Из книжной сокровищницы Древней Руси
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру.
Из книжной сокровищницы Древней Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_drevney_sokrovishchnitsy_drevney_rusi.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Познакомить учащихся с книжной сокровищницей Древней Руси.
Задачи:
- Образовательные.
- Дать понятие: Курган, азбука, кириллица, князь, простой люд, летопись, рукописные книги, пергамент, киноварь, охра, миниатюра, заставка, концовка, переплёт.
- Познакомить с : Славянская азбука, Кирилл и Мифодий, летопись, рукописные книги, Повесть временных лет, перепись древних книг и писем.
- Формировать навык: Составление рукописных книг, составление кириллицы.
- Установить взаимосвязь между: Составлением и написанием летописи, Славянкой азбукой и Кириллом и Мифодием, рукописной книгой и кириллицей, Князем Владимиром и учением киевлян, Повестью временных лет и повести о начале Руси, заставкой и концовкой.
- Наблюдение за переписью старинных книг и писем. Моделировать кириллицу и славянскую азбуку. Познакомить детей с составлением рукописных книг, с использованием тех же приёмов, которыми пользовались древние мастера.
- Подготовить детей к урокам истории.
- Развивающие
- Развить память у детей.
- Развить мышление у детей.
- Развить речь у детей.
- Развить внимательность у детей.
- Развить наблюдательность у детей.
3.Воспитывающие
- Воспитать чувство патриотизма
- Воспитать бережное отношение к книгам.
План урока.
- Орг.момент
- Повторение Д/З
1)Беседа по презентации
2)беседа
- Изучение нового материала
1)Презентация о старинной книге(кириллице)
а) Беседа по презентации
б) Вывод. Фронтальный устный опрос.
2)Объявление темы урока
3)Объявление задач урока
4)Открытие славянской азбуки
а) беседа по тексту учебника
б) закрепление фронтальный устный опрос
5)Славянская азбука
а) беседа по тексту учебника
б) рассказ учителя по презентации
в) закрепление фронтальный устный опрос
6)Письменность на Руси
а) рассказ учителя по презентации
б)закрепление фронтальный устный опрос, фронтальный индивидуальный устный опрос.
7)Рукописные книги
а) рассказ по презентации
в) закрепление фронтальный индивидуальный устный опрос.
- Закрепление изученного материала
а) тестирование
- Итог урока
- Домашние задание
- Орг. Конец
Ход урока
- Орг.момент
Проверьте готовность к уроку .
На партах у вас должны лежать: Учебник, тесты, дневник, цветные карандаши, чистый лист бумаги, письменные принадлежности. Если у вас все готово, сядьте правильно мы с вами начинаем урок. Наш урок мы начнём с проверки домашнего задания.
- Повторение Д/З
а) беседа по презентации
- Кто изображён на иллюстрации? ( На иллюстрации изображёна Екатерина Великая)
б) беседа
-Какие перемены произошли во время правления Екатерины?(…)
-Почему Екатерина особо заботилась об украшении Петербурга?(…)
- Изучение нового материала.
1)презентация
а)беседа по презентации
- Что изображено? (…)
- Почему ты так думаешь? (…)
б)вывод – фронтальный устный опрос.
- Какую тему мы будем изучать? (…)
2)Объявление темы урока
Тема нашего урока « Из книжной сокровищницы Древней Руси ».
3) Объявление задач урока.
Сегодня на уроке вы узнаете:
1)Как была открыта славянская азбука.
2)Что такое славянская азбука.
3) Какая письменность была на Руси.
4) Что такое рукописные книги и когда они возникли.
4) Открытие славянской азбуки
а)беседа по тексту учебника.
Ребята откройте учебник на 55 странице, начинаем читать с первого абзаца.
-Где был обнаружен разбитый глиняный сосуд? (Сосуд был обнаружен при раскопках курганов близ города Смоленска)
-Что сделали с осколками? (осколки тщательно собрали и склеили)
-Какую запись прочитали на сосуде? (на сосуде была надпись «горуохща»)
-Что означает на современный русский язык это слово? (в переводе на современный русский язык это слово означает горчица)
-К какому веку относится эта надпись? (эта надпись относится к 9 веку)
б) закрепление - фронтальный устный опрос.
-Когда была открыта славянская азбука ? (Славянская азбука была создана в 10 веке)
5)Славянская азбука.
а)беседа по тексту учебника.
Продолжаем читать второй абзац.
-Кто создал славянскую азбуку? (славянскую азбуку создали Кирилл и Мефодий)
-В каком веке они жили? (Кирилл и Мефодий жили в 9 веке)
-Какое название получила эта азбука? (эта азбука получила название кириллица)
-В честь кого она была так названа? ( в честь Кирилла)
-Что изображено на памятнике? (статуи двух братьев Кирилла и Мефодия, держащих в руках крест и Святое Писание)
-Где находится памятник Кириллу и Мефодию? (памятник находится в Москве)
-Когда состоялось открытие памятника? ( открытие памятника состоялось в 1992 году)
б)рассказ учителя по презентации
Родные братья Кирилл и Мефодий происходили из церковной семьи Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл — его монашеское имя) — самым младшим.
Святые Кирилл и Мефодий - выдающиеся просветители своего времени, создатели азбуки.
Известно, что Кирилл, получив блестящее образование, до этого знаменательного события преподавал в университете, одном из крупнейших учебных заведений тех времен.
В 862 году, по просьбе князя Ростислава, на братьев Кирилла и Мефодия была возложена высокая миссия – учениия и проповедования христианства на славянском языке. С помощью своих учеников и брата Мефодия Кирилл составил старославянскую азбуку, сделал перевод основных христианских книг с греческого языка.
Монумент представляет собой статуи двух братьев Кирилла и Мефодия, держащих в руках крест и Святое Писание.
На постаменте написано по-старославянски: «Святым равноапостольным первоучителям славянским Мефодию и Кириллу. Благодарная Россия». Лингвисты, внимательно изучив надпись, обнаружили 5 грамматических ошибок. В слове «апостол» и в имени Мефодий вместо омеги пишется «О». В имени Кирилл вместо «і» должна стоять буква «и». Ну и верх возмущения вызвали 2 ошибки в слове Россия, вместо «о» должна быть омега, вместо «и» должно писать «і».
Открытие памятника состоялось в 1992 г. во время празднования Дня славянской письменности и культуры. У подножия памятника установлена Неугасимая Лампада
Архитектор, скульптор, реставратор: скульптор В.В.Клыков
в)закрепление- фронтальный устный опрос
-Кто создал славянскую азбуку? (славянскую азбуку создали Кирилл и Мефодий)
-Какое название получила эта азбука? (эта азбука получила название кириллица)
-В честь кого она была так названа? ( в честь Кирилла)
-Что изображено на памятнике? (статуи двух братьев Кирилла и Мефодия, держащих в руках крест и Святое Писание)
-Где находится памятник Кириллу и Мефодию? (памятник находится в Москве)
-Когда состоялось открытие памятника? ( открытие памятника состоялось в 1992 году)
Кто скульптор ?(Скульптор Клыков.)
6) Письменность на Руси.
а)рассказ учителя по тексту учебника
С созданием славянской азбуки на Руси стала широко распространяться письменность. О развитии просвещения особенно заботились князья. Князь Владимир велел отдавать в учение детей киевлян. В Киеве и в других многих городах существовали библиотеки. Грамотными были не только знать и служители церкви, но и простой люд.
б) рассказ учителя по презентации
В Древней Руси создавались летописи- запись о важнейших событиях. Велись летописи (из лета в лето). Они писались при княжеских дворцах, монастырях. Самая известная летопись Древней Руси- «Повесть временных лет» . Которую написал Нестор летописец Нестор родился в 1064 году. Умер же летописец в 1114 году. Достигнув 17-ти летнего возраста,
Летописец обладал незаурядными умственными способностями. Нестор с уважением относился к различным знаниям. Основная работа Нестора – летопись «Повесть временных лет». Начало работы над ней датировано 1112 годом. Нестор потрудился на славу. До сих пор, «Повесть временных лет» является одним из основных источников знаний по русской истории. Нестору удалось прекрасно изложить имеющуюся у него информацию, поведать то, что знает он сам. Летопись Нестора расскажет нам о княгине Ольге, первых русских князьях, о крещении Руси.
Имя Нестора навсегда вписано в русскую историю. Благодаря этому человеку, мы имеем достоверные и более-менее подробные сведения о наших славных предках.
Историки называют «Повесть временных лет» повесть о начале Руси. Я тоже так считаю потому что в этой повести заложено всё то с чего началась Русь. Давайте посмотрим видео ролик про одну из глав « Повести временных лет».
в)закрепление
1) фронтальный устный опрос
-Когда стала распространяться письменность на Руси? ( Письменность на Руси стала распространяться после с созданием славянской азбуки и после принятия христианства.)
-О чем заботились многие князья? ( Князья заботились о развитии просвещения)
-Какие люди были грамотными на Руси ? ( На Руси грамотными были все люди)
-Что такое летопись? (Летопись это запись о важнейших событиях)
-Как называется самая известная летопись? ( Самая известная летопись « Повесть временных лет»)
-Почему её назвали повестью о начале Руси? ( Потому что Русь началась с этой повести)
-Кто такой Нестор?( Нестор летописец)
-Его самое известное произведение? (Самое известное произведение Нестора это «Повесть временных лет»)
-В каком году началась работа над повестью? (Работа над повестью началась в 1112 году)
-Чем является повесть для русской истории? (Эта повесть является главным источником)
2)индивидуальный устный опрос
Задание: Сейчас одному из учеников нужно выйти к доске, и рассказать о видео ролике про «Повесть временных лет».
Я сначала задам вопросы а потом ты на них ответиш.
-Кто создал «Повесть временных лет»?(Нестор летописец)
-В коком году началась работа над повестью?(1112)
-Почему её называют повестью о начале Руси?(…)
-И расскажи пожалуйста о чём говориться в самом ролике? (…)
7) Рукописные книги
а)рассказ по презентации
А сейчас мы познакомимся и рукописными книгами.
Мы узнаем всё про книги, как они пишутся, переплетаются, узнаем какими чернилами писали, на чём писали, какую краску использовали мастера.
Для начала мы с вами узнаем что означает слово РУКОПИСНЫЙ, если кто то знает поднимите руки и расскажите классу что означает это слово, ну а если никто не знает то я вам расскажу что оно означает.
- Что означает слово рукописный? ( Сделанный человеком)
А означает оно то, что это произведение или эта картина написана руками человека, а не печатным станком.
Так как мы с вами говорим о рукописных книгах, то значит эти книги были сделаны руками человека. Это просто настоящее произведение искусства.
Над созданием книги трудились много мастеров: переписчики текста, художники, укрошающие книгу, переплётчики.
До 12 века в лсновном использовался пергамент. Этот материал изготовлялся из телячье кожи. Стоил он очень дорого, поэтому этот материал очень ценили. Ненужные записи соскабливали и писали вновь на чистом листе.
Для письма приготавливали коричневые или чёрные чернила. Для украшения книги использовали краски. Чаще всего это были киноварь- краска оранжево-красного цвета и охра- краска оранжевого цвета.
Орудиями письма служили тщательно очищенные птичьи перья, чаще всего гусиные.
Книги были великолепно украшены орнаментами и красочными изящными миниатюрами. Рукопись, каждая глава и отдельная страница начиналась и заканчивалась рисунками- заставками и концовками. Начальная буква каждого абзаца рукой мастера превращалась в настоящее произведение искусства.
Специальные мастера одевали книгу в переплёт. Он делался из досок и обтягивался кожей или тканью. Переплёты дорогих книг были роскошно отделаны золотом и драгоценными камнями. Чтобы листы книг не скручивались, к переплёту приделывались застёжки- кожаные ремешки с петлями.
Рукописные книги были очень дороги и доступны далеко не всем.
Искусство рукописной книги успешно развивалось и в последующие столетия.
б)фронтальный индивидуальный устный опрос.
Задание: Ученик выходит к доске и рассказывает про рукописные книги с помощью презентации.
- Тестирование
Откройте тесты на странице 79. Прочитайте задание Объясните как вы будете его выполнять. Не забудьте что задание выделенное красным цветом, это задание в котором будет не один ответ. Выполняйте задание. На выполнение заданий вам даётся 3-5 минут. Закройте тетради отложите их на край стола.
- Итог урока
- -Какую тему мы сегодня изучали? (из книжной сокровищницы древней руси)
- Что нового узнали?(…)
- Домашнее задание.
- Орг. Конец
Ребята спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира, 4 класс "Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени. Из книжной сокровищницы Древней Руси."
Главной целью урока было познакомить с историей появления письменности, создания первых книг, с первопечатником Иваном Федоровым, расширять представления учащихся об источнике знаний – книге. Исполдь...
Урок окружающего мира. 4 класс Тема « Из книжной сокровищницы Древней Руси
Урок окружающего мира в 4 классе по теме:« Из книжной сокровищницы Древней Руси » знакомит учащихся с возникновением письменности на Руси, создателями старославянской азбуки, расскрывает з...
Разработка урока "Из книжной сокровищницы Древней Руси" (предметная область "Окружающий мир", 4 класс)
Учитель на уроке подводит учащихся к пониманию необходимости возникновения образования в Древней Руси, открытия первых школ для детей; формирует представления о возникновении славянс...
Из книжной сокровищницы Древней Руси
Урок окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России"...
Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси» (4 класс)
Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру 4 класс «Из книжной сокровищницы Древней Руси». (Программа "Школа России".)Цель: - формировать представление о возникновении сла...
Из книжной сокровищницы Древней Руси
Урок окружающего мира в 4 классе по учебнику Плешакова А.А....
Из книжной сокровищницы Древней Руси.
Урок по окружающему миру в 4 классе....