Урок окружающего мира во 2 классе "Насекомые" УМК школа России
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по окружающему миру (Открытый урок)
Тема урока | «Насекомые. Особенности внешнего вида, передвижения, питания». |
Цель | Сформировать умение называть характерные признаки насекомых и отличать их от других животных. |
Задачи | Образовательные: -систематизировать материал об известных группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери) -познакомить с группой насекомых, выделить существенные признаки насекомых. Развивающие: -развитие любознательности, памяти, внимания, развивать устную речь: -развивать познавательный интерес к предмету «Окружающий мир». Воспитательные: -воспитывать любовь к близким и красоте окружающего мира; |
Планируемые результаты | Предметные:
Формируемые УУД - Личностные
- Регулятивные
- Коммуникативные
- Познавательные
|
Оборудование | Учебник; компьютер; проектор; экран; фотографии; рисунки с изображением насекомых; схема «Насекомые»; карточки с представленными заданиями, рабочий лист. |
Ход урока
Задачи этапа урока (вида работ) | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||
Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке. Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке. | 1.Организационный момент. (Звучит музыка) - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Александровна. Я проведу у вас урок окружающего мира, надеюсь у нас все получиться, мы с вами узнаем много нового, а я вам в этом помогу. Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Мы работать начинаем, Ни минутки не теряем! Друг к другу повернитесь, улыбнитесь и садитесь! (музыка останавливается) | Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. Слушают учителя. | Учатся пользоваться навыками самоконтроля, осознанно выполнять заданные правила взаимодействия | Уметь организовать свое рабочее место Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (Регулятивное УУД) |
Создать условия для повторения прошлого материала. | 2.Актуализация знаний -Вспомним, что вы узнали на прошлом уроке. -С какими группами животных вы познакомились? -Проверим домашнее задание, выполнив тест (тест на слайде). Прочитайте сверху вниз, что у вас получилось? -Проверьте правильность выполнения по слайду. - Поднимите руки у кого получилось слово рыба. -Молодцы! -Поднимите руки те, кто допустил 1 ошибку. -Есть ребята, которые допустили 2 ошибки? 3 ошибки? Поднимите руки. -Ребятам, которые допустили более 2 ошибок, следует повторить пройденный материал. | Актуализируют собственные знания, отвечают на вопросы учителя. -Мы говорили о животных - Мы узнали о зверях, рыбах, птицах, насекомых. Учащиеся выполняют тест -Получилось слово рыба | Учатся пользоваться навыками самоконтроля, осознанно выполнять заданные правила взаимодействия | Уметь выделять необходимую информацию. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу. (Регулятивные) Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД); |
Задачи: Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач. | 3.Формулировка темы урока, постановка цели. -На уроке мы с познакомимся и рассмотрим представителей еще одной группы. Прослушайте стихотворение. (аудиозапись, читаю под музыку) В лесу, на опушке Стрекозы-подружки Знакомых позвали на бал. Букашки с былинкой Танцуют в обнимку Осу подхватил мотылёк. Поёт им комарик, И синий фонарик Зажёг в темноте светлячок. –Перечислите, о ком говорится в стихотворении. -К какой группе их можно отнести? -Сформулируйте тему нашего урока. -Тема урока: «Насекомые. Особенности внешнего вида, передвижения, питания». (тема на слайде) – Какую цель мы перед собой поставим? -ЦЕЛЬ: Сформировать умение называть характерные признаки насекомых и отличать их от других животных. Чтобы достичь цели урока необходимо составить план изучения насекомых. Что вы бы сегодня хотели узнать о насекомых? Хорошо, тогда наш план урока будет следующим: 1. Почему этих животных называют насекомыми? 2.Особенности строения 3.Среда обитания. 4.Питание. 5.Значение. | - Дети слушают учителя Выдвигают предположение о теме урока Отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи - о стрекозе, осе, мотыльке, комарике, светлячке Насекомые – Тема нашего урока – «Насекомые». Узнать, каких животных мы называем насекомыми -Мы хотим узнать их строение, где обитают, чем питаются | Развивают устную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения. Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, осознавать свою учебную задачу. | Уметь выделять необходимую информацию. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу. (Регулятивные) Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД); Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя или самостоятельно, после предварительного обсуждения; совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему. |
Создать условия для усвоения новых знаний. | 4.Изучение нового материала. Чтобы изучить тему по нашему плану, мы разделимся на группы -Вспомните правила работы в группе. -Перед вами конверты с заданиями. Командир берет конверт, читает задание группе, затем вместе рассуждаете и даете ответ на вопрос. (На партах у каждой группы конверт с заданием. Учащиеся работают в группе, командир дает ответ, садится. Обучающиеся заполняют задание в рабочем листе.) Учитель: Внимательно прочитайте задания и ответьте на вопросы. - Распределение действий между членами группы. 1 группа Задания: 1. Прочитайте тест. 2. Расскажите, что нового узнали о насекомых. Насекомые от слова насекать (на теле есть полоски как насечки). Насекомые – самая многочисленная группа животных. Это и бабочки, и муравьи, и разные жуки, мухи и комары. Насекомые - маленькие, большие; одни летают, другие ползают, прыгают; одни живут несколько лет, другие – один день. Насекомых на Земле больше, чем животных и растений вместе взятых. Насекомые — самые живучие существа в мире. Они первыми появились на нашей планете и до сих пор существуют рядом с человеком. У них цветное зрение. 2 группа 1.Рассмотрите внимательно этих насекомых. Чем они похожи? 2. Посчитайте сколько частей тела у насекомого? 3. Соедини слова с частями тела.
3 группа Насекомые освоили практически все пространство земли. Их можно встретить повсюду. Распредели насекомых по месту их обитания. И назовите 1. насекомых, жизнь которых связана с землёй. 2. насекомых, жизнь которых связана с водой. 3. Кто из насекомых летает? 4.Как передвигаются насекомые?
- А как вы думаете, что помогает насекомым находить пищу, ведь у них нет носа, чтобы улавливать запах? Мы с вами узнали основные признаки насекомых. Займите свои места. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ. -Откройте учебник на стр.62, прочитаем 2 абзац «Насекомые». -Давайте отдохнем, проведем физминутку. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз- росой она умылась, Два- изящно покружилась. Три- нагнулась и присела. На четыре- полетела. У реки остановилась, Над рекою закружилась. - Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь, подарите хорошее настроение и с таким настроение продолжим нашу работу. -Насекомые –существа удивительные. Насекомые, которые живут семьями, называются общественными. Кто из нас не видел хотя бы раз пчелиную семью или муравейник? Эти насекомые живут в своих государствах, там свои порядки и законы. Вот, например, в пчелином улье каждая пчела имеет свою "профессию". Посмотрите фильм о жизни пчел(видео) Какие «профессии» имеют пчелы? Ребята, а вы знаете, что наша республика Башкортостан известна своими пчелами даже за пределами нашей страны. Башкирская пчела существенно отличаются от среднерусской, поэтому выделена в особую популяцию. Она крупнее других пчел, распространенных в России. -Ребята, Подумайте: как кусачки, губка и шприц связаны с питанием насекомых. (показ предметов). -Оказывается челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки. Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь. Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка. - В природе есть насекомые, которые питаются растениями, пыльцой и соком растений. К таким насекомым относятся Палочники. Это любители маскировки. С трудом можно заметить Палочника среди деревьев и листвы. При угрозе опасности он может легко потерять свою ногу, все равно вырастет новая. Цикады питаются соками растений. Самцы их – самые громкие певцы среди насекомых. Стрекотание напоминает свист паровоза. Бывают цикады очень крупных размеров. -Как вы думаете, как называют таких насекомых? К растительноядным насекомым также относятся тля, пчела, жук-листоед. - Можно выделить насекомых, которые питаются другими насекомыми и их личинками. Как вы думаете, как их называют? Ярким представителем хищников является Богомол. Он часами может подстерегать свою добычу, сливаясь с местностью. Затем мгновенно атакует жертву. -Кто же не знает божью коровку? Оказывается, она тоже хищник, только полезна для человека и внешне симпатична. Уничтожает тлю, паутинных клещей. А как завораживает нас полет удивительных существ – стрекоз! Эти вертолетчики развивают приличную скорость, могут отправиться в дальний путь. Любит питаться хищница комарами и другими насекомыми. В природе также существуют насекомые, которые могут питаться растительностью, а также другими животными и даже их кровью. Например, сверчок (рис. 8) ест листья, но при встрече может съесть своего соперника. -Как можно назвать таких насекомых? Среди всеядных насекомых есть кровососы. Они питаются кровью человека и животных. Это комары, слепни, мошки. -Давайте выполним задание в рабочих листах. -Чем питаются тля, пчела, палочник? -Значит они растительноядные. -Чем питаются богомол, божья коровка и стрекоза? -Значит они хищники. -Чем питается сверчок? -Значит он всеядный. -Я вам сейчас расскажу сказку. Но в ней нет конца. Закончить ее поможете вы
Сказка «Спор животных» -Почему надо оберегать насекомых? - Опыляют растения, дают людям мёд, уничтожают насекомых-вредителей, являются пищей для других животных, да и просто радуют глаз | Узнают новую информацию. Обсуждают задание. Выполняют задания на закрепление изученного материала. Представляют результаты работы. Выбираем капитана группы, который будет отвечать, работаем тихо, слушаем друг друга, не перекрикиваем, друг друга, называем по именам). Берут конверт, читают, обсуждают, делают выводы. Командир встает, читает задание, говорит ответ. Ответ 1 группы Название группа животных получила из-за полосок, похожих на насечки. Насекомые самая многочисленная группа животных. Они самые живучие. Первыми появились на нашей планете. Насекомые имеют 6 ног Тело разделено на три части: голова, грудь, брюшко. (Медведка, муравьи). Водомерка, (Стрекоза, шмель, бабочка, божья коровка, муха, пчела) Прыгают, ползают, летают (У птиц) (Усики) У насекомых 6 ног, тело разделено на 3 части, есть усики Рассаживаются на свои места Смотрят видео «пчелы- няньки», «пчелы-уборщицы», «охрана» растительноядными хищниками всеядными Растениями, пыльцой и соком растений. Питаются другими насекомыми и их личинками. Ест листья, но при встрече может съесть своего соперника. Все насекомые важны. Опыляют растения, дают людям мёд уничтожают насекомых-вредителей, являются пищей для других животных | Учатся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы | Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД); Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других(коммуникативные УУД). Познавательные УУД: искать и отбирать источники информации, добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую. |
Обобщить полученные школьниками знания и закрепить полученные знания. | 5.Подведение итогов урока. Вернемся к нашему плану. Остались вопросы, на которые сегодня мы не ответили? Ответьте на вопросы, опираясь на информацию в рабочем листе. -Какую группу животных мы с вами сегодня рассматривали? -Опишите основные внешние признаки насекомых? – Насекомых, которые едят траву, называют? -Назовите пример растительноядных насекомых? (тля, бабочка, шмель) -Хорошо, а насекомых, которые едят других насекомых как называют? -Приведите пример? (стрекоза, божья коровка) -Насекомые которые питаются всем? -Приведите пример? (муравьи) -Молодцы ребята! Мы с вами хорошо сегодня поработали. | Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы. Отвечают на вопросы. -Нет. -группу насекомых -6 ног, голова, грудка, брюшко, усики -растительноядными - Хищниками -Всеядные -муравьи | Учащиеся учатся определять главную обще-учебную задачу | Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД); Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД) |
Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке. | 6.Заключение. Рефлексия. -Что было для вас самым интересным на уроке? - Что было сложным? Вызвало затруднения? Возьмите на краю парты смайлики. Кто понял тему урока, поднимите улыбающийся смайлик. Кому урок не понравился, поднимите грустный смайлик. - Откройте дневники и запишите домашнее задание. Всем. Прочитать учебник с.62, Подготовить информацию о насекомых, опираясь на рабочий лист. 2 По выбору. Подготовить интересные факты о насекомых. -Оценивание. -С дневниками подойдете ко мне для выставления оценок. Спасибо вам за внимание, за работу, до скорой встречи. | Учащиеся высказывают свои мысли относительно содержания своей работы на уроке. | Учатся пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции. | Учатся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 3 класс (Школа России)
Конспект урока окружающего мира по теме "Многообразие животных" + презентация...
урок окружающего мира по УМК "Школа России" 4 класс "Конференция "Лес и человек"
Обобщающий урок по теме "Лес и человек" проводится в нетрадиционной форме...
Презентации к урокам окружающего мира по программе "Школа России" 1 класс
Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Зачем строят самолеты?"">...
презентация к уроку окружающего мира,2 класс, "Школа России" Когда придёт весна
Данный урок является заключительным в серии уроков – исследований по данной теме. Проблема, над которой работали дети, – найти признаки наступающей весны в живой и неживой природе; научиться видет...
Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России
Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....
Урок окружающего мира 3 класс "Школа России"(презентация, конспект урока)
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе "Школа России" "Разнообразие животных"...
презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Школа России" тема урока "Общество"
презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Школа России" тема урока "Общество"...