План-конспект урока окружающего мира "Природные богатства"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Данный конспект использовала в личной практике на уроках окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayuschiy_mir_prirodnye_bogatstva.docx | 63.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«САМАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
В 3 «А» классе в МБОУ школа-интернат «Преодоление»
Разработала студентка 42 группы
Специальность
Коррекционный учитель начальных классов
Тарабукина Олеся Владимировна
Оценка ____________
Учитель: Турланова Жанна Анатольевна _______________
г. о. Самара, 2022
Класс: 3 «А»
Предмет: Окружающий мир
Учебник, авторы: УМК «Школа России», Плешаков А.А
Тема урока: «Природные богатства и труд людей – основа экономика»
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цель урока: Создание условий для знакомства учащихся с природными богатствами и трудом людей, как с основой экономики.
Планируемые результаты:
Предметные: осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам; необходимость бережного отношения к природным богатствам, использовать тексты из разных источников информации для подготовки сообщений.
Метапредметные:
коммуникативные УУД: Доносить свой позитивный настрой до других детей, планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; умение работать в паре, сотрудничество при работе, проявление уважения, признают возможность существования различных точек зрения на обсуждаемую проблему; отвечать на вопросы учителя, соблюдать простейшие нормы речевого этикета.
познавательные УУД: Умение решать примеры, применение предметных знаний, выбор способов решения заданий; осуществлять поиск и выделять необходимую информации
регулятивные УУД: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления умение определения общей цели и пути её достижения, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих
личностные результаты: Самостоятельно создавать ситуацию успеха, иметь желание учиться, проявлять интерес к изучаемому предмету, понимают его важность; ставить себе прогностическую оценку; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; осознавать свои возможности в учении, рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, проявлять познавательный интерес;
Задачи:
дидактические: овладение умениями понимать, что составляет основу экономике;
развивающие: развивать речь, внимание, мышление.
воспитательные: освоение знаний о природных богатствах и труде людей:
Ресурсы: технологическая карта, учебник УМК «Школа России» 3 класс 2 часть, презентация, раздаточный материал.
Характеристика этапов урока
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Время | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные) | Личностные | ||||||||
Организационный момент | Организовать направленное внимание на начало урока. | Словесный метод: беседа | Приветствует учащихся. Просит встать поприветствовать | Приветствуют учителя и друг друга | Фронтальная форма обучения. | - | 2 м и н | Р: организация своей деятельности | Самоопределение к деятельности | |
Актуализация знаний | Проверяют готовность к уроку | Словесный метод: беседа | Задаёт вопросы по прошлой теме | Вспоминают тему прошлого урока, отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная форма обучения. | презентация | 5 м и н | Р: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование; П: умение структурировать знания; контроль и оценка процесса и результатов деятельности К: развивают умения слушать и понимать других, выражать свои мысли; | ||
Целеполагание | Дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий. | Словесный: беседа, практический – задания на карточках | Подводит тетей к теме урока, ставит цель, задачи | Отвечают на вопросы учителя, ставят цель, задачи совместно с учителем | Фронтальная, групповая | - | 5 м и н | П: Осуществлять поиск и выделение необходимой информации. К: Отвечать на вопросы учителя, соблюдать простейшие нормы речевого этикета. | Л: Ставить себе прогностическую оценку; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | |
Открытие нового знания | Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | Словесный: беседа, фронтальный опрос | Объясняет значение природных богатств и экономики. | Читают информацию в учебнике, рассказывают о каждой группе природных богатств. | Фронтальная, групповая | презентация | 10 м и н | Л: Осознавать свои возможности в учении, рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, проявлять познавательный интерес | ||
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Проверить усвоенный учебный материал | Словесный метод: беседа, практический метод - выполнение упражнений | Учитель предлагает выполнить упражнения в рабочей тетради | Выполняет упражнения в рабочей тетради | Фронтальная, групповая, индивидуальная | - | 10 м и н | Л: Формулирование и аргументация своего мнения, самоконтроль, умение работать самостоятельно Р: контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности с помощью метода проектов; К: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками благодаря методу обсуждения | ||
Физкультинутка | - | - | Предлагает немного отдохнуть и поиграть | Выполняют упражнения | Фронтальная | - | 3 м и н | - | - | - |
Включение в систему знаний | Закрепить знания и умения учащихся | Практический метод: выполнение упражнения Словесный: беседа | Предлагает раскрыть значение по пословиц | Объясняют смысл пословиц | Фронтальная, групповая | Пословицы на карточках | 2 м и н | Л: Формулирование и аргументация своего мнения, самоконтроль, умение работать самостоятельно | ||
Рефлексия | Подвести итоги урока | Словесный: беседа | Задаёт вопросы по теме урока, подводит итог с учащимися. | Отвечают на вопросы учителя, подводят итог урока. | Фронтальная | - | 3 м и н | К: Слушают и вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении. Л: Формирование личностного смысла учения | Л: Формировать умение слушать и отвечать на вопросы учителя |
Конспект урока
Этапы | Прямая речь учителя | Прямая речь обучающихся |
Организационный момент | «-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Олеся Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мир» « -Я уверена, что сегодня мы сделаем для себя много новых открытий и нам обязательно все удастся, если мы будем внимательными, активными и старательными». | Приветствуют учителя. Эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку. |
Актуализация знаний | «- С какой темой на прошлом уроке познакомились?» «- Вспомним, что такое экономика?» «- Для чего нужна экономика?» «- Какие бывают потребности?» Демонстрирует схему (на доске 1 человек) «- Какова основная цель экономики?» «- Что такое потребности?» «- Какие потребности человек получает от природы? «- Какие потребности есть у каждого человека?» «-Что такое товары? Приведите примеры». «- Что такое услуги? Приведите примеры». «- Расскажите, какими товарами и услугами вы пользовались в течение дня». | «- Что такое экономика». «- Экономика – это наука о том, как люди, имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей» «- Экономика нужна для удовлетворения разнообразных потребностей» «- Обеспечение жизнедеятельности человека – главная цель экономики» «-Всё то, что нужно людям для жизни» «- Воздух, вода, свет солнца, красота природу и др». «- Кроссовки, плеер, мороженое, книги, холодильник» «- Это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности». «- Это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей». |
Целеполагание | «-Что изображено на иллюстрациях?» «-Как это можно назвать, одним словом?» «- Кто определил тему нашего урока?» « - Действительно тема нашего сегодняшнего урока «Природные богатства и труд людей – основа экономики». «- Какие задачи перед собой поставите?» «- Сегодня на уроке будем говорить о том, что составляет основу экономики, также более конкретно раскроем каждый фактор экономики». «- Красиво сядьте, спинки выпрямите, руки на парте». «- Послушайте двустишье»: Три кита плывут по морю, Три кита творят основу. «- Как вы думаете, о каких китах идёт речь?» -Послушайте, откуда появилось образное выражение «Три кита»: «- В прошлом люди не знали, что Земля имеет шарообразную форму и постоянно движется в космическом пространстве. Многие думали, что Земля плоская и покоится на спинах трёх огромных китов. Отсюда и пошло выражение «Три кита», которое означает основу, фундамент чего-либо. Когда строится дом, ведь сначала заливают фундамент, на котором дом будет стоять. «- Вот, сегодня мы и узнаем о трёх китах экономики. На чём стоит вся экономика, что её держит. А ответите на этот вопрос вы сами, в конце урока». «- А сейчас поработаем с карточками. У вас на столах лежит карточка белого цвета. Возьмите себе каждый эту карточку. Прочитайте задание, и приступите к его выполнению. Найди лишнее слово: Удача, везение, природные богатства, успех. Здоровье, капитал, гигиена, физкультура. Труд, солнце, небо, космос. «- Как завершите выполнение задание покажите посадкой. -Кто готов назвать лишние слова?» «- Спасибо, все верно, вы правильно назвали все слова, присаживайтесь». «- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с этими понятиями». «- И первым нашим понятием будут: природные богатства». «- Как вы думаете, что такое природные богатства?» «-Ребята, посмотрите на доску, что же относится к природным богатствам?» | «- Воздух, вода, почва, растения, животные полезные ископаемые». «-Природные богатства». Ответы детей. Учащиеся слушают рассказ учителя. Учащиеся работают на карточках. «- Природные богатства, капитал, труд» «- Природные богатства – природные ресурсы: объекты и явления природы, которые могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества» «-Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения, животные». |
Открытие нового знания | «- Раскроем, какое значение для экономики они имеют». «- Одним из природных богатств вы назвали воздух». «- Нужен ли воздух?» «- Давайте прочитаем о воздухе на странице 42-43, на странице 42 посмотрите, как выглядят ветряные мельницы». «- Сделаем вывод: воздух необходим и имеет большое значение для экономики». «- Ребята, как вы думаете, а была бы жизнь без воды?» «- Мы знаем, что без воды не смогут жить люди, звери, птицы, растения. А что произойдет в экономике?» «- Кто нам прочитает со страницы 43 о воде?» «- Вывод: таким образом, без воды невозможна жизнь, а значит, и невозможна экономика». «- Природным богатством вы назвали почву». «-Что такое почва?» «- Кто нам прочитает о почве на странице 43?» «- Вывод: итак, вы видите, что земля – наша кормилица». «- Назовите полезные ископаемые». «- Посмотрим, где используются полезные ископаемые страница 43» «- Вывод: нефть, газ широко используются в промышленности, медицине, транспорте, энергетике. «- Какую же роль в экономике играет растительность?» «- Прочитайте на странице 43» «- Что дает растение для экономики?» «- Вывод: в процессе хозяйственной деятельности растительность дает человеку продукты и товары». « - Какова роль животного мира для экономики?» «- Вывод: для роста в экономике богатства необходимо беречь и охранять животных. «- Вторым фактором развития экономики является капитал – это здания заводов, фабрик, ферм, складов. Это автомобильные и железные дороги, это станки и оборудование. «- Труд людей – основа экономики» «-Труд людей необходим для того, чтобы добывать природные богатства, труд нужен, чтобы создавать капитал. Труд требуется для производства любых товаров и услуг. В экономике необходим труд людей самых разных профессий. И не только труд физический, но и умственный. Успех труда людей зависит во многом от их образования. Современной экономике требуется все больше образовательных людей. Например, умеющих работать на компьютере, знающих иностранные языки. Успех труда зависит и от здоровья людей. А для этого нужно всегда заботиться о своем здоровье с детства. Вывод: труд призван создавать продукцию, товары, услуги, информацию, знания, духовные ценности. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. «- Открывают учебники на странице 42-43 и читают о воздухе». «- Воздух нужен как для всего живого на земле, так и в экономике. Без воздуха не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля…» «- Если не будет воды, то остановятся все заводы и фабрики, закроются столовые, прачечные, парикмахерские, школы, детские сады, больницы…» «- Почва – это земля, которая снабжает растение питанием и водой». «- Основным свойством почвы является плодородие. Без почвы было бы невозможно ведение сельского хозяйства, а значит, и производство продуктов питания». -Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве…» «- Растительность – один из важнейших компонентов природы…». «- Животные издавна служили объектом охоты, рыбалки, кормили и одевали человека». |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | «-Ребята, теперь откроем рабочие тетради на странице 26» «-Выполним задание под номером 1. Посмотрите на представленные картинки, что на них изображено?» «-Что изображено на 1 картинке?» «-Выполним упражнение 2, с помощью учебника на страницах 43-44» «-Откроем страницу 44-45. Прочитаем информацию, представленную на страницах и выполним упражнение №3 в рабочей тетради». | «-На 1 картинке изображены природные богатства» «-На 2 картинке профессии людей» Выполняют упражнение в рабочей тетради. |
Включение в систему знаний | «- Объясните смысл пословиц». Без дела жить – только небо коптить. К большому терпенью придёт и уменье. По труду и награда. | «- Плохо, когда человек живёт, никому не принося пользы». «-Учебный труд, труд рабочего, инженера – это всегда напряжённый труд, умение достигается в результате кропотливой работы». «- Потрудился – получишь хорошую отметку, заработаешь деньги». |
Рефлексия | «-С какой темой мы познакомились на уроке?» «- Какие необходимые ресурсы требуются для производства товаров и услуг?» «- Скажите имена трёх китов экономики». «- Что такое природное богатство?» «- Скажите не менее трёх примеров». «- Что такое капитал? Скажите не менее трёх примеров». «- Что такое труд?» « - Ребята, вы отлично поработали сегодня на уроке». «- Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание» | «- Природные богатства и труд людей - основа экономики» «- Природные богатства, капитал, труд». «- То, что даёт природа. Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения и животные». «- Всё то, что создано руками людей для производства новых товаров и услуг. Заводы, фабрики, фермы, и т.д». Благодарят учителя за урок «- Открывают дневники и записывают домашнее задание» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающий мир " Богатства, отданные людям" ( на примере Леонардо да Винчи)
Презентация создана как образец проекта : " Богатства, отданные людям" для 3 класса, программа " Школа России"...
План-конспект урока окружающего мира "Богатства недр"
Тема: Богатства недрЦель урока: учить описывать на основе предложенного плана богатства недр, выделять их основные существенные свойства и применение (на примере горючих и рудных полезных ископаемых)....
План-конспект к уроку "Окружающий мир"
Тема: "Тела и вещества"...
Урок окружающего мира "Богатства, отданные людям"
Урок окружающего мира...
План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.
Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...
План – конспект фрагмента урока окружающего мира в 4 классе, на тему «Борьба Руси с иноземными захватчиками в 13 веке»
План - конспект урока окружающего мира, 4 класс. УМК "Гармония"...
План-конспект открытого урока окружающего мира "Государственные символы России", 3 класс
Урок окружающего мира по теме "Государственные символы России". 3-й классДанный урок посвящен “Государственным символам России”, приурочен к одному из главных г...