НПК "Режим дня школьника"
учебно-методический материал по окружающему миру
Научно-исследовательская работа по окружающему миру "Режим дня младшего школьника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
npk_rezhim_dnya_shkolnika.docx | 180.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов
Городская научно-практическая конференция обучающихся
«Первые шаги в науку»
Режим дня школьника
Автор: Бец Степан Андреевич
Класс: 3
ОУ: МБОУ СОШ № 19
с углубленным изучением отдельных предметов
Руководитель: Шмелькова Рамзия Хамидовна,
учитель начальных классов
МЕЖДУРЕЧЕНСК – 2021 год
Содержание
- Введение
- Основная часть
- Теоретическая часть
#1063;то такое режим дня;
Основы правильного распорядка и режима дня для школьника.
- Практическая часть
Составление режима дня.
Особенности организации режима дня учащихся первой смены и второй смены;
Анкетирование, результаты анкетирования.
- Заключение
- Литература
- Приложение
Приложение 1. Анкета для учащихся.
Приложение 2. Анкета для родителей.
Приложение3. Советы родителям младших школьников.
Приложение 4. Памятка для родителей.
- Введение
Я учусь в третьем классе и заметил, что некоторые ребята иногда приходят на уроки с невыполненными домашними заданиями или, как и я делают их поздно вечером и даже рано утром перед занятиями. От этого у таких учеников снижается успеваемость. Я решил провести исследование и выяснить причину, которая мешает одноклассникам учиться лучше. Мои родители и учительница рассказала нам о том, что для того, чтобы всё успевать делать вовремя, быть здоровым и хорошо учиться в школе, надо соблюдать режим дня.
Цель работы: выяснить, важно ли соблюдать режим дня и как он влияет на успеваемость школьников.
Задачи:
- формировать представления о режиме дня, его основных компонентов;
-составить режим дня школьника;
- выяснить связь между успеваемостью и соблюдением режима дня;
-воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Объектом исследования: режим дня школьника.
Предмет исследования: отношение младших школьников к режиму дня.
Гипотеза: предполагаем, что соблюдение режима дня школьниками положительно влияет на успешность их обучения и настроение.
Новизна работы обусловлена тем, что данный материал поможет школьникам рационально организовать режим дня, потому что от этого зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.
Актуальность:правильно организованный режим дня школьника – основа успешной учёбы, занятий в кружках, отдыха учащегося.
Практическая значимость заключается в том, что собранный материал поможет школьникам понять, что при соблюдении режима дня у них формируется привычка, когда конкретное время является сигналом для соответствующих действий.
Методы исследования:
обработка литературных источников; анкетирование.
II. Основная часть.
Человек является частью природы, потому в его жизни, как и в природе, все должно совершаться ритмично. Режим дня является определенным отражением необходимых организму правильных физиологических процессов. При соблюдении режима дня у школьников образуются условные рефлексы на время:
-установленное время пребывания ребенка на свежем воздухе создает у него привычку гулять именно в эти часы,
- привычка ложиться спать и вставать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и пробуждению.
Режим дня- это рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток. Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение.
От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе. Режим дня школьника - это чередование труда и отдыха в определенном порядке.
Режим – слово французское и в переводе означает «управление». В первую очередь это управление своим временем. Но в конечном итоге – и своим здоровьем, и своей жизнью.
В режиме школьника должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий в школе и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться из одного состояние в другое.
От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое и психическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.
Чтобы детский организм развивался правильно, немаловажно уделить внимание режиму дня школьника. Прежде всего, необходимо организовать очередность различных видов деятельности и свободного времени. От распорядка дня зависит не только настроение ребенка, но и здоровье в целом. При хроническом переутомлении тормозится рост и развитие ребенка, ухудшается состояние здоровья школьника. При соблюдении режима ребенок становится физически активней, проходит успешнее обучение в школе. Полноценный сон даёт возможность легче воспринимать информацию на уроках, повышается работоспособность. Важно правильно организовать выполнение школьником домашних заданий. Благоприятное время для приготовления уроков — 15-16 часов. Для восстановления работоспособности через каждые 30 минут необходим перерыв. Рекомендуется готовить уроки с легких заданий и переходить к наиболее трудным. Учащимся младших классов часто не хватает двигательной и физической нагрузки, что приводит к утомляемости. Поэтому в распорядке дня у школьника обязательно должны присутствовать утренняя гимнастика и физические разминки во время выполнения домашних заданий. На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отвести 1,5—2 часа. Младшим школьникам настоятельно рекомендуется ограничить просмотр телевизора до 45 минут в день. Телевизор желательно смотреть сидя, на расстоянии от 2 до 5 м от экрана. Нежелательно выполнять домашние занятия перед сном. Вечерние часы обязательно должны быть свободными и посвящены отдыху. При соблюдении режима дня центральная нервная система вырабатывает полезные привычки, которые значительно облегчают переход от одного вида деятельности к другому. Вот, почему необходимо строго придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, приема пищи, выполнения домашних заданий.
Основы правильного распорядка и режима дня для школьника
Зарядка
С чего же должен начинаться день для школьника? С зарядки. Давайте обратим внимание на название процедуры – зарядка, то есть действие, которое зарядит вас энергией на целый день и поможет подготовить организм к нагрузкам предстоящего дня, к учёбе в школе. Так, что зарядка обязательно должна присутствовать в правильном режиме дня школьника, причём именно с утра. Для утренней физ. зарядки старайтесь выбирать упражнения, которые бы задействовали все группы мышц, но помните, что мышцы брюшного пресса, мышц тела, рук и ног – обязательно нуждаются в нагрузке. Обязательны упражнения на гибкость. Желательно зарядку закончить бегом и прыжками. Помните о том, что для разного возраста, зарядка должна быть разной продолжительности – от 10 минут до 30 минут. Также с возрастом необходимо увеличивать постепенно сложность упражнений и скорость их выполнения. Очень важно, чтобы во время физических занятий был приток свежего воздуха в помещение (в идеале зарядка выполняется на свежем воздухе, на улице).
Утренние процедуры
Следующим пунктом в режиме дня школьника должны быть водные гигиенические процедуры. Для детей школьного возраста очень важно принять после физических упражнений душ. Также душ с утра хорош тем, что он быстро избавит школьника от сонливости и подготовит к сложностям предстоящего дня. Постепенно температуру воды при приёме душа необходимо снизить с 30 до 20 градусов. Так, что душ в режиме дня школьников имеет значение не только, как гигиеническая процедура и быстрое избавление ребёнка школьного возраста от сонливости, но и как хорошее закаливающее средство. Со временем можно перейти к контрастному душу. Если утренний душ в распорядке дня школьника ну никак не помещается, то необходимо, хотя бы умывание холодной водой, которое тоже очень неплохо прогоняет сонливость. Школьник, как и любой другой человек должен чистить зубы и совершать другие гигиенические процедуры.
Завтрак
Не смотря на то, что многие дети в школьном возрасте очень неохотно кушают с утра, а то и вовсе отказываются от завтрака, исключать его из режима дня нельзя ни в коем случае. Более того, завтрак должен быть горячим и достаточно плотным. Завтрак должен обеспечивать в режиме питания четверть от потребностей школьника в еде за день. Также важно, чтобы завтрак проходил в спокойной и тихой (никакого телевизора) доброжелательной обстановке. Всего для ребёнка-ученика суточная калорийность должна составлять 2300 ккал. Для того, чтобы привить ребёнку привычку к правильному режиму питания, необходимо, чтобы приём пищи дома был семейным. Правильный режим приёма пищи ребёнком школьного возраста в течение дня поможет обеспечить отсутствие различного рода перекусов.
Идём в школу
Путь до школы должен сочетаться с непродолжительной утренней прогулкой. Если школа находится недалеко, то можно весь путь до неё проделать пешком. В любом случае, пусть даже и совсем непродолжительная, но в режиме дня для школьника утренняя прогулка быть просто обязана. Естественно, совершать сегодня запланированную утреннюю прогулку или нет, необходимо решать, принимая во внимание и погодные условия. Прогулка под дождём ещё ни одному школьнику здоровья не добавила, так, что в этом случае этот пункт режима дня стоит нарушить.
Занятия в школе
Всю первую половину дня учащиеся проводят в школе. В режиме питания школьника на день обязательно должен быть предусмотрен второй завтрак, который ученик должен получить в школе.
Дорога домой
Дорогу в школу можно совместить с лёгкой прогулкой. Дневная прогулка должна быть включена в распорядок дня каждого школьника.
Обед в распорядке дня для школьника
Обед должен приходиться в распорядке дня примерно на и заканчиваться в Как и при любом приёме пищи, обед должен проходить в спокойной, тихой и благожелательной обстановке. Нельзя во время приёма пищи детям читать или болтать. Лучше всего, если за обедом, как и за ужином, будет собираться вся семья. Превратив приёмы пищи в семейное действо, будет намного легче детям придерживаться режима питания и соблюдать распорядок дня в целом.
Послеобеденный сон
Послеобеденный отдых в распорядке дня школьника должен быть обязательно. Да, современного ребёнка школьного возраста уложить спать днём после обеда проблематично, а порой и действительно невозможно, но, даже если послеобеденный сон в распорядке дня юного школьника представляется нереальным, то просто отдых должен быть обязательно. Пусть ребёнок не спит, а просто отдыхает – этого вполне достаточно. Но, никакого телевизора или компьютера, иначе это уже совсем не отдых. В режиме дня для послеобеденного отдыха школьника необходимо выделить один час.
Время для активных игр на свежем воздухе
После того, как вы вернулись со школы, пообедали и немного отдохнули после обеда, настаёт время для подвижных игр. Желательно, чтобы такие игры были действительно подвижными и проходили на свежем воздухе. Если дело происходит зимой, то игры на улице всё равно необходимо, хотя и должно быть пребывание на улице сокращено по сравнению с летними месяцами. Здесь распорядок дня для школьника придётся корректировать самостоятельно в зависимости от времени года.
Полдник
Полдник просто необходим ребёнку не только младшего возраста, но и школьнику. Поэтому место в распорядке дня школьника для полдника должно обязательно отыскаться, причём место это с до Полдник необходим, перед тем как ребёнок сядет готовить домашнее задание.
Готовим домашние задания
С до в биологическом режиме организма наступает второй оптимальный период времени для приготовления домашнего задания. Первый период, более интенсивный, наступает в первой половине дня, а второй - во второй половине менее интенсивный, но всё же период повышенной работоспособности. Поэтому с до маленький ученик должен делать уроки, так как это очень благоприятное для этого время. Составляя режим дня школьника, обязательно учитывайте биологические циклы человеческого организма.
Вечерний отдых
После того, как ребёнок сделал все домашние задания, перед ужином ему очень полезна будет небольшая прогулка на свежем воздухе. Такая прогулка не только поможет нагулять аппетит, но и ребёнок немного устанет, а значит, будет крепче спать и быстрее засыпать. Можно прогулку заменить спокойными играми или занятиями дома. Проводится с до
Ужин
За ужином, даже если за завтраком или обедом этого не позволяли обстоятельства, обязательно должна собираться вся семья. Это очень желательно для того, чтобы ребёнок воспринимал приёмы пищи, как некое семейное действо. Ужин должен быть немного легче, чем завтрак.Ужин должен быть не позже
Перед сном
После того, как в соответствии с режимом дня прошёл ужин, должно наступить время для спокойных занятий дома по выбору самого школьника. Это может быть и чтение книги, и всё, что угодно. Всего отведите на это 30 минут, вполне достаточно.
Готовимся ко сну
С до ребёнок должен подготовиться ко сну. Что сюда входит: гигиенические процедуры, подготовка одежды и школьных принадлежностей на следующий день и т.д. На это в режиме дня отводится всего полчаса, но и этого вполне достаточно.
Сон
Это один из важнейших факторов, который влияет на работоспособность ребёнка школьного возраста. Во время сна снижается уровень активности всех физиологических процессов, только мозг продолжает работать, переваривая и раскладывая по полочкам всю информацию, полученную за день. Именно поэтому сон так важен для ребёнка школьного возраста – он является логическим завершением достаточно трудного дня. Сон должен быть глубоким и продолжительным. Современный школьник, который в течение дня получает достаточно большие нагрузки, должен спать не менее 9-10 часов, именно этим объясняется столь ранний, по меркам взрослых, отход ребёнка школьного возраста ко сну. Для того, чтобы по утрам школьник легко просыпался, а по вечерам легко засыпал, необходимо чтобы он привык ставать и ложиться в одно и то же время. Вот для этого нужен распорядок дня для школьника, вот поэтому так важно не нарушать режим ни днём, ни вечером. Даже в зимнее время, комната перед сном должна быть хорошо проветрена (в зимнее время это просто необходимо сделать заблаговременно). Нормальной температурой комнаты, которая обеспечит глубокий и здоровый сон школьника после трудного дня - являются 18°С. Необходимо вовремя ложиться спать т.к. из-за неправильного режима дня наблюдается хроническое недосыпание, которое может привести к переутомлению и невротическим расстройствам.
Составление режима дня.
На уроках окружающего мира мы говорили о пользе соблюдения режима дня,
что соблюдение режима дня положительно влияет на успешность нашего обучения и настроения. Каждый составил примерный распорядок дня, дома согласовали с родителями, и теперь у каждого ученика есть свой режим дня. Во втором полугодии я учусь во вторую смену, режим стал отличаться от режима, когда я учился в первую смену. Для некоторых родителей и их детей обучение в школе во вторую смену становится настоящим испытанием. Так как по всем правилам правильного распорядка дня, домашние задания в таком случае должны выполняться с утра. Но как показывает практика, именно в это время юным ученикам хочется подольше поспать, особенно если родители уже ушли на работу и никто не контролирует выполнение уроков. У многих ребят утром занятия в кружках, спортивных секциях, в музыкальной или художественной школе.
В таком случае тоже нужно придерживаться режима смены труда и отдыха, чтобы придя из школы, ребенок успевал отвлечься от занятий. Но все-таки в вечернее время тоже придется немного поработать над домашним заданием и выполнить хотя бы ее часть. А какую именно, решают родители, потому что работающим мамам и папам удобнее всего решить с вечера более сложные примеры, а на утро оставить самые легкие, с которыми ребенок справится самостоятельно. А для тех, кто, например, работает по свободному графику и находится дома в первой половине дня, проще учить все уроки с детьми именно в это время.
Сравним режимы дня по сменам.
1 смена | 2 смена | ||
Подъем | Подъем | ||
Зарядка, гигиенические процедуры | Зарядка, гигиенические процедуры | ||
Завтрак | Завтрак | ||
Дорога в школу | Выполнение домашних заданий | ||
Уроки в школе | Свободное время (игры, чтение, секции) | ||
Дорога домой | Второй завтрак | ||
Обед | Подготовка к школе | ||
Дневной сон или отдых | Обед | ||
Прогулка на свежем воздухе | Дорога в школу |
| |
Полдник | Занятия в школе | ||
Выполнение домашних заданий | Дорога домой | ||
Ужин | Ужин | ||
Свободное время (игры, чтение, секции) |
| Свободное время (игры, чтение, секции) | |
Подготовка к завтрашнему учебному дню, гигиенические процедуры | Подготовка к завтрашнему учебному дню, гигиенические процедуры | ||
Сон | с | Сон | с |
Особенности организации режима дня учащихся первой смены:
По сравнению со школьниками, которые учатся во вторую смену, учащиеся рискуют с утра проспать и опоздать на занятия. Наиболее тяжело к новому режиму привыкают первоклассники, не посещавшие детский сад и не привыкшие вставать настолько рано. Единственное правильное действие родителей в такой ситуации – это бескомпромиссно укладывать ребенка спать пораньше. Первокласснику рекомендуется спать не менее 10-11 часов.
Зарядка с утра важна для всех, но особенно для школьников, учащихся в первую смену. Несколько минут упражнений помогут сбросить сонливость и зарядиться бодростью на весь день.
Обязательно приучите ребенка завтракать и всегда отправляйте его в школу накормленным. Новые знания лучше добываются на сытый желудок.
Возвратившись домой из школы, ребенок должен полноценно пообедать. Не рекомендуется сразу же садиться за уроки. Можно уделить несколько минут отдыху или домашним обязанностям. Это поможет снять умственное напряжение после долгих часов учебных занятий. Оптимальное время выполнения домашнего задания – с до
Особенности организации режима дня учащихся второй смены:
Естественно, режим дня школьника, который учится во вторую смену, будет существенно отличаться от режима дня школьников, начинающих обучение с утра, но основные принципы составления распорядка дня должны сохраняться.
Традиционно и не безосновательно считается, что учащиеся первой смены находятся в более выгодном положении, так как есть ощущение, что у них больше свободного времени. К тому же, как уже упоминалось, лучшими часами работоспособности считается время с до Это время учащимся второй смены следует использовать для подготовки домашнего задания.
Кружки и спортивные секции можно посещать как до выполнения домашнего задания, так и после него. Если есть выбор, то все же лучше сначала сделать уроки, а затем идти на дополнительные занятия. Во-первых, так будет соблюден важный принцип чередования умственной и физической или творческой деятельности. А во-вторых, ребенок получит дополнительную мотивацию: выполнить быстрее задание, чтобы успеть посетить кружок.
И во вторую смену ребенок можетуспешно учиться, полноценно питаться,успевать отдыхать, и помогать по дому.Все что необходимо для этого сделать –правильно организовать режим дня ребенка.
#1040;нкетирование
В качестве метода исследования было выбрано анкетирование, в котором приняло участие 27 моих одноклассников. Ответы на вопросы анкеты позволяют оценить следующие компоненты режима дня школьника: сон, учеба дома, питание, свободное время.
Анкета для учащихся.
1. Выполняют утром физическую зарядку
всегда-45%
иногда-31%
никогда-24%
2. Завтракают утром
всегда-76%
иногда-24%
никогда-0
3. Время, когда обычно учат уроки
сразу, как прихожу из школы-24%
отдыхаю и только потом начинаю делать уроки-45%
обедаю и сажусь за уроки-31%
4. Время, затраченное на приготовление домашних заданий
до 1 часа-71%
1- 2 часа-18%
2-3 часа-11%
3-4 часа-0
5. При выполнении домашнего задания делают перерывы
всегда-60%
иногда-16%
никогда-24%
6. В какое время ложатся спать
в
в
после
#1063;асто ли просыпаются не выспавшись
всегда-24%
иногда-60%
никогда-16%
8. Сколько часов в день смотрят телевизор
1-2 часа-58%
3-4 часа-10%
все свободное время-32%
9. Как обычно проводят воскресный день
смотрю телевизор, играю в компьютерные игры-58%
слоняюсь по дому-10%
гуляю, занимаюсь спортом-16%
другое -16%
10. Как часто планируют свой день
всегда-48%
иногда-25%
никогда-27%
11. Считают ли важным соблюдение режима дня
да-76%
иногда-24%
нет-0
Результаты анкеты были проанализированы, сопоставлены с гигиеническими нормативами. Подведя итоги анкетирования, мы пришли к таким результатам:
1. Учащиеся имеют представление о режиме дня.
2. Среди учащихся есть нарушения основных режимных моментов.
3. Большинство учащихся моего класса просыпаются утром с помощью родителей (80%). Просыпаются по будильнику – 20 %. Мало кто из класса просыпаются самостоятельно. Предположительно можно сделать вывод о том, что ребята мало спят по времени и не высыпаются за ночь.
4. Половина учащихся не уделяют достаточного внимания утренней зарядке, как компоненту физического воспитания. Выполняют всегда только 45%. Это подтверждает частые простудные заболевания и пропуски уроков по неуважительным причинам.
5. Нарушения режима питания отмечаются у незначительного количества учащихся. 24% - завтракают иногда, что приводит к различному роду отклонениям в состоянии здоровья у таких учеников: жалобы на боли в животе, слабость.
6. Среди учащихся отмечаются нарушения гигиены учебной деятельности дома. Домашние задания без обеда и отдыха после школы выполняют сразу 24%. У 11% учащихся превышены гигиенические нормативы продолжительности выполнения домашних заданий. Во время выполнения домашних заданий 24 % не делают перерывы. Можно предполагать, что у таких ребят быстро появляется утомление в выполнении домашних заданий и закрепление учебного материала идёт не на высоком уровне. Успеваемость по учёбе у таких ребят будет низкая.
7. Нарушения режима дня у учащихся связаны с чрезмерным увлечением телевизионными передачами, компьютерными играми. На просмотр телевизионных передач и игр в компьютере тратят 54% учащихся. Это свидетельствует о гиподинамичном образе жизни у этих ребят. Следствием этого являются сердечнососудистые заболевания, болезни органов зрения и нарушения в осанке.
8. Для 29%учащихся характерно более позднее засыпание, у этих ребят отмечается недостаток сна, который влияет на восстановление сил организма. А это в свою очередь сказывается на их общем самочувствии и работоспособности на уроках в школе.
9. Всегда планируют свой режим дня только 48% учащихся, планируют свой день иногда -25 %, а 27% не планируют свой день, как говорят, куда кривая приведет, а значит, им есть над чем работать. Таким учащимся трудно выполнять всю намеченную работу, отдохнуть и подготовиться к новому учебному дню. Этим ученикам необходимо разъяснять значение режима дня и его влияние на состояние организма. Постараться сформировать у данных учеников чувство ответственности при организации своего рабочего дня.
10. Нерационально организованный режим дня способствует ухудшению состоянию здоровья и снижению успеваемости учащихся.
Для родителей тоже была предложена анкета (Приложение 2). Родители отмечают, что не всегда довольны соблюдением режима дня своими детьми, но они стараются сделать все для их здоровья и хорошего настроения. Наши родители прислушиваются к рекомендациям классного руководителя по соблюдению режима дня школьниками (Приложение 3).
Наша учительница посоветовала использовать оздоровительные минутки, когда мы выполняем домашнее задание.
- Оздоровительная минутка проводится через каждые 10 – 15 минут выполнения заданий.
- Общая продолжительность оздоровительных минутки не более 3 минут.
- Необходимо выполнять упражнения для рук: сжимание и разжимание, потряхивание кистями и т.д.
- Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой – для снятия напряжения. Они могут быть такими:
- «Моем руки» - энергичное потирание ладошкой о ладошку.
- «Моем окна» - попеременное, активное протирание воображаемого окна.
- «Ловим бабочку» - воображаемая бабочка летает в комнате. Нужно ее поймать и выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая хватательные движения.
- После длительного сидения необходимо делать потягивание, приседание, повороты туловища в разные стороны.
- Можно поиграть с мячом, применить обруч, гантели и т.д.
Заключение
Я на собственном примере убедился, что благодаря правильному режиму дня у меня бодрое настроение, я хорошо учусь в школе, с удовольствием занимаюсь творчеством, принимаю участие в различных конкурсах и олимпиадах, люблю активно отдыхать. Исследование позволило сделать вывод о том, что выполнение режима дня школьниками положительно влияет на успешность их обучения и настроение.
Режим может отличаться и зависеть от физиологии человека и социальных условий, но то, что режим должен присутствовать в жизни каждого – это неоспоримый факт, подтвержденный многочисленными научными исследованиями. Научив школьника управлять своим временем, и грамотно относиться к своему распорядку дня, вы прививаете своему ребенку чувство ответственности и пунктуальности, что очень пригодиться ему в будущем.
Список литературы
1. Иванов К.А. Режим школьника.
#1050;озлов В.И.Береги здоровье смолоду.
3. Крутецкая В.А. Правила успеваемости и режим дня школьника.
4. Ликум А. «Всё обо всём» популярная энциклопедия для детей.
5. Матвеев В.И. Как сберечь здоровье?
#1057;кворцова С.Н. Режим дня и его влияние на здоровье ребёнка и качество его обучения. Лектории для родителей 1-4 классов.
8.
Приложения
Приложение 1
Анкета для учащихся
“Мой режим дня”
1. Выполняете ли вы утром физическую зарядку?
а) всегда; б) иногда; в) никогда.
2. Завтракаете ли вы утром?
а) всегда; б) иногда; в) никогда;
3. В какое время вы обычно учите уроки?
а) сразу, как прихожу из школы;
б) отдыхаю и только потом начинаю делать уроки;
в) обедаю и сажусь за уроки.
4. Сколько времени вы затрачиваете на приготовление домашних заданий?
а) до 1 часа; б) 1 - 2 часа; в) 2 -3 часа; г) 3 -4 часа
5. Делаете ли вы перерывы при выполнении домашнего задания?
а) всегда; б) иногда; в) никогда.
6. В какое время Вы ложитесь спать?
а) в ; б) в ; в) после
#1050;ак часто вы просыпаетесь не выспавшись?
а) всегда; б) иногда; в) никогда.
8. Сколько часов в день вы смотрите телевизор?
а) 1 - 2 часа; б) 3- 4 часа; в) все свободное время.
9. Как обычно вы проводите воскресный день?
а) смотрю телевизор, играю в компьютерные игры;
б) слоняюсь по дому;
в) гуляю, занимаюсь спортом;
г) другое (укажите что именно).
#1050;ак часто вы стараетесь спланировать свой день:
а) всегда; б) иногда; в) никогда.
#1057;читаешь ли ты важным соблюдение режима дня?
а) да; б) иногда; в) нет.
Приложение 2
Анкета для родителей.
1. В какое время Ваш ребенок обычно встает в учебный день?______________
2 . Делает ли ребенок утреннюю зарядку? да__________ нет __________
3. Делает ребенок закаливающие процедуры? да__________ нет
4. Завтракает ребенок перед школой? да__________ нет__________
5. Завтракает ли Ваш ребенок в школе? да__________ нет__________
6. Сколько времени затрачивает ребенок на дорогу в школу______________________________
7. Сколько времени в среднем проводит ребенок на воздухе:
в учебный день ___________
в выходные и каникулярные дни?__________
8. Сколько времени в среднем затрачивает ребенок на подготовку домашних заданий:
в учебный день_______
в выходные дни_____________
9. Какой из учебных предметов, как правило, требует большего времени на подготовку?______ __________________________________________
10. Читает ребенок ежедневно внепрограммную литературу? Сколько на это отводится времени в день? _________________________________________________________________________
11. Сколько времени ребенок тратит на занятия с компьютером и игровыми приставками:
в учебный день______________
в выходной день__________
12. В какое время ребенок обычно ложится спать:
в учебный день______
в выходной день_________
13. Бывают у ребенка жалобы на: головную боль, головокружение, расстройства сна?________________________________________________________________
14. Часто у ребенка появляются: слезливость, плохое настроение, капризы апатия?_____
15. Сколько времени ребенок тратит на просмотр телепередач:
в учебный день_____
в выходной день ______
Спасибо.
Приложение 3
Советы родителям младших школьников
1. Младший школьник должен спать в сутки не менее 11-12 часов, включая как ночной, так и дневной сон.
2. Приучите ребенка после прихода из школы и обеда немного поспать. Для хорошего отдыха достаточно часа-полутора. Если ребенок не привык днем спать, убедите его просто отдохнуть.
3. Найдите самое идеальное в комнате место, где ребенок будет спать, где сон его будет наиболее приятным и полезным.
4. Для глубокого сна важна и одежда, в которой спит ребенок. Лучше всего для сна подходит пижама из хлопковой ткани.
5. Ужинать ребенок должен не позже чем за час-полтора до сна. Это может быть кефир с печеньем, стакан теплого молока, банан или яблоко. Перед сном обязательны теплый душ, чистка зубов. Лучшее время проведения перед сном - семейное чтение.
6. Наиболее комфортная температура для спокойного и глубокого сна - 16-17°С. В любом случае помещение должно быть хорошо проветрено.
7. Питание - это пища, которую мы употребляем. Она идет на строительство и восстановление тканей организма, на снабжение его энергией, на обеспечение возможности двигаться, работать, выздоравливать после болезни и т. д.
Для растущего организма значение всего этого возрастает во множество раз.
- Организму нужны белки (обеспечивают строительство организма; составляют почти 20% веса нашего тела).
- Жиры (запасной источник энергии).
- Углеводы (обеспечивают нас энергией).
- Витамины (обеспечивают нормальную жизнедеятельность, активность и хорошее самочувствие организма).
Недостаток любого из питательных веществ ослабляет организм, замедляет его рост.
Какие же советы можно дать?
1. Желательно знать высококалорийные продукты и стараться избегать их чрезмерного употребления, например, таких, как:
• сдобные хлебные и кондитерские изделия
• мороженое
• шоколад, шоколадные конфеты
• жареные продукты
2. Предусмотреть своевременное пополнение запаса питательных веществ, если перед приемом пищи были длительные физические упражнения или подвижные игры.
3. Не допускать слишком длительного перерыва между приемами пищи. При неправильном питании дети могут терять или набирать вес. Наблюдение за весом должно быть заботой не только родителей, но и мальчика или девочки, Хорошо, если в доме есть весы, а на косяке двери время от времени отмечается рост ребенка. Это воспитывает самоконтроль у детей, умение анализировать состояние своего организма и здоровья.
Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка.
Папы и Мамы! Помните!
Дефицит двигательной активности ребенка – первоклассника составляет 40% от принятой нормы. Для компенсации потребности в движении ребенок должен ежедневно активно двигаться не менее 2 часов.
Для того, чтобы зарядка стала для вашего ребенка необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:
- Приучать ребенка своего ребенка к гимнастике с 2 – 3 лет.
- Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.
- Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.
- Включать веселую и ритмичную музыку.
- Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.
- Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.
- Выполнять зарядку в течение 10 – 20 минут.
- Включать в комплекс зарядки не более 8 – 10 упражнений.
- Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.
- Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые упражнения.
Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий первоклассников.
- Оздоровительная минутка проводится через каждые 10 – 15 минут выполнения заданий.
- Общая продолжительность оздоровительных минутки не более 3 минут.
- Если ребенок выполнял перед этим письменное задание, необходимо выполнять упражнения для рук: сжимание и разжимание, потряхивание кистями и т.д.
- Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой – для снятия напряжения. Они могут быть такими:
«Моем руки» - энергичное потирание ладошкой о ладошку.
«Моем окна» - попеременное, активное протирание воображаемого окна.
«Ловим бабочку» - воображаемая бабочка летает в комнате. Нужно ее поймать и выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая хватательные движения.
- После длительного сидения ребенку необходимо делать потягивание, приседание, повороты туловища в разные стороны.
- Если ваш ребенок двигательно малоактивен, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим ваш личный пример.
- Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный спортивный инвентарь: мяч, скалка, обруч, гантели и т.д.
- Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!
Приложение 4
Памятка для родителей.
Режим дня школьника
1 смена | 2 смена | ||
Подъем | Подъем | ||
Зарядка, гигиенические процедуры | Зарядка, гигиенические процедуры | ||
Завтрак | Завтрак | ||
Дорога в школу | Выполнение домашних заданий | ||
Уроки в школе | Свободное время (игры, чтение, секции) | ||
Дорога домой | Второй завтрак | ||
Обед | Подготовка к школе | ||
Дневной сон или отдых | Обед | ||
Прогулка на свежем воздухе | Дорога в школу |
| |
Полдник | Занятия в школе | ||
Выполнение домашних заданий | Дорога домой | ||
Ужин | Ужин | ||
Свободное время (игры, чтение, секции) |
| Свободное время (игры, чтение, секции) | |
Подготовка к завтрашнему учебному дню, гигиенические процедуры | Подготовка к завтрашнему учебному дню, гигиенические процедуры | ||
Сон | с | Сон | с |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Двигательная активность младших школьников - одно из условий по укреплению и сохранению здоровья младших школьников
Из опыта работы педагога...
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы
Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...
Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у младших школьников школьников
Организация досуговой деятельности одним из факторов профилактики агрессивности младших школьников.Формы организации в педагогическом процессе....
« Неуспешность в обучении школьника и пути её коррекции в учебной деятельности школьника» (из опыта работы)
В последнее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.Проблемы неуспешного в учебной деятельности младшего школьника требуют специал...
Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.
В условиях частных школ с присущей им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...
ДОКЛАД: Система мер по оптимизации процесса обучения с целью предупреждения неуспеваемости школьников. Общешкольные меры предупреждения неуспеваемости школьников. Пути преодоления неуспеваемости школьников.
На самом деле причин неуспеваемости очень много. Если попробовать предложить, что основной причиной неуспеваемости следует признать неграмотные действия самого учителя, то многое может поменять...