Конспект урока по окружающему миру 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Мунтяну Ирина Анатольевна

Этот конспект поможет ярко и непринужденно провести интересный урок в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_okruzhayushchiy_mir.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир  4 класс

Тема:  Наш край

Цель: познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значение в природе и жизни человека.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника; коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование: аудиозапись песни «Наш край» (ел. А. Пришельца, муз. Д. Кабалевского), политико-административная карта России, карта своего края (области, республики), толковые словари В.И. Даля, С.И. Ожегова.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний '    

—  Определите, о какой природной зоне идет речь.

•   Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом полярный день. Почва почти совсем не образуется, суша промерзает на много метров в глубину. (Арктическая зона.)

•   Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая температура воздуха, сильные ветры — все это препятствует росту больших деревьев. (Тундра.)

•   Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, теплая весна, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жаркое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые. (Зона степей.)

•   Корни растений очень длинные и достают воду с большой глубины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров. (Зона пустынь.)

—  Исправьте ошибки в цепи питания. Сова —»змея —> подорожник —»слизень. Кузнечик —> орел —»ящерица —> клевер.

 (Подорожник слизень змея сова. Клевер -> кузнечик ящерица орел.)

III. Самоопределение к деятельности

(Звучит аудиозапись песни «Наш край» («То березка, то рябина...»).)

—  Как вы думаете, почему сегодня наш урок начался так необычно, почему прозвучала эта песня? (Потому что говорить сегодня мы будем о нашем крае.)

—  Совершенно верно. Мы начинаем изучение нового раздела — «Родной край — часть большой страны». Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел.

(Ученики читают по цепочке текст на с. 135.)

—  Что вас особенно заинтересовало, а может быть, удивило? (Высказывания детей.)

—  Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

—  Что мы будем делать для достижения этой цели?

—  Что вы хотели бы узнать о родном крае? (Вопросы детей.)

IV. Открытие нового знания

1. Работа со словарем

Край — слово многозначное. Посмотрим все его значения в толковом словаре Владимира Даля. (1) Конечная линия, предельная часть чего-либо. Например: край одежды, на краю обрыва, налить стакан до краев. 2) Страна, область. Например: теплые края, в наших краях (в нашей местности). 3) В России: крупная административно-территориальная единица. Например: Приморский край.)

—  Какие определения для нас подходят? (Второе и третье.)

2. Работа с картой

—  Давайте познакомимся с картой России на с. 136—137 учебника. Узнайте ее название на с. 138. (Политико-административная.)

—  Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? (На ней показаны границы краев и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующихся точек и тире. Территории субъектов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно увидеть их центры и столицы.)

—  Посмотрите, сколько республик, краев, автономных округов и областей в составе нашей страны. Найдите самые крупные республики, края, округа. (Якутия, Хабаровский край, Краснодарский край и т. д.)

—  Где в основном находятся эти большие по территории края, республики, округа? (Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье.)

—  А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равнине? (На ней расположено очень много небольших по площади республик, областей.) Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Бывают очень маленькие субъекты, тогда на карте даже нет места, чтобы написать их название. В таком случае на карте ставится цифра, а внизу дается расшифровка, что обозначает эта цифра

V. Первичное закрепление

1. Работа с картой своего края

— Найдите на карте территорию, где мы живем.

 (Ученик с помощью учителя показывает на стенной карте, остальные находят у себя в учебнике.)

-  Какой город является главным на нашей территории? (Называют и находят на карте.)

-  Это наш край, наша малая Родина. Где расположен наш край? Кто наши соседи? Каков наш край в сравнении с соседями? с другими округами, республиками, краями? В какой природной зоне мы живем?

2. Работа в группах

—  Узнаем больше о своем родном крае. Для этого поработаем в группах: 1-я группа узнает и расскажет о растительном мире республики (края); 2-я — о животном мире; 3-я — о достопримечательностях нашего края.

(Ученики готовятся по дополнительной литературе, рассматривают гербарий, открытки своего края. Если есть возможность, работают с ресурсами сети Интернет.)

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

 1. Сообщения учащихся

—  Узнаем, какие растения есть в нашем крае.

(После выступления групп можно провести игру «Узнай растение». Учитель показывает растение из гербария (или слайд), ученики его называют.)

—  А сейчас послушаем рассказы, которые подготовили ребята о животном мире республики.

(После выступления — загадки о животных своего края.)

—  Что нужно делать, чтобы сберечь в нашем крае такую красивую природу?

—  А вы что можете сделать для этого? (Не мусорить, не ломать деревья и т. д.)

—  Какие достопримечательности есть в нашем крае? Чем он знаменит? Об этом расскажет третья группа.

2 Творческая работа

—  Подготовьте рассказ на тему «Что расскажу иностранцам о моем крае». Можете воспользоваться своими записями в тетради.

 (Работа ведется в парах.)

План рассказа о родном крае

1. Географическое положение (равнина, плоскогорье, горы, соседи, природная зона).

2. Природа края (растения, животные).

3. Достопримечательности края. (Выслушать рассказы учащихся.)

—  Чей рассказ, на ваш взгляд, был более подробным? Ваши дополнения.

VIII. Подведение итогов урока

—  Какие карты вы знаете?

—  С какими новыми картами мы сегодня работали?

—  Что можно узнать с помощью политико-административной карты России?

—  Какие условные обозначения используют в этих картах?

—  Достигли мы цель урока? (Высказывания детей.)

IX. Рефлексия

—  Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...»

—  Где могут пригодиться в жизни новые знания?

—  Что на уроке у вас хорошо получалось?

—  Над чем еще надо поработать? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 138 учебника.

2. Найти (выучить) стихи и песни о родном крае.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...