Урок - проект окружающего мира в 4 классе по теме «Памятники природы Иркутской области»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Данный урок - проект по окружающему миру является обобщающим уроком в системе уроков по разделу «Наш край – часть большой страны». Предназначен для учителей, работающих с младшими школьниками.
Цель урока: создать условия на уроке для организации проектной деятельности учащихся по составлению сборника.
Задачи: обобщить знания об Иркутской области; развивать речь обучающихся; развивать критическое мышление, творческие способности и воображение, умение работать в группах; прививать любовь к природе и родному краю.
Вид проекта: творческий, коллективный.
Форма продукта: книга – сборник «Памятники Иркутской области».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_proekt_pamyatniki_prirody_irkutskoy_oblasti.docx | 94.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Навицкая Оксана Анатольевна,
учитель начальных классов,
МОУ ИРМО «СОШ п. Молодежный»
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Памятники природы Иркутской области»
Аннотация: данный урок - проект по окружающему миру является обобщающим уроком в системе уроков по разделу «Наш край – часть большой страны». Предназначен для учителей, работающих с младшими школьниками.
Цель урока: создать условия на уроке для организации проектной деятельности учащихся по составлению сборника.
Задачи: обобщить знания об Иркутской области; развивать речь обучающихся; развивать критическое мышление, творческие способности и воображение, умение работать в группах; прививать любовь к природе и родному краю.
Вид проекта: творческий, коллективный.
Форма продукта: книга – сборник «Памятники Иркутской области».
План создания продукта:
1.Выбор темы проекта.
2. Распределение на творческие группы.
3. Коррекционная работа групп и учителя с привлечением родителей.
4. Презентация готового продукта.
5. Защита проекта.
Необходимые ресурсы: карта Иркутской области, листы А4 для групповой работы, принадлежности для составления карты, проектор для показа презентации (сообщение ученика).
Планируемые результаты:
Личностные: развивать мотивы учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формировать личностный смысл учения; проявлять познавательный интерес к изучаемому предмету; сформировать основные морально-этические нормы поведения.
Предметные: обобщить представления о факторах, угрожающих живой природе; учить уважительному отношению к природе; сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на ее сбережении (правила друзей природы).
Метапредметные: познавательные: ученики продолжат развивать память, внимание, мышление, речь; коммуникативные: продолжат учиться слышать собеседника, вести диалог, вступать в речевое общение, договариваться, приходить к общему мнению; регулятивные: продолжат учиться принимать и сохранять учебную задачу, принимать инструкцию педагога и четко следовать ей, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя.
Образовательные технологии обучения: личностно – деятельностная, проектная, исследовательская, технология создания учебной ситуации, продуктивное чтение.
Методы и приёмы: создание ситуации успеха, методы словесной и наглядной передачи знаний, частично – поисковый, самостоятельная работа, творческая работа, дискуссия , самооценка
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: презентация; раздаточный материал, использование ИКТ, карта Иркутской области
Ключевые слова: урок окружающего мира, проектная деятельность, групповая работа, коллективный творческий проект.
План – конспект урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формирование УУД |
I.Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта. | - Добрый день, ребята. Сегодня у нас очень ответственный урок. К нам пришли гости – учителя начальной школы. Поприветствуйте их. - Всё в ваших руках, чтобы урок прошёл интересно и плодотворно. | Дети приветствуют учителей. | Личностные УУД: - формировать интерес к изучению предмета; Коммуникативные УУД: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II. Актуализация знаний. Цель этапа: дать возможность самостоятельно вывести правила друзей природы | - Давайте вспомним, что мы узнали об Иркутской области на предыдущих уроках? 3.Игра «Я знаю…» Я знаю, что Иркутская область –расположена на юге Восточной Сибири, на юге Среднесибирского плоскогорья. Я знаю, что Всего по территории области протекает более 65041 рек, 229 озер, Я знаю, что В состав Иркутской области входит часть водной поверхности озера Байкал. Я знаю, что На юго-западе находятся горы Восточного Саяна Я знаю, что На территории Иркутской области добываются бурый и каменный уголь, железная руда, золото, каменная соль, огнеупорные глины, гипс Я знаю, Хвойные леса занимают свыше 90 % лесопокрытой площади Иркутской области. Я знаю, что Всего в пределах Иркутской области известно около 1800 видов растений, из которых свыше 600 — лекарственные. Я знаю, что Богат и разнообразен животный мир области. Он представлен 68 видами млекопитающих, 322 видами птиц, 6 рептилиями и 5 видами земноводных. Значительная часть животных включена в Красную книгу России. Знаменитый эндемик Байкала – омуль. | Дети отвечают на вопросы. | Регулятивные УУД: -прогнозирование; - самооценка; -самоконтроль; - выдвижение гипотез и их обоснование; Познавательные УУД: -структурирование знаний; -умение строить высказывание; -смысловое чтение; Коммуникативные УУД: -умение выражать свои мысли; -владение монологической и диалогической речью; |
III.Самоопределение к деятельности. Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в разных ситуациях | - А сейчас послушайте стихотворение Олега Жирнакова: Прекрасна природа Иркутского края Она мне привычна, она мне родная: Поля и леса, величавы хребты, Но мы их не видим сквозь пыль суеты. Прошу на мгновенье замри человек, Отсрочь на секунду стремительный бег. Вокруг посмотри, свежий воздух вдохни, От вечных забот и проблем отдохни. Ты видишь, как Солнце смеется лучами, Ты слышишь, как ветер играет ветвями. Ветвями деревьев великой тайги, Где время застыло, замедлив шаги. Сплетаясь ветвями, толпятся березы, Из горных ручьёв льются чистые слезы, Меж Елей и Сосен, Осин и Рябин Стоит славный Кедр-тайги господин. Всё это прекрасно и всё это вечно, Но как не казалась бы жизнь здесь беспечна, Всё меньше становится той красоты, Всё больше в сердцах у людей пустоты. - Ребята, о чем это стихотворение? - Как понимаете последние две строчки стихотворения? С чем это связано? - Как сохранить ту красоту природы, которую создала природа? - И действительно наш край богат, в нем много удивительных, красивых, неповторимых мест. И наша задача, людей живущих на этой земле, сохранить их для будущих поколений. И такие уникальные места названы памятниками природы. - в Иркутской области 57 памятников природы. Согласно Перечню особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения Иркутской области по состоянию на 01.05.2020 г. (утв. приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 18.06. 2020 г N 26-МПР) в области действуют 55 памятников природы, общей площадью 14066 га. Еще два природных объекта - Пещера Чекановского в Ольхонском районе и Ботовская пещера в Жигаловском районе, получили статус памятников природы регионального значения 26 июля 2022 года. Природные памятники делятся на геологические, водные, ботанические, зоологические, ландшафтные и комплексные. На территории любого природного памятника запрещена любая промышленная и хозяйственная деятельность. - Итак, мы определили тему нашего проекта и как мы ее назвали? - А какие задачи перед вами стояли до урока? - Цель нашего учебного проекта создать сборник памятников природы Иркутской области. Ваши оформленные листы с сообщениями – это будущие страницы сборника. - Территория нашего края огромна, важно ли знать места нахождения памятников. Где это можно посмотреть? -Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? - Какие задачи перед нами стоят сегодня?
- Я вам всем желаю удачи и успеха. Итак, начнем! | Ученица рассказывает стихотворение Отвечают на вопросы учителя, тем самым подходя к формулированию темы урока Выступает ученик с подготовленным сообщением Проговаривают тему урока (проекта) - Познакомиться и исследовать памятники природы Иркутской области; - - распределиться по группам, -приготовить сообщение об одном из природных памятников - На карте. - Мы будем создавать карту памятников Иркутской области. Мы должны подвести итог проделанной работы в группах, защитить свой проект и создать свою карту природных памятников Иркутской области | Познавательные УУД: - анализ и синтез; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Регулятивные УУД: -контроль; - саморегуляция; -коррекция; |
IY. Работа над частью проекта. Цель этапа: Отчёт каждой группы о проделанной работе. | – Все вы сегодня будете «специалистами - картографами» разных отделов. Каждая группа учеников – отдел по созданию карты в определенном направлении . Прочитайте табличку на своем столе (отдел по водным памятникам; отдел по геологическим памятникам;; отдел по комплексным памятникам, отдел по ботаническим, зоологическим памятникам). - Каждый отдел проделал огромную работу, а вот что у нас получилось, увидим в конце урока. - Вы сейчас начнёте работу в группах. О чём вы должны помнить? - Ребята, внимательно рассмотрите карту Иркутской области. Вам нужно наклеить цветные таблички с названием памятника у того населенного пункта, где рядом он находится (синий – водные памятники, коричневый – геологические, зеленые – ботанические и зоологические, желтые – комплексные). Обсудите всё ещё раз, решите, кто будет представлять работу вашего отдела. Помните, что в данный момент вы решаете очень серьезную проблему: вам нужно нанести на карту важную информацию по природным объектам. Физминутка . Защита проектов каждой группы. Вывод: Изучив литературу о памятниках природы Иркутской области, мы узнали, что в нашем крае есть немало удивительных мест. Если ничего не делать они могут исчезнуть совсем и люди, которые будут жить после нас, их не увидят. | Принимают учебную задачу - О правилах работы в группе! 1.Важно правильно распределить роли. 2.Прислушиваться к мнению товарища. 3.Учиться отстаивать свою точку зрения. Звучит спокойная музыка. Работа в группах. Учитель и другие группы оценивают работу своих товарищей. Подводят итог своей работы | Регулятивные УУД: планирование; прогнозирование; Познавательные УУД: -работа с различными источниками информации; - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; -находить нужную информацию в тексте; - смысловое чтение; Коммуникативные УУД: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -умение слушать и понимать других; Личностные УУД: -чувство ответственности за порученное дело; |
Y.Итоги урока. Цель этапа: осознать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни. | - Что нового вы узнали для себя, работая над проектом? Какие открытия сделали? - Что вас удивило? Последний этап практически закончен. Что у нас уже есть с вами? - Это, ребята, и есть продукт вашей совместной работы. Сколько человек трудилось над этой книгой! Кого бы вы хотели отметить, поблагодарить за помощь, участие? (Своих товарищей, родителей, учителя). - Но спешить не стоит, нужно ещё раз всё проверить, обработать материал, оценить и только тогда наша книга попадёт в руки читателей. - Что нам осталось ещё сделать, чтобы завершить наш проект? - Для чего нам всё это нужно: книга, презентация? - Что для вас было самым трудным в данном проекте? - Каково ваше мнение, достигнута ли конечная цель проекта? | Отвечают на вопросы учителя. - Подготовить портфолио проекта и электронную презентацию нашей книги. Чтобы показать учащимся нашей школы и родителям. Чтобы обратить внимание людей к опасности, которая грозит нашей природе. | |
YI. Рефлексия. Цель этапа: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее, аргументировать своё мнение. | - Молодцы! Вы очень хорошо поработали. - Возьмите листы самооценки и оцените свою работу над данным проектом. - Каждый человек должен быть другом природе. Должны охранять и беречь её, чтобы окружающий нас мир продолжал радовать нас своей красотой. Мы в ответе за нашу природу. –И вам ребята, и коллегам спасибо за хорошую работу! Всем творческих успехов. - Урок окончен. – Поработали на «5», | Самооценка своей деятельности | Познавательные УУД: - строить рассуждения; - установление причинно – следственных связей; Коммуникативные УУД: -высказывать и обосновывать свою точку зрения; Личностные УУД: -эмоциональность; -умение осознавать и определять свои эмоции; Регулятивные УУД: -определять степень успешности своей работы; |
Карта Иркутской области
Используемая литература
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2009. – (Стандарты второго поколения)
Энциклопедия
Маленькая энциклопедия сибирячка. Памятники природы Иркутской области. Часть III / под ред. журнала «Сибирячок». И.: ООО «Принт Лайн», 2018. С. 1 – 41
Материалы из сети Интернет
Проектная деятельность младших школьников на уроках окружающего мира. Фомкина О.В. URL.: https://urok.1sept.ru/articles/654236?ysclid=leo40vrwsy208302330
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Осень: природа готовится к зиме"
Данная презентация разработана к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Осень: природа готовится к зиме" по программе "Школа 2100"...
План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме: "Природа в опасности!"
Данный материал предназначается для урока в з классе, по программе окружающий мир. УМК "Школа России"...
Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Явления природы"
Данная работа содержит познавательный материал, представленный в загадках, занимательных заданиях на тему "Явления природы". Предназначен для использования на уроках окружающего мира в 1 классе....
Конспект урока по окружающему миру 1 класс (2100) Тема: Осень- природа готовится к зиме.
Конспект урока по окружающему миру 1 класс (2100)Тема: Осень- природа готовится к зиме....
Проект урока по окружающему миру 3 класс на тему "Учебно-исследовательская работа ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ"
Урок обобщения полученных знаний по теме "Весна воды, тепла и света" (УМК "Гармония" автор Поглазова О.Т.). На уроке проводится исследование на тему "Почему журавли летят прав...
Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс "Народные промыслы твоего края (Тверская область)"
Конспект урока по окружающему миру "Народные промыслы Тверской области" в 4 классе УМК "Перспективная начальная школа". Тип урока: изучение нового материала. Разработка урока сопро...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему «Проект «Экономика родного края»
Конспект урока по окружающему мируТема: «Проект «Экономика родного края»» Цель деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о различных отраслях промышленности ...