Методическая разработка урока по окружающему миру «На что похожа наша планета?»
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Урок разработан для обучающихся 1 класса. По типу относится к уроку открытия новых знаний.Главная цель урока: познакомить обучающихся с формой и движением Земли,моделью Земли-глобусом. -учить выдвигать, обосновывать и доказывать предположения, продолжить обучение моделированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_ryabyh.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Областное казенное общеобразовательное учреждение

"Верхнелюбажская школа-интернат"

Фатежского района Курской области  с. Верхний Любаж

Конспект урока по окружающему миру,

реализуемого на основе использования цифровой образовательной среды

1б  класс

Подготовил

 учитель начальных классов

Рябых Н.И.

с. Верхний Любаж, 2023

Тема: «На что похожа наша планета?»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель:

-познакомить учеников с формой и движением Земли, глобусом – моделью Земли.

-учить выдвигать, обосновывать и доказывать предположения. Продолжить обучение моделированию.

Планируемые результаты:

Предметные

иметь первоначальные сведения о форме и движении Земли.

Метапредметные

познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные: вступать в диалог при работе в паре, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли;

регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, воспитание трудолюбия.

Личностные

проявлять целостное восприятие окружающего мира;

определять личностный смысл в изученном содержании;

Оборудование: , глобус, мяч, тарелка, пластилин


Ход урока:

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте ребята, у нас сегодня урок окружающего мира . И он не такой как всегда. Проходит в специальном классе, в классе ЦОС.

-А теперь повернулись друг к другу, улыбнулись, пожелали хорошего дня своему товарищу, тихонечко садитесь.

  1. Актуализация знаний

-Ребята, о чем вы говорили на прошлом уроке? (Что вокруг нас может быть опасным?)

-Какие предметы в доме могут быть опасными?

-Как нужно с ними обращаться, чтобы они стали для нас друзьями?

-У вас на столах лежат карточки с изображенными предметами. Я предлагаю вам обвести красным карандашом те предметы, которые могут нести не только пользу, но и быть опасными для жизни и здоровья человека. Теперь поменяйтесь карточками со своим соседом по парте и оцените проделанную работу. Для этого нарисуйте смайлик-оценку.

  1. Самоопределение к деятельности

А теперь давайте будем переходить к теме сегодняшнего урока.

Нас в любое время года -
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.

Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.

 А чему же учимся мы, изучая окружающий мир? (Любить природу, заботиться о ней, и тд.)

     -Можем ли мы прожить без природы, которая нас окружает?

-Конечно нет.

-А теперь давайте вспомним, как называется село, в котором мы живём?(Верхний Любаж)

- Это наша с вами малая Родина.

-Как называется страна, где мы живём? (Россия)

-Назовите столицу России (Москва)

-Велика и прекрасна наша страна. Мы ещё не раз будем совершать путешествие по ней. Но на свете есть и другие страны. Там живут такие же люди, как и мы, но говорят они на других языках. И у всех нас есть общий дом – планета.

- Название нашей планеты вы узнаете, если поставите карточки в определённом порядке от большей, к меньшей. Для этого я приглашаю к доске ….

-Земля – название нашей планеты.

4. Объявление темы и целей урока.

- Задумывались ли вы о том, на что похожа планета Земля? Можно ли дойти до края Земли?

Движется ли Земля или она неподвижна?

Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-Прочитайте тему урока на с.44 учебника (один из учеников читает громко: На что похожа наша планета?)  

-А теперь послушайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой

- Узнаем, какую форму имеет наша планета и как она движется.

– Будем учиться выдвигать предположения и доказывать их.

5. Работа над новым материалом.

- Ребята, посмотрите, какие предметы для нас принесли наши помощники Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха (на столе тарелка и мяч).

- Муравьишка Вопросик предлагает рассмотреть два предмета и решить, какую же форму имеет наша планета? (Учитель показывает большую тарелку и большой мяч. Дети высказывают свои предположения.)

- Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам плоской, как это блюдо. (показ тарелки)

- Представьте, что на нем расположились дома, деревья, люди и животные, машины, целые города и страны

(Учитель расставляет фигуры на блюде).

- Если предположить, что Земля плоская, можно ли дойти до края Земли? (да). (Учитель показывает с помощью фигурки человека, как можно дойти с одного края тарелки на другой край) .

- Но пока никому не удалось дойти до края Земли.

- Но некоторые из вас, ребята, сказали, что Земля похожа на мяч. (Учитель приклеивает несколько фигурок к мячу).

- А если предположить, что Земля имеет форму шара (как мяч), можно ли дойти до края? (Нет, будем ходить вокруг) (Учитель демонстрирует с помощью фигуры человека и мяча).

«Легенда о Земле».

- В старину одни люди думали, что Земля – это громадный блин, лежащий на трех китах. А другие представляли ее в виде высокой и круглой горы, которую держали на себе слоны и огромная черепаха. И все это было посреди океана.

– Рассмотрите рисунки  в учебнике на странице 44 и скажите, на каком из них показана плоская Земля, а на каком шарообразная? 

- Какое же изображение правильное? Картинки под номерами 3 и 4 помогут вам найти правильный ответ.

-Итак, Земля имеет форму шара. Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик. Кстати, многие люди действительно ходят по нему вверх ногами, но не замечают этого. Их, как и все на Земле, удерживает земное притяжение.

-Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У нее нет края. 

Скажите, пожалуйста, какие доказательства шарообразности Земли мы с вами можем привести?

(-корабли при появлении на горизонте видны лишь по мачте;

-при восходе солнца первыми освещаются вершины деревьев и зданий;

-округлая форма видимого горизонта;

-путешествия вокруг света;

-полеты космонавтов.)

1 доказательство

- С древних времен взгляды людей были устремлены в небо. Периодически люди наблюдали природное явление - лунное затмение,  т.е они видели на луне тень Земли.

2 доказательство

- В наши же дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля действительно имеет форму шара. 

- А знаете ли вы имя первого в мире космонавта? (Юрий Алексеевич Гагарин)

- Вот такой увидел нашу планету первый космонавт Ю.А. Гагарин.

А сейчас мы посмотрим видеоматериал по теме урока. Переходим на сайт

РЭШ и смотрим основную часть урока.

А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и провести физкультминутку.

Физминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту сесть опять.

-А теперь отгадайте загадку, которую приготовил нам наш помощник муравей.

- На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (демонстрирую  глобус).

- Глобус – это модель Земли, уменьшенная во много раз. Глобус изображает форму Земли и ее поверхность. На нем можно увидеть очертания суши и воды.

Много-много лет назад один ученый по имени Мартин Бехайм впервые создал модель Земли – глобус. Он дал ему название – «Земное яблоко»

-А как вы думаете, Земля неподвижна, или она движется? Рассмотрите рисунки в учебнике на странице 49. Они помогут вам разобраться в этом вопросе. Посмотрите внимательно, с чем сравнивается наша планета? с игрушкой-юлой.

-Польский ученый Николай Коперник впервые установил, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. И хотя летит Земля очень быстро, за год успевает облететь вокруг Солнца только один раз.

-Земля вращается не только вокруг Солнца. Она вращается вокруг своей оси, крутится, как волчок. Земля подставляет Солнцу то одну сторону, то другую. Пока она совершает оборот вокруг своей оси, проходят 24 часа, т.е. сутки – день и ночь.

6.Закрепление

А)  Обучающиеся проходят тестовые задания  по теме урока на сайте РЭШ.

Б) Моделирование.

Ребята, у вас на столах лежит пластилин, я попрошу вас слепить из него небольшую модель Земли.

Учащиеся в парах лепят модель Земли из пластилина.

-Поскольку на Земле есть огромные моря и океаны, из какого цвета пластилина вы слепите шары? (голубого)  - А каких цветов пластилин можно взять, чтобы показать сушу на ваших моделях? (зеленого, желтого, коричневого).

В) Игра «Ответь на вопросы»

- А теперь, ребята, помогите Муравьишке ответить на вопросы Мудрой Черепахи.

Вопросы:

1.Наша планета называтся ... (Земля)

2. Она имеет форму … (шара)

4. Земля движется вокруг … (солнца)

5. Земля вращается вокруг своей … (оси)

6.Глобус – это … Земли. (модель)

7. Подведение итогов работы .

- Мы живем с вами на самой удивительной планете. На планете Земля.

- Скажите, как нужно относится к планете? (бережно)

- Как вы думаете, могут ли люди нанести вред нашей планете?(да, загрязнять, рубить деревья и пр)

- Чем мы можем помочь? (беречь, не мусорить, заботиться о природе)

Вывод: Главное помнить, что планета наш дом, а человек должен в своем доме соблюдать чистоту, порядок и аккуратность.

- Существуют, ребята и другие планеты. Но только на Земле есть жизнь. И от нас с вами, жителей планеты, зависит каким будет наш общий дом.

8.Рефлексия. Итог урока.

- Наш урок подошел к концу. 

- Мне очень понравилось с вами работать!

- Спасибо вам  всем за урок! Вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "На что похожа наша планета"

Конспект составлен к учебнику А.А.Плешакова. К конспекту прилагается презентация. viki.rdf.ru...

Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе "Наше питание"

В урок включены следующие приёмы и технологии:самостоятельная поисково-исследовательская работатьютерство;"знаю - хочу узнать - узнал";групповая работа;кластер...

Разработка урок по окружающему миру "На что похожа наша планета"

Предлагаю план-конспект открытого урока по окружающему миру...

Конспект урока по окружающему миру «На что похожа наша планета»-1класс «Школа России»

Тема: На что похожа наша планета. Цели: Познакомить с формой и движением Земля, с глобусом.Научить доказывать выдвигаемые предположения шарообразности Земли....

Конспект урока по окружающему миру "На что похожа наша планета?" Школа России 1 класс

Структура урока «Открытие нового знания» КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: НА ЧТО ПОХОЖА НАША ПЛАНЕТА Цели деятельности учителя: познакомить с формой и движением Земли, с глобус...