Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Горожане и селяне" ( с элементами краеведения)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Светлана Владимировна Кузнецова

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Горожане и селяне" ( с элементами краеведения) к учебнику Плешакова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока25.45 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Окружающий мир

УМК: «Гармония»

Учитель: Кузнецова Светлана Владимировна МБОУ «Гимназия №25» города Курска

  1. 2 В класс

Тема:

Горожане и селяне (с элементами краеведения)

Тип урока: ОНЗ

Цель: формирование у учащихся представления о жизни в селе и городе

Задачи:

Образовательные:

-актуализировать знания детей понятий «город» и «село» познакомить учащихся с различными условиями жизни горожан и селян, с профессией архитектор;

Развивающие:

-Развивать функции мышления: умения анализировать, сравнивать, обобщать (логические  познавательные УУД),  умения формировать учебные задачи, осуществлять с/оценку и взаимооценку (регулятивные УУД), умения работать в парах, в группах, выражать мысли в соответствии с языковыми нормами

-Развить внимание учащихся, память, воображение; (личностные УУД)

Воспитательные:

-Воспитывать интерес к предмету(личностные УУД);

-Воспитывать патриотическое чувство, любовь к своей малой родине.

Планируемый результат:

-актуализируют понятия «город» и «село»; познакомятся с различными условиями жизни горожан и селян, профессией архитектор;

-будут продолжать умения анализировать, сравнивать, обобщать, формировать учебные задачи, осуществлять с/оценку и взаимоооценку, работать в парах, выражать мысли в соответствии с языковыми нормами;

-проявят желание изучать свой населенный пункт.

Средства обучения: экранно-звуковые: презентация; технические: ноутбук, проектор; дидакт. материал: карточки; книгопечатная продукция: учебник О.Т. Поглазова.

Информационные источники: на бумажных носителях

                                                         на электронных носителях

ХОД УРОКА

1. Орг. момент          

-Проверьте готовность к уроку.

-Надеюсь, у вас хорошее настроение. Начнем урок.

2.  Актуализация знаний. Целеполагание.

-Сегодня мы начнем наш урок необычно.         Сядьте ровно, закройте глаза, послушайте звуки, которые я сейчас включу, и представьте картинку, подходящую к этим звукам.

*аудиозапись «Звуки города»

-Что вы представили?

-А что вам подсказало, что это звуки города? Как часто вы их слышите?

-Закрывайте глаза. Послушайте еще один фрагмент. И снова представьте.

*аудиозапись «Звуки села»

-Куда вы попали сейчас? Что именно вам подсказало, что это звуки села, деревни?

-А кто знает, как называют людей, которые живут в городе? (горожане)

-Город - горожане!

-А как называют людей, которые живут в селе? (селяне)

-Село – селяне!

-А мы с вами горожане или селяне?

-Почему?

-Как выдумаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-Откройте учебники на стр.77, прочитайте тему урока. Верны ли наши предположения?

-О чем бы вы хотели узнать на уроке по этой теме?

-Прочитайте вопросы в синей рамочке, которые предлагают нам авторы учебника.

-Найти ответы на эти вопросы – это задачи нашего урока.

-Мы сегодня буде говорить о том, чем отличается жизнь горожан и селян.

3. Мотивация.

-Предлагаю вам задание. Возьмите карточку №1. Прочитайте предложения, отметьте «кружочком» то, которое подходит вам. 

Карточка №1

  1. Я знаю про жизнь селян и горожан всё.
  2. Я пока не всё знаю про жизнь селян и горожан.
  3. Я очень мало знаю про жизнь селян и горожан.

-Поднимите руку и прочитайте предложение, которое вы выбрали.

-Спасибо. Отложите карточки, мы к ним еще вернемся.

-Я надеюсь, что сегодня на уроке каждый из вас сумеет сделать новое открытие.

4. Работа по теме.

*Презентация. Слайд 1 (четыре фото с нумерацией, на котором г.Курск и село)

-Перед вами различные фотографии. Я утверждаю, что на всех этих фото изображен город. Кто со мной согласен? (ответы детей, почему не согласны)

-Давайте разделим фото на две группы. Те, кот. относятся к городу, и те, кот относятся к селу.

-Давайте попробуем выделить отличительные черты города и села.

-Возьмите карточку №2(у каждого ребенка).  Рассмотрите таблицу (Слайд 2 на экране).

Карточка  №2

город

село

Дома

Дороги

Занятия людей

Транспорт

Досуг

-По каким позициям мы будем сравнивать жизнь горожан и селян?

-Давайте прочитаем с чего мы начнем. Итак, дома!

*учитель на доску вывешивает  табличку «ДОМА»

*Слайд 3 с домами города Курска  и села

* Дети анализируют фото.

*Учитель вывешивает на доску таблички «МНОГОЭТАЖНЫЕ» и «ОДНОЭТАЖНЫЕ»

*Дети записывают в таблицу (карточка №2)

-А какие еще строения, кроме домов,  можно увидеть в городе?

-Человек какой профессии придумывает, как будут выглядеть дома, больницы, школы, храмы…? Где они будут построены?

-Давайте прочитаем об этом на стр.78 в учебнике. (дети читают о профессии архитектора)

-Следующая позиция в нашей таблице «ДОРОГИ» (учитель вывешивает на доску).

*Слайд 4 с дорогами.

-Сравните, какие дороги в городе и в селе.

*Дети анализируют.

*Учитель вывешивает таблички на доску «АСФАЛЬТ» и «ГРУНТ»

*Дети записывают в таблицу (карточка №2)

-Дальше в таблице… «ЗАНЯТИЯ ЛЮДЕЙ» (учитель вывешивает на доску).

-Предлагаю работу в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.

*Дети называю правила, учитель вывешивает таблички – правила работы в группе.

-Откройте конверт со значком «работа в группе» (на столах у каждой группы)! Выберите картинки, соответствующие заданию, написанному на листе! Приклейте подходящие фото на лист.

* 3 группы выбирают фото «Занятия селян», 3 группы – «Занятия горожан» (все фото г.Курска)

*Проверка (по одному представителю от группы вывешивают на доску листы)

-У кого было задание выбрать занятие горожан? Ответьте, где работают горожане? (заводы, фабрики, торговля, медицина и т.д)

-А какие вы знаете фабрики, заводы, предприятия, которые есть в нашем городе?

*Слайд 5 с заводами, предприятиями г. Курска (рассказ учителя)

-У кого было задание выбрать занятие селян? Ответьте, где работают селяне? (занимаются выращиванием культурных растений, животных; земледелием)

-У Рышковой Дарьи папа и дедушка – фермеры. Даша подготовила небольшое сообщение об этой профессии.

*Рассказ Даши.

-Как можно назвать одним словосочетанием (двумя словами) выращивание сельскохозяйственных растений, выращивание животных, земледелие? (сельское хозяйство)

*Учитель вывешивает на доску таблички «ФАБРИКИ, ЗАВОДЫ, ТОРГОВЛЯ, МЕДИЦИНА» и «СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО»

*Дети записывают в таблицу (карточка №2)

-А как вы думаете, профессия доктор относится к занятиям горожан или селян? (ответы детей)

-Правильно, есть такие профессии, которые нужны и в городе, и в селе (учитель, продавец, водитель, библиотекарь…)

-Следующая позиция в нашей таблице… «ТРАНСПОРТ» (учитель вывешивает на доску).

-Какие виды транспорта есть в нашем городе? (троллейбусы, трамваи, автобусы и т.д.)

-А какие виды транспорта есть в селе? (автобусы, тракторы, лошадь, велосипед…)

-Как вы думаете, а нужны ли в селе троллейбусы, трамваи? Почему?

*Учитель вывешивает на доску таблички «ТРАМВАИ, ТРОЛЛЕЙБУСЫ» и «С/Х ТЕХНИКА, ЛОШАДЬ»

*Дети записывают в таблицу (карточка №2)

5. ФИЗПАУЗА

 - Молодцы, вы отлично поработали, а теперь давайте немного отдохнем. Прошу вас встать из- за своих парт, сейчас мы с вами поиграем

Правила игры: я буду называть вам разные слова – признаки села и города. Если речь пойдет о городе, то вам нужно будет встать на носочки и тянуться вверх (потому что в городе дома высокие, покажите какие). А если названное мною слово относится к селу, то вам нужно будет присесть. Например, слово «курица», где можно встретить курицу, в городе или селе? В селе – значит нужно присесть.

Итак, начали:  Многоэтажный дом; трамвай; корова; завод; трактор; троллейбус; колодец;  кинотеатр;  топор; утка;  цирк; приусадебный участок; много машин; собака.

6. Работа по теме.

-Дальше в таблице … «ДОСУГ» (учитель вывешивает на доску)

-Что обозначает слово «досуг»? (свободное от работы время)

-Чтобы заполнить таблицу, предлагаю поработать в парах. Возьмите конверт со значком «работа в парах» (в конверте фото культурных заведений г. Курска и их названия).

-На этих фотографиях вы видите культурные заведения и места отдыха, которые посещают жители нашего города. Подберите названия к тем фото, которые вы узнаете.

*Проверка: дети озвучивают, на экране Слайд 6.

-Какие еще места отдыха знаете? (учитель дополняет)

-А для чего горожане посещают парки?

-А как вы думаете, а в селе есть парки? (нет, там лес)

-А как проводят свой досуг селяне? (ответы детей)

-Культурная жизнь в селе тоже есть: во многих селах существуют клубы, в которых работают кружки, секции; демонстрируются фильмы; выступают приглашенные артисты; работают библиотеки, музеи и т.д. А если селяне захотят посетить цирк, театр или другой музей, они всегда могут приехать в город.

*Учитель вывешивает таблички на доску «МУЗЕИ, ТЕАТРЫ, ЦИРК, ПАРКИ» и «КЛУБ, ЛЕС»

*Дети записывают в таблицу (карточка №2)

7. Итог урока. Рефлексия

-Мы провели большую работу по исследованию условий жизни города и села. Таблица заполнена! Она поможет вам в подготовке дз.

-Давайте вернемся к началу урока. Какие вопросы вы ставили перед собой?

-Что нового вы узнали о жизни горожан и селян? Какие открытия сделали?

-Что нового о своем городе вы узнали?

-Вернемся к карточке №1. Посмотрите, какое предложение вы выбрали в начале урока. Какое бы вы сейчас выбрали? Отметьте «квадратиком». У кого изменилась позиция?

- А где бы вы хотели жить, когда вырастите? В городе или селе?

-Везде жизнь по-своему красива и интересна. И занятие по душе можно найти и в селе, и в городе. Главное, жить достойно, любить свою Родину, свой дом, семью и приносить пользу людям.

*Учитель выставляет отметки.

8. Д/З

-Еще раз о жизни горожан и селян вы прочитаете в учебнике на стр.77-78. А по таблице составьте рассказ: выберите для себя любую роль «ребенок -горожанин» или «ребенок-селянин» и расскажите о своей жизни.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Конспект урока окружающего мира с элементами функциональной грамотности

Предлагаю вашему выниманию конспект урока окружающего мира на тему "Город на Неве"....

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...