Открытый урок окружающего мира Реки и озёра
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Цель: сформировать у учащихся представление о реках и озёрах России, познакомить с особенностями рек (исток, устье, русло, берега), с причинами течения рек, их полноводностью ,научить находить важные реки на карте и правильно их показывать, познакомить с особенностями озёр;
развивать интеллектуальные, общеучебные и коммуникативные умения, в том числе самостоятельно оценивать результаты своих действий;
учить бережно относиться к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reki_i_ozyora_otkrytyy_urok.docx | 32.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Реки и озёра
Цель: сформировать у учащихся представление о реках и озёрах России, познакомить с особенностями рек (исток, устье, русло, берега), с причинами течения рек, их полноводностью ,научить находить важные реки на карте и правильно их показывать, познакомить с особенностями озёр;
развивать интеллектуальные, общеучебные и коммуникативные умения, в том числе самостоятельно оценивать результаты своих действий;
учить бережно относиться к природе.
Оборудование: карта полушарий, карта Ставропольского края, плакаты «Реки», «Озёра», кювета и стакан для опыта ,запись видеофрагмента «Наводнение», «Круговорот воды в природе», презентация слайдов, конверты с заданиями для групп.
- Организационный момент
- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем их.
А сейчас, проверь, дружок, Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, книжки и тетрадки?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»
- Сегодня на уроке нам предстоит работать в группах. Давайте вспомним правила взаимодействия в группах и выберем наблюдателей.
(Повторяют правила работы в группах)
- Давайте вспомним , что мы узнали на прошлом уроке? Выберите главное.
1 слайд
- Вода на земле постоянно движется и переходит из одного состояние в другое. Этот процесс называется круговоротом воды в природе.
- Океаны- главные хранители водного запаса планеты.
- Материки окружены со всех сторон океанами.
- Многое происходящее на земле можно объяснить законом всемирного тяготения.
( Дети совещаются и приходят к выводу, что нужно выбрать 2-3 утверждения)
- На прошлом занятии мы установили, что океаны- главные хранители водного запаса планеты. Материки окружены со всех сторон океанами
- Индивидуальный опрос.
На прошлом уроке вы получили творческое задание – подготовить сообщение о любом материке. Сегодня мы послушаем на уроке.
(Заслушиваются сообщения нескольких учащихся)
- Сегодня мы продолжим разговор о материках и о воде, проведём эксперимент.
- Актуализация знаний.
- У вас на столах лежат два конверта. Прочитайте в группах содержание первого конверта.
(Дети находят задания и выполняют в группах.)
« Лена и Миша придумали игру «Угадай-ка». Они обвели контуры разных материков и некоторые их части. По этим данным надо ответить на вопросы:
1 Назови материк.
2 Назови океан.
3 Назови и разукрась указанный участок.
1 группа – Южная Америка, 2 группа-Северная Америка, 3 группа – Африка, 4 группа- Евразия
Проверка на слайдах: Южная Америка, Северная Америка, Африка, Евразйя
Все ли верно справились с заданием?
- Почему решили использовать этот цвет? Река –это не суша, а вода.
- Как вы думаете, чему мы посвятим Разговор пойдёт о реке.
наш урок?
- А что вы знаете о реке? Посоветуйтесь в группе . Версии групп. Река – это
большое количество воды на
поверхности суши. Она всё
время куда-то откуда-то течёт.
- Отметьте на своей карте. Мы не можем это сделать сразу.
- Какие вопросы у вас возникают? Дети формулируют вопросы.
Слайд;
1 Почему река течёт?
2 Где река начинается и куда она течёт?
3 Откуда в реке берётся вода?
- Что нам поможет ответить на эти вопросы? Учебник, карта, опыты.
4. Физминутка;
А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
А) Работа по учебнику. - Чтобы говорить о реках, надо узнать все части реки. Найдите их на рисунке на с 104. Слайд «Бассейн реки» - Как называется начало реки? - Как называется место впадения реки? - Какие бывают реки? - Как называются маленькие реки и ручейки, которые впадают в реку? - Как вы думаете, как определить, где у реки левый и правый берег? - Ребята, есть такое понятие «Бассейн реки», т.е. это вся территория, которая питает реку водой. Б) Работа в группах. -Ребята, мы совсем забыли про наши конверты под №2. Что же находится в них? Слайд; Почему река течёт? -Ваша версия. Мнение Лены: «Река течёт, потому что дует ветер» - Сколько разных мнений прозвучало! Нужно разобраться. Попробуем проделать небольшое наблюдение В) Практическая работа. ( На каждом столе кюветы со стаканом воды) - Полейте аккуратно воду из стакана в кювету. - Почему вода стекает в кювету? - Сделайте так, чтобы вода в кювете начала медленно двигаться из одной стороны в другую. - Что для этого надо сделать с кюветой? - Как можно ответить на вопрос « Почему течёт вода?» - Права ли Лена? - Чья версия в классе была верной? - Какие высокие участки суши вы знаете? Слайд: Откуда и куда течёт река? - Ваши версии на второй вопрос. Мнение Лены: «Когда мы были на море, я часто на берегу играла в песок, строила города, каналы. Очень часто вода на берегу заливала мои постройки. Скорее всего также получается с рекой. Морская вода попадает на сушу и течёт себе дальше. Г) Работа с картой. Прежде чем ответить на этот вопрос, Давайте обратимся к карте на с. 130-131. На северо- востоке нашей страны протекает река, называющаяся женским именем. Что это за река? - Мы с вами определили, что река течёт с высокого места в низкое. Определите, Где будет находиться высокое место, а где низкое? - Как определить, что выше – уровень гор или уровень океана? - Какой ответ даём на наш вопрос: «Откуда и куда текут реки?» Д) Работа с плакатом «Реки» - Давайте подтвердим наши предположения с помощью плаката. Исток реки всегда расположен на возвышенности, выше, чем устье над уровнем моря, поэтому река всегда течёт вниз по склону. (Притяжение Земли). Слайд: Откуда в реке берётся вода? - Хорошо, давайте вспомним, почему вода в реке не исчезает? Видеофрагмент « Круговорот воды в природе» - Предположите, откуда в реке берётся вода? - Проверьте свой вывод на с.105. - Ещё одним источником питания рек является таяние ледников в горах. Под действием солнечных лучей снег и ледники тают и вода течёт вниз. Слайд: Снежные горы.
К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. 1, 2, 3, 4, вот так славно освежились. А теперь поплыли дружно Делать та руками нужно: Вместе – раз, это – брасс Все, как один, плывём как дельфин. Вышли на берег крутой и отправились домой. Е) Работа в группах. ( карта материков с. 130-131) - А теперь давайте вернёмся к нашим первым заданиям. Обозначьте места, где берут начало наши реки и куда они впадают. Ж) Краеведение. Сообщение учителя (работа у карты Ставропольского края) - Ребята, а много ли рек в нашем крае? О Ставрополье говорят: «Рек много, а воды нет». Почему? Многие реки имеют длину не более 100 км. Их называют « малые реки». Летом они мелеют, а зимой замерзают. Реки предгорий стремительны и многоводны, они питаются от талых снегов и ледников Большого Кавказа. Мало рек на востоке и севере края. Кубань- одна из многоводных рек Северного Кавказа, её воды поступают в засушливые степи нашего края и района по Большому Ставропольскому каналу. В нашем районе протекает река Калаус, мелководные – Джалга и Дунда. З)Знакомство с понятием «озеро». - А какие водоёмы ещё вам известны? Слайд: Ребус «ОЗЕРО» - Какие вопросы возникают? - Что бы вы хотели узнать об озере? - Откуда мы это можем узнать? И) Работа с учебником с. 109 - Посмотрите, как Лена устроила модель водосборного бассейна и прочитайте о возникновении озёр. - Что нового узнали? К) Работа с плакатом «Озеро» - На правом рисунке вода в озеро входит и выходит. Это проточное озеро. А на левом рисунке вода только втекает в озеро. Значит, оно бессточное. - Что же такое озеро? Слайд: Озеро – это углубление на земной поверхности, заполненное водой. - А какие озёра вам известны? Слайд: Озеро Байкал. - А какое озеро находится в нашей местности? Что вам известно о нём? Слайд: озеро Маныч.
Предлагается по группам найти реки и озёра на одной из частей света и показать их на карте (задание №9 в рабочей тетради) 8. Итог работы: - Что нового узнали? - Как узнали, что помогло? - Где пригодятся знания? - Кто из ребят больше всего помог в открытии знаний? - Как работал ты? (Самооценка). Оценка учителя.
Подготовиться к викторине «Вода на Земле». От каждой команды выбрать по 2 знатока и 2 зрителя. Зрители готовят вопросы на тему, а знатоки – факты о воде. Объявляются номинации «Лучший вопрос», «Лучший ответ», «Самый интересный факт». По желанию, творческое задание группам: исследовать, откуда берёт начало и куда впадает река Дунда, или подготовить сообщение о Маныче.
| Дети работают, находят части реки. Исток. Устье Горные и равнинные Притоками Для того, чтобы определить, надо встать по течению реки: слева будут левые притоки, а справа - правые. Там находятся листочки, на которых обозначены наши вопросы и ответы Лены. Дети советуются и высказывают свои мнения. На воду действует притяжение Земли Необходимо наклонить кювету И опять на воду будет действовать притяжение Земли. Согласованная версия. Река течёт под действием притяжения Земли. С более высоких участков по наклону в более низкие участки. Лена не права. (Ответы детей) Это горы и возвышенности. Дети советуются в группах и представляют свои мнения. Это река Лена. С одной стороны этой реки находятся горы, т. к. это место имеет коричневый и жёлтый цвета. А с другой стороны – Северный Ледовитый океан. Можно посмотреть условные обозначения. Уровень океана от 0 и ниже, а уровень гор от 500 м и выше над уровнем моря. Конечно, уровень гор выше. Реки начинаются в горах или на возвышенности и заканчивают свой путь, соединяясь с океаном. Мы знаем о существовании круговорота воды в природе. Идёт дождь, вода попадает в реку. Зимой много снега, весной он тает. 1гр.- Мы считаем, что река Амазонка начинается в Андах и впадает в Атлантический океан. 2гр. – Река Миссисипи начинается одной своей ветвью в горах Кордильеры, а другая ветвь вытекает из озёр. Миссисипи впадает в Атлантический океан. 3гр.- река Конго берёт начало в горах и впадает в Атлантический океан. 4гр.- Река Обь начинается в горах, довольно невысоких и впадает в Северный Ледовитый океан. - Как возникают озёра? - Откуда поступает вода в озеро и куда поступает из него? - Есть ли у озера течение? - Солёная или пресная вода в озере? Обратимся к карте. ( После рассматривания озвучивают). Вокруг берегов озёр зелёный цвет, значит, это низкие места. Мы думаем, что вода из высоких мест стекает в самые низкие места и так, наверное, образуется озеро. Узнали, что озёра могут быть проточными и бессточными. Они, как и реки могут быть пресными, а могут быть солёными. Формулировка детей. Дети отвечают. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок окружающего мира в 3 классе (Плешаков А.А.) Очень подозрительный тип.
Познакомить детей с опасностями, которые подстерегают их при общении с незнакомыми людьми, закрепить знания по разделу «Здоровье и безопасность»...
Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс
На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...
ОТКРЫТЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») учитель начальных классов: Чальцева Марина Анатольевна Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?
Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?Тип урока: Урок - дискуссия.Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: формирование у детей целостного взгляда на окружающий мир. Задачи:Углубление предс...
Открытый урок окружающего мира "Зима в мире растений" 2 класс.
Материал урока окружающего мира "Зима в мире растений" для 2 класса по программе Перспектива....
Технологическая карта открытого урока окружающего мира. Тема урока: «Заповедники и национальные парки России».
Технологическая карта открытого урока с использованием технологии смешанного обучения, модель «Ротация станций», тема урока « По заповедникам и национальным паркам»....
Открытый урок окружающего мира 4 класс 2018 год Данный урок включён в раздел « Страницы истории России»-час 2. Тема урока: «Во времена Древней Руси»
Цели урока: - формировать у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;- дать представление о крещении Руси;- развивать устную речь...
Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)
Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...