Постановка учебной проблемы, планирование
5 -8 мин.
| Создание условий для постановки цели и задач урока. Определение темы через проблемную задачу.
| Девизом нашего урока послужит высказывание: «Любить природу - это наблюдать и помогать ей» - Как вы понимаете это высказывание? На партах у вас лежат листочки. Выберите, что нельзя делать в природе и раскрасьте значок красным цветом, а что можно зелёным цветом. Ломать ветки деревьев Убивать зверей и птиц Любоваться природой Трогать домики животных и их детёнышей Разорять птичьи гнёзда. Дышать свежим воздухом Разбрасывать мусор Засорять родники и речки Собирать грибы и ягоды Рвать цветы Соблюдать тишину Фотографировать Громко слушать музыку Проверка. Прочитайте, что нельзя делать в природе. Прочитайте, что можно делать в природе. Используйте опорные слова: Не будем…Можно…Согласен…Полезно…Нельзя (Показываю картинки с изображением исчезнувших животных: морская корова, тарпан, зебра квагга, странствующие голуби, дронт.(Слайд 4, 5, 6) - Ребята, посмотрите на картинки. Прочитайте названия этих животных? Что вы знаете о этих животных, видели в зоопарке? (Ответы детей) - К сожалению, сейчас мы этих животных можем увидеть только на картинках, хотя раньше они украшали природу нашей Земли. - Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? (Об исчезнувших животных.) - Прочитайте тему урока. (Красная книга.)(Слайд 7) - Какие вопросы у вас возникают? (Что такое Красная книга? Как связаны морская корова, тарпан, зебра квагга, странствующие голуби, дронт и Красная книга? И т.д.) - Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.) - Прочитайте задачи на слайде.(Слайд 8) | Активизация мыслительных процессов (анализ). | Умение вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, аргументация своей позиции. | Управление своей познавательной деятельностью. Оценивание мнения одноклассников. |
Выполнение. Открытие нового знания 15-20 мин.
Физминутка.
| Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.
|
1.Знакомство с Красной книгой. - Красная книга не со всем обычная. Цвет переплета у этой книги - красный. - Как вы думаете, что символизирует красный цвет? (Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения.) - Правильно. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда».(Слайд 9) В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, забота об их размножении. (Слайд 10) 2.Работа в группах. - А сейчас мы попробуем создать по одной странице из Красной книги. У вас на столах цветной лист, фотография и описание животного или растения Красной книги. Расположите их на листе наклейте и подготовьтесь рассказать о своей странице. (Каждая группа делает сообщение о своём животном или растении) -Давайте вспомним правила работы в группах -У нас все страницы получились разноцветные. -Кто-нибудь знает почему? Страницы у Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По цвету страницы можно определить, в каком положении находится то или иное растение или животное. На чёрных страницах находятся исчезнувшие виды, которых мы больше не увидим. На красных страницах записаны исчезающие растения и животные, которых мало, но ещё можно встретить. На белых страницах помещены вообще редкие виды на Земле, численность которых всегда была невелика. На жёлтых страницах занесены животные и растения, число которых быстро уменьшается. На серых страницах занесены животные и растения, до сих пор мало изученные. На зелёных страницах записаны восстановленные виды животных и растений, которых удалось спасти от вымирания.(Слайд 11) Физминутка (стрекоза) Утром стрекоза проснулась, подтянулась. Раз - росой она умылась, Два – изящно покружилась Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела. У реки остановилась, Над водою закружилась.(Слайд 12) VI. Работа по учебнику и тетради (с. 88-89) Рассмотрите иллюстрации (с. 88-89) и попробуйте назвать эти растения и животных. - Познакомимся с растениями, занесенными в Красную книгу. Некоторые из них представлены на с.89. Может кто-то знает эти растения? Дети вслух читают текст на с.88 (Венерин башмачок). (Слайд 19) Теперь в полголоса прочитайте текст «Венерин башмачок» на с.90. Затем расскажите, что интересного узнали? Дети вслух читают текст на с.88 (Лотос, женьшень). (Слайд 20, 21) - Лотосы украшают водоемы на Каспийском море, на Дальнем Востоке и на реке Волге. Кроме того, водные растения очищают воду от вредных примесей и загрязнений. Женьшень растёт в потаенных местах глухих дальневосточных лесов. Люди месяцами ищут это растение, чтобы добыть его корень, так как в нем целый набор веществ, делающих человека сильным, выносливым, быстрым. Находят растение по невысокому, не более полутора метров, стеблю с длинными листьями. Корень растёт медленно. Само растение может дожить до 100 лет, и корень у него будет весить всего 300-400 граммов. - О ком будет речь идти дальше? (О насекомых). Дети вслух читают текст о дровосеке реликтовом в учебнике на с.88. (Слайд 22) - Предположите: какими будут две следующие страницы? О ком можно будет узнать? Следующие страницы посвящены птицам и зверям. - Прочитайте вслух текст о белом журавле. Из-за чего люди охотились на эту красивую птицу? В настоящее время сохранилось всего два места, где гнездятся стерхи: болота в низовьях Оби и влажные тундры Якутии. Зимуют стерхи за 5000-6000 километров от этих мест – в Индии и Китае. Большинство этих птиц гибнут во время перелёта к зимовкам.(Слайд 23) - На странице, посвященной животным, мы узнаем о зубре. В начале века практически истребили таких огромных животных, как зубры. Они водились в лесах Белоруссии. Остались только звери, которые жили в зоопарках - 48 штук. Надо было срочно спасать зубров. Их выпустили в заповедник - Беловежскую пущу. Подкармливали зимой, следили, чтобы звери не болели. Тщательно охраняли, особенно молодняк. Дети вслух читают текст на с.89.(Слайд 24) - Зубр – единственный дикий вид подсемейства бычьих Европы, уцелевший до наших дней. Зубр стал исчезать не только из-за того, что на него охотились. Человек уничтожал лесные массивы, в которых жили эти звери. Прочитайте текст «Зубр» на с.90. Затем расскажите, что интересного узнали?
| Работа с информацией. Анализируют, обсуждают, фиксируют результаты. Осознанно строят выводы. | Участие в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения и аргументация его. | Осуществление взаимного контроля. Оценивание правильности выполнения заданий. |
Выполнение. Применение нового знания.
15 мин.
| Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.
| Работа в тетрадях. - Откройте тетради. Прочитайте первое задание. Найдите в книге определение что такое Красная книга. Запишите его в тетрадь. - Прочитайте второе задание. Пользуясь учебником, раскрасьте растения из Красной книги и подпишите их название. Закрепление изученного материала. Кроссворд.
Копытное животное, родственник коровы - живет в лесах. (Зубр) Ценнейшее лекарственное растение в переводе с китайского языка “человек-корень” (Женьшень) Самый быстрый млекопитающий. (Гепард) Самый первый весенний цветок. (Подснежник) Из семейства кошачьих . Длина тела 2-3 метра (Амурский тигр) Цветки по форме напоминают башмачки. (Венерин башмачок) Ключевое слово: БЕРЕГИ. - Ребята, а что мы с вами можем сделать полезного для животных и растений? Давайте вспомним правила, которые нужно знать, чтобы сохранить природу. -Давайте вспомним девиз нашего урока -Подходит ли он нашей теме?
| Анализ, обсуждение, фиксация результатов.
| Участие в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения и аргументация его. | Самоанализ деятельности, выявление «пробелов» в знаниях, опора на полученные знания в решении новых задач, применении теории на практике. |
Рефлексия учебной деятельности
1-3 мин.
| Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление уровня овладения знаниями.
|
VIII. Итог урока. - Какие задачи мы ставили на урок? -Достигли мы их? - Какой вывод вы для себя сделали? - Рефлексия Заполните табличку
| Урок | Я на уроке | Итог | 1 | Интересно | Работал | Понял материал | 2 | Скучно | Отдыхал | Узнал больше, чем хотел | 3 | Безразлично | Помогал другим | Не понял |
Любите родную природу – озера, леса и поля. Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, Живём мы с тобою на ней! Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относиться добрей!
| Умение осознанно строить выводы. | Умение аргументировать свою позицию. | Осуществление итогового контроля. |