Открытый урок окружающего мира Реки и озёра
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Федьо Наталья Анатольевна

Цель: сформировать у учащихся представление о реках и озёрах России, познакомить с особенностями рек (исток, устье, русло, берега), с причинами течения рек, их полноводностью ,научить находить важные реки на карте и правильно их показывать, познакомить с особенностями озёр;

развивать интеллектуальные, общеучебные и коммуникативные умения, в том числе самостоятельно оценивать результаты своих действий;

учить бережно относиться к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reki_i_ozyora_otkrytyy_urok.docx32.55 КБ

Предварительный просмотр:

Реки и озёра

Цель: сформировать у учащихся представление о реках и озёрах России, познакомить с особенностями рек (исток, устье, русло, берега), с причинами течения рек, их полноводностью ,научить находить важные реки на карте и правильно их показывать, познакомить с особенностями озёр;

развивать интеллектуальные, общеучебные и коммуникативные умения, в том числе самостоятельно оценивать результаты своих действий;

учить бережно относиться к природе.

Оборудование: карта полушарий, карта Ставропольского края, плакаты «Реки», «Озёра», кювета и стакан для опыта ,запись видеофрагмента «Наводнение», «Круговорот воды в природе», презентация слайдов, конверты с заданиями для групп.

  1. Организационный момент

- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем их.

А сейчас, проверь, дружок,                                                                                                       Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Ручка, книжки и тетрадки?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»

 - Сегодня на уроке нам предстоит работать в группах. Давайте вспомним правила взаимодействия в группах и выберем наблюдателей.

(Повторяют правила работы в группах)

- Давайте вспомним , что мы узнали на прошлом уроке? Выберите главное.

1 слайд

- Вода на земле постоянно движется и переходит из одного состояние в другое. Этот процесс называется круговоротом воды в природе.

- Океаны- главные хранители водного запаса планеты.

- Материки окружены со всех сторон океанами.

- Многое происходящее на земле можно объяснить законом всемирного тяготения.

( Дети совещаются и приходят к выводу, что нужно выбрать 2-3 утверждения)

- На прошлом занятии мы установили, что океаны- главные хранители водного запаса планеты. Материки окружены со всех сторон океанами

  1. Индивидуальный опрос.

На прошлом уроке вы получили творческое задание – подготовить сообщение о любом материке. Сегодня мы послушаем на уроке.

(Заслушиваются сообщения нескольких учащихся)

- Сегодня мы продолжим разговор о материках и о воде, проведём эксперимент.

  1. Актуализация знаний.

- У вас на столах лежат два  конверта. Прочитайте в группах содержание первого конверта.

(Дети находят задания и выполняют в группах.)

« Лена и Миша придумали игру «Угадай-ка». Они обвели контуры разных материков и некоторые их части. По этим данным надо ответить на вопросы:

1 Назови материк.

2 Назови океан.

3 Назови и разукрась указанный участок.

1 группа – Южная Америка, 2 группа-Северная Америка, 3 группа – Африка, 4 группа- Евразия

Проверка на слайдах: Южная Америка, Северная Америка, Африка, Евразйя

Все ли верно справились с заданием?

- Почему решили использовать этот цвет?                        Река –это не суша, а вода.

- Как вы думаете, чему мы посвятим                                  Разговор пойдёт о реке.

наш урок?

- А что вы знаете о реке? Посоветуйтесь в группе .          Версии групп. Река – это

                                                                                                большое количество воды на

                                                                                                  поверхности суши. Она всё

                                                                                                 время куда-то откуда-то течёт.

- Отметьте на своей карте.                                                     Мы не можем это сделать сразу.

- Какие вопросы у вас возникают?                                        Дети формулируют вопросы.

Слайд;

1  Почему река течёт?

2  Где река начинается и куда она течёт?

3  Откуда в реке берётся вода?

- Что нам поможет ответить на эти вопросы?                      Учебник, карта, опыты.

4. Физминутка;

А теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

  1. Совместное «открытие» новых знаний.

А) Работа по учебнику.

- Чтобы говорить о реках, надо узнать все части реки. Найдите их на рисунке на с 104.

Слайд «Бассейн реки»

- Как называется начало реки?

- Как называется место впадения реки?

- Какие бывают реки?

- Как называются маленькие реки и ручейки, которые впадают в реку?

- Как вы думаете, как определить, где у реки левый и правый берег?

- Ребята, есть такое понятие «Бассейн реки», т.е. это вся территория, которая питает реку водой.

Б) Работа в группах.

-Ребята, мы совсем забыли про наши конверты под №2. Что же находится в них?

Слайд;     Почему река течёт?

-Ваша версия.

Мнение Лены: «Река течёт, потому что дует ветер»

- Сколько разных мнений прозвучало! Нужно разобраться. Попробуем проделать небольшое наблюдение

В) Практическая работа.

( На каждом столе кюветы со стаканом воды)

- Полейте аккуратно воду из стакана в кювету.

- Почему вода стекает в кювету?

- Сделайте так, чтобы вода в кювете начала медленно двигаться из одной стороны в другую.

- Что для этого надо сделать с кюветой?

- Как можно ответить на вопрос « Почему течёт вода?»

- Права ли Лена?

- Чья версия в классе была верной?

- Какие высокие участки суши вы знаете?        

Слайд: Откуда и куда течёт река?

- Ваши версии на второй вопрос.

Мнение Лены:

«Когда мы были на море, я часто на берегу играла в песок, строила города, каналы. Очень часто вода на берегу заливала мои постройки. Скорее всего также получается с рекой. Морская вода попадает на сушу и течёт себе дальше.

Г) Работа с картой.

Прежде чем ответить на этот вопрос, Давайте обратимся к карте на с. 130-131.

На северо- востоке нашей страны протекает река, называющаяся женским именем. Что это за река?

- Мы с вами определили, что река течёт с высокого места в низкое. Определите, Где будет находиться высокое место, а где низкое?

- Как определить, что выше – уровень гор или уровень океана?

- Какой ответ даём на наш вопрос: «Откуда и куда текут реки?»

Д) Работа с плакатом «Реки»

- Давайте подтвердим наши предположения с помощью плаката.

Исток реки всегда расположен на возвышенности, выше, чем устье над уровнем моря, поэтому река всегда течёт вниз по склону. (Притяжение Земли).

Слайд: Откуда в реке берётся вода?

- Хорошо, давайте вспомним, почему вода в реке не исчезает?

Видеофрагмент « Круговорот воды в природе»

- Предположите, откуда в реке берётся вода?

- Проверьте свой вывод на с.105.

- Ещё одним источником питания рек является таяние ледников в горах. Под действием солнечных лучей снег и ледники тают и вода течёт вниз.

Слайд: Снежные горы.

  1. Физминутка.

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

1, 2, 3, 4, вот так славно освежились.

А теперь поплыли дружно

Делать та руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс

Все, как один, плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой и отправились домой.

Е) Работа в группах. ( карта материков с. 130-131)

- А теперь давайте вернёмся к нашим первым заданиям. Обозначьте места, где берут начало наши реки и куда они впадают.

Ж) Краеведение. Сообщение учителя (работа у карты Ставропольского края)

- Ребята, а много ли рек в нашем крае?

О Ставрополье говорят: «Рек много, а воды нет». Почему? Многие реки имеют длину не более 100 км. Их называют « малые реки». Летом они мелеют, а зимой замерзают.

Реки предгорий стремительны и многоводны, они питаются от талых  снегов и ледников Большого Кавказа. Мало рек на востоке и севере края. Кубань- одна из многоводных рек Северного Кавказа, её воды поступают в засушливые степи нашего края и района по Большому Ставропольскому каналу. В нашем районе протекает река Калаус, мелководные – Джалга и Дунда.

З)Знакомство с понятием «озеро».

- А какие водоёмы ещё вам известны?

Слайд: Ребус «ОЗЕРО»

- Какие вопросы возникают?

- Что бы вы хотели узнать об озере?

- Откуда мы это можем узнать?

И) Работа с учебником с. 109

- Посмотрите, как Лена устроила модель водосборного бассейна и прочитайте о возникновении озёр.

- Что нового узнали?

К) Работа с плакатом  «Озеро»

- На правом рисунке вода в озеро входит и выходит. Это проточное озеро. А на левом рисунке вода только втекает в озеро. Значит, оно бессточное.

- Что же такое  озеро?

Слайд: Озеро – это углубление на земной поверхности, заполненное водой.

- А какие озёра вам известны?

Слайд: Озеро Байкал.

- А какое озеро находится в нашей местности? Что вам известно о нём?

Слайд: озеро Маныч.

  1. Самостоятельное применение знаний.

Предлагается по группам найти реки и озёра на одной из частей света и показать их на карте (задание №9 в рабочей тетради)

8. Итог работы:

- Что нового узнали?

- Как узнали, что помогло?

- Где пригодятся знания?

- Кто из ребят больше всего помог в открытии знаний?

- Как работал ты? (Самооценка).

Оценка учителя.

  1. Домашнее задание.

Подготовиться к викторине «Вода на Земле». От каждой команды выбрать по 2 знатока и 2 зрителя. Зрители готовят вопросы на тему, а знатоки – факты о воде. Объявляются номинации «Лучший вопрос», «Лучший ответ», «Самый интересный факт».

По желанию, творческое задание группам: исследовать, откуда берёт начало и куда впадает река Дунда, или подготовить сообщение о Маныче.

                                                                                                                         

Дети работают, находят части реки.

Исток.

Устье

Горные и равнинные

Притоками

Для того, чтобы определить, надо встать по течению реки: слева будут левые притоки,  а справа - правые.

Там находятся листочки, на которых обозначены наши вопросы и ответы Лены.

Дети советуются и высказывают свои мнения.

На воду действует притяжение Земли

Необходимо наклонить кювету И опять на воду будет действовать притяжение Земли.

Согласованная версия.

Река течёт под действием притяжения Земли. С более высоких участков по наклону в более низкие участки.

Лена не права.

(Ответы детей)

Это горы и возвышенности.

Дети советуются в группах и представляют свои мнения.

Это река Лена.

С одной стороны этой реки находятся горы, т. к. это место имеет коричневый и жёлтый цвета. А с другой стороны – Северный Ледовитый океан.

Можно посмотреть условные обозначения. Уровень океана от 0 и ниже, а уровень гор от 500 м  и выше над уровнем моря.

Конечно, уровень гор выше.

Реки начинаются в горах или на возвышенности и заканчивают свой путь, соединяясь с океаном.

Мы знаем о существовании круговорота воды в природе.

Идёт дождь, вода попадает в реку. Зимой много снега, весной он тает.

1гр.- Мы считаем, что река Амазонка начинается в Андах и впадает в Атлантический океан.

2гр. – Река Миссисипи начинается одной своей ветвью в горах Кордильеры, а другая ветвь вытекает из озёр. Миссисипи впадает в Атлантический океан.

3гр.-  река Конго берёт начало в горах и впадает в Атлантический океан.

4гр.- Река Обь начинается в горах, довольно невысоких и впадает в Северный Ледовитый океан.

- Как возникают озёра?

- Откуда поступает вода в озеро и куда поступает из него?

- Есть ли у озера течение?

- Солёная или пресная вода в озере?

Обратимся к карте. ( После рассматривания озвучивают). Вокруг берегов озёр зелёный цвет, значит, это низкие места. Мы думаем, что вода из высоких  мест стекает в самые низкие места и так, наверное, образуется озеро.

Узнали, что озёра могут быть проточными и бессточными. Они, как и реки могут быть пресными, а могут быть солёными.

Формулировка детей.        

Дети отвечают.                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира в 3 классе (Плешаков А.А.) Очень подозрительный тип.

Познакомить детей с опасностями, которые подстерегают их       при общении с незнакомыми людьми, закрепить знания по разделу «Здоровье и безопасность»...

Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс

На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») учитель начальных классов: Чальцева Марина Анатольевна Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?

Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?Тип урока: Урок - дискуссия.Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: формирование у детей целостного взгляда на окружающий мир. Задачи:Углубление предс...

Открытый урок окружающего мира "Зима в мире растений" 2 класс.

Материал урока окружающего мира "Зима в мире растений" для 2 класса по программе Перспектива....

Технологическая карта открытого урока окружающего мира. Тема урока: «Заповедники и национальные парки России».

Технологическая карта открытого урока с использованием технологии смешанного обучения, модель «Ротация станций», тема урока « По заповедникам и национальным паркам»....

Открытый урок окружающего мира 4 класс 2018 год Данный урок включён в раздел « Страницы истории России»-час 2. Тема урока: «Во времена Древней Руси»

Цели урока: - формировать  у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;- дать представление о крещении Руси;- развивать устную речь...

Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)

Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как  живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...