Мастер - класс. Распространение собственного педагогического опыта опыта .Урок окружающего мира в 4 классе.
опыты и эксперименты по окружающему миру (4 класс)
Статья рекомендована учителям начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_rasprostranenie_sobstvennogo_pedagogicheskogo_opyta.docx | 104.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учрежденение
«МОУ СОШ п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области»
Урок окружающего мира
по теме : «Птицы родного края»
4 «Б» класс
Учитель: Насибова Л.А.
п. Горный
2024 г
Тема: Птицы.
Цели деятельности педагога: создать условия для обобщения полученных представлений о птицах, ознакомить с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлениями к полёту.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся обобщать полученные представления о птицах;
дать понятие о перелетных, зимующих, оседлых птицах, строение пера, значение птиц в жизни человека.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, ориентироваться учебнике.
Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и оценивать процесс и результат деятельности, осуществлять смысловое чтение; предметные – обобщать полученные представления о птицах; уточнять представления о том, что птицы это теплокровное животное, которое живёт (существует), то есть дышит, питается, передвигается, спит, строит жилище, даёт потомство; уметь объяснить и доказать необходимость бережного отношения к живым организмам; понять пользу птиц для человека; логические – строить рассуждения, делать выводы; информационные – осуществлять поиск и выделение необходимой информации из опытов.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – ставить вопросы, обращаться за помощью в случае затруднений; развивать навыки работы с источниками информации, устную связную речь, внимание, мышление, память, любознательность, фантазию, находчивость познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки и способности; управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль, работать в группах; задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Личностные: самоопределение – проявлять ценностное отношение к природному миру, демонстрировать готовность следовать нормам природоохранного поведения. воспитывать уважение к друг другу, бережное отношение к окружающему миру, к птицам; позитивное отношение к учёбе, интерес к уроку, самостоятельность в получении знаний.
Методы: проблемно-поисковый, словарно-наглядный
Оборудование: учебник “Окружающий мир” 3класс, картинки с изображением птиц, карточки с заданиями,
запись «Голоса птиц», презентация,
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать ваша любознательность.
2. Актуализация знаний.
1.На предыдущих уроках мы знакомились с разнообразием животных.
Давайте назовём всех животных по группам:
звери, рыбы, насекомые, земноводные (амфибии) ,
пресмыкаюшиеся ( рептилии)
1.Одноклеточные
2.Многоклеточные:
Беспозвоночные (червь, улитка, осьминог, кальмар, медуза, насекомые, паук, (нет позвоночника)
Позвоночные: рыбы, земноводные (амфибии) –лягушки, тритоны(живут на суше и в воде), пресмыкающие (рептилии) –змея, ящерица, черепаха, крокодилы, хамелеон ( холоднокровные, размножаются на суше, откладывая яйца)
- « Кто такие пресмыкающиеся?»
- Индивидуальные карточки «Соотнеси слова в столбцах»
Сухопутные членистоногие с шестью ногами и крыльями. | Паукообразные |
Животные с восемью конечностями плетут паутину | Рыбы |
Водные позвоночные животные с обтекаемой формой тела , покрыты чешуёй. Дышат с помощью жабр. | Пресмыкающиеся |
Животные, обитающие в воде и на суше. Покрыты голой кожей. Дышат лёгкими. | Насекомые |
Сухопутные позвоночные животные , покрытые чешуёй. Дышат с помощью лёгких. Откладывают яйца. | Земноводные |
3. Постановка проблемы и цели урока
- Ребята, мы продолжаем работу по изучению позвоночных животных, чтобы узнать, о ком пойдет речь сегодня, отгадайте загадку:
Кто отправляется в полет
В клюве веточку несет?
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…(птица)
- Приходилось ли вам слышать птичьи голоса? Когда птичьих голосов слышно больше – летом или зимой? Почему зимой меньше? (часть птиц улетает)
(Звучит запись «Голоса птиц»).
- Наш класс наполнился приятными звуками – пением и голосами птиц.
Мы будем говорить о пернатых друзьях. Они всегда привлекали людей своим мелодичным пением. Птиц очень много на земле - около 9 тыс. видов
4. Создание проблемной ситуации.
- Давайте мы с вами руками помашем,
И что-нибудь птичье давайте мы скажем.
А вдруг зазвучит?
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем, что мы сидим?
(Учащиеся машут руками, подражают голосам птиц).
– Не вышло? Почему? (Дети объясняют, почему не могут взлететь).
- Как вы считаете, что мы должны узнать на уроке, и какие задачи нам предстоит решить? Давайте сформулируем их.
(Узнать, кто такие птицы, как живут эти очаровательные создания и чем отличаются они от других живых существ? Выяснить, какие «изобретения» помогают птицам летать, и почему многие из них улетают в теплые края?)
5. Изучение нового материала.
1.-Посмотрите на доску и скажите какая птица лишняя и почему?
(воробей, сорока, голубь, скворец)
- Итак, как называются птицы, которые улетают на зиму в теплые края? (перелетные)
- Те, которые всю жизнь живут на одном месте? (зимующие)
- А птицы, которые не улетают, но и не живут на одном месте?
- Оседлые и кочующие птицы остаются на зиму в своих родных краях.
2. Работа с учебником.
Давайте ответ на этот вопрос найдем в учебнике на стр131.
(В ходе опроса на доске появляются таблички:)
-У вас на столах есть картинка птицы. Вам нужно будет узнать к какой группе она относится (сова, синица, ласточка)
-Мы разделились на три группы. Вы догадались, как будет называться ваша группа.
-Опрос названий групп (перелетные, кочующие, осёдлые)-раздать карточки с названием групп.
-Так кто такие перелетные, кочующие, осёдлые птицы? (ответы детей из учебника)
- А почему улетают перелетные птицы? (нет корма)
- Правильно. Осенью, когда исчезают насекомые, перелетные птицы отправляются в далекий путь в поисках корма. Раньше всех улетают насекомоядные птицы, потом растительноядные.
-А как вы думаете, легко ли нашим зимующим птицам?
- Чем питаются те птицы, которые не улетают на зиму?
- Этого корма очень мало. Птицам с трудом удается утолить свой голод. Поэтому они перелетают ближе к жилью человека.
-Как мы можем помочь им? (Сделать кормушки и класть корм в кормушки)
- А сейчас немножко отдохнем и заодно проверим как вы знаете названия птиц.
6. Игра “ Птицы” (физминутка)
Учитель называет разных птиц. Если он называет что-то другое, дети должны хлопнуть в ладоши.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны
Галки, макароны…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи
Аисты, кукушки,
Даже совы, плюшки.
Лебеди и утки
И спасибо шутке
7. Совместное открытие знаний. Объяснение нового материала.
- А кто из вас задавал себе вопрос: кто такие птицы? Чтобы лучше узнать и понять их, мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц.
- Попробуйте дать определение : Птицы – это….
– А в чем их главная особенность?
Птицы поют песни, имеют клюв, умеют летать, вьют гнёзда, хорошее зрение, несут яйца , тело покрыто перьями
– Согласны ли вы, что птицы – это все те, которые поют песни?
(Песни поют не только птицы, но и люди, даже дельфины и касатки, а они – не птицы. Значит, это не главная особенность птиц!)
– Умеют летать только птицы?
(Птицы умеют летать, но летают и бабочки, стрекозы, мухи, а страусы и пингвины не могут летать. Значит, мы не можем утверждать, что умение летать – главная особенность птиц).
– Птицы вьют гнезда. Что скажете? Согласны?
Птицы – прекрасные родители, кроме кукушки, которая подкладывает свои яйца другим птицам. Как умело, они строят гнезда.
Гнезда у птиц разные.
Рубрика «Это интересно!»
Иволга строит гнездо – гамачок.
Есть птицы, которые не гнезда вьют, а норки роют – ласточка береговушка.
Грач строит гнездо на вершине дерева.
Степной орел откладывает яйца прямо на землю, лишь изредка, подстилая, сухими ветками, обрывком шкуры, перьями, костями животных.
Очень сложные гнезда у сороки. Вначале из веток складывается объемная шаровидная камера с одним – двумя входами, затем внутри из сырой почвы.
Заслуживают внимания и гнездо – камышовки. Она строит гнездо на вертикальных стеблях, вьет гнездо из травинок и листьев тростника.
Рыжие печники. Они делают их из комочков глины, смешанной с навозом. Высохшее на солнце гнездо можно разбить разве что кувалдой
Самые искусные строители гнезд – ткачики. Они научились не только переплетать, но и связывать узлами растительные волокна и травинки. Они могут за несколько минут распустить на волокна большой пальмовый лист.
(Да, вьют гнезда, но есть такие птицы, которые кладут яйца на камни, а еще «вьют» гнезда некоторые рыбы, делает гнездо оса. Значит, «вить гнезда» – это не главная особенность птиц?)
Птицы хорошо летают? Читаем стр. 130 в учебнике
– Птицы имеют хорошее зрение. Согласны?
Давайте проверим наши выводы с учебником на стр. 130. (пока дети читают, учитель вывешивает картинки птиц- орел, сокол, ястреб, коршун, гриф, сова)
-Какие это птицы? (хищники)
-Только птицы имеют клюв? Вы согласны?
Это удивительное млекопитающее живет в Австралии, имеет клюв, похожий на утиный, перепонки на лапках, да к тому же несет яйца. (Утконос.)
Морда ехидны вытянута в узкий «клюв» длиной 75 мм, прямой или чуть изогнутый. Он представляет собой адаптацию к поиску добычи в узких щелях и норах, откуда ехидна достает её своим длинным липким языком.
- Для чего нужны клюв птице? А у всех ли птиц клюв одинаковый? Как вы думаете?
С помощью клюва птицы добывают пищу, чистят перья, собирают материал для постройки гнезда и защищаются от врагов.
По форме клюва можно судить, каким кормом питается птица.
Птичьи клювы приспособлены для схватывания и удержания самого разного корма.
Загнутый вниз клюв пернатых хищников удобен для разрывания мяса.
Клювы рыбоядных птиц напоминает по форме дротик или пинцет.
У зерноядных птиц клюв короткий и крепкий. Им они разбивают твердые семена.
Клюв у насекомоядных тонкий и острый. Им удобно доставать насекомых из трещин.
Водоплавающие птицы питаются водорослями и мелкими водными животными. В поисках пищи они широким клювом процеживают воду.
Клюв с мешком у пеликанов используется в качестве сети для ловли рыбы.
-Более подробно написано в книге . Сказка В.Бианки «Чей клюв лучше?» - Прочитайте!
– Только птицы несут яйца. Так ли это?
(Птицы несут яйца, но откладывают яйца еще и крокодилы, черепахи, змеи.)
- Можно утверждать, что это главные умения птиц? (Нет.)
– Есть еще что-то? А как считаете вы, что является главной особенностью птиц? Чем отличаются они от других живых существ?
Вывод: тело птиц покрыто перьями – это главный отличительный признак.
2. Значение пера
- Большие перья на крыльях помогают птицам летать. Перья хвоста позволяют держать равновесие, делать повороты, остановку. Это маховые и рулевые перья.
- Маленькие перья (пух). Они удерживают воздух вокруг тела и заменяют птицам одежду. У маленьких перьев есть стержень, волоски – бородки.
- Эти перья находятся на туловище и защищают тело от механических повреждений , придают ему форму, под ними пух согревает тело. t тела постоянная. Птицы – теплокровные животные.
11. Подведение итога: Нужны ли нам птицы?
Давайте
Проведём опрос: Нужны нам птицы или нет?
За – поднимаете руки
Против – топаете ногами
Почему вы отдали свой голос за птиц?
Вывод: Птицы дороги нам не только приносимой пользой, но и как украшение нашей Родины.
- Какую помощь птицам мы можем оказать?
Чтобы создать условия пернатым, надо принять активное участие в озеленении местности, в котором мы живем.
12. Рефлексия «Дерево творчества»
-Мы сейчас с вами вместе сделаем дерево творчества. И тем самым подведем итог урока. У вас на листочках нарисовано дерево, есть птички.
-Если вам работа на уроке была интересная, творческая - птички на верхних веточках
- Если вам не все было понятно, но в целом было интересно - птички на нижних веточках
- Если многое не понятно, трудно было работать на уроке - птички внизу дерева
Слайд 8
13. Итог урока.
И закончить наш урок я бы хотела вот таким стихотворением:
Берегите птиц,
Птиц вы берегите,
Ласточек, стрижей,
Ворон и синичек,
В поле, и в саду
В степи, и в пустыне,
Где только можно –
Люди, берегите!
14. Д/з: .подобрать интересные факты из жизни птиц. Чтение стр. 130 -131
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Использование технологии критического мышления на уроках окружающего мира"
Цель мастер-класса - познакомить участников с технологией развития критического мышления (ТРКМ) на уроках окружающего мира как технологией, ориентированной на формирование УУД; осмыслить в...
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта...
мастер -класс "Приёмы создания проблемной ситуации на уроках окружающего мира как средство формирования универсальных действий"
Демонстрируются приёмы создания проблемной ситуации на мотивационно-целевом этапе урока окружающего мира. Дана таблица "Методическая копилка"...
Форма распространения собственного педагогического опыта. Тема представляемого педагогического опыта
Форма распространения собственного педагогического опыта.Тема представляемого педагогического опыта...
Мастер- класс «Формирование навыков смыслового чтения на уроках окружающего мира»
Формировать навык смыслового чтения, можно не только на уроках литературного чтения, но и на других общеобразовательных предметах....
Мастер-класс «Использование приемов критического мышления на уроках окружающего мира» - презентация
Мастер-класс «Использование приемов критического мышления на уроках окружающего мира» - презентация...
Мастер-класс "Применение модульной системы экспериментов на уроках окружающего мира".
Виды применения модульной системы экспериментов на уроках окружающего мира....