"Март-капельник"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Март-капельник", 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira._mart_-_kapelnik.docx34.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Март- капельник»
(урок окружающего мира)

                           

                                                                               

                                                           

Технологическая карта урока

Учитель:

Замятина Светлана Евгеньевна

Класс:

1

Автор    учебника:

Н.Ф. Виноградова

Предмет:

Окружающий мир.

Тема урока.

    Март - капельник

Тип урока:

Изучение нового материала

Базовая технология

системно - деятельностный подход

  • методы технологии проблемно-диалогического обучения (побуждающий или подводящий диалог)
  • методы формирования позиций «автор», «понимающий», «критик»

Цели:

- расширение знаний об изменениях, происходящих в жизни природы ранней весной; умение давать характеристику марту; умение анализировать народные приметы и народное  название месяца – «капельник»;

 - развитие умения  формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;  умения кратко излагать свои мысли, наблюдательность, монолгоическую речь;

- воспитание чувство бережного отношения к хлебу.

Результаты:

Личностные:

   - формирование и развитие ценностного отношения к совместной  учебно-познавательной деятельности; формирование познавательного интереса к предмету окружающий мир; устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения поставленных задач;

    Метапредметные: РУУД, ПУУД, КУУД

   - умение определять границу «знания- незнания», умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; формулировать учебную задачу; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

       - осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью полученных знаний;

      - умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; умение работать в малой группе; умение провести рефлексию своих действий на уроке; задавать   вопросы,    необходимые   для   организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

Предметные:

- знания об изменениях происходящих в жизни природы ранней весной.

План-конспект урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат

1. Орг. момент

-Прозвенел звонок-дружок начинается урок!

  Проверте своё рабочее место.

-Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?

-Что для этого нужно?

-Я думаю, что благодаря нашим совместным усилиям именно такой урок у нас и получится.

Учащиеся проверяют рабочие места.

- Интересным, весёлым, познавательным.

- Активно работать, быть внимательными, стараться правильно выполнять все задания.

Создание рабочей обстановки в классе.

Включение в работу на личностно-значимом уровне по формированию и развитию ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности.

2.Актуализация знаний

- Какое время года, сейчас за окном?

- Какие весенние месяцы вы знаете?

Учащиеся отвечают на вопросы

Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. Оценивание выполнения собственной работы по предъявленному на доске результату.

Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности.

Умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.

Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; задавать   вопросы,    необходимые   для   организации собственной деятельности.

3.Постановка учебной задачи

Постановка проблемы.

Определение темы и цели урока.

Организую, и управляю ситуацией целеполагания.

Мотивируют учащихся на дальнейшую работу.

На доске записаны слова.

- В народе этот месяц называли, зимобор, протальник, капельник, а народы манси называли его месяцем малого наста. (Слайд 1)

- Что это за месяц?

Откройте, пожалуйста «Лесную газету» Виталия Валентиновича Бианки и скажите, а как там называется этот месяц?

Почему его так называют?

Сформулируйте тему вашего урока.

Поправляю и обобщаю высказывания учащихся.
Тема урока «Март- капельник»
(Слай 1)

- На какой вопрос вы хотели бы получить ответ на уроке?
Вопросы написаны на доске.

- Сформулируйте цель нашего урока.

Исследуют записи  на  странице  книги и на доске. Анализируют полученную информацию. Формулируют тему и цель урока.

Воспринимают задание, наблюдают, анализируют,  предъявляют результат. Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения.

Предположения детей.

Потому что часто наблюдается капель – падание капель с тающих сосулек или снега.

Месяц пробуждения, первый месяц весны.

Предположения детей.

- Тема урока «Март - капельник»

- Почему март месяц называют зимобороа, капельником, протальником, месяцем пробуждения и месяцем малого наста?

- Узнать об изменениях, происходящих в жизни природы ранней весной.

 Самостоятельное определение темы и цели урока.

Формирование познавательного интереса к уроку окружающий мир.

Умение принимать и сохранять  учебную задачу, умение планировать, контролировать и оценивать свои действия.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

4.Открытие нового знания

Работа в группах

Отчёт групп

Физминутка

Организуют деятельность работы в группах и работы с текстами из книги В.В. Бианки «Лесная газета».

Поработаем в группах.

Ваша задача – прочитать  текст, найти и перечислить признаки весны в неживой и  живой природе.

1 группа. «Неживая природа»

Читает отрывок из книги В.В. Бианки «Лесная газета» на стр.10.

2 группа. «Растения весной»

Читают рассказ из книги В.В. Бианки «Лесная газета» на стр.20 «Весенние цветы».

3 группа. «Животные весной»

Читают рассказ из книги В.В. Бианки «Лесная газета» на стр.11 «Первая телеграмма», стр.18 «Вторая телеграмма», стр. 23 «Третья телеграмма»

По ходу вашего выступления мы  составим схему изменений происходящих в природе ранней весной. На доске расположены круги разного цвета.
Круг синего цвета – неживая природа.
Круг зелёного цвета – изменения, происходящие в жизни растений весной.
Коричневого цвета - изменения, происходящие в жизни животных весной.
1 группа. «Неживая природа»

- Ребята, может мы уже сможем ответить на некоторые из вопросов?

- Что такое капель? (Слаид 2)
- Что такое проталинки? (Слаид 3)

20 марта по народному каледарю отмечается праздник Павла капельника.

Какие звуки весны можно услышать в таком лесу?

На фоне картины прослушивание звуков весны. (Слайд 4)

Начинает таять лёд. На реках начинается ледоход.

Отовсюду звон капели
Головой мы повертели
Наступили в лужу «ой!»
Левой, правой ногой
Солнцу ручкой помахали
По дорожке пошагали
Коль на цыпочки привстать
Можно облачко достать
День чудесный – красота,
Но за работу нам пора

2 группа. «Растения весной»

- А кто знает, почему подснежники  так называют?

- Какие первоцветы вы ещё знаете?

Медуница – этот цветок интересен тем, что на одном стебельке есть цветки разной окраски: розовые, фиолетовые, синие. Лекарственное растение. Используют для лечения лёгких.

- Все первоцветы очень красивы. И вот люди собирают огромные букеты весенних цветов. Как вы считаете, хорошо это?

Скажите, только ли травянистые растения цветут ранней весной?

- Закройте глаза и представте, что вы оказались в весеннем лесу, какие запахи весеннего леса можно почувствовать?

3 группа. «Животные весной»

Весна очень красивое время года, её воспевал в своих музыкальных произведениях  П.И.Чайковский и многие художники передали её красоту в картинах.

Рассмотрите репродукцию картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели». (Слайд 5)

На полотне изображена окраина небольшого селения. Пасмурный весенний день. Воздух тих, прозрачен и свеж. По сероватому небу плывут легкие рыхлые облака. Снег еще не сошел полностью, от земли идет теплый пар.

- Какими приёмами достиг этот эффект художник?

- Если бы вы были композиторами, какую бы музыку вы сочинили к этой картине?

-Почему автор так назвал свою картину?

- Какие народные приметы, связанные с прилётом грачей вы знаете? (Слайд 6)

Работа в рабочих тетрадях стр. 65.

- Глядя на схемы, скажите, почему стали возможны такие изменения в жизни животных?

Учитель объединяет круги  коричневого цвета с кругом зелёного цвета.

- Можно ли ещё, поменять круги местами?

Выполняют задание, наблюдают, сравнивают, анализируют, делают вывод.

На партах  расположены книги В.В. Бианки «Лесная газета». По ходу чтения ребяты обсуждают, выделяют изменения,  

По ходу выступления учащиеся помещают соответствующие картинки в нужный круг.

В ходе выступления учащиеся высказывают свои мнения, доказывают.

(Главный признак весны -солнце  поднимается выше над горизонтом, ярко светит и сильнее греет. Второй самый заметный признак -таяние снега, сосульки, капель, появляются лужи, проталинки).

По ходу выступления учащиеся помещают соответствующие картинки в нужный круг.

Мать – и мачеха, голубые перелески, подснежники, сокодвижение.

Медуница, ветриница дубравная, примула, сон-трава, ландыш

Нет, первоцветы нельзя рвать. Многие из них занесены в Красную книгу.

Цветут  некоторые деревья. (ива, ясень, тополь, осина, берёза, орешник).

По ходу выступления учащиеся помещают соответствующие картинки в нужный круг.

Возвращаются перелётные птицы (грачи, скворцы – папы, а затем скворцы - мамы), пробуждаются животные от зимней спячки (барсук, медведь).

Громкая, тихая, спокойная, маршевая, танцевальная, напевная.

Изображены грачи

Грач прилетел – через месяц снег сойдёт.
Если грачи прямо на гнездо летят – будет дружная весна.

Рисуют грачинные гнёзда.

Стало тепло, появляется корм.

Знание о изменениях в жизни природы весной.

Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности; формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к полученным знаниям.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью учебной литературы.

Умение работать в малой группе; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; умение провести рефлексию своих действий на уроке; задавать   вопросы,    необходимые   для   организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

5.Закрепление,  обобщение и систематизация знаний

-Глядя на схемы, попробуйте рассказать об изменениях, происходящих  в природе ранней весной.

Положительная мотивация, осознание значимости полученных знаний в практической деятельности. Применение полученных знаний в практической деятельности.

Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности.

Умение проявлять познавательную инициативу в учебной деятельности;

Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

6.Рефлексия (интеллектуальная, эмоциональная)

Создаю ситуацию  для осмысления всей работы на уроке. 

- Что нового узнали на уроке?

- Что особенно понравилось?

- На какой вопрос, вы не получили ответ?

- Попробуйте дома найти ответ на этот вопрос.

- Определите свою успешность на уроке.

Закончен урок, большое спасибо вам за ваше трудолюбие.  

Высказывают свои мнения, доказывают.

Оценивают свою успешность на уроке, рефлексия в цветовом спектре:

я успешен

мог работать лучше

сегодня не мой день

Осознание ценности полученных знаний, определение успешности на уроке.

Устойчивого учебно-познавательного интереса к полученным знаниям.

Умение провести рефлексию своих действий на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Март-капельник"

Урок по теме : Март - капельник. Данный урок разработан в технологии рефлексивного мышления в рамках компетентностного подхода к обучению. Весь урок делится на основные стадии: вызов, осмысление, рефл...

Методическая шкатулка "Март-капельник".

Урок "Март-капельник". План-конспект и презентация....

Март - капельник

   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6000973","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 215px; height: 162px;"}}]][[{"type":"media","view_mode":"me...

Тема урока: «Март – капельник»

Цели: познакомить детей с основными изменениями, проходящими в             природе с наступлением весны...

презентация к уроку " Март- капельник"

Цели: познакомить детей с основными изменениями, проходящими в             природе с наступлением весны...

Март-капельник

Урок окружающего мира...