Из книжной сокровищницы Древней Руси.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Тимрякова Ирина Петровна

Урок по окружающему миру в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_2013.docx33.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:    Из книжной сокровищницы Древней Руси.

Цель:       познакомить обучающихся с историей книжной сокровищницы                          

                Древней  Руси 

Задачи:    

  1. сформировать представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси;
  2. развивать умение слушать товарища, самостоятельно работать с текстом учебника;
  3. воспитывать интерес к истории своей Родины, расширять кругозор.

Оборудование:  мультимедийный проектор, компьютер, экран  слайды в режиме  PowerPoint,  тесты, учебник «Мир вокруг нас 4 класс» А.Плешаков,  рабочая тетрадь  2 часть, дидактическая игра  «домино».

Презентация  «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

Презентация «Кирилл  и Мефодий»

Презентация  « Как возникла письменность»

Презентация  «Рукописные книги»

Ход урока.

  1. Создание психологической комфортности на уроке.

- Добрый день,  дорогие ребята. Садитесь.

Вот опять звенит звонок-

приглашает  на урок.

Начинаем мы опять

По истории шагать.      

Сегодня на уроке мы будем слушать учителя и ответы товарищей, думаем о том, что слышим, доказываем и рассуждаем.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, скажите, какой раздел изучаем на уроке  окружающего мира? Для чего необходимо изучать историю, и вообще необходимо ли это?  (ответы детей)

- Сегодня нам на уроке предстоит работать в группах. У нас всего 3 группы.  В каждой группе есть свой руководитель. Который решает, кто будет отвечать на вопросы.

- Как вы думаете, ребята, от чего зависит успех нашего урока?  ( от нас самих)

- Давайте вспомним правила работы в группах.  Они у вас на  столах. (читают по цепочке)

  • внимательно слушай товарища,
  • говори по очереди,
  • не перебивай друга,
  • уважай мнение ребят,
  • помоги товарищу, если ему понадобится помощь.

3.Сообщение темы урока.   

1.- Обратите внимание на тему нашего урока.   Тема « Из книжной сокровищницы Древней Руси». Слайд 1.

- Какое слово для вас кажется незнакомым.? (ответы детей)

Сокровище-драгоценность, дорогая вещь. А что является сокровищем для вас?  А что такое сокровищница? Слайд 2.

Сокровищница- это место  хранение  чего-нибудь очень ценного.  Значит о чем мы сегодня будем говорить?  ( о книгах)  

- Да, мы будем говорить о книгах в Древней Руси. Почему она являлась сокровищем и где они хранились?

2.Проверка дом. задания.

Давайте вспомним  то, о чем мы говорили на том уроке. Для этого каждой группе предстоит ответить на один вопрос.

1 группа-  Расскажите, что такое кремль?

2 группа – Какие великолепные сооружения  украшали Древний Киев?

3 группа- Что археологи нашли в Древнем Новгороде?

4. Изучение   нового учебного материала.

- з группа рассказала нам о берестяных грамотах.   Слайд 3.Их археологи обнаружили в Древнем Новгороде. Люди умели писать и читать.   Отсюда возникает вопрос:  Кто на Руси создал  письменность? И вообще как возникла письменность? На чем и чем писали на Руси?

Ответ на этот вопрос мы узнаем  в течении урока.   Наши учащиеся подготовили сообщение  «Как возникла письменность?» .

- письменность  на Руси широко распространилась  после принятия христианства.

Послушаем их внимательно, потому что они зададут вопросы. А остальные должны ответить. За каждый правильный ответ группа получает жетоны. И в конце урока посмотрим какая группа больше наберет жетонов.

   Выступление детей.: Задумывался ли ты когда-нибудь о том, какой была книга? Оказывается, самой первой была "человек-книга".

В очень далёкие времена, когда люди не умели ни писать, ни читать, свои законы и верования, свои предания они хранили не на книжных полках, а в своей памяти.

До появления письменности человек пользовался и другими способами запоминания и передачи информации.

Один из них - узелковое письмо. слайд 2

Для него требовалась толстая верёвка и тоненькие шнурки разной длины. Чем ближе к верёвке был узелок, тем важнее была вещь, о которой шла речь.

На смену узелковому письму, которое было очень трудно читать, пришло письмо в картинках. СЛАЙД 3

Нужно было рассказать об охоте - рисовали диких зверей, человеческие фигурки с копьём, направленным на дичь.

Позже на каменных плитах стали появляться надписи - иероглифы - знаки египетского письма. СЛАЙД 4

Длинными строчками, как буквы в книге, вырезаны на египетских памятниках змеи, ястребы, львы, руки, головы, люди.

Вперемежку с этими изображениями - причудливые значки - дужки, чёрточки, петли.

Со временем возникло более простое письмо - буквенное. СЛАЙД 5

Путешествуя по странам и народам, буквы с камня переходили на папирус, с папируса на восковую дощечку, потом на пергамент или бересту, а потом уже на бумагу.

В прославленном музее Санкт-Петербурга в Эрмитаже хранятся тонкие жёлтые свитки папируса. СЛАЙД 6

Папирус нередко называют дедушкой бумаги. Его изготовляли из листьев тростника - растения, похожего на болотную осоку.

Высушенные под грузом листья папируса склеивали и скатывали в трубку - свиток, подобно тому, как мы сейчас сворачиваем географические карты или листы ватмана. Круглые свитки аккуратно укладывали в ящик с ремнями и носили его за спиной.

Так появились книги-свитки. Греки такие свитки назвали библос. От этого слова и произошло название библиотека - собрание книг, написанных на свитках.

Позже стали писать на тонко выделанной телячьей шкуре - пергаменте.

СЛАЙД 7

Пергамент был удобным материалом для письма, но очень дорогим. Отдельные листы сшивались, и в таком виде они выглядели уже книгой, какой она является и сейчас. Правда, была такая книга огромной, тяжёлой. Переплёт делался из двух досок, обтянутых кожей. Его украшали камнями, книга закрывалась на замки, которые запирались.

В библиотеке такие книги приковывали железными цепями к столбам, чтобы никто не мог их украсть. Такие старинные книги из пергамента хранятся в библиотеках Европы. Есть они и в России - в Государственной публичной библиотеке Санкт-Петербурга. Это церковные книги и летописи.

В Древней Руси распространённым писчим материалом была тонкая кора берёзы - береста. Из неё делали книги - берестяные грамоты.

СЛАЙД 8

Большое количество берестяных грамот найдено при археологических раскопках в древнем городе Новгороде Великом.

А теперь вопросы по теме:

1.В каком городе нашли берестяные грамоты?

2. Какие виды письма вы запомнили?

3. На чем писали?

4. Где  хранились старинные книги?

- Молодцы. Ответили на вопросы. Жетоны собрали .

- Как возникла письменность узнали. А кто же придумал славянскую письменность?  Оказывается, появились такие люди которые придумали буквы. Слайд 4. Когда  и как это событие произошло, расскажут наши учащиеся.

Презентация на тему: «Кирилл и Мефодий»

    Братья Кирилл и Мефодий

  На берегу теплого моря стоит город Солунь (Салоники). Когда-то здесь жили два брата, сыновья военачальника. Отец их был греком, а мать - славянка. Она говорила с детьми на родном славянском языке. Настало время мальчикам идти в школу. Сначала начал учиться старший брат, через несколько лет пошел в школу младший. Все в школе казалось ему интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:

-А почему учитель все время говорит по-гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно разговаривал по-славянски.

-Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что книги, знания - все от греков.

-А почему у славян нет своих книг?

-Потому что писать на славянском языке нельзя.

-Как это? Вот я возьму и напишу слово «дом».

-А «я живу в доме» ты уже не напишешь, потому что тебе не хватит букв.

-Так я придумаю! - закричал младший брат...

В это время мимо проходил их школьный учитель. Он услышал разговор братьев.

-Разве вы не знаете, - спросил он их, - что только культурные языки достойны чернил и пергамента - латынь и греческий. Все другие языки - грубые и варварские, и писать на них нельзя!

-Нет, можно! - заявил младший брат, когда учитель ушел. - Вот я вырасту и придумаю славянам буквы. Они будут писать, и не хуже, чем греки.

Прошли годы. Младший брат учился очень прилежно и скоро стал самым лучшим учеником во всей школе. Его послали учиться дальше, в столицу Византии, город Константинополь. Но и там он не забыл о своей мечте - создать азбуку для славян

.Старшего брата звали Мефодий, младшего - Кирилл. Через много лет Кирилл обратился к брату с просьбой.

-Мне нужна твоя помощь, Мефодий. Я еду на север, к славянам. Буду их учить.-  Как ты собираешься это делать? Ведь нужны книги, а они все написаны по-гречески.-Я думал об этом и решил: надо составить  азбуку. Там будут все буквы, которые нужны для нашего языка. И надо перевести с греческого как можно больше книг. Мне одному не справиться с этим трудным делом.

- Конечно, я буду помогать тебе,- ответил Мефодий.  - Пусть у славян будут свои книги!

  И братья отправились в славянские земли

Ответы на вопросы:

1.Назови историческую Родину братьев Кирилла и Мефодия?
2.На каких языках говорили их родители?
3.Почему у славян не было своих книг?
4.Какая мечта была у младшего брата?
5.Сколько было букв в славянской азбуке?
6.Когда отмечается День славянской письменности и культуры?

         4. Знакомство с образцами букв глаголицы и кириллицы.

- Так славянские народы получили свою письменность – азбуку, которая называлась кириллицей, в память о ее создателе.

- Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица. Слайд 5-6-7 В настоящее время мы с вами пользуемся другим вариантом славянской азбуки. Его называют кириллицей. Он вам знаком.

- А вот какой была глаголица, давайте познакомимся.                                                                                                                                

Буква а – в IX веке ее называли «аз».

Буква  «бэ»,  в IX веке ее называли «буки».

- А теперь их соедините.  Какое слово получилось?  /азбука/

- О чем это слово может рассказать?  /пришли в первый класс, и азбука научила читать/

- Почему алфавит в Древней Руси называли азбукой? (По названию первых букв).

Исторический отдел: Алфавит в Древней Руси называли азбукой по названию первых букв. Она называлась глаголица. Глагол переводится как слово, речь. С помощью глаголицы можно было записать устную речь.

Глаголица была создана Кириллом и Мефодием, а кириллица-Кириллом.

5.Продолжение изучения темы.

-Ребята. а вы хотите узнать , когда появились печатные книги? Слайд 8. Почему их называли рукописными? ( потому что писали книги руками) Как древнерусские мастера создавали рукописные книги?  Над одной книгой работали много лет. И работал над ней очень грамотный человек, обладающий красивым почерком. Работал не только один человек, а много.

-  Для украшения рукописных книг использовали краски - киноварь и  охра. Киноварь-краска желто-красного цвета, охра-краска желтого цвета. Украшали книги золотыми и драгоценными камнями.  Писали гусиным  пером. Слайд 9. Они были крепкие. Конец его срезали и затачивали специальным ножом. Точили для того, чтобы красивым почерком писать. Даже А.С.Пушкин писал свои произведения гусиным пером. Более подробно о рукописных книгах давайте посмотрим.

Презентация «Рукописные книги»

Вопросы по теме:

1.Как  называлась запись о важнейших событиях на Руси?  (летопись)

2. Какую известную летопись написали в Древней Руси?  («повесть временных лет»)

3. кто написал «повесть временных лет»

4.чем писали?

5. почему рукописные книги не всем были доступны?.

6. Чем украшали книги?

-как украшались книги? (орнаментом, заставками и концовками.)  (слайд 10-11-12))

Заглавные буквы имели вид причудливых фигур, украшенных листьями, цветами.  

В настоящее время искусство оформления книг сохранилось. Во многих книгах есть заставкив начале произведения, концовка в конце произведения, красиво оформленная первая буква (показ литер. Книг) 

В настоящее время книги делают из бумаги. Родиной бумаги является Китай. Долгое время они хранили в тайне изготовлении бумаги. Первыми секрет узнали японцы. Позже все уже знали про бумагу.

   Книги были очень дорогими. И чтобы спасти книги во время пожара их бросали в колодцы или в воду. В воде книги не портились, благодаря толстым переплетам и плотным застежкам. Когда их вынимали их просто сушили.

 А первый печатный станок изобрел (слайд13)

6. Первичная проверка знаний.

- Сейчас мы проверим, как вы были внимательны на уроке. У вас на партах лежат листочки с тестами. Выполните работу.

Тест

1. Пиктография – это:

        о) рисуночное письмо;

        к) письмо буквами;

2. Иероглифы – это:

        ж) письмо буквами;

        т) письмо знаками;

3. Памятник Кириллу и Мефодию открыт, потому что:

        л) они создатели славянской азбуки;

        м) они являются первопечатниками;

4. Кириллица – это:

        а) азбука азиатских народов;

        и) славянская азбука;

5. Летописец – это:

        ч) монах, который записывал историю страны;

        г) человек, который писал летние пейзажи;

6. Пергамент – это:

        о) особым образом выделанная кожа для письма;

        ш) оберточная бумага.

7.  Первая славянская азбука была раработана в:

А) IX веке;       б)   X веке;            в)   XI веке.

8. В славянской азбуке было:

А) 25 букв;         б) 33 буквы;         в) 43 буквы.

9.. Братья Кирилл и Мефодий жили:

А) на Руси;     б) в Византии;    и) у варягов.

10. Ученики в Древней Руси писали:

А) на бумаге;   б) на папирусах;   в) на бересте.

А теперь поменялись и будем проверять.

Одна ошибка-«4» , 3 ошибки-«3»

7.Домашнее задание:  учебник стр.-55-58 читать, работа в рабочих тетрадях.

8.Итог урока. Оценки. Рефлексия.

-   Давайте вспомним,  на какие вопросы мы должны были получить ответы во время урока.  Почему в Древней Руси книги считались сокровищами? ( они были очень дорогими и одну книгу писали много лет) где они хранились ? ( в библиотеках -они являются сокровищницами для книг)

- Молодцы, вы справились с заданием, а значит, усвоили материал сегодняшнего урока.  

Закончите данные предложения.  Славянскую азбуку создали ? и  ?.

На Руси писали на ?, используя для этого ?. (слайд)

А  теперь игра «Домино»                                                     

 Приложение

Тест

1. Пиктография – это:

        а) рисуночное письмо;

        б) письмо буквами;

2. Иероглифы – это:

        а) письмо буквами;

        б) письмо знаками;

3. Памятник Кириллу и Мефодию открыт, потому что:

        а) они создатели славянской азбуки;

        б) они являются первопечатниками;

4. Кириллица – это:

        а) азбука азиатских народов;

        б) славянская азбука;

5. Летописец – это:

        а) монах, который записывал историю страны;

        б) человек, который писал летние пейзажи;

6. Пергамент – это:

        а) особым образом выделанная кожа для письма;

        б) оберточная бумага.

7.  Первая славянская азбука была разработана в:

а) IX веке;       б)   X веке;            в)   XI веке.

8. В славянской азбуке было:

а) 25 букв;         б) 33 буквы;         в) 43 буквы.

9.. Братья Кирилл и Мефодий жили:

а) на Руси;     б) в Византии;    и) у варягов.

10. Ученики в Древней Руси писали:

а) на бумаге;   б) на папирусах;   в) на бересте.

Правила работы в группах.

  • внимательно слушай товарища,
  • говори по очереди,
  • не перебивай друга,
  • уважай мнение ребят,
  • помоги товарищу, если ему понадобится помощ

Игра «Домино»

       Папирус.

Записи о важных событиях

     Летопись

 Писчий материал из кожи

Пергамент.

Создатели славянской азбуки

Кирилл и Мефодий

Славянская азбука

Кириллица

Создатель летописи «Повесть временных лет»

Нестор

Рукописные книги Древней Руси

Произведение искусства

Столица древней Руси.

Киев

Центр древнего русского города

Кремль

Берёзовая кора

Береста

Растение, на котором писали первые книги.

   

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира, 4 класс "Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени. Из книжной сокровищницы Древней Руси."

Главной целью урока было познакомить  с историей появления письменности, создания первых книг, с первопечатником Иваном Федоровым, расширять представления учащихся об источнике знаний – книге. Исполдь...

Урок окружающего мира. 4 класс Тема « Из книжной сокровищницы Древней Руси

Урок окружающего мира в 4 классе по теме:« Из  книжной сокровищницы  Древней Руси » знакомит учащихся с возникновением письменности на Руси, создателями старославянской азбуки, расскрывает з...

Разработка урока "Из книжной сокровищницы Древней Руси" (предметная область "Окружающий мир", 4 класс)

Учитель на уроке подводит  учащихся к пониманию необходимости возникновения  образования в Древней Руси, открытия первых школ для детей; формирует  представления о возникновении славянс...

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Урок окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России"...

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси» (4 класс)

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру 4 класс «Из книжной сокровищницы Древней Руси». (Программа "Школа России".)Цель: - формировать представление о возникновении сла...

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Урок окружающего мира в 4 классе по учебнику Плешакова А.А....

Конспект урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

В ходе данного урока учащиеся смогут сформировать представление о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси...