Разговоры о правильном питании.
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)
Внеурочное занятие по курсу "Разговоры о правильном питании"
по теме: "Игра-путешествие"
4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhuravlyova_pnk_2_2_teh_karta_vneurochka.docx | 47.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта внеклассного занятия согласно требованиям ФГОС
Автор: | Журавлёва Александра Сергеевна |
Направление внеурочной деятельности | общеинтеллектуальное |
Класс | 4 |
Тип занятия | Повторения и обобщения |
Вид занятия | интегрированный |
Форма занятия | игра-путешествие |
Продолжительность занятия | 45 минут |
Тема занятия | «Самый умный» |
Цель занятия | создание условий для расширения знаний у учащихся о лексическом понятии «фразеологизм». |
Задачи деятельности учителя |
|
Образовательные ресурсы и средства обучения: |
|
Методы и формы | Методы: беседа, объяснение Формы: фронтальная, групповая. |
Основные понятия | Фразеологизмы, синоним, антоним. |
Предшествующая работа:
|
Организационная структура занятия | |||||
Цель этапа | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия детей | Планируемые результаты |
1.Организационный этап (3 мин.) | |||||
Подготовительный этап Организационный момент | - «Здравствуйте, ребята, встаньте ровненько около парт. Сейчас я по жетонам разделю вас на три команды». Раздает жетоны учащимся. - «Те ребята, которые получили красные жетоны, садятся в первую команду. Те ребята, которые получили желтые жетоны, садятся во вторую команду. А те, ребята, которые получили зеленые жетоны, садятся в третью команду». | Организует класс на работу. Создает эмоциональный настрой | Учащиеся сидят по группам (3 группы). Слушают педагога. Приветствуют друг друга, педагога | Фронтальная | Личностные: - развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. |
2. Мотивация познавательной деятельности (6 мин.) | |||||
Стимулировать интерес учащихся к занятию. Подготовить к проблемной ситуации и определить тему занятия.
| Друзья мои! Сегодня мы откроем тайну, Ведь в жизни нашей часты чудеса. Секрет чудес необычайных Узнаем мы всего за полчаса. Орешек знания тверд, но все же Мы не привыкли отступать. Нам расколоть его помогут Волшебные слова: «Хотим все знать!» - «Послушайте отрывок из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти» и скажите, почему такое могло произойти? Мальчик услышал, что пришедшая в гости старушка «собаку съела» на каких-то делах, он тут же спрятал от неё своего любимого щенка». - «Какое сочетание слов испугало мальчика?» - «А почему мальчик подумал, что старушка действительно «съела собаку»? Чего мальчик не знал?» - «А может кто-то из вас знает, что обозначает это выражение?» - «Предлагаю обратиться к словарю». | Читает стихотворение, стимулирует интерес к познанию. Организует беседу, побуждая учащихся к высказыванию своего мнения. Подводит детей к постановке темы занятия. Побуждает учащихся к озвучиванию темы занятия. | Воспринимают стихотворение. Внимательно слушают учителя. - «Собаку съела». - «Он не знал значения этого выражения». Обучающиеся высказывают свое предположение. - «Собаку съела - приобрел большой опыт, основательные знания в чем-либо, стал мастером в каком-либо деле». | Фронтальная | УУД: - в сотрудничестве с учителем ставят учебные задачи. Познавательные: - осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные: - адекватно используют речевые средства. |
3. Подготовительный этап (2 мин.) | |||||
Подвести детей к постановке цели и задач занятия на основе темы. Составить план решения учебной задачи. | - «Прочитайте, что же означает это выражение». - «Ребята, а кто-нибудь знает, как называются подобные сочетания слов?» - «Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить с вами на нашем занятии?» - «Совершенно верно». - «Ребята, а знаете ли вы определение слова «фразеологизм»? - «Правильно». - «Давайте сформулируем цель нашего занятия». – «Сегодня мы с вами расширим знания о лексической единице – фразеологизмах». - «На нашем занятии нам с вами предстоит ответить на 3 вопроса, прочитайте их: 1. Зачем нам в речи нужны фразеологизмы? Бывают ли фразеологизмы, имеющие близкое и противоположное значение? Можно ли переставить местами слова в фразеологизмах или заменить на другие слова, и почему их называют устойчивыми словосочетаниями?» | Учитель показывает слайд презентации с пояснением фразеологизма «собаку съела». | Читают тему занятия. Делают предположения, высказывают свое мнение. - «Собаку съела - приобрел большой опыт, основательные знания в чем-либо, стал мастером в каком-либо деле». - «Фразеологизмы». - «О фразеологизмах». - «Это устойчивые сочетания слов, обороты речи». - «Узнать о фразеологизмах». Читают три вопроса. | Фронтальная. Объяснение, беседа. | Регулятивные: -формирование цели совместно с учителем, планирование деятельности. |
4. Организация познавательной деятельности (27 мин.) | |||||
Постановка и обсуждение проблемных вопросов | - «А как вы думаете, зачем в речи нам нужны фразеологизмы?» - «Вы совершенно правы. Фразеологизмы используются в обыденной речи, публицистике и художественной литературе для придания высказыванию яркости и выразительности, а также служат средством создания образности. Они придают речи образность, яркость и выразительность. А вы знаете какие-нибудь фразеологизмы?» - «Ребята, нам с вами важно постоянно заботиться о расширении словарного запаса, стараться использовать богатства родного языка, ведь согласитесь, когда мы говорим с вами красиво, ясно намного приятнее слушать друг друга. Верно?» - «Следует запомнить, что чистота речи – это отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего. Затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Поэтому как мы с вами будем стараться говорить?» - «Молодцы». - «Сегодня мы с вами будем работать со словами фразеологизмами, я не зря в начале нашего занятия разделила вас на группы. Сегодня мы отправимся в путешествие по станциям в страну фразеологизмов. Первая наша станция называется «Непростые фразеологизмы». На карточках вам предлагается задание, сначала оно обсуждается в группе, затем озвучивается для всех присутствующих в каждой группой по очереди. Мнение группы представляет один человек. Кто будет представлять задание – решите сами. Время выполнения - 5 минут. Готовит к восприятию новых знаний. Раздает карточки с заданиями для каждой группы. - «1 группа обратится за помощью к математике. Вам необходимо вставить числа, числительные в известные фразеологизмы и найти к ним объяснение». - «2 группа будет искать фразеологизмы в произведениях детских поэтов и писателей, а затем найти объяснение этих фразеологизмов». - «3 группа будет определять, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота». - «Приступайте к выполнению задания». - «Давайте проверим первое задание. 1 группа прочитайте нам получившиеся фразеологизмы и объясните их». - «Молодцы. Первая группа справилась с заданием. Переходим ко второй группе. Прочитайте нам фразеологизмы, которые вы нашли и объясните их». - «Молодцы. И вторая группа справилась с заданием. Осталась третья группа. Прочитайте нам фразеологизмы и назовите профессию, с которой они связаны». - «Молодцы. Третья группа тоже справилась с заданием. Ну а мы с вами отправляемся на вторую станцию, которая называется «Попробуй найди». У каждой группы будет определенное слово, к этому слово вам необходимо выбрать фразеологизмы, которые находятся в этих конвертах. Слова для групп: 1 группа – «бездельничать» 2 группа – «обманывать» 3 группа – «быстро». Всем понятно?» Раздает конверты с заданием. - «Приступаем к выполнению задания. Время выполнения – 3 минуты». - «Итак, время вышло, давайте проверим. Первая группа читает фразеологизмы, которые они выбрали, а вторая и третья группы сравнивают их с ответами на доске, потом скажите все ли фразеологизмы к слову «бездельничать» назвала группа - «Все верно сделала первая группа?» - «Молодцы первая группа. Проверяем вторую группу. Читайте ваши фразеологизмы к слову «обманывать», а первая и третья группы сравнивают с ответами на доске». - «Все верно сделали вторая группа?» - «Молодцы вторая группа. Проверяем третью группу. Читайте ваши фразеологизмы к слову «быстро», а первая и вторая группы не забывают сравнивать ответы третьей группы с ответами на доске».». - «Молодцы третья группа. Ребята, вы успешно справились с двумя заданиями, а это значит, что мы смело, можем отправляться на станцию № 3, которая называется «Синонимы, антонимы». Задания для групп будет одинаковое, у вас в конвертах лежат по 2 фразеологизма, к одному из них нужно найти синоним, а к другому антоним. Ребята, а какие слова мы называем синонимами?» - «Правильно. А антонимами?» - «Совершенно верно. Приступаем к выполнению задания. Время – 2 минуты». - «Время вышло. Первая группы готова уже отвечать, прочитайте ваши фразеологизмы, что они означают, и какие синонимы или антонимы вы к ним подобрали». - «Все правильно, молодцы. Слушаем вторую группу». - «Вторая группа тоже справилась с заданием, молодцы. И слушаем третью группу». - «Третья группа справилась с заданием. Молодцы. А теперь мы с вами посетим последнюю станцию, которая называется «Замени словечко». У меня на доске, в таблице, для каждой группы написаны словосочетания. В этих словосочетаниях выделены слова, которые нужно заменить, чтобы получился фразеологизм. Даю вам 3 минуты, чтобы вы подумали». - «Время вышло. Первая группа, какие словосочетания у вас получились?» - «Все правильно. Молодцы. Вторая группа, у вас что получилось?» - «Совершенно верно. Вторя группа молодцы. И какие же словосочетания получились у третьей группы?» - «И третья группа справилась с заданием. Молодцы. А на этом наше с вами путешествие заканчивается. И нам пора возвращаться обратно». | Готовит к восприятию новых знаний. Организует работу по поиску и обработке информации. Организует учащихся на высказывание своих предположений. Контролирует выполнение работы. | Высказывают свои предположения. Работают в группах над решением учебной задачи. - «Для того чтобы наша речь была более красочной и богатой». Внимательно слушают учителя. Обучающиеся высказывают свои предположения. - «Да». - «Ярко, образно, выразительно, без слов-паразитов и слов-сорняков». Внимательно слушают учителя. 1 группа получает задание в конверте. 2 группа получает задание в конверте. 3 группа получает задание в конверте. Выполняют задания по группам. Первая группа представляет выполненное задание: - «Первая ласточка - первые признаки готовящихся благоприятных событий. Как свои пять пальцев – очень хорошо, основательно знать. Как две капли воды – абсолютно похожи, неотличимы. На седьмом небе от счастья – испытывать состояние блаженства. Плакать в три ручья – горько, долго, безудержно плакать». Вторая группа представляет выполненное задание: - «Наврал с три короба - очень много наговорить неправды, преувеличить, наобещать. Курам на смех - ироничная оценка глупого, бестолкового поступка. Скакать по верхам - ни во что глубоко не вникая. Кашу заварил - затевать какое-либо сложное, хлопотливое или неприятное дело. Не разольёшь водой - очень дружны, неразлучны, всегда вместе. Спустя рукава - работать небрежно, неохотно, лениво. Засучив рукава - работать не жалея сил, много и усердно, старательно, энергично, с большим энтузиазмом. Третья группа представляет выполненное задание: - «Топорная работа; снять стружку; разделать под орех; точить лясы – столяр, плотник, строитель. На один покрой; трещать по швам; шито белыми нитками, на живую нитку; с иголочки – портной. Доводить до белого каления; между молотом и наковальней – кузнец. Калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе; попасть как кур в ощип – повар. Два сапога-пара; сделаны на одну колодку – сапожник. Внимательно слушают учителя. - «Да». Получают конверты с заданием. Приступают к выполнению задания. Первая группа представляет выполненное задание: - «Сидеть сложа руки; ворон считать; лодыря гонять; бить баклуши; плевать в потолок; собак гонять; лежать на боку». Вторая и третья группы проверяют. - «Да». Вторая группа представляет выполненное задание: - «Втирать очки; водить за нос; вводить в заблуждение; лапшу на уши вешать; объегорить; подкузьминить». Первая и третья группы проверяют. - «Да». Третья группа представляет выполненное задание: - «Сломя голову; со скоростью света; во весь дух; пулей; высунув язык; со всех ног; на всех парусах». Первая и вторая группы проверяют. Внимательно слушают учителя. - «Синонимы – это слова, которые близкие по смыслу». - «Антонимы – это слова, противоположные по смыслу». Выполняют задание. Первая группа представляет выполненное задание: - «Водить за нос – ловко, хитро обманывать. Синоним – обводить вокруг пальца. В двух шагах – близко, рядом расположено. Антоним – за тридевять земель». Вторая группа представляет выполненное задание: - «Бить баклуши – ничего не делать, бездельничать. Синоним – считать ворон. Держать язык за зубами – молчать, не говорить лишнего. Антоним – заливаться соловьём». Третья группа представляет выполненное задание: - «Мчаться на всех парусах – быстро бежать. Синоним – только пятки засверкали. Денен куры не клюют – очень много денег. Антоним – кот наплакал». Внимательно слушают учителя. Выполняют задание. Первая группа представляет выполненное задание: - «Деньги куры не клюют. Пальчики оближешь. Семь пятниц на неделе». Вторая группа представляет выполненное задание: - «На лице у него написано. В час по чайной ложке. Капля в море». Третья группа представляет выполненное задание: - «Сесть в калошу. Попасться на удочку. Курам на с | Фронтальная, групповая. | Регулятивные: - принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - принимать роль в учебном сотрудничестве; - на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Познавательные: - ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи; - проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям. Коммуникативные: - ориентироваться на позицию партнёров в общении и взаимодействии; - учитывать другое мнение и позицию; - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. |
5. Итог занятия. Рефлексия (5 мин.) | |||||
Подвести итог занятия. Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели занятия и эмоционального отношения к своей учебной деятельности. . | - «Ребята, помните, какие три вопросы мы с вами задавали в начале нашего занятия?» - «Прочитайте их еще раз». - «Итак, зачем же нам в речи нужны фразеологизмы, какая у них роль?» - «Бывают ли фразеологизмы, имеющие близкое и противоположное значение?» - «Приведите мне пример фразеологизма синонима». - «Все верно. А теперь приведите пример фразеологизма антонима». - «Правильно. Ребята, а можно ли переставить местами или заменить слова в фразеологизмах?» - «Почему нет?» - «Правильно. Ребята, а какие фразеологизмы вы запомнили? Назовите их». - «Какие молодцы. А будете вы их применять в своей речи?» - «А зачем вы будете их использовать?» - «Молодцы. Всем спасибо за занятие. До свидания». | Подводит итог занятия. Организует высказывание учащихся. | Отвечают на вопросы. Анализируют конечный результат своей работы. «Да». Читают вопросы с доски. - «Фразеологизмы придают речи образность, выразительность». - «Да, у фразеологизмов могут быть синонимы и антонимы». - «Водить за нос - обводить вокруг пальца». - «В двух шагах - за тридевять земель». - «Нет». - «Будет потерян смысл выражения». - «Водить за нос; попасться на удочку; на лице у него написано; пальчики оближешь; семь пятниц на неделе; бить баклуши; держать язык за зубами; работать засучив рукава; работать спустя рукава». - «Да». - «Чтобы обогатить свою речь». | Фронтальная. Беседа. | Регулятивные: -самоконтроль, самооценка; -осознание качества уровня освоения и владения учебными действиями. Коммуникативные: -участвовать в коллективном обсуждении. Познавательные: осуществляют синтез, анализ строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к занятию кружка УМК " Разговор о правильном питании" по теме " Полезное, разнообразное питание- залог здоровья"
Методическая разработка к занятию кружка УМК "РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ" (I часть) Тема: "Полезное, разнообразное питание- залог здоровья"...
Методическая разработка по программе "Разговор о правильном питании" (первая часть): праздничное (итоговое) представление "Правильно питаться, здоровьем отличаться!"
С помощью сказочных героев дети отправляются в кулинарное путешествие по городу Здоровянск. Они сортируют разные крупы и рассказывают, как приготовить овсяную кашу. Гово...
«Воспитание культуры здорового питания детей в семье и школе посредством реализации программы «Разговор о правильном питании».
Современный человек живет в быстро меняющемся природном и социальном мире, поэтому важна ответственность за жизнь и здоровье каждого члена общества, что отмечено в Конституции РФ, основах законодатель...
«Формирование представлений младших школьников о правильном питании во внеурочной деятельности по программе «Разговор о правильном питании»»
Рассуждение о пользе питания и тематическое планирование внеурочной деятельности по программе "разговор о правильном питании"."Правильное питание - залог здоровья" (1 класс)...
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ М.М.БЕЗРУКИХ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
В статье раскрывается опыт работы по реализации программы М.Безруких "Разговор о правильном питании"...
Питайся правильно! Используемая часть программы «Разговор о правильном питании» Стаж работы в программе 5лет.
Из опыта работы классного руководителя ....
Занятие по внеурочной деятельности во 2 классе «Разговор о правильном питании» Тема занятия: «Здоровое питание»
Знания полученные на этом занятии помогут учащимся выбирать продукты питания, полезные для здоровья, а также вырабатыватьположительное отношение к здоровому питанию...