Рабочая программа Окружающий мир 1- 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

Рабочая программа Окружающий мир 1- 4 класс СРО Л.В. Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_1-4_klassy.docx77.67 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по окружающему миру

Классы: 1-4

Содержание

  1. Планируемые результаты учебного предмета… 3

  1. Личностные УУД… 3
  2. Регулятивные УУД… 5
  3. Познавательные УУД… 7
  4. Коммуникативные УУД… 9
  5. Предметные результаты 10
  1. Содержание учебного предмета… 16

  1. 1 класс 16
  2. 2 класс 17
  3. 3 класс 21
  4. 4 класс 25

Планируемые результаты учебного предмета

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- положительное

- внутренняя позиция

– ориентация на принятие

- внутренняя позиция

отношение к школе и

школьника на уровне

образца «хорошего

школьника на уровне

учебной деятельности;

положительного

ученика»;

положительного

- представление о

отношения к занятиям по

– интерес к познанию

отношения к школе,

причинах успеха в

курсу «Окружающий

окружающего мира;

ориентации на

учебе;

мир», к школе;

– ориентация на анализ

содержательные моменты

- интерес к учебному

- интерес к предметно-

соответствия результатов

школьной

материалу;

исследовательской

требованиям конкретной

действительности и

- этические чувства

деятельности,

учебной задачи;

принятия образца

(стыда, вины, совести)

предложенной в учебнике

– предпосылки для

«хорошего ученика»;

на основе анализа

и учебных пособий;

готовности

- широкая мотивацион-ная

простых ситуаций;

- ориентация на

самостоятельно оценить

основа учебной дея-

- знание основных

понимание предложений

успешность своей

тельности, включающая

моральных норм

и оценок учителей и

деятельности на основе

социальные, учебно •

поведения;

товарищей;

предложенных критериев;

познавательные и внешние

- осознание своей

- понимание причин

– осознание

мотивы;

семейной

успеха в учебе;

ответственности человека

- учебно­познавательный

идентичности.

- оценка одноклассников

за общее благополучие,

интерес к новому учеб-

на основе заданных

осознание своей

ному материалу и спосо-

критериев успешности

этнической

бам решения новой зада-

учебной деятельности;

принадлежности;

чи;

- понимание

– осознание своей

- ориентация на понима-

нравственного

гражданской

ние причин успеха в

содержания поступков

идентичности в форме

учебной деятельности, в

окружающих детей;

осознания «Я» как

том числе на самоанализ и

- этические чувства на

гражданина России,

самоконтроль резуль-тата,

основе анализа поступков

развитие чувства

на анализ соответст-вия

одноклассников и

сопричастности и

результатов требова-ниям

собственных поступков;

гордости за свою Родину,

конкретной задачи, на

- представление о своей

народ и историю;

понимание оценок

гражданской

– понимание

учителей, товарищей,

идентичности в форме

нравственного

родителей и других людей;

сознания «Я» как

содержания собственных

- способность к оценке

гражданина России;

поступков, поступков

своей учебной деятель-

- представление о своей

окружающих людей,

ности;

этнической

исторических лиц;

- основы гражданской

принадлежности.

– ориентация в поведении

идентичности, своей

на принятые моральные

этнической принадлеж-

нормы;

ности в форме осознания

– сопереживание другим

«Я» как члена семьи,

людям, в том числе

представителя народа,

историческим лицам;

гражданина России, чувства

– понимание чувств

сопричастности и гордости

одноклассников,

за свою Родину, народ и

учителей, мотивов

историю, осозна-ние

поступков исторических

ответственности чело-века

лиц;

за общее благополу-чие;

– принятие ценности

- ориентация в нрав-

природного мира, охраны

ственном содержании и

природы,

смысле как собственных

здоровьесберегающего

поступков, так и поступ-

поведения;

ков окружающих людей;

– понимание красоты

- знание основных

природы России и

моральных норм и ориен-

родного края на основе

тация на их выполнение;

знакомства с

- развитие этических

окружающим миром.

чувств - стыда, вины,

совести как регуляторов

морального поведения;

понимание чувств других

людей и сопереживание

им;

- установка на здоровый

образ жизни;

- основы экологической

культуры: принятие

ценности природного ми-

ра, готовность следовать в

своей деятельности нор-

мам природоохранного,

нерасточительного, здо-

ровьесберегающего пове-

дения;

- чувство прекрасного и

эстетические чувства на

основе знакомства с ми-

ровой и отечественной

художественной культу-

рой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции

- интереса к познанию

– внутренней позиции

- внутренней позиции

школьника на уровне

окружающего мира;

обучающегося на уровне

обучающегося на уровне

положительного

- ориентации на анализ

положительного

положительного отно-

отношения к школе;

соответствия

отношения к

шения к образовательному

- первичных умений

результатов

образовательному

учреждению, понимания

оценки работ,

требованиям конкретной

учреждению, понимания

необходимости учения,

ответов

учебной задачи;

необходимости учения,

выраженного в преобла-

одноклассников на

- самооценки на основе

выраженных учебно-

дании учебно • познава-

основе заданных

заданных критериев

познавательных

тельных мотивов и пред-

критериев

успешности учебной

мотивов;

почтении социального

успешности учебной

деятельности;

– выраженной

способа оценки знаний;

деятельности;

- чувства

устойчивой учебно-

- выраженной устойчивой

- представления о

сопричастности и

познавательной

учебно­познавательной

гражданской

гордости за свою Родину

мотивации учения;

мотивации учения;

идентичности в

и народ;

– учебно-познавательного

- устойчивого учебно •

форме осознания «Я»

- ориентации в поведении

интереса к нахождению

познавательного интере-са

как гражданина

на принятые моральные

разных способов решения

к новым общим спосо-бам

России;

нормы;

учебной задачи;

решения задач;

- представления о

- понимание чувств

– способности к

- адекватного понимания

ценности и

одноклассников и

самооценке на основе

причин успешности /

уникальности

учителей;

критериев успешности

неуспешности учебной

природного мира,

- представление о

учебной деятельности;

деятельности;

природоохране,

красоте природы России

– реализации основ

- положительной адек-

здоровьесберегающем

и родного края на основе

гражданской идентич-

ватной дифференциро-

поведении.

знакомства с

ности в поступках;

ванной самооценки на

окружающим миром.

– следования в поведении

основе критерия успеш-

моральным нормам и

ности реализации соци-

этическим требованиям;

альной роли «хорошего

– установки на здоровый

ученика»;

образ жизни;

- компетентности в

– ориентации на

реализации основ граж-

искусство как значимую

данской идентичности в

сферу чело-веческой

поступках и деятельнос-

жизни;

ти;

– эмпатии как

- морального сознания на

осознанного понимания

конвенциональном уровне,

чувств других людей и

способности к решению

сопереживания им.

моральных дилемм на

основе учѐта позиций

партнѐров в общении,

ориентации на их моти-вы

и чувства, устойчивое

следование в поведении

моральным нормам и

этическим требованиям;

- установки на здоровый

образ жизни и реализации

еѐ в реальном поведении и

поступках;

- осознанных устойчивых

эстетических предпочте-

ний и ориентации на

искусство как значимую

сферу человеческой жиз-

ни;

- эмпатии как осознанного

понимания чувств других

людей и сопереживания им,

выражающихся в

поступках, направленных

на помощь другим и

обеспечение их благопо-

лучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и

- принимать и сохранять

– следовать

- принимать и сохранять

сохранять учебную

учебную задачу;

установленным правилам

учебную задачу;

задачу,

- учитывать выделенные

в планировании и

-учитывать выделенные

соответствующую

учителем ориентиры

контроле способа

учителем ориентиры

этапу обучения;

действия в учебном

решения;

действия в новом учебном

- понимать

материале;

– контролировать и

материале в

выделенные учителем

- принимать

оценивать свои действия

сотрудничестве с учителем,

ориентиры действия в

установленные правила в

при работе с наглядно-

одноклассниками;

учебном материале;

планировании и контроле

образным (рисунками,

-планировать свои

- проговаривать вслух

способа решения;

картой, таблицей, схемой,

действия в соответствии с

последовательность

- самостоятельно

диаграммой), словесно-

поставленной задачей и

производимых

находить несколько

образным и словесно-

условиями ее реализации ,

действий,

вариантов решения

логическим материалом

в т.ч. во внутреннем плане;

составляющих основу

учебной задачи,

при сотрудничестве с

-следовать установленным

осваиваемой

представленной на

учителем,

правилам в планировании и

деятельности;

наглядно-образном

одноклассниками;

контроле способа решения;

- оценивать совместно

уровне;

– отбирать адекватные

-адекватно воспринимать

с учителем или

- осуществлять

средства достижения

предложения и оценку

одноклассниками

пошаговый контроль по

цели деятельности;

учителей, товарищей,

результат своих

результату под

– вносить необходимые

родителей и

действий, вносить

руководством учителя;

коррективы в действия на

других людей; осуществлят

соответствующие

- вносить необходимые

основе его оценки и учета

ь итоговый и пошаговый

коррективы;

- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

коррективы в действия на основе принятых правил;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  • принимать роль в учебном сотрудничестве;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

характера сделанных ошибок – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

-вносить необходимые

коррективы в исполнение действия на

основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

-различать способ и результат действия;

-выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
  • осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
  • контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно- образным, словесно- образным и словесно- логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
  • на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителями и одноклассниками;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно- образным материалом.
  • самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно- образным, словесно- образным и словесно- логическим материалом;
  • на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.

-самостоятельно находить несколько вариантов решения учебно й задачи,

представленной нанаглядн о-образном, словесно- образном и словесно- логическомуровнях;

-преобразовывать практическую задачу в поз навательную;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сот рудничестве;

-самостоятельно учитывать

выделенные учителем орие нтиры действия в новом учебном материале;

-осуществлять констатирующий и предво схищающий контроль по ре зультату и по способу действия, актуальный кон троль на уровне произвольного внимания;

-самостоятельно адекватно

оценивать правильность в ыполнения

действия ивносить необходимые коррективы в исполнение как

по ходу его реализации, та к и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск

- осуществлять поиск

– осуществлять поиск

-осуществлять поиск

нужной информации в

нужной информации,

нужного

необходимой информации

учебнике и учебных

используя материал

иллюстративного и

для выполнения учебных

пособиях;

учебника и сведения,

текстового материала в

заданий с использованием

- понимать знаки,

полученные от взрослых;

дополнительных

учебной литературы,

символы, модели,

- использовать

изданиях, рекомендуемых

энциклопедий,

схемы, приведенные в

рисуночные и

учителем;

справочников(включая при

учебнике и учебных

символические варианты

– осуществлять запись

возможности электронные,

пособиях;

математической записи;

(фиксацию) указанной

цифровые) в открытом

- понимать заданный

- кодировать информацию

учителем информации об

информационном

вопрос, в соответствии

в знаково-символической

окружающем мире;

пространстве, в т.ч.

с ним строить ответ в

форме;

– пользоваться знаками,

контролируемом

устной форме;

- на основе кодирования

символами, таблицами,

пространстве сети

- анализировать

строить несложные

диаграммами, моделями,

Интернет;

изучаемые объекты

модели математических

схемами, приведенными в

-осуществлять запись

окружающего мира с

понятий, задачных

учебной литературе;

выборочной информации

выделением их

ситуаций;

– строить небольшие

об окружающем мире и о

отличительных

- строить небольшие

сообщения в устной и

себе, в т.ч. при

признаков;

математические

письменной форме;

возможности с помощью

- осуществлять синтез

сообщения в устной

находить в содружестве

инструментов ИКТ;

как составление

форме (до 15

с одноклассниками

-строить сообщения в

целого рисунка из его

предложений);

разнообразные способы

устной и письменной

частей;

- проводить сравнение (по

решения учебной задачи;

форме;

- проводить сравнение,

одному или нескольким

– умению смыслового

-использовать знаково-

сериацию и

основаниям, наглядное и

восприятия

символические средства,

классификацию

по представлению,

познавательных текстов,

приведенные в учебной

изученных объектов

сопоставление и

выделять информацию из

литературе;

по заданным

противопоставление),

сообщений разных видов

-ориентироваться на разно-

основаниям

понимать выводы,

(в т.ч. текстов) в

образие способов решения

(критериям);

сделанные на основе

соответствии с учебной

учебных задач;

- устанавливать

сравнения;

задачей;

-воспринимать и

причинно-

- выделять в явлениях

– анализировать

анализировать сообщения

следственные связи в

существенные и

изучаемые объекты с

и важнейшие их

изучаемом круге

несущественные,

выделением

компоненты –тексты;

явлений;

необходимые и

существенных и

-анализировать изучаемые

- обобщать (выделять

достаточные признаки;

несущественных

объекты с выделением

класс объектов по

- проводить аналогию и

признаков;

существенных и

заданному признаку).

на ее основе строить

– осуществлять синтез

несущественных

выводы;

как составление целого из

признаков;

- в сотрудничестве с

частей;

-осуществлять синтез как

учителем проводить

– проводить сравнение,

составление целого из

классификацию

классификацию

частей;

изучаемых объектов;

изученных объектов по

-проводить сравнение,

- строить простые

самостоятельно

сериацию и классифи-

индуктивные и

выделенным основаниям

кацию изученных объектов

дедуктивные

(критериям) при указании

по заданным критериям;

рассуждения.

и без указания количества

-устанавливать причинно-

групп;

следственные связи в

– устанавливать

изучаемом круге явлений;

причинно-следственные

-строить логическое

связи в изучаемом круге

рассуждение, включающее

явлений;

установление причинно-

– понимать структуру

следственных связей;

построения рассуждения

-обобщать (самостоятельно

как связи простых

выделять класс объектов)

суждений об объекте (явлении);

  • обобщать

(самостоятельно выделять класс объектов);

  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа;

природа живая – неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.);

  • проводить аналогии между изучаемым

материалом и собственным опытом.

на основе выделения сущностной связи;

-подводить анализируемые изучаемые объекты(явления) под понятия разного уровня обобщения на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

-устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
  • воспринимать смысл познавательного текста;
  • подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например, природа: живая _ неживая, животные _ растения и т.д.);
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
  • под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;
  • работать с дополнительными текстами и заданиями;
  • соотносить

содержание схематических изображений с математической записью;

  • моделировать задачи на ос6жени анализа жизненных сюжетов;
  • устанавливать аналогии; формулировать выводы на ос6жени аналогии, сравнения, обобщения;
  • строить рассуждения о математических явлениях;
  • пользоваться

эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • находить разнообразные способы решения учебной задачи;
  • осуществлять сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
  • строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

-осуществлять расширенный поиск информации с использован ием ресурсов

библиотек и сети Интерне т;

-записывать, фиксировать информацию об окружающ ем мире с помощью инструментов ИКТ;

-

создавать и преобразовыва ть

модели и схемы для решени я учебных задач;

-осознанно и произвольно строить

сообщения в устной и пись менной форме;

-выбирать наиболее эффективные

способы решения учебной задачи взависимости от ко нкретных условий;

-осуществлять син- тез как составление це-

лого из частей, самостоят ельно достраивая недо- стающие компоненты;

-проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

-строить рассуждение, включая установле-

ние причинно- следственных связей;

-произвольно и осознанно владеть

общими приемами решения учебных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать участие в работе парами и группами;
  • допускать существование различных точек зрения;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • использовать в общении правила вежливости.
  • принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые

коммуникативные средства;

  • допускать существование различных точек зрения;
  • стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;
  • использовать в общении правила вежливости;
  • использовать простые речевые средства для передачи своего мнения; - контролировать свои действия в коллективной работе;
  • понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;
  • следить за действиями других участников в процессе коллективной

познавательной деятельности.

  • строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении и

взаимодействии;

  • учитывать другое мнение и позицию;
  • умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
  • контролировать действия партнера;
  • адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
  • строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении и

взаимодействии;

  • учитывать другое мнение и позицию;
  • умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
  • контролировать действия партнера;
  • адекватно использовать средства устной речи для решения различных

коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • принимать другое мнение и позицию;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить понятные для партнера высказывания;
  • задавать вопросы;
  • адекватно использовать средства устного

общения для решения коммуникативных

  • строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;
  • использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
  • корректно формулировать свою точку зрения;
  • проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;
  • строить монологичес- кое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность
  • строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования различных

задач.

- контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль.

существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
  • оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  • использовать речь для планирования своей деятельности.

точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
  • оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  • использовать речь для планирования своей деятельности.

Предметные результаты Человек и природа

Обучающийся научится:

  • различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
  • различать объекты природы и предметы, сделанные человеком;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
  • различать и называть основные части растений;
  • узнавать растения _ деревья, кустарники,

травы, приводить примеры;

  • устанавливать связи

между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
  • проводить несложные наблюдения в природе и

воспроизводить опыты в соответствии с

  • устанавливать связи

между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;

  • осуществлять класси- фикацию объектов окружающего мира по самостоятельно

выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);

  • использовать естествен- нонаучные тексты для
  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
  • сравнивать объекты

живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

  • проводить несложные

- использовать

инструкцией, используя

поиска информации, от-

наблюдения в окружающей

иллюстративный

простейшее оборудование

ветов на вопросы, объяс-

среде и ставить опыты,

определитель растений

и измерительные

нений, создания собст-

используя простейшее

и животных.

приборы; соблюдать

венных устных или пись-

лабораторное

технику безопасности;

менных высказываний;

оборудование и

- описывать на основе

– использовать различные

измерительные приборы;

предложенного плана

справочные издания для

следовать инструкциям и

изученные объекты

поиска необходимой

правилам техники

живой и неживой

информации;

безопасности при

природы;

– использовать готовые

проведении наблюдений и

- характеризовать Землю

модели (глобус, карты)

опытов;

как планету, Солнце как

для объяснения явлений

- использовать

звезду, Луну как спутник

или описания свойств

естественно­научные

Земли;

объектов; определять

тексты (на бумажных и

- ориентироваться на

местонахождение

электронных носите-лях, в

местности относительно

крупных природных

том числе в контролиру-

своего тела; знать

объектов на физической

емом Интернете) с целью

правила пользования

карте России;

поиска и извлечения

компасом, определять

– проводить наблюдения

информации, ответов на

основные стороны

за погодой и природой

вопросы, объяснений,

горизонта по компасу, по

родного края (на примере

создания собственных

природным приметам;

одного из сообществ);

устных или письменных

- различать жидкие,

– оценивать свое

высказываний;

твердые и газообразные

поведение и поведение

- использовать различные

вещества;

других людей в природе;

справочные издания

- измерять температуру

– сравнивать изучаемые

(словарь по

воды, воздуха и своего

природные зоны России

естествознанию,

тела;

(климат, растительный и

определитель растений и

- различать три состояния

животный мир,

животных на основе

воды; определять

особенности труда и быта

иллюстраций, атлас карт, в

основные свойства воды,

людей, влияние человека

том числе и компьютерные

ее значение для живых

на природу изучаемых

издания) для поиска

организмов и

зон, охрана природы);

необходимой информации;

хозяйственной

– сравнивать изучаемые

- использовать готовые

деятельности человека;

природные сообщества

модели (глобус, карту,

объяснять причины

(лес, луг, водоем и др.)

план) для объяснения

круговорота воды в

как единство живой

явлений или описания

природе;

(растения, животные) и

свойств объектов;

- определять основные

неживой природы

- обнаруживать

свойства воздуха, его

(солнечный свет, воздух,

простейшие взаимосвязи

значение для растений,

вода, почва); приводить

между живой и неживой

животных, человека;

примеры растений и

природой, взаимосвязи в

- определять условия,

животных, характерных

живой природе;

необходимые для жизни

для того или другого

использовать их для

растений;

природного сообщества;

объяснения необходимости

- различать хвойные,

– выделять характерные

бережного отношения к

цветковые, дикорастущие

признаки сезонов года на

природе;

и культурные растения,

примере природы

- определять характер

съедобные и ядовитые

родного края;

взаимоотношений человека

грибы;

– выделять характерные

и природы, находить

- определять условия,

признаки сезонов года на

примеры влияния этих

необходимые для жизни

примере природы

отношений на природные

животных;

родного края;

объекты, здоровье и

- различать диких и

– узнавать наиболее

безопасность человека;

домашних животных ,

распространенные и

- понимать необходимость

животных разных групп;

охраняемые в родном

здорового образа жизни,

- приводить примеры

крае растения и

соблюдения правил

разных представителей

животных;

безопасного поведения;

растений и животных;

  • правила ухода за

комнатными растениями;

  • строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.
  • соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема;
  • узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;
  • фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную

характеристику погоды.

использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде;
  • описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.
  • определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;
  • показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;
  • различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения;
  • различать животных разных групп.
  • узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
  • оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;
  • моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;
  • планировать, контролировать и оценивать учебно- познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за еѐ сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электро- энергии) и природной среде;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохра- нения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • планировать, контроли-

ровать и оценивать учеб- ные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с

поставленной задачей и условиями еѐ реализации.

Человек и общество

Обучающийся научится:

  • узнавать государственную

символику Российской Федерации и своего региона;

  • различать прошлое, настоящее и будущее;
  • определять родственные связи в семье;
  • соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, в школе;
  • использовать правила поведения в общественных местах и на улице.
  • понимать назначение органов чувств для позна- ния окружающего мира;
  • выполнять правила лич- ной гигиены, безопасного поведения в доме, на ули- це, в природной среде;
  • соблюдать правила орга- низации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;
  • определять принадлеж- ность организмов к царствам живой природы.
  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на

«ленте времени»; пользоваться историческими картами;

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков;

на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • устанавливать связь между деятельностью

человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;

  • выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).
  • узнавать государствен- ную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
  • различать прошлое, настоящее, будущее; со- относить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на

«ленте времени»;

  • используя дополнитель- ные источники информа- ции (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируе- мом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вы- мыслов;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития

этических чувств, доброже- лательности и эмоциональ- но­нравственной отзыв- чивости, понимания чувств других людей и сопережи- вания им;

  • использовать различные справочные издания (сло- вари, энциклопедии) и дет- скую литературу о чело- веке и обществе с целью

поиска информации, отве- тов на вопросы, объясне- ний, для создания соб-

ственных устных или письменных высказываний.

Обучающийся получит возможность научиться:

- оценивать характер

- использовать на прак-

– оценивать устное

- осознавать свою нераз-

взаимоотношений

тике основные правила

высказывание одноклас-

рывную связь с разнообраз-

людей в семье, в

познания окружающего

сников: его соответ-

ными окружающими соци-

обществе сверстников

мира;

ствие обсуждаемой те-

альными группами;

с позиции этических

- понимать различия

ме, полноту и доказа-

- ориентироваться в

чувств и

между источниками

тельность;

важнейших для страны и

доброжелательности;

информации: наблюдение,

– оформлять результаты

личности событиях и фак-

- находить на карте

измерение, опыт, книги,

исследовательской

тах прошлого и настоя-

мира Российскую

Интернет;

работы («Человек и

щего; оценивать их воз-

Федерацию, на карте

- оценивать характер

общество») с использо-

можное влияние на буду-

России, Москву, свой

взаимоотношений людей

ванием (в случае необхо-

щее, приобретая тем са-

регион и его главный

в классном, школьном

димости) таблиц,

мым чувство историчес-

город;

коллективе.

графиков, простейших

кой перспективы;

- в результате

- в результате изучения

столбчатых диаграмм,

- наблюдать и описывать

изучения курса

курса выпускники

рисунков, кратких

проявления богатства

выпускники заложат

заложат фундамент

выводов;

внутреннего мира человека

фундамент своей

своей экологической и

– осознавать

в его созидательной

экологической и

культурологической

существующую связь

деятельности на благо

культурологической

грамотности, получат

между каждым

семьи, в интересах

грамотности,

возможность научиться

человеком и

образовательной

получат возможность

соблюдать правила

разнообразными

организации, социума,

научиться соблюдать

поведения в мире природы

окружающими

этноса, страны;

правила поведения в

и людей, правила

социальными группами;

- проявлять уважение и

мире природы и людей,

здорового образа жизни,

– ориентироваться в

готовность выполнять

правила здорового

правила безопасной

важнейших для страны

совместно установленные

образа жизни, правила

жизни (ПДД, ППБ;

событиях и фактах в

догово-рѐнности и правила,

безопасной жизни

обращения с газом,

изучаемый исторический

в том числе правила

(ПДД, ППБ;

электричеством, водой;

период;

общения со взрослыми и

обращения с газом,

безопасность на Ж/Д),

– наблюдать проявления

сверстниками в

электричеством,

правила поведения в

богатства внутреннего

официальной обстановке;

водой; безопасность

окружающей природной и

мира человека в его

участвовать в

на Ж/Д), правила

социальной среде.

созидательной

коллективной

поведения в

В курс «Окружающий

деятельности на благо

коммуникативной

окружающей

мир» интегрирован курс

семьи, в интересах

деятельности в

природной и

«Азбука Смоленского

страны (на примерах

информационной

социальной среде.

края».

исторических лиц,

образовательной среде;

литературных героев и

- определять общую цель в

современников);

совместной деятельности

– проявлять уважение и

и пути еѐ достижения;

готовность выполнять

дого-вариваться о

совместно

распределении функций и

установленные

ролей; осуществлять

договоренности и

взаимный контроль в

правила, участвовать в

совместной деятельности;

коллективной

адекватно оценивать

коммуникативной

собственное поведение и

деятельности;

поведение окружающих;

– договариваться о

- в результате изучения

распределении функций и

курса выпускники заложат

ролей в совместной

фундамент своей

деятельности, пути

экологической и

достижения ее цели,

культурологической

адекватно оценивать

грамотности, получат

собственное

возможность научиться

поведение и поведение

соблюдать правила

окружающих.

поведения в мире природы

Знать:

и людей, правила здорового

– о древнейшей истории

образа жизни, правила

человека, о первых

безопасной жизни (ПДД,

государствах;

ППБ; обращения с газом,

– об истории Древней

электричеством, водой;

Руси, Московского

безопасность на Ж/Д),

государства, о событиях

правила поведения в

общественной и

окружающей природной и

культурной жизни

социальной среде.

страны в изучаемые

В курс «Окружающий мир»

исторические периоды;

интегрирован курс «Азбука

– об особенностях быта,

Смоленского края».

труда, духовно-

нравственных и

культурных традициях

людей в изучаемые

исторические периоды;

– имена выдающихся

российских

государственных

деятелей (в изучаемый

период): князья

Владимир, Ярослав

Мудрый, Александр

Невский, Дмитрий

Донской, царь Иван IV

Грозный; Кузьма Минин,

Дмитрий Пожарский,

связанные с ними

события и их влияние на

историю нашего

Отечества;

– об истории и

выдающихся людях

родного края;

- в результате изучения

курса выпускники

заложат фундамент

своей экологической и

культурологической

грамотности, получат

возможность научиться

соблюдать правила

поведения в мире природы

и людей, правила

здорового образа жизни,

правила безопасной

жизни (ПДД, ППБ;

обращения с газом,

электричеством, водой;

безопасность на Ж/Д),

правила поведения в

окружающей природной и

социальной среде.

В курс «Окружающий мир» интегрирован курс

«Азбука Смоленского края».

Содержание учебного предмета 1 класс

УМК «Школа России»

Введение 1 ч.

Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелѐные страницы» и

«Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой

Что и кто? 20 ч.

Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект

«Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?

Как, откуда и куда? 12 ч.

Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?

Где и когда? 11 ч.

Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми?

Почему и зачем? 22 ч.

Почему солнце светит днем, а звезды – ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово?

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

1.

Введение

1 ч

2.

Что и кто?

20 ч

3.

Как, откуда и куда?

12 ч

4.

Где и когда?

11 ч

5.

Почему и зачем?

22 ч

Всего:

66 ч

Содержание учебного предмета 2 класс

УМК «Школа России»

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета-Земля, страна-Россия,

название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т.д.). Карта Смоленской области. Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные - все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Проверочная работа.

Природа

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Поверхность нашего края.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Растения родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Сезонные изменения в природе: осенние явления.

Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений.

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их.

Красная книга Смоленской области.

Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений; отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.

Тест.

Жизнь города и села

Село, где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия Смоленского края. Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д..

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города.

Тест.

Здоровье и безопасность

Строение тела человека. Здоровье человека— его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: отработка правил перехода улицы. Проверочная работа.

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. Красная книга Смоленской области.

Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений; отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.

Тест.

Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного села.

Тест.

Общение

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи.

Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: отработка основных правил этикета. Тест.

Путешествия

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов:

река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и

летом. Красота и разнообразие природы Смоленщины.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны. Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе.

Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.

Творческий отчет.

Учебно-тематический план

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

1.

Где мы живем

2

2.

Природа

21

3.

Жизнь города и села

12

4.

Здоровье и безопасность

10

5.

Общение

5

6.

Путешествия

17

Всего

68

Содержание учебного предмета 3 класс

СРО Л.В. Занкова

Природные условия Земли ( 11 часов)

Человек и природа.

Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения). Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Наблюдение за погодой своего края. Представление о климате, климат родного края. .

Почва. Состав почвы.

Свойства почвы (плодородие). Охрана почв. Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды.

Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов. Фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России. Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон.

Человек в далеком прошлом ( 9 часов)

Человек и общество.

Природные условия, в которых появился Человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Лента времени (год, век, тысячелетие).

Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте природных зон.

Соотнесение: год и век, век и тысячелетие. Экскурсии в краеведческий музей.

Земли восточных славян ( 22 часа)

Человек и природа.

Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные

  1. изменения в природе степей.

Охрана почв, растительности и животного мира. Природная зоналесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов

Европейской части России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса.

Человек и общество.

Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Освоение человеком законов жизни природы. Народный календарь, определяющий сезонный труд людей. Пословицы, поговорки. Расселение славян. Путь «из варяг в греки». Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью

христианства. Основные религии народов России: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище.

Представления о национальных героях и важнейших событиях в Древнерусском государстве.

Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России. Работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов. Составление цепей питания. Подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа. Коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Составление кроссвордов по темам.

Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт культура древних русичей. История одного из древних городов. Экскурсии в краеведческий музеи.

Московское государство ( 12 часов)

Человек и природа.

Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Круговорот веществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы.

Человек и общество.

Объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига. Культура Московской Руси. Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Культура общения в многонациональном государстве с представителями разных национальностей. Основание Москвы, исторические достопримечательности Москвы. Золотое кольцо России. Иван IV Грозный. Практические работы. Ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах. Составление цепей питания. Узнавание ядовитых растений и грибов. Моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствий Применение правил поведения в лесу и у водоемов. Экскурсии в лес, к озеру, реке или болоту.

Путь от Руси к России ( 14 часов)

Человек и общество.

Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири. Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии. Поход Семена Дежнева. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны.. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Активная роль человека в обществе. Краеведение (в течение года). Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание растений, животных, грибов (в том числе охраняемых), усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности. Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Культура. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Особенности хозяйственной деятельности.

Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время. Экскурсии в краеведческий музей.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

1

Природные условия Земли

11

2

Человек в далеком прошлом

9

3

Земли восточных славян

22

4

Московское государство

12

5

Путь от Руси к России

14

Всего

68 ч

Модуль «Школьный урок»

Знакомство с особенности климата Смоленской области. (гражданско – патриотическое). Влияние климата на жизнь современного человека. (ценность нацчного познания). Значение почвы для живой природы и хозяйственной деятельности человека. (ценность научного познания). Исследование состава почвы (ценность научного познания). Особенности состава почвы Смоленской области. (гражданско-патриотическое). Правила поведения на железнодорожных путях. (физическое воспитание). Значимость труда в жизни человека. ( трудовое воспитание). Знакомство с культурой, историей и традициями народов мира. (духовно – нравственное воспитание). Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся. (духовно-нравственное воспитание). Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. (ценность научного познания). Правила поведения в лесу (физическое воспитание). Страны и народы мира на карте. (ценность научного познания). Духовные традиции русского народа. (духовно – нравственное воспитание). Многообразие профессий в современном мире. (трудовое воспитание). Знакомство с культурой Смоленского края. (эстетическое воспитание). Князь Александр Невский, как пример героизма и мужества русских воинов (гражданско-патриотическое воспитание). Экология Смоленской области Экологические проблемы леса. ( экологическое воспитание).. Национальный парк «Смоленское поозерье» ( экологическое воспитание) . Знакомство с природными сообществами Смоленской области. (экологическое воспитание). Особенности жизни, быта, культуры народов РФ. (духовно-нравственное воспитание). Знакомство с традициями и творчеством своего народа. (духовно-нравственное воспитание) Экологические проблемы тайги. (экологическое воспитание). Роль Смоленской области в истории России. (гражданско-патриотическое) Наша Родина — Российская Федерация — многонациональная страна. (духовно- нравственное воспитание).

Содержание учебного предмета 4 класс

СРО Л.В. Занкова

Человек и окружающий мир (20 часов)

Человек и природа

Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия – источник движения.

Человек познает самого себя. Клетка - основа строения и роста живых организмов. Рост и развитие человека. Ваша родословная. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа. Младший школьник. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.

Человек и общество

Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле. Открытие Америки Христофором Колумбом. Кругосветное плавание Фернана Магеллана. Представление о странах мира, о разных народах, об их культуре и особенностях быта.

Преобразования в России (11 часов)

Человек и общество

Россия при Петре I. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). М.В. Ломоносов - основоположник русской науки. Ведущая роль образования, труда, значение творчества в жизни человека и общества.

Человек и природа

Горное дело: горные породы и минералы (гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). Люди, занятые горным делом.

Человек и общество

Развитие русского военного искусства. А.В. Суворов. Отечественная война 1812 г. М.И.

Кутузов. План местности.

Мир человека в Новое время (25 часов)

Человек и природа

Открытие новых земель: северные земли России, Антарктида, Австралия, Уссурийский край. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.

Человек и общество

События в России в начале ХХ века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР.

Великая Отечественная война (1941-1945). Государства - участники войны. Герои Великой Отечественной войны. Судьба родного края в этот период. Развитие науки и техники.

Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.

Человек и природа

Экологические проблемы России и вашей местности. Положительное и отрицательное влияние человека на природу (в том числе на природу родного края). Охрана природы. Заповедники и национальные парки. Красная книга России.

Новые знания о человеке. И.П. Павлов. Открытие нервной системы (как нервная система управляет работой всех органов организма). Нервная система и органы чувств. Система кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Дыхательная система. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Пищеварительная система. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и ее значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровье окружающих его людей. Внимательное и уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Современная Россия (12 часов)

Человек и общество

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятия «Родина» («Отечество», «Отчизна»). Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Государственное устройство. Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Обязанности граждан, их права. Нравственные нормы жизни.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственной связи между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День Весны и Труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.

Россия на карте, государственная граница России. Москва - столица государства. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Государства - соседи России.

Россия - многонациональное государство. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважение к культуре, языку, религии, истории народов России. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.

Краеведение (в течение года). Родной край – часть России. Областные (городские) органы власти. Областная (городская) символика. Родной край в изучаемый исторический период: особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры. Выдающиеся земляки.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

1

Человек и окружающий мир

20

2

Преобразования в России

11

3

Мир человека в Новое время

25

4

Современная Россия

12

Всего

68 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Окружающий мир 2 класс по программе "Школа России"

рабочая программа "Окружающий мир 2 класс по программе "Школа России"...

Рабочая программа, окружающий мир, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Саплина)

Рабочая программа, окружающий мир, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Саплина), 2016- 17 уч. год...

Рабочая программа, окружающий мир, 3 класс, УМК Перспективная начальная школа, 4 класс, (Шишкина)

Рабочая программа, окружающий мир, 3 класс, УМК Перспективная начальная школа, 4 класс, (Шишкина), 2016- 17 уч. год...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....