Статья "Формирование экологической культуры младших школьников"
статья по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

Соловьева Эльвира Михайловна

В данной статье рассматривается необходимость формирования экологической культуры младших школьников. Именно в этом возрасте приобретенные знания преобразовываются в устойчивые убеждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Соловьева Эльвира Михайловна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №31 г. Йошкар-Олы»

Формирование экологической культуры младших школьников

Стали люди сильными, как боги,

И судьба земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нет,

Черные сотрешь ли, Человек?

В. Орлова

        В данной статье рассматривается необходимость формирования у детей младшего школьного возраста экологической культуры. Ведь именно дети восприимчивы к добру, они любознательны. Именно с раннего детства  нужно  закладывать основы экологического воспитания и культуры, нравственные основы, умение видеть красоту природы, развивать чувство прекрасного . Приобретенные в этом возрасте знания преобразовываются в устойчивые убеждения. Дети, которые получат определенные экологические знания, будут бережливы по отношению к природе.

        В современном мире воспитание экологической культуры в начальной школе  является одним из приоритетных направлений в педагогической практике. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на нашей планете. Она требует формирования нового экологического мышления.  Ответственное отношение к окружающей природе формируется в течение всей жизни человека. Экологическое воспитание обучающихся  обозначает развитие у них экологического сознания. Экологическая культура выражается в его отношении к окружающей среде. Цель формирования экологической культуры школьников заключается в воспитании ответственного, внимательного отношения к природе.

        Чтобы в полной мере осуществлять экологическое развитие детей, работа школы по данному направлению должна быть проведена совместно с семьей. Ведь именно в семье закладываются основы гуманного отношения к природе. Именно семья дает самый первый опыт взаимодействия с окружающей средой, приобщает к активной деятельности с природой.

        Формирование экологической культуры младших школьников несет в себе комплексную проблему. Поэтому в воспитании бережного отношения к окружающей нас природе задействованы возможности всех предметов курса начального образования. Свое начало она берет на уроках окружающего мира и формирование экологической культуры продолжается на уроках математики, русского языка, литературного чтения. А также находит отражение во внеурочной деятельности. На уроках математики ребята учатся количественно оценивать состояния природных объектов, чему немало способствуют задачи экологической направленности. Технология в начальной школе дает возможность на практике познакомиться со свойствами природных материалов и возможностями их экономичного использования. Эффективны также интегрированные уроки. Например, литературное чтение + окружающий мир. Они формируют у детей целостное представление об окружающей действительности, учат видеть взаимосвязь явлений.
        Внеурочные занятия являются обязательным элементом формирования экологического образования. Эффективность формирования экологической культуры  именно на этих занятиях обусловлена возможностью сочетания различных видов работы и творческого применения полученных знаний об окружающем мире. Во внеурочной практике сочетаются познавательная, игровая, трудовая, исследовательская, проектная деятельность. Используются индивидуальные, групповые, массовые формы работы. Индивидуальные занятия часто включают наблюдения детей за природными явлениями, видами растений и животных, проведение различных опытов. Групповая работа может быть организована в рамках кружков экологической направленности, позволяющих собрать заинтересованных ребят, стремящихся глубже погрузиться в вопросы охраны окружающей среды.

Проектная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. Реализация проектов способствует формированию экологической культуры. В процессе подготовки школьники: получают эмоциональный опыт непосредственного взаимодействия с природой; прочно усваивают правила экологичного поведения; участвуют в природоохранной деятельности.

Сегодня в образовательных учреждениях широко применяют инновационные технологии. Благодаря этому значительно расширяются возможности на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности по формированию экологической культуры младших школьников.  

        Экологическое образование и воспитание должно решать следующие задачи:

- учить понимать взаимосвязи в природе; понимать, что природа – это непреходящая ценность, среда обитания и дом человека;

        - развивать потребность общаться с природой, наслаждаться ее красотой и величием;

- овладевать практическими знаниями и умениями, позволяющими правильно строить свои взаимоотношения с природой.

Согласно ФГОС НОО целями и задачами экологического образования младших школьников являются формирование экологического сознания, характеризующегося непрагматическим, ценностным отношением к природе и всем формам жизни; убежденности в необходимости охраны природы края, страны и всей планеты; выработка определенных умений и получение первоначального опыта участия в природоохранной деятельности, развитие интереса к природе, понимание активной роли человека в природе.

На этапе начальной школы на первое место в урочной и внеурочной деятельности выдвигается опыт применения формируемых УУД, ценностных ориентаций и оценочных умений, социальных норм поведения, направленных на развитие экологического сознания — выработку нравственной саморегуляции в отношении к природе и человеку, включая себя самого и других людей, сохранение здоровья и обеспечение экологической безопасности человека и природы.

При формировании экологической культуры младших школьников необходимо учитывать психологические особенности ребенка. У них в этом возрасте преобладают наглядно-образная и наглядно-действенная формы мышления.
        Очень важным при формировании экологической культуры является учет эмоционального компонента отношений. Вместе с познанием красоты у школьников зарождается чувство бережного отношения к природе. Воспитание любви к природе эффективно лишь тогда, когда дети ежедневно общаются с природой и это общение направлено взрослыми.

        Условием эффективного формирования экологической культуры младших школьников  является выбор учителем оптимальных форм и методов взаимодействия с обучающимися.

        Форма обучения - это организация учебно-познавательной деятельности учащихся . Различают следующие организационные формы изучения природы младшими школьниками:

- урок;

- экскурсия;

- внеурочная домашняя работа;

- внеклассная работа.

Еще одним эффективным методом формирования экологической культуры младших школьников является использование игровых методов обучения. Для детей данного возраста этот метод обучения является вполне естественным.

Метод проектов  - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией полученных результатов.

С  педагогической точки зрения не менее эффективной формой экологического воспитания и всестороннего развития личности ребенка является туристический поход. Попадая в природную среду, дети испытывают неподдельную радость при виде различных природных объектов. Возникает мотивация активной познавательной деятельности, что способствует  повышению уровня образования ребенка, и в то же время происходит осознание невидимой грани между красотой и хрупкостью мира природы, возникает желание сохранить.

Формирование экологической культуры младших школьников  возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов урочной и внеурочной деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы. Но любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается в детской душе только в том случае, если школьник видит примеры соответствующего отношения к природе со стороны взрослых.

Проблема формирования экологической культуры личности в настоящее время становится одной из центральных вопросов, которые связаны с изучением окружающей среды.

Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводится высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженные помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека.

Литература

1. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. – М.: Академия, 2010 г.

2. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы// Начальная школа. – 1997. - №4.

3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в 3-4 классах: Книга для учителя/ Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапова. – М.: Просвещение, 2011.

4. Товпинец И.П. Окружающий мир в 1-2 классах четырехлетней начальной школы: методические рекомендации. Книга для учителя/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные традиции и их роль в воспитании экологической культуры младших школьников

В статье раскрывается роль семейных традиций в экологическом воспитании младших школьников....

Влияние дидактических игр на формирование экологической культуры младших школьников

статья экологической направленности содержит игры по формированию экологического мышления младших школьников...

Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экол...

Обобщение опыта работы по теме:"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

Описание моего опыта работы по формированию экологической культуры школьников (1-4 кл.)...

Игра – как одна из форм развития экологической культуры младших школьников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Кустовская средняя общеобразовательная школа  Яковлевского района Белгородской области»           ...

Воспитание экологической культуры младших школьников, как общей культуры личности.

В статье раскрыты основные методы и приёмы формирования экологической культуры младших школьников....

«РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ».

В статье представлены тезисы педагогического проекта "РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ»....