Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Растительный мир степей"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок - исследование по теме "Растительный мир степей" строится на основе работы с дополнительными источниками, наблюдений, исследования растений с помощью гербарных листов, личного опыта и беседы со взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos_rastitelnyy_mir_stepey.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

  1. Самоопределение к деятельности

Учитель. Сегодня мы  будем говорить о районе, где поселились восточные славяне,  откуда началась история Древней Руси. Рассмотрите карту природных зон России.   Где в нашей стране находится зона степей?

Работа по карте природных зон России

Формируем умение слушать и понимать других  

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Учитель.  Какие факторы определяют природную зону?  Достаньте из конверта карточки и составьте модель.

Таня и Витя составят модели на доске.

Проверим работу.  У кого другое мнение?

Работа в парах.

Климат +почва растительность          животные                     условия                              

                         жизни человека

Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками  

Установление причинно-следственных связей 

Анализ объектов

  1. Постановка учебной задачи

Учитель. Действительно ли между неживой природой и растениями в зоне степей существует тесная связь?

Откройте конверты и распределите карточки по группам.

Проверим работу.  У кого другой вариант?

Какие условия необходимы для растений каждой группы?

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Работа в группах.

1 группа – деревья : береза, осина, клен, вяз, липа.

2 группа – травянистые растения: типчак, лапчатка, шалфей, полынь.

Вывод. Тепло, влага, ветер, почва влияют на растительный мир.  

Тема урока: растительность степи.

Анализ объекта, построение цепи рассуждений  

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися и что неизвестно

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Вспомним, в каком климатическом поясе расположены степи.

Кто из вас был в Заволжье?

Расскажи, Оля, какое лето было в Заволжских степях.

Как вы думаете, а какая зима в степи?

Давайте проведем исследование: особенности растений в степи.  Каждая группа берет гербарный лист.

Как вы думаете, на чем сосредоточено будет внимание?  

Где будем собирать информацию?

Что может нам помочь в исследовании?

Степи расположены в умеренном поясе.

Оля.  Я была у бабушки летом в Питерке.

Было очень жарко, температура +25 градусов и выше, редко шел дождь, на огороде вся земля потрескалась.

Катя.  Наши родственники живут в Новоузенске, говорят, что зимой холодно -20 градусов и ниже, снег, заносы на дорогах.

Работа в группах.

1 группа: ковыль

2 группа: тюльпан

3 группа: качим

4 группа: солянка

Обращаем внимание на строение растения: корень, лист, стебель, плод с семенами.

1.Подумаем сами

2. Спросим у взрослых

3. Понаблюдаем

4. Проведем эксперимент

5. Посмотрим в книге (энциклопедии или справочной литературе)

6. Используем Интернет-ресурс

Составим план исследования.  Возьмем для сегодняшнего исследования 1, 3, 5.

Формирование умения точно и полно выражать свои мысли

Умение взаимодействовать с учителем

Умение взаимодействовать со сверстниками

Умение решать проблему

Планирование работы

Поиск и выделение информации

  1.  Первичное закрепление

Сбор, обработка информации

Анализ и обобщение полученных материалов

Подготовка отчета исследования

Защита сообщений

Вы разделили растения на 2 группы: деревья и травы.  А деревья растут в степи?

Какой вывод можно сделать из всего вами сказанного7

Ковыль-представитель степи, так как имеет корневую систему, которая по массе превосходит надземные органы.  Это злак, который  интенсивно впитывает талую и дождевую воду.

Тюльпан – представитель степи.  Это растение развивается весной, когда почва достаточно увлажнена.  Это луковичное растение, содержит запасы питательных веществ.  Успевает отцвести до наступления засухи.  

Качим растет в степи.  Имеет мелкие листовые пластинки.  Мелкие листья – это приспособление к уменьшению испарения влаги.  В сухую погоду листовые пластинки складываются вдоль.

Солянка – представитель степной зоны.  Имеет мелкие листовые пластинки, чтобы меньше испарять влагу.  Хорошо переносит засуху.

.

                                                      Коля.  Нет, деревья не растут в степи.

Катя.  А я видела деревья в степи: березу, клен на берегу реки Большой Узень, когда летом ходила купаться.

Олег.  Я думаю по берегам рек  можно встретить деревья, так как  в почве больше влаги.  А в других местах растут засухоустойчивые растения.  

Ира.  А ранней весной нас радуют раннецветущие растения.  Мы всем  классом были в нашем областном краеведческом музее и видели панораму степных тюльпанов.

Вася.  Весной мы были у бабушки в Алгайском районе и видели поле тюльпанов.

Толя.  В степи весной цветут раннецветущие растения.

Катя. А в остальной период устойчивые к засухе.

Олег.  А по берегам рек можно встретить деревья.

Анализ объекта с целью выделения существенных признаков

Умение решать проблему

Формирование умения учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника                        

Воспитание способности к познанию, эстетическое воспитание            Воспитание любви к родной природе, родному краю            

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Прочитайте статью в учебнике на страницах 92-95.  Сравните свой вывод с авторами учебника.

Выполните задание  №50 в рабочей тетради.

Как вы думаете, для чего нам необходимы знания о растительности степей?  Где их можно применить?

Работа в парах

Вывод.  Лена. Мы должны знать о растениях степи, так как эта природная зона России- страна, где мы живем.

Олег. Часть территории Саратовской области находится в зоне степей.

Костя.  Чтобы знать, что выращивать на даче, огороде, в саду.

Катя.  Мой дедушка фермер.  Ему надо знать, что сеять на полях.

Оценивание усваиваемого содержания

 мотивация учения  

Самостоятельное выделение цели обучения 

  1. Рефлексия деятельности (итог урока)

Какова тема нашего урока?  Удалось ли нам ответить на вопросы?   Как выходили из затруднительного положения?  Как бы вы сами оценили свою работу?

Оценка  усвоения содержания

  1. Домашнее задание

(по выбору учащихся)

  1. Составить кроссворд по теме «Растительный мир степей»
  2. Сообщение  по теме.
  3. Составить ребусы по теме.
  4. Подготовить презентацию о растениях степей.

Дидактическое обоснование:

Предмет: окружающий мир

Класс 3

Авторы учебника : Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, 2012

Рабочая тетрадь Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, 2012

Тема урока «Растительный мир степей»

Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока «Растительный мир  степей»

Тип: урок открытия новых знаний

Задачи урока: познакомиться с растительным миром степной зоны;

                         формировать и развивать умение четко формулировать ответы и находить верное решение;

                         развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой;

                         развивать практические умения и навыки, потребность в получении новых знаний;

                         формировать умение работать в парах, в группах;

                         воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества, взаимовыручки и любви к родной    природе.

Метод обучения: проблемный (исследование)

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в парах, работа в группах

Средства обучения для учителя: карта «Природные зоны России», конверты с карточками слов: климат, почва, растения, животные, природные зоны-условия жизни человека на Земле; картинки с изображением растений в степи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Африканские степи - саванны. Урок окружающего мира, 3 класс, Занков Л.В.

Урок построен в соответствии с ФГОС нового поколения...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Презентация к уроку окружающего мира, 4 класс. Зона степей.

Презентация к уроку окружающего мира, 4 класс. Зона степей....