Из книжной сокровищницы Древней Руси.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Из книжной сокровищницы Древней Руси.
Цель: познакомить обучающихся с историей книжной сокровищницы
Древней Руси
Задачи:
- сформировать представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси;
- развивать умение слушать товарища, самостоятельно работать с текстом учебника;
- воспитывать интерес к истории своей Родины, расширять кругозор.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран слайды в режиме PowerPoint, тесты, учебник «Мир вокруг нас 4 класс» А.Плешаков, рабочая тетрадь 2 часть, дидактическая игра «домино».
Презентация «Из книжной сокровищницы Древней Руси»
Презентация «Кирилл и Мефодий»
Презентация « Как возникла письменность»
Презентация «Рукописные книги»
Ход урока.
- Создание психологической комфортности на уроке.
- Добрый день, дорогие ребята. Садитесь.
Вот опять звенит звонок-
приглашает на урок.
Начинаем мы опять
По истории шагать.
Сегодня на уроке мы будем слушать учителя и ответы товарищей, думаем о том, что слышим, доказываем и рассуждаем.
2. Актуализация знаний.
- Ребята, скажите, какой раздел изучаем на уроке окружающего мира? Для чего необходимо изучать историю, и вообще необходимо ли это? (ответы детей)
- Сегодня нам на уроке предстоит работать в группах. У нас всего 3 группы. В каждой группе есть свой руководитель. Который решает, кто будет отвечать на вопросы.
- Как вы думаете, ребята, от чего зависит успех нашего урока? ( от нас самих)
- Давайте вспомним правила работы в группах. Они у вас на столах. (читают по цепочке)
- внимательно слушай товарища,
- говори по очереди,
- не перебивай друга,
- уважай мнение ребят,
- помоги товарищу, если ему понадобится помощь.
3.Сообщение темы урока.
1.- Обратите внимание на тему нашего урока. Тема « Из книжной сокровищницы Древней Руси». Слайд 1.
- Какое слово для вас кажется незнакомым.? (ответы детей)
Сокровище-драгоценность, дорогая вещь. А что является сокровищем для вас? А что такое сокровищница? Слайд 2.
Сокровищница- это место хранение чего-нибудь очень ценного. Значит о чем мы сегодня будем говорить? ( о книгах)
- Да, мы будем говорить о книгах в Древней Руси. Почему она являлась сокровищем и где они хранились?
2.Проверка дом. задания.
Давайте вспомним то, о чем мы говорили на том уроке. Для этого каждой группе предстоит ответить на один вопрос.
1 группа- Расскажите, что такое кремль?
2 группа – Какие великолепные сооружения украшали Древний Киев?
3 группа- Что археологи нашли в Древнем Новгороде?
4. Изучение нового учебного материала.
- з группа рассказала нам о берестяных грамотах. Слайд 3.Их археологи обнаружили в Древнем Новгороде. Люди умели писать и читать. Отсюда возникает вопрос: Кто на Руси создал письменность? И вообще как возникла письменность? На чем и чем писали на Руси?
Ответ на этот вопрос мы узнаем в течении урока. Наши учащиеся подготовили сообщение «Как возникла письменность?» .
- письменность на Руси широко распространилась после принятия христианства.
Послушаем их внимательно, потому что они зададут вопросы. А остальные должны ответить. За каждый правильный ответ группа получает жетоны. И в конце урока посмотрим какая группа больше наберет жетонов.
Выступление детей.: Задумывался ли ты когда-нибудь о том, какой была книга? Оказывается, самой первой была "человек-книга".
В очень далёкие времена, когда люди не умели ни писать, ни читать, свои законы и верования, свои предания они хранили не на книжных полках, а в своей памяти.
До появления письменности человек пользовался и другими способами запоминания и передачи информации.
Один из них - узелковое письмо. слайд 2
Для него требовалась толстая верёвка и тоненькие шнурки разной длины. Чем ближе к верёвке был узелок, тем важнее была вещь, о которой шла речь.
На смену узелковому письму, которое было очень трудно читать, пришло письмо в картинках. СЛАЙД 3
Нужно было рассказать об охоте - рисовали диких зверей, человеческие фигурки с копьём, направленным на дичь.
Позже на каменных плитах стали появляться надписи - иероглифы - знаки египетского письма. СЛАЙД 4
Длинными строчками, как буквы в книге, вырезаны на египетских памятниках змеи, ястребы, львы, руки, головы, люди.
Вперемежку с этими изображениями - причудливые значки - дужки, чёрточки, петли.
Со временем возникло более простое письмо - буквенное. СЛАЙД 5
Путешествуя по странам и народам, буквы с камня переходили на папирус, с папируса на восковую дощечку, потом на пергамент или бересту, а потом уже на бумагу.
В прославленном музее Санкт-Петербурга в Эрмитаже хранятся тонкие жёлтые свитки папируса. СЛАЙД 6
Папирус нередко называют дедушкой бумаги. Его изготовляли из листьев тростника - растения, похожего на болотную осоку.
Высушенные под грузом листья папируса склеивали и скатывали в трубку - свиток, подобно тому, как мы сейчас сворачиваем географические карты или листы ватмана. Круглые свитки аккуратно укладывали в ящик с ремнями и носили его за спиной.
Так появились книги-свитки. Греки такие свитки назвали библос. От этого слова и произошло название библиотека - собрание книг, написанных на свитках.
Позже стали писать на тонко выделанной телячьей шкуре - пергаменте.
СЛАЙД 7
Пергамент был удобным материалом для письма, но очень дорогим. Отдельные листы сшивались, и в таком виде они выглядели уже книгой, какой она является и сейчас. Правда, была такая книга огромной, тяжёлой. Переплёт делался из двух досок, обтянутых кожей. Его украшали камнями, книга закрывалась на замки, которые запирались.
В библиотеке такие книги приковывали железными цепями к столбам, чтобы никто не мог их украсть. Такие старинные книги из пергамента хранятся в библиотеках Европы. Есть они и в России - в Государственной публичной библиотеке Санкт-Петербурга. Это церковные книги и летописи.
В Древней Руси распространённым писчим материалом была тонкая кора берёзы - береста. Из неё делали книги - берестяные грамоты.
СЛАЙД 8
Большое количество берестяных грамот найдено при археологических раскопках в древнем городе Новгороде Великом.
А теперь вопросы по теме:
1.В каком городе нашли берестяные грамоты?
2. Какие виды письма вы запомнили?
3. На чем писали?
4. Где хранились старинные книги?
- Молодцы. Ответили на вопросы. Жетоны собрали .
- Как возникла письменность узнали. А кто же придумал славянскую письменность? Оказывается, появились такие люди которые придумали буквы. Слайд 4. Когда и как это событие произошло, расскажут наши учащиеся.
Презентация на тему: «Кирилл и Мефодий»
Братья Кирилл и Мефодий
На берегу теплого моря стоит город Солунь (Салоники). Когда-то здесь жили два брата, сыновья военачальника. Отец их был греком, а мать - славянка. Она говорила с детьми на родном славянском языке. Настало время мальчикам идти в школу. Сначала начал учиться старший брат, через несколько лет пошел в школу младший. Все в школе казалось ему интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:
-А почему учитель все время говорит по-гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно разговаривал по-славянски.
-Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что книги, знания - все от греков.
-А почему у славян нет своих книг?
-Потому что писать на славянском языке нельзя.
-Как это? Вот я возьму и напишу слово «дом».
-А «я живу в доме» ты уже не напишешь, потому что тебе не хватит букв.
-Так я придумаю! - закричал младший брат...
В это время мимо проходил их школьный учитель. Он услышал разговор братьев.
-Разве вы не знаете, - спросил он их, - что только культурные языки достойны чернил и пергамента - латынь и греческий. Все другие языки - грубые и варварские, и писать на них нельзя!
-Нет, можно! - заявил младший брат, когда учитель ушел. - Вот я вырасту и придумаю славянам буквы. Они будут писать, и не хуже, чем греки.
Прошли годы. Младший брат учился очень прилежно и скоро стал самым лучшим учеником во всей школе. Его послали учиться дальше, в столицу Византии, город Константинополь. Но и там он не забыл о своей мечте - создать азбуку для славян
.Старшего брата звали Мефодий, младшего - Кирилл. Через много лет Кирилл обратился к брату с просьбой.
-Мне нужна твоя помощь, Мефодий. Я еду на север, к славянам. Буду их учить.- Как ты собираешься это делать? Ведь нужны книги, а они все написаны по-гречески.-Я думал об этом и решил: надо составить азбуку. Там будут все буквы, которые нужны для нашего языка. И надо перевести с греческого как можно больше книг. Мне одному не справиться с этим трудным делом.
- Конечно, я буду помогать тебе,- ответил Мефодий. - Пусть у славян будут свои книги!
И братья отправились в славянские земли
Ответы на вопросы:
1.Назови историческую Родину братьев Кирилла и Мефодия?
2.На каких языках говорили их родители?
3.Почему у славян не было своих книг?
4.Какая мечта была у младшего брата?
5.Сколько было букв в славянской азбуке?
6.Когда отмечается День славянской письменности и культуры?
4. Знакомство с образцами букв глаголицы и кириллицы.
- Так славянские народы получили свою письменность – азбуку, которая называлась кириллицей, в память о ее создателе.
- Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица. Слайд 5-6-7 В настоящее время мы с вами пользуемся другим вариантом славянской азбуки. Его называют кириллицей. Он вам знаком.
- А вот какой была глаголица, давайте познакомимся.
Буква а – в IX веке ее называли «аз».
Буква «бэ», в IX веке ее называли «буки».
- А теперь их соедините. Какое слово получилось? /азбука/
- О чем это слово может рассказать? /пришли в первый класс, и азбука научила читать/
- Почему алфавит в Древней Руси называли азбукой? (По названию первых букв).
Исторический отдел: Алфавит в Древней Руси называли азбукой по названию первых букв. Она называлась глаголица. Глагол переводится как слово, речь. С помощью глаголицы можно было записать устную речь.
Глаголица была создана Кириллом и Мефодием, а кириллица-Кириллом.
5.Продолжение изучения темы.
-Ребята. а вы хотите узнать , когда появились печатные книги? Слайд 8. Почему их называли рукописными? ( потому что писали книги руками) Как древнерусские мастера создавали рукописные книги? Над одной книгой работали много лет. И работал над ней очень грамотный человек, обладающий красивым почерком. Работал не только один человек, а много.
- Для украшения рукописных книг использовали краски - киноварь и охра. Киноварь-краска желто-красного цвета, охра-краска желтого цвета. Украшали книги золотыми и драгоценными камнями. Писали гусиным пером. Слайд 9. Они были крепкие. Конец его срезали и затачивали специальным ножом. Точили для того, чтобы красивым почерком писать. Даже А.С.Пушкин писал свои произведения гусиным пером. Более подробно о рукописных книгах давайте посмотрим.
Презентация «Рукописные книги»
Вопросы по теме:
1.Как называлась запись о важнейших событиях на Руси? (летопись)
2. Какую известную летопись написали в Древней Руси? («повесть временных лет»)
3. кто написал «повесть временных лет»
4.чем писали?
5. почему рукописные книги не всем были доступны?.
6. Чем украшали книги?
-как украшались книги? (орнаментом, заставками и концовками.) (слайд 10-11-12))
Заглавные буквы имели вид причудливых фигур, украшенных листьями, цветами.
В настоящее время искусство оформления книг сохранилось. Во многих книгах есть заставкив начале произведения, концовка в конце произведения, красиво оформленная первая буква (показ литер. Книг)
В настоящее время книги делают из бумаги. Родиной бумаги является Китай. Долгое время они хранили в тайне изготовлении бумаги. Первыми секрет узнали японцы. Позже все уже знали про бумагу.
Книги были очень дорогими. И чтобы спасти книги во время пожара их бросали в колодцы или в воду. В воде книги не портились, благодаря толстым переплетам и плотным застежкам. Когда их вынимали их просто сушили.
А первый печатный станок изобрел (слайд13)
6. Первичная проверка знаний.
- Сейчас мы проверим, как вы были внимательны на уроке. У вас на партах лежат листочки с тестами. Выполните работу.
Тест
1. Пиктография – это:
о) рисуночное письмо;
к) письмо буквами;
2. Иероглифы – это:
ж) письмо буквами;
т) письмо знаками;
3. Памятник Кириллу и Мефодию открыт, потому что:
л) они создатели славянской азбуки;
м) они являются первопечатниками;
4. Кириллица – это:
а) азбука азиатских народов;
и) славянская азбука;
5. Летописец – это:
ч) монах, который записывал историю страны;
г) человек, который писал летние пейзажи;
6. Пергамент – это:
о) особым образом выделанная кожа для письма;
ш) оберточная бумага.
7. Первая славянская азбука была раработана в:
А) IX веке; б) X веке; в) XI веке.
8. В славянской азбуке было:
А) 25 букв; б) 33 буквы; в) 43 буквы.
9.. Братья Кирилл и Мефодий жили:
А) на Руси; б) в Византии; и) у варягов.
10. Ученики в Древней Руси писали:
А) на бумаге; б) на папирусах; в) на бересте.
А теперь поменялись и будем проверять.
Одна ошибка-«4» , 3 ошибки-«3»
7.Домашнее задание: учебник стр.-55-58 читать, работа в рабочих тетрадях.
8.Итог урока. Оценки. Рефлексия.
- Давайте вспомним, на какие вопросы мы должны были получить ответы во время урока. Почему в Древней Руси книги считались сокровищами? ( они были очень дорогими и одну книгу писали много лет) где они хранились ? ( в библиотеках -они являются сокровищницами для книг)
- Молодцы, вы справились с заданием, а значит, усвоили материал сегодняшнего урока.
Закончите данные предложения. Славянскую азбуку создали ? и ?.
На Руси писали на ?, используя для этого ?. (слайд)
А теперь игра «Домино»
Приложение
Тест
1. Пиктография – это:
а) рисуночное письмо;
б) письмо буквами;
2. Иероглифы – это:
а) письмо буквами;
б) письмо знаками;
3. Памятник Кириллу и Мефодию открыт, потому что:
а) они создатели славянской азбуки;
б) они являются первопечатниками;
4. Кириллица – это:
а) азбука азиатских народов;
б) славянская азбука;
5. Летописец – это:
а) монах, который записывал историю страны;
б) человек, который писал летние пейзажи;
6. Пергамент – это:
а) особым образом выделанная кожа для письма;
б) оберточная бумага.
7. Первая славянская азбука была разработана в:
а) IX веке; б) X веке; в) XI веке.
8. В славянской азбуке было:
а) 25 букв; б) 33 буквы; в) 43 буквы.
9.. Братья Кирилл и Мефодий жили:
а) на Руси; б) в Византии; и) у варягов.
10. Ученики в Древней Руси писали:
а) на бумаге; б) на папирусах; в) на бересте.
Правила работы в группах.
- внимательно слушай товарища,
- говори по очереди,
- не перебивай друга,
- уважай мнение ребят,
- помоги товарищу, если ему понадобится помощ
Игра «Домино»
Папирус. | Записи о важных событиях | Летопись | Писчий материал из кожи |
Пергамент. | Создатели славянской азбуки | Кирилл и Мефодий | Славянская азбука |
Кириллица | Создатель летописи «Повесть временных лет» | Нестор | Рукописные книги Древней Руси |
Произведение искусства | Столица древней Руси. | Киев | Центр древнего русского города |
Кремль | Берёзовая кора | Береста | Растение, на котором писали первые книги. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира, 4 класс "Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени. Из книжной сокровищницы Древней Руси."
Главной целью урока было познакомить с историей появления письменности, создания первых книг, с первопечатником Иваном Федоровым, расширять представления учащихся об источнике знаний – книге. Исполдь...
Урок окружающего мира. 4 класс Тема « Из книжной сокровищницы Древней Руси
Урок окружающего мира в 4 классе по теме:« Из книжной сокровищницы Древней Руси » знакомит учащихся с возникновением письменности на Руси, создателями старославянской азбуки, расскрывает з...
Разработка урока "Из книжной сокровищницы Древней Руси" (предметная область "Окружающий мир", 4 класс)
Учитель на уроке подводит учащихся к пониманию необходимости возникновения образования в Древней Руси, открытия первых школ для детей; формирует представления о возникновении славянс...
Из книжной сокровищницы Древней Руси
Урок окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России"...
Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси» (4 класс)
Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру 4 класс «Из книжной сокровищницы Древней Руси». (Программа "Школа России".)Цель: - формировать представление о возникновении сла...
Из книжной сокровищницы Древней Руси
Урок окружающего мира в 4 классе по учебнику Плешакова А.А....
Конспект урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси»
В ходе данного урока учащиеся смогут сформировать представление о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси...