Открытый урок по окружающему миру «Первое знакомство со звёздами. Путешествие по звёздному небу» + самоанализ
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Шиян Елена Сергеевна

Урок «Окружающий мир».Тип урока: открытие нового знания.

Тема урока: «Первое знакомство со звёздами. Путешествие по звёздному небу».

Данный урок  представлен по ходу изучения раздела «Мы-жители земли». На уроке ставилась цель: сформировать у обучающихся представление о звёздах, о созвездиях, первичное закрепление полученных знаний.

Урок построен в соответствии с ФГОС, использован системно-деятельностный подход в обучении. 

На уроке использовались следующие формы работы: индивидуальная. парная, фронтальная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

 

Класс: 2                                                                                                    

Учитель: Шиян Е.С.

Урок: «Окружающий мир»

Тип урока: открытие нового знания.

Тема урока: «Первое знакомство со звёздами. Путешествие по звёздному небу».

Цель урока: сформировать у обучающихся представление о звёздах, о созвездиях, первичное закрепление полученных знаний.

Задачи:

-Сформировать понятия «созвездие» и «звезда»;

-Дать представление о разновидности звёзд;

-Познакомить с наиболее яркими созвездиями»;

-Обобщить и систематизировать знания о небесных телах;

-Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, чувства красоты и гармонии.

Планируемые результаты

Метапредметные:

Коммуникативные:

-сотрудничать  при  работе в парах (составление слов из букв);

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

–проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

–координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные :

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные:

-использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;

-группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям (различать звёзды, созвездия);

-развивать наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы;

-строить монологическую речь в устной форме.

Предметные:

-определять понятие «звезда», «созвездия», находить знакомые созвездия;

- применять на практике, освоенные на уроках, способы поиска звёзд и созвездий;

- развитие умения анализировать познавательный объект;

-фиксировать результаты наблюдений в виде записей и рисунков.

Личностные:

-проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-ответственно относиться к собственному здоровью и окружающей природе.

Оборудование: плакат с изображением ракеты; раздаточный материал (маршрутные листы с заданиями, карточки с буквами, сигнальные карточки – звёздочки); учебник 2 класс "Окружающий мир" 2 часть (Виноградова.), учебная презентация.

Этапы урока.

Методы.Приемы.

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент.

Мотивационный этап.

Словесный: слово учителя

1 мин

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Проверьте свою готовность к уроку (учебник, р/т, пенал). Улыбнитесь друг другу. Подарите мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

Проверяют свою готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Л: самоопределение;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний

Словесный: слово учителя

5 мин

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие! А куда именно мы отправимся, вы узнаете, посмотрев на экран?

-Кто догадался куда мы отправимся? (космос, звездное небо) Звездное небо всегда привлекало людей своей красотой, и поэтому они разглядывали его и находили там группы звезд напоминающие предметы, фигуры и животных.. --А сегодня мы окунемся в волшебный мир звездного неба.

-Обратите внимание на доску, что вы видите?(ракета)

-Ракета летит в одиночестве, чего не хватает?(звезд)

-Да, ребята! К концу урока нам нужно сделать так, чтобы ракета оказалась среди звёзд, для этого, как вы уже заметили, у вас на партах лежат звёздочки трёх цветов (красная, желтая и зеленая). Красная – сигнал -всё усвои, понял, желтая – были трудности, зелёная было трудно, ничего не понял.

Слушают учителя.

Формулируют тему урока.

Определяют цели урока.

К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме, умение отображать предметное содержание в устной речи.

3. Постановка учебной задачи, целеполагание

Словесный: слово учителя

5 мин

Перед тем, как начать наше путешествие, нам нужно понять, на какие вопросы сегодня необходимо ответить. Для этого у вас на партах лежат маршрутные листы.

Итак, 1 станция на листе «Понятие ЗВЕЗДА», На какой вопрос нам нужно будет ответить?

2 станция «А они, ведь, разные»

3 станция «Знатоки звезд»

4 станция «Созвездия»

Отвечают на вопросы.

Что такое звезда?

Какие бывают звёзды?

Кто изучает звёзды

Какие бывают созвездия

Р: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

Р: целеполагание;

4. Решение частных задач

Словесный: слово учителя

Практический: выполняют задание с иллюстрациями

Практический: выполняют задание с иллюстрациями

5.Динамическая пауза

Словесный: слово учителя

Решение частных задач

Практический: выполняют задание на листе

6.Зкрепление.

7.Итог. Рефлексия

8. Домашнее задание.

5 мин

5 мин

2 мин

5 мин

5 мин.

2 мин.

1 станция.

Кто знает что такое звезды? (Звезды– это огромные раскаленные светящиеся шары.) Какая звезда находится ближе всего к Земле? (Солнце)

Солнце во много раз больше земного шара. Если представить Землю в виде зернышка, то Солнце будет размером с крупный арбуз.

- Ребята, а что солнышко дарит земле? (Дети должны пересчитать, что солнышко дарит земле.) Выберите подходящие лучики и прикрепите к солнышку. (ТЕПЛО, ТЕМНОТУ, СВЕТ, РАДОСТЬ, ХОЛОД, КРАСОТУ, ЖИЗНЬ, СИЛУ, БОЛЕЗНЬ, ЗДОРОВЬЕ, ГОРЕ, УЛЫБКУ)

— Что случилось бы, если бы вдруг исчезло солнце?

-Жизнь на Земле без Солнца невозможна: если перестанет светить Солнце, то зеленые растения погибнут, так как они не могут жить без тепла и света; животным и людям нечем будет питаться. Все живое замерзнет от невыносимой стужи. Тем не менее, этого не произойдет, так как Солнце - звезда, которая излучает в пространство много тепла и света. Он во много раз больше Земли, но на небе мы видим Солнце маленьким, поскольку расстояние к нему от Земли - 150 млн. км. Ученые подсчитали, что Солнце будет светить еще миллиарды лет.

-Солнце – источник жизни на Земле. Но солнечные лучи могут быть и опасны. Чем же опасны солнечные лучи?(Нельзя долго загорать, может быть солнечный удар и ожоги. Солнце иногда служит причиной лесных пожаров. Нельзя смотреть на Солнце без защитных очков, можно получить ожог глаз).

Поэтому ребята вы должны соблюдать правила загара.

Правила загара (Как и когда нужно загорать, кто знает?)

  • Правило 1. Не перегревайся!
  • Правило 2. В первые дни загорай на солнце не больше 10 минут.
  • Правило 3. Лучше всего загорать до 11 часа утра и после 17 часа дня.
  • Правило 4. Защищай голову от солнечных лучей

-Молодцы, ребята, как вы считаете, мы ответили на вопрос «Что такое звезда?»

На ракете вы видите звёздочку, закрасьте в нужный цвет (критерии на доске)

-Покажите сигнальной звёздочкой, насколько хорошо вы поняли , что мы узнали, посетив 1 станцию.

2 станция.

-  С Земли звезды кажутся нам маленькими точками, а на самом деле - посмотрите, какие разные у них размеры и цвета.

- Ребята, “наряды” звезд т.е цвета звёзд, зависят от их температуры. Откройте учебники на странице 6, прочитайте информацию о том, какие разные бывают звёзды.

Красные - сравнительно холодные, желтые – тёплые (например, звезда Солнце). Белые звёзды- горячие. И самые яркие и самые горячие звезды - голубые.

. У белых звезд температура на поверхности составляет 10 тысяч градусов. Голубые- самые яркие, их температура на поверхности составляет 30 тысяч градусов. Так же звезды различаются по величине. Многие звезды Вселенной гораздо больше чем наше солнце. Их называют голубыми гигантами. Самые крупные больше солнца в 700 раз. Звезды, уступающие по размерам Солнцу, называются красными карликами, а самые маленькие белыми карликами.

На маршрутном листе найдите 2 станцию, запишите вид звезды напротив. Проверьте с образцом.

-Мы ответили на вопрос?

-Закрасьте нужную звёздочку. Покажите сигнальную карточку.

ФИЗМИНУТКА

А теперь мы с вами дети улетаем на ракете.

- На носочки поднимитесь, космоса скорей коснитесь.

- А теперь мы приседаем  раз, два!

- И ракету возвращаем!!!

3 станция

Прочитайте название «Знатоки звёзд».

У вас на партах лежат карточки с буквами, попробуйте составить из них одно слово, используя все буквы. (астроном)

А вы знаете, как называется наука, изучающая звезды? (астрономия) С помощью какого прибора мы можем наблюдать за звездами? (телескоп. С их помощью астрономы на специальных станциях, обсерваториях, наблюдают и изучают звездное небо.)

 Мы ответили на вопрос, кто такие астрономы?

-Закрасьте на ракете звёздочку. Покажите сигнальную звезду.

4 станция.

 Какая станция следующая? Какой вопрос нам надо раскрыть?

Еще в древности люди начали изучать таинственное и прекрасное звёздное небо. Они увидели на нём группы звёзд, которые и назвали созвездиями. Созвездия напоминали людям различные предметы, животных, мифических героев, за что и получили свои названия.

Эти рисунки из старинного звёздного атласа изображают созвездия.

Кассиопея. Это созвездие можно найти на небе в любое время года. Его главные звёзды образуют растянутую за «ножки» букву «М». Весной и летом эта «буква» перевёрнута. Своё название созвездие получило по имени царицы Кассиопеи — героини древнегреческих мифов.

Орион. Это созвездие хорошо видно зимой. Оно необыкновенно красиво! А названо по имени охотника из древнегреческих мифов. Пояс этого охотника образуют три звезды, расположенные рядом. Их так и называют — Пояс Ориона.

Лебедь. Это созвездие можно увидеть летом и осенью. Оно напоминает лебедя с широко раскинутыми крыльями, летящего вниз, к земле. Хвост лебедя отмечен особенно яркой звездой — одной из самых ярких на небе.

У вас есть лист, на котором нужно отметить созвездия, соединив необходимые звезды.

Сверьте с образцом. Мы ответили на вопрос?

-Оцените свою работу, закрасив звёздочку.

-Покажите сигнал.

Давайте подвёдем итог. Мы ответили на все вопросы?

Я буду называть утверждение. Если это так – хлопок. Если нет - СТОП

  • Звезда – это огромный раскаленный газовый шар. (Хлопок)
  • Солнце – это планета. (Стоп. Солнце это звезда.)
  • Звёзды бывают разные по температуре. (Хлопок)
  • Звёзды бывают разные по размеру. (Хлопок)
  • Звезда, которую мы видим днем, называется Солнце. (Хлопок)
  • Астрономы изучают звёздное небо.
  • Созвездия – это одна звезда. (Стоп. Созвездие – это группа звезд)

Карточки-звёзды находятся на партах.

Учитель - Если вы считаете, что на уроке у вас все получалось хорошо, то приклейте красную звезду.

-Если считаете, что все получилось,  но что-то можно было сделать лучше, то поднимите  жёлтую звезду.

-Если считаете, что многое не получилось, то поднимите красную звезду.

- Я рада, что большинство справились с работой.

- Вы очень хорошо работали: активно и внимательно.

- Отметки.

Дома представьте, что вы-косманавты. Придумать историю по теме «Звёздное небо глазами космонавта», по желанию нарисовать рисунок.

Работают с учебником.

Смотрят видеофрагмент.

Работают с учебником.

Выполняют самопроверку.

Выполнять физические упражнения.

Отвечают на вопросы учителя.

К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме;

К: развитие умения организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками;

П: развитие умения отображать предметное содержание в устной речи;

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме;

П: развитие умения анализировать познавательный объект;

П: развитие умения отображать предметное содержание в устной речи;

К: сотрудничать  при  работе в парах

П: определять понятие «звезда», «созвездия», находить знакомые созвездия

- применять на практике, освоенные на уроках, способы поиска звёзд и созвездий

-фиксировать результаты наблюдений в виде записей и рисунков.

Л: проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Л: проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока окружающего мира.

Тема: «Твоё первое знакомство со звёздами. Путешествие по звёздному небу»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма проведения: урок - путешествие.

        Данный урок  представлен по ходу изучения раздела «Мы-жители земли». На уроке ставилась цель: сформировать у обучающихся представление о звёздах, о созвездиях, первичное закрепление полученных знаний. Цель достигалась при помощи решения следующих задач: 

-Сформировать понятия «созвездие» и «звезда»;

-Дать представление о разновидности звёзд;

-Познакомить с наиболее яркими созвездиями»;

-Обобщить и систематизировать знания о небесных телах;

-Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, чувства красоты и гармонии.

        Решая данные задачи, были достигнуты планируемые результаты:

Метапредметные:

Коммуникативные:

-сотрудничать  при  работе в парах (составление слов из букв);

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

–проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

–координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные :

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные:

-использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;

-группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям (различать звёзды, созвездия);

-развивать наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы;

-строить монологическую речь в устной форме.

Предметные:

-определять понятие «звезда», «созвездия», находить знакомые созвездия;

- применять на практике, освоенные на уроках, способы поиска звёзд и созвездий;

- развитие умения анализировать познавательный объект;

-фиксировать результаты наблюдений в виде записей и рисунков.

Личностные:

-проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-ответственно относиться к собственному здоровью и окружающей природе.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя системно – деятельностный подход в обучении. На уроке я показала приём формирующего оценивания.

На уроке использовались следующие формы работы:

  • индивидуальная;
  • парная
  • фронтальная.

В начале урока был создан позитивный настрой на весь урок. В этом помог правильно подобранный по теме видеоролик. Ребята при помощи маршрутного листа самостоятельно поставили задачи урока и достигали их, после чего делали самооценку.

Обучающиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок успешен в своем мнении. На уроке проведена тематическая физминутка. Возможности учебного кабинета использованы полностью. Обучающиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Применение компьютерных технологий, создание проблемных ситуаций мотивировала обучающихся на активное участие в образовательном процессе.

Прослеживались межпредметные связи, когда дети составляли слова из слов. Рефлексия обучающимся дала возможность осмысления своих действий и самооценку. Я считаю, что уроки такой формы удачны, так как обучающиеся с интересом применяют, полученные знания на практике.

На этапе Рефлексия» был использован приём «дерево знаний»

Самостоятельные работы показали достаточный уровень усвоения материала. Выполнили задания без ошибок на полном уровне самостоятельности.

На уроке использовала элементы современных педагогических технологий:

• Здоровьесберегающие (смена видов деятельности, физкультминутка).

• ИКТ (презентация к уроку).

• Проблемное обучение (поиск ответа на вопрос: «Почему звёзды такие разные?»

• Формирующее оценивание (оценивание на каждом этапе, самооценка, приём «светофор, дерево знаний)

Было организовано взаимодействие ученик-учитель-ученик, ученик-ученик по средствам коллективной, парной и фронтальной работы. Избежать перегрузки удалось, используя игровые технологии, физкультминутку, смену видов деятельности.

Считаю, что цель урока достигнута. Поставленные задачи выполнены в полном объёме. Планируемые результаты, поставленные мною, были достигнуты. Это показала рефлексия и умения, закрепляемые на уроке.

Урок обеспечил реализацию развивающей функции обучения.

Урок цели достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру "Звёздное небо" 2 класс ФГОС, УМК "Школа России"

Даанный материал поможет расширить знания учеников о звёздах и созвездиях. Ребята научатся различать изученные созвездия и строить модели созвездий....

Открытый урок по окружающему миру: Как изучали земной шар. Путешествия. 2 класс. Планета Знаний

Открытый урок по окружающему миру: Как изучали земной шар. Путешествия. 2 класс. Планета Знаний. Конспект урока и презентация...

Урок окружающего мира "Первое знакомство со звёздами"

Урок изучения нового материала. К уроку есть видоролик, который загружен в разделе "Видео"...

Конспект открытого урока по окружающему миру 1 класс Тема: «Как путешествует письмо»

Конспект открытого урока по окружающему миру1 класс Тема: «Как путешествует письмо»...

Технологическая карта урока по окружающему миру, УМК "Школа России", 3 класс, тема: "Звёздное небо – Великая книга Природы"

Цель урока: формирование у обучающихся представления о звёздах, созвездиях как участков звёздного небаЗадачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с правилами наблюдения звёздного неба, ...

Открытый урок по окружающему миру во 2 ”Б” классе "Путешествие по материкам"

Цель: Дать знания о материках Земли: географическое положение, растительный и животный мир, крупные страны, расположение на территории материков....