«Экологические проблемы Земли, связанные с загрязнением окружающей среды»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Богачева Алла Юрьевна

Проект учебного занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uchebnogo_zanyatiya_bogacheva.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 3 «В»

Продолжительность: 45 мин

Раздел: Экологические проблемы

Тема учебного занятия: «Экологические проблемы Земли, связанные с загрязнением окружающей среды»

Планируемые личностные результаты освоения:

У обучающихся будут сформированы:

-бережное, ответственное отношение к природе родного края;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

У обучающихся могут быть сформированы:

- положительная мотивация к самостоятельному познанию природы Новосибирской области;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки в природе.

Планируемые метапредметные результаты освоения:

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- составлять план и последовательность действий;

- предвосхищать результат;

- различать способ и результат действия;

-высказывать своё предложение (версию).

- контролировать и корректировать свои действия, по заданному эталону на примере изучения природы родного края.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- оценивать, что усвоено и что ещё нужно усвоить;

- ставить новые учебные задачи.  - соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

- постановке и формулированию проблемы;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты, устанавливать закономерности;

-видеть взаимосвязи между элементами природы, сравнивать, выделять существенные признаки форм поверхности Земли и родного края.

Обучающиеся получат возможность:

-осознанно высказывать своё мнение;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

- анализировать; синтезировать; сравнивать явления.

-обобщить знания, формулировать проблемы и самостоятельно находить пути их решения.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- вести диалог;

- слушать и понимать речь других.

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;                                      

 - осуществлять природоохранные мероприятия    своего края.

- осознанно высказывать своё мнение.

Планируемые предметные результаты освоения:

Обучающиеся научатся:

- различать формы поверхности по физической карте Новосибирской области;

- видеть экологические проблемы, связанные с исчезновением травянистых растений.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-осуществлять природоохранные мероприятия    своего края.

Тип урока: уроки общеметодологической направленности (систематизации знаний);

Ведущий метод: частично-поисковый (побуждающий диалог).

Форма организации: фронтальная и групповая.

Учебно-методическое обеспечение: инструкция по выполнению задания в группе.

Материально-техническое обеспечение: интерактивная доска, проектор, сигнальные карточки, модель Земли, ножницы, краски, кисти, наклейки.

Элементы учебного занятия проблемно-диалогической технологии (Мельникова Е.Л.)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Просмотр видеоролика «Что такое экология?»

(слайд 1)

Сколько бы человек не черпал и не использовал природные богатства, природа, к сожалению, отвечает порой «отказом». Здесь есть необходимость, вспомнить о 2 видах природопользования – рациональном и нерациональном. Что это значит?

На сегодняшнем уроке мы готовы говорить подтверждая примерами пословицу «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо».

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Ответы детей

Экологические проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды

Личностные: самоопределение;

2.

Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в деятельности

(слайд 2)

-Как, вы думаете какие основные экологические проблемы можно выделить?

(На доске земной шар, с деревьями, животными и рыбами)

-Что перед нами?

-Посмотрите, что вы видите на ней?

-Сегодня на уроке вы наглядно увидим, как меняется наша планета под воздействием человека, и даже сами станем участниками этих изменений

Учащиеся совещаются в группах и приходят к выводу, что

-Загрязнение воздуха

-  Загрязнение водных источников

-Проблема мусора.

-Вырубка лесов, лесные пожары.

Ответы детей.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации.

3.

4.

Постановка учебной проблемы

Формулирование темы, цели и задач занятия. Планирование                                                                                                                                                                                          

-Послушайте:

Вещи служат нам очень недолго, а покупаем мы их всё больше. В результате всё больше становится и отходов. Каждый из нас отправляет на свалку 400 кг мусора в год. (слайд 4) Ученые посчитали, что если бы из мусора, который жители России выбрасывают за год, можно было построить башню шириной метр на метр, то по ней можно было бы добраться до Луны.

-О какой экологической проблеме идет речь?

-Какое решение этой проблемы вы могли бы предложить планете?

-Выйдите к доске, взяв кисточки с коричневой краской, и нарисуйте точки на нашей Земле.

-Проблема мусора

Учащиеся совещаются в группах и выдвигают по одной главной версии.

Выходят по одному ученику от каждой группы.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; вести диалог.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; планировать

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

5.

6.

Постановка учебной проблемы

Формулирование темы, цели и задач занятия. Планирование.                                                                                                                                                                                              

Следующая ситуация:

Порядочная благополучная семья выехала на пикник в лес. Они пожарили шашлыки и оставили не до конца потушенный костер. Вечером по новостям объявили…?

(слайд 5)

-А также вспомните, на посл. учебном занятии мы активно разбирали какую проблему?

-Какое решение этой проблемы вы могли бы предложить планете?

(слайд 6) посмотрите, как изменилась наша планета за несколько лет.

-Выйдите к доске, взяв ножницы и срубите все деревья на нашей планете.

-Что произошел лесной пожар

-Проблему вырубки лесов.

Два ученика у доски.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; вести диалог.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; планировать

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

7.

8.

Постановка учебной проблемы

Формулирование темы, цели и задач занятия. Планирование.                                                                                                                                                                                              

Новая ситуация:

-Вы едете на машине с семьей по городу. Внезапно ваша машина заглохла на оживленной трассе.Вы вышли, ожидая пока поломку устранят. На дороге вы почувствовали удушающий запах выхлопных газов и стало почти невозможно дышать. (слайд 7)

-Как вы думаете, о какой проблеме идет речь?

-Какие еще причины загрязнения воздуха вы помните?

Попробуйте сформулировать свои варианты решения.

-У доски, прилепите на нашу землю по трубе с дымом.

-Загрязнение воздуха

Ответы детей.

Работа в группах, выдвижение гипотез.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; вести диалог.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; планировать

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

9.

10.

Постановка учебной проблемы

Формулирование темы, цели и задач занятия. Планирование.                                                                                                                                                                                              

Последнюю ситуацию прочитайте на стр. 79 в учебнике. (слайд 8)

-О какой проблеме идет речь?

-Как вы думаете, какие меры по решению этой проблемы вы можете предложить?

-Возьмите черную краску и нарисуйте волнистые линии на водных пространствах земли.

А также возьмите красную краску и зачеркните живые организмы.

Почему? (слайд 9)

Чтение ситуации о крушении нефтяного судна

-Проблема загрязнения водных источников.

Работа в группах, выдвижение гипотез.

Ответы детей.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; вести диалог.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; планировать

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

11.

Поиск решения учебной проблемы. Совместное «открытие» знаний

-Посмотрите на нашу Землю теперь? Она вам нравится?

-Предположите, как человек должен относиться к своему дому?

Ответы детей.

Выдвижение гипотез.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

12.

Выражение решения и реализация «продукта»

-Скажите, а какой вы бы хотели видеть нашу планету? (слайд 10)

-Что бы каждый из вас смог сделать для благополучия нашей планеты?

Ответы.

Познавательные:

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; личностные: смыслообразование.

13.

Рефлексия

 Однажды летним утром

 Я глянула в окно,

 Но всё, что я увидела –

 Тумана серебро.

 Окутан дымкой серою

 Наш двор со всех сторон,

 И вот на горизонте

 Виднеется лишь он.

 Как вышла я на улицу,

 Слезятся так глаза

 И чешутся, и жмурятся,

 И вот на них слеза.

 Слеза за нашу улицу,

 За наш район, за край,

 За воздух, что отправил

 Многих людей уж в рай.

 За те леса, что были

 Красивее всего

 За то, что сотворили

 Мы с ними с давних пор.

 Полны бутылок, грязи,

 Здесь вечно шум и гам,

 Объедки и окурки.

 Позор нам, стыд и срам!

 А реки, Боже правый!

 О чём тут говорить…

 О, наша Волга матушка,

 Как трудно тебе жить!

 Зато заводы строим

 И здесь, и там, и тут.

 А чем же люди дышат?

 Да ладно, проживут…

 А почему так часто

 Рождается урод?

 А потому, что город

 Один сплошной отход!

 Согласна, что без фабрик

 Нам жить никак нельзя,

 Но можем же придумать

 Мы что-нибудь, друзья.

 Чтоб на заводах ставить

 Всё больше очистных

 Сооружений новых,

 И нужных, и простых.

 Чтоб на переработку

 Всем денег выделять,

 И чтобы химикатами

 Нам больше не дышать.

 Задумаемся, люди!

 И скажем (про себя)

 «Не буду больше мусор

 Бросать вокруг себя!»

Просмотр видеоролика «Соц. Ролик о проблемах экологии»

Прослушивание стихотворения, просмотр видеоролика. Формулирование выводов

Познавательные:

Рефлексия способов и условий действий

Регулятивные:

контроль и оценка способов своей деятельности.

Методическая цель: Рассмотреть эффективность применяемых способов формирования мотивации детей к изучению экологических проблем, связанных с загрязнением окружающей среды. Показать практическую значимость применения технологии проблемного диалога на уроках окружающего мира.

Методические рекомендации

1.На этапе актуализации знаний можно расширить знания и умения ребят по теме «Экология», через включение занимательного материала и формирование понятий.

2.  На этапе постановки учебной проблемы установление причинно - следственных связей осуществлять через драматургию, что повысит мотивацию в решении учебной проблемы.

3.Использование электронных образовательных ресурсов поможет учебное занятие сделать увлекательным, ярким и повысить мотивацию детей к изучению природы родного края.

4.На этапе поиска решения учебной проблемы. Совместное «открытие» знаний ребятам можно предложить объединиться в группы по интересам.

5.С помощью технологии проблемного диалога на уроках ОМ можно повысить ответственность учащихся за свое поведение в природе и уровень экологической культуры среди младших школьников.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы загрязнения окружающей среды

Современный мир страдает проблемами загрязнения окружающей среды. На данном классном часе знакомим учащихся с понятием "экология", говорим о причинах загрязнения окружающей среды, фомируем у детей бер...

Проект "Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами и способы их утилизации".

Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами  и способы их утилизации...

Проблемы загрязнения окружающей среды

        В наш технологический век человеческому организму приходится справляться с немалым количеством стрессов. Самый очевидный фактор такого стресса – это физи...

Доклад на тему: «Загрязнение окружающей среды: экологические проблемы природы»

Загрязнение окружающей среды, под которой понимаются также природная среда и биосфера — это повышенное содержание в ней физических, химических или биологических реагентов, не характерных для дан...