Тема: «Люди в степи».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Комолова Елена Николаевна

Цель: способствовать осознанию обучающихся влияния природных условий степи на образ жизни людей и влияния человека на степь через применение знаний о зоне степи.

Предметные задачи урока:

создать условия для развития у учащихся умения:

  • устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и деятельностью человека;
  • обсуждать, к каким экологическим проблемам может привести нарушение равновесия в природе;
  • осознавать и оценивать последствия, к которым приводит влияние человека на природные сообщества;
  • формировать модель безопасного поведения.

 Личностные задачи урока:

  • создать условия для проявления интереса к новому материалу, формирования представления об основных моральных нормах поведения.

Метапредметные задачи урока:

создать условия для развития у учащихся умения:

  • принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале  (регулятивные);
  • строить сообщения в устной форме, находить в тексте ответ на заданный вопрос (познавательные);
  • использовать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию (коммуникативные).

Оборудование: учебник «Окружающий мир», 3 класс (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков), компьютер, мультимедийный проектор, презентация  в MicrosoftPowerPoint, задания на карточках для работы в группах, карта природных зон России.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx44.93 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир – урок открытия нового знания.

Тема: «Люди в степи».

Конспект урока

Цель: способствовать осознанию обучающихся влияния природных условий степи на образ жизни людей и влияния человека на степь через применение знаний о зоне степи.

Предметные задачи урока:

создать условия для развития у учащихся умения:

  • устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и деятельностью человека;
  • обсуждать, к каким экологическим проблемам может привести нарушение равновесия в природе;
  • осознавать и оценивать последствия, к которым приводит влияние человека на природные сообщества;
  • формировать модель безопасного поведения.

 Личностные задачи урока:

  • создать условия для проявления интереса к новому материалу, формирования представления об основных моральных нормах поведения.

Метапредметные задачи урока: 

создать условия для развития у учащихся умения:

  • принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале  (регулятивные);
  • строить сообщения в устной форме, находить в тексте ответ на заданный вопрос (познавательные);
  • использовать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию (коммуникативные).

Оборудование: учебник «Окружающий мир», 3 класс (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков), компьютер, мультимедийный проектор, презентация  в MicrosoftPowerPoint, задания на карточках для работы в группах, карта природных зон России.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

  1. Организационный момент. Слайд 1-2                                                                                        

Учитель:

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок.

А теперь все повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

Видеофрагмент

- Ребята, о какой природной зоне нам рассказали эти прекрасные пейзажи?

Ученик: о степи.

Личностные: самоопределение;

готовность и способность обучающихся к саморазвитию; понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.

  1. Актуализация знаний.

  1. Формулировка темы урока.

Слайды 3-18    

                                                                                 

Учитель:

Ребята, что такое степь?

Ученик:

Степь – это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью.

 Давайте вспомним всё, что мы с вами уже знаем о степной зоне с помощью приёма «Лови ошибку»

Текст на слайде.

Опираясь на информацию текста, давайте  составим план описания степи.

На доске поочерёдно открывается:

  1. Степь
  2. Географическое положение
  3. Климатические условия
  4. Почва
  5. Растительность
  6. Животный мир

- Как вы думаете, могут ли все эти пункты оказывать влияние на образ жизни людей в степи?

Ученик: Могут

- О ком, и в какой природной зоне мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Ученик: О людях в степи.

На доске открывается тема урока

Люди в степи

- А что мы о них можем узнать?

Личностные: самоопределение;

готовность и способность обучающихся к саморазвитию; понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные:

осознание и произвольное построение речевого высказывания; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Регулятивные:

Составлять план и последовательность своих действий.

  1. Работа с новым материалом.

Слайды 19-27  

Учитель:

- Ребята, как выдумаете, какие  из этих пунктов способствовали расселению людей  в степи?

-Чем особенно могла привлечь людей степь?

Откройте учебник на стр.102,  прочитайте первый абзац и скажите, правильно ли мы с вами предположили.

 Учитель:

- Что способствовало быстрому расселению людей?

-Для чего благоприятны в нашей стране степные районы?

- Что такое земледелие, как вы думаете?

- Что могут выращивать в степи?

Кроме этого большие площади в степи заняты бахчами, огородами и садами.

В народе степь называют житницей России. Как вы думаете,  почему?

Работа со словарём.

Учитель:

Степь является одним из основных поставщиков хлеба в нашей стране.

Давайте сделаем  вывод.  Какому роду занятий людей  способствуют благоприятные климатические условия и плодородная чернозёмная почва степи?

Ученик: Люди занимаются земледелием.

Открывается схема: люди в степи – земледелие

Учитель:

Что ещё, кроме почвы и климатических условий, могло привлечь  человека в степь? Почему он расселился в этой природной зоне?

На странице 103 прочитайте первый абзац и сравните информацию со своими предположениями.

Учитель:

Какие племена долгое время обитали в степи?

Ученик: кочевники-скотоводы.

Учитель:

  1. Почему они так названы?

Ученик: Кочевники перемещались по своей территории по мере того, как скот поедал траву

  1. Как назывались дикие лошади, которые были одомашнены кочевниками-скотоводами?

Ученик: тарпаны.

Учитель:

Что вы можете сказать о жилищах кочевников?

Ученик:

Они жили в кибитках или ставили юрты.

Учитель:

Как вы думаете, чему кочевники должны были учить своих детей?

Ответить на этот вопрос вам поможет таблица истинных и ложных высказываний, а так же полученные знания о кочевниках-скотоводах. Работаем в парах.

Проверим  ваш выбор хлопками.

Учитель:

-Как вы думаете, каких животных разводят в степи? 

- Прочитайте на странице 103 последний абзац.

Сделаем вывод: Чем ещё, кроме  земледелия, занимаются люди благодаря большим степным просторам? Как называется эта отрасль?

Ученик: Животноводством

(на доске схема)

          Люди в степи

Земледельцы    Животноводы

Учитель:

- Как вы думаете, кого

Посмотрите на эту схему, какой ещё пункт мы можем добавить в план изучения степи?

Ученик:

  1. Основные занятия населения степи.

Мы с вами знаем, что некоторые животные  степи на зиму делают запасы пищи. Иногда в их норах находится до 15 кг зерна.  В период зимнего сна они просыпаются, но только для того, чтобы хорошо поесть. Какое животное  так поступает? Хомяки.

Физминутка Хомка

Учитель:

Ребята, мы рассмотрели, как природные  условия степи могут влиять на жизнедеятельность человека.

А может ли наоборот, человек влиять на природу степи?

Учитель: Сейчас мы с вами разделимся на группы земледельцев и животноводов. Развернулись в группы. Работа в группах.

Защита у доски.

По одному представителю группы выходят к доске для защиты.

  1. Земледельцы  – показывают, куда установили защитные полосы и почему.

Прочитайте на странице 103, что сказано о ветре – суховее. К какой природной зоне он относится?

  1. Животноводы – рассказывают о своих предположениях.

Прочитайте на странице 106, почему растения на том участке, где не было выпаса скота, вымирали.

Какой вывод мы можем сделать? Может ли человек оказывать свое влияние на природу степи и помогать ей?

Вывод: человек может оказывать влияние на природу степи.

А всегда ли это только положительное влияние?

Ученик: не всегда

На доске собираем табличку

Причины

Следствия 

 Неумеренный выпас домашних животных приводит..

  К  уничтожению    растительного покрова

 Распашка  земель приводит...

 К снижению плодородности почвы  

 Браконьерство приводит...

 К  исчезновению степных животных  

Степные пожары приводят... 

            ?

Учитель: К чему приводят степные пожары?

- Дети высказывают свои предположения.

- Прочитайте об этом в рамочке на стр.104

- Верны ли были ваши предположения?

Как можно озаглавить ещё один пункт плана при изучении степи?

  1. Экологические проблемы

-Ребята, как вы думаете, есть ли пути решения экологических проблем?

Выпас скота должен быть умеренным. Правильно распахивать земли, создавать заповедники.

Познавательные УУД:

  • Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
  • Представлять информацию в виде модели, схемы.
  • Выявлять сущность, особенности объектов.
  • На основе анализа объектов делать выводы, строить логическое рассуждение.

Регулятивные УУД:

  • Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

  • Развиваем умение слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Оформлять свои мысли в устной форме.
  • Умение работать в паре, группе.

Личностные УУД:

  • Принятие ценности природного мира, здоровьесберегающего поведения.
  • Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  • Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
  1. Подведение итогов.

- О чем вы узнали на сегодняшнем уроке?

Ученики: Как влияет на жизнедеятельность человека природа степи, а так же какое влияние может оказывать человек на природу степи.

Учитель: Для чего нам необходимы эти знания?

Ученики: Для того, чтобы мы знали обо всех уголках своей необъятной родины и помогли сохранить её богатства.

  1. Домашнее задание.

Подготовить сообщение о заповедниках зоны степей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок познания мира по теме « Животный мир степей»

Цели урока: 1. Формировать представления учащихся об особенностях животного мира степной зоны; учить сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений.2. Развивать любознате...

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Растительный мир степей"

Урок - исследование по теме "Растительный мир степей" строится на основе работы с дополнительными источниками, наблюдений, исследования растений с помощью гербарных листов, личного опыта и беседы со в...

Урок по окружающему миру , 3 класс, учебник Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова, тема "Природная зона- степь"

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 10 г. Новоалтайска Алтайского края»Урок окружающего мира в 3 классепо системе Л.В. Занкова.  Учебник Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова...

Дидактический материал по окружающему миру на тему: "Лекарственные растения степей". Страницы рабочей тетради для 3 класса.

 В данной работе представлены интересные задания, факты, сведения, справочный материал о  лекарственных растениях степей Волгоградской области для учащихся начальной школы....

Проверочная работа по теме " Пустыня и степь"

Данная работа проводится после изучения природных зон  пустыня и степь.  Вопросы подобраны с учетом изученного материала . Программа 21 век....

Презентация по окружающему миру на тему "В широкой степи"

Презентация по окружающему миру на тему "В широкой степи"...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "В широкой степи" (УМК: "Школа России" 4 класс)

Цель:формирование представлений у обучающихся о зоне степей, знакомство с географическим положением зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром.Планируемые результаты:Предметные:1. В...