Использование дидактических игр на уроках «Окружающий природный мир». «Игротерапия и коррекционная работа с детьми-аутистами»
статья по окружающему миру

Дылыкова Дарима Гомбоцыреновна

Сообщение по теме самообразования: «Использование дидактических игр на уроках

 «Окружающий природный мир». «Игротерапия и коррекционная работа с детьми-аутистами»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение по теме самообразования: «Использование дидактических игр на уроках

 «Окружающий природный мир».

В классе по списку 6 обучающихся. Все дети с умеренной умственной отсталостью.

4 детей –недостаточная сформированность всех средств языка

2-ДЦП

1-нарушение слуха

1-аутизм, синдром Каннера

1-психопатоподобное расстройство.

Класс условно разделён на 2 группы. 1 группа-3 детей. Они могут под контролем учителя выполнять различные действия, упражнения, выполнять инструкции учителя. 2 группа- работает только с помощью учителя, вследствие имеющегося заболевания:

- ДЦП (нарушена мелкая моторика, спастический тетрапарез)

 - психопатоподобное расстройство.

Применяемые дидактические игры на уроках помогают детям лучше овладевать учебным материалом, лучше воспринимать окружающий мир.

Дидактическая игра-это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Дидактическая игра является эффективным методом закрепления знаний. Также как сам урок, игра реализует познавательные. Воспитательные и коррекционные задачи обучения:

1. коррекция и развитие памяти (вырабатывать и совершенствовать навыки прочного запоминания; произвольную память)

2. коррекция и развитие внимания (развивать целенаправленное внимание и активность)

3. коррекция и развитие самооценки (формировать адекватную самооценку, самоконтроль, взаимоконтроль и т.д). Многие дидактические игры ставят перед детьми с нарушением интеллекта задачу находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать и группировать, предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения

Дидактические игры при прохождении темы «Домашние животные»

Цель: Закрепление знаний по изученной теме

Оборудование: предметные картинки с изображением действия животного

Ход игры: показываю картинку, дети называют животных. Вопрос: лошадь что делает?  (скачет). Собаки лают. Кошка ласкается. Козы пасутся. Правильный ответ оценивается фишкой.

«Алёша в деревне». Дети очень радуются, когда в игре присутствуют их имена.

Цель игры: закрепление названий домашних животных, обучение отгадыванию загадок.

Ход игры: Рассказ о мальчике Алёша.

«Алёша давно хотел съездить в деревню. И вот наконец они поехали с мамой. Утром он проснулся рано и видит:

Отворилась тихо дверь. И вошёл усатый зверь, сел у печки, жмурясь сладко, и умылся серой лапкой.

Алёша сразу узнал, кто это. А знаете ли вы? Кто это? ( на доску прикрепляется фигурка кошки)

Вышел Алёша во двор, а навстречу ему

- Борода да ножки, бегут по дорожке.

Не знал Алёша, кто это. А вы узнали? Как догадались? ( фигурка коза также на доску)

Заглянул мальчик в маленький домик и обрадовался: сидит там на жердочке птица.

Ой! Закричал Алёша – я знаю, кто ты. Тебя зовут Петушок. Вы догадались, кто это был?

А что это за маленький домик?

Пошёл мальчик дальше и испугался.

Стоит перед ним копна

Спереди вилы, а сзади метла.

Кто мог быть? Кого мальчик испугался?

Побежал он обратно в дом, а его не пускают.

Заворчал живой замок, лёг у двери поперёк.

Алёша знал, кто это, но побоялся подойти.

Кто сторожил дом?

Вышла бабушка и сказала: «Ах ты мой сторож хороший! Но на Алёшу не рычи, он наш гость, будьте друзьями»

Погостил Алёша в деревне и познакомился ещё с другими животными. Как вы думаете с какими?»

Третий лишний.

Цель: отработка классификации по группам.

Оборудование: картинки с изображением животных: жук, лиса, волк.

Корова, овца, тигр.

Курица, петух, ворона.

Ход игры: учащиеся называют животных и объясняют почему одно из них является лишним животным. Правильные ответы оцениваются игровыми фишками.

Загадки. Дети любят отгадывать загадки, предполагающие хоровой ответ.

Меньше тигра, но немножко

Больше крупной рыжей кошки.

На суку на обычно, притаившись ждёт добычу.

Не робей, но берегись

В том лесу, где бродит    ……..

Кто зимой холодной, бродит злой, голодный?  ............

Назови детёнышей.

Ход игры: по предметным картинкам дети называют детёнышей животных.

Корова-телёнок, коза-козлёнок

Волк-волчонок, лиса-лисёнок.

Медведь-медвежонок.

Эти дидактические игры примерные, из опыта работы. Также в своей работе использую интернет-ресурсы, различные развивающие игры и упражнения.

Учитель-Дылыкова Д Г,

ГБОУ СКОШИ 2

2019 уч. г



Предварительный просмотр:

Игротерапия и коррекционная работа с детьми-аутистами.

Взаимодействие с аутичным ребенком необходимо строить в зависимости от диагноза и реальных возможностей самого ребенка. Коррекционная работа должна вестись в нескольких направлениях одновременно, среди которых одним из приоритетных является игровая деятельность (умение и желание ребенка играть). Существуют следующие формы игрового поведения:

  • манипулятивная игра (ребенок катает, крутит, подкидывает игрушку, не обращая внимания на ее «функции»);
  • упорядочивание (раскладывание предметов в определенном порядке — друг на друга, в ряд, один в другой и т.д.);
  • функциональная игра (использование предметов и игрушек в соответствии с их функцией (например, причесывание кукол игрушечной расческой));
  • символическая игра (ребенок использует объект, замещая им другой объект (например, ребенок скачет на палочке, как на лошади)); ребенок наделяет объект свойствами, которыми тот не обладает («У этой куклы грязное лицо»), ребенок относится к отсутствующему объекту так, будто бы он присутствует («Если чашка пустая, играет, будто она  наполнена водой»).

Игра детей с РАС (расстройствами аутического спектра), как правило, нефункциональна, несоциализирована, лишена сюжета и символических черт, ригидна, монотонна, и состоит из многократно повторяющихся манипуляций с игрушками (которые используются не по назначению) или с неигровыми неструктурированными материалами (палочки, вода, песок, кусочки ткани, обрывки бумаги).

Поэтому таких детей нужно учить играть, начиная с развития предметно-игровых действий, основанных на личностном интересе ребенка к той или иной игрушке или ситуации. При этом обязательно должны учитываться игровые предпочтения ребенка: для занятия — на первых порах берется любимая или хорошо знакомая ребенку игрушка. Взрослый предлагает ребенку совершать предметно-игровые действия по подражанию, неоднократно повторяет их и сопровождает речевыми комментариями. В последующем действие с игрушкой переходит к сюжетно-отобразительной игре. Для становления сюжетной игры детей обучают играть сначала рядом с партнером, а затем вместе со своим сверстником. Лишь постепенно детей в ходе игры объединяют в микрогруппы.

Игра детей в коллективе тесно связана с их представлениями о взаимоотношениях между людьми. Поэтому необходимо постоянно формировать и обогащать представления детей о роли каждого члена семьи, о способах общения людей между собой. Игра воспитывает социально приемлемые нормы взаимоотношений между людьми, обучает подчинять свое поведение требованиям ситуации и нормам морали.

В ходе дальнейшего обучения эти представления обогащаются знаниями детей о различных профессиях, о значимости каждой профессии для человеческого общества.

Работа с аутичными детьми  начинается с самых элементарных задач:

  1. Учить детей наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям.
  2. Учить детей обыгрывать игрушки.
  3. Воспитывать у детей интерес к выполнению предметно-игровых действий по подражанию и показу действий взрослым.
  4. Воспитывать у детей эмоциональное отношение к обыгрываемому предмету или игрушке.
  5. Воспитывать у детей интерес к подвижным играм.
  6. Учить детей участвовать в инсценировках эпизодов знакомых сказок.
  7. Учить детей играть рядом, не мешая друг другу.

В работе с детьми я пытаюсь придерживаться заповедей Марии Монтессори

  • Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
  • Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
  • Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
  • Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
  • Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
  • Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
  • Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.
  • Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
  • Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что  есть в твоем распоряжении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактической игры на уроках окружающего мира

Среди педагогических средств активизации учебного процесса особое место принадлежит дидактической игре. Дидактическую ценность для изучения природы на уроках естествознания имеют лишь те игры, в котор...

Использование дидактических игр на уроках окружающего мира.

Дидактические  игры  активизируют интерес и внимание детей, развивают познавательные способности, воображение, формируют учебные умения,  навыки самоконтроля и самооценки, самостоятельн...

Статья на тему: "Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством организации групповой работы с использованием сингапурской системы на уроках окружающего мира"

Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством организации групповой работы с использованием элементов сингапурской системы на уроках окружающего мираИ.В. Гриманова, руководите...

Игротерапия и коррекционная работа с детьми аутистами

Взаимодействие с аутичным ребенком необходимо строить в зависимости от диагноза и реальных возможностей самого ребенка. Коррекционная работа должна вестись в нескольких направлениях одновременно, сред...

Дидактические игры по предмету «Окружающий природный мир» (по варианту 1.4)

В данной методической разработке представлены дидактические игры по окружающему природному миру по примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для глухих ...

Презентация к уроку по предмету "Окружающий природный мир". 1 класс Коррекционной школы.

С помощью презентации сформировать у детей первичные представления о планете Земля, о Солнце и Солнечной системе....

Игротерапия и коррекционная работа с детьми-аутистами.

Взаимодействие с аутичным ребенком необходимо строить в зависимости от диагноза и реальных возможностей самого ребенка. Коррекционная работа должна вестись в нескольких направлениях одновременно, сред...