Урок окружающего мира "Органы чувств" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Цель  урока:

Сформировать понятие «органы чувств», познакомить детей с их значением для человека;

Задачи:

 

1. Познакомить с  понятием «органы чувств»

2. Закреплять знания детей о роли органов чувств в жизни людей

3. Учить выражать свои впечатления о полученной информации

4. Развивать умение работать в группах, в парах.

5. Учить делать самостоятельные выводы из предложенных упражнений; соотносить их с авторскими.

6. Прививать любовь к познанию; воспитывать правила личной гигиены.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okruzh._mir.docx31.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

1.

Ф.И.О.

Черненко Ольга Владимировна

2.

Место работы

МБОУ СОШ № 13 г. Ставрополя

3.

Должность

учитель начальных классов

4.

Предмет

окружающий мир

5.

Класс

3

6.

Тема урока

Органы чувств

7.

Базовый учебник

«Окружающий мир»

Авторы УМК: Плешаков А.А.

8.

Цель урока:

Сформировать понятие «органы чувств», познакомить детей с их значением для человека;

9.

Задачи:

1. Познакомить с понятием «органы чувств»

2. Закреплять знания детей о роли органов чувств в жизни людей

3. Учить выражать свои впечатления о полученной информации

4. Развивать умение работать в группах, в парах.

5. Учить делать самостоятельные выводы из предложенных упражнений; соотносить их с авторскими.

6. Прививать любовь к познанию; воспитывать правила личной гигиены.

10.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:

Личностные УУД:

- положительное отношение и интерес к изучению человека

– познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;

– способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;

–– желание вести здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД:

– осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний;

– по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать и принимать учебную задачу;

– планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач;

– проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач;

– осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений;

– оценивать успехи своего учебного труда (и одноклассников).

Коммуникативные УУД:

– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы культуры речи;

– высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе, в группе учащихся, отстаивать его, аргументируя свою позицию, принимать мнение других участников беседы, если оно оказывается более правильным;

– вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в больших и малых группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению

Познавательные УУД:

- воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации;

– понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую;

–критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом;

– выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подведения под понятие, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений, фиксации выводов в различной форме;

– представлять результаты учебной работы в разных формах.

11.

Тип урока:

«Открытие нового знания», построенного на основе деятельностного метода

12.

Формы работы учащихся:

индивидуальная, самостоятельная; в парах, в группах (по 4 человека); коллективная (фронтальная).

13.

Необходимое техническое оборудование:

компьютер, проектор.

Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Материалы и оборудование

Результаты:

формируемые УУД

#1054;рганизационный момент

Эмоциональный настрой учащихся на работу.

Добрый день и добрый час

Очень рады видеть вас!

Повернулись, улыбнулись,

Друг на друга посмотрели

И тихонько дружно сели.

Внутренний настрой на урок.

Слайд 1

Личностные:

самоопределение.

#1040;ктуализация знаний учащихся

Какой раздел начали изучать?

- С какой темой мы знакомились на прошлом уроке?

Как вы думаете, благодаря чему человек познаёт информацию об окружающем мире?

Прежде чем мы определим цели нашего урока, я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком.

(изображение человечка, но без лица)

- Очень странный человечек. Что же в нем странного?

-А зачем они нужны человеку?

Ответы детей

Ответы учеников.

Высказывания учеников.

У этого человечка нет лица. У него нет ушей. Нет глаз, рта.

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Познавательные:

постановка и

формулирование

проблемы.

Поиск и

выделение

необходимой

информации

Регулятивные УУД:

– осознание границ собственных знаний и понимание перспективы дальнейшей учебной работы,

#1055;остановка учебной задачи.

Создание проблемной ситуации.

Может, и не нужны они совсем?

Постановка проблемы.

- Ребята, что у всех этих частей общего?

- Можем ли мы назвать их одним словом?

- Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? Какова их «профессия»?

- Как и почему их так называют, и предстоит ответить сегодня на уроке.

Открытие» детьми нового знания.

- А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи?

-Значит, и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования?

Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. (вы, наверное, уже слышали это слово) .Глаза, рот, нос, уши- это всё части организма- его органы. Давайте приступим к исследованию

Предположения детей.

Отвечают на вопросы.

Ответы детей.

Глаза, рот, нос, уши, кожа.

Слайд 5

Слайд 6

Познавательные:

постановка и

формулирование

проблемы.

Поиск и

выделение

необходимой

информации

Регулятивные:

Целеполагание.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Постановка проблемы.

- Ребята, что у всех этих частей общего?

- Можем ли мы назвать их одним словом?

- Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? Какова их «профессия»?

- Как и почему их так называют, и предстоит ответить сегодня на уроке.

Открытие» детьми нового знания.

- А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи?

-Значит , и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования?

Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. Глаза, рот, нос, уши- это всё части организма- его органы. Давайте приступим к исследованию

Отвечают на вопросы.

Ответы детей.

Глаза, рот, нос, уши, кожа.

Коммуникативные:

Инициативное

сотрудничество в

поиске и сборе

информации со

сверстниками и с

учителем.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации

Личностные:

следование моральным нормам и этическим требованиям.

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

#1055;остроение проекта выхода из затруднения. Открытие нового знания

Исследование органа зрения ( Работа в группах)

-Ребята ,закройте глаза .С закрытыми глазами скажите какой предмет появился у меня на столе?

(выставляется на стол игрушка)

_Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?

- Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы.

-Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет, их форму, величину, можем читать , смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего нас мира

- после проведённого исследования нам необходимо подобрать научное определение. Глаза- это неотъемлемая часть организма- т.е. орган. Может быть , вы догадались орган чего?

Глаза- это орган зрения.

С его помощью мы получаем больше всего информации Недаром говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

( На лице человека появляются глаза)

Зрение надо беречь, потерянный глаз ничем не заменишь. Какие правила охраны зрения вы знаете?

Дополняю ответы детей:

-Смотреть телевизор следует на расстоянии не ближе 2-3 метров,

-При письме свет должен падать слева.

Зарядка для глаз.

Исследование органа слуха.

Учитель: Приступаем к следующему исследованию. Закройте уши и повторите то, что я скажу. Только не подслушивать! 6, 6, 5. В нашем классе тишина.

- Что вы почувствовали? Какой вывод можем сделать? (Мы ничего не слышали, потому что уши наши были закрыты. Уши нужны чтобы слышать.) Включаю аудиозапись. Дети слушают) Какая музыка прозвучала? Что помогло вам почувствовать, услышать это?

Речь людей, пение птиц, шум ветра-всё это звуки окружающей нас природы .Какой орган позволяет нам это почувствовать? Уши -это орган чего?( это орган слуха).

(На голове человека появляются уши)

Исследование органа обоняния.

(Учащимся выдаются пробирки с ароматическими веществами и с простой водой)

-Закройте носы и попытайтесь определить, что в какой пробирке находится. Можно посмотреть, послушать. Что вы почувствовали? Учащиеся рассматривают пробирки.

( Когда нос закрыт, мы не можем определить, чем пахнет.)

- Откройте носики, понюхайте.

(показываю, как правильно нюхать незнакомые вещества)

-Без какого органа невозможно выполнить это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах? (С помощью носа мы чувствуем запах)

- Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов, вкусной пищи. Запах гари может предупредить об опасности -о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния .(На лице человека появляется нос)

Исследование органа вкуса.

(раздаю 3 стакана с водой - солёной, сладкой, простой)

-Посмотрите, послушайте, понюхайте. Что вы почувствовали?

Значит, нам необходимо ещё одно исследование - на вкус. Попробуйте. Что вы ощущаете?

(Дети определяют по вкусу: в каком стакане сладкая вода, соленая, простая)

Исследование органа осязания.

Исследование органа осязания.

Ребята, на столах присутствуют кусочек меховой ткани и веточка с хвоинками. Попробуйте их на ощупь. Сравните. Поделитесь впечатлением с соседом. Каковы ваши выводы?

Появляется изображение руки.

Ответы детей.

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Слайд 7

Коммуникативные

(полные ответы уч-ся, готовые речевые высказывания, использование средств языка и речи для получения и передачи информации)

Личностные

(развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы)

Коммуникативные

(самовыражение: монологические высказывания разного типа)

Регулятивные

(контроль, коррекция, оценка).

5. Первичное закрепление

Игра «Угадай по вкусу».

Игра « Узнай, что в корзине ».

- Попробуйте определить на ощупь какой – нибудь предмет в корзине .

Игра «Что изменилось»

Игра «Угадай по голосу»

Игра «Определи по запаху».

Определите канал восприятия информации.

Для проведения опыта ребёнок приглашается к доске.

Лимон, яблоко, банан

Корзина, предметы

Предметы

Чеснок, апельсин

Слайд 8-12

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

Регулятивные: овладение новыми понятиями, умение анализировать

6. Рефлексия деятельности.

Сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они, наши верные помощники?

Теперь дадим их общее название. Посмотрите на доску(на левой стороне –это органы, а на правой стороне –это чувства. Догадались, какое название отсюда следует? (открываю последнюю таблицу) ОРГАНЫ ЧУВСТВ

Первичное закрепление

1. Дорисуй необходимые органы чувств.

-Помогите нашему человечку почувствовать, что перед ним, дорисуйте необходимые органы чувств

Итог урока.

-Что нового мы узнали?

-Ответили ли мы на вопросы, заданные в начале урока? Кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись? Давайте мы их назовем одним словом?

Выводы:

-Органы чувств - наши верные помощники.

-Они помогают узнать, что происходит в окружающем мире в мире.

-Они показывают нам разные признаки и свойства

Отвечают на вопросы

Рисуют органы чувств

Ответы детей..

Карточки с заданиями

Приложение 6

Коммуникативные:

аргументировать свои высказывания

Регулятивные:

саморегуляция; самооценка.

Коммуникативные

(самовыражение: монологические высказывания разного типа)

Аспектный анализ урока по окружающему миру

учителя начальных классов МБОУ СОШ № 13 г. Ставрополя

Черненко Ольги Владимировны

Тема: «Органы чувств»

Введение в анализ урока:

  • урок дан в соответствии с тематическим планированием;
  • тема «Органы чувств» предполагает привлечение иллюстративного материала;
  • использование компьютерной презентации оправдано.

Форма урока: урок введения в тему с использованием ИКТ на всех этапах урока.

Метапредметные связи: литературное чтение, математика, технология, изобразительное искусство.

  1. Содержание урока соответствует программе, задачам урока.
  2. Урок соответствовал возрастным особенностям, он был направлен на формирование у детей здорового образа жизни, на развитие личности, он способствует сохранению здоровья детей и учит управлению своим организмом.
  3. В ходе урока формировались исследовательские, поисковые умения и навыки. Использовались педагогические технологии: диалоговое обучение, игровое обучение, проблемное обучение, информационные технологии.
  4. Совокупность поискового (прогностического) и продуктивного (метода проекта) позволяла формировать познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
  5. В ходе урока развивались такие общеучебные и специальные умения: взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога. Взаимодействие происходило не только с учителем, но и друг с другом.
  6. Учитель использовал следующие средства наглядности: рисунки, схемы, учебные компьютерные программы по теме урока, задания, мультимедийную презентацию.

Роль компьютера на уроке:

Компьютер позволяет сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению. Значимым является то, что ученики должны систематизировать и обобщить материал, применяя ранее сформированные навыки самостоятельной работы. Важную роль в повышении внимания и активизации познавательной деятельности учащихся на уроке играет применение компьютерных технологий, обеспечивающих яркость и новизну изучаемого материала.

Вывод: учитель грамотно поддерживает и активизирует внимание учащихся на всех этапах урока. Для достижения этой цели применяются такие формы организации учебной деятельности, как ИКТ (презентация и задания), работа с учебником, групповая работа, беседа, то есть использование словесных, наглядных и практических методов обучения.

Директор

МБОУ СОШ № 13 г. Ставрополя А.В. Кикоть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 1 по 3 урок

уроки + презентации по окружающему миру для 3 класса по УМК Школа 2100...

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 4 по 5 урок

уроки окружающего мира для 3 класса по программе 2100 с презентациями...

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 6 урок

урок + презентация по окружающему миру 3 класс...

Урок окружающего мира 1 класс (УМК "Планета знаний") Тема урока: Жизнь животных

Цели: 1. Систематизировать и расширить представление детей о жизни животных. 2. Учить находить признаки живого у животных, назвать условия, необходимые для их жизни. 3. Развивать мышление и речь у ...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...