Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения естественно-научной грамотности у младших школьников
проект по окружающему миру (3 класс)
Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения естественно-научной грамотности у младших школьников во внеурочное время по окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 164.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Саратовский областной институт развития образования
Семинар «Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках предметной области «Обществознание и естествознание (окружающий мир)
Тема: Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения естественно-научной грамотности у младших школьников
«Живой подарок»
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 2 им.В.А.Коновалова»
городского округа ЗАТО Светлый
Саратовской области
Овечкина С.В.
Ноябрь 2023
Каждый урок или занятие по внеурочной занятости требует чего-то нового и интересного и поэтому важная задача - увлечь детей за собой.
Естественнонаучная грамотность учащихся – это определенный набор компетентностей, связанных со способностью применять полученные в школе умения и знания в жизненных ситуациях. Одним из инструментов для формирования данных компетентностей является проектная деятельность, которая нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. В своей практике широко использую проектно-исследовательские работы, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.
Во втором классе уровень знаний учащихся существенно возрастает, а, следовательно, расширяется и их возможности при работе над проектами. Умея читать и писать, ребята могут получать информацию не только из устных источников, но и из письменных, проявляя определённую долю самостоятельности при работе над проектом. В календарном плане 2 класса есть темы, связанные с растениями. «Комнатные растения». На уроке «Какие бывают растения?» ребятам были предложены тексты «Ценность растений для человека», затем на уроке «Комнатные растения» ученики познакомились с представленными в классе экземплярами комнатных растений и узнали из дополнительной литературы «Откуда пришли комнатные растения» (работа над читательской грамотностью) Оказалось, как бы здорово было подарить маме на 8 марта «Живой подарок», выращенный своими руками (работа над математической грамотностью - расчет подарка своими руками, а не приобретенный в магазине). После выбора темы, учащимся предлагалось в группах самостоятельно, используя маршрутные листы на каждом этапе исследования, изучить различные источники и найти информацию по заданной теме. По окончании каждый ученик смог подготовить презентацию своего проекта – «Живой подарок».
Для развития естественно – научной грамотности школьников включались такие задания в маршрутных листах:
- на развитие и формирование обще учебных умений и навыков
- на формирование знания учебного материала (работа по учебнику)
- на развитие внимания и анализа (наблюдение за комнатными цветами)
- на развитие мировоззрения (разные цветы – разные способы размножения, разные сроки выращивания)
- на формирование изучаемого материала (разнообразие видов комнатных цветов)
- на развитие творческого воображения и фантазии (оформление подарка)
«Маршрутный лист № 1»
- Рассмотрите комнатные цветы дома.
- Попробуйте узнать названия цветов, используя «Атлас-определитель».
- Определите стороны горизонта, куда выходят окна, используйте компас и помощь взрослых.
«Маршрутный лист № 2» (Активизировать мыслительные процессы ребенка можно путем постановки перед ним следующих заданий на понимание: объясните «Почему нельзя, какая взаимосвязь между листьями и поливом
- определите условия выращивания цветов, обсудите в группе. Заполните итоговый лист
Название цветочка | Освещение | Температура воздуха | Полив | Способ размножения |
фиалка | рассеянный свет | 18-24 °С | Умеренный, через поддон | листок |
хлорофитум | рассеянный свет | ниже 10 °С зимой | умеренный | Усы |
бальзамин | рассеянный свет | не переносит низкие температуры | Любит влажную почву, не переносит засуху | семена, черенкование |
«Агротехника»
Фиалка (сенполия). Широко распространенный в комнатном цветоводстве. В природе цветок фиалка растет в горных регионах Восточной Африки – в Танзании и Кении, чаще всего выбирая места на террасах рек и около водопадов. Существует более 20 видов фиалки. Цветет почти круглый год. Для фиалки требуется яркий рассеянный свет. Световой день должен длиться 13-14 часов. Температура в период роста – 18-24 °С, а зимой не должна быть 15 °С. Поливать надо регулярно – 2 раза в неделю через поддон, нельзя проводить орошение (листочки этого не любят). Можно держать их и на южном окне, до середины занавешенным тканью – не беда, если на фиалки упадет луч заходящего солнца, но от полуденных обжигающих лучей нежные листья и цветки сенполий (фиалки) следует защитить.
Как вы думаете – почему?
Хлорофитум. Существует комнатное растение для ленивых и безответственных, то это хлорофитум, но тот, кто окружит этот непритязательный цветок заботой и вниманием, будет приятно удивлен. Ему требуется освещение: яркий солнечный свет утром, яркий рассеянный свет с полудня. Цветет ранней осенью и весной. Во время цветения дает боковой отросток – усы с новыми детками. Пересаживать надо в феврале-марте. Температура воздуха не должна ниже 10 °С зимой. Растение любит орошение. Поливать в жару надо 2-3 раза в неделю.
Бальзамин. Растение имеет более 500 видов. Цветение этих растений продолжается практически непрерывно в течение всего года, отсюда и название «вечноцвет». Данный цветок растят, как комнатный многолетний, а также им украшают сады и балконы (однолетками). В народе он получил множество иных названий таких, как: огонек, вечноцвет, недотрога, а также Ванька-мокрый.
Данный цветок спокойно может расти как при хорошей освещенности, так и в полутени и даже в тени. Но если вы желаете, чтобы его цветение было беспрерывным и обильным, то тогда ему просто необходим яркий свет (будет достаточно несколько часов в сутки). В летние месяцы его лучше убрать с подоконника, располагающегося в южной части комнаты, либо притенить растение. Наилучшим вариантом для размещения растения является окно, расположенное в восточной либо западной части комнаты. В летнее время его можно вынести на улицу либо на балкон. Цветок очень любит влагу, не переносит низкие температуры.
«Маршрутный лист № 3» (Активизация мыслительных процессов детей путем постановки перед ним следующих заданий на аналитический характер: сравните способы размножения растений, объясните почему разные способы, опишите поэтапное выполнение)
- изучите «Формирование растений», сравните способы размножения и заполните до конца таблицу
«Фиалка» - размножается детками, листовыми черенками и семенами.
Хлорофитум – размножается боковыми отводками-усами после цветения. Посмотрите видео-инструкцию.
Бальзамин – размножается семена, отростками.
Посев семян на рассаду происходит в емкости со специально подготовленным грунтом. На поверхности на равном расстоянии размещают семена. Бальзамин – светолюбивое растение, поэтому семена можно лишь немножко присыпать землей. После посева бальзамина на рассаду, грунт нужно увлажнить и накрыть стеклом или пищевой пленкой. Температура должна поддерживаться на уровне 25 °С. Емкость нужно поставить в теплое место и регулярно проветривать.
Ребята сделали вывод, что три вида комнатных растений выращивают разными способами. С каждым днем дети, погружаясь в исследование, приобретали новые знания.
Изучите внимательно «Маршрутный лист № 4», обсудите в группе последовательность пересадки саженцев в подарочные горшочки
- Как пересадить фиалку, чтобы причинить ей как можно меньше беспокойства? Легче переносит пересадку фиалка в марте. Постарайтесь осторожно перевалить ее из одного горшка в другой, не нарушив земляного кома. Корневая шейка растения должна оказаться на 2-3 см ниже края горшка. После перевалки сенполии в новый горшок на дренажный слой равномерно заполните свежим субстратом промежутки между земляным комом растения и стенками, потряхивая горшок, чтобы грунт заполнил все пространство. После пересадки не забудьте хорошо полить фиалку.
- Пересадить Бальзамин просто. Кустик вынимают из ящика горшка, корни частично освобождают от грунта, потряхивая; в новый горшок насыпают дренаж и свежий грунт; делают ямку в земле, проливают ее водой; устанавливают растение так, чтобы не пришлось заглублять ствол; досыпают земли; поливают.
- После того, как появились корни у хлорофитума, росток готов к пересадке. Насыпьте в горшок дренаж, затем немного земли, потом установите аккуратно растение с корнями, присыпьте сверху землю, слегка прижмите и полейте водой.
Заключительным этапом в проектно-исследовательской работе был - «Живой подарок». 7 марта на школьном празднике «Праздник Весны» ребята подарили своим мамам трогательный подарок, который вырастили сами.
В. А. Сухомлинский писал: “Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума и творчества”. И с этим нельзя не согласиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в 1-м, 2-м классе (Коллективные проекты). В статье содержится материал по духовно-нравственному воспитанию (проект "Светлый праздник Пасхи")...
Организация проектно-исследовательской деятельности как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников.
В своей статье об организации проектно-исследовательской деятельности я поднимаю вопрос о значимости и важности данного вида деятельности для учащихся начальной школы. Я сама практикую на уроках и во ...
Применение метода интеллект-карт в урочной и внеурочной деятельности как средство развития мыслительных и творческих способностей младших школьников
Описаны этапы и технология применения метода интеллект-карт в начальной школе....
«Игровая деятельность как средство реализации коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников с нарушениями речи»
Коммуникативные умения – есть важное средство формирования личности школьника, его социализации и индивидуализации, готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. В общении реализуются межл...
«Проектно-исследовательская деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников»
Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знаний, учатся самостоятельно добывать информацию, систематиз...
Инновационные образовательные технологии как средство повышения мотивации и развития личности младших школьников
Новый ФГОС ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально- экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди кот...
Предметная неделя литературного чтения как средство повышения мотивации и качества образования младших школьников
Из опыта проведения недели литературного чтения....