Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Горожане и селяне" ( с элементами краеведения)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Горожане и селяне" ( с элементами краеведения) к учебнику Плешакова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 25.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
УМК: «Гармония»
Учитель: Кузнецова Светлана Владимировна МБОУ «Гимназия №25» города Курска
2 В класс
Тема:
Горожане и селяне (с элементами краеведения)
Тип урока: ОНЗ
Цель: формирование у учащихся представления о жизни в селе и городе
Задачи:
Образовательные:
-актуализировать знания детей понятий «город» и «село» познакомить учащихся с различными условиями жизни горожан и селян, с профессией архитектор;
Развивающие:
-Развивать функции мышления: умения анализировать, сравнивать, обобщать (логические познавательные УУД), умения формировать учебные задачи, осуществлять с/оценку и взаимооценку (регулятивные УУД), умения работать в парах, в группах, выражать мысли в соответствии с языковыми нормами
-Развить внимание учащихся, память, воображение; (личностные УУД)
Воспитательные:
-Воспитывать интерес к предмету(личностные УУД);
-Воспитывать патриотическое чувство, любовь к своей малой родине.
Планируемый результат:
-актуализируют понятия «город» и «село»; познакомятся с различными условиями жизни горожан и селян, профессией архитектор;
-будут продолжать умения анализировать, сравнивать, обобщать, формировать учебные задачи, осуществлять с/оценку и взаимоооценку, работать в парах, выражать мысли в соответствии с языковыми нормами;
-проявят желание изучать свой населенный пункт.
Средства обучения: экранно-звуковые: презентация; технические: ноутбук, проектор; дидакт. материал: карточки; книгопечатная продукция: учебник О.Т. Поглазова.
Информационные источники: на бумажных носителях
на электронных носителях
ХОД УРОКА
1. Орг. момент
-Проверьте готовность к уроку.
-Надеюсь, у вас хорошее настроение. Начнем урок.
2. Актуализация знаний. Целеполагание.
-Сегодня мы начнем наш урок необычно. Сядьте ровно, закройте глаза, послушайте звуки, которые я сейчас включу, и представьте картинку, подходящую к этим звукам.
*аудиозапись «Звуки города»
-Что вы представили?
-А что вам подсказало, что это звуки города? Как часто вы их слышите?
-Закрывайте глаза. Послушайте еще один фрагмент. И снова представьте.
*аудиозапись «Звуки села»
-Куда вы попали сейчас? Что именно вам подсказало, что это звуки села, деревни?
-А кто знает, как называют людей, которые живут в городе? (горожане)
-Город - горожане!
-А как называют людей, которые живут в селе? (селяне)
-Село – селяне!
-А мы с вами горожане или селяне?
-Почему?
-Как выдумаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
-Откройте учебники на стр.77, прочитайте тему урока. Верны ли наши предположения?
-О чем бы вы хотели узнать на уроке по этой теме?
-Прочитайте вопросы в синей рамочке, которые предлагают нам авторы учебника.
-Найти ответы на эти вопросы – это задачи нашего урока.
-Мы сегодня буде говорить о том, чем отличается жизнь горожан и селян.
3. Мотивация.
-Предлагаю вам задание. Возьмите карточку №1. Прочитайте предложения, отметьте «кружочком» то, которое подходит вам.
Карточка №1
|
-Поднимите руку и прочитайте предложение, которое вы выбрали.
-Спасибо. Отложите карточки, мы к ним еще вернемся.
-Я надеюсь, что сегодня на уроке каждый из вас сумеет сделать новое открытие.
4. Работа по теме.
*Презентация. Слайд 1 (четыре фото с нумерацией, на котором г.Курск и село)
-Перед вами различные фотографии. Я утверждаю, что на всех этих фото изображен город. Кто со мной согласен? (ответы детей, почему не согласны)
-Давайте разделим фото на две группы. Те, кот. относятся к городу, и те, кот относятся к селу.
-Давайте попробуем выделить отличительные черты города и села.
-Возьмите карточку №2(у каждого ребенка). Рассмотрите таблицу (Слайд 2 на экране).
Карточка №2
город | село | |
Дома | ||
Дороги | ||
Занятия людей | ||
Транспорт | ||
Досуг |
-По каким позициям мы будем сравнивать жизнь горожан и селян?
-Давайте прочитаем с чего мы начнем. Итак, дома!
*учитель на доску вывешивает табличку «ДОМА»
*Слайд 3 с домами города Курска и села
* Дети анализируют фото.
*Учитель вывешивает на доску таблички «МНОГОЭТАЖНЫЕ» и «ОДНОЭТАЖНЫЕ»
*Дети записывают в таблицу (карточка №2)
-А какие еще строения, кроме домов, можно увидеть в городе?
-Человек какой профессии придумывает, как будут выглядеть дома, больницы, школы, храмы…? Где они будут построены?
-Давайте прочитаем об этом на стр.78 в учебнике. (дети читают о профессии архитектора)
-Следующая позиция в нашей таблице «ДОРОГИ» (учитель вывешивает на доску).
*Слайд 4 с дорогами.
-Сравните, какие дороги в городе и в селе.
*Дети анализируют.
*Учитель вывешивает таблички на доску «АСФАЛЬТ» и «ГРУНТ»
*Дети записывают в таблицу (карточка №2)
-Дальше в таблице… «ЗАНЯТИЯ ЛЮДЕЙ» (учитель вывешивает на доску).
-Предлагаю работу в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.
*Дети называю правила, учитель вывешивает таблички – правила работы в группе.
-Откройте конверт со значком «работа в группе» (на столах у каждой группы)! Выберите картинки, соответствующие заданию, написанному на листе! Приклейте подходящие фото на лист.
* 3 группы выбирают фото «Занятия селян», 3 группы – «Занятия горожан» (все фото г.Курска)
*Проверка (по одному представителю от группы вывешивают на доску листы)
-У кого было задание выбрать занятие горожан? Ответьте, где работают горожане? (заводы, фабрики, торговля, медицина и т.д)
-А какие вы знаете фабрики, заводы, предприятия, которые есть в нашем городе?
*Слайд 5 с заводами, предприятиями г. Курска (рассказ учителя)
-У кого было задание выбрать занятие селян? Ответьте, где работают селяне? (занимаются выращиванием культурных растений, животных; земледелием)
-У Рышковой Дарьи папа и дедушка – фермеры. Даша подготовила небольшое сообщение об этой профессии.
*Рассказ Даши.
-Как можно назвать одним словосочетанием (двумя словами) выращивание сельскохозяйственных растений, выращивание животных, земледелие? (сельское хозяйство)
*Учитель вывешивает на доску таблички «ФАБРИКИ, ЗАВОДЫ, ТОРГОВЛЯ, МЕДИЦИНА» и «СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО»
*Дети записывают в таблицу (карточка №2)
-А как вы думаете, профессия доктор относится к занятиям горожан или селян? (ответы детей)
-Правильно, есть такие профессии, которые нужны и в городе, и в селе (учитель, продавец, водитель, библиотекарь…)
-Следующая позиция в нашей таблице… «ТРАНСПОРТ» (учитель вывешивает на доску).
-Какие виды транспорта есть в нашем городе? (троллейбусы, трамваи, автобусы и т.д.)
-А какие виды транспорта есть в селе? (автобусы, тракторы, лошадь, велосипед…)
-Как вы думаете, а нужны ли в селе троллейбусы, трамваи? Почему?
*Учитель вывешивает на доску таблички «ТРАМВАИ, ТРОЛЛЕЙБУСЫ» и «С/Х ТЕХНИКА, ЛОШАДЬ»
*Дети записывают в таблицу (карточка №2)
5. ФИЗПАУЗА
- Молодцы, вы отлично поработали, а теперь давайте немного отдохнем. Прошу вас встать из- за своих парт, сейчас мы с вами поиграем
Правила игры: я буду называть вам разные слова – признаки села и города. Если речь пойдет о городе, то вам нужно будет встать на носочки и тянуться вверх (потому что в городе дома высокие, покажите какие). А если названное мною слово относится к селу, то вам нужно будет присесть. Например, слово «курица», где можно встретить курицу, в городе или селе? В селе – значит нужно присесть.
Итак, начали: Многоэтажный дом; трамвай; корова; завод; трактор; троллейбус; колодец; кинотеатр; топор; утка; цирк; приусадебный участок; много машин; собака.
6. Работа по теме.
-Дальше в таблице … «ДОСУГ» (учитель вывешивает на доску)
-Что обозначает слово «досуг»? (свободное от работы время)
-Чтобы заполнить таблицу, предлагаю поработать в парах. Возьмите конверт со значком «работа в парах» (в конверте фото культурных заведений г. Курска и их названия).
-На этих фотографиях вы видите культурные заведения и места отдыха, которые посещают жители нашего города. Подберите названия к тем фото, которые вы узнаете.
*Проверка: дети озвучивают, на экране Слайд 6.
-Какие еще места отдыха знаете? (учитель дополняет)
-А для чего горожане посещают парки?
-А как вы думаете, а в селе есть парки? (нет, там лес)
-А как проводят свой досуг селяне? (ответы детей)
-Культурная жизнь в селе тоже есть: во многих селах существуют клубы, в которых работают кружки, секции; демонстрируются фильмы; выступают приглашенные артисты; работают библиотеки, музеи и т.д. А если селяне захотят посетить цирк, театр или другой музей, они всегда могут приехать в город.
*Учитель вывешивает таблички на доску «МУЗЕИ, ТЕАТРЫ, ЦИРК, ПАРКИ» и «КЛУБ, ЛЕС»
*Дети записывают в таблицу (карточка №2)
7. Итог урока. Рефлексия
-Мы провели большую работу по исследованию условий жизни города и села. Таблица заполнена! Она поможет вам в подготовке дз.
-Давайте вернемся к началу урока. Какие вопросы вы ставили перед собой?
-Что нового вы узнали о жизни горожан и селян? Какие открытия сделали?
-Что нового о своем городе вы узнали?
-Вернемся к карточке №1. Посмотрите, какое предложение вы выбрали в начале урока. Какое бы вы сейчас выбрали? Отметьте «квадратиком». У кого изменилась позиция?
- А где бы вы хотели жить, когда вырастите? В городе или селе?
-Везде жизнь по-своему красива и интересна. И занятие по душе можно найти и в селе, и в городе. Главное, жить достойно, любить свою Родину, свой дом, семью и приносить пользу людям.
*Учитель выставляет отметки.
8. Д/З
-Еще раз о жизни горожан и селян вы прочитаете в учебнике на стр.77-78. А по таблице составьте рассказ: выберите для себя любую роль «ребенок -горожанин» или «ребенок-селянин» и расскажите о своей жизни.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.
Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....
Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс
Урок окружающего мира « Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...
Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...
Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»
Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...
Конспект урока окружающего мира с элементами функциональной грамотности
Предлагаю вашему выниманию конспект урока окружающего мира на тему "Город на Неве"....
Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс
Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...