Методическое пособие для детей с РАС «Времена года. Осень»
учебно-методическое пособие по окружающему миру

Белова Альфия Рамильевна

Методическое пособие для детей с РАС «Времена года. Осень»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie.docx234.33 КБ

Предварительный просмотр:

Белова Альфия Рамильевна

Методическое пособие для детей с РАС «Времена года. Осень»

Цель: Способствовать формированию представлений о времени года осень; приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы, закрепить признаки времени года осень.

Задачи:

- познакомить детей с признаками осени;

- учить детей рассказывать о характерных особенностях времени года с помощью условных обозначений на мнемотаблице;

- развивать у детей связную речь, внимание, память, образное мышление, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

- воспитывать понимание красоты природы родного края.

Форма работы: групповая или индивидуальная.

Форма проведения: беседа с элементами закрепления.

Материал и наглядные пособия: объемная мнемотаблица «Осень», раскраска – мнемотаблица «Осень» на каждого ребенка и учителя, цветные карандаши, аппликация – мнемотаблица (для индивидуальной работы).

1.Объемная мнемотаблица «Осень» (авторская разработка).

H:\для рекомендаций\осень.jpg

2. Раскраски – мнемотаблицы (авторская разработка).

Для ребенка с РАС по программе 8.2

H:\МОЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ВРЕМЕНАМ ГОДА\ОСЕНЬ ЯНБЕРДИНУ.jpg

Для ребенка с РАС по программе 8.3

H:\МОЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ВРЕМЕНАМ ГОДА\ОСЕНЬ 8.3.jpg

Содержание.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человечеством понятия. Знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закреплённые в словах, детям легче это усвоить при помощи схем, моделей, мнемотаблиц и приемов мнемотехники.

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.

Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. В данном случае в качестве элементов мнемотаблицы выступают объекты природы.

Детям с РАС очень сложно воспринимать окружающую действительность. Для изучения времен года, используя мнемотаблицы, была создано пособие, позволяющее более наглядно сформировать у детей представления о признаках, явлениях, сезонных изменениях, происходящих в природе.

Рекомендации по работе с мнемотаблицами для детей с РАС.

1.Независимо от возраста ребенка обучение начинаем с самых простых заданий, постепенно усложняя их.

2. Рисунки или схемы должны быть крупными, четкими и обязательно цветными, иначе детям будет просто неинтересно. Чуть позже, после работы с цветными картинками детям можно предложить черно-белые опорные схемы.

3. Таблица не должна содержать более 9 квадратов. Больший объем информации детям трудно запомнить и воспроизвести.

4. Для лучшего усвоения информации рекомендуется использовать не более 2 - 4 фрагментов мнемотаблицы в течение одного занятия (в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка).

Варианты использования данного пособия на уроках.

1 вариант.

Для ознакомления с признаками осени учителем на уроках используется объемная мнемотаблица.  

Учитель на уроке поэтапно отрабатывает каждую картинку. Детям предлагается проговорить и зарисовать каждый элемент.

2 вариант.

Так же это пособие может использоваться для успешного усвоения, закрепления и проверки изученного материала на уроке в виде индивидуальной работы тьютора с тьюторантом (как вариант - аппликация).

Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному».

Таблица 1. Последовательность работы с мнемотаблицами.

Этапы

Учитель

Тьютор

Учащиеся

1 этап: Рассматривание объемной мнемотаблицы и разбор нескольких ее фрагментов, изображённых на ней символов.

Учитель рассказывает о каждом фрагменте.

Направляющая деятельность: «Смотри на учителя», «Слушай учителя».

Слушают, смотрят на объемную мнемотаблицу, трогают.

2 этап: Работа с каждым фрагментом индивидуально (проговаривание).

Учитель проговаривает признак фрагмента мнемотаблицы.

Направляющая деятельность «Повтори за учителем».

Проговаривают каждый индивидуально. Учатся подбирать слова, характеризующие данный фрагмент мнемотаблицы (с помощью взрослого)

3 этап: Работа с раскраской – мнемотаблицей.

Учитель демонстрирует на доске, проговаривая с частью детей признаки времени года.

Тьютор проговаривает с оставшейся частью детей.

Дети находят с помощью взрослых фрагменты мнемотаблицы, раскрашивают, проговаривая каждый признак.

4 этап: Закрепление и проверка изученного материала на уроке. Этот этап применяется в том случае, если ребенок использует речь.

Учитель задает вопросы с опорой на каждый фрагмент мнемотаблицы.

Тьютор обращает внимание детей на мнемотаблицы, при необходимости (если возникают трудности).

Составляют простые фразы к каждому мнемоквадрату. Опираясь на свои раскраски – мнемотаблицы дают ответ. Пробные рассказы сначала с опорой на наглядность, а затем без неё, по памяти.

Список литературы:

1. Баряева Л.Б., Логинова ЕЛ., Лопатина Л.В. Я - говорю! М., 2007.

2. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.

3. Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., «Первое сентября», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Времена года - осень

Урок- презентация на французском языке из подборки "Времена года-осень" Автор  Краснова Л.М.- учитель французского языка в школе № 282 с углубленным изучением данного языка  г. Санкт-Петерб...

"Времена года. Осень."

Красочное оформление уголка природы. Осенний месяц - сентябрь....

Урок - проект "Времена года. Осень пришла"

Урок - проект "Времена года. Осень пришла"...

Проект "Времена года. Осень"

Данный прект строится на основе межпредметных связей. Уч-ся самостоятельно и с помощью родителей отыскивали информацию о растениях, которую оформляли в виде доклада, газет, рисунков.Также план проведе...

Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру на тему: "Времена года. Осень".

Внеклассное мероприятие по окружающему миру на тему: "Времена года. Осень".Внеклассное мероприятие во 2 классе.Праздник  « Осенины».Цели: 1) сформировать представление о времени года; о...

"Ориентирование во времени: время года "Осень". Признаки времени года".

Коррекция и развитие сенсорных процессов и психомоторики учащихся....

Конспект урока ритмики во 2 классе «Времена года. Осень. Осенние месяцы.» с элементами логоритмики, коррегирующих игр, математики, живого мира.

Конспект урока ритмики во 2 классе «Времена года. Осень. Осенние месяцы.»  с элементами логоритмики, коррегирующих игр, математики, живого мира. Учитель: Ушакова Валентина Николаевна....