План-конспект урока окружающего мира "Природные богатства"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Тарабукина Олеся Владимировна

Данный конспект использовала в личной практике на уроках окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayuschiy_mir_prirodnye_bogatstva.docx63.55 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

«САМАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

В 3 «А» классе в МБОУ школа-интернат «Преодоление»

Разработала студентка 42 группы

Специальность

Коррекционный учитель начальных классов

Тарабукина Олеся Владимировна

Оценка ____________

Учитель: Турланова Жанна Анатольевна _______________

г. о. Самара, 2022

Класс: 3 «А»

Предмет: Окружающий мир

Учебник, авторы: УМК «Школа России», Плешаков А.А

Тема урока: «Природные богатства и труд людей – основа экономика»

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель урока: Создание условий для знакомства учащихся с природными богатствами и трудом людей, как с основой экономики.

Планируемые результаты:

Предметные: осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам; необходимость бережного отношения к природным богатствам, использовать тексты из разных источников информации для подготовки сообщений.

Метапредметные:

коммуникативные УУД: Доносить свой позитивный настрой до других детей, планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; умение работать в паре, сотрудничество при работе, проявление уважения, признают возможность существования различных точек зрения на обсуждаемую проблему; отвечать на вопросы учителя, соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

познавательные УУД: Умение решать примеры, применение предметных знаний, выбор способов решения заданий; осуществлять поиск и выделять необходимую информации

регулятивные УУД: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления умение определения общей цели и пути её достижения, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих

личностные результаты: Самостоятельно создавать ситуацию успеха, иметь желание учиться, проявлять интерес к изучаемому предмету, понимают его важность; ставить себе прогностическую оценку; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; осознавать свои возможности в учении, рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, проявлять познавательный интерес;

Задачи:

дидактические: овладение умениями понимать, что составляет основу экономике;

развивающие: развивать речь, внимание, мышление.

воспитательные: освоение знаний о природных богатствах и труде людей:

Ресурсы: технологическая карта, учебник УМК «Школа России» 3 класс 2 часть, презентация, раздаточный материал.


Характеристика этапов урока

Этап

урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности

(Ф-фронтальная,

И-индивидуальная, П-парная,

Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Время

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

Организационный момент

Организовать направленное внимание на начало урока.

Словесный метод: беседа

Приветствует учащихся.

Просит встать поприветствовать

Приветствуют учителя и друг друга

Фронтальная форма обучения.

-

2

м

и

н

Р: организация своей деятельности

Самоопределение к деятельности

Актуализация знаний

Проверяют готовность к уроку

Словесный метод: беседа

Задаёт вопросы по прошлой теме

Вспоминают тему прошлого урока, отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная форма обучения.

презентация

5

м

и

н

Р: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование;

П: умение структурировать знания; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К: развивают умения слушать и понимать других, выражать свои мысли;

Целеполагание

Дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий.

Словесный: беседа, практический – задания на карточках

Подводит тетей к теме урока, ставит цель, задачи

Отвечают на вопросы учителя, ставят цель, задачи совместно с учителем

Фронтальная, групповая

-

5

м

и

н

П: Осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

К: Отвечать на вопросы учителя, соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Л: Ставить себе прогностическую оценку; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Открытие нового знания

Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Словесный: беседа, фронтальный опрос

Объясняет значение природных богатств и экономики.

Читают информацию в учебнике, рассказывают о каждой группе природных богатств.

Фронтальная, групповая

презентация

10 м

и

н

Л: Осознавать свои возможности в учении, рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, проявлять познавательный интерес

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Проверить усвоенный учебный материал

Словесный метод: беседа, практический метод - выполнение упражнений

Учитель предлагает выполнить упражнения в рабочей тетради

Выполняет упражнения в рабочей тетради

Фронтальная, групповая, индивидуальная

-

10

м

и

н

Л: Формулирование и аргументация своего мнения, самоконтроль, умение работать самостоятельно

Р: контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности с помощью метода проектов;

К: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками благодаря методу обсуждения

Физкультинутка

-

-

Предлагает немного отдохнуть и поиграть

Выполняют упражнения

Фронтальная

-

3

м

и

н

-

-

-

Включение в систему знаний

Закрепить знания и умения учащихся

Практический метод: выполнение упражнения

Словесный: беседа

Предлагает раскрыть значение по

пословиц

Объясняют смысл пословиц

Фронтальная, групповая

Пословицы на карточках

2

м

и

н

Л: Формулирование и аргументация своего мнения, самоконтроль, умение работать самостоятельно

Рефлексия

Подвести итоги урока

Словесный: беседа

Задаёт вопросы по теме урока, подводит итог с учащимися.

Отвечают на вопросы учителя, подводят итог урока.

Фронтальная

-

3

м

и

н

К: Слушают и вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

Л: Формирование личностного смысла учения

Л: Формировать умение слушать и отвечать на вопросы учителя

Конспект урока

Этапы
урока

Прямая речь учителя

Прямая речь обучающихся

Организационный момент

«-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Олеся Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мир»

« -Я уверена, что сегодня мы сделаем для себя много новых открытий и нам обязательно все удастся, если мы будем внимательными, активными и старательными».

Приветствуют учителя. Эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку.

Актуализация знаний

«- С какой темой на прошлом уроке познакомились?»

«- Вспомним, что такое экономика?»

«- Для чего нужна экономика?»

«- Какие бывают потребности?»

Демонстрирует схему (на доске 1 человек)

«- Какова основная цель экономики?»

«- Что такое потребности?»

«- Какие потребности человек получает от природы?

«- Какие потребности есть у каждого человека?»

«-Что такое товары? Приведите примеры».

«- Что такое услуги? Приведите примеры».

«- Расскажите, какими товарами и услугами вы пользовались в течение дня».

«- Что такое экономика».

«- Экономика – это наука о том, как люди, имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей»

«- Экономика нужна для удовлетворения разнообразных потребностей»

«- Обеспечение жизнедеятельности человека – главная цель экономики»

«-Всё то, что нужно людям для жизни»

«- Воздух, вода, свет солнца, красота природу и др».

«- Кроссовки, плеер, мороженое, книги, холодильник»

«- Это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности».

«- Это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей».

Целеполагание

«-Что изображено на иллюстрациях?»

«-Как это можно назвать, одним словом?»

«- Кто определил тему нашего урока?»

« - Действительно тема нашего сегодняшнего урока «Природные богатства и труд людей – основа экономики».

«- Какие задачи перед собой поставите?»

«- Сегодня на уроке будем говорить о том, что составляет основу экономики, также более конкретно раскроем каждый фактор экономики».

«- Красиво сядьте, спинки выпрямите, руки на парте».

«- Послушайте двустишье»:

Три кита плывут по морю,

Три кита творят основу.

«- Как вы думаете, о каких китах идёт речь?»

-Послушайте, откуда появилось образное выражение «Три кита»:

«- В прошлом люди не знали, что Земля имеет шарообразную форму и постоянно движется в космическом пространстве. Многие думали, что Земля плоская и покоится на спинах трёх огромных китов. Отсюда и пошло выражение «Три кита», которое означает основу, фундамент чего-либо. Когда строится дом, ведь сначала заливают фундамент, на котором дом будет стоять.

«- Вот, сегодня мы и узнаем о трёх китах экономики. На чём стоит вся экономика, что её держит. А ответите на этот вопрос вы сами, в конце урока».

«- А сейчас поработаем с карточками. У вас на столах лежит карточка белого цвета. Возьмите себе каждый эту карточку. Прочитайте задание, и приступите к его выполнению.

Найди лишнее слово:

Удача, везение, природные богатства, успех.

Здоровье, капитал, гигиена, физкультура.

Труд, солнце, небо, космос.

«- Как завершите выполнение задание покажите посадкой.

-Кто готов назвать лишние слова?»

«- Спасибо, все верно, вы правильно назвали все слова, присаживайтесь».

«- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с этими понятиями».

«- И первым нашим понятием будут: природные богатства».

«- Как вы думаете, что такое природные богатства?»

«-Ребята, посмотрите на доску, что же относится к природным богатствам?»

«- Воздух, вода, почва, растения, животные полезные ископаемые».

«-Природные богатства».

Ответы детей.

Учащиеся слушают рассказ учителя.

Учащиеся работают на карточках.

«- Природные богатства, капитал, труд»

«- Природные богатства – природные ресурсы: объекты и явления природы, которые могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества»

«-Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения, животные».

Открытие нового знания

«- Раскроем, какое значение для экономики они имеют».

«- Одним из природных богатств вы назвали воздух».

«- Нужен ли воздух?»

«- Давайте прочитаем о воздухе на странице 42-43, на странице 42 посмотрите, как выглядят ветряные мельницы».

«- Сделаем вывод: воздух необходим и имеет большое значение для экономики».

«- Ребята, как вы думаете, а была бы жизнь без воды?»

«- Мы знаем, что без воды не смогут жить люди, звери, птицы, растения. А что произойдет в экономике?»

«- Кто нам прочитает со страницы 43 о воде?»

«- Вывод: таким образом, без воды невозможна жизнь, а значит, и невозможна экономика».

«- Природным богатством вы назвали почву».

«-Что такое почва?»

«- Кто нам прочитает о почве на странице 43?»

«- Вывод: итак, вы видите, что земля – наша кормилица».

«- Назовите полезные ископаемые».

«- Посмотрим, где используются полезные ископаемые страница 43»

«- Вывод: нефть, газ широко используются в промышленности, медицине, транспорте, энергетике.

«- Какую же роль в экономике играет растительность?»

«- Прочитайте на странице 43»

«- Что дает растение для экономики?»

«- Вывод: в процессе хозяйственной деятельности растительность дает человеку продукты и товары».

« - Какова роль животного мира для экономики?»

«- Вывод: для роста в экономике богатства необходимо беречь и охранять животных.

«- Вторым фактором развития экономики является капитал – это здания заводов, фабрик, ферм, складов. Это автомобильные и железные дороги, это станки и оборудование.

«- Труд людей – основа экономики»

«-Труд людей необходим для того, чтобы добывать природные богатства, труд нужен, чтобы создавать капитал. Труд требуется для производства любых товаров и услуг. В экономике необходим труд людей самых разных профессий. И не только труд физический, но и умственный. Успех труда людей зависит во многом от их образования. Современной экономике требуется все больше образовательных людей.

Например, умеющих работать на компьютере, знающих иностранные языки. Успех труда зависит и от здоровья людей. А для этого нужно всегда заботиться о своем здоровье с детства.

Вывод: труд призван создавать продукцию, товары, услуги, информацию, знания, духовные ценности.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

«- Открывают учебники на странице 42-43 и читают о воздухе».

«- Воздух нужен как для всего живого на земле, так и в экономике. Без воздуха не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля…»

«- Если не будет воды, то остановятся все заводы и фабрики, закроются столовые, прачечные, парикмахерские, школы, детские сады, больницы…»

«- Почва – это земля, которая снабжает растение питанием и водой».

«- Основным свойством почвы является плодородие. Без почвы было бы невозможно ведение сельского хозяйства, а значит, и производство продуктов питания».

-Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве…»

«- Растительность – один из важнейших компонентов природы…».

«- Животные издавна служили объектом охоты, рыбалки, кормили и одевали человека».

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

«-Ребята, теперь откроем рабочие тетради на странице 26»

«-Выполним задание под номером 1. Посмотрите на представленные картинки, что на них изображено?»

«-Что изображено на 1 картинке?»

«-Выполним упражнение 2, с помощью учебника на страницах 43-44»

«-Откроем страницу 44-45. Прочитаем информацию, представленную на страницах и выполним упражнение №3 в рабочей тетради».

«-На 1 картинке изображены природные богатства»

«-На 2 картинке профессии людей»

Выполняют упражнение в рабочей тетради.

Включение в систему знаний

«- Объясните смысл пословиц».

Без дела жить – только небо коптить.

К большому терпенью придёт и уменье.

По труду и награда.

«- Плохо, когда человек живёт, никому не принося пользы».

«-Учебный труд, труд рабочего, инженера – это всегда напряжённый труд, умение достигается в результате кропотливой работы».

«- Потрудился – получишь хорошую отметку, заработаешь деньги».

Рефлексия

«-С какой темой мы познакомились на уроке?»

«- Какие необходимые ресурсы требуются для производства товаров и услуг?»

«- Скажите имена трёх китов экономики».

«- Что такое природное богатство?»

«- Скажите не менее трёх примеров».

«- Что такое капитал? Скажите не менее трёх примеров».

«- Что такое труд?»

« - Ребята, вы отлично поработали сегодня на уроке».

«- Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание»

«- Природные богатства и труд людей - основа экономики»

«- Природные богатства, капитал, труд».

«- То, что даёт природа. Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения и животные».

«- Всё то, что создано руками людей для производства новых товаров и услуг. Заводы, фабрики, фермы, и т.д».

Благодарят учителя за урок

«- Открывают дневники и записывают домашнее задание»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающий мир " Богатства, отданные людям" ( на примере Леонардо да Винчи)

Презентация создана как образец проекта : " Богатства, отданные людям" для 3 класса, программа " Школа России"...

План-конспект урока окружающего мира "Богатства недр"

Тема: Богатства недрЦель урока: учить описывать на основе предложенного плана богатства недр, выделять их основные существенные свойства и применение (на примере горючих и рудных полезных ископаемых)....

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

План-конспект открытого урока окружающего мира "Государственные символы России", 3 класс

Урок окружающего мира по теме "Государственные символы России". 3-й классДанный урок посвящен  “Государственным символам России”, приурочен  к одному из  главных г...