Золотое кольцо России
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Урок путешествие по "Золотому кольцу России", 3 класс. Цель: познакомить обучающихся с городами, образующими «Золотое кольцо России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotoe_koltso_rossii.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Золотое кольцо России»
(3 класс)
Цель:
- познакомить с городами, образующими «Золотое кольцо России»;
- расширять кругозор учащихся;
- воспитывать любовь к Родине.
Оборудование:
У учителя - магнитофон, проектор,
У учащихся - фрагмент карты (на парте), фломастеры, матрёшки на магнитах и магнитные доски, карточки с цифрами
На столе – образец финифти, часов, матрёшка, «хохлома», веер, платок, ложки, трещотки, колокольчик, фрагмент карты, карточки с цифрами, колокольчики, магнитные доски.
Ход урока
I Орг.момент
- Добрый день, дорогие ребята. Я рада встрече с вами и думаю, что вы будете замечательно работать.
II Постановка учебной задачи
- Скажите, вы любите выезжать за пределы своего города? Куда чаще всего вы выезжаете? С какой целью? (СЛАЙД №2)
- Недалеко от Москвы есть замечательные древние русские города: Сергиев-Посад, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир, Плёс, куда вас сегодня приглашаю. Кто-то был в этих местах?
- Послушайте отрывок песни и подумайте, каким словосочетанием названы эти города.
(песня «Золотое кольцо») (СЛАЙД №3)
- Что это за «Золотое кольцо»? Почему «кольцо»? И почему «золотое»? На эти вопросы мы должны ответить в конце урока.
III Работа над новым материалом
1. - У вас на партах карта этих городов, по ходу урока вы будете отмечать фломастером те города, в которых мы сегодня побываем - остановимся. (СЛАЙД №4)
2. - Если плыть по Волге, попадёшь в город Плёс. Своё название он получил от речного плёса, т.е. широкой части реки между двумя изгибами. Сейчас этот город - курортная зона. Город расположен в живописном месте на берегу реки, красота природы привлекала художников. Среди тех, кто восхищался этой местностью был русский художник. Кто это?
ЛНЕИВАТ (Исаак Ильич Левитан) (СЛАЙД №5-12)
Об этом говорят его полотна «Золотой плёс», «После дождя». В Плёсе сейчас открыт дом-музей И.И.Левитана.
3. Города старинные
Мастерами славные.
Улицы кузнечные,
Улицы гончарные.
Площади торговые,
Праздничные ярмарки –
Матрёшки из Загорска,
А из Тулы пряники!
- Куда мы с вами попали? (на ярмарку
- Эй, честной народ, да удачливый
На нашу ярмарку, да заворачивай.
Ярмарка – это то, что оживляло жизнь русских городов.
(СЛАЙД №13)
4. А на нашей ярмарке всего один торговый ряд, совсем не то, что в Костроме, где от главной торговой площади, словно веером отходят улицы-ряды: Большие и Малые мучные ряды, Масляные, Табачные, Пряничные, Рыбные, Квасные и т.д.
По легенде, когда императрицу Екатерину Вторую спросили, какой она хочет видеть Кострому, её взор упал…
- Как вы думаете, на что? (на веер). Вот город и сделали таким необычным, по расположению напоминающий веер.
5. - А товар-то у нас необычный. (СЛАЙД №14)
Знаменитая ростовская финифть – русское название эмали. Это очень красивые украшения с росписью на белой эмали – медальоны, броши, серьги, которые делают здесь уже несколько столетий.
- Какой город славится мастерами миниатюрной живописью по финифти? (Ростов)
6. – Известные в России часы «Чайка», производят на большом часовом заводе в Угличе. Углич – стоит на реке Волге.
(СЛАЙД №15-17)
- От какого слово произошло название этого города: угол, уголь, угорь?
Название города, историки предполагают, произошло от названия «угол», т.к. в этом месте река изгибается и течёт «углом».
7. - А какие же русские ярмарки без шуток и песен? Музыкальным инструментом подчас были ложки. Ложкарный промысел родом из Семёновского уезда Нижегородской губернии, где родина знаменитой хохломской росписи (показать предмет с хохломской росписью).
(Раздать детям ложки, музыкальные инструменты и предложить сыграть р.н.п. «Светит месяц» с музыкальным сопровождением.)
8. - А это что за товар?
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут. (СЛАЙД №18)
- Что вам известно про эти куклы?
- Матрёшки – это символ добра и любви.
- А знаете ли вы, что первая русская матрёшка появилась более ста лет назад. Игрушечный мастер В.Звёздочкин из города Загорска сделал разбирающуюся куклу, а художник Сергей Малютин её раскрасил. Так родился образ крестьянских девочек. Ну, ни дать, ни взять – милая деревенская Матрёна (распространенное имя на Руси). Вот и прозвали куклу матрёшкой. (СЛАЙД №19-20)
- Посмотрите, в какой город нас привели матрёшки? (Загорск – Сергиев-Посад) (СЛАЙД №21)
9. В Сергиев-Посаде был основан единственный в мире музей игрушки, количество которых превысило 30тысяч экземпляров. Это богатая коллекция не только русских, но и зарубежных образцов.
- Представим себя на фабрике игрушек и немного потрудимся.
ЗАДАНИЕ: какая группа быстрее соберёт разобранные матрёшки (разрезанная бумажная матрёшка на магнитах).
- Загорские матрёшки отличить не трудно: устойчивые, толстобокие, в разноцветных передниках, в красных, синих, зелёных платках.
10. - Но чем же особенно знамениты города «Золотого кольца»?
Внимание на экран (Идут показы слайдов с храмами на фоне музыки)
(СЛАЙД №22-27)
- Что вы увидели? (Соборы, монастыри, храмы)
– А храмы – это духовная летопись России. Наше наследие, наша память, наше сокровище, то, что хранит наш народ и чтит – архитектурные памятники нашей истории. Именно в этих городах складывалось ядро Русского государства.
11. - Определите с именами, каких великих людей связаны названия следующих городов? (работа в парах по карточкам (СЛАЙД №28)
Проверка выполненной работы.
12. Драгоценная святыня Русской земли в Сергиеве-Посаде - всемирно известная Троице-Сергиева лавра основанная преподобным Сергием Радонежским. Сын обедневшего боярина, после смерти родителей вместе с братом ушли жить в лесную пустынь, срубили здесь келью и «церквицу малую» во имя Святой Троицы.
Особенно широкий отклик на Руси вызвало участие преподобного Сергия в событиях, связанных с Куликовской битвой. Когда он благословил великого князя Дмитрия Донского на великий подвиг.
Троицкий монастырь был сожжен во время татаро-монгольского ига дотла, но быстро отстроился заново, который расписывал Андрей Рублев – известный русский художник-иконописец. Тогда-то и была создана главная храмовая икона - «Троица».
(СЛАЙД №29-36)
Успенский собор Троицкого монастыря сооружен по образцу московского Успенского собора.
Монастырь опоясали мощные каменные крепостные стены.
Спустя почти сто лет после постройки стен им пришлось выдержать длившуюся год, три месяца и двадцать дней осаду поляков. 15000-ому войску поляков противостояли 2400 человек (крестьяне, монахи, жители посада), воодушевив тем самым русский народ на освобождение Москвы.
Спустя время Троице-Сергиев монастырь стал именоваться лаврой (крупный монастырь, на территории которого много соборов, храмов), где была построена знаменитая монастырская колокольня. Лаврскую колокольню иногда сравнивают с русской березой, «белая одежда и кудрявые ветви которой так напоминают белокаменный убор и кудрявую голову колокольни» (А.И. Михайлов). Высота колокольни – 88 метров. На ней было устроено 42 колокола.
После смерти преподобный Сергий русской православной церковью был отнесён к лику святых.
На протяжении столетий в Троице-Сергиеву лавру стремились тысячи паломников, чтобы поклониться мощам преподобного Сергия и восхититься архитектурой, памятниками истории!
- Отметьте на карте те города, где мы сегодня сделали остановку.
IV Закрепление материала
- - Сейчас проверим, насколько вы внимательны были на уроке.
(СЛАЙД №37)
1. Этот город назван в честь святого Сергия Радонежского.
2. Улицы этого города расположены в виде веера.
3. Этот город стоит на Волге в том месте, где река изгибается, течёт «углом».
4. Этот город называют городом художников.
5. В этом городе выпускают финифть.
6. Как раньше назывался город Сергиев-Посад.
Взаимопроверка
2. - Так почему города, о которых мы говорили, называют «Золотым кольцом России»?
- А почему кольцо? И почему золотое? (Здесь находится самое дорогое и самое святое - россыпь древних русских городов, где созданы бесценные памятники истории и культуры).
(СЛАЙД №38-39)
- Мы новое поколение должны помнить, беречь и преумножать то, что нам досталось в наследие. Ведь без прошлого нет настоящего, а без настоящего нет будущего.
VI Итог урока
1. - В маршрут входят и другие города, о которых мы сегодня не рассказали. (СЛАЙД №40-44)
Посмотрите по карте, в каких городах мы были? А ведь другие не менее интересны
Города старинные,
Звон колоколов.
Словно птицы-лебеди
Суздаль и Ростов.
На широкой Волге
Плёс и Кострома.
Ярославль родимый
Славные места.
Башенки резные,
Чудо - терема.
Над родной Россией
Звенят колокола.
2. - Наша Русь издавна славится колокольными звонами. А для чего они звучат? (созывают на службу)
- Среди колокольных звонов есть тревожный колокольный звон – набат. В каких случаях исполняют его? (Он созывал народ во время беды: пожара, войны).
- А есть - благовест. Как вы это понимаете? (Несёт благую весть). По какому событию совсем недавно вы слышали этот звон?
3. (На фоне колокольного звона
Средь зелени вознёсся храм
С златыми куполами, белый, как невеста.
Пусть будет память, неподвластная векам,
Пусть это будет навсегда святое место.
Пусть колокольный звон несёт благую весть благовест,
а ваши сердца будут чистыми, а поступки добрыми.
V Домашнее задание
- Хотелось бы вам проехать по маршруту «Золотого кольца»? Отметьте на карте тот город, где вы хотели бы побывать в первую очередь. Дома подберите материал об этом городе и подготовьте сообщение к следующему уроку.
Дмитриченко Ольга Аркадьевна
учитель начальных классов
высшей категории
МАОУ г.Нягани «СОШ№1»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир 3 класс (1-4) по программе «Школа России» "Золотое кольцо России"
Тема урока: «Золотое кольцо России»Тип урока: Урок путешествиеЦели урока:Познакомить детей с древними городами России, показать красоту и изысканность русских городов.Прививать любовь к родному краю...
Урок окружающего мира 3 класс "Золотое кольцо России" презентация Школа России Плешаков А.А.
Презентация составлена на основе конспекта урока из методички Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова "Поурочные разработки по курсу окружающий мир". Урок проводится в 4 четверти по теме "Путешествие по города...
Проект по теме "Путешествие по Золотому кольцу России" 3 класс Школа России
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕПО ТЕМЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ РОСИИ". КПК: "ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА...
Презентация к уроку окружающий мир в 3 классе по теме "Золотое кольцо России" УМК "Школа России"
Данная презентация знакомит детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями...
Методическая разработка урока по предмету "Мир вокруг нас" по теме "Золотое кольцо России". УМК "Школа России", 3 класс.
Урок построен в форме путешествия по " Золотому кольцу России". Учащиеся имеют возможность познакомиться с историей и достопримечательностями городов "Золотого кольца", оценить их значимос...
Конспект урока «Золотое кольцо России» по предмету Окружающий мир в 3 классе. Программа "Школа России"
Цели урока: развивать познавательный интерес, творческую активность;познакомить детей с городами Золотого Кольца России, в частности, Ростовом Великим и Ярославлем с их достопримечательностями;У...
Конспект по окружающему миру "Золотое кольцо России", 3 класс, УМК "Школа России"
Конспект по окружающему миру "Золотое кольцо России", 3 класс, УМК "Школа России"...