Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Красная книга»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Шунина Мария Олеговна

Предмет

Окружающий мир

Класс

2

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Осмысление и проектирование последовательности работы  (этапов урока) по освоению темы от цели до конечного результата в соответствии с типом урока

Тема

Красная книга

Цель

Создание условий для усвоения знаний по теме урока

Основные термины, понятия

Красная книга, морская корова, тарпан, зебра квагга, странствующие голуби, дронт

 

Планируемые  результаты

Предметные умения:

Сформировать знания о «Красной книге».

 

Познавательные:

  • умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; 
  • проводить анализ, сравнение, обобщение и классификацию изучен­ных объектов;

Регулятивные: уметь слышать и удерживать учебную задачу.

  • умение прогнозировать предстоящую работу;
  • осуществлять действие  самоконтроля и взаимоконтроля: адекватно оценивать качест­во, последовательность дей­ствий, выполняемых, производить сравнение данных операций.

Коммуникативные:

  • строить высказывание, учитывать другое мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению (при рабо­те в группе, в паре);
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • адекватно  использовать средства устной речи для ре­шения различных коммуника­тивных задач;

Личностные:

формировать внутреннюю  позицию школь­ника на уровне положительно­го отношения к занятиям окружающего мира;

понимание нравственного содержания поступков окру­жающих людей.

восприятие  речи учителя (одноклассников);

развитие регуляторов морального поведения; адекватное понимание причин успешности / не успешности  учебной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krasnaya_kniga_shunina.doc89.16 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Красная книга»

Шунина Мария Олеговна, учитель начальных классов

Предмет

Окружающий мир

Класс

2

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Осмысление и проектирование последовательности работы  (этапов урока) по освоению темы от цели до конечного результата в соответствии с типом урока

Тема

Красная книга

Цель

Создание условий для усвоения знаний по теме урока

Основные термины, понятия

Красная книга, морская корова, тарпан, зебра квагга, странствующие голуби, дронт

Планируемые  результаты

Предметные умения:

Сформировать знания о «Красной книге».

Познавательные:

умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; 

проводить анализ, сравнение, обобщение и классификацию изученных объектов;

Регулятивные: уметь слышать и удерживать учебную задачу.

умение прогнозировать предстоящую работу;

осуществлять действие  самоконтроля и взаимоконтроля: адекватно оценивать качество, последовательность действий, выполняемых, производить сравнение данных операций.

Коммуникативные:

строить высказывание, учитывать другое мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

формулировать собственное мнение и позицию;

адекватно  использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

Личностные:

формировать внутреннюю  позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям окружающего мира;

понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.

восприятие  речи учителя (одноклассников);

развитие регуляторов морального поведения; адекватное понимание причин успешности / не успешности  учебной деятельности.

Технология изучения

Этапы урока, время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

(этап актуализации)

1-3 мин

Создание условий для активизации

учащихся.

-Я приглашаю всех на урок окружающего мира.

- Урок окружающего мира мы начинаем,

Тайны его открывать продолжаем.

Ребята, а что от вас требуется, чтобы урок прошел успешно?

Ребята, готовы вы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья!

Мы - хороший дружный класс,

            Все получится у нас!

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Активизация познавательных процессов (внимание, память).

Умение вступать в диалог.

Управление своей познавательной деятельностью.

Отвечают на вопросы

Постановка  учебной проблемы, планирование

5 -8 мин.

Создание условий для постановки  цели и задач   урока.

Определение темы через проблемную задачу.

Девизом нашего урока послужит высказывание:

«Любить природу - это наблюдать и помогать ей»

- Как вы понимаете это высказывание?

На партах у вас лежат листочки. Выберите, что нельзя делать в природе и раскрасьте значок красным цветом, а что можно зелёным цветом.

Ломать ветки деревьев

Убивать зверей и птиц

Любоваться природой

Трогать домики животных и их детёнышей

Разорять птичьи гнёзда.

Дышать свежим воздухом

Разбрасывать мусор

Засорять родники и речки

Собирать грибы и ягоды

Рвать цветы

Соблюдать тишину

Фотографировать

Громко слушать музыку

Проверка. Прочитайте, что нельзя делать в природе.

                  Прочитайте, что можно делать в природе.

Используйте опорные слова:

Не будем…Можно…Согласен…Полезно…Нельзя

 (Показываю картинки с изображением исчезнувших животных: морская корова, тарпан, зебра квагга, странствующие голуби, дронт.(Слайд 4, 5, 6)

- Ребята, посмотрите на картинки. Прочитайте названия этих животных? Что вы знаете о этих  животных, видели в зоопарке? (Ответы детей)

- К сожалению, сейчас мы этих животных можем увидеть только на картинках, хотя раньше они украшали природу нашей Земли.

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? (Об исчезнувших животных.)

- Прочитайте тему урока. (Красная книга.)(Слайд 7)

- Какие вопросы у вас возникают? (Что такое Красная книга? Как связаны морская корова, тарпан, зебра квагга, странствующие голуби, дронт и Красная книга? И т.д.)

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

- Прочитайте задачи на слайде.(Слайд 8)

Активизация мыслительных процессов (анализ).

Умение  вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, аргументация своей позиции.

Управление своей познавательной деятельностью.

Оценивание мнения одноклассников.

Отвечают на вопросы

Выполнение.

Открытие нового знания

15-20  мин.

Физминутка.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

1.Знакомство с Красной книгой.

- Красная книга не со всем обычная. Цвет переплета у этой книги - красный.

- Как вы думаете, что символизирует красный цвет? (Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения.)

- Правильно. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда».(Слайд 9)

В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, забота об их размножении.

(Слайд 10)

2.Работа в группах.

- А сейчас мы попробуем создать по одной странице из Красной книги.

У вас на столах цветной лист, фотография и описание животного или растения Красной книги. Расположите их на листе наклейте и подготовьтесь рассказать о своей странице. (Каждая группа делает сообщение о своём животном или растении)

-Давайте вспомним правила работы в группах

-У нас все страницы получились разноцветные.

-Кто-нибудь знает почему?

Страницы у Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По цвету страницы можно определить, в каком положении находится то или иное растение или животное.

На чёрных страницах находятся исчезнувшие виды, которых мы больше не увидим.

На красных страницах записаны исчезающие растения и животные, которых мало, но ещё можно встретить.

На белых страницах помещены вообще редкие виды на Земле, численность которых всегда была невелика.

На жёлтых страницах занесены животные и растения, число которых быстро уменьшается.

На серых страницах занесены животные и растения, до сих пор мало изученные.

На зелёных страницах записаны восстановленные виды животных и растений, которых удалось спасти от вымирания.(Слайд 11)

Физминутка (стрекоза)

              Утром стрекоза проснулась, подтянулась.

              Раз - росой она умылась,

              Два – изящно покружилась

              Три – нагнулась и присела,

               На четыре – улетела.

              У реки остановилась,

               Над водою закружилась.(Слайд 12)

VI. Работа по учебнику и тетради (с. 88-89)

Рассмотрите иллюстрации (с. 88-89) и попробуйте назвать эти растения и животных.

- Познакомимся с растениями, занесенными в Красную книгу. Некоторые из них представлены на с.89. Может кто-то знает эти растения? Дети вслух читают текст на с.88 (Венерин башмачок). (Слайд 19)

Теперь в полголоса прочитайте текст «Венерин башмачок» на с.90. Затем расскажите, что интересного узнали?

Дети вслух читают текст на с.88 (Лотос, женьшень). (Слайд 20, 21)

- Лотосы украшают водоемы на Каспийском море, на Дальнем Востоке и на реке Волге. Кроме того, водные растения очищают воду от вредных примесей и загрязнений. Женьшень растёт в потаенных местах глухих дальневосточных лесов. Люди месяцами ищут это растение, чтобы добыть его корень, так как в нем целый набор веществ, делающих человека сильным, выносливым, быстрым. Находят растение по невысокому, не более полутора метров, стеблю с длинными листьями. Корень растёт медленно. Само растение может дожить до 100 лет, и корень у него будет весить всего 300-400 граммов.

- О ком будет речь идти дальше? (О насекомых).

Дети вслух читают текст о дровосеке реликтовом в учебнике на с.88. (Слайд 22)

- Предположите: какими будут две следующие страницы? О ком можно будет узнать? Следующие страницы посвящены птицам и зверям.

- Прочитайте вслух текст о белом журавле. Из-за чего люди охотились на эту красивую птицу? В настоящее время сохранилось всего два места, где гнездятся стерхи: болота в низовьях Оби и влажные тундры Якутии. Зимуют стерхи за 5000-6000 километров от этих мест – в Индии и Китае. Большинство этих птиц гибнут во время перелёта к зимовкам.(Слайд 23)

- На странице, посвященной животным, мы узнаем о зубре. В начале века практически истребили таких огромных животных, как зубры. Они водились в лесах Белоруссии. Остались только звери, которые жили в зоопарках - 48 штук. Надо было срочно спасать зубров. Их выпустили в заповедник - Беловежскую пущу. Подкармливали зимой, следили, чтобы звери не болели. Тщательно охраняли, особенно молодняк.

Дети вслух читают текст на с.89.(Слайд 24)

- Зубр – единственный дикий вид подсемейства бычьих Европы, уцелевший до наших дней. Зубр стал исчезать не только из-за того, что на него охотились. Человек уничтожал лесные массивы, в которых жили эти звери. Прочитайте текст «Зубр» на с.90. Затем расскажите, что интересного узнали?

Работа  с информацией.

Анализируют, обсуждают, фиксируют результаты.

Осознанно строят выводы.

Участие  в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения  и аргументация его.

Осуществление взаимного контроля.

Оценивание правильности выполнения заданий.

Работают с предложенными источниками информации.

Отвечают на вопросы. Рассказывают о животных и растениях красной книги.

Выполнение.

Применение нового знания.

15 мин.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

Работа в тетрадях.

- Откройте тетради. Прочитайте первое задание. Найдите в книге определение что такое Красная книга. Запишите его в тетрадь.

- Прочитайте второе задание. Пользуясь учебником, раскрасьте растения из Красной книги и подпишите их название.

Закрепление изученного материала.

Кроссворд.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/525850/img1.gif

Копытное животноеродственник коровы - живет в лесах. (Зубр)

Ценнейшее лекарственное растение в переводе с китайского языка “человек-корень” (Женьшень)

Самый быстрый млекопитающий. (Гепард)

Самый первый весенний цветок. (Подснежник)

Из семейства кошачьих . Длина тела 2-3 метра (Амурский тигр)

Цветки по форме напоминают башмачки. (Венерин башмачок)

Ключевое слово: БЕРЕГИ.

- Ребята, а что мы с вами можем сделать полезного для животных и растений? Давайте вспомним правила, которые нужно знать, чтобы сохранить природу.

-Давайте вспомним девиз нашего урока

-Подходит  ли он нашей теме?

Анализ, обсуждение, фиксация результатов.

Участие  в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения  и аргументация его.

Самоанализ деятельности, выявление «пробелов» в знаниях, опора на полученные знания в решении новых задач, применении теории на практике.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания и оценивают друг друга.

Рефлексия учебной деятельности

1-3 мин.

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление уровня овладения знаниями.

VIII. Итог урока.

- Какие задачи мы ставили на урок?

-Достигли мы их?

- Какой вывод вы для себя сделали?

- Рефлексия

Заполните табличку

Урок

Я на уроке

Итог

1

Интересно

Работал

Понял материал

2

Скучно

Отдыхал

Узнал больше, чем хотел

3

Безразлично

Помогал другим

Не понял

Любите родную природу – озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живём мы с тобою на ней!

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей!

Умение осознанно строить выводы.

Умение аргументировать свою позицию.

Осуществление итогового контроля.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Красная книга Пермского края"

Одна из важнейших задач современности — охрана окружающей среды. В нашей Красной книгеПермского края  для ребят рассказывается не только, почему необходимо беречь определенные растения и жи...

урок окружающего мира по теме "Красная книга. Охрана растенией и животных"

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Красная книга. Охрана растений и животных" для учащихся в 3 классе. На данном уроке учащиеся знакомяться с понятием "Красная книга", узнают какие бывают ст...

Урок окружающего мира по теме" Красная книга"

Деятельностный подход к обучению. УМК "Гармония"...

Урок окружающего мира на тему "Красная книга"

Цель- фомирование бережного отношения к природе....

урок окружающего мира по теме "Красная "книга"

Познакомиться с Красной книгой России. Обобщить представление о факторах, угрожающих живой природе....