Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Растительный мир степей"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок - исследование по теме "Растительный мир степей" строится на основе работы с дополнительными источниками, наблюдений, исследования растений с помощью гербарных листов, личного опыта и беседы со взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_rastitelnyy_mir_stepey.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
| Учитель. Сегодня мы будем говорить о районе, где поселились восточные славяне, откуда началась история Древней Руси. Рассмотрите карту природных зон России. Где в нашей стране находится зона степей? | Работа по карте природных зон России | Формируем умение слушать и понимать других |
| Учитель. Какие факторы определяют природную зону? Достаньте из конверта карточки и составьте модель. Таня и Витя составят модели на доске. Проверим работу. У кого другое мнение? | Работа в парах. Климат +почва растительность животные условия жизни человека | Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Установление причинно-следственных связей Анализ объектов |
| Учитель. Действительно ли между неживой природой и растениями в зоне степей существует тесная связь? Откройте конверты и распределите карточки по группам. Проверим работу. У кого другой вариант? Какие условия необходимы для растений каждой группы? Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? | Работа в группах. 1 группа – деревья : береза, осина, клен, вяз, липа. 2 группа – травянистые растения: типчак, лапчатка, шалфей, полынь. Вывод. Тепло, влага, ветер, почва влияют на растительный мир. Тема урока: растительность степи. | Анализ объекта, построение цепи рассуждений Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися и что неизвестно |
| Вспомним, в каком климатическом поясе расположены степи. Кто из вас был в Заволжье? Расскажи, Оля, какое лето было в Заволжских степях. Как вы думаете, а какая зима в степи? Давайте проведем исследование: особенности растений в степи. Каждая группа берет гербарный лист. Как вы думаете, на чем сосредоточено будет внимание? Где будем собирать информацию? Что может нам помочь в исследовании? | Степи расположены в умеренном поясе. Оля. Я была у бабушки летом в Питерке. Было очень жарко, температура +25 градусов и выше, редко шел дождь, на огороде вся земля потрескалась. Катя. Наши родственники живут в Новоузенске, говорят, что зимой холодно -20 градусов и ниже, снег, заносы на дорогах. Работа в группах. 1 группа: ковыль 2 группа: тюльпан 3 группа: качим 4 группа: солянка Обращаем внимание на строение растения: корень, лист, стебель, плод с семенами. 1.Подумаем сами 2. Спросим у взрослых 3. Понаблюдаем 4. Проведем эксперимент 5. Посмотрим в книге (энциклопедии или справочной литературе) 6. Используем Интернет-ресурс Составим план исследования. Возьмем для сегодняшнего исследования 1, 3, 5. | Формирование умения точно и полно выражать свои мысли Умение взаимодействовать с учителем Умение взаимодействовать со сверстниками Умение решать проблему Планирование работы Поиск и выделение информации |
| Сбор, обработка информации Анализ и обобщение полученных материалов Подготовка отчета исследования Защита сообщений Вы разделили растения на 2 группы: деревья и травы. А деревья растут в степи? Какой вывод можно сделать из всего вами сказанного7 | Ковыль-представитель степи, так как имеет корневую систему, которая по массе превосходит надземные органы. Это злак, который интенсивно впитывает талую и дождевую воду. Тюльпан – представитель степи. Это растение развивается весной, когда почва достаточно увлажнена. Это луковичное растение, содержит запасы питательных веществ. Успевает отцвести до наступления засухи. Качим растет в степи. Имеет мелкие листовые пластинки. Мелкие листья – это приспособление к уменьшению испарения влаги. В сухую погоду листовые пластинки складываются вдоль. Солянка – представитель степной зоны. Имеет мелкие листовые пластинки, чтобы меньше испарять влагу. Хорошо переносит засуху. . Коля. Нет, деревья не растут в степи. Катя. А я видела деревья в степи: березу, клен на берегу реки Большой Узень, когда летом ходила купаться. Олег. Я думаю по берегам рек можно встретить деревья, так как в почве больше влаги. А в других местах растут засухоустойчивые растения. Ира. А ранней весной нас радуют раннецветущие растения. Мы всем классом были в нашем областном краеведческом музее и видели панораму степных тюльпанов. Вася. Весной мы были у бабушки в Алгайском районе и видели поле тюльпанов. Толя. В степи весной цветут раннецветущие растения. Катя. А в остальной период устойчивые к засухе. Олег. А по берегам рек можно встретить деревья. | Анализ объекта с целью выделения существенных признаков Умение решать проблему Формирование умения учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника Воспитание способности к познанию, эстетическое воспитание Воспитание любви к родной природе, родному краю |
| Прочитайте статью в учебнике на страницах 92-95. Сравните свой вывод с авторами учебника. Выполните задание №50 в рабочей тетради. Как вы думаете, для чего нам необходимы знания о растительности степей? Где их можно применить? | Работа в парах Вывод. Лена. Мы должны знать о растениях степи, так как эта природная зона России- страна, где мы живем. Олег. Часть территории Саратовской области находится в зоне степей. Костя. Чтобы знать, что выращивать на даче, огороде, в саду. Катя. Мой дедушка фермер. Ему надо знать, что сеять на полях. | Оценивание усваиваемого содержания мотивация учения Самостоятельное выделение цели обучения |
| Какова тема нашего урока? Удалось ли нам ответить на вопросы? Как выходили из затруднительного положения? Как бы вы сами оценили свою работу? | Оценка усвоения содержания | |
(по выбору учащихся)
|
Дидактическое обоснование:
Предмет: окружающий мир
Класс 3
Авторы учебника : Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, 2012
Рабочая тетрадь Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, 2012
Тема урока «Растительный мир степей»
Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока «Растительный мир степей»
Тип: урок открытия новых знаний
Задачи урока: познакомиться с растительным миром степной зоны;
формировать и развивать умение четко формулировать ответы и находить верное решение;
развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой;
развивать практические умения и навыки, потребность в получении новых знаний;
формировать умение работать в парах, в группах;
воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества, взаимовыручки и любви к родной природе.
Метод обучения: проблемный (исследование)
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в парах, работа в группах
Средства обучения для учителя: карта «Природные зоны России», конверты с карточками слов: климат, почва, растения, животные, природные зоны-условия жизни человека на Земле; картинки с изображением растений в степи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".
Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Африканские степи - саванны. Урок окружающего мира, 3 класс, Занков Л.В.
Урок построен в соответствии с ФГОС нового поколения...
Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»
Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»
Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...
Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"
Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...
Презентация к уроку окружающего мира, 4 класс. Зона степей.
Презентация к уроку окружающего мира, 4 класс. Зона степей....