Путешествие в страну Энергосбережения
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)
Цель проведения урока «Экология и энергосбережение»: мотивация обучающихся к осознанию значимости различных аспектов понятий
«экологическая грамотность» и «энергосбережение» в современном мире, к формированию у обучающихся экологического сознания и экологической ответственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_energosberezheniyu.docx | 502.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Ялгинская СОШ» (корпус 2)
ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОК «ЭКОЛОГИЯ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ» В РАМКАХ ВСЕРОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ #ВМЕСТЕЯРЧЕ
«Путешествие в страну Энергосбережения»
4 класс
Подготовила: учитель
начальных классов
Чевтайкина А.С.
Зыково, 2024
«Путешествие в страну Энергосбережения»
В начале урока педагог сообщает обучающимся о том, что им предстоит совершить необычное и интересное путешествие в страну Энергосбережения на электромобиле. Учитель показывает иллюстрацию машины, обсуждает с детьми особенности транспорта.
Педагог предлагает остановиться на первой станции «Лес загадок» и отгадать загадки (Приложение 1), после чего назвать объекты-отгадки одним словом (электроприборы). Спрашивает, что объединяет объекты-отгадки (работают от электричества). Педагог вместе с учениками формулирует цель занятия – осознать необходимость сохранения энергии, а также задачи: узнать, что такое энергия и какими способами можно ее сохранять; получить представление о взаимосвязи электроэнергии и природных ресурсов.
Учитель предлагает продолжить путешествие и сообщает, что школьники проехали «Лес загадок», а теперь у них на пути появилась речка. Чтобы продолжить путь, необходимо перебраться через нее. Для этого обучающимся предстоит ответить на несколько вопросов.
Педагог предлагает вспомнить, сколько электрических приборов есть у детей в доме, посчитать в уме и назвать число.
- Где еще используется электричество? (В школах, на заводах и предприятиях, на улице для передвижения электрического транспорта: трамваев, троллейбусов, поездов в метро, электричек, электромобилей.)
- Как электричество приходит в дом? («По проводам».)
- Где вырабатывается электричество? (На электростанциях.)
В результате беседы обучающиеся про помощи педагога приходят к выводу, что электрическая энергия приносит человечеству огромную пользу. – Как вы думаете: что такое энергия? Чтобы ответить на этот вопрос, продолжим путешествие. Наша остановка – в городе Электросити.
Пройдемся по улочкам города и узнаем новую информацию.
Учитель сообщает:
- Энергия – способность тела совершить какое-либо действие. Ничто вокруг нас не совершается без участия энергии.
Далее педагог предлагает рассмотреть рисунки и рассказать, при помощи какой энергии движутся предметы, а какая энергия используется для работы объектов (парусная лодка (энергия ветра), машина (энергия топлива), гидроэлектростанция (энергия воды), солнечные батареи (солнечная энергия), лампочка (электроэнергия).
Учитель организует обсуждение информации и обобщает результаты
(Приложение 2).
Далее педагог сообщает:
- Бывают тепловые, атомные и гидроэлектростанции. Электричество вырабатывается на них специальными машинами – генераторами. Это устройство производит электрическую энергию с помощью турбины, которая приводится в движение водой или паром. Гидро- и атомных электростанций в мире немного, потому что они дорогие в обслуживании. Но они в меньшей степени загрязняют окружающую среду, чем тепловые электростанции, которые работают на нефти, угле и газе. Вырабатываемая всеми электростанциями энергия объединяется в одну сеть – ее называют энергосистемой. Из этой энергосистемы все населенные пункты и предприятия получают столько энергии, сколько им нужно. Все электростанции постоянно работают, чтобы бесперебойно снабжать население электроэнергией. При этом для обеспечения их работы необходимо большое количество природных ресурсов! Вот почему в наше время так часто говорят об экономии: горящая впустую лампочка потребляет драгоценную энергию.
Учитель предлагает обучающимся вспомнить и посчитать, сколько лампочек у них дома. (Дети считают в уме и называют цифру.)
- Во все времена умение экономить было одним из главных достоинств хорошего хозяина. А каждый хороший хозяин знает, что энергосбережение в квартирах неразрывно связано с меньшим расходом электричества.
В ходе нашего путешествия мы оказались на Бережливой улице. Отгадайте загадку:
Очень строгий контролер
Со стены глядит в упор. Смотрит, не моргает:
Стоит только свет зажечь Иль включить в розетку печь,
Все на ус мотает. (Электросчетчик)
- За потребляемую электроэнергию ваши родители ежемесячно вносят определенную плату. Каждый из нас может сделать так, чтобы электростанции использовали меньше природных ресурсов, а родители меньше платили. Как это возможно осуществить на практике?
Педагог организует работу в парах, предлагает обучающимся подумать, что можно сделать для того, чтобы экономить электричество.
Затем в ходе совместного обсуждения он подводит детей к выводу, что выключение неиспользуемых электроприборов приводит к меньшему потреблению электроэнергии, а значит, потребление природных ресурсов тоже может сократиться.
Учитель предлагает рассмотреть схемы и назвать, какие еще существуют способы экономии электроэнергии. Здесь же можно рассказать об акции «Час Земли» (Приложение 3). Педагог организует беседу по вопросам:
- Какие из способов экономии вы уже применяли?
- О каких способах вы узнали впервые, но будете использовать в быту для того, чтобы экономить электроэнергию?
У каждого ребенка – лист со знаками. В ходе обсуждения обучающиеся записывают способы экономии электроэнергии, составляют памятку.
- Мы продолжаем путешествие и выезжаем из города. Следующая станция – «Ситуации».
На столах у каждого ученика две карточки: на одной изображена горящая энергосберегающая лампочка, на другой – выключенная.
Педагог предлагает прослушать ситуации (Приложение 4). Если описан правильный поступок, ребенок поднимает карточку с зажженной лампочкой, если нет – с выключенной. Обучающиеся объясняют свое мнение.
- Наше путешествие продолжается. На пути – озеро Электроопасность. Перебраться на другой берег нам поможет понтон. На пути – остров Безопасности. Сделаем на нем остановку.
Учитель обращает внимание детей на то, что важно не только экономить электроэнергию, но и соблюдать технику безопасности при использовании электричества.
Педагог, используя презентацию, организует работу по совместной выработке правил:
- играть вдали от линий электропередачи;
- не пользоваться электроприборами без разрешения и присмотра взрослых;
- не трогать мокрыми руками включенные в розетку электроприборы и провода;
- при обнаружении оборванного провода не подходить близко и позвать на помощь взрослых и др.
В завершение урока обучающимся сообщается, что путешествие заканчивается. С острова Безопасности дети прибывают на конечную станцию «Выключай-ка», где им предлагается вспомнить, что они узнали в ходе путешествия, и закончить предложения:
Сегодня я узнал(а)...
Было трудно…
Я понял(а), что… Я научился(лась)…
Было интересно узнать, что…
Меня удивило…
Мне захотелось…
В качестве домашнего задания учитель предлагает провести эксперимент вместе со взрослыми: в течение месяца применять дома способы экономии электроэнергии (памятка), сравнить предыдущие показания счетчиков и показания счетчиков при использовании способов экономии электроэнергии, сделать соответствующие выводы.
Гладит все, чего касается, А дотронешься – кусается.
Материалы к уроку
Приложение 1
Очень нужный в жизни друг – Электрический... (утюг)
Ходит-бродит по коврам, Водит носом по углам.
Где прошел – там пыли нет, Пыль и сор – его обед. (Пылесос)
Четыре красных солнца Есть у меня на кухне.
Четыре красных солнца
Горели и потухли.
Готовы борщ, пирог, блины.
До завтра солнца не нужны. (Плита)
Смотрю я на экран в квартире И вижу, что творится в мире. Погода, новости, кино…
Про спорт узнаю заодно. (Телевизор)
Полюбуйся, посмотри:
Полюс Северный внутри, Там сверкает снег и лед, Там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина. (Холодильник)
Дом – стеклянный пузырек, А живет в нем огонек.
Днем он спит,
А как проснется –
Ярким пламенем зажжется. (Лампочка)
Этот чудо-аппарат Постирает все подряд.
Он – помощник для хозяйки.
Что за чудо, отгадай-ка? (Стиральная машина)
В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета.
Отгадайте: что же это? (Нефть)
Он черный и блестящий,
Людям помощник настоящий. Он несет в дома тепло,
От него в домах светло. Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. (Уголь)
Приложение 2
Главным источником энергии на Земле является Солнце. Оно дает нам неограниченное количество энергии. Солнце излучает огромные потоки света и тепла, дает жизнь людям, животным, растениям.
Демонстрация мультфильма «Фиксики. Солнечная энергия».
Энергия речной воды, ветряная энергия приводят в движение различные механизмы.
Основные источники энергии на сегодняшний день – ископаемое топливо (раньше это были древесина и торф, сейчас – нефть и газ) и ядерная энергия, которая вырабатывается на атомных станциях
Приложение 3
- Использовать энергосберегающие лампы.
- Выходя из комнаты, выключать свет.
- Очищать электрический чайник от накипи.
- Клеить светлые обои или красить стены в светлый цвет.
- Не ставить холодильник рядом с источником тепла.
- Протирать лампочки и люстры от пыли.
Акция «Час Земли»
«Час Земли» – международная экологическая акция, которая организована Всемирным фондом дикой природы (World Wide Fund for Nature, WWF). Проводится ежегодно в последнюю субботу марта.
Цель акции – привлечь внимание к экологическим проблемам планеты. Акция призывает людей и различные организации выключить свет и электрические устройства на один час, с 20:30 до 21:30, и провести этот час без электричества.
Каждый житель Земли может внести посильный вклад в дело защиты окружающей среды.
Приложение 4
- Папа с мамой заменили все старые лампочки в доме на новые, энергосберегающие. Правильный поступок? (Да)
- Мальчик Петя сделал все уроки и побежал гулять на улицу с друзьями, забыв выключить свет в комнате. Правильно? (Нет)
- Папа сел смотреть телевизор, а потом, не выключив его, лег спать. Правильно он сделал? (Нет)
- Когда на улице стало светло, учитель выключил в коридорах школы свет. Правильный поступок? (Да)
- Мама, поработав за компьютером, оставила его включенным и пошла готовить ужин. Правильный поступок? (Нет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику.»
Цель и задачи урока: Расширить и закрепить у учащихся знания и навыки по грамматике, убедить, что грамматика – не свод скучных и трудных правил, а увлекательная наука о знаках...
"Путешествие в страну знаний" урок-путешествие
Конспект данного урока поможет создать праздничное настроение, настроить учащихся на работу. Предназначен для учащихся 3 класса....
игра-путешествие "Путешествие в страну Читалию"
Игра представлена в форме путешествия по станциям.На каждой станции дети выполняют задания так или иначе связанные с литературными произведениями.Это и спортивные конкурсы, и конкурсы эрудитов, ...
Путешествие по странам мира и знакомство с фольклором зарубежных стран
Данный урок поможет развивать навыки выразительного, беглого чтения, память, внимание, воображение; формировать информационную компетенцию; воспитывать интерес к культуре другого народа. ...
Конспект открытого урока-путешествия по литературе для проведения в 1 классе "Путешествие в страну Чукоккола"
Конспект открытого урока по литературе....
Игра- путешествие "Путешествие в страну Арифметику"
Данное внеклассное мероприятие можно использовать в период проведения предметной недели по математике в начальном звене, а также в качестве классного часа для обучающихся, воспитанников младшего школь...
Методическая разработка "Путешествие в страну Пионерию" ("Путешествие в детство наших родителей)
Данная работа рассказывает о путешествии ребят вместе с родителями в прошлое - в 1983 год (Путешествие в детство своих родителей) Ребята 4б класса через временн...