Вода, воздух, земля, растения, животные.

-Вы справились с этим, молодцы.

- О чем мы сейчас с вами вспомнили?

-Да.

Без нее остановятся заводы, фабрики, закроются столовые, прачечные и парикмахерские, станет ненужным весь водный транспорт. (Вода)

Без нее не было бы возможно сельское хозяйство и производство продуктов питания. (земля)

Без него не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиле. (воздух)

Это идет на изготовление мебели, строительных материалов, бумаги. (растения)

Служит одним из важнейших продуктов питания для людей во всем мире. (животные)

-О природных богатствах.

Соедини понятия

Форма: фронтальная

Выход на тему и цель урока

- Ребята, какие еще вы знаете природные богатства?

-А что вы знаете о полезных ископаемых?

- Верно, а вы знаете свойства полезных ископаемых, растворяются ли они в воде, прочные ли они?

-Как вы думаете, их трудно добывать?

-А, как и зачем их добывают вы знаете?

-Тогда как вы думаете, чем мы сегодня с вами займемся?

-Правильно, давайте же поставим задачи на наш урок.

-Соедините предложение с его концом:

1. Узнать, что такое…. (полезные ископаемые)

2. Узнать … (свойства полезных ископаемых)

3. Узнать, как и зачем… (добываются полезные ископаемые)

- Все верно, ребята.

- Полезные ископаемые.

-То, что они используются в хозяйстве.

- Нет

-Да

-Нет

-Узнаем, свойства полезных ископаемых, как и зачем добываются полезные ископаемые.

  1. Узнать, что такое полезные ископаемые.

    2. Узнать свойства полезных ископаемых.

3. Узнать, как добываются полезные ископаемые.

Подводящий диалог.

Соедини предложения.

Форма: фронтальная

ОНЗ

-  Как вы думаете, от какого слова произошло слово «ископаемые»?

-  Почему их называют полезные?

- Найдите и прочитайте в учебнике, что такое полезные ископаемые?

-Верно, при этом люди определяют характеристику этого ископаемого, чтобы его использовать куда и где нужною

- Поэтому мы с вами сейчас проведем практическую работу и у знаем характеристику трех полезных ископаемых: уголь, железная руда, известняк.

- Чтобы нам выявить свойства полезного ископаемого нам понадобиться: вода, кусочек цветной бумаги, известняк, уголь, гранит. Выполняем работу в парах, поэтому нам нужно с вами вспомнить правила работы в парах, вы видите на слайде предложения с правилами, дополните их.

-Перед началом нашей работы, предлагаю вспомнить правила работы с водой. Правильно. С водой нужно действовать аккуратно, по окончании работы вылить ее.

- Вам выданы таблички, в них прописаны этапы, что вы должны выявить, а также как вы это должны выявить.

- Чтобы определить цвет, что нужно сделать?

-Что мы видим?

-Все верно, поэтому напишем в таблицу у известняка - белого цвета, у угля - черного цвета, а у гранита – серого/коричневого цвета. Запишем это в последний столбик.

- Чтобы определить твердость, что нужно сделать?

-Что мы видим?

-Все верно, поэтому напишем в таблицу у известняка и гранита - твердый, у угля – недостаточно твердый. Запишем это в последний столбик.

- Чтобы определить прочность, что нужно сделать?

-Что мы видим?

-Все верно, поэтому напишем в таблицу у известняка - прочный, у угля – недостаточно прочный, а у гранита - прочный. Запишем это в последний столбик.

- Чтобы определить легче или тяжелее воды, растворяется ли в воде, что нужно сделать?

-Что мы видим?

-Все верно, поэтому напишем в таблицу у всех троих- тонет и не растворяется. Запишем это в последний столбик.

- Ребята, что мы сейчас с вами делали?

-Верно, какие полезные ископаемые мы изучили?

- Какие свойства мы у них изучили?

Ребята, мы изучили свойства полезных ископаемых, а сейчас узнаем, как же их добывают.

Но для чего же добывают полезные ископаемые нам нужно узнать, поэтому на слайде представлены для чего добывается то или иное ископаемое, а сами полезные ископаемые вы сможете найти в учебнике на стр. 47.

  1. Добывают для изготовления кирпича и бетона -
  2. Добывают для изготовления ножниц, ложек, рельс, автомобили, самолеты –
  3. Это различные виды топлива -

- Что мы сейчас с вами узнали?

- Все верно, но где они добываются? Как называются такие места? Найдите в учебнике.

- Как называются люди, которые отыскивают данные места?

- А сейчас, найдите 3 места, где находят различные полезные ископаемые.

-Все верно, что мы сейчас с вами узнали?

Как вы думаете, а много ли этих полезных ископаемых на нашей Земле?

- А они могут закончиться когда-нибудь?

- А как мы можем помочь нашей Земле?

-Ребята, кто же находит месторождения полезных ископаемых?

-Правильно, давайте же мы ими станем на минутку.

ФИЗМИНТУКА

Мы геологами станем,

Будут все гордиться нами.

Что же ждет нас впереди?

Высокая гора (показывают руками),

Бурная река течет(показывают руками),

Ее мы обойдем (топают ногами),

Ее мы проплывем (плывут).

Все мы сможем, все сумеем,

И своей достигнем цели.

- От слова «копать»

- Приносят пользу человеку

- Богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.

- Нельзя ее пить, разливать и выливать на парту.

- сравним уголь, известняк и гранит с полоской цветной бумаги.

- Они все отличаются от цвета полосок.

-Попытаемся разломить.

-Известняк и гранит, уголь не сломались.

- Попробуем сломать.

- Не сломались.

- Опустить кусок угля, известняка и гранита в стакан с водой.

-тонут и не растворяются.

- Мы делала практическую работу.

  1. Песок, глина, известняк.
  2. Руды.
  3. Уголь, природный газ и бензин.

- Для чего добывают полезные ископаемые.

- Месторождения.

- Геологи.

1. Открытые котлованы- карьеры.

2. В шахтах.

3. Скважины.

- О том, где добывают полезные ископаемые, как называются такие места, и кто их находит.

- Много.

- Могут.

- Переработка макулатуры, сбор металлома, сбор пластика, больше использование солнечных батарей.

Практическая работа, беседа, соедини понятия.

Форма: фронтальная

Применение теоретических знаний.

- А сейчас, одна из пар, которая изучала свойства угля, выйдет и заполнить устно схему, а другие пары, которые тоже делали уголь дополняют. 

Какие свойства у угля. Какой цвет имеет? Твердая или нет? Прочная или нет? Растворяется в воде или нет? Тонет или нет?

- А сейчас, одна из пар, которая изучала свойства известняка, выйдет и заполнить устно схему, а другие пары, которые тоже делали известняк дополняют. 

Какие свойства у известняка. Какой цвет имеет? Твердая или нет? Прочная или нет? Растворяется в воде или нет? Тонет или нет?

- А сейчас, одна из пар, которая изучала свойства известняка, выйдет и заполнить устно схему, а другие пары, которые тоже делали известняк дополняют. 

Какие свойства у гранита. Какой цвет имеет? Твердый или нет? Прочный или нет? Растворяется в воде или нет? Тонет или нет?

- Черный цвет, недостаточно твердый, недостаточно прочный, тонет и не растворяется.

- Белый цвет, твердый, прочный, тонет и не растворяется.

- Серый/ коричневый цвет, твердый, прочный, тонет и не растворяется.

Кластер

Форма: фронтальная

Самостоятельное творческое применение знаний.

А сейчас, посмотрим, как вы уже хорошо разбираетесь в теме, выполним задание номер 3 в рабочей тетради на стр.29.

- Что там нужно сделать?

- Верно, делайте, чуть позже проверим.

- А сейчас обменяйтесь своими тетрадями и проверьте, посмотрите на слайд и проверьте.

Применяется в строительстве: глина, известняк, песок.

Служит топливом: нефть, природный газ, каменный уголь.

Применяется для получения металлов: железная руда.

- Продолжим проверять знания по этой теме и выполним задание номер 4 на стр. 30.

- Что там нужно сделать, прочитайте.

-И так, делайте и чуть позже проверим.

-Посмотрите на слайд и проверьте.

- Написать, как применяются полезные ископаемые.

-Проверяют

-  Учительница попросила Серёжу рассказать о полезных ископаемых. Но он смог о каждом сказать только одно предложение. Догадайся, какие полезные ископаемые он имел в виду. Впиши их названия в клеточки.

Выполнение задания из рабочей тетради.

Форма: фронтальная

Обобщение знаний

- Выполним следующее задание в рабочей тетради.

- Что там нужно сделать?

- Все верно, сделаем это устно.

-Соединить на каких картинках изображена шахта, буровая установка, карьер.

Выполнение задания из рабочей тетради.

Форма: фронтальная

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности учащихся.

Ребята, давайте вернемся к задачам нашего урока, все ли мы полнили?

- Что же такое полезные ископаемые, заполните пропуски?

- Все верно, какие свойства мы с вами сегодня выявили?

- А как же добываются полезные ископаемые? Что это за места?

  1. Узнать, что такое полезные ископаемые.

  2. Узнать свойства полезных ископаемых.

       3. Узнать, как добываются полезные                            ископаемые.

- Да, мы все выполнили.

- Богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.

- Цвет, твердость, прочность, тонет и растворяется ли в воде.

- 1. Открытые котлованы- карьеры.

2. В шахтах.

3. Скважины.

Возвращение к задачам урока.

ФОРМА: фронтальная

Рефлексия деятельности

-Ребята, о чем мы с вами сегодня поговорили?

-Верно, а их нужно беречь? Как можем сберечь их?

-А сейчас, вы можете сказать, что вам было интересное на уроке, или что вы нового узнали. Продолжите фразу, которая есть на слайде.

-О полезных ископаемых.

- Переработка макулатуры, сбор металлома, сбор пластика, больше использование солнечных батарей.

«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ»

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались….

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

ФОРМА:  фронтальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру. 4 класс. "Полезные ископаемые".

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему  "Полезные ископаемые". УМК "Школа России". Учебник Плешаков А.А....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс. Полезные ископаемые.

Конспект урока для 3 классапо окружающему миру...

План-конспект урока по Окружающему Миру 4 класс "Полезные ископаемые"

Урок  по О.М. в соответствии с требованиями ФГОС-2 . УМК "Перспективная начальная школа". Ростов-на-Дону...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Полезные ископаемые"

Конспект предметного урока по УМК "Школа России" в 3 классе. Данный конспект связан с презентацией http://nsportal.ru/node/2248586...

Конспект урока по окружающему миру Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые

Предмет: окружающий мирКласс: 3-7Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемыеЦель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü П...