конспект урока окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру
Технология личностно- ориентированного обучения
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Жарынская основная школа»
Урок окружающего мира в 1 классе с использованием технологий личностно-ориентированного обучения.
Тема урока «Домашние животные. Собаки».
Учитель: Осипенкова Е.В.
2024 г. Д. Красная Горка
Цель урока: расширить знания обучающихся о домашних животных
Задачи урока:
- научить различать основные группы собак, обучить правилам безопасности при обращении с собаками;
- развивать познавательную активность, наблюдательность;
- воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним.
Оборудование:
- картины с изображением различных пород собак;
- фото «Памятника преданности» в г. Тольятти;
- кроссворд;
- карточки с названиями групп собак;
- учебник «Мир вокруг нас», А. А. Плешаков;
- компьютер.
Тип урока: урок - обобщение.
Форма урока: традиционный, с применением элементов медиа-урока.
.
Ход урока.
- Организационный момент.
-Сегодня мы с вами продолжим знакомство с домашними животными. Вам было задано домашнее задание по интересам.
Вы дома писали сочинение о своих питомцах. Андрей, ближе к концу урока проведёт презентацию работы «Мы в ответе за тех, кого приручили», над которой он долго работал вместе со своими родителями, и очень волнуется о том, получилось ли у него. Я думаю, что он нас порадует сегодня результатами своего труда.
- Итак, у нас всё получится. Если кому-то будет трудно, поможем. Правда, ребята?
II. Проверка домашнего задания.
- Устные ответы детей на вопросы. (Фронтальная проверка).
-О ком мы узнали на прошлом уроке? (О животных).
- На какие 2 группы их можно разделить? (Дикие и домашние).
-Чем отличаются дикие животные от домашних? (Люди кормят домашних животных, строят им жилища, заботятся о потомстве).
- Каких домашних животных вы знаете?
2.Разгадывание кроссворда.
1. Не мой бы труд,
Не мой бы бег,
Ты плохо жил бы, человек.
Но в век машины и мотора,
Боюсь, в отставке буду скоро. (Лошадь)
2. Рыжий молокозавод
День жуёт и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко. (Корова)
3. С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост колечком. (Собака)
4. Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И как днём всё видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она. (Кошка)
5. Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)
6. Длинное ухо, комочек пуха.
Прыгает ловко, грызёт морковку. (Кролик)
7. Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь. (Осел)
3. Ответы, на вопросы, написанные на доске.
- Кого из домашних животных ты хотел бы иметь?
- Какую пользу приносят домашние животные людям?
- А вы знаете, как появились домашние животные?
- Для чего люди заводят домашних животных?
4. Рассказы детей, которые получили письмо с заданием от «покровителя лесов- дедушки Берендея». (Рассказ составлен по таблице).
- Рассказ подготовленного ученика о происхождении домашних собак.
-Давным-давно, когда ещё не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко они находили себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.
Вопрос.
- Чем прославилась собака в нашем городе?
III. Рассказ учителя о «Памятнике преданности» в г. Тольятти.
-В нашем городе есть необычный памятник, он называется «Памятник преданности». Молодые пары в день свадьбы возлагают к этому памятнику цветы. История этого памятника очень интересная и трогательная… (Подробный рассказ). (Презентация).
Вопросы.
-Какого же животного люди первыми приручили к жилью?
-Почему свадебные пары приносят цветы к памятнику собаке?
IV. Сообщение темы и цели урока.
- Из того, что я вам рассказала, догадайтесь, о каком животном пойдёт речь на уроке?
-Давайте послушаем сочинения ребят об этом животном. (Приложение1)
Сообщение подготовленного ученика:
в мире насчитывается около 400 пород этих животных. Собаки приносят различную пользу человеку… (2-3 мин).
V. Работа по теме урока.
(Показ слайдов с сопровождающим чтением текста учениками вслух).
Вопросы после просмотра и чтения.
-Посмотрите ещё раз на эту группу собак. Может кто-то уже слышал о ней?
- Какую пользу эти собака приносит человеку?
- 1группа.
- Охотничьи собаки помогают человеку на охоте. Охотничьих собак больше 150 пород. И у каждой своя «специальность». С одними собаками охотятся в лесу на пушных зверей, лосей, кабанов. Задача гончих - поднять зверя с лёжки (или отыскать свежий след) и выгнать его в поле. А борзые до поры держатся при всадниках и вступают в игру, когда выгонят гончие зверя на чистое место. Настигают борзые и волка. Они должны не рвать его, а прижать его к земле, ухвативши по "месту" - за уши или за горло,- и так "железными вилами" держать до прибытия охотников.
Бладгаунд-гончая
Грейгаунд-борзая
(Приложение2)
-А вот легавые идут в основном только по перу (т.е. по птице) и работают "верхним чутьем"- чуют по ветру, где затаилась дичь.
Сеттер (легавая)
Спаниели - это так называемые розыскные собаки. Они выгоняют птиц и мелкого зверя на охотников.
Таксы и фокстерьеры - так называемые норные собаки. Они выгоняют зверей из нор. (Приложение2)
2. 2группа собак.
Вопрос до чтения слайда.
-Какую роль в жизни человека играет эта группа собак?
-Служебные собаки помогают охранять границу, помогают полиции разыскивать преступников, идут по следу. Они охраняют склады, дома, пасут скот, перевозят людей (на Крайнем Севере), помогают отыскивать полезные ископаемые.
СЕНБЕРНАР - отыскивал захваченных непогодой, потерявших силы и замерзающих в пургу путников.
НЬЮФАУНДЛЕНД, или ВОДОЛАЗ - страсть к воде. Водолазы часто спасали тонущих. (Приложение)
Из всех овчарок наиболее популярна и хорошо известна немецкая овчарка. В Россию завезли в 1904 году. Одно время их использовали для пастьбы стад. На войне - как санитарные собаки, несли полицейскую службу.
ДОБЕРМАН-ПИНЧЕР - отличная служебная собака, в армии и полиции разных стран на него большой спрос. (Приложение)
3. 3 группа собак - комнатно-декоративные.
ПУДЕЛЬ - одна из самых умных и послушных собак.
ПЕКИНЕС - древняя порода.
ЧИХУАХУА - самая крошечная в мире собака. Рост 15-23см, а вес-полкило.(Приложение2)
VI. Чтение страниц книги «Мир животных. Энциклопедия для детей».
Раздел «Инстинкты у собак».
Вопросы после чтения каждой группе.
-Как вы понимаете слово "инстинкт"? (1 группа)
(Врожденная способность совершать целесообразные действия по непосредственному побуждению).
-Что такое внутреннее чутьё? (2 группа)
-Какие виды инстинктов можно выделить? (3 группа)
VII. Самостоятельное чтение (стр. 135 учебника).
Вопрос перед чтением от «дедушки Берендея».
-Как же нам выйти из опасной ситуации, когда существует угроза нападения на нас незнакомой собаки?
(Ответы детей)
VIII. Прослушивание аудиозаписи.
-Существуют определенные правила безопасности при встрече с незнакомыми собаками.
- "Не смотри в глаза незнакомой собаке. Животное может посчитать это вызовом и броситься на тебя».
- "Не играй в догонялки даже с дружелюбной незнакомой собакой. Она может увлечься, преследуя тебя, и тебе будет уже не до игры».
- "Бездомные собаки перенимают образ жизни волков - своих далеких предков. Они объединяются в стаи, дичают. Эти собаки совсем не боятся людей, легко ускользают от облавы».
- «Остерегайся незнакомых собак!»
Вопрос после прослушивания: «Что вы запомнили?».
Задание: придумайте свои правила безопасности по отношении к собакам.
(Обсуждение вариантов ответов).
IХ. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- На какие группы, по использованию человеком собак, можно их разделить?
-С какой целью человек вывел разные породы собак?
-Каких собак нужно бояться?
-Как выйти из опасной ситуации?
Х.Презентация работы "Мы в ответе за тех, кого приручили". (Приложение)
ХII. Домашнее задание:
стр. 132-137 учебника;
творческие задания по группам.
Приложение.
Сочинения о собаках.
Моя собака.
У нас дома есть собака. Её зовут Жулька.
Она рыжая, как лиса. Когда приходят гости, Жулька звонко лает. Любит бегать по огороду и не любит сидеть на цепи. Ещё Жулька не любит кошек.
Жулька живёт у нас очень давно. В год «Огненной собаки» она будет моим талисманом.
К. Лейла.
Балто.
У меня есть щенок. Его мне подарили совсем недавно. Его назвали Балто.
А очень люблю с ним играть. Его учу всяким командам. Но он еще совсем маленький. Щенок умеет только подавать лапу. Балто - мой друг.
К. Евгений.
Моя собака.
У меня живет щенок. Зовут его Граф. Когда я выхожу гулять на улицу, он всегда путается у меня под ногами. Граф очень любит играть со мной в догонялки. Я очень люблю свою собаку.
З. Валерия
Тузик
Во дворе жил пес Тузик. Он был черный, с белыми пятнами на спине. Тузик любил играть с детьми в мяч. Когда дети уходили домой, ему было очень скучно. Однажды хозяин взял его на охоту. Пес был очень рад. Он бежал за хозяином, высоко подняв голову. Вечером, возвращаясь, домой, Тузик шел усталый, но счастливый.
Л. Никита
Собака - домашнее животное.
Собака - домашнее животное. Собаки бывают разных пород: афганская борзая, дог, пудель. Первые домашние животные появились примерно 12 тысяч лет назад. Все домашние животные произошли от диких. Они друг на друга не похожи. У них разные формы головы, ушей, линии спины, цвет шерсти т. д. Некоторые собаки уже не смогут выжить без помощи хозяина, его заботы.
К. Алина
Жулька
У меня есть собака. Ее зовут Жулька. Она среднего роста. Мордочка и лапки у неё белые, а сама рыжая и лохматая. Жулька любит грызть кости и конфеты. Она знает команды: лежать, сидеть, взять. Иногда танцует, вставая на задние лапки. Я люблю свою Жульку.
Е. Лиза
Каштанка.
У нас во дворе живет собака Каштанка. Очень давно нам её принесли маленькой. Она помещалась на ладони и похожа была на клубочек. Каштанка быстро подрастала. Однажды Каштанка ощенилась. Три маленьких кутенка были очень похожи друг на друга. Теперь наш дом охраняет Каштанка и её кутята - детки. Я очень люблю домашних животных.
В. Никита
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.
Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....
Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс
Урок окружающего мира « Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...
Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...
Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»
Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...
Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».
-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"
Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...