Тех. карта урока по окружающему миру: "Тыл в годы войны. Победа над фашизмом"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Форма урока: проект.
Цель урока: познакомить обучающихся с героическими страницами истории нашей страны, сформировать представление о верности Отечеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Тыл в годы войны. Победа над фашизмом" | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Тыл в годы войны. Победа над фашизмом
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: проект.
Цель урока: познакомить обучающихся с героическими страницами истории нашей страны, сформировать представление о верности Отечеству.
Педагогическая цель: создание условий для развития познавательной активности обучающихся.
Задачи урока:
-способствовать приобретению обучающимися новых знаний об исторических событиях периода Великой Отечественной войны;
-развивать умение работать со справочной литературой и картой;
-формировать умение согласовывать свои действия при работе в группе;
-формировать самооценку и взаимооценку по предложенным критериям.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
-научатся узнавать и называть основные исторические события периода Великой Отечественной войны;
-научатся находить на карте Города-Герои;
-научатся различать и называть награды Великой Отечественной войны.
Метапредметные УУД:
-регулятивные: с помощью учителя ставят цель, планируют свои действия, осуществляют контроль, самооценку и взаимооценку:
-познавательные: самостоятельно пользуются предложенной информацией, осуществляют её выбор, преобразовывают один вид информации в другой;
-коммуникативные: сотрудничают при групповом взаимодействии, презентуют свою работу.
Личностные УУД: проявляют учебную и коммуникативную активность.
Техническое оснащение: мультимедийный проектор, компьютер
Оборудование: компьютерная презентация со слайдами исторических событий периода Великой Отечественной войны, музыкальное сопровождение, карта европейской части СССР, раздаточный материал для работы в группах, толковый словарь С.И.Ожегова, учебное пособие Е.В.Саплина, А.И.Саплин Окружающий мир 4 класс.
Организационная структура урока
Этап урока | Деятельность учителя | Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность обучающихся | Прогнозируемые результаты | |||
предметные | УУД | ||||||
Организационный (мотивация к учебной деятельности) | Детям предлагается прослушать 2 музыкальных фрагмента, чтобы определить тему урока (Слайд №1). | Определите тему урока, прослушав музыкальные фрагменты. | Определяют тему урока. | Регулятивные: проявляют способность к самоорганизации, самоконтролю. Познавательные: выделяют необходимую информацию. Коммуникативные: умеют обосновывать свою точку зрения и слушать мнение других. Личностные: проявляют познавательный интерес. | |||
Актуализация знаний | Учитель проводит блиц-опрос (Приложение 1) сопровождает ответы детей иллюстрациями на слайдах (Слайды 2-10). Затем предлагает ответить на вопросы: Что означает фраза «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют»? В каком году наши войска полностью освободили территорию нашей страны от врагов? Когда были подписаны документы о капитуляции Германии? Каким городам и за что присвоено звание Город-Герой? Какие награды получали за свои подвиги солдаты и офицеры на фронте? Подводит детей к выводу о недостатке знаний. Уточняет тему и цель урока.
| Ответить на вопросы блиц-опроса. Оценить детей, участников блиц-опроса. | Отвечают на вопросы, воспроизводят известные знания, сталкиваются с проблемой: недостаток знаний для ответа на поставленные вопросы. | Называют основные сражения 1941-1943гг. Соотносят иллюстрации, даты и названия военных событий. | Регулятивные: регулируют свои действия, прогнозируют деятельность на уроке, выполняют взаимооценку. Познавательные: анализируют имеющиеся знания, структурируют знания. Коммуникативные: отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Личностные: осознают неполноту знаний, проявляют учебную активность. | ||
Постановка учебной задачи | Учитель сообщает детям, что урок по данной теме будет проходить в форме проекта. Каждая группа, изучив материал, оформляет статью в классную газету к празднику Победы. Выдает каждой группе детей маршрутный лист с направлением работы и критериями оценивания работы над проектом. (Приложение 2) | Сформулировать тему своей статьи для классной газеты, используя предложенные тексты и иллюстрации. | Знакомятся с маршрутными листами, с темой групповой работы. | Регулятивные: определяют учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного, тему групповой работы. Познавательные: анализируют имеющиеся знания, структурируют знания. Коммуникативные: обмениваются мнениями, прислушиваются к мнениям других, строят понятные речевые высказывания. Личностные: проявляют положительный настрой на работу. | |||
Практическая деятельность по решению проблемы (поиск информации, создание продукта) | Контролирует ход практической работы в каждой группе; при затруднении уточняет задание, помогает выделить необходимую информацию; наблюдает за действиями детей. | В соответствии с проблемой и темой спланировать свои действия; найти необходимую информацию, создать продукт, подготовить презентацию. | Знакомятся с критериями оценивания групповой работы над проектом. Планируют свои действия; распределяют роли в группе. Находят в информационных источниках необходимую информацию. Создают продукт: каждая группа готовит статью по своей теме для классной газеты ко Дню Победы. Готовятся к представлению результатов своей работы. | Знакомятся с понятиями «тыл», «эвакуация», с подвигами в тылу. Находят на карте и отмечают Города-Герои. Различают военные награды. Знакомятся с событиями конца войны. Осознают значение Победы над фашизмом. | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной целью, соотносят результат деятельности с целью. Познавательные: находят и отбирают информацию; умеют перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе для создания продукта; преобразовывают один вид информации в другой; осуществляют процесс анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Коммуникативные: определяют функции участников, способы взаимодействия, умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; владеют приёмами монологической и диалогической речи; умеют задавать уточняющие вопросы. Личностные: осознают свои возможности, осуществляют учебное сотрудничество с одноклассниками в группе в соответствии с правилами. | ||
Физкультминутка | Военная техника. | ||||||
Презентация проекта | Помогает детям показать свой продукт на экране с помощью документ-камеры, разместить на стенгазете. Иллюстрирует рассказ детей (Слайды №11-№18) | Представить продукт и рассказать о ходе работы над проектом. | Каждая группа детей озвучивает тему и цель своей работы, показывает продукт и рассказывает о ходе работы над ним. | Демонстрируют полученные знания о Городах-Героях, наградах, роли тружеников тыла в войне, значении Победы. | Регулятивные: проявляют волевую саморегуляцию. Познавательные: соотносят процесс деятельности группы и полученный результат, используют новые знания на практике. Коммуникативные: строят монологическое высказывание, обосновывают высказанные суждения, отвечают на вопросы, аргументируют свою точку зрения. Личностные: осознают ответственность за общее дело | ||
Рефлексивно-оценочный | Предлагает оценить свою работу в группе и работу других групп по предложенным критериям. Акцентирует внимание на конечном результате учебной деятельности обучающихся на уроке. Предлагает выразить своё отношение к уроку, закончив фразы на слайде. (Слайд№19) Предлагает в честь Победы выполнить праздничный салют на газете из звездочек, написав на них свои имена. | По критериям оценить работу каждого члена группы и группы в целом, оценить работу других групп. Самооценка. | Сравнивают результаты работы с критериями, высказывают своё мнение по работе групп, аргументируют свою оценку. Делают вывод о конечных результатах своей работы на уроке, определяют, что получилось, чему научились. Выражают своё отношение к уроку. | Закрепляют знания об истории периода ВО войны. | Регулятивные: анализируют результаты своей деятельности, осознают уровень и качество выполнения работы, адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников. Коммуникативные: умеют обосновывать свою точку зрения и слушать мнение других. Личностные: оценивают свою долю вклада в общую работу на уроке; осознают личную значимость в приобретении нового знания. | ||
Домашнее задание | Базовый уровень: учебник, с. 113-115, задание 2,4 Повышенный уровень: 1.Викторина «Четвертый лишний». 2.Узнать у взрослых, какой след оставила ВО война в жизни твоей семьи? Есть ли в семье ветераны войны: фронтовики или труженики тыла? Записать воспоминания. Узнать, есть ли семейные реликвии военных лет: фотографии, награды, письма. Если есть, то сфотографировать или откопировать и принести в школу. |
Приложение 1
Вопросы для блиц-опроса
1.Когда началась Великая Отечественная война?
2.Почему война называется Великая Отечественная?
3.Назовите 3 основных направления наступления немецких войск.
4.Какой город первым подвергся нападению врага?
5.Какая очень важная для судьбы России битва состоялась осенью 1941года? Чтобы отстоять этот город, прибыли войска с Урала, Сибири, Дальнего Востока. Что это за город, и как называлась битва?
6.Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда?
7.Какая норма хлеба была для жителей блокадного Ленинграда?
8.Какое сражение было в 1942 году на Волге?
9.Почему Курская битва называлась битвой техники?
Приложение 2
Маршрутные листы для групповой работы
Маршрутный лист с направлением проектной деятельности Маршрутный лист с направлением проектной деятельности
Группа 1 Группа 2
Тема: Тыл в годы войны. Тема: Великая Победа.
1.Найти в толковом словаре объяснение слов «тыл», «эвакуация». 1.Найти информацию об освобождении нашей страны от врагов,
2.Найти информацию о тружениках тыла. Вырезать иллюстрации и о взятии Берлина, о Параде Победы, подготовить сообщение.
текст, приклеить на лист заметки для газеты. 2.Подобрать иллюстрации и текст для заметки на тему «Великая
3.Подготовить сообщение о героическом труде в тылу. Победа», наклеить.
3.Найти в толковом словаре объяснение слова «капитуляция».
Группа 3 Группа 4
Тема: Награды ВО войны. Тема: Города-Герои.
1.Найти информацию о боевых наградах ВО войны, 1. Найти информацию о Городах-Героях.
подготовить сообщение по плану: название, кому вручалась и 2.Найти на карте города, которым присвоили звание Герой и
и за что. наклеить на карту звездочки возле названий этих городов.
2.Вырезать награды и названия, соотнести награду с её названием, 3.Подготовиться к сообщению (называть города и показывать их на
приклеить на заметку для газеты. карте).
Группа 5
Тема: Цена Победы
1.Найти информацию о том, какую цену заплатила наша страна
за Победу в ВО войне, подготовить сообщение.
2.Приклеить на заметку информацию о цене Победы, подобрать,
вырезать и приклеить иллюстрации памятников героям войны,
строки из стихотворений.
Критерии оценивания работы над проектом:
1.Участие в работе каждого члена группы.
2.Представление результата совместной деятельности.
3.Аккуратное оформление продукта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру по теме "Отечественная война 1812 года"
Знакомство с основными событиями Отечественной войны 1812 года, с биографией М. В. Кутузова...
Конспект урока по окружающему миру 4 класс «Отечественная война 1812 года»(УМК Школа России)
Цель деятельности учителя: формирование представлении учащихся об историческом периоде Отечественной войны 1812 года.Планируемые результатыПредметные:знать и называть участников, героев войны;зн...
«Тыл в годы войны. Победа над фашизмом.»
Тема «Тыл в годы войны. Победа над фашизмом.»Краеведческая тема «Сокольчане в годы Великой Отечественной войны»...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года", 4 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, её основными этапами и событиями, героями войны.Планируемы результаты:Предметные:...
Технологическая карта урока по окружающему миру «Отечественная война 1812 года» (УМК «Школа России», 4 класс)
Цель урока:формирование представлений у обучающихся об Отечественной войне 1812 года.Задачи урока: Дидактические:1. Сформировать у обучающихся общее представление о ходе Отечественной вой...
Технологическая карта урока по окружающему миру «Отечественная война 1812 года»» (УМК «Перспектива», 4 класс)
Цель урока:формирование представлений о временах Отечественной войны 1812 года.Задачи урока:Дидактические:1) формирование представлений о временах Отечественной войны;2) знакомство учащихся с историей...