Окружающий мир. 4класс Тема:" Начало истории человечества. Мир глазами историка."
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Урок по окружающему миру. 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_mir_glazami_istorika.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир.  4класс

Тема: Начало истории человечества. Мир глазами историка.

Цели:

 - узнать, что изучает история (предмет изучения истории), как учёные изучают жизнь людей в разные исторические времена;

  - различать  исторические источники; использовать различные источники информации;

 - учиться планировать учебную деятельность на уроке; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

  - учиться выполнять различные роли в группе,  совместно договариваться

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний.

1. Введение в тему урока.

– Добрый день, меня зовут Татьяна Яковлевна. Я проведу урок окружающего мира.

- Вы не против?

- Тогда начнём!

- Когда я шла к вам на урок, думала – с чего начать урок: прочитать стихотворение, спеть песенку, а может станцевать? Но нет, наверное, всё же я начну с показа небольшого видеоряда.

- Сейчас я хочу предоставить вашему вниманию отрывки из фильмов. А после просмотра обсудим то, что вы увидели.

(Показ отрывков фильмов)

- Что объединяет все эти фильмы?

- Я вас правильно поняла, вы хотели сказать, что все эти отрывки фильмов о прошлом (не современные)? Верно.

- Откуда сценаристы, режиссёры узнают это прошлое?

- Да, все ваши ответы можно объединить одним словом – история.

СЛАЙД

История – в переводе с греческого языка «рассказ о прошедшем»

- История есть у всего и всех: у города, вещи, человека.

- Я хочу предложить вам сегодня на уроке побыть историками. Согласны?

- Тогда давайте предположим тему сегодняшнего урока.

- Предлагаю оставить такую формулировку.  Тема: «Мир глазами историка»

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

4. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

II. Открытие новых знаний.

 

ΙΙΙ . Развитие умений.

  1. Постановка задач урока.

- У вас на столах лежат рабочие листы. Сегодня мы будем с ними работать. И первое, что вы в них сегодня запишите – это тема урока.

- Раз мы решили стать историками, то нам придётся обращаться к предметам старины, приоткрывать тайны прошлого. Ведь то, что происходит сейчас, неразрывно связано с прошлым. Историю называют нитью, на которую нанизаны тысячи и тысячи событий, нить времени. И чтобы нам с вами распутать этот клубочек под названием наука история, необходимы какие-то знания.

- Как вы думаете какие? Что нам нужно знать, чтобы понять о науке истории как можно больше?

(ответы детей)

- Все ваши ответы и предположения правильные или частично правильные.

Обобщая ваши ответы можно предложить следующие задачи, которые нужно решить на уроке.

СЛАЙД

Задачи урока

- Что изучает история?( предмет изучения истории)

- Какие исторические источники бывают?

- Нужно ли беречь историческое прошлое и зачем?

- Прежде чем мы продолжим нашу работу, давайте  оценим уровень ваших знаний на начало урока по нашей теме. У вас на столах есть «Лист самооценки». Это свиток, на котором изображена лента времени. Если вы стаете, что ваши знания по теме сегодняшнего урока достаточны, то поставьте !  выше на ленте времени, если считаете, что знаний ещё недостаточно, то расположите ! на ленте времени ниже. Отложите листки до конца урока.

_______________________________________________________________

1 вопрос урока

- Вернёмся к первой задаче (вопросу) нашего урока.

- Что является предметом изучения истории? (прошлое)

- Но для чего надо изучать прошлое, историю?

- Чтобы ответить на этот вопрос, прошу обратить внимание на слайд.

СЛАЙД

Для чего нужно изучать историю?

- Чтобы было о чём поговорить с друзьями.

- Чтобы знать, как жили наши предки.

- Чтобы учиться на ошибках и не повторять их в будущем.

- Чтобы было не скучно.

- Чтобы познакомиться с важными событиями, когда-то происходящими в мире и стране.

- Здесь несколько вариантов ответов, вам нужно выбрать подходящие и прочитать (дети читают).

- А теперь поработаем с рабочими листами и заполним 1 часть.

Продолжи предложения

  1. История – это__________________________________________
  2. Предмет изучения истории – это___________________________
  3.  Историю нужно изучать для того, чтобы (запишите один из прочитанных вариантов)

ПРОВЕРКА

Высвечивается СЛАЙД -  Задачи урока

 - На какой вопрос мы ответили?

- Мы решили первую задачу урока.

2 вопрос урока

- А сейчас вы поработаете в паре. Каждая пара отгадает загадку, Выберет из слова – отгадки заданную букву, напишет её на обратной стороне листка и прикрепят на доску.

( Дети отгадывают загадки, листочки вывешивают на доску)

- Прочтите слово, которое получилось. ИСТОЧНИКИ

- Что такое исторические источники? (отгадки)

- Всё что может рассказать о прошлом человека являются историческими источниками.

- Посмотрите на СЛАЙД. Давайте с помощью этого слайда попробуем определить три вида исторических источников.

СЛАЙД – иллюстрации источников

- Посмотрите и разделите эти изображения на три группы.

1 вариант

- На какие  группы можно разделить иллюстрации?

- Как будут называться исторические источники?

2 вариант

- Свиток, газета, книга – это какой источник? – письменный.

- Если есть письменный источник, то значит, есть и …………?

- Правильно! Какие изображения сюда подходят?

- Третья группа иллюстраций – это монеты, украшения, предметы быта

- Как можно назвать эти предметы по - другому (вещи)

- Значит, вид исторического источника, будет каким? - вещественным

СЛАЙД – картинки расходятся по группам

- Давайте заполним рабочий листок. 2 раздел.

СЛАЙД

Исторические источники

- письменные

- устные

- вещественные

СЛАЙД  -  Задачи урока

- Скажите,  на какой вопрос урока мы ответили

         --------------------------------------------------------------------------------------

- Ребята, как вы думаете, куда идёт человек , когда попадает в новый город, чтобы познакомиться с историей этого города? - Музей

- Музеи существуют во всех городах. В нашем городе есть тоже музей. Вы были в нём. Если нет, то советую вам там побывать.

- Сейчас я предлагаю вам, на время, из историков превратиться в сотрудников музея. Я, с вашего позволения, буду начальником музея, а вы  будете моими научными сотрудниками.

- А для дальнейшей работы нам надо разделиться на группы.

- Уважаемые коллеги, перед нами стоит очень важная задача. Уже скоро открытие музея, а у нас ещё не оформлены выставочные залы. Для того чтобы оформить выставочные залы и провести экскурсию по нашему музею, нужно выполнить определённую работу.

- Приступим к работе! (встали, глубокий вдох – выдох, расправили плечи и подошли к рабочим местам)

- У вас на столах лежат памятки, которые помогут вам в работе.

 СЛАЙД

Памятка по созданию музейного зала

- Внимательно рассмотрите экспонаты.

- Подберите подходящее название залу.

- Подумайте, к каким источникам можно отнести экспонаты.

- Выберите выступающих, которые расскажут про ваш зал.

- Будьте дружными!

- Включите фантазию!!!

- Время работы 3 минуты.

СЛАЙД – ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МУЗЕЙ!

Во время представления залов

СЛАЙД

Вспомогательные исторические дисциплины

         Археология – наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения. Свои находки учёные выкапывают из земли.

         Нумизматика – наука о монетах.

         Этнография – наука, изучающая историю народов, культурно-бытовые особенности людей (одежда, предметы быта и прочее).

Представление залов

1 зал  -  нумизматики

2 зал – археологии

3 зал – этнографии

- Спасибо, коллеги , за работу. Экскурсия удалась!

СЛАЙД – «Задачи урока»

- Посмотрите на слайд. Все ли задачи урока мы выполнили?

- Какой вопрос остался?

- Чтобы ответить на этот вопрос, я хочу показать вам видеоролик.

СЛАЙД (ролик – девочки возлагают к памятнику цветы, вандалы рушат памятники)

Во время просмотра учитель читает стихотворение

Две девчонки,

Совсем ещё крошки,

На могилу солдат

Положили цветы.

Постояли у памятника немножко

И ушли,

Здесь оставив залог теплоты.

Трое крепких

И очень здоровых парней

Сели на постамент

Рядом с вечным огнём

И, набравши побольше тяжёлых камней,

В барельефы навеки застывших людей,

Их бросали,

Смеясь, хладнокровно при этом.

Вандализм – так мы это всегда называли.

Богохульство и варварство в мире считали когда,

Кто – тона память земли посягал,

Разрушал и калечил,

Взрывал и сжигал.

- К сожалению, такие картины в нашей жизни не редки.

- Скажите, пожалуйста, это правильно, это разумно так себя вести?

- Так почему надо беречь памятники?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

3. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы со справочным материалом.

4. Учиться ставить задачи урока и работать по плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к происходящим событиям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог.

- Давайте вернёмся к задачам нашего урока.

СЛАЙД – «Задачи урока»

- На все вопросы ответили?

- Возьмите свои рабочие листки. Посмотрите, у нас получился маленький конспект нашего урока в виде таблицы ( это ещё называют – несплошной текст).

- Прочтите, что у вас получилось.

- Что осталось не заполненной? – 3 часть

V. Домашнее задание.

- Это и будет вашим домашним заданием.

- Придумайте слоган (девиз, речёвка) в защиту исторического прошлого. А также нарисуйте иллюстрацию к этому слогану.

VΙ. Рефлексия

 - Посмотрите на свои листки самооценки. Оцените уровень ваших знаний на конец урока.

- У кого уровень знаний повысился?

- Наш урок подошёл к концу.

- В заключении мне хочется сказать следующее

СЛАЙД – город Новопавловск, 2 школа.

Сегодня в вашей школе – весь район

А, значит, и в историю войдёт

Всё, что происходит, что случилось,

И что, конечно же, ещё произойдёт.

Так, почему бы вам, ребята,

Новый не открыть музей?

А экспонаты?

Экспонаты – у гостей.

- Может быть, в вашей школе возобновит работу школьный музей. А может быть откроется новый музей – музей гостей. И мне бы хотелось быть первой, кто преподнесёт первый экспонат в ваш музей.

- Спасибо, ребята, за работу. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по окружающему миру. Обощающий урок "Эпохи истории человечества"

Презентация составлена по учебнику Плешакова А.А. "Мир вокруг нас. 4 класс". Урок проходит в виде игры. Дети разбиваются на 2 команды, выбирают тему и вопрос на игровом поле. Если команда не ответила,...

Интерактивный тест по окружающему миру на тему "Начало истории человечества" 4 класс

Интерактивный тест по окружающему миру поможет учителю проверить знания обучающихся 4 класса  по теме: "Начало истории человечества"....

урок окружающего мира в 4 классе по теме « Мир глазами историка»

Продолжительность: 40 минКласс: 4 АТип урока: объяснение нового материалаМетод обучения: исследовательский, проблемный, словесный, наглядный, метод ценностного анализа. Средства обучения:экран, к...