Урок окружающего мира "У Чёрного моря"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Яковлева Наталья Александровна

Урок окружающего мира в 4 классе "У Чёрного моря" (формирование у обучающихся представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok_u_chyorn._morya_-_kopiya.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

4 класс

Тема урока: У Чёрного моря

Цель: сформировать у обучающихся представление о субтропической зоне Черноморского

побережья Кавказа.

Задачи: - познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей;

 - учить работать с географической картой, гербарием, дополнительной литературой;

 - развивать речь, мышление, воображение, память, умение наблюдать, умение работать в парах, в группах;

 - формировать умение аргументировано высказываться, задавать вопросы, делать выводы;

 - воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой.

На рабочий лад настройтесь,

Ведь у нас немало дел.

Поудобнее устройтесь,

Чтоб каждый проявить себя сумел.

-  Что мы сейчас сделали? ( настроились на работу )

- А зачем нам нужен хороший настрой на работу? ( чтобы получить новые знания, которые нам пригодятся в дальнейшем )

II. Актуализация знаний. Проверка д/з.

- Уже на протяжении нескольких уроков мы с вами путешествуем по России.

- Сегодня нам предстоит совершить ещё одно увлекательное путешествие.

- Посмотрите на слайд.

- Прочитайте записанные слова:

АРКТИКА, ТУНДРА, ЛЕС, СТЕПЬ, ПУСТЫНЯ, КАМЧАТКА,

- Что общего в этих словах? ( это название природных зон России)

- Значит, о чём мы будем говорить на уроке? ( о природных зонах России )

- А о какой именно вы мне скажите чуть позже.

- А какое слово является «лишним»? (КАМЧАТКА )

- Почему? ( это не природная зона )

- А кто знает, что такое Камчатка?  (полуостров)

- Молодцы!

- Но прежде, чем продолжить путешествовать по природным зонам России, мы должны проверить, как вы усвоили материал прошлого урока, что вы узнали и запомнили во время предыдущего путешествия.

- Отгадайте загадку:

ВОТ ПЕСЧАНЫЙ ОКЕАН,
РАЗ БАРХАН И ДВА БАРХАН.

ТУТ БЕЗ ДОЖДИКА ТОСКА,
ВСЮДУ ГОРЫ ИЗ ПЕСКА.

- Что это такое?  (пустыня)

- Что же вы узнали об этой природной зоне?

1. Некоторые ребята будут работать по карточкам.  (индив. работа со слабоуспев.)

ВАША ЗАДАЧА: внимательно прочитать задание, вспомнить изученный материал на прошлом уроке и правильно выполнить задание.

2. А все остальные играют в игру «ДА-НЕТКИ».

- Приготовьте сигнальные карточки.

ВАША ЗАДАЧА: внимательно слушать моё утверждение, если согласны с ним – сигналите зелёным цветом, если не согласны – сигналите красным цветом.

- Приготовились!

ИГРА «ДА-НЕТКИ»

1)Зона пустынь занимает небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и к востоку от низовьев Волги. (ДА)

2)Пустыня – это место, где много солнца, сухой воздух, мало воды. (ДА)

3)В пустыне короткое прохладное лето и длинная суровая зима. (НЕТ)

4)Пустыни бывают холмистыми и плоскими. (НЕТ)

5)Растения пустыни невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями. (ДА)

6)Животные пустыни в основном, некрупные, низкорослые, имеют защитный жёлтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной образ жизни. (ДА)

7)К растениям пустыни относятся: ковыль, полынь, тюльпан. (НЕТ)

8)К животным пустыни относятся: песчанка, сайгак, тушканчик. (ДА)

9)Экологическими проблемами пустыни являются: неумеренное орошение, выпас скота, браконьерство. (ДА)

10) Пустынный заповедник: Баргузинский. (НЕТ)

- Молодцы! Я вижу, что во время путешествия по пустыням вы были очень внимательными: многое увидели, услышали и запомнили.

- Закончили работу на карточках, положите на край парты. Проверю – поставлю оценки.

3.Творческое (домашнее) задание

ПРОСТИТЬСЯ С ПУСТЫНЕЙ НЕ БУДЕМ СПЕШИТЬ -
СЕЙЧАС МЫ ПРОДОЛЖИМ О НЕЙ ГОВОРИТЬ.

ПУСТЫНЬ В РОССИИ НЕМНОГО У НАС,

О ВАШЕЙ ЭКСПЕДИЦИИ ПОСЛУШАЕМ РАССКАЗ.

- Дома вы выполняли творческое задание по желанию. Вы должны были побывать в роли учёного, отправиться в научную экспедицию в пустыню и написать об этом рассказ.

- Что же у вас получилось?

- Давайте послушаем. (Дети читают свои рассказы).

- Задайте вопросы нашему учёному.

- ОЦЕНКА.

- А зачем нам надо изучать природные зоны России? (чтобы знать природу нашей страны и всей планеты)

III. Постановка темы и цели урока.

- Итак, д/з мы проверили, теперь можно отправляться в путешествие дальше.

- А поможет определить дальнейшее направление ЗАГАДКА.

- Прочитайте на слайде.

КРУГОМ ВОДА, А С ПИТЬЁМ БЕДА.

- Что это такое?

( ОКЕАН, МОРЕ, РЕКА )

- А почему с водой беда?

( океан, море – вода солёная; река – хоть и пресная вода, но грязная и неочищенная – экологическая проблема)

- А теперь я назову следующие слова, а ваша задача: определить, с каким из данных слов они связаны:

РОССИЯ, КУРОРТЫ, ПЛЯЖ, СОЧИ, ДЕЛЬФИНЫ

- С каким же словом связаны? (МОРЕ)

- Вспомните названия морей и скажите, какое море объединяет все эти слова? (Чёрное море)

- Значит, какая же ТЕМА нашего урока?

У ЧЁРНОГО МОРЯ. (Черноморское побережье Кавказа).

- Кто из вас был на Чёрном море? Поделитесь своими впечатлениями. (высказывания детей)

- А много ли людей отдыхают на побережье Чёрного моря?

- Значит, какой возникает вопрос?

Почему Черноморское побережье Кавказа такое популярное место?

- На этот вопрос мы должны дать ответ в конце урока.

- Я вижу, что многим из вас знакома эта зона.

- Давайте соберём все ваши знания и вспомним, что вам уже известно?

ЧТО МЫ ЗНАЕМ (на слайде)

- тепло

- влажно

- пышная растительность

- морские жители: медузы, дельфины

- место отдыха

- А что вы хотели бы узнать?

ЧТО МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ (на слайде)

- где расположена

- природные условия

- растительный мир

- животный мир

- экологические проблемы

- Значит, какую ЦЕЛЬ  мы должны поставить? ( познакомиться с особенностями этой природной зоны

- А чтобы добиться этой цели, ваша задача: на уроке вы должны быть очень внимательными, увидеть и запомнить самое интересное об этом удивительном крае.

- Итак, мы отправляемся туда,

Где много солнца и тёплая морская вода,

Морское побережье раскроет тайны нам,

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут,

Почему так природную зону зовут.

IV. Физкультминутка ( звучит аудиозапись шум прибоя)

Мы очутились с вами на Черноморском побережье.

Посмотрите вокруг, как здесь красиво!

Представьте, что вы сидите на тёплом морском песочке.

ПОИГРАЙТЕ С НИМ.

А сейчас расслабьтесь, закройте глазки.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Вдох-выдох, вдох-выдох. Вдох-выдох.

Мы слышим шум моря, прибой волны

И шелест волн прибрежных.

Волна беседует со мной и говорит:

«Расслабься, успокойся, отдохни».

Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох.

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать.

Крепче кулачки сожмите,

Их повыше поднимите.

Потянитесь, улыбнитесь,

Откройте глазки и проснитесь!

- Что мы сейчас провели? (ф/мин)

- А зачем? (чтобы отдохнуть, снять напряжение и продолжить работу дальше)

V. Работа над новым материалом.

- Итак, мы отправляемся в путь, но не отдыхать, а зону СУБТРОПИКОВ России изучать.

- Какое новое слово услышали? (субтропики)

- А хотите узнать, что оно означает? Давайте послушаем. (заранее подготовленное индивид. сообщение)

Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны экватора. Приставка «суб» - в переводе с латинского означает «под». Значит, субтропики – это территория под тропиками. Точнее сказать, вблизи тропической зоны.

- Так, что же такое субтропики? (это территория, расположенная вблизи тропической зоны).

- Именно так называется зона, которую мы с вами начинаем изучать.

- Начинаем наше исследование.

- Представьте, что мы с вами учёные-географы. Кто такие географы? (учёные, которые изучают земную поверхность)

1. Географическое положение (работа по карте)

- Давайте обратимся к помощнице-карте.

- Что она нам расскажет? Для этого поработаем в парах.

( на партах: карта природных зон + карточка «Помогай-ка») (см. приложение)

- Ваша задача: пользуясь карточкой «Помогай-ка», выяснить, где расположена субтропическая зона, ответив на поставленные вопросы.

Проверка работы в парах.

-  Что же вам рассказала карта-помощница? (рассказ ученика + текст на слайде)

- Молодцы! Хорошо поработали.

2. Природные условия.

- А теперь попробуйте сами предположить, какие природные условия могут быть на Черноморском побережье Кавказа? (предположения детей)

- Давайте сравним ваши предположения с реальной действительностью.

- Для этого откройте учебник с. 132. Найдите последний абзац. Громко и чётко читаемю

- Верны ли ваши предположения?

- Почему здесь такой климат?

- Можно ли назвать такие природные условия благоприятными?

- Подумайте, могут ли они быть одной из причин популярности этой природной зоны?

(ответ детей)

3. Растительный и животный мир. Человек у моря. (работа по группам)

- А мы продолжаем наше исследование. Сейчас мы превратимся в учёных, которые изучают растения и животных, а также побудем в роли экскурсоводов. Для этого мы будем работать в группах.

- Как называют учёных, которые изучают растения? (ботаники)

- Как называют учёных, которые изучают животных? (зоологи)

- Кто такие экскурсоводы?

1 группа – учёные-ботаники; ваша задача: выяснить, какие растения растут в этой природной зоне?

2 группа – учёные-зоологи; ваша задача: выяснить, какие животные обитают в этой природной зоне?

3 группа – экскурсоводы; ваша задача: выяснить, чем является для людей Черноморское побережье Кавказа?

- Чтобы справиться со своими задачами, используйте материал учебника и карточки «Помогай-ка». (см. приложение)

Проверка работы по группам.

1) ботаники

- Какие растения растут на Черноморском побережье Кавказа?

- На какие 3 группы можно разделить эти растения?

- Почему так богата растительность этой зоны?

- Действительно, растительный мир этой зоны очень разнообразен.

- А разнообразен ли животный мир?

2) зоологи

- Назовите животных, обитающих в этой природной зоне.

- На какие группы можно их разделить?

- А теперь давайте познакомимся с ними поближе. (заранее подготовленные индив. сообщения детей)

- Да, интересен животный мир побережья. Если вас заинтересовали какие-то животные, вы можете прочитать о них в энциклопедиях.

- Итак, какой же вывод мы можем сделать о растительном и животном мире Черноморского побережья Кавказа? (ответы детей)

- Подумайте, может ли это являться ещё одной причиной популярности этой природной зоны?

3) экскурсоводы

- А о чём нам поведают экскурсоводы? Чем заинтересуют? (выступление группы)

- Какие советы вы можете дать отдыхающим?

- Сделайте вывод: чем же является для людей Черноморское побережья Кавказа?

- Подумайте, можно ли это отнести к причинам популярности этой природной зоны?

- Вспомните, а что проходило в г. Сочи в 2014 году?

4. Экологические проблемы.

- К сожалению, Черноморское побережье не обходится без экологических проблем.

- И сегодня к нам в гости пришёл эколог, который расскажет об экологических проблемах побережья. Ваша задача: внимательно слушать выступление эколога, чтобы ответить на вопрос: какие экологические проблемы существуют на Черноморском побережье Кавказа?

( заранее подготовленное индив. сообщение)

- Какие же экологические проблемы существуют на Черноморском побережье Кавказа?

5. Охрана природы.

- Из-за экологических проблем под особую охрану взяты редкие растения и животные, которые занесены в Красную книгу России, а также для сохранения природы Черноморского побережья Кавказа создан Сочинский национальный парк.

- Но об этом вы прочитаете в учебнике самостоятельно дома и расскажите на следующем уроке.

VI. Итог урока.

- Наше путешествие по Черноморскому побережью Кавказа подошло к концу. Давайте вернёмся к поставленной цели урока.

- Как вы думаете, удалось ли нам её достичь? Почему вы так считаете?

- А теперь вернёмся к главному вопросу урока:

 Почему Черноморское побережье Кавказа такое популярное место?

- Молодцы! А теперь проверим, какими вы были внимательными и как усвоили материал урока. Для этого вам надо выполнить ТЕСТ. (см. приложение)

- Самопроверка (б, в, а, а, б, а)

- Самооценка (по критериям: без ошибок-«5», 1-2 ош. – «4», 3 ош. – «3», > 3 ош. – тема не усвоена)

- Кто поставил себе «5»? «4»? «3»?

- Кто не усвоил тему?

- Молодцы! Хорошо поработали!

VII. Д/з

- Дома, пользуясь материалом учебника и знаниями, которые вы получили на уроке, вы расскажите своим родителям об этом удивительном крае, и, может быть, летом вы всей семьёй решите побывать на Чёрном море. А также я предлагаю вам творческие задания . Выберите любое задание по силам. (см. приложение)

VIII. Рефлексия

- Сегодня на уроке вы хорошо работали, были активными, показали свои знания. Всем выступающим я ставлю «5», а также вы получите оценки за творческую работу и за работу по карточкам.

- Молодцы! Я вами довольна!

- А довольны ли вы своей работой?

- Поднимите смайлики с соответствующей улыбкой.

- Молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "У Чёрного моря" 4 класс

Тип урока: урок открытия нового знания.Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На данном уроке применялся деятельностный метод обучени...

Конспект урока окружающий мир в 4 классе по теме:" Побережье Чёрного моря"

Конспект урока окружающий мир в 4 классе.Тема: У Чёрного моря.Метапредметная тема: Знание и информация.Цели:предметная: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского ...

Презентация к уроку окружающего мира "Славное море- священный Байкал"

В презентации о Байкале использованы авторские фотографии....

Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...

Конспект + презентация урока окружающего мира. У Чёрного моря; 4 класс

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9191184","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]] Тема: У Чёрного моря.Цель урока: сформировать представлен...

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему: "У Чёрного моря. Животный мир."

В конспекте расписано проведение урока по окружющему миру в 4 классе по разделу  "Природные зоны. У Чёрного моря". Также  прилагается к уроку презентация на эту же тему....

Открытый урок по окружающему миру в 4 А классе «У Чёрного моря»

Конспект урока и презентацияЗадачи урока:образовательные: познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей;развивающие: формироват...