Методическое пособие для детей с РАС «Времена года. Осень»
учебно-методическое пособие по окружающему миру
Методическое пособие для детей с РАС «Времена года. Осень»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie.docx | 234.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Белова Альфия Рамильевна
Методическое пособие для детей с РАС «Времена года. Осень»
Цель: Способствовать формированию представлений о времени года осень; приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы, закрепить признаки времени года осень.
Задачи:
- познакомить детей с признаками осени;
- учить детей рассказывать о характерных особенностях времени года с помощью условных обозначений на мнемотаблице;
- развивать у детей связную речь, внимание, память, образное мышление, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
- воспитывать понимание красоты природы родного края.
Форма работы: групповая или индивидуальная.
Форма проведения: беседа с элементами закрепления.
Материал и наглядные пособия: объемная мнемотаблица «Осень», раскраска – мнемотаблица «Осень» на каждого ребенка и учителя, цветные карандаши, аппликация – мнемотаблица (для индивидуальной работы).
1.Объемная мнемотаблица «Осень» (авторская разработка).
2. Раскраски – мнемотаблицы (авторская разработка).
Для ребенка с РАС по программе 8.2
Для ребенка с РАС по программе 8.3
Содержание.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человечеством понятия. Знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закреплённые в словах, детям легче это усвоить при помощи схем, моделей, мнемотаблиц и приемов мнемотехники.
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.
Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. В данном случае в качестве элементов мнемотаблицы выступают объекты природы.
Детям с РАС очень сложно воспринимать окружающую действительность. Для изучения времен года, используя мнемотаблицы, была создано пособие, позволяющее более наглядно сформировать у детей представления о признаках, явлениях, сезонных изменениях, происходящих в природе.
Рекомендации по работе с мнемотаблицами для детей с РАС.
1.Независимо от возраста ребенка обучение начинаем с самых простых заданий, постепенно усложняя их.
2. Рисунки или схемы должны быть крупными, четкими и обязательно цветными, иначе детям будет просто неинтересно. Чуть позже, после работы с цветными картинками детям можно предложить черно-белые опорные схемы.
3. Таблица не должна содержать более 9 квадратов. Больший объем информации детям трудно запомнить и воспроизвести.
4. Для лучшего усвоения информации рекомендуется использовать не более 2 - 4 фрагментов мнемотаблицы в течение одного занятия (в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка).
Варианты использования данного пособия на уроках.
1 вариант.
Для ознакомления с признаками осени учителем на уроках используется объемная мнемотаблица.
Учитель на уроке поэтапно отрабатывает каждую картинку. Детям предлагается проговорить и зарисовать каждый элемент.
2 вариант.
Так же это пособие может использоваться для успешного усвоения, закрепления и проверки изученного материала на уроке в виде индивидуальной работы тьютора с тьюторантом (как вариант - аппликация).
Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному».
Таблица 1. Последовательность работы с мнемотаблицами.
Этапы | Учитель | Тьютор | Учащиеся |
1 этап: Рассматривание объемной мнемотаблицы и разбор нескольких ее фрагментов, изображённых на ней символов. | Учитель рассказывает о каждом фрагменте. | Направляющая деятельность: «Смотри на учителя», «Слушай учителя». | Слушают, смотрят на объемную мнемотаблицу, трогают. |
2 этап: Работа с каждым фрагментом индивидуально (проговаривание). | Учитель проговаривает признак фрагмента мнемотаблицы. | Направляющая деятельность «Повтори за учителем». | Проговаривают каждый индивидуально. Учатся подбирать слова, характеризующие данный фрагмент мнемотаблицы (с помощью взрослого) |
3 этап: Работа с раскраской – мнемотаблицей. | Учитель демонстрирует на доске, проговаривая с частью детей признаки времени года. | Тьютор проговаривает с оставшейся частью детей. | Дети находят с помощью взрослых фрагменты мнемотаблицы, раскрашивают, проговаривая каждый признак. |
4 этап: Закрепление и проверка изученного материала на уроке. Этот этап применяется в том случае, если ребенок использует речь. | Учитель задает вопросы с опорой на каждый фрагмент мнемотаблицы. | Тьютор обращает внимание детей на мнемотаблицы, при необходимости (если возникают трудности). | Составляют простые фразы к каждому мнемоквадрату. Опираясь на свои раскраски – мнемотаблицы дают ответ. Пробные рассказы сначала с опорой на наглядность, а затем без неё, по памяти. |
Список литературы:
1. Баряева Л.Б., Логинова ЕЛ., Лопатина Л.В. Я - говорю! М., 2007.
2. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.
3. Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., «Первое сентября», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Времена года - осень
Урок- презентация на французском языке из подборки "Времена года-осень" Автор Краснова Л.М.- учитель французского языка в школе № 282 с углубленным изучением данного языка г. Санкт-Петерб...
"Времена года. Осень."
Красочное оформление уголка природы. Осенний месяц - сентябрь....
Урок - проект "Времена года. Осень пришла"
Урок - проект "Времена года. Осень пришла"...
Проект "Времена года. Осень"
Данный прект строится на основе межпредметных связей. Уч-ся самостоятельно и с помощью родителей отыскивали информацию о растениях, которую оформляли в виде доклада, газет, рисунков.Также план проведе...
Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру на тему: "Времена года. Осень".
Внеклассное мероприятие по окружающему миру на тему: "Времена года. Осень".Внеклассное мероприятие во 2 классе.Праздник « Осенины».Цели: 1) сформировать представление о времени года; о...
"Ориентирование во времени: время года "Осень". Признаки времени года".
Коррекция и развитие сенсорных процессов и психомоторики учащихся....
Конспект урока ритмики во 2 классе «Времена года. Осень. Осенние месяцы.» с элементами логоритмики, коррегирующих игр, математики, живого мира.
Конспект урока ритмики во 2 классе «Времена года. Осень. Осенние месяцы.» с элементами логоритмики, коррегирующих игр, математики, живого мира. Учитель: Ушакова Валентина Николаевна....