Урок окружающего мира "У Чёрного моря"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Урок окружающего мира в 4 классе "У Чёрного моря" (формирование у обучающихся представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr._urok_u_chyorn._morya_-_kopiya.docx | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
4 класс
Тема урока: У Чёрного моря
Цель: сформировать у обучающихся представление о субтропической зоне Черноморского
побережья Кавказа.
Задачи: - познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей;
- учить работать с географической картой, гербарием, дополнительной литературой;
- развивать речь, мышление, воображение, память, умение наблюдать, умение работать в парах, в группах;
- формировать умение аргументировано высказываться, задавать вопросы, делать выводы;
- воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой.
На рабочий лад настройтесь,
Ведь у нас немало дел.
Поудобнее устройтесь,
Чтоб каждый проявить себя сумел.
- Что мы сейчас сделали? ( настроились на работу )
- А зачем нам нужен хороший настрой на работу? ( чтобы получить новые знания, которые нам пригодятся в дальнейшем )
II. Актуализация знаний. Проверка д/з.
- Уже на протяжении нескольких уроков мы с вами путешествуем по России.
- Сегодня нам предстоит совершить ещё одно увлекательное путешествие.
- Посмотрите на слайд.
- Прочитайте записанные слова:
АРКТИКА, ТУНДРА, ЛЕС, СТЕПЬ, ПУСТЫНЯ, КАМЧАТКА,
- Что общего в этих словах? ( это название природных зон России)
- Значит, о чём мы будем говорить на уроке? ( о природных зонах России )
- А о какой именно вы мне скажите чуть позже.
- А какое слово является «лишним»? (КАМЧАТКА )
- Почему? ( это не природная зона )
- А кто знает, что такое Камчатка? (полуостров)
- Молодцы!
- Но прежде, чем продолжить путешествовать по природным зонам России, мы должны проверить, как вы усвоили материал прошлого урока, что вы узнали и запомнили во время предыдущего путешествия.
- Отгадайте загадку:
ВОТ ПЕСЧАНЫЙ ОКЕАН,
РАЗ БАРХАН И ДВА БАРХАН.
ТУТ БЕЗ ДОЖДИКА ТОСКА,
ВСЮДУ ГОРЫ ИЗ ПЕСКА.
- Что это такое? (пустыня)
- Что же вы узнали об этой природной зоне?
1. Некоторые ребята будут работать по карточкам. (индив. работа со слабоуспев.)
ВАША ЗАДАЧА: внимательно прочитать задание, вспомнить изученный материал на прошлом уроке и правильно выполнить задание.
2. А все остальные играют в игру «ДА-НЕТКИ».
- Приготовьте сигнальные карточки.
ВАША ЗАДАЧА: внимательно слушать моё утверждение, если согласны с ним – сигналите зелёным цветом, если не согласны – сигналите красным цветом.
- Приготовились!
ИГРА «ДА-НЕТКИ»
1)Зона пустынь занимает небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и к востоку от низовьев Волги. (ДА)
2)Пустыня – это место, где много солнца, сухой воздух, мало воды. (ДА)
3)В пустыне короткое прохладное лето и длинная суровая зима. (НЕТ)
4)Пустыни бывают холмистыми и плоскими. (НЕТ)
5)Растения пустыни невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями. (ДА)
6)Животные пустыни в основном, некрупные, низкорослые, имеют защитный жёлтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной образ жизни. (ДА)
7)К растениям пустыни относятся: ковыль, полынь, тюльпан. (НЕТ)
8)К животным пустыни относятся: песчанка, сайгак, тушканчик. (ДА)
9)Экологическими проблемами пустыни являются: неумеренное орошение, выпас скота, браконьерство. (ДА)
10) Пустынный заповедник: Баргузинский. (НЕТ)
- Молодцы! Я вижу, что во время путешествия по пустыням вы были очень внимательными: многое увидели, услышали и запомнили.
- Закончили работу на карточках, положите на край парты. Проверю – поставлю оценки.
3.Творческое (домашнее) задание
ПРОСТИТЬСЯ С ПУСТЫНЕЙ НЕ БУДЕМ СПЕШИТЬ -
СЕЙЧАС МЫ ПРОДОЛЖИМ О НЕЙ ГОВОРИТЬ.
ПУСТЫНЬ В РОССИИ НЕМНОГО У НАС,
О ВАШЕЙ ЭКСПЕДИЦИИ ПОСЛУШАЕМ РАССКАЗ.
- Дома вы выполняли творческое задание по желанию. Вы должны были побывать в роли учёного, отправиться в научную экспедицию в пустыню и написать об этом рассказ.
- Что же у вас получилось?
- Давайте послушаем. (Дети читают свои рассказы).
- Задайте вопросы нашему учёному.
- ОЦЕНКА.
- А зачем нам надо изучать природные зоны России? (чтобы знать природу нашей страны и всей планеты)
III. Постановка темы и цели урока.
- Итак, д/з мы проверили, теперь можно отправляться в путешествие дальше.
- А поможет определить дальнейшее направление ЗАГАДКА.
- Прочитайте на слайде.
КРУГОМ ВОДА, А С ПИТЬЁМ БЕДА.
- Что это такое?
( ОКЕАН, МОРЕ, РЕКА )
- А почему с водой беда?
( океан, море – вода солёная; река – хоть и пресная вода, но грязная и неочищенная – экологическая проблема)
- А теперь я назову следующие слова, а ваша задача: определить, с каким из данных слов они связаны:
РОССИЯ, КУРОРТЫ, ПЛЯЖ, СОЧИ, ДЕЛЬФИНЫ
- С каким же словом связаны? (МОРЕ)
- Вспомните названия морей и скажите, какое море объединяет все эти слова? (Чёрное море)
- Значит, какая же ТЕМА нашего урока?
У ЧЁРНОГО МОРЯ. (Черноморское побережье Кавказа).
- Кто из вас был на Чёрном море? Поделитесь своими впечатлениями. (высказывания детей)
- А много ли людей отдыхают на побережье Чёрного моря?
- Значит, какой возникает вопрос?
Почему Черноморское побережье Кавказа такое популярное место?
- На этот вопрос мы должны дать ответ в конце урока.
- Я вижу, что многим из вас знакома эта зона.
- Давайте соберём все ваши знания и вспомним, что вам уже известно?
ЧТО МЫ ЗНАЕМ (на слайде)
- тепло
- влажно
- пышная растительность
- морские жители: медузы, дельфины
- место отдыха
- А что вы хотели бы узнать?
ЧТО МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ (на слайде)
- где расположена
- природные условия
- растительный мир
- животный мир
- экологические проблемы
- Значит, какую ЦЕЛЬ мы должны поставить? ( познакомиться с особенностями этой природной зоны
- А чтобы добиться этой цели, ваша задача: на уроке вы должны быть очень внимательными, увидеть и запомнить самое интересное об этом удивительном крае.
- Итак, мы отправляемся туда,
Где много солнца и тёплая морская вода,
Морское побережье раскроет тайны нам,
Узнаем, что за звери обитают там,
Какие растения там растут,
Почему так природную зону зовут.
IV. Физкультминутка ( звучит аудиозапись шум прибоя)
Мы очутились с вами на Черноморском побережье.
Посмотрите вокруг, как здесь красиво!
Представьте, что вы сидите на тёплом морском песочке.
ПОИГРАЙТЕ С НИМ.
А сейчас расслабьтесь, закройте глазки.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Вдох-выдох, вдох-выдох. Вдох-выдох.
Мы слышим шум моря, прибой волны
И шелест волн прибрежных.
Волна беседует со мной и говорит:
«Расслабься, успокойся, отдохни».
Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Крепче кулачки сожмите,
Их повыше поднимите.
Потянитесь, улыбнитесь,
Откройте глазки и проснитесь!
- Что мы сейчас провели? (ф/мин)
- А зачем? (чтобы отдохнуть, снять напряжение и продолжить работу дальше)
V. Работа над новым материалом.
- Итак, мы отправляемся в путь, но не отдыхать, а зону СУБТРОПИКОВ России изучать.
- Какое новое слово услышали? (субтропики)
- А хотите узнать, что оно означает? Давайте послушаем. (заранее подготовленное индивид. сообщение)
Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны экватора. Приставка «суб» - в переводе с латинского означает «под». Значит, субтропики – это территория под тропиками. Точнее сказать, вблизи тропической зоны.
- Так, что же такое субтропики? (это территория, расположенная вблизи тропической зоны).
- Именно так называется зона, которую мы с вами начинаем изучать.
- Начинаем наше исследование.
- Представьте, что мы с вами учёные-географы. Кто такие географы? (учёные, которые изучают земную поверхность)
1. Географическое положение (работа по карте)
- Давайте обратимся к помощнице-карте.
- Что она нам расскажет? Для этого поработаем в парах.
( на партах: карта природных зон + карточка «Помогай-ка») (см. приложение)
- Ваша задача: пользуясь карточкой «Помогай-ка», выяснить, где расположена субтропическая зона, ответив на поставленные вопросы.
Проверка работы в парах.
- Что же вам рассказала карта-помощница? (рассказ ученика + текст на слайде)
- Молодцы! Хорошо поработали.
2. Природные условия.
- А теперь попробуйте сами предположить, какие природные условия могут быть на Черноморском побережье Кавказа? (предположения детей)
- Давайте сравним ваши предположения с реальной действительностью.
- Для этого откройте учебник с. 132. Найдите последний абзац. Громко и чётко читаемю
- Верны ли ваши предположения?
- Почему здесь такой климат?
- Можно ли назвать такие природные условия благоприятными?
- Подумайте, могут ли они быть одной из причин популярности этой природной зоны?
(ответ детей)
3. Растительный и животный мир. Человек у моря. (работа по группам)
- А мы продолжаем наше исследование. Сейчас мы превратимся в учёных, которые изучают растения и животных, а также побудем в роли экскурсоводов. Для этого мы будем работать в группах.
- Как называют учёных, которые изучают растения? (ботаники)
- Как называют учёных, которые изучают животных? (зоологи)
- Кто такие экскурсоводы?
1 группа – учёные-ботаники; ваша задача: выяснить, какие растения растут в этой природной зоне?
2 группа – учёные-зоологи; ваша задача: выяснить, какие животные обитают в этой природной зоне?
3 группа – экскурсоводы; ваша задача: выяснить, чем является для людей Черноморское побережье Кавказа?
- Чтобы справиться со своими задачами, используйте материал учебника и карточки «Помогай-ка». (см. приложение)
Проверка работы по группам.
1) ботаники
- Какие растения растут на Черноморском побережье Кавказа?
- На какие 3 группы можно разделить эти растения?
- Почему так богата растительность этой зоны?
- Действительно, растительный мир этой зоны очень разнообразен.
- А разнообразен ли животный мир?
2) зоологи
- Назовите животных, обитающих в этой природной зоне.
- На какие группы можно их разделить?
- А теперь давайте познакомимся с ними поближе. (заранее подготовленные индив. сообщения детей)
- Да, интересен животный мир побережья. Если вас заинтересовали какие-то животные, вы можете прочитать о них в энциклопедиях.
- Итак, какой же вывод мы можем сделать о растительном и животном мире Черноморского побережья Кавказа? (ответы детей)
- Подумайте, может ли это являться ещё одной причиной популярности этой природной зоны?
3) экскурсоводы
- А о чём нам поведают экскурсоводы? Чем заинтересуют? (выступление группы)
- Какие советы вы можете дать отдыхающим?
- Сделайте вывод: чем же является для людей Черноморское побережья Кавказа?
- Подумайте, можно ли это отнести к причинам популярности этой природной зоны?
- Вспомните, а что проходило в г. Сочи в 2014 году?
4. Экологические проблемы.
- К сожалению, Черноморское побережье не обходится без экологических проблем.
- И сегодня к нам в гости пришёл эколог, который расскажет об экологических проблемах побережья. Ваша задача: внимательно слушать выступление эколога, чтобы ответить на вопрос: какие экологические проблемы существуют на Черноморском побережье Кавказа?
( заранее подготовленное индив. сообщение)
- Какие же экологические проблемы существуют на Черноморском побережье Кавказа?
5. Охрана природы.
- Из-за экологических проблем под особую охрану взяты редкие растения и животные, которые занесены в Красную книгу России, а также для сохранения природы Черноморского побережья Кавказа создан Сочинский национальный парк.
- Но об этом вы прочитаете в учебнике самостоятельно дома и расскажите на следующем уроке.
VI. Итог урока.
- Наше путешествие по Черноморскому побережью Кавказа подошло к концу. Давайте вернёмся к поставленной цели урока.
- Как вы думаете, удалось ли нам её достичь? Почему вы так считаете?
- А теперь вернёмся к главному вопросу урока:
Почему Черноморское побережье Кавказа такое популярное место?
- Молодцы! А теперь проверим, какими вы были внимательными и как усвоили материал урока. Для этого вам надо выполнить ТЕСТ. (см. приложение)
- Самопроверка (б, в, а, а, б, а)
- Самооценка (по критериям: без ошибок-«5», 1-2 ош. – «4», 3 ош. – «3», > 3 ош. – тема не усвоена)
- Кто поставил себе «5»? «4»? «3»?
- Кто не усвоил тему?
- Молодцы! Хорошо поработали!
VII. Д/з
- Дома, пользуясь материалом учебника и знаниями, которые вы получили на уроке, вы расскажите своим родителям об этом удивительном крае, и, может быть, летом вы всей семьёй решите побывать на Чёрном море. А также я предлагаю вам творческие задания . Выберите любое задание по силам. (см. приложение)
VIII. Рефлексия
- Сегодня на уроке вы хорошо работали, были активными, показали свои знания. Всем выступающим я ставлю «5», а также вы получите оценки за творческую работу и за работу по карточкам.
- Молодцы! Я вами довольна!
- А довольны ли вы своей работой?
- Поднимите смайлики с соответствующей улыбкой.
- Молодцы! Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "У Чёрного моря" 4 класс
Тип урока: урок открытия нового знания.Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На данном уроке применялся деятельностный метод обучени...
Конспект урока окружающий мир в 4 классе по теме:" Побережье Чёрного моря"
Конспект урока окружающий мир в 4 классе.Тема: У Чёрного моря.Метапредметная тема: Знание и информация.Цели:предметная: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского ...
Презентация к уроку окружающего мира "Славное море- священный Байкал"
В презентации о Байкале использованы авторские фотографии....
Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"
Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...
Конспект + презентация урока окружающего мира. У Чёрного моря; 4 класс
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9191184","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]] Тема: У Чёрного моря.Цель урока: сформировать представлен...
Конспект открытого урока по окружающему миру на тему: "У Чёрного моря. Животный мир."
В конспекте расписано проведение урока по окружющему миру в 4 классе по разделу "Природные зоны. У Чёрного моря". Также прилагается к уроку презентация на эту же тему....
Открытый урок по окружающему миру в 4 А классе «У Чёрного моря»
Конспект урока и презентацияЗадачи урока:образовательные: познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей;развивающие: формироват...