Окружающий мир "Леса России"
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_4kl._lesa_rossii.docx254.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 «Б» классе (УМК «Школа России»)

Тема

Леса России.

Педагогическая цель

Познакомить учащихся с понятиями «лесная зона», «тайга», «смешанный лес», «широколиственный лес», научить их находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов; развивать память, мышление учащихся, их умение анализировать и классифицировать; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые результаты (предметные)

Познакомятся с понятиями «лесная зона», «тайга», «смешанный лес», «широколиственный лес», научатся сравнивать природу тундры и лесных зон, характеризовать лесные зоны по плану.

Личностные результаты 

Разовьют интерес к изучению природы; осознают своё продвижение в овладении знаниями и умениями; научатся оценивать трудность предлагаемого задания.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: организуют своё рабочее место, научатся принимать учебную цель и задачи урока, сформулируют выводы из изученного материала, научатся контролировать и оценивать свою деятельность.

Познавательные: понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную; способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; умение наблюдать и сопоставлять.

Коммуникативные: научатся слушать и понимать учителя и одноклассников, оформлять свои мысли в устной форме.

Методы и формы обучения

Словесный, наглядный; индивидуальная, фронтальная.

Основное содержание темы, понятия и термины

Лесная зона, тайга, смешанный лес, широколиственный лес.

Образовательные ресурсы

Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир 4 класс» (1 ч.), мультимедийная презентация.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Этапы урока

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организация начала урока.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству.

Приветствие.

- Здравствуйте, ребята!

Учитель приветствует учащихся.

Приветствуют учителя.

Эмоциональный настрой.

На уроке я сижу –

Не шумлю и не кричу,

Руку тихо поднимаю,

Если спросят, отвечаю.

Эмоционально настраивает учащихся на урок.

Слушают учителя, эмоционально настраиваются на работу.

Проверка готовности к уроку.

- Проверьте готовность к уроку. На столах у вас должен лежать учебник по окружающему миру, дневник и пенал.

Проверяет готовность учащихся к уроку (рабочее место, оборудование).

Готовятся к уроку, организуют своё рабочее место.

II. Актуализация знаний.

Цель: актуализировать знания учащихся.

Решение теста.

- О какой природной зоне России вы узнали на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы узнали о зоне тундры.)

- Проверим, что вы о ней запомнили. У вас на столах лежат листы с тестами. Подпишите их. Прочитайте задания и выполните тест. Правильный ответ обведите кружочком. Время на выполнение - 5 минут. По окончанию теста передайте листы на 1-й стол.

(Тест:

1. Зона тундры расположена:

А) Севернее арктических пустынь;

Б) Южнее арктических пустынь.

2. Тундра расположена:

А) На равнинах;

Б) На возвышенностях;

В) В горах.

3. В тундре:

А) Ярко выражены все 4 времени года;

Б) Длинная суровая зима и жаркое лето;

В) Длинная суровая зима и прохладное лето.

4. Главное занятие коренного населения:

А) Рыболовство;

Б) Оленеводство;

В) Земледелие.

5. К растениям тундры относятся:

А) Верблюжья колючка, саксаул, кактус;

Б) Кедр, осина, пальма;

В) Карликовая береза, мох-ягель, черника.

6. В тундре обитают:

А) Тюлени, моржи, киты;

Б) Песцы, лемминги, волки;

В) Верблюды, лошади, коровы.

7. Тундровый заповедник расположен:

А) На полуострове Ямал;

Б) На полуострове Таймыр;

В) На Кольском полуострове.)

Проверяет степень знаний и способов действий учащихся, устанавливает пробелы в их усвоении.

Выполняют данные учителем задания; отвечают на вопросы; делают выводы.

III. Целеполагание. Сообщение темы и целей урока.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Беседа.

- Внимательно послушайте стихотворение и подумайте, о какой природной зоне мы сегодня будем говорить.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

- Кто догадался, о какой природной зоне сегодня на уроке мы будем говорить? (Сегодня на уроке мы будем говорить о лесной зоне.)

- Молодцы. Тема нашего урока: «Леса России».

- Какие задачи мы перед собой поставим? Что мы должны узнать, чему научиться? (Сегодня на уроке мы должны узнать о географическом положении зоны лесов, ее природных условиях, а также о том, какие в лесу живут звери и птицы, какие растения растут.)

Мотивирует к деятельности учащихся, беседует с ними с целью формулирования темы урока.

Отвечая на вопросы учителя, формулируют цель и задачи урока.

IV.Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу.

Работа с учебником.

(Слайд 1)

- Откройте учебник на с. 72-73-й («Карта природных зон России»).

- Рассмотрите карту. Где находится зона лесов? (Зона лесов находится южнее зоны тундры.)

- Какими цветами обозначена эта зона? (Она обозначена оттенками зеленого цвета: темно-зеленым, светло-зеленым и ярко-зеленым.)

- Обратитесь к условным обозначениям карты и попробуйте объяснить, почему лесная зона изображена разными цветами. (Тёмно-зелёным цветом изображена тайга, светло-зелёным – смешанные леса, а ярко-зелёным цветом – широколиственные леса. На востоке самым темным оттенком зеленого отдельно выделены смешанные леса Дальнего Востока.)

- Сравните по площади части лесной зоны. Что вы можете о них сказать? (Что тайга занимает самую большую площадь.)

- Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более темным цветом. Что это? (Это лесотундра.)

-  Лесотундра – это переходная природная зона от тундры к зоне тайги.

Организует работу учащихся с учебником, беседует с учащимися с целью сообщения нового материала, обеспечивает усвоение методики воспроизведения изучаемого материала.

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, читают и анализируют текст учебника, работают с иллюстрацией и выполняют задание.

Рассказ учителя с элементами беседы.

(Слайд 2)

- Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее и продолжительнее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, – высокие хвойные деревья с мощными корнями. Их листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. В тайге растут ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

- Познакомимся с ними подробнее:

(Слайд 3) 

- Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены поодиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. В еловом лесу темно и влажно.

(Слайд 4) 

- Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют круглую форму. Сосновые леса светлые и сухие.

(Слайд 5) 

- Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них падают чешуйки.

(Слайд 6) 

- Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

(Слайд 7) 

- Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по 5 штук, а семена - кедровые орешки.

Беседует с учащимися с целью сообщения нового материала, организует работу учащихся с учебником, обеспечивает усвоение методики воспроизведения изучаемого материала.

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, читают и анализируют текст учебника, работают с иллюстрацией и выполняют задание.

Работа с учебником.

- Животный мир тайги, как и животный мир тундры, из-за суровой зимы, отличается относительно низким разнообразием. Одни животные тайги способны справиться с холодной зимой, другие впадают в спячку, но многие виды мигрируют на юг, в районы с более благоприятным климатом.

- Познакомимся с некоторыми животными тайги. Откройте учебник на странице 97-й. Прочитайте, о каких животных в нем говорится.

(Учащиеся по очереди читают вслух информацию о каждом животном; учитель на доске вывешивает фотографии животных по ходу чтения;)

Кедровка – одна из интереснейших таежных птиц. На зиму она запасает для себя кедровые орехи – семена кедровой сосны. Часть этих орехов она потом не находит, и они на новых местах дают всходы. Так кедровка помогает кедровой сосне и другим деревьям размножаться и расселяться.

- Что вы запомнили о кедровке? (Ответы учащихся)

- Посмотрите на фотографию на доске. Как выглядит эта птица? (Ответы учащихся)

Бурундук похож на белку, но почти вдвое меньше нее. Его отличительный признак – пять темных полосок вдоль спины. Живет этот зверек часто в норе по упавшим стволом или под пнем. Питается бурундук кедровыми орехами и другими семенами.

- Что вы запомнили о бурундуке? (Ответы учащихся)

- Как выглядит этот зверь? (Ответы учащихся)

Летяга – родственница белки, по размерам чуть меньше нее. Умеет не только ловко прыгать с ветки на ветку, но и летать, точнее, планировать на расстояние от 40 до 50-ти метров. Роль крыльев у нее играют покрытые шерстью кожные складки между передними и задними лапами.

- Что вы запомнили о летяге? (Ответы учащихся)

- Как она выглядит? (Ответы учащихся)

Соболь – хищник. Его основная добыча – грызуны. Соболь предпочитает жить в темной, глухой тайге, где растут ели, пихты, кедровая сосна. Из-за своего красивого меха соболей чуть полностью не уничтожили, но создание заповедников помогло спасти этого замечательного зверя.

- Что сказано о соболе в учебнике? (Ответы учащихся)

- Как выглядит этот зверь? (Ответы учащихся)

Беседует с учащимися с целью сообщения нового материала, организует работу учащихся с учебником, обеспечивает усвоение методики воспроизведения изучаемого материала.

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, читают и анализируют текст учебника, работают с иллюстрацией и выполняют задание.

Беседа.

- Что называют тайгой? (Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны.)

- Расскажите о природных условиях тайги. (Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре.)

- Что общего у всех растений тайги? (В тайге растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, – высокие хвойные деревья с мощными корнями.)

- Какие животные живут в тайге? (Кедровка, бурундук, летяга, соболь и др.)

Беседует с учащимися с целью первичное закрепления изучаемого материала, обеспечивает усвоение методики воспроизведения изучаемого материала.

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.

Физкультминутка.

Цель: устранить утомляемость детей, предотвратить рассеянность, невнимательность детей на уроке.

- А сейчас мы с вами отдохнем, встаньте и выйдите из-за парт. Я показываю выполнение упражнения, а вы повторяете за мной:

Раз — мы встали, распрямились.

Два — согнулись, наклонились.

Три — руками три хлопка.

А четыре — под бока.

Пять — руками помахать.

Шесть — на место сесть опять.

Осуществляет профилактику переутомления учащихся, предотвращает рассеянность, невнимательность, снимает утомляемость детей на уроке.

Выполняют упражнения по образцу учителя.

Рассказ учителя с элементами беседы.

(Слайд 8)

- К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут береза, осина, ольха. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые опадают на зиму.

(Слайд 9)

- Еще южнее раскинулись широколиственные леса. Они образованы теплолюбивыми деревьями с широкими, крупными листьями, отсюда и название «широколиственные». К таким деревьям относятся дуб, клен, липа, ясень, вяз.

- Растительный мир широколиственных лесов влияет и на обитающих здесь животных.

(Слайд 10)

- Так, глухарь, обычный обитатель тайги и северной части смешанных лесов, в широколиственных лесах уже не встречается, потому что питается хвоей. Зато появляется тетерев.

(Слайд 11)

- А зайцев и лисиц к югу становится больше, тем более что, сельскохозяйственные поля дают им пищу. Зайцы лакомятся всходами озимой пшениц, а лисы – мышами-полевками, которые на полях водятся в изобилии.  

(Слайд 12)

В смешанных лесах Дальнего Востока также обитает амурский тигр.

(Слайд 13)

- Где относительно тайги находятся смешанные леса? (Смешанные леса находятся южнее тайги.)

- В чем особенность их особенность? (В смешанных лесах наряду с хвойными деревьями растут лиственные: береза, осина, ольха.)

- Чем широколиственные леса отличаются от смешанных? (В широколиственных лесах растут преимущественно лиственные деревья: дуб, клен, липа, ясень, вяз и др., а хвойных очень мало.)

- Где находится зона широколиственных лесов относительно зоны смешанных? (Зона широколиственных лесов находятся южнее зоны смешанных лесов.)

Беседует с учащимися с целью сообщения нового материала, обеспечивает усвоение методики воспроизведения изучаемого материала.

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.

Работа с учебником.

- Откройте учебник на странице 103-й. Рассмотрите схему и с ее помощью попробуйте по предложенным пунктам рассказать о роли леса в природе и в жизни людей.  (Ответы учащихся)

- Молодцы.

Организует работу учащихся с учебником, обеспечивает усвоение методики воспроизведения изучаемого материала.

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, читают и анализируют текст учебника, работают со схемой и выполняют задание.

Рассказ учителя.

- Экологические проблемы в этих природных зонах связаны в основном с вырубкой леса, а также с незаконной охотой – браконьерством.

(Слайд 14)

Раньше людям казалось: лесов так много, что вырубить их все просто невозможно. Теперь стало ясно: леса в опасности! Поэтому на месте вырубленных лесов проводят лесовосстановительные работы, то есть высаживают новые леса. Необходимые для этого саженцы деревьев выращивают в специальных питомниках.

(Слайд 15)

- Под особой охраной также находятся лесные растения и животные, внесённые в Красную книгу России, например, венерин башмачок, женьшень, жук-красотел, дровосек реликтовый, жук-олень, утка-мандаринка, филин, зубр, амурский тигр.

(Слайд 16)

- В лесных зонах создано огромное число заповедников и национальных парков. Среди них Приокско-Террасный заповедник, национальный парк «Лосиный остров» и др.

- Жизнь леса, его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определенные правила.

(Слайд 17)

- Одно из самых важных правил: не оставляй в лесу мусора! Лес теряет свою красоту, если он захламлен. Об острое стекло или консервную банку может пораниться человек или даже животное.

(Слайд 18)

К тому же осколки стекла как бы собирают солнечные лучи, и от этого могут вспыхнуть сухие листья или травинки. Тогда в лесу начнется пожар.

Не берите в руки спички!

Чтобы лес, звериный дом

Не пылал нигде огнём.

Чтоб не плакали букашки,

Не теряли гнёзда пташки,

А лишь пели песни птички,

Не берите в руки спички!!!

Беседует с учащимися с целью сообщения нового материала, обеспечивает усвоение методики воспроизведения изучаемого материала.

Внимательно слушают учителя, рассматривают иллюстрации на слайде.

IV. Закрепление знаний и способов действий.

Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

Обобщающая беседа

- Как называется природная зона России, о которой вы узнали сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы узнали о лесной зоне.)

- Где находится лесная зона относительно зоны тундры? (Лесная зона находится южнее зоны тундры.)

- Какие три части можно выделить в лесной зоне? (В лесной зоне можно выделить тайгу, смешанный лес и широколиственный лес.)

- Какими цветами она обозначена на карте? (Она обозначена оттенками зеленого цвета: темно-зеленым, светло-зеленым и ярко-зеленым.) 

Проводит беседу с учащимися с целью обобщения и систематизации изученных знаний.

Отвечают на вопросы учителя; обобщают и систематизируют полученные на уроке знания.

V. Итог урока. Рефлексия.

Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Выставление оценок

- Молодцы. Сегодня вы все усердно работали. Оценку пять я поставлю: … (за выполненный в начале урока тест), … (за активную работу на уроке). Оценку 4 я поставлю: …

Выставляет оценки за работу на уроке.

Анализируют свою деятельность на уроке.

Рефлексия

- Что вызвало у вас трудности на уроке?

- А с чем вы справились без затруднения?

- У вас на столах лежат красный и зеленый кружочки. Если вам понравился сегодняшний урок, вам было интересно или вы узнали что-то новое, то поднимите зеленый кружок. Если на уроке вам было скучно, вы ничего не узнали или не поняли, то поднимите красный.

Организует рефлексию учащихся.

Анализируют свою деятельность на уроке.

VII. Домашнее задание.

Цель: сообщить задание, разъяснить методику его выполнения.

Сообщение домашнего задания

- Откройте дневники и запишите домашнее задание: с. 95-109 перес.

Объясняет домашнее задание.

Прощается с учащимися

Слушают домашнее задание.

Прощаются с учителем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта окружающий мир "Россия на карте" 2 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:знакомство с картой России; формирование первоначальных умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной карте.Планируемые рез...

Презентация к уроку окружающего мира "Россия на карте" Программа "Школа России" 2 класс

Презентация разработана к уроку окружающего мира по теме : "Россия на карте" .Программа "Школра России" 2 класс Презентация составлена по всем требованиям ФГОС. Материал презентаци...

Конспект урока окружающего мира «Россия на карте» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с картой России; формирование первоначальных умений, связанных с чтением карты, умения правильно показывать объекты на настенной карте.Планируемые р...

Конспект урока по окружающему миру "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний о карте Российской Федерации.Планируемые результаты:Предметные:Знать:понятие «карта»;приёмы чтения карты;правила показа объектов на карте;Уме...

Конспект урока окружающего мира "Россия на карте" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:формирование знаний обучающихся о карте; Планируемые результаты Предметные:знать, что такое карта и приёмы чтения карты;знать отличие глобуса от карты;уметь находит...

Конспект урока по окружающему миру "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с картой России; формирование первоначальных умений, связанных с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной карте.Планируемые ре...

Конспект урока окружающего мира «Россия на карте» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема урока: «Россия на карте».Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с картой России; формирование первоначальных умений, связанные с чтением карты; формирование умение правил...