Путешествие в страну Энергосбережения
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Чевтайкина Анна Семеновна

Цель проведения урока «Экология и энергосбережение»: мотивация обучающихся  к  осознанию  значимости  различных  аспектов  понятий

«экологическая грамотность» и «энергосбережение» в современном мире, к формированию у обучающихся экологического сознания и экологической ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_energosberezheniyu.docx502.86 КБ

Предварительный просмотр:

 МОУ «Ялгинская СОШ» (корпус 2)

ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОК «ЭКОЛОГИЯ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ» В РАМКАХ ВСЕРОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ #ВМЕСТЕЯРЧЕ

     

«Путешествие в страну Энергосбережения»

4 класс

Подготовила: учитель  

                                                                                                              начальных классов

                                                                                                         Чевтайкина А.С.

Зыково, 2024


«Путешествие в страну Энергосбережения»

В начале урока педагог сообщает обучающимся о том, что им предстоит совершить необычное и интересное путешествие в страну Энергосбережения на электромобиле. Учитель показывает иллюстрацию машины, обсуждает с детьми особенности транспорта.

Педагог предлагает остановиться на первой станции «Лес загадок» и отгадать загадки (Приложение 1), после чего назвать объекты-отгадки одним словом (электроприборы). Спрашивает, что объединяет объекты-отгадки (работают от электричества). Педагог вместе с учениками формулирует цель занятия – осознать необходимость сохранения энергии, а также задачи: узнать, что такое энергия и какими способами можно ее сохранять; получить представление о взаимосвязи электроэнергии и природных ресурсов.

Учитель предлагает продолжить путешествие и сообщает, что школьники проехали «Лес загадок», а теперь у них на пути появилась речка. Чтобы продолжить путь, необходимо перебраться через нее. Для этого обучающимся предстоит ответить на несколько вопросов.

Педагог предлагает вспомнить, сколько электрических приборов есть у детей в доме, посчитать в уме и назвать число.

  • Где еще используется электричество? (В школах, на заводах и предприятиях, на улице для передвижения электрического транспорта: трамваев, троллейбусов, поездов в метро, электричек, электромобилей.)
  • Как электричество приходит в дом? («По проводам».)
  • Где вырабатывается электричество? (На электростанциях.)  

В результате беседы обучающиеся про помощи педагога приходят к выводу, что электрическая энергия приносит человечеству огромную пользу. – Как вы думаете: что такое энергия? Чтобы ответить на этот вопрос, продолжим        путешествие.        Наша        остановка        –        в        городе        Электросити.

Пройдемся по улочкам города и узнаем новую информацию.

Учитель сообщает:

  • Энергия – способность тела совершить какое-либо действие. Ничто вокруг нас не совершается без участия энергии.

Далее педагог предлагает рассмотреть рисунки и рассказать, при помощи какой энергии движутся предметы, а какая энергия используется для работы объектов (парусная лодка (энергия ветра), машина (энергия топлива), гидроэлектростанция (энергия воды), солнечные батареи (солнечная энергия), лампочка (электроэнергия).

Учитель организует обсуждение информации и обобщает результаты

(Приложение 2).

Далее педагог сообщает:

  • Бывают тепловые, атомные и гидроэлектростанции. Электричество вырабатывается на них специальными машинами – генераторами. Это устройство производит электрическую энергию с помощью турбины, которая приводится в движение водой или паром. Гидро- и атомных электростанций в мире немного, потому что они дорогие в обслуживании. Но они в меньшей степени загрязняют окружающую среду, чем тепловые электростанции, которые работают на нефти, угле и газе. Вырабатываемая всеми электростанциями энергия объединяется в одну сеть – ее называют энергосистемой. Из этой энергосистемы все населенные пункты и предприятия получают столько энергии, сколько им нужно. Все электростанции постоянно работают, чтобы бесперебойно снабжать население электроэнергией. При этом для обеспечения их работы необходимо большое количество природных ресурсов! Вот почему в наше время так часто говорят об экономии: горящая впустую лампочка потребляет драгоценную энергию.

Учитель предлагает обучающимся вспомнить и посчитать, сколько лампочек у них дома. (Дети считают в уме и называют цифру.)

  • Во все времена умение экономить было одним из главных достоинств хорошего хозяина. А каждый хороший хозяин знает, что энергосбережение в квартирах неразрывно связано с меньшим расходом электричества.

В ходе нашего путешествия мы оказались на Бережливой улице. Отгадайте загадку:

Очень строгий контролер

Со стены глядит в упор. Смотрит, не моргает:

Стоит только свет зажечь Иль включить в розетку печь,

Все на ус мотает. (Электросчетчик)

  • За потребляемую электроэнергию ваши родители ежемесячно вносят определенную плату. Каждый из нас может сделать так, чтобы электростанции использовали меньше природных ресурсов, а родители меньше платили. Как это возможно осуществить на практике?

Педагог организует работу в парах, предлагает обучающимся подумать, что можно сделать для того, чтобы экономить электричество.

Затем в ходе совместного обсуждения он подводит детей к выводу, что выключение неиспользуемых электроприборов приводит к меньшему потреблению электроэнергии, а значит, потребление природных ресурсов тоже может сократиться.

Учитель предлагает рассмотреть схемы и назвать, какие еще существуют способы экономии электроэнергии. Здесь же можно рассказать об акции «Час Земли» (Приложение 3). Педагог организует беседу по вопросам:

  • Какие из способов экономии вы уже применяли?
  • О каких способах вы узнали впервые, но будете использовать в быту для того, чтобы экономить электроэнергию?

У каждого ребенка – лист со знаками. В ходе обсуждения обучающиеся записывают способы экономии электроэнергии, составляют памятку.

  • Мы продолжаем путешествие и выезжаем из города. Следующая станция – «Ситуации».

На столах у каждого ученика две карточки: на одной изображена горящая энергосберегающая лампочка, на другой – выключенная.

Педагог предлагает прослушать ситуации (Приложение 4). Если описан правильный поступок, ребенок поднимает карточку с зажженной лампочкой, если нет – с выключенной. Обучающиеся объясняют свое мнение.

  • Наше путешествие продолжается. На пути – озеро Электроопасность. Перебраться на другой берег нам поможет понтон. На пути – остров Безопасности. Сделаем на нем остановку.

Учитель обращает внимание детей на то, что важно не только экономить электроэнергию, но и соблюдать технику безопасности при использовании электричества.

Педагог, используя презентацию, организует работу по совместной выработке правил:

  1. играть вдали от линий электропередачи;
  2. не пользоваться электроприборами без разрешения и присмотра взрослых;
  3. не        трогать        мокрыми        руками        включенные        в        розетку электроприборы и провода;
  4. при обнаружении оборванного провода не подходить близко и позвать на помощь взрослых и др.

 

В завершение урока обучающимся сообщается, что путешествие заканчивается. С острова Безопасности дети прибывают на конечную станцию «Выключай-ка», где им предлагается вспомнить, что они узнали в ходе путешествия, и закончить предложения:

Сегодня я узнал(а)...

Было трудно…

Я понял(а), что… Я научился(лась)…

Было интересно узнать, что…

 Меня удивило…

Мне захотелось…

 

В качестве домашнего задания учитель предлагает провести эксперимент вместе со взрослыми: в течение месяца применять дома способы экономии электроэнергии (памятка), сравнить предыдущие показания счетчиков и показания счетчиков при использовании способов экономии электроэнергии, сделать соответствующие выводы.

Гладит все, чего касается, А дотронешься – кусается.


Материалы к уроку


Приложение 1

Очень нужный в жизни друг – Электрический... (утюг)

Ходит-бродит по коврам, Водит носом по углам.

Где прошел – там пыли нет, Пыль и сор – его обед. (Пылесос)

Четыре красных солнца Есть у меня на кухне.

Четыре красных солнца

Горели и потухли.

Готовы борщ, пирог, блины.

До завтра солнца не нужны. (Плита)

Смотрю я на экран в квартире И вижу, что творится в мире. Погода, новости, кино…

Про спорт узнаю заодно. (Телевизор)

 

Полюбуйся, посмотри:

Полюс Северный внутри, Там сверкает снег и лед, Там сама зима живет.

Навсегда нам эту зиму

Привезли из магазина. (Холодильник)

Дом – стеклянный пузырек, А живет в нем огонек.

Днем он спит,

А как проснется –

Ярким пламенем зажжется. (Лампочка)

Этот чудо-аппарат Постирает все подряд.

Он – помощник для хозяйки.

Что за чудо, отгадай-ка? (Стиральная машина)

В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета.

Отгадайте: что же это? (Нефть)

Он черный и блестящий,

Людям помощник настоящий. Он несет в дома тепло,

От него в домах светло. Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. (Уголь)

Приложение 2

Главным источником энергии на Земле является Солнце. Оно дает нам неограниченное количество энергии. Солнце излучает огромные потоки света и тепла, дает жизнь людям, животным, растениям.

Демонстрация мультфильма «Фиксики. Солнечная энергия».

Энергия речной воды, ветряная энергия приводят в движение различные механизмы.

Основные источники энергии на сегодняшний день – ископаемое топливо (раньше это были древесина и торф, сейчас – нефть и газ) и ядерная энергия, которая вырабатывается на атомных станциях

Приложение 3

  1. Использовать энергосберегающие лампы.
  2. Выходя из комнаты, выключать свет.
  3. Очищать электрический чайник от накипи.
  4. Клеить светлые обои или красить стены в светлый цвет.
  5. Не ставить холодильник рядом с источником тепла.
  6. Протирать лампочки и люстры от пыли.

 

Акция «Час Земли»

«Час Земли» – международная экологическая акция, которая организована Всемирным фондом дикой природы (World Wide Fund for Nature, WWF). Проводится ежегодно в последнюю субботу марта.

Цель акции – привлечь внимание к экологическим проблемам планеты. Акция призывает людей и различные организации выключить свет и электрические устройства на один час, с 20:30 до 21:30, и провести этот час без электричества.

Каждый житель Земли может внести посильный вклад в дело защиты окружающей среды.

 

Приложение 4

  1. Папа с мамой заменили все старые лампочки в доме на новые, энергосберегающие. Правильный поступок? (Да)
  2. Мальчик Петя сделал все уроки и побежал гулять на улицу с друзьями, забыв выключить свет в комнате. Правильно? (Нет)
  3. Папа сел смотреть телевизор, а потом, не выключив его, лег спать. Правильно он сделал? (Нет)
  4. Когда на улице стало светло, учитель выключил в коридорах школы свет. Правильный поступок? (Да)
  5. Мама, поработав за компьютером, оставила его включенным и пошла готовить ужин. Правильный поступок? (Нет)

D:\Desktop\IMG_0252.JPG 

   

 D:\Desktop\IMG_0250.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику.»

Цель и задачи урока:   Расширить и закрепить у учащихся  знания и навыки по грамматике, убедить, что грамматика – не свод скучных и трудных правил, а увлекательная наука о знаках...

"Путешествие в страну знаний" урок-путешествие

Конспект данного урока поможет создать праздничное настроение, настроить учащихся на работу. Предназначен для учащихся 3 класса....

игра-путешествие "Путешествие в страну Читалию"

Игра представлена в форме путешествия по станциям.На каждой станции дети выполняют задания так или иначе связанные с литературными произведениями.Это и  спортивные конкурсы, и конкурсы эрудитов, ...

Путешествие по странам мира и знакомство с фольклором зарубежных стран

Данный урок поможет развивать навыки выразительного, беглого чтения, память, внимание, воображение; формировать информационную компетенцию; воспитывать интерес к культуре другого народа. ...

Игра- путешествие "Путешествие в страну Арифметику"

Данное внеклассное мероприятие можно использовать в период проведения предметной недели по математике в начальном звене, а также в качестве классного часа для обучающихся, воспитанников младшего школь...

Методическая разработка "Путешествие в страну Пионерию" ("Путешествие в детство наших родителей)

Данная работа рассказывает о путешествии ребят вместе с родителями в прошлое - в 1983 год (Путешествие в детство своих родителей)          Ребята 4б класса  через временн...