Окружающий мир. 4класс Тема:" Начало истории человечества. Мир глазами историка."
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Урок по окружающему миру. 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_mir_glazami_istorika.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир. 4класс
Тема: Начало истории человечества. Мир глазами историка.
Цели:
- узнать, что изучает история (предмет изучения истории), как учёные изучают жизнь людей в разные исторические времена;
- различать исторические источники; использовать различные источники информации;
- учиться планировать учебную деятельность на уроке; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
- учиться выполнять различные роли в группе, совместно договариваться
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Ι. Актуализация знаний. | 1. Введение в тему урока. – Добрый день, меня зовут Татьяна Яковлевна. Я проведу урок окружающего мира. - Вы не против? - Тогда начнём! - Когда я шла к вам на урок, думала – с чего начать урок: прочитать стихотворение, спеть песенку, а может станцевать? Но нет, наверное, всё же я начну с показа небольшого видеоряда. - Сейчас я хочу предоставить вашему вниманию отрывки из фильмов. А после просмотра обсудим то, что вы увидели. (Показ отрывков фильмов) - Что объединяет все эти фильмы? - Я вас правильно поняла, вы хотели сказать, что все эти отрывки фильмов о прошлом (не современные)? Верно. - Откуда сценаристы, режиссёры узнают это прошлое? - Да, все ваши ответы можно объединить одним словом – история. СЛАЙД История – в переводе с греческого языка «рассказ о прошедшем» - История есть у всего и всех: у города, вещи, человека. - Я хочу предложить вам сегодня на уроке побыть историками. Согласны? - Тогда давайте предположим тему сегодняшнего урока. - Предлагаю оставить такую формулировку. Тема: «Мир глазами историка» | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. 4. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. |
II. Открытие новых знаний.
ΙΙΙ . Развитие умений. |
- У вас на столах лежат рабочие листы. Сегодня мы будем с ними работать. И первое, что вы в них сегодня запишите – это тема урока. - Раз мы решили стать историками, то нам придётся обращаться к предметам старины, приоткрывать тайны прошлого. Ведь то, что происходит сейчас, неразрывно связано с прошлым. Историю называют нитью, на которую нанизаны тысячи и тысячи событий, нить времени. И чтобы нам с вами распутать этот клубочек под названием наука история, необходимы какие-то знания. - Как вы думаете какие? Что нам нужно знать, чтобы понять о науке истории как можно больше? (ответы детей) - Все ваши ответы и предположения правильные или частично правильные. Обобщая ваши ответы можно предложить следующие задачи, которые нужно решить на уроке. СЛАЙД Задачи урока - Что изучает история?( предмет изучения истории) - Какие исторические источники бывают? - Нужно ли беречь историческое прошлое и зачем? - Прежде чем мы продолжим нашу работу, давайте оценим уровень ваших знаний на начало урока по нашей теме. У вас на столах есть «Лист самооценки». Это свиток, на котором изображена лента времени. Если вы стаете, что ваши знания по теме сегодняшнего урока достаточны, то поставьте ! выше на ленте времени, если считаете, что знаний ещё недостаточно, то расположите ! на ленте времени ниже. Отложите листки до конца урока. _______________________________________________________________ 1 вопрос урока - Вернёмся к первой задаче (вопросу) нашего урока. - Что является предметом изучения истории? (прошлое) - Но для чего надо изучать прошлое, историю? - Чтобы ответить на этот вопрос, прошу обратить внимание на слайд. СЛАЙД Для чего нужно изучать историю? - Чтобы было о чём поговорить с друзьями. - Чтобы знать, как жили наши предки. - Чтобы учиться на ошибках и не повторять их в будущем. - Чтобы было не скучно. - Чтобы познакомиться с важными событиями, когда-то происходящими в мире и стране. - Здесь несколько вариантов ответов, вам нужно выбрать подходящие и прочитать (дети читают). - А теперь поработаем с рабочими листами и заполним 1 часть. Продолжи предложения
ПРОВЕРКА Высвечивается СЛАЙД - Задачи урока - На какой вопрос мы ответили? - Мы решили первую задачу урока. 2 вопрос урока - А сейчас вы поработаете в паре. Каждая пара отгадает загадку, Выберет из слова – отгадки заданную букву, напишет её на обратной стороне листка и прикрепят на доску. ( Дети отгадывают загадки, листочки вывешивают на доску) - Прочтите слово, которое получилось. ИСТОЧНИКИ - Что такое исторические источники? (отгадки) - Всё что может рассказать о прошлом человека являются историческими источниками. - Посмотрите на СЛАЙД. Давайте с помощью этого слайда попробуем определить три вида исторических источников. СЛАЙД – иллюстрации источников - Посмотрите и разделите эти изображения на три группы. 1 вариант - На какие группы можно разделить иллюстрации? - Как будут называться исторические источники? 2 вариант - Свиток, газета, книга – это какой источник? – письменный. - Если есть письменный источник, то значит, есть и …………? - Правильно! Какие изображения сюда подходят? - Третья группа иллюстраций – это монеты, украшения, предметы быта - Как можно назвать эти предметы по - другому (вещи) - Значит, вид исторического источника, будет каким? - вещественным СЛАЙД – картинки расходятся по группам - Давайте заполним рабочий листок. 2 раздел. СЛАЙД Исторические источники - письменные - устные - вещественные СЛАЙД - Задачи урока - Скажите, на какой вопрос урока мы ответили -------------------------------------------------------------------------------------- - Ребята, как вы думаете, куда идёт человек , когда попадает в новый город, чтобы познакомиться с историей этого города? - Музей - Музеи существуют во всех городах. В нашем городе есть тоже музей. Вы были в нём. Если нет, то советую вам там побывать. - Сейчас я предлагаю вам, на время, из историков превратиться в сотрудников музея. Я, с вашего позволения, буду начальником музея, а вы будете моими научными сотрудниками. - А для дальнейшей работы нам надо разделиться на группы. - Уважаемые коллеги, перед нами стоит очень важная задача. Уже скоро открытие музея, а у нас ещё не оформлены выставочные залы. Для того чтобы оформить выставочные залы и провести экскурсию по нашему музею, нужно выполнить определённую работу. - Приступим к работе! (встали, глубокий вдох – выдох, расправили плечи и подошли к рабочим местам) - У вас на столах лежат памятки, которые помогут вам в работе. СЛАЙД Памятка по созданию музейного зала - Внимательно рассмотрите экспонаты. - Подберите подходящее название залу. - Подумайте, к каким источникам можно отнести экспонаты. - Выберите выступающих, которые расскажут про ваш зал. - Будьте дружными! - Включите фантазию!!! - Время работы 3 минуты. СЛАЙД – ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МУЗЕЙ! Во время представления залов СЛАЙД Вспомогательные исторические дисциплины Археология – наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения. Свои находки учёные выкапывают из земли. Нумизматика – наука о монетах. Этнография – наука, изучающая историю народов, культурно-бытовые особенности людей (одежда, предметы быта и прочее). Представление залов 1 зал - нумизматики 2 зал – археологии 3 зал – этнографии - Спасибо, коллеги , за работу. Экскурсия удалась! СЛАЙД – «Задачи урока» - Посмотрите на слайд. Все ли задачи урока мы выполнили? - Какой вопрос остался? - Чтобы ответить на этот вопрос, я хочу показать вам видеоролик. СЛАЙД (ролик – девочки возлагают к памятнику цветы, вандалы рушат памятники) Во время просмотра учитель читает стихотворение Две девчонки, Совсем ещё крошки, На могилу солдат Положили цветы. Постояли у памятника немножко И ушли, Здесь оставив залог теплоты. Трое крепких И очень здоровых парней Сели на постамент Рядом с вечным огнём И, набравши побольше тяжёлых камней, В барельефы навеки застывших людей, Их бросали, Смеясь, хладнокровно при этом. Вандализм – так мы это всегда называли. Богохульство и варварство в мире считали когда, Кто – тона память земли посягал, Разрушал и калечил, Взрывал и сжигал. - К сожалению, такие картины в нашей жизни не редки. - Скажите, пожалуйста, это правильно, это разумно так себя вести? - Так почему надо беречь памятники? | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 3. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы со справочным материалом. 4. Учиться ставить задачи урока и работать по плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к происходящим событиям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙV. Итог. | - Давайте вернёмся к задачам нашего урока. СЛАЙД – «Задачи урока» - На все вопросы ответили? - Возьмите свои рабочие листки. Посмотрите, у нас получился маленький конспект нашего урока в виде таблицы ( это ещё называют – несплошной текст). - Прочтите, что у вас получилось. - Что осталось не заполненной? – 3 часть | |
V. Домашнее задание. | - Это и будет вашим домашним заданием. - Придумайте слоган (девиз, речёвка) в защиту исторического прошлого. А также нарисуйте иллюстрацию к этому слогану. | |
VΙ. Рефлексия | - Посмотрите на свои листки самооценки. Оцените уровень ваших знаний на конец урока. - У кого уровень знаний повысился? - Наш урок подошёл к концу. - В заключении мне хочется сказать следующее СЛАЙД – город Новопавловск, 2 школа. Сегодня в вашей школе – весь район А, значит, и в историю войдёт Всё, что происходит, что случилось, И что, конечно же, ещё произойдёт. Так, почему бы вам, ребята, Новый не открыть музей? А экспонаты? Экспонаты – у гостей. - Может быть, в вашей школе возобновит работу школьный музей. А может быть откроется новый музей – музей гостей. И мне бы хотелось быть первой, кто преподнесёт первый экспонат в ваш музей. - Спасибо, ребята, за работу. До свидания! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по окружающему миру. Обощающий урок "Эпохи истории человечества"
Презентация составлена по учебнику Плешакова А.А. "Мир вокруг нас. 4 класс". Урок проходит в виде игры. Дети разбиваются на 2 команды, выбирают тему и вопрос на игровом поле. Если команда не ответила,...
Презентация к уроку окружающий мир 4 класс Начало истории человечества
Презентация к уроку....
Интерактивный тест по окружающему миру на тему "Начало истории человечества" 4 класс
Интерактивный тест по окружающему миру поможет учителю проверить знания обучающихся 4 класса по теме: "Начало истории человечества"....
урок окружающего мира в 4 классе по теме « Мир глазами историка»
Продолжительность: 40 минКласс: 4 АТип урока: объяснение нового материалаМетод обучения: исследовательский, проблемный, словесный, наглядный, метод ценностного анализа. Средства обучения:экран, к...
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Начало истории человечеста" 4 класс УМК Школа России.
Пещера Эмине-Баир-Хосар или Мамотовая....