Окружающий мир "Леса России"
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 «Б» классе (УМК «Школа России») | |
Тема | Леса России. |
Педагогическая цель | Познакомить учащихся с понятиями «лесная зона», «тайга», «смешанный лес», «широколиственный лес», научить их находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов; развивать память, мышление учащихся, их умение анализировать и классифицировать; воспитывать любовь и бережное отношение к природе. |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые результаты (предметные) | Познакомятся с понятиями «лесная зона», «тайга», «смешанный лес», «широколиственный лес», научатся сравнивать природу тундры и лесных зон, характеризовать лесные зоны по плану. |
Личностные результаты | Разовьют интерес к изучению природы; осознают своё продвижение в овладении знаниями и умениями; научатся оценивать трудность предлагаемого задания. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: организуют своё рабочее место, научатся принимать учебную цель и задачи урока, сформулируют выводы из изученного материала, научатся контролировать и оценивать свою деятельность. Познавательные: понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную; способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; умение наблюдать и сопоставлять. Коммуникативные: научатся слушать и понимать учителя и одноклассников, оформлять свои мысли в устной форме. |
Методы и формы обучения | Словесный, наглядный; индивидуальная, фронтальная. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Лесная зона, тайга, смешанный лес, широколиственный лес. |
Образовательные ресурсы | Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир 4 класс» (1 ч.), мультимедийная презентация. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этапы урока | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организация начала урока. Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству. | Приветствие. | - Здравствуйте, ребята! | Учитель приветствует учащихся. | Приветствуют учителя. |
Эмоциональный настрой. | На уроке я сижу – Не шумлю и не кричу, Руку тихо поднимаю, Если спросят, отвечаю. | Эмоционально настраивает учащихся на урок. | Слушают учителя, эмоционально настраиваются на работу. | |
Проверка готовности к уроку. | - Проверьте готовность к уроку. На столах у вас должен лежать учебник по окружающему миру, дневник и пенал. | Проверяет готовность учащихся к уроку (рабочее место, оборудование). | Готовятся к уроку, организуют своё рабочее место. | |
II. Актуализация знаний. Цель: актуализировать знания учащихся. | Решение теста. | - О какой природной зоне России вы узнали на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы узнали о зоне тундры.) - Проверим, что вы о ней запомнили. У вас на столах лежат листы с тестами. Подпишите их. Прочитайте задания и выполните тест. Правильный ответ обведите кружочком. Время на выполнение - 5 минут. По окончанию теста передайте листы на 1-й стол. (Тест: 1. Зона тундры расположена: А) Севернее арктических пустынь; Б) Южнее арктических пустынь. 2. Тундра расположена: А) На равнинах; Б) На возвышенностях; В) В горах. 3. В тундре: А) Ярко выражены все 4 времени года; Б) Длинная суровая зима и жаркое лето; В) Длинная суровая зима и прохладное лето. 4. Главное занятие коренного населения: А) Рыболовство; Б) Оленеводство; В) Земледелие. 5. К растениям тундры относятся: А) Верблюжья колючка, саксаул, кактус; Б) Кедр, осина, пальма; В) Карликовая береза, мох-ягель, черника. 6. В тундре обитают: А) Тюлени, моржи, киты; Б) Песцы, лемминги, волки; В) Верблюды, лошади, коровы. 7. Тундровый заповедник расположен: А) На полуострове Ямал; Б) На полуострове Таймыр; В) На Кольском полуострове.) | Проверяет степень знаний и способов действий учащихся, устанавливает пробелы в их усвоении. | Выполняют данные учителем задания; отвечают на вопросы; делают выводы. |
III. Целеполагание. Сообщение темы и целей урока. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. Актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). | Беседа. | - Внимательно послушайте стихотворение и подумайте, о какой природной зоне мы сегодня будем говорить. Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь – мы свои! - Кто догадался, о какой природной зоне сегодня на уроке мы будем говорить? (Сегодня на уроке мы будем говорить о лесной зоне.) - Молодцы. Тема нашего урока: «Леса России». - Какие задачи мы перед собой поставим? Что мы должны узнать, чему научиться? (Сегодня на уроке мы должны узнать о географическом положении зоны лесов, ее природных условиях, а также о том, какие в лесу живут звери и птицы, какие растения растут.) | Мотивирует к деятельности учащихся, беседует с ними с целью формулирования темы урока. | Отвечая на вопросы учителя, формулируют цель и задачи урока. |
IV.Изучение нового материала. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу. | Работа с учебником. | (Слайд 1) - Откройте учебник на с. 72-73-й («Карта природных зон России»). - Рассмотрите карту. Где находится зона лесов? (Зона лесов находится южнее зоны тундры.) - Какими цветами обозначена эта зона? (Она обозначена оттенками зеленого цвета: темно-зеленым, светло-зеленым и ярко-зеленым.) - Обратитесь к условным обозначениям карты и попробуйте объяснить, почему лесная зона изображена разными цветами. (Тёмно-зелёным цветом изображена тайга, светло-зелёным – смешанные леса, а ярко-зелёным цветом – широколиственные леса. На востоке самым темным оттенком зеленого отдельно выделены смешанные леса Дальнего Востока.) - Сравните по площади части лесной зоны. Что вы можете о них сказать? (Что тайга занимает самую большую площадь.) - Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более темным цветом. Что это? (Это лесотундра.) - Лесотундра – это переходная природная зона от тундры к зоне тайги. | Организует работу учащихся с учебником, беседует с учащимися с целью сообщения нового материала, обеспечивает усвоение методики воспроизведения изучаемого материала. | Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, читают и анализируют текст учебника, работают с иллюстрацией и выполняют задание. |
Рассказ учителя с элементами беседы. | (Слайд 2) - Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее и продолжительнее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, – высокие хвойные деревья с мощными корнями. Их листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. В тайге растут ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. - Познакомимся с ними подробнее: (Слайд 3) - Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены поодиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. В еловом лесу темно и влажно. (Слайд 4) - Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют круглую форму. Сосновые леса светлые и сухие. (Слайд 5) - Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них падают чешуйки. (Слайд 6) - Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки. (Слайд 7) - Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по 5 штук, а семена - кедровые орешки. | Беседует с учащимися с целью сообщения нового материала, организует работу учащихся с учебником, обеспечивает усвоение методики воспроизведения изучаемого материала. | Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, читают и анализируют текст учебника, работают с иллюстрацией и выполняют задание. | |
Работа с учебником. | - Животный мир тайги, как и животный мир тундры, из-за суровой зимы, отличается относительно низким разнообразием. Одни животные тайги способны справиться с холодной зимой, другие впадают в спячку, но многие виды мигрируют на юг, в районы с более благоприятным климатом. - Познакомимся с некоторыми животными тайги. Откройте учебник на странице 97-й. Прочитайте, о каких животных в нем говорится. (Учащиеся по очереди читают вслух информацию о каждом животном; учитель на доске вывешивает фотографии животных по ходу чтения;) Кедровка – одна из интереснейших таежных птиц. На зиму она запасает для себя кедровые орехи – семена кедровой сосны. Часть этих орехов она потом не находит, и они на новых местах дают всходы. Так кедровка помогает кедровой сосне и другим деревьям размножаться и расселяться. - Что вы запомнили о кедровке? (Ответы учащихся) - Посмотрите на фотографию на доске. Как выглядит эта птица? (Ответы учащихся) Бурундук похож на белку, но почти вдвое меньше нее. Его отличительный признак – пять темных полосок вдоль спины. Живет этот зверек часто в норе по упавшим стволом или под пнем. Питается бурундук кедровыми орехами и другими семенами. - Что вы запомнили о бурундуке? (Ответы учащихся) - Как выглядит этот зверь? (Ответы учащихся) Летяга – родственница белки, по размерам чуть меньше нее. Умеет не только ловко прыгать с ветки на ветку, но и летать, точнее, планировать на расстояние от 40 до 50-ти метров. Роль крыльев у нее играют покрытые шерстью кожные складки между передними и задними лапами. - Что вы запомнили о летяге? (Ответы учащихся) - Как она выглядит? (Ответы учащихся) Соболь – хищник. Его основная добыча – грызуны. Соболь предпочитает жить в темной, глухой тайге, где растут ели, пихты, кедровая сосна. Из-за своего красивого меха соболей чуть полностью не уничтожили, но создание заповедников помогло спасти этого замечательного зверя. - Что сказано о соболе в учебнике? (Ответы учащихся) - Как выглядит этот зверь? (Ответы учащихся) | Беседует с учащимися с целью сообщения нового материала, организует работу учащихся с учебником, обеспечивает усвоение методики воспроизведения изучаемого материала. | Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, читают и анализируют текст учебника, работают с иллюстрацией и выполняют задание. | |
Беседа. | - Что называют тайгой? (Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны.) - Расскажите о природных условиях тайги. (Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре.) - Что общего у всех растений тайги? (В тайге растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, – высокие хвойные деревья с мощными корнями.) - Какие животные живут в тайге? (Кедровка, бурундук, летяга, соболь и др.) | Беседует с учащимися с целью первичное закрепления изучаемого материала, обеспечивает усвоение методики воспроизведения изучаемого материала. | Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы. | |
Физкультминутка. Цель: устранить утомляемость детей, предотвратить рассеянность, невнимательность детей на уроке. | - А сейчас мы с вами отдохнем, встаньте и выйдите из-за парт. Я показываю выполнение упражнения, а вы повторяете за мной: Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять. | Осуществляет профилактику переутомления учащихся, предотвращает рассеянность, невнимательность, снимает утомляемость детей на уроке. | Выполняют упражнения по образцу учителя. | |
Рассказ учителя с элементами беседы. | (Слайд 8) - К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут береза, осина, ольха. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые опадают на зиму. (Слайд 9) - Еще южнее раскинулись широколиственные леса. Они образованы теплолюбивыми деревьями с широкими, крупными листьями, отсюда и название «широколиственные». К таким деревьям относятся дуб, клен, липа, ясень, вяз. - Растительный мир широколиственных лесов влияет и на обитающих здесь животных. (Слайд 10) - Так, глухарь, обычный обитатель тайги и северной части смешанных лесов, в широколиственных лесах уже не встречается, потому что питается хвоей. Зато появляется тетерев. (Слайд 11) - А зайцев и лисиц к югу становится больше, тем более что, сельскохозяйственные поля дают им пищу. Зайцы лакомятся всходами озимой пшениц, а лисы – мышами-полевками, которые на полях водятся в изобилии. (Слайд 12) В смешанных лесах Дальнего Востока также обитает амурский тигр. (Слайд 13) - Где относительно тайги находятся смешанные леса? (Смешанные леса находятся южнее тайги.) - В чем особенность их особенность? (В смешанных лесах наряду с хвойными деревьями растут лиственные: береза, осина, ольха.) - Чем широколиственные леса отличаются от смешанных? (В широколиственных лесах растут преимущественно лиственные деревья: дуб, клен, липа, ясень, вяз и др., а хвойных очень мало.) - Где находится зона широколиственных лесов относительно зоны смешанных? (Зона широколиственных лесов находятся южнее зоны смешанных лесов.) | Беседует с учащимися с целью сообщения нового материала, обеспечивает усвоение методики воспроизведения изучаемого материала. | Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы. | |
Работа с учебником. | - Откройте учебник на странице 103-й. Рассмотрите схему и с ее помощью попробуйте по предложенным пунктам рассказать о роли леса в природе и в жизни людей. (Ответы учащихся) - Молодцы. | Организует работу учащихся с учебником, обеспечивает усвоение методики воспроизведения изучаемого материала. | Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, читают и анализируют текст учебника, работают со схемой и выполняют задание. | |
Рассказ учителя. | - Экологические проблемы в этих природных зонах связаны в основном с вырубкой леса, а также с незаконной охотой – браконьерством. (Слайд 14) Раньше людям казалось: лесов так много, что вырубить их все просто невозможно. Теперь стало ясно: леса в опасности! Поэтому на месте вырубленных лесов проводят лесовосстановительные работы, то есть высаживают новые леса. Необходимые для этого саженцы деревьев выращивают в специальных питомниках. (Слайд 15) - Под особой охраной также находятся лесные растения и животные, внесённые в Красную книгу России, например, венерин башмачок, женьшень, жук-красотел, дровосек реликтовый, жук-олень, утка-мандаринка, филин, зубр, амурский тигр. (Слайд 16) - В лесных зонах создано огромное число заповедников и национальных парков. Среди них Приокско-Террасный заповедник, национальный парк «Лосиный остров» и др. - Жизнь леса, его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определенные правила. (Слайд 17) - Одно из самых важных правил: не оставляй в лесу мусора! Лес теряет свою красоту, если он захламлен. Об острое стекло или консервную банку может пораниться человек или даже животное. (Слайд 18) К тому же осколки стекла как бы собирают солнечные лучи, и от этого могут вспыхнуть сухие листья или травинки. Тогда в лесу начнется пожар. Не берите в руки спички! Чтобы лес, звериный дом Не пылал нигде огнём. Чтоб не плакали букашки, Не теряли гнёзда пташки, А лишь пели песни птички, Не берите в руки спички!!! | Беседует с учащимися с целью сообщения нового материала, обеспечивает усвоение методики воспроизведения изучаемого материала. | Внимательно слушают учителя, рассматривают иллюстрации на слайде. | |
IV. Закрепление знаний и способов действий. Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. | Обобщающая беседа | - Как называется природная зона России, о которой вы узнали сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы узнали о лесной зоне.) - Где находится лесная зона относительно зоны тундры? (Лесная зона находится южнее зоны тундры.) - Какие три части можно выделить в лесной зоне? (В лесной зоне можно выделить тайгу, смешанный лес и широколиственный лес.) - Какими цветами она обозначена на карте? (Она обозначена оттенками зеленого цвета: темно-зеленым, светло-зеленым и ярко-зеленым.) | Проводит беседу с учащимися с целью обобщения и систематизации изученных знаний. | Отвечают на вопросы учителя; обобщают и систематизируют полученные на уроке знания. |
V. Итог урока. Рефлексия. Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. | Выставление оценок | - Молодцы. Сегодня вы все усердно работали. Оценку пять я поставлю: … (за выполненный в начале урока тест), … (за активную работу на уроке). Оценку 4 я поставлю: … | Выставляет оценки за работу на уроке. | Анализируют свою деятельность на уроке. |
Рефлексия | - Что вызвало у вас трудности на уроке? - А с чем вы справились без затруднения? - У вас на столах лежат красный и зеленый кружочки. Если вам понравился сегодняшний урок, вам было интересно или вы узнали что-то новое, то поднимите зеленый кружок. Если на уроке вам было скучно, вы ничего не узнали или не поняли, то поднимите красный. | Организует рефлексию учащихся. | Анализируют свою деятельность на уроке. | |
VII. Домашнее задание. Цель: сообщить задание, разъяснить методику его выполнения. | Сообщение домашнего задания | - Откройте дневники и запишите домашнее задание: с. 95-109 перес. | Объясняет домашнее задание. Прощается с учащимися | Слушают домашнее задание. Прощаются с учителем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта окружающий мир "Россия на карте" 2 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя:знакомство с картой России; формирование первоначальных умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной карте.Планируемые рез...
Презентация к уроку окружающего мира "Россия на карте" Программа "Школа России" 2 класс
Презентация разработана к уроку окружающего мира по теме : "Россия на карте" .Программа "Школра России" 2 класс Презентация составлена по всем требованиям ФГОС. Материал презентаци...
Конспект урока окружающего мира «Россия на карте» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с картой России; формирование первоначальных умений, связанных с чтением карты, умения правильно показывать объекты на настенной карте.Планируемые р...
Конспект урока по окружающему миру "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель деятельности учителя: формирование знаний о карте Российской Федерации.Планируемые результаты:Предметные:Знать:понятие «карта»;приёмы чтения карты;правила показа объектов на карте;Уме...
Конспект урока окружающего мира "Россия на карте" (2 класс) УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя:формирование знаний обучающихся о карте; Планируемые результаты Предметные:знать, что такое карта и приёмы чтения карты;знать отличие глобуса от карты;уметь находит...
Конспект урока по окружающему миру "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с картой России; формирование первоначальных умений, связанных с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной карте.Планируемые ре...
Конспект урока окружающего мира «Россия на карте» (УМК "Школа России" 2 класс)
Тема урока: «Россия на карте».Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с картой России; формирование первоначальных умений, связанные с чтением карты; формирование умение правил...