конспект урока по окружающему миру 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Мунтяну Ирина Анатольевна

Конспект урока по окружающему миру поможет интересно провести урок в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_4_klass.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир 4 класс

Тема:  У Черного моря

Цели: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Оборудование: карта природных зон, энциклопедии «Я познаю мир. Растения», «Я познаю мир. Животные», «Зеленые страницы», гербарий.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Работа с картой

В ней песков большие груды —

Называются «барханы»,

И по ним идут верблюды,

Растянувшись караваном.

— О чем загадка? (О пустыне.)

О географическом положении пустыни послушаем рассказ.

(Отвечает ученик с показом на карте. Выслушивают дополнения остальных учащихся.)

Игра «Узнай меня»

Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху — блюдо, снизу — блюдо.

Ходит чудо по дороге —            

Голова торчит да ноги. (Черепаха.)

•     Вьется веревка,

На конце — головка. (Змея.) 

•   Я — священное животное Древнего Египта. Перекатываю шарики, в которых запас корма для моего потомства. (Скарабей.)

•   Я — глинистый участок пустыни, называюсь .... (Такыр.)

•   Я — травянистое растение, моя задача — удерживать пески. (Колосняк.)

•   Я — песчаный холм, и зовут меня .... (Бархан.)

2. Тест

1. Пустыни занимают:

а) огромную территорию в центральной части России

б) небольшую территорию по берегам северных морей

в) небольшую территорию на юго-западе страны

2. В пустыне:

а) выпадает большое количество осадков в виде дождя

и снега

б) выпадает малое количество осадков

в) чаще всего осадков не бывает

3. В пустыне:

а) жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима

б) короткое прохладное лето и длинная суровая зима

в) ярко выделяются все четыре времени года

4. Растения пустыни:

а) высокие, широколистные

б) невысокие, с узкими листьями и корнями-луковицами.

в) невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями

5. К растениям пустыни относятся:

а) ковыль, полынь, тюльпан

б) морошка, брусника, черника

в) колосняк, солянка, джузгун

6. Животные пустыни:

а) в основном некрупные, низкорослые, имеют защитный желтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной

образ жизни

б) крупные, имеют подкожный слой жира и густой длинный мех

в) в основном низкорослые (грызуны) и птицы

7. К животным пустыни относятся:

а) корсак, сайгак, тушканчик

б) рысь, лев, тигр

в) морж, тюлень, медведь

8. Какое животное называют «корабль пустыни»?

а) сайгак                     б) джейран                  в) верблюд

9. Экологическими проблемами пустыни являются:

а) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство

б) неумеренные орошение, выпас скота, браконьерство

в) неумеренный выпас оленей, загрязнение почв нефтью, разрушение почв тяжелой техникой, браконьерство

10. Заповедник пустыни:

а) Баргузинский

б) «Черные земли»

в) Приокско-террасный

3. Индивидуальное задание на карточке

-  Исправьте ошибки в тексте.

Отличительной особенностью зоны пустынь является сплошной растительный покров (правильно — отсутствие растительного покрова). Ветер наносит холмы песка, которые называют джузгунами (правильно —, барханами). Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков, — это сайгак (правильно — колосняк) и джузгун. В пустыне встречаются крупные животные тушканчики (правильно — сайгаки), они кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи. А забавное животное песчанка (правильно — тушканчик) передвигается прыжками.

4. Конкурс рисунков

-  Чей рисунок вам понравился? Почему? (Д/З)

5. Сообщения учащихся

-  Кто желает прочитать свой рассказ о воображаемой научной экспедиции в пустыню?

(Ученики зачитывают свои рассказы.)

-  Чей рассказ вам понравился? Почему?

III. Самоопределение к деятельности

-  Перечислите по порядку природные зоны. (Арктические пустыни, тундра, тайга, зона лесов, степь, пустыня, субтропики.)

-  О какой природной зоне мы не говорили? (О субтропиках.)

Сегодня мы отправимся туда,

Где много солнца и теплая морская вода,

Почему так природную зону зовут.

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

-  Что мы будем делать для достижения этой цели?

-  Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

Что же, друзья, в дорогу пора!

Ждут с нетерпением нас

Чудный берег, море и пляж.

Но мы отправляемся не отдыхать,

А зону субтропиков России изучать.

IV. Открытие нового знания

1. Работа с картой

-  Обратимся к помощнице-карте. Что она нам расскажет? Найдем на карте субтропики. (Эта зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны — Кавказские горы, а с другой — Черное море.)

-Когда вода теплее — днем или вечером? (Вечером.)

—  Выясним, что же обозначает слово «субтропики». Вам уже известно, что такое тропики. (Тропики — это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора.)

—  А что означает приставка «суб-»? В переводе с латинского это значит «под». Так что же такое субтропики? (Это территория под тропиками. Субтропики — области, лежащие к северу и югу от тропиков, по климату приближающиеся к жаркому, тропическому поясу.)

Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, — лишь ее маленькая часть.

Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья. Они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.

2. Работа в группах

— Продолжим изучать природную зону группами: экологи,

ботаники, зоологи. .      — Ботаники, пользуясь учебником (с. 127, 130), энциклопедиями «Я познаю мир. Растения», «Зеленые страницы», расскажите о растениях субтропиков по плану.

План рассказа для группы зоологов

1. Обитатели суши.

2. Обитатели моря.

-  Экологи, пользуясь учебником (с. 132-133), расскажите об экологии зоны по плану.

План рассказа для группы ботаников

1. Отличительная особенность растений субтропиков.

2. Растения дикорастущие, фруктовые, завезенные из теплых стран.

—  Зоологи, пользуясь учебником (с. 128—130), энциклопедией «Я познаю мир. Животные», расскажите о животном мире субтропиков по плану.

План рассказа для группы экологов

1. Экологические проблемы Черноморского побережья.

2. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.

V. Первичное закрепление Сообщения учащихся

(Рассказы сопровождаются демонстрацией слайдов.)

Рассказ ботаников. Благоприятные условия — тепло и влага — дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым. Это дуб, бук, каштан. Растения, привезенные из разных теплых стран: кипарисы, магнолии, пальмы. На Черноморском побережье растет много фруктовых деревьев: персики, абрикосы, инжир, грецкие орехи. Можно сказать еще о растущих здесь виноградниках. А на склонах гор раскинулись плантации чая. Очень ценится пробковый дуб и самшит — дерево, имеющее крепкую, плотную древесину. К сожалению, самшиты в настоящее время на грани исчезновения.

Рассказ зоологов. Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья Кавказа. В лесах обитают косули, медведи, кабаны жадно поедают плоды каштанов, орехи, желуди; есть барсы и шакалы, цикады, питающиеся соком растений. Хищный богомол питается мелкими насекомыми. Встречаются удивительной красоты бабочки, такие, как олеандровый бражник. К животным суши также относятся ящерицы и змеи.

В море добывают себе пищу разные птицы — чайки, бакланы. Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы; крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины.

Рассказ экологов. К сожалению, и здесь возникли экологические проблемы: сточные воды и бытовой мусор загрязняют море. Из-за небрежного отношения к природе стали редкими жужелица кавказская, растения иглица колхидская, тис ягодный, они занесены в Красную книгу. Под особую охрану взяты самшитовые рощи, дельфин черноморская афалина. Для сохранения уникальной природы Черноморского побережья Кавказа создан Сочинский национальный парк.

VI. Физкультминутка

VII. Включение нового знания в систему знаний

 1. Выполнение заданий в рабочей тетради

-  Выполним задание 1 на с. 60.

(Ученики закрашивают на контурной карте зону субтропиков. Взаимопроверка по учебнику.)

-  Заполним таблицу, выполняя задание 3 на с. 61. (Ученики самостоятельно с помощью учебника заполняют

таблицу, затем проверяют друг у друга.)

Обитатели суши - цикады, богомол, жужелица кавказская, олеандровый бражник, косули.

Обитатели суши, добывающие пищу в море, - чайки, бакланы.

Обитатели моря — дельфины, морские коньки, морские иглы,

крабы, медузы.

—  Составим схему цепи питания, характерной для Черноморского побережья Кавказа.

(Составляют схему цепи питания. Рассказ об экологических связях.)

—  Рассмотрите плакат «Красная книга России» и на нем редкие виды растений и животных Черноморского побережья Кавказа и Черного моря. Подпишите их названия. (Иглица колхидская, самшит колхидский, тис ягодный, черноморская афалина, жужелица кавказская.)

 (Проверка по учебнику.)

2. Работа в группах

- Какие экологические проблемы отражены на рисунках? (1. Сточные воды и различный мусор попадают в море и загрязняют его. 2. Люди, приезжающие отдыхать, ловят на память об отдыхе жуков, бабочек, других насекомых. 3. Люди выбрасывают мусор где попало. 4. Люди ломают ветки деревьев, вырезают надписи на стволах. 5. Люди срывают красивые цветы.)

—  Обсудите в группах и предложите меры по охране природы. (Выслушать мнения каждой группы.)

—  А сейчас составьте памятку «Как отдыхать у моря». (Бережно относись к природе, не бросай на побережье мусор, носи головной убор, купайся только со взрослыми и т. д.)

3. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

—  Какова была цель урока? Достигли ее?

—  Какие знания мы открыли?

—  Где могут пригодиться в жизни новые знания? (Высказывания детей.)

(Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 134 учебника.)

—  На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

—  С каким настроением вы уходите с урока?

—  Что на уроке у вас хорошо получалось?

—  Над чем еще надо поработать?

—  Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 126—134 учебника, выполнить задания.

2.  Повторить все природные зоны, составить кроссворд по природным зонам (подготовка к проверочной работе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...