Конспект урока окружающего мира во 2 классе «Родная страна»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Конспект урока окружающего мира во 2 классе «Родная страна»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
garaeva-konspekt_uroka.docx | 22.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира во 2 классе «Родная страна»
Учитель: Гараева Айгуль Тимирзяновна
Класс: 2
Цель урока: познакомить с целями и задачами раздела; расширить представления о родной стране; воспитывать любовь к родному краю, Родине.
Задачи урока
Предметные
- научиться различать государственные символы России (герб, флаг, гимн) и воспитывать уважение к государственным символам России;
- узнать о многообразии народов, проживающих на территории России;
- объяснять, почему народы России называют братскими.
Метапредметные
регулятивные
- анализировать информацию, представленную в учебнике, выделять из темы урока известные и неизвестные знания;
- понимать учебные задачи раздела и данного урока, принимать участие в их формулировании, стремиться выполнить;
- делать выводы из изученного материала.
- осмысливать результаты учебной деятельности и оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные
- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем, сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- осуществлять совместную работу, вступать в диалог, задавать вопросы;
- уметь сотрудничать и дискутировать в группе;
- учитывать позицию собеседника, высказывать свою точку зрения, аргументировать ответ.
познавательные
- находить под руководством учителя необходимую информацию и выделять её из текстов, иллюстраций в учебнике и учебных пособиях;
- соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни, обобщить собственное представление об окружающем мире.
Личностные
- сформировать у обучающихся осознание величия нашей страны;
- осознание «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации - русского языка;
- уважительное отношение к своему и другим народам, их обычаям, традициям;
- положительное отношение к учебной деятельности на основе рефлексии достижения цели и самооценки результатов;
- умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства по отношению к своей Родине.
Оборудование: мультимедийное оборудование
Ход урока:
I Организационный момент.
II Актуализация знаний.
Учитель включает отрывок из песни в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина?»
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе,
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
- нас никому не отнять. (Михаил Матусовский )
- Ребята, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Что же такое Родина?
- Как называется наша общая Родина?
III Постановка учебной задачи и самоопределение деятельности.
- Откройте учебники на с. 6, прочитайте тему урока. С учебной задачей нас вновь знакомит Муравьишка. Прочитайте ее.
Найдите полное название нашей страны, прочитаем.
- Что означает слово «федерация»?
- Запишите название нашей родной страны в тетрадь. (Окружающий мир 2 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Плешакова А.А. - Соколова Н.А.)
- Сегодня мы должны расширить наши представления о России.
Прием “Корзина идей” На доске: Российская Федерация
- Все страны в мире отличаются друг от друга, давайте подумаем и назовем основные признаки отличий, по которым мы определяем государства. Ваши предложения сложим в корзину идей.
- Сегодня я предлагаю вам разделиться на 5 групп, по количеству главных отличительных признаков. В каждой группе вспомнить и обсудить, что вы уже знаете о нашем государстве, поделиться своими знаниями с классом.
IV Открытие новых знаний
1. Обсуждение в группах и выступление представителей.
- Первая группа ребят, расскажет нам о географическом положении РФ.
(В помощь детям дается карта мира и Российской Федерации)
- Давайте посмотрим небольшое видео о положении нашей страны, затем подведем итог о полученной информации.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради.
- Ответим на поставленный вопрос, ответ запишем в нашей тетради вопрос № 2.
- Как называется та часть России, в которой живете вы?
- Что нового вы узнали о своей стране?
3. Беседа.
- Россия – многонациональная страна. Вторая группа выступит по теме «Народ и язык».
- В Российской Федерации проживает более 180 народов. Каждый народ бережно относится к своей культуре и любит Россию, которая является нашим общим домом. Русский язык считается официальным языком нашей страны. Каждый из языков, на котором говорят и пишут заслуживает признания и уважения, в Федеральном законе о языке сказано, что языки народов Российской Федерации – национальное достояние Российского государства, они находятся под защитой государства.
- Нас всех объединяет не только государство и язык, общими являются государственные символы. Третья группа нам расскажет о символах России.
- Давай посмотрим о символах небольшое видео, вы должны отметить для себя что-то новое.
- Что нового вы узнали?
- Что такое штандарт президента РФ?
- Это специальный флаг президента Российской Федерации, он повторяет цвета государственного флага, отличие в том, что в центре расположен герб нашей страны без геральдического щита, полотнище огранено золотистой бахромой, на древке крепится серебряная скоба, на которой выгравировано имя, отчество фамилия президента и датами его пребывания на том посту.
- Как надо относиться к государственным символам?
- Назовите День государственного флага.
4. Физкультминутка.
Буратино потянулся
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Дети имитируют стихотворение, выполняя движения. Руки вверх, вдох — потянулись;
наклон — раз, два, три, развели руки в стороны; встали на носочки.)
Гимнастика для глаз
«Флаг у нас прекрасный (рисуем глазами прямоугольник)
Белый, синий, красный. (рисуем глазами зигзаг)
Белый – мир и чистота, (рисуем глазами овал на потолке)
Синий – верность, небеса, (рисуем глазами овал по флагу)
Красный – мужество, отвага (рисуем глазами овал по полу)
Вот цвета родного флага!» (поморгать глазами)
V Продолжение работы по теме урока.
- Какие слова-синонимы автор использует для названия России?
-Держава, Отечество, Наша родная земля, Братских народов союз вековой, Отчизна.
- О каких чертах характера россиян говорят строки «Могучая воля, великая слава – твое достояние на все времена»?
- Упорство, верность родному краю, готовность защищать свой дом, смелость.
- Как вы понимаете строки: «Широкий простор для мечты и для жизни грядущие нам открывают года»?
- Наша родина дает возможность каждому реализовать себя на ее благо, сделать жизнь нашего народа еще лучше.
- Какие автор испытывает чувства к Родине? Какими словами он это передает?
- Гордость за Отчизну, уважение и любовь к ней, о безграничной верности, которая является залогом процветания страны.
- Как вы понимаете слова: «Отечество наше свободное, братских народов союз вековой»?
- Наша Родина - это Федерация, союз многих народностей, которые решили жить в одной стране в мире и согласии.
В. Степанов «Российская семья»
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим — степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один — рыбак с рожденья,
Другой — оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
- Четвертая группа нам расскажет, что знает о традициях и культуре народов России.
- Рассмотрите иллюстрации на с. 8-9, прочитаем комментарии к рисункам.
1. На Руси считалось неприличным ходить "распоясанным", поэтому пояс был атрибутом на всю жизнь. Особо непристойным считалось молиться без пояса. Считалось, что пояс обладает магическими свойствами. Мужчины снимали пояса только в бане и в кровати. Пояса украшались, следуя народным традициям. Это был предмет гордости.
Девушки на Руси носили повязки с лентами. Это один из самых древних головных уборов. Поначалу это была просто полоска ткани, закрывающая лоб или темя. Затем ленты стали делать из шелковой и парчовой ткани и украшать вышивкой, стеклярусом, бисером.
2. Сабантуй – это древний праздник, знаменующий торжества, посвященные весенне-полевым работам. На празднике выступали чтецы, певцы и танцоры, проходили праздничные состязания – скачки, бега, борьба на кушаках. Последнее состязание было самым популярным, оно называлось "национальная борьба куреш". Ее суть заключалась в том, что двое участников пытались повалить друг друга на землю с помощью полотенца или широкого кушака. Победитель получал ценный приз, например живого барана.
Во время Сабантуя также поднимали гири и штанги, перетягивали канат и палки, балансировали на подвешенном в воздухе бревне, взбирались на высокий гладкий столб. Были и шуточные соревнования, например гонки с полными ведрами на коромыслах, скачки в мешках, бег с яйцом на ложке, которую надо удержать зубами.
А вечером проводились игрища для молодежи: юноши и девушки пели песни, водили хороводы и танцевали. По старинной примете, первая встреча на Сабантуе сулила паре долгую и счастливую семейную жизнь.
3. Резьба по дереву одно из традиционных занятий у народа чуваши. Это самое любимое занятие женщин и девушек. В своих красивых изделиях они хранили свои украшения. Так же делали ложки, чашки ,подносы и многое другое. Так же изготавливалась мебель. Сам узор был глубоко вырезан и его мало чем украшали, что придавало простоту и красоту .
4. Изготовление деревянной ремесленной продукции было мужским занятием. В Чувашии резьбу по дереву называют «мужской вышивкой». Технологии этого искусства складывались на протяжении столетий. От отца к сыну передавалось умение резки по дереву.
5. Чукчи запрягали оленей в нарты. Использовали несколько видов нарт: легковые, грузовые, для перевозки посуды, кибитку, крытую оленьими шкурами, для перевозки детей, нарты для перевозки жердей остова яранги. Легкие свои санки, они изящно вырезывают из березового дерева, весной разбирают их, а к зиме снова собирают, причем к зиме всегда выскабливают их добела и обивают полозья китовым усом.
6. Конские скачки – одно из любимых состязаний башкир во время народных праздников.
- Народы России объединяет история нашей страны. Какие яркие страницы истории вы знаете, доказывающие единство разных народов нашей родины?
- Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ, свою землю и её историю. Россия объединила людей разных национальностей, и все они любят её и гордятся своей страной, желают её процветания.
- Давайте и мы с вами объединимся и будем одной дружной семьёй. Всегда будем помогать друг другу и защищать.
С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
- Символом единства является рукопожатие. Пожмите руку друг другу. Запомните это чувство единения и пронесите его через всю свою жизнь.
VI Рефлексия.
- Оцените свои достижения на уроке. Обоснуйте свои ответы.
VII Подведение итогов
- Все ли учебные задачи урока мы выполнили?
- Что на уроке было интересным?
- Где могут пригодиться полученные знания?
Домашнее задание.
Задание по выбору.
- Учебник с. 6-9, подготовить ответы на вопросы.
- Ответить на вопросы в тетради с.3- 4
- Подготовить рассказ о народном промысле твоего края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по окружающему миру 2 класс "Родная страна" ("Школа России")
Использование теста возможно при работе с интерактивной доской, а также при дистанционном обуении....
Конспект урока окружающего мира. Тема: «Экономика родного края». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Экономика родного края»Цели урока: познакомить детей с важнейшей отраслью экономики – промышленностью, учить различать продукцию каждой отрасли промышленности....
Урок окружающего мира «Путешествие по родной стране». УМК «Школа России». 2 класс
Конспект урок окружающего мира «Путешествие по родной стране». УМК «Школа России». 2 класс...
Конспект урока окружающего мира. Тема: «Экономика родного края». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Экономика родного края»Цели урока: познакомить детей с важнейшей отраслью экономики – промышленностью, учить различать продукцию каждой отрасли промышленности....
урок окружающего мира 2 класс "Родная страна"
Цель урока: создание условий для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о Российской Федерации.Задачи урокаФормировать у детей образ родной страны,...
Тест по окружающему миру 2 класс "Родная страна".
Итоговое тестирование за первый триместр по окружающему миру Плешаков А.А. 2 класс...
Конспект урока окружающего мира "Проект «Экономика родного края»" (3 класс)
Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с различными отраслями промышленности Челябинской области.Планируемые результаты:Предметные:-уметь ориентироваться в различных отраслях промышленн...