Оценка степени загрезнения воздуха по хвоинкам сосны в разных участках микрорайона Северное Тушино.
проект по окружающему миру (3 класс)
Мы предположили, что сосну обыкновеннуюможно использоватьв качестве биоиндексатора для оценкизагрязнения атмосферы.
В ходе работы мы выяснили:
1.В Алешкинском лесопарке,состояние атмосферного воздуха можно оценить как относительно "чистое"(норма).
2.В центре микрорайона -умеренное загрязнение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sosna_obyknovennaya.ppt | 2.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель исследовательской работы: В теоретической части: Определить и сравнить степень загрязнения воздуха в разных точках микрорайона Северное Тушино по хвоинкам сосны обыкновенной. В практической части: Выбрать точки исследования. Собрать материал. Провести измерения. Определить степень загрязнения воздуха в микрорайоне Северное Тушино
Сосна обыкновенная – малотребовательная порода, она обладает высокой приспосабливаемостью как к богатству почв, так и её влажности, поэтому может расти и на песках, и на болотах. Растет сосна обычно до 200-250 лет, а в отдельных условиях – до 400 лет.
Экология в Москве Гибнут леса и из-за пожаров. По вине человека происходит до 80% лесных пожаров. Проблема загрязнения атмосферного воздуха – одна из наиболее острых экологических проблем Москвы.
Актуальность Землю окружает атмосфера – толстый слой воздуха, газовая оболочка Земли. Воздух в городах загрязняется большим количеством вредных веществ: различными газами, выделяющимися при работе промышленных предприятий, теплоэлектростанций, транспорта. При этом очень важно знать степень загрязнения воздуха, потому что это оказывает влияние на состояние животных и растений, а также на здоровье человека. Для определения степени загрязнения воздуха обычно используют специальные приборы. Но и по растениям-биоиндикаторам можно определить степень загрязнения.
Пора бы человечеству понять, Богатство у Природы отбирая, Что Землю нужно тоже охранять: Она, как мы, такая же ЖИВАЯ!
Мы знаем, что разные растения имеют разную выносливость к вредным газам воздуха, и обычно эту устойчивость выражают в баллах: 0 – неустойчивые; 1 – устойчивость невысокая; 2 – сравнительно устойчивые; 3 – устойчивые. Среди самых обычных городских растений устойчивыми к загрязнению воздуха считаются тополя, сирень, смородина золотистая; менее устойчивы липы, береза повислая, барбарис; самыми чувствительными считаются ель обыкновенная, клен остролистный, каштан конский, сосна обыкновенная.
ВЛИЯНИЕ АТМОСФЕРНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НА ИГОЛКИ СОСНЫ ОБЫКНОВЕННОЙ. Гипотеза: мы предположили, что сосну обыкновенную можно использовать в качестве биоиндикатора для оценки загрязнённости атмосферы Объект исследования: иголки сосны обыкновенной
Для проведения исследования мы выбрали 2 точки, предположительно отличающиеся по степени загрязнения воздуха: в Алёшкинском лесу (в центре леса), и в центре микрорайона – во дворах, около школы. Для нашего исследования мы выбрали сосну обыкновенную. Это дерево часто встречается в нашем парке и присутствует во дворах нашего микрорайона.
Практическая часть исследования Все хвоинки разделили на группы в соответствии с классами усыхания и повреждения. Классы повреждения: 1 - хвоинки без пятен; 2 - хвоинки с небольшим числом мелких пятен; 3 - хвоинки с большим числом черных и желтых пятен. Классы усыхания: 1 - на хвоинках нет сухих участков; 2 - на хвоинках усох кончик 2 - 5 мм; 3 - усохла 1/3 хвоинки; 4 - вся или большая часть хвоинки сухая.
Сбор материала и выборка Для сбора хвоинок мы выбирали относительно молодые сосны высотой 1,5–2 м. С каждой точки мы собрали по 100 хвоинок. Разбор их проводили в классе.
При выполнении измерений выполнялись следующие операции Данные заносили в таблицу. По преобладающему классу повреждения и усыхания хвоинок определяли степень загрязнения воздуха. Кроме этого, мы провели тест по Гертелю. Толщина воскового слоя на хвое сосны тем больше, чем выше содержание в воздухе сернистого газа (выброс в атмосферу выхлопных газов от машин,например) При этом при кипячении хвоинок чем выше мутность, тем больше концентрация сернистого газа в воздухе.
План проведения исследования 1). Собрали по 10 хвоинок одного возраста с 10 сосен в центральной части Алешкинского леса и с окраины. 2). Поместили их в пробирки, залили равным количеством дистиллированной воды. 3). С помощью спиртовки нагрели пробирки и кипятили в течение пяти минут. 4). Оценили, визуально сравнивая с чистой водой, степень помутнения воды в пробирках. По внешнему виду раствора в пробирках была определена степень помутнения в баллах.
Результат Исследования состояния хвои сосен, произрастающих в разных точках нашего исследования, показаны в таблице. Состояние хвои Площадка №1 ( Алёшкинский лес) Площадка № 2 (возле школы) Кол-во хвоинок % хвоинок от общего числа Кол-во хвоинок % хвоинок от общего числа Обследовано хвоинок 100 100 Повреждения хвои 1 класс 87 87 43 2 класс 13 13 41 3 класс 16 Усыхание хвои 1 класс 100 49 2 класс 51 3 класс 4 класс ТАБЛИЦА
При проведении теста по Гертелю мы получили следующие данные: 1. пробирка с хвоинками из Алёшкинскго леса - степень помутнения низкая 2. пробирка с хвоинками из центра микрорайона - степень помутнения выше, но небольшая. Вывод: Состояние атмосферного воздуха в Алешкинском лесопарке можно оценить как относительно чистое («норма»), состояние атмосферного воздуха в центре микрорайона - как умеренное загрязнение.
В центральной части Алешкинского леса большая часть хвоинок относится к классу повреждения 1 и классу усыхания 1 (не усохли или усох кончик на 2–5 мм) т.е. степень изменения хвоинок под влиянием неблагоприятных факторов не очень большая. Это говорит о том, что воздух в центре Алешкинского лесопарка относительно чистый . В центре микрорайона у школы большая часть хвоинок относится к классу повреждения 1 и 2 и классу усыхания 1 и 2. Это говорит о том, что воздух в центре микрорайона загрязнём сильнее.
Проведя разовые наблюдения над растениями сосны обыкновенной, мы сделали следующие выводы: Сосна обыкновенная может быть использована для мониторинга качества окружающей среды
ЛИТЕРАТУРА: Биология в школе. Научно-методический журнал.№1-2, 2007г Розанов, Л.Л. Словарь-справочник/ Л.Л. Розанов. - М.: НЦЭНАС, 2002.-88с.. Бондарук, М.М. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии/ М.М. Бондарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: 2021г – 170с. Универсальная научно-популярная энциклопедия «Кругосвет» – www.krugosvet.ru Жизнь растений, том 3, под ред. М.М. Голлербаха — М.: Просвещение, 1977. Растения и животные: руководство для натуралиста — М.: 2021.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ученический проект "Дорожные знаки на территории 5 микрорайона города Стрежевого"
Проектная работа учащихся 3 класса, которую ребята выполняли с целью: изучить дорожные знаки на территории 5 микрорайона г. Стрежевого для обеспечения безопасности пешеходов, живущих в данном микрорай...
Конспект открытого урока "Путешествие по микрорайону "Светлый"
Цели: познакомить детей с достопримечательностями микрорайона «Светлый»; обучать работе с картой; развивать речь, познавательный интерес; воспитывать любовь к малой родине, любовь к родному городу....
"Оценка качества знаний в игровых формах работы на уроках сольфеджио с детьми разных возрастных групп в Центре детского творчества"
Данная аттестационная работа является результатом многолетнего опыта ,накопленного в работе с детьми в вокально-театральной студии по предмету сольфеджио.В ней рассматриваются такие аспекты , как псих...
Творческие задания разной степени сложности .
Творческие работы разной степени сложности....
Публикация в журнале "Методист" статьи: "Использование индивидуальных карточек-заданий при изучении северных росписей в рамках программы "Северная роспись""
Статья в журнале "Методист" №7 : "Использование индивидуальных карточек-заданий при изучении северных росписей в рамках программы "Северная роспись""...
Проектирование системы оценки планируемых результатов обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталостью
Проектирование системы личностных и предметных результатов обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) по ФГОС с УО...
Проект "Хвоинки ели и сосны"
Проект...