Проект по теме «Земля - наш дом родной»
методическая разработка по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)
Цель проекта: Организовать внеурочную деятельность в начальных классах для формирования в школьниках экологических знаний за счет приобретения умений и навыков, способствующих активным действиям на благо родного края, школы. Систематизировать знания учащихся в области охраны природы, вводить природоведческие понятия, обогащать эмоционально-чувственную сферу ребёнка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по теме «Земля - наш дом родной»
Форма проведения: Презентация проекта.
Цель занятия:
- Обобщить, углубить, закрепить знания по данной теме.
- Развитие навыков проектной деятельности, исследовательской деятельности.
- Воспитание любви к природе, развитие чувства участия и защиты её ресурсов, и окружающей среды.
- Воспитание активности в деле спасения планеты от загрязнения.
Оборудование: проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация мероприятия, плакаты, рисунки, птицы из бумаги, макет земного шара, иллюстрации редких видов растений и животных, занесенных в Красную книгу, карта – схема села Чипляево
Методическая литература: Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко « Проектная деятельность младших школьников; М. К. Господникова «Проектная деятельность учащихся в начальной школе», журнал «Начальная школа» №4 2000год.
Паспорт проекта:
◆ Название – «Земля наш дом родной»;
◆ Учебные дисциплины, близкие к теме проекта – окружающий мир, литература, изобразительное искусство, трудовое обучение, русский язык, музыка.
◆ Участники – ученики начальной школы
◆ Проблема – Как защитить окружающую среду от загрязнений? Какие проблемы экологии существуют на нашей планете?
◆ Цель проекта: Организовать внеурочную деятельность в начальных классах для формирования в школьниках экологических знаний за счет приобретения умений и навыков, способствующих активным действиям на благо родного края, школы. Систематизировать знания учащихся в области охраны природы, вводить природоведческие понятия, обогащать эмоционально-чувственную сферу ребёнка
Задачи: формировать представление учащихся об экологической грамотности.
- развитие умения находить нужную информацию по данной теме;
- воспитание гуманности.
Образовательная:
- изучение экологической проблемы Земли, нашего села Чипляева.
Развивающая:
- развитие аналитического, абстрактного мышления;
- развитие умений применять знания на практике;
- развитие познавательной поисковой деятельности;
- развитие умений учебного труда;
- развитие воли и самостоятельности.
- формирование познавательной и исследовательской деятельности;
- формирование рефлексивных умений (умение осмыслить задачу);
- формирование поисковых умений (умение самостоятельно найти информацию, умение выдвигать гипотезы);
- формирование навыков сотрудничества(умение взаимопомощи в группе, умение находить и исправлять ошибки);
- формирование коммуникативных умений (умение вступать в диалог, умение задавать вопросы)
- формирование презентационных умений и навыков (умение монологической речи, умение отвечать на незапланированные вопросы).
Воспитательная:
- воспитание чувства любви к природе и к окружающей среде,
- воспитание, добросовестного отношения к труду; положительного отношения к знаниям;
- воспитание дисциплинированности;
- воспитание умений работать в группе, в коллектив;
- воспитание эстетических взглядов
- воспитание гуманности, по отношению к животным, бережное отношение к природе, любви к природе, Родине.
УУД:
личностные -
- уважительное отношение к окружающему миру, к природному сообществу;
- формирование эстетических потребностей (художественное оформление проекта, подбор картинок, фотографий, цветовое решение, анимационные эффекты);
- развитие навыков сотрудничества (работа в парах, в группах, сбор информации).
метапредметные -
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- активная работа с интернет ресурсами и программным обеспечением;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации.
предметные
-знать, уметь формулировать правила поведения в природе.
◆ Вопросы
- узнать, собрать материал о состоянии окружающей среды в селе Чипляево;
- как эта тема волнует людей;
- как ученики могут помочь своей малой Родине?
- нарисовать рисунки на тему: « Мы сбережём тебя, планета!».
- написать сочинение на тему: « Каким я вижу этот мир»
-составить экологические листовки ;
- на уроках технологии изготовить игрушки из бросового материала
- участвовать в экологическом проекте по очистке окружающей территории от мусора.
◆ По доминирующей деятельности учащихся – информационно-исследовательский;
◆ По характеру контактов – между классами, групповой.
◆ Учебный проект с точки зрения учителя – средство, позволяющее обучать проектированию, целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы.
◆ Учебный проект с точки зрения ученика – возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому; это деятельность, позволяющая проявить себя; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.
Метод учебного проекта характеризуется как:
- деятельностный подход к обучению;
- личностно ориентированный;
- построен на методах проблемного обучения;
- обучение групповой деятельности;
- развитие самовыражения учащихся;
- формирует навыки самостоятельности в мыслительной, практической сферах;
- воспитывает целеустремлённость, ответственность, инициативность, творчество.
◆ По продолжительности – долгосрочный.
I Вступление.
Клип на экране « В мире животных»
исполняет Жукова Дарья и Ануфриева Софья.
1.Тот, кто создал программу планеты Земля,
Аромат земляники и крылья шмеля,
Разработал все точно, ошибок в ней нет,
Совершенна и форма, и запах, и цвет.
2.Белоснежные горы, долины цветов,
И шумят водопады на склонах холмов.
В глубине океанов: дельфины, киты;
Все полно совершенства, полно красоты.
3.Полосатые зебры, пятнистый олень
Начинается с неба гранатовый день
Как чудесна природа: естественно в ней
Смена времени года, дней и ночей
Все работает четко, ошибок в ней нет
Совершенна природа и запах и цвет.
Все полно совершенства, полно красоты
Всех прекрасней на свете, любимая ты!
II Постановка проблемы
Учитель:
-В этом клипе какой предстает природа? (Красивой)
-Прекрасны творения природы на этих слайдах.
-А эта красота вечна? (Нет, т.к. люди относятся потребительски к природе, загрязняют ее, человек старается покорить, подчинить себе природу)
Слайд
- «Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем…»
-Что хотел сказать автор этих строк? (Бережно относиться к природе)
Что означает выражение прикоснуться к красоте сердцем? (Полюбоваться)
-Всегда ли человек только любуется природой?
-Человек наносит природе большие и маленькие раны и сегодня мы поговорим об этих тревожных сигналах природы.
- Значит, мы не зря выбрали для нашего проекта тему « Земля – наш дом родной» и нужно помочь ей.
-Какие же задачи мы поставим перед собой, чтобы помочь нашей планете, т.к. она является родным домом.
Слайд
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания о природе, защите воздуха и воды от загрязнения, охране растений и животных.
Воспитывать экологическую и санитарно-гигиеническую культуру, патриотические чувства, любовь к природе
-как решить проблему с болезнью нашей планеты;
-какую пользу мы можем принести природе;
- как подружить человека с природой;
На все эти вопросы вы готовили проекты и сегодня вы, ребята, выступаете в роли ученых - специалистов: гидрологов, географов, ботаников, которые помогут спасти планету.
Слайды
Природа – это дом, в котором мы живем,
И в нем шумят леса, текут и плещут реки.
Под небом голубым, под солнцем золотым
Хотим мы в доме том жить вовеки
2 ведущий: Природа – это дом, украшенный трудом,
Ты, знаешь ли, мой друг, такому дому цену.
Что будет, если в нем всё будет под огнем,
Что будет, если в нем сломаются все стены
3ведущий: Природа – это дом, в котором день за днем
Растут цветы и хлеб, кругом смеются дети.
И этот дом, и смех – один, один на всех,
Другого дома нет на целом свете.
4ученик: Посмотри мой юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло голубое.
Солнце встало золотое
Ветер листьями играя,
Тучка в небе проплывает.
Все что нужно год от года
Нам дает сама природа.
5 ученик: - И потому все мы
Жить не можем без воды,
Без растений и животных,
Без лесов, полей и рек,
Жить не может человек!
3 ученик: Мы сегодня проводим итоговое занятие по нашим проектам, которое посвящено экологическим проблемам. А что же такое экологические проблемы и что такое экология?
Слайд
1 ученик: Экология – это наука. Ученые экологи изучают, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь животных, растений и человека.
2 ученик: Экологические проблемы возникают все чаще из-за влияния человека на природу.
СВЕДЕНИЯ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ
На уроках Окружающего мира мы в результате исследований и наблюдений выяснили состояние окружающей среды в нашем селе, также мы составили карту-схему нашего села при помощи взрослых.
Наше село расположено на
(Показывают на карте Калужской области). Слайд
На территории села проходит автомобильная трасса , по которой движется основной поток транспорта, идущий в направлении.
(Показывают на карте с.Кузовка, приготовленной группой учеников). Слайд
В результате наших исследований мы узнали, что в течении суток в среднем проезжают более 10 000 машин, которые выделяют в атмосферу немалое количество вредных веществ. В дневное время суток скорость потока транспорта составляет 570 машин за 1 час в двух направлениях. За 1000 км пути автомобиль расходует такое количество кислорода, которое хватило бы его водителю на 1 год жизни.
Из прочитанного в энциклопедиях мы узнали, что воздушный слой – защитник Земли. Он защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации, от камней и кусков льда из космоса. Если не было бы атмосферы, то на нашей планете днем стояла бы стоградусная жара, а ночью - стоградусные морозы.
Школа и 49 домов продолжают отапливаться углем. Сгорание 1 тонны угля требует такое количество кислорода, которое хватит для жизни 10 человек в течение года.
При сжигании угля в атмосферу выбрасывается углекислый газ. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания.
Карьер, который расположен в д.Пустая, привел к разрушению мест обитания растений и животных. В этом месте уничтожены лекарственные растения: зверобой продырявленный, чистотел майский.
Ветры северного направления способствуют переносу вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух предприятиями ДРСУ-7, а ветры южного направления с .
В наших экологических листовках мы призываем всех жителей:
- поддерживать чистоту не только в своем доме, но и в своем дворе, на своей улице, в местах общего пользования;
- бережно относиться к земле, не засорять почву неорганическими бытовыми отходами (стеклом, полиэтиленом, железными баками и т.п.);
- не бросать в реку мусор, трупы животных;
- не мыть машины на берегу реки;
- не допускать необоснованной вырубки деревьев, кустарников;
- активно участвовать на общественных началах в посадке деревьев, кустарников для укрепления почвы на обрывах, на склонах оврагов и других местах;
- каждому жителю села посадить хотя бы одно дерево;
- активно участвовать в весенних и осенних уборках территории села.
СЛАЙД - ЭКОЛОГИ - ГИДРОЛОГИ
А как безрассудно тратит воду человек! На уроках математики мы решали экологические задачи:
1. Два брата каждый день чистят зубы утром и вечером. Саша набирает воды в стакан 300 гр. И ему это хватает , чтобы почистить и прополоскать рот.
Вова чистит зубы 3 минуты при открытом кране. За это время из крана вытекает по 1000гр. воды каждую минуту. Во сколько раз больше потратил воды Вова, чем Саша?
Мы посчитали и получилось - 10 раз.
2. Мама мыла посуду, вода бежала небольшой струей, зазвонил телефон. Мама решила, что разговаривать она будет недолго, и не закрыв кран взяла трубку и стала долго разговаривать. Разговор длился 10 мин. Все это время вода бежала из крана. Сколько воды утекло, если в 1 минуту вытекало 3 л. воды ?
Длился- 10 мин
Вытекло- 3л за 1 мин.
Утекло-? Л
Ответ: 3*1*10=30 л
Слайды
5 эколог: Для охраны воды мы составили правила:
1.Зря не разливать воду. Надо экономить каждую каплю воды.
2. Не загрязнять водоемы, а стараться их очищать от мусора
3. Не ловить и отлавливать раков , моллюсков.
4. Не засорять мусором водоемы, не плевать в воду.
Слайд
Сценка «Сэр Мусэр»
Под музыку появляется Сэр Мусэр
Я, Сэр Мусэр известный, я весел, я богат
И обо мне повсюду, повсюду говорят.
Моя одежда в золоте, ботинки — в серебре.
Мои владенья в каждом доме и дворе.
Все, кто мусор повсюду бросает,
Здоровья и радости мне прибавляет.
(Под музыку появляется вся свита, едят конфеты, пьют сок и упаковки бросают на пол.)
Сэр Мусэр:
Пришли прислужники мои,
Они со мной, как свои!
Как не любить таких ребят!
Повсюду мусор, как я рад!
(С другой стороны сцены появляются юные экологи. В руках веники, совки, метелки для мусора, начинают убирать мусор. Прислужники убегают)
1 эколог
А мы, юные экологи, мусор убираем!
Мы бумажек не бросаем.
2 эколог
Двор аккуратно уберем
И чисто-чисто подметем.
3 эколог
Нам по душе чистота!
У нас во дворе красота.
(Замечают сэра Мусэра и его свиту.)
1 эколог
Мы с чистотой, порядком дружим,
А мусор нам совсем не нужен.
2 эколог (подступая к сэру Мусэру):
Мы его сейчас разденем
И ничуть не пожалеем.
Ну-ка, сэр Мусэр, держись —
Лучше с нами не борись.
(дети снимают с сэра Мусэра и его свиты все украшения и складывают в мусорный мешок.)
Сэр Мусэр (в ужасе):
Ой, не трогайте меня!
Где же вы, мои друзья!
Ни подмоги, ни поддержки —
Потерял свою одежду,
Потерял свое богатство —
Как бы мне куда податься?
(Убегает вместе со свитой, приговаривая.)
Ну, ничего мы отыщем приют,
Мусора много — весь не уберут.
Есть еще в селе нашем дворы,
Где мы дождемся лучшей поры.
(экологи остаются на сцене и разбирают мусор, сложенный в мешок)
1 эколог
Бумага — не мусор
Положим в мешок.
Пусть людям послужит она новый срок.
Из макулатуры получаются новые книги и тетради.
2 эколог
Для яблочных ОГРЫЗКОВ местечко мы найдем,
Отходы пищевые на школьный огород снесем.
Яичная скорлупа, овощные очистки- всё это перегниёт и превратится в хорошую питательную землю.
3 эколог (отобрав пластмассовые стаканчики)
Мы вырастим в этих стаканах рассаду,
Зеленные дорожки разобьем по саду.
Чтоб воздух чистым был,
Здоровье наше не губил
А из пластика можно сделать разные игрушки, которые станут украшением сада.
Эколог
В природе нет мусора, нет отходов,
Давайте учиться, друзья, у природы.
Хором
Всех приютила наша планета,
Только для мусора места здесь нету.
Дом наш природный не погубите!
Сэра Мусэра в шею гоните. (Из-за кулис выглядывает сэр Мусэр, пробегает, за ним гонятся экологи.)
Слайд
Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери призывал всех людей поступать так: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Каждый из нас должен понимать, что, если мы будем лишь много говорить и призывать охранять природу, больших результатов не достигнем. Прежде всего нужно изменить отношение каждого человека к окружающему миру.
ФИЗМИНУТКА «Приведём планету в порядок»
- Завязали платок-бандану.
- Надели фартук и перчатки.
- Посмотрите, кто-то уронил бумажку, поднимите. Справа, слева, впереди.
- Взяли метлу. Подметём улицу. Хорошо метём, чисто.
- Соберите мусор в совок, сложите в ведро.
- Возьмите грабли, причешите травку. Зелёная, пушистая, красивая.
- Налейте в ведро воды. Намочите тряпку, полощем её, хорошенько отожмите.
- Протрите небо, облака, солнышко.
- Посмотрите, ничего не забыли? Нет. Ай да молодцы!
- Какая красота! Солнышко ярче улыбается и вы улыбнитесь друг другу.
Сразу в классе и на Земле стало теплее и светлее от добрых улыбок. Садитесь на места.
Планету привели в порядок, а из бросового материала можно сшить разные костюмы. Вот, например, такое платье…
(Показ платья)
Слайд - ЭКОЛОГИ - БОТАНИКИ
Слайд – богиня Флора
1 эколог: Древние римляне ежегодно устраивали праздник, посвященный Флоре - богине цветов, колосьев, садов, дарующей богатый урожай. Позднее в её честь стали называть Флорой весь растительный мир.
Слайд об исчезновении растений
2 эколог (Снижение численности растений): Проведя исследования, мы узнали, что растения исчезать стали с появлением человека на планете Земля. И если до появления человека исчезал только 1 вид за 1000 лет.
То 1950 года по 1980 год -1 вид – за 1 год, а сейчас – 1 вид – за неделю
В дальнейшем - 1 вид за 1 час.
Наблюдая за растениями нашей местности, мы заметили, что очень много растений погибает при хозяйственной деятельности человека: вырубка лесов, строительство элитных поселков, обработка полей ядохимикатами, неумелая организация добычи полезных ископаемых . А сколько растений губят туристы? Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а, значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они долго бы радовали нас.
3 эколог.
И вот эти нежные растения становятся редкими и их заносят в Красную книгу. Человек создал эту Красную книгу, чтобы охранять растения от самого себя. Красная книга - это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.
- Красная книга России не может охватить все проблемы регионов и поэтому во многих областях стали составлять собственные Красные книги. В нашем регионе была создана Красная книга Тульской области.
Слайд об охране растений
4эколог: Чтобы сохранить нашу планету- сад, необходимо соблюдать следующие правила:
1. На экскурсиях, во время походов и прогулок не ломайте ветви деревьев и кустарников!
2. Не повреждайте кору деревьев.
3. Не рви цветов в лесу и на лугу!
4. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустырь».
5. Не разводите костёр в лесу, если в этом нет необходимости!
6. Не сбивайте грибы, даже несъедобные.
Слайд - ЭКОЛОГИ - ЗООЛОГИ
Загадка
1 эколог: У богини Фауны
Детишек очень много:
Плавают, летают,
Иногда кусают.
Кто детишки эти
Говорите смело!
Слайд о животных
2 эколог: При работе над проектом нам необходимо было узнать, почему многих животных становится меньше на Земле. Собранные сведения помогли нам определить причины исчезновения животных:
слайд
Вырубка лесов.
Уничтожение растений.
Загрязнение воды.
Охота.
Разрушение и загрязнение почв.
С начала 17 века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по вине человека. Животные, которые находятся в опасности, как и растения, занесены в Красную книгу.
Слайды
- Но беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых пока еще много.
Птицы, рыбы, звери
В души людям смотрят,
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря.
Песня –инсценировка «Просьба»
Слайд об охране животных
3 эколог: Поэтому для охраны животных мы тоже составили правила:
Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.
4 эколог.Не будем подходить близко к гнёздам птиц. Ведь по нашим следам их могут отыскать и разорить хищники. Весной и в начале лета в лесу и парке не будем отпускать собаку с паводка. Ведь она может поймать беспомощных птенцов и детёнышей зверей.
Не будем ловить и уносить домой здоровых птенцов и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
5 эколог.Нельзя брать яйца из гнёзд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.
В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнёзда.
Художники и поэты уже много лет воспевают красоту и мощь животных. На уроке ИЗО мы узнали, как называют художников, которые пишут картины о животных – Анималисты.
Учитель:
В природе нет границ и только сообща люди могут спасти планету и себя.
У всех, живущих на земле только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший : « Все мы пассажиры большого корабля по имени
« Земля », значит пересесть из него просто некуда.
Слайды
Ученики держат модель Земли:
1.Смотрю на глобус –
шар земной
И вдруг вздохнул он,
как живой
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас,
береги».
2.В тревоге рощи и леса
Роса на травах,
как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас,
береги».
Остановил олень
свой бег:
«Будь Человеком,
человек.
В тебя мы верим –
не солги,
Ты береги нас,
береги».
3.Смотрю на глобус –
шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы:
«Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу…»
Учитель: Что же нас радует в природе? Конечно же, её красота, чистый воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка. Чтоб эту красоту увидели и другие люди.
Рефлексия:
Давайте украсим нашу планету и оставим свое впечатление о нашем занятии. Сначала украсим цветами, животными.
-Ребята, почему наша планета улыбается ?
Слайд о красоте планеты( планета в цветах )
- Она поняла, что неё появились настоящие хозяева, которые вылечат её и превратят в цветущий сад.
Вывод: Если человек будет беречь природу, сохранит богатства родной Земли, то и сам человек будет богатым и счастливым.
Песня на мелодию «Вместе весело шагать»
- Нам природа – дом родной, пойте звонче,
пойте звонче, пойте звонче.
Будем счастливо мы жить все под небом,
Синим небом и под солнцем.
Припев:
Вот ручей звенит и солнце улыбается,
А зелёный лес нам эхом отзывается,
Птицы звонкие поют и звёзды падают,
Это всё – мой край родной, он сердце радует.
2. И куда бы ни пошёл я по краю,
По родному, я по краю,
Я люблю тебя, Земля, и в дороге
Всё я знаю, замечаю.
Припев.
Вот ручей звенит и солнце улыбается,
А зелёный лес нам эхом отзывается,
Птицы звонкие поют и звёзды падают,
Это всё – мой край родной, он сердце радует.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по кубановедению на тему: "Край наш кубанский - родная земля"
Внеклассное мероприятие по кубановедению на тему: "Край наш кубанский - родная земля" было проведено в 4 классе. Цель данного мероприятия: привитие любви к родному краю, к тво...
ПОЛОЖЕНИЕ Об открытой школьном конкурсе-игре, посвященном всемирному дню Земли «Земля наш дом родной»
1. Цель и задачи школьного конкурса.1.1. Целью школьного конкурса «Земля наш дом родной» является расширить знания младших школьников о планете Земля.1.2. Задачи школьного конкурса «Земля наш дом родн...

Занятие факультативного курса "Родничок" по теме "Земли моей живые родники".
Занятие посвящено урочищу Куртяево.Направлено на воспитание экологической культуры учащихся....

Проект на тему"Земля - планета Солнечной системы"
Конспект "Проект на тему"Земля - планета Солнечной системы" в 4 классе....
Сценарий праздника на экологическую тему «Земля – наш дом родной»
Внеклассные экологические мероприятия в нашей школе проводятся систематически. Ведь это отличный способ, посредством которого преподаватели могут оказывать на школьников воспитательное воздейсти...